У меня был замечательный преподаватель. Он давал нам, второкурсникам, сложные и не очень задачи из своей реальной практики и спрашивал: «Что вы будете с этим делать через три года?» Это был очень ценный и правильный вопрос, который направил толковых студентов от зубрёжки теории к поиску — а реально — как? Я была бестолковой студенткой и предпочла битву за красный диплом, с коим и пришла на первую свою работу аж через год после окончания вуза (занималась наукой, во!). В общем, нужно ли говорить, что мой диплом работодателя в восторг не привёл, не говоря уж о вагоне теоретических знаний и практике на нуле. Дело шло тяжело: меня отправляли в поля, давали самую простую работу, потом рутину, потом колоссальный объём рутины и только через 2,5 года я смогла стать сотрудником, которого слышат и который может принимать решения. Мои одногруппники уже становились начальниками отделов… Шли годы, я прошла компанию номер один в крупной отрасли, компанию номер три в России, и осела в сфере малого и среднего бизнеса, где оказалось гораздо лучше. Именно здесь ты не просто работаешь как функциональная единица, а постоянно думаешь головой. То есть точно знаешь, что будешь делать сейчас и через три года с конкретной ситуацией.
Но всё ли так однозначно?
Крупные компании забирают студентов ещё с последних курсов: стажировки, олимпиады, бесплатное обучение, — всё это позволяет мгновенно выиграть конкурентную гонку за лучших. И лучшие попадают в мир роскошных офисов, мягких релакс-кресел, корпоративной культуры исключительности и… скучных, однообразных задач. Пробиться могут единицы — те, кто мотивирован внутренне (знает, куда он двигается), и те, кто рвётся начальники. Большинство остаются работать в комфортных условиях на комфортной зарплате, пока не подвернётся что-то чуть получше, потом ещё чуть получше. Такие сотрудники не рвутся в карьеристы, не достают софт скилами, хорошо или нормально выполняют работу — короче, не отсвечивают. Они молодцы. И те, кто карьеристы и рвутся вперёд, поднимая за собой пыль, тоже молодцы. Но и те, и другие теряют важную вещь — базовую практику «на земле», не в мире вылизанного энтерпрайза, а в мире компаний, которые делают вещи (софт, услуги, оборудование) для других компаний или для частных клиентов и где при этом сотрудники могут одновременно быть и программистом, и системным архитектором, и продажником, и проектным менеджером, то есть узнают цикл с нуля и полностью. В крупном бизнесе такую практику задушит иерархия, а вот в небольшой компании — зелёная улица для того, кто способен соображать и делать.
Стоит ли идти в небольшие компании после вуза?
Нет. В них стоит идти ещё на вузовской скамье. С преподавателями и работодателем всегда можно договориться и найти компромисс, а вот теория гораздо лучше усвоится, когда вы наглядно увидите, где и как её можно применить на практике.
В небольших компаниях обычно всегда активная коммуникация: отсидеться за монитором и перегородкой не получится. Кроме профессиональных, у вас формируются навыки общения, переговоров, обсуждения на лету, мозговых штурмов и проч.
Без жёсткой иерархии вы с «младых ногтей» можете оказываться на совещаниях, обсуждениях, встречах с самыми опытными разработчиками и топами компании, тем самым перенимая их опыт, стиль мышления, навыки ведения рабочих дел.
У вас будет время на работу — все дедлайны согласуются гибко, разумно и при этом обсуждаются, а не спускаются прожект менеджерами, которые вкатились в айти именно с этой точки.
В небольших компаниях мало случайных людей, которые решили пойти в айти, потому что
с детства мечтали и жизни не видят без работы для будущего человечествамного денег. В таких компаниях за подбор отвечают сами руководители отделов и компаний, они выбирают того, кто будет реально работать и принесёт пользу, а не того, у кого хорошее резюме и красочные заслуги на 4 листах. (На заметку: если у соискателя реально столько достижений, он не готовит резюме, его сманивают).У вас не будет иллюзий и мишуры в виде корпоративной культуры и бесконечной нематериальной мотивации: только знания, работа и хардкор. Зато никто вас не заставит остаться на просмотр фильма вечером в пятницу, «потому что мы семья и хотим дарить друг другу тепло». Тепло будет — в виде искренней благодарности и прозрачного роста в соответствии с заслугами.
