17 лет назад случай выбросил 23-летнюю меня из уютной аспирантско-вузовской среды в корпоративный мир. Первая «большая» работа — компания на 450 человек, матрицы, KPI, планы, жёсткое руководство, неадекватные силам и навыкам задачи, интриги… Было невероятно тяжело. Были оскорбительные письма от начальницы, были слёзы на лестнице, был крик в аптеке: «Дайте что-то от сердца, я задыхаюсь», было заявление об уходе спустя три года этой лютой дедовщины. Спустя три — потому что было страшно уйти, потому что без опыта, потому что казалось, что мир рухнет прямо на голову. Потом всё наладилось, работалось легко, коммуницировалось тяжелее, но в целом движение ровное, не без интереса, чаще всего на двух работах одновременно. Почему-то мне кажется, что сейчас нет таких 23-летних, кто будет мучаться и терпеть. Наши зумеры может и не эрудированнее, но определённо мудрее и по-здоровому эгоистичнее нас. Но грабли-то те же. Поэтому я хочу предложить 10 пунктов, которые помогут молодым сотрудникам адаптироваться.
1. Вы не уникальны
Да, не уникальны: ваши проблемы уже случались с кем-то, кто-то работал на этом месте или таком же. Все это прошли. Уникально лишь одно: ваше восприятие. Именно от вас зависит, сделает вас ситуация сильнее или раскачает нервы напрочь. Постарайтесь абстрагироваться и посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы понять, в чём причины и какова ваша роль. Возможно, дело вообще не в вас, возможно, у вас возникло недопонимание, которое можно исправить одним разговором наедине с «критиком» (коллегой, руководителем). А вот что по-настоящему плохо, это отмалчиваться и ждать, когда ситуация разрешится сама собой. Скорее всего, она будет усугубляться и обрастать неприятными подробностями и новыми претензиями.
2. Никто не обязан соответствовать вашим ожиданиям
Нет, в ИТ нет ни зарплаты 500 тысяч в наносек, ни увлекательной командной работы, ни весёлых деплоев из мемов. Зато есть скучные и не очень встречи, нудные ретроспективы, рабочие спринты, баги, планирование и многое-многое другое. Это как у врачей: ты идёшь в больницу за мечтой «спасать людей», а получаешь тома писанины, скучные конференции по утрам, монотонные клинические случаи с не такими частыми интересными (и оттого тяжёлыми) пациентами. В ИТ и в бизнесе то же самое: отчётность, созвоны, общение, обсуждения и – сюрприз-сюрприз – ты ничего не разрабатываешь сам, твоё дело – работать с небольшой частью продукта (если это, конечно, не малый бизнес и не стартующий продукт). Да, конечно, заработная плата выше многих отраслей и на старте действительно можно получать очень неплохо, но это не имеет ничего общего с зажигательной работой, изобретением роботов и конструированием космической ракеты в гараже. Если ваши ожидания оказались обманутыми, никто в этом не виноват, даже вы. Просто человеку свойственно верить и мечтать, а пиарщикам и журналистам – показывать лучшую сторону и привирать.
3. Молодой специалист обязательно проходит пик глупости
На кривой обучения Даннинга-Крюгера у дилетантов есть прекрасное явление: пик глупости. Это состояние, когда человек молодой специалист прошёл обучение и ощутил прилив уверенности в том, что он всё можем, ему всё по плечу. Таких сотрудников легко распознать: именно они всё делают по-своему, роняют сервера и катят сырой релиз на прод вечером в пятницу. Потому что они – хо-хо-хо! – всемогущи.
Пик глупости проходят все. Важно, чтобы вам хватило чуткости, интеллекта и метакогнитивных навыков, чтобы вовремя остановиться, понять, на каком вы пике и почему нельзя знать всё в начале профессионального пути. Чем раньше вы это поймёте, тем менее крутым будет спуск в бездну отчаяния и тем быстрее и мягче вы выйдете на плато профессионализма.
