На Хабре есть масса статей про механизмы, биологию, психологию, профилактику выгорания. Но причины обычно рассматриваются как-то в целом и, в основном, применительно к работе: большая загрузка, трудоголизм, многозадачность… А ведь выгорание бывает не только от работы и на работе, его может вызвать что угодно: болезнь, спортивная нагрузка, смена образа жизни, непривычные традиции в новом коллективе и проч. И это будет всё то же мерзкое выгорание, когда не хочется вставать, когда ты тянешь задачу, которую можно сделать за час, а на столе всегда остывшие чай и кофе, когда ты запираешься в офисном или домашнем туалете, опускаешь крышку, садишься и полчаса листаешь мемы, ни один из которых не вспомнишь через 10 секунд. У тебя есть причины так себя вести, тебе так легче: в теле, в сознании, в мыслях. А потом оглядываешься и ты вновь не заметил весну и по ветру летят белые головки одуванчиков. Предлагаю остановиться и хотя бы заметить лето, пока оно здесь.

У человека есть окружение: семья, друзья, личная жизнь, увлечение, работа, общество, иные социальные группы.

Чрезмерная рабочая нагрузка

Она бывает разная: ситуативная (когда всем нужно аврально что-то выкатить в жёсткий дедлайн), управленческая (когда грузят на того, кто везёт), добровольная тревожная (если не я, то кто), случайная (как-то так сошлось, что навалились все проекты), закономерная (прокрастинировал месяц, а тут дедлайн). Но это всегда тройной стресс: переживание за качество работы, выполнение задач в максимально сложных условиях, осознание своих обязательств. 

Если человек по какой-то причине не может расставить приоритеты, отказаться от непрофильных задач, выстроить свою работу, он непременно выгорит — даже на фоне огромной любви к работе или проекту это произойдёт из-за истощения.

Бардак и хаос на работе

Бардак возникает по разным причинам: мы сами запускаем работу, суету наводит сумбурный руководитель, а бывает, что и сама компания выстроена таким образом, что вместо бизнес-процессов всё происходит по наитию и вдохновению. Некоторые называют это атмосферой стартапа и динамичной демократичной командой, но по сути это полное раздолбайство и зачастую управленческая беспомощность. Некоторые эксперты утверждают, что такие компании не выживают и такого не может быть в среднем и крупном бизнесе, однако практика показывает, что, во-первых, выживают, во-вторых, существуют, в-третьих выжигают сотрудников в условиях постоянного давления и стресса.

Токсичные сотрудники или руководитель

У них разные маски: руководитель обычно пользуется своей властью и не особо скрывает свои наклонности. Он может быть грубым, менять решения на ходу, предъявлять неадекватные претензии и требования, которые сложно или невозможно исполнить. Сотрудники же обычно скрывают свою токсичность под масками заботы, помощи, участия — чтобы знать как можно больше и нанести урон в самый чувствительный момент.

Человек выгорает просто от ожидания: что завтра будет на работе, как на это реагировать, что делать. Нередко такие переживания превращаются в руминации (зацикленные мысли, которые трудно выкинуть в голове и которые заставляют проигрывать сценарии) и вслед за выгоранием приходят страхи, прокрастинация и даже депрессия. Жить в постоянном ожидании подножки или скандала очень тяжело.

Непомерно высокие требования к работе

Быстрее, выше, сильнее, прибыльнее, с переработками — работать только так, на износ. И у многих, особенно в ИТ, это получается: подумаешь, отработать 14-16 часов дома, за компьютером, с печеньем, бутербродами и музыкой-фильмом фоном. А если и не дома, вот он, офис: с тренажёрами, кухней, массажными креслами, едой, напитками и даже с энергетиками. Только ты замечаешь, что не знаешь, какие в офисе тренажёры и какое оно, массажное кресло. Ну потому что завтра наверняка дойдёшь, край — после деплоя в среду, ну уж точняк — после спринта, возможно, после релиза. 

Высокие требования сами по себе не так уж и плохи — это определённая планка, ориентир. Их не стыдно не достичь. Но когда на эти требования кладутся здоровье и даже жизнь, это довольно неприятно и во многом незаконно (а ещё и малооплачиваемо, если разделить зарплату на реально отработанное время). К тому же, сотрудник может начать думать, что он не соответствует уровню компании и начинает «закрываться», отходить о важных задач и фактически консервирует свой потенциал до лучших времён. Это тоже форма выгорания. 