Так что, никаких минусов?
Как без них!
Карьерный и зарплатный рост имеет определённый потолок — и дальше нужно будет либо делать что-то своё (набрав нужный опыт), либо идти в те самые крупные компании.
Крупные компании (и особенно первое звено наёма сотрудников) могут не захотеть взять сотрудника не из такого же гиганта, потому что вы не владеете навыками выживания в энтерпрайз-среде и заметно отличаетесь.
Скорее всего, не будут оплачиваться конференции, митапы и прочий обмен опытом, потому что у компании нет потребности в этой информации. Зато можно получить обучение по профилю — и вам его оплатят.
В нестабильные времена небольшая компания может оказаться менее устойчивой — пересиживать внешнюю непогоду удобнее в крупной организации. Но если вы вместе пройдёте трудные времена, у вас будет детальное представление об антикризисном управлении.
А что если начать сразу с больших?
Это удобно, просто и доступно. Но есть несколько моментов.
Молодой специалист будет довольно узким специалистом, который занимается определёнными задачами, сложность и объем которых определяет менеджер.
Оказаться заметным в крупной компании значительно сложнее.
Вы погрузитесь в иерархию и бюрократию, от которых начнёте уставать и выгорать. Может оказаться так, что вас не услышат и через год, и через три — даже если вы очень правы и пришли с крутыми предложениями.
На вас обрушится не только уважение, но и ответственность за всё, что происходит в компании. Будьте готовы выслушивать от друзей и знакомых все мифы, легенды и пользовательские проблемы с вашим продуктом. Даже если вы разработчик или девопс. Аргумент кажется смешным? Зря: через год постоянного потока жалоб, претензий и просто подколов вы подвыгорите и начнёте огрызаться.
Зато в крупной компании у вас будет наставник, ментор, затем бадди, и куча бонусов в виде страховок, бесплатного обучения и обучения со скидкой и проч. На первых этапах вхождения в профессию это очень важно.
Что касается графика, то здесь как повезёт: удалёнку и гибкий график можно получить и в больших компаниях, и в СМБ. Равно как и там, и там график может оказаться ультимативно жёстким. То же самое с контролем дисциплины: в компании номер один может царить атмосфера доверия и понимания (в отдельных подразделениях), а в небольшой компании может случиться деспотизм.
А ещё многое зависит от самого человека: одному важен опыт и практика, другому — слава и престиж (парадоксально, но иногда даже за меньшие деньги). Кто-то хочет безусловного комфорта и покоя, а кому-то важно решать задачи со звёздочкой. Кто-то думает только о карьере как о забеге, а кто-то готов поступаться чем-то ради реальной пользы от своего труда. И не надо никого винить, осуждать, насмехаться — если каждый находит свой рабочий (не говорю — карьерный) путь и идёт именно по нему, он окажется полезнее для всех.
Нюансы
Есть и ещё некоторые моменты, о которых не принято говорить вслух и которые всё же уже не касаются раннего этапа работы специалиста, а приходят со временем и с реальным прогрессом.
В небольшой компании проще совмещать две работы (как равные проекты, так и, например, работу и преподавание) — больше доверия, лояльнее отношение, и всё делается открыто. Да, скорее всего, работодатель не будет в фееричном восторге, но он найдёт свою выгоду (удержание вас, например), а вы — свою. В крупных компаниях не то что об открытости, даже о попытках совмещения думать не стоит.
Та же история с пет-проектами: в небольшой компании за вас скорее порадуются, в то время как в крупной могут и уволить (реальная история, причём человек занимался проектом исключительно в нерабочее время, но похвастался крутым результатом).
Вероятность того, что ваш результат присвоит кто-то другой, в небольшой компании значительно ниже, потому что все на виду.
В небольшой компании ощутимо меньше контроля, включая физический контоль занятости офисных и хоум-офисных сотрудников.
Зато в большой компании больше возможностей горизонтального перемещения и, если что-то пошло не так, не нужно менять компанию, достаточно сменить команду. Между прочим, ценная возможность — я пользовалась, и сохранила кучу нервов на заре карьеры.