4. Вы не плохой
Когда вы в начале пути, всё знать и всё уметь не получится. Это будет постоянный дискомфорт непонимания, незнания, ошибочных суждений и внезапных озарений, насколько всё просто. Если вы что-то не умеете, у вас не получается или вы делаете не очень и вам об этом говорят, воспринимайте критику как триггер обучения и указатель на то, что требует пристального внимания. И нет, вы не плохой – вы учитесь. Увы, обучение без ошибок невозможно. Даже если вы ошибётесь дважды или трижды на одном и том же месте – вы учитесь. Главное, понять, а что и где именно идёт не так.
5. Люди не плохие
Люди в целом не желают друг другу зла. Но человек имеет одну особенность: вымещать на других то, от чего страдает или страдал он сам. Поэтому, если вам не повезло и у руководителя куча проблем или он не уверен в себе, плохо будет всем, а как именно плохо - это лотерея: гиперопека, гиперконтроль, микроменеджмент, чайка-менеджмент (налетает редко, но метко), игнорирование, просто постоянные подколы или оскорбления. В этой ситуации важно понять, что это не про вас, это про того человека, который так себя ведёт. Задерживаться на такой работе или нет - стоит решать по ситуации: бывает, что коллеги и сам проект гасят этот «маленький недостаток». Если вы способны к саморегуляции и можете воспринимать отношение к себе как мимолетную грозу, то работать вполне можно. Если принимаете близко к сердцу и такие отношения портят вам настроение и рабочий настрой надолго, стоит рассмотреть варианты.
6. Не держитесь за место, где плохо
Бывает так, что вы встаете утром и с огромной тоской думаете о том, что вам нужно приступать к работе, вы вздрагиваете от каждого звонка и тревожно проверяете корпоративный мессенджер. Вот это «окружение» работы выжигает вас сильнее, чем задачи и проекты — из-за нервозности и постоянного самоконтроля вы устаете настолько, что вас перестают интересовать ранее любимые игры, хобби, отношения. Всё в вас перерастает в тревожность на работе: «как бы не подвести, не пропустить, доказать, что я не случайно в команде». Обычно такая ситуация явно или неявно подпитывается внутри компании: существуют странные формальные и неформальные правила, не соблюдаются границы рабочего времени, директивно спускается корпоративная культура.
7. Не уходите вникуда, если это возможно
Первое, на что стоит обратить внимание, это ваши собственные ресурсы. Оцените, что вы уже умеете и чему можете быстро научиться; подумайте, готовы ли вы к поиску работы, сходите на несколько собеседований, не покидая текущее место работы. Если вы точно решили уходить из отдела / проекта и дело именно в них, а не в компании в целом, сообщите об этом HR и спросите, нет ли возможности горизонтального перемещения с вашими компетенциями. Это будет отличный вариант (даже если он промежуточный): и вы, и компания продемонстрируете друг другу лояльность, а вы еще и избежите значительного стресса при смене работы.
Если же действительно нужно уходить из компании, постарайтесь сперва найти работу, получить офер, а потом дать себе 1-2 недели отдыха. Так отдых будет полноценным, в спокойной обстановке. Уход с первой работы — всегда потрясение, поэтому важно найти новое место, чтобы не погрузиться в чувство вины, беспомощности и беспокойства.
8. Учитесь. Всегда
ИТ — сфера, где в принципе приходится много учиться, чтобы быть в курсе современных, а главное, удобных решений. Однако абсолютно в любой сфере обучение — это не только узнавание чего-то нового, но и способ упорядочить знания и навыки, разложить по полочкам. Обучение внутри работы может быть разным: курсы, записи лекций, книги и т. д. Только от вас зависит, как вы организуете процесс накопления, хранения и использования знаний.
Оптимально сделать процесс обучения перманентным — так вы сформируете хорошую привычку оставаться на острие профессии и постепенно нарастите экспертизу, а значит, сможете расти и делать карьеру.