Непонимание в семье, отсутствие семьи

Семейные проблемы всегда давят на человека как ничто другое: если что-то не так, ты сидишь на работе, а голова в другом месте. Она там, в личных проблемах. Переключиться подобно тумблеру сотрудник может только в двух случаях: если он безразличен к происходящему или если у него высокая саморегуляция, которая отжирает массу ресурсов.

И если можно связать выгорание и высокую нагрузку, то выяснить, что там у человека в его переживаниях и за дверью офиса или за экраном монитора, часто невозможно (если он сам не захочет рассказать). А рассказывать о своих проблемах коллегам и руководству чревато: вместо поддержки можно наткнуться на холодное «а работа здесь при чём?». Человек остаётся наедине с самим собой и со своими проблемами, разрывается между рабочими задачами и домашними делами, ругается с близкими, раздражается на коллег. К сожалению, проблемы могут быть очень серьёзными, особенно если они связаны с  родителями или детьми, когда ты просто никак не можешь отменить или уменьшить свой долг. Наступает выгорание от усталости и когнитивной (а иногда и физической) перегрузки.

Отдельно стоит сказать про уход за больными детьми и взрослыми (имеются ввиду длительные, тяжёлые заболевания). Это ситуация, когда человек просто вынужден выживать, балансировать на грани, а иногда и отказываться от работы. Тот случай, когда не до себя и не до выгорания, а потом человек обнаруживает себя в разрушенном состоянии, в клинической депрессии, без возможности сражаться с бедой. Если же работу удаётся сохранить, выгорание неминуемо.

«Нелюбовь»

Это отвратительное состояние: не ненависть, не безразличие, не спокойствие, а нелюбовь. Человек чувствует себя покинутым и отстраняется от всего, что его окружает. Такое может случиться в командах, где каждый сам за себя, на тошных проектах с душными заказчиками, в проектах и командах, которые разочаровали. И вроде всё хорошо, всё как всегда, но какая-то толстая серая стена отделяет от работы (а иногда и от всей жизни). Это тоскливое, однообразное состояние приводит к выгоранию, потому что человеку неоткуда брать энергию и вдохновение.

Стресс

Стресс быстро сажает нашу батарейку, вне зависимости от того, какой он: дистресс (плохой) или эустресс (хороший). Сам механизм стресса устроен так, что организм сперва мобилизуется, а потом все функции идут на спад. В этот момент самое то — расслабиться, отдохнуть, дать себе передышку. Но стресса много, дел много, работы много и мы с головой заныриваем в хронический стресс, который не успеваем проживать. В какой-то момент начинает казаться, что открылось второе дыхание и стресс это тоже своеобразный ресурс, который поддерживает сосредоточенность и позволяет быть собранным, готовым к действиям.

Но рано или поздно придётся остановиться, потому что стресс выжигает на физическом уровне (а точнее, на биохимическом). Хорошая новость в том, что если стресс постоянный, но не критический, восстановиться от него и прервать выгорание, вернуться к нормальной деятельности чуть проще, чем в других случаях. Главная задача — не впасть в тревожное расстройство, победить которое самостоятельно, без фармы и психиатра, задача со звёздочкой.

Болезнь

Болезни бывают разные. Например, небольшие ОРВИ или длительные обратимые состояния, при которых дают больничный, или инвалидизирующие заболевания. А бывают хронические заболевания, процессы лечения разных органов, особенности, причиняющие дискомфорт. И никаких больничных даже при довольно тяжёлом лечении. Но человек всегда меняется, потому что он сосредоточен на своём состоянии. При этом он может идеально работать и даже уходить в работу, чтобы отвлечься или ускорить ход времени, что непременно приводит к перегрузкам и выгоранию (особенно с учётом состояния здоровья). В этой ситуации важны понимание и поддержка со стороны компании, возможность изменения графика или временных перерывов в работе. Обо всём можно договориться. 

Возрастные изменения

Сейчас это может показаться смешным, но с возрастом когнитивная функция может снижаться (у некоторых людей даже интенсивно) — и это может наступить до пенсионного возраста. Со стороны это почти всегда незаметно, но человек тратит на выполнение привычной работы больше сил. Дополнительно меняется настроение, меняется взгляд на привычные вещи, появляются проблемы со здоровьем. Бывает, человек воспринимает такие изменения адекватно, а бывает, что пугается и начинает отрицать своё состояние, перегружает себя, пытается доказать себе и другим, что он на пике своих сил и возможностей. Иногда это приводит к агрессии, чрезмерной усталости и выгоранию. Но об этой причине мы почти не думаем (и хорошо бы не думать никогда!). И да, иногда привычная нам ворчливость, озлобленность и сутяжничество некоторых людей в инволюционном периоде (45-60 лет) — признак депрессии.