А вообще, карьера — понятие расплывчатое и как будто в наши дни уже девальвирует. Многие специалисты предпочитают карьере деньги, интересный проект, сочетание денег и интересного проекта, возможность сменить должность, а то и сферу (и это не только про вкатиться в айти, но и про выкатиться из айти) в сочетании с большей свободой. Привязывать себя к карьерному пути в корпоративном (не гос) секторе — пожалуй, самое скучное дело. Да не пропадёт в нас дух авантюризма ;-)
P.S. C 23 годами успеха, РегионСофт — компания, которая делает по-настоящему большие и важные вещи для других компаний. Ты вдохновляешь становиться круче и профессиональнее.
Комментарии (5)
Batalmv
06.06.2024 10:31+2Я бы так сказал:
В маленькой компании вы:
быстро научитесь многим базовым вещам и приобретете кругозор, так как делать надо много и по разному
можете научиться "плохому", так как часто в маленьких компаниях может оказаться, что все знают пароль к проду и все такое
можете столкнуться с тем, что коллектив маленький, а отношения далеки от "культурных", может и матом прилететь, и не только
В большой компании вы:
познаете как оно вообще
если повезет, вас оградят от всяческого "овна" на первое время
если попадете на роль "подай, принеси, покорми собак", то есть возможность сильно прокачать не очень технические навыки
Но на самом деле все зависит от людей, которые будут вас окружать. Компания, ее размер вторичны. Это главное
Есть еще важный момент, это стек. Большие конторы - шанс пощупать технологии enterprise уровня, которые маленькие конторы никогда не видели, кроме кейса, что маленькая контора - интегратор. Но есть и шанс влезть в овно мамонта с людьми, которые его колупают уже 30 лет. Поэтому второй важный момент - что ваш отдел делает.
Кодинг на большого дядю с деньгами - хорошо
Интегратор - тоже неплохо, но сложно, если потом хочется в чистую разработку
------------------------
По самому тексту - не могу согласиться с обобщениями, так как всегда есть обратные примеры, и писать коммент на каждый лениво.
Samurai26
06.06.2024 10:31А что если начать сразу с больших?
Это удобно, просто и доступно. Но есть несколько моментов.
Готов не согласится и аргументировать. Попасть в любую крупную компанию из списка " топ 50 IT " в нашем 2024 стало очень геморройное и долгое занятие, это включает в себя собес в лучшем случае с адекватным HR, который не станет спрашивать где опыт и что желаешь узреть в ближайшие 5 лет у человека 20-25 лет отроду, 2-3 собеса с разными уровнями руководителей, чтобы определить Уровень прокачки разума, Уровень бЭшеного желания работать сверх интенсивно за сверх низкую оплату, бюрократические приключения, проверки документов и СБ и дай бог в течении 2 месяцев ты попадешь на стажировку, медленно вливаясь в рабочие процессы.
Стоит ли идти в небольшие компании после вуза?
Стоит по многим объективным причинам, особенно в возрасте 20-30 лет, когда не так важен ОМС или ДМС , социальный статут и бирочка с именем и фоткой на шее. Зарплаты на стартовом уровне зачастую схожи, что в айти гигантах, что в офисе на 30 компов.
Только в фирме ты приходишь, проходишь один собес садишься за ПК и потихоньку познаешь насколько же сильно отличается Обучение в институте от Реальности.
Да не пропадёт в нас дух авантюризма ;-)
Скорее дух завоевателя и победителя, мужчина всегда стремится к росту и победам иначе начинается деградация. Видел кучу примеров, когда мужчины находились на одной должности 10-15 лет, да они профессионалы своего дела в данном месте. Но в целом выглядит печально.
Zenitchik
А в чём профит от этого для сотрудника?
Вот, например, между мной и клиентом - два слоя других людей. И я счастлив!
Aizz
Профит для вчерашних (или даже "сегодняшних") студентов в том, что они не всегда сами понимают, что им нравится и к чему лежит душа. У меня есть не один, не два и даже не три примера, как люди, например, шли на вторую линию поддержки, бросали, уходили в аналитики, а потом, посмотрев на работу внутри фирмы - в менеджеры проектов. И становились очень успешны именно в этой роли.
Zenitchik
А кто из этих людей побывал разработчиком?