9. Менять работу, профессию, партнёра — не страшно
Совсем не страшно. Страшно ожидать последствия: отсутствие денег, тоску, одиночество, долгое время без работы. Предотвратить эти последствия можете только вы, и во всех случаях актуальны три вещи:
Финансовая подушка в размере полугодовой зарплаты — чтобы спокойно есть, платить за квартиру и интернет;
Увлечение — чтобы было где отвести душу;
Люди — которые поддержат и помогут посмотреть на ситуацию со стороны.
И еще совет: не запирайтесь дома, ходите на встречи, митапы, конференции. Обозначайте прямо, что вы ищите работу или новые возможности. Это часто непросто, но отлично окупается.
10. Спрашивайте
Ошибка, которая для меня неоднократно становилась роковой: я не спрашивала ни о чем коллег, боясь показаться глупой или навязчивой. Спрашивать важно: во-первых, вы убережете себя от самых глупых ошибок, во-вторых, отчасти разделите ответственность, в-третьих, людям обычно очень приятно отвечать на вопросы, в которых они разбираются. Кроме того, спрашивая коллег о чем-то, вы показываете, что умеете общаться и действительно включаетесь в работу, а не читаете документацию к проекту или базу знаний по пятому кругу.
Если что-то случилось, тоже спрашивайте: почему, как исправить, что делать. Советуйтесь с людьми и вы увидите, что даже в самой жестокой команде немало отзывчивых людей, которые могут стать вашими якорями и помощниками на новом месте.
***
А если вы хороший руководитель и вам просто нужна продвинутая CRM-система или облачный сервис для управления удалёнными сотрудниками, посещениями и заявками, обращайтесь — наша команда умеет работать и делать отличные внедрения.
Комментарии (10)
apxapuyc
06.06.2025 10:34Если уж очень плохо и уйти действительно надо, то не стоит бояться уходить в никуда. Я, к примеру, не могу искать работу, всё ещё работая. Не понимаю, как это вообще организовать - это ведь на собеседования ходить надо в рабочее же время. У меня один поход на собес может запросто 2-3 часа съесть.
Но для этого нужно иметь "подушку", то есть откладывать. Для того, чтобы не обрастать долгами, для того, чтобы быть самодостаточным. Даже если не собираетесь уходить - "подушка" важна. Лично меня два раза увольняли внезапно для меня, по соглашению сторон, две недели отработал, три оклада получил и гуляй. И вот без подушки вы скорее всего не найдёте себе именно такую работу, какая вам нужна, а попадёте в очередную соковыжималку.
Любите себя.
woodiron
06.06.2025 10:34п.7 часто приходится советовать - не уходить в никуда. Под влиянием эмоций люди хлопают дверью, с уверенностью - позовут обратно, когда всё начнёт рушиться. Нет, не позовут. И с практической точки зрения, одно дело когда ты меняешь работу, и совсем другое, когда ты безработный. Безработный, это слабая позиция.
Ну и конечно, не нужно верить обещаниям - если что, приходи. "Если что" случится, а места не будет, но это больше к людям старшего поколения, которые успокаивают себя наличием запасного плана.
Ileots
06.06.2025 10:34позовут обратно, когда всё начнёт рушиться. Нет, не позовут
Это, кстати, и в обратную сторону тоже верно - для гиперответственных, которые боятся уйти, чтобы не подвести никого, потому что от них все зависит (как они уверены)...
Octagon77
06.06.2025 10:34Всё, что я мог бы посоветовать начинающим работать, изложено в двух циклах - Стальной крысе от Гарри Гаррисона и Освободителе от Рэя Олдриджа.
Забегая и обобщая - только за деньги работать нельзя.
gennayo
Хорошо, что сейчас не так, как 17 лет назад :) Я 12 лет назад примерно полгода отдыхал от стрессовой работы, прежде чем определился как дальше жить и что делать :) Сейчас спокойно можно со стрессовой работы уйти на испытательном сроке, не боясь остаться голодным :)