Трудоголизм 

Классическая причина классического выгорания. Зависимость от труда, от работы, от постоянной деятельности — это сложное расстройство, граничащее с неврозом или являющееся им. По сути это тяжело переносимый стресс, маскированный под увлечение любимым делом. Человек «уходит» в работу, привязывается к ней, потому что там он всё может, ему комфортно и он готов нести ответственность за каждое слово и действие. А вот жизнь вне работы — небезопасное пространство, где он уже не способен (да и не должен!) всё контролировать. Трудоголизм тоже бывает разным — как компенсация, как привычка гиперконтроля, как невротическое расстройство, как глубокая зависимость. Но такой режим труда (неважно — физического или интеллектуального) всё равно приводит к выгоранию, потому что нет безграничного ресурса.

Проблема выгорания от трудоголизма в том, что человек долго не признаётся сам себе и думает об усталости, одиночестве, даже заболевании, но не о том, что его любимая комфортная среда — работа — вдруг взяла и нанесла вред. Увы, когда приходит понимание, расстройство может быть даже физическим, не говоря уж о депрессии или дисфорическом расстройстве. Бороться с трудоголиками, а трудоголику со своей проблемой крайне сложно: кроме привычных методов нужна какая-то альтернатива, что-то, что увлечёт человека и покажет, что жизнь разная. Как показывает опыт, это задача для сильных духом.

Особенности личности

Все мы разные. Наверняка вы слышали о холериках, флегматиках, меланхоликах и сангвиниках. Это очень грубое деление, но существует более научное, где определяются разные типы темперамента и нервной системы. Действительно, люди по-разному воспринимают давление, стресс, нагрузку, межличностные конфликты и проч. И то, что одного коллегу лишь разозлит, другого может довести до нервного срыва и больничной койки. И это не потому что он альфа, зумер или снежинка, а потому что так устроена его нервная система. Учесть все особенности невозможно — точно так же, как невозможно подстроиться под всех. Но есть прикольный способ не доводить друг друга на работе и не становиться причиной выгорания кого-то из коллег: достаточно быть человеком. Вежливым, понимающим, умеющим разговаривать и договариваться человеком. Кстати, в наше время это удивительно сложно.

Важно понять несколько истин про выгорание.

  1. Это не мода, а психофизиологический процесс и совершенно не важно, выгорел человек от того, что переработал или от того, что по пятницам нет пиццы и пива, но есть ретроспективы. Плохо обоим. 

  2. Разница в том, какую физическую и моральную нагрузку несёт сотрудник «за пределами видимости». Как правило, рассказать о тяжёлой личной ситуации непросто и сотрудники могут не знать, что прямо сейчас переживает их коллега. Поэтому, если кто-то внезапно стал ошибаться, тормозить и зависать, не стоит набрасываться, осуждать и требовать срочных решений.

  3. Выгорание меняет человека: иногда немного, иногда заметно. Степень изменений зависит от силы воли, типа нервной системы, направленности человека.

  4. Выгорание проходит. Иногда даже само. Но если работать с психологом или хотя бы обратиться за помощью к коллегам, которым доверяешь, процесс идёт несравнимо быстрее.

  5. Человек может сам не знать, что выгорел: он будет всё списывать на усталость, авитаминоз, недосып, возраст и т. д. Иногда кажется, что люди просто стесняются выгорания как какой-то неприличной болезни. Они боятся быть слабыми.

А знаете, что самое главное? Никто не думает о том, что выгорание — это трата времени. Человек выпадает из жизни, попадает буквально на «серый фон», тянет лямку насильно, делает над собой усилие, уходит в состояние глубже и глубже. И может случиться так, что завтра выгорание доведёт до депрессии, астении, дисфории, а это уже коварные состояния, практически не позволяющие работать и нормально жить, есть, двигаться. Так лучше остановиться и осмотреться: а где, собственно, ресурсы организма и психики, куда они уходят, почему? Это и есть первый шаг к адекватной профилактике. В общем, спасение выгорающих — дело рук самих выгорающих. 


;-) Кстати, научных данных нет, но по ощущениям, наличие CRM-системы и адекватного софта для бизнеса помогает сотрудникам разгружаться от рутины и выделять время как на творческие задачи, так и на небольшой отдых внутри рабочего дня. Наш опыт больше 20 лет это подтверждает.

Комментарии (0)