Самый конец 2007 года. Моя первая работа. В зоне ответственности — служба поддержки и мобильные сотрудники в пяти филиалах в разных областях. Объехать всех и проконтролировать — невозможно. Оставалось одно: доверять. Доверять всем: самим сотрудникам (часть из которых за штатом), менеджерам, региональным менеджерам, руководителям филиалов. Надо ли говорить, что цепочка доверия рвалась на раз-два и приводила к потерям сил, а главное, денег компании. Компания была большая, по-настоящему амбициозная и 400-500 тыс. руб. потерь на филиал в квартал немножко очень сильно лишали меня премии и остатков самоуважения. Ну а мобильные сотрудники тем временем спокойно филонили, увлекались схематозом и умудрялись эти самые премии получать — до первого попавшегося. Мы были бессильны.
Сегодня все эти ситуации можно предотвратить при достаточно скромных затратах. И главное, как-то сразу возвращается доверие к людям.
Тема этой статьи пришла в голову, когда наша команда РегионСофт зарелизила новую версию геотрекинга RegionSoft GeoMonitor c новым механизмом управления посещениями. Спрашивается, а зачем ещё один похожий механизм, если в системе уже есть управление заявками? Однако, если рассмотреть внимательнее, мы понимаем, что механизмы разные. Заявка генерируется диспетчером и уходит сотруднику в работу, которую он должен выполнить в назначенное время. А сама заявка имеет длинный жизненный цикл и статусы (принял, выехал, приступил к работе, завершил и т.д.). В учёте посещений же нет жёсткого регламента. Специалист регистрирует работу самостоятельно по факту её реализации.
Фактически, сейчас это продукт, который способен поставить точку в деле леваков, несправедливых обвинений заказчиков и прочего фрода, характерного для мобильных сотрудников (только, пожалуйста, не путайте с милыми домашними удаленщиками!).
Простой пример
Не люблю много болтать (если это не ностальгия по 2007 — «Рататуй», «Я — легенда», «Знаешь ли ты…»), поэтому попробую представить ситуацию в табличной форме (тем более мы уже что-то подобное делали для анализа эффекта от CRM — почитайте, до сих пор актуально).
Как это было в 2007 |
Как бы это было сейчас |
Мобильным сотрудникам выделяется автомобиль с водителем, они едут на заранее оговорённые точки. На самом деле они ехали и продавали товары и услуги не там, куда их посылали (например, с целью расширения пула новых клиентов), а отправлялись туда, где больше народу и выше вероятность потенциального сбыта на акционных условиях. |
Водитель и каждый сотрудник подключают приложение с трекингом или физический трекер перед тем, как начать рабочий день. Диспетчер или менеджер прозрачно видит перемещения сотрудников на карте, может определить, вместе они или нет, на месте ли водитель и по какому маршруту он передвигается. Теперь они будут только там, где им положено находиться — в противном случае нарушение будет заметно и диспетчер сможет дать указания и скорректировать маршрут (а то и указать точное направление ;-)). |
Один сотрудник оставался на точке (например, разложив складной стенд), водитель уезжал «подкидывать» грузы, другие сотрудники отдыхали, чтобы потом поменяться ролями. В итоге был довольно высокий остаток. |
Водитель не может делать свои дела в рабочее время. Казалось бы — ну довёз он коллег, чего ему сидеть, пусть подработает. Вполне допускаю, что какая-то кампания может позволять такие действия. Однако есть причины, по которым это всё же не стоит делать: могут возникнуть экстренные ситуации, когда сотрудников необходимо вывезти автомобиль брендированный в случае правонарушения или аварии на леваке компания окажется замешанной в проблеме, к которой не имеет отношения водителю оплачено рабочее время, а он тратит его на личные дела топливо и амортизация автомобиля оплачиваются компанией и служат на чужое благо — так себе, правда? |
Сотрудники продавали базовые товары и пакеты услуг акционно, мошенничали, а затем, в случае обнаружения, размазывали ответственность по всем. Уволить 3-4-х человек после адаптации и обучения сложно и дорого, все оставались безнаказанными, а то и получали премию за раздутый объём (который падал через два месяца). |
Каждый сотрудник получает конкретную заявку с конкретным указанием работ, объёма продаж, условий и проч. Эта заявка может менять статусы и висит на нём до тех пор, пока не будет закрыта. Это уже не общее задание, а индивидуальная задача и персональная ответственность. Заявку всегда можно поднять, проследить её жизненный цикл и разобраться в возникших коллизиях. |
Усложняем ситуацию
В примере речь шла о продукте и услугах для физических лиц: плюс три клиента, минус триста клиентов особого значения не имели, но суммарно давали убыток. Если же речь идёт о работе бизнеса для другого бизнеса, потенциальные проблемы становятся серьёзнее, потому что в дело вступают репутация, долгосрочные отношения и часто серьёзные суммы счетов.
Мобильные сотрудники нередко работают вне штата и отношения с компанией у них весьма формальные. Это придаёт им смелости и особой наглости: устроиться, быстро, но не очень честно заработать, в случае неприятностей — свалить. Поскольку цепочки сговора могут быть сложными и включать звенья как из числа коллег, так и из числа сотрудников заказчика, что-то найти и вернуть — себе дороже (особенно по временным затратам).
Примеры с живой натуры.
Самозанятый системный администратор, нанятый провайдером для помощи населению, спокойно обслуживает в рабочее время своих личных клиентов. Ему даже не нужно утруждаться: он или просто говорит, что клиент долго объяснял и он задержался, или подговаривает добродушных жителей в случае звонка-проверки сказать, что он у них долго провозился. Да и «закрывашки» по итогу работ простые граждане подписывают не глядя — привычка, взрощенная на лицензионном соглашении Windows ?
Сисадмин, аутсорсящий для работы с компаниями, объезжает клиентов и выкраивает время на 2-3 своих. «прикрываться» ему помогают добрые секретари, безразличные менеджеры и суперспособность делать работу быстро и не очень качественно.
Девушка, которая ходит в офисные центры и ухаживает за зимними садами, денежно-долларовыми деревьями в кадках и прочими фиалками на подоконниках, предлагает свои услуги неохваченным офисам. Делает она, конечно всё, средствами и инструментами своего работодателя.
Сервисный инженер по обслуживанию оборудования выезжает на завод, там подписывает документы, не глядя на объект, немного добавляет объёмы, потом делится деньгами с инженером со стороны предприятия. Во время выезда ребята сидят в кафе через полквартала и благостно обсуждают не связанные с оборудованием вопросы.
Это довольно простые и не критичные примеры (кроме последнего). Читателям, которые работают в найме и не имеют своего дела, они могут показаться жлобскими: ну, подумаешь, пару часов на своих клиентов потратил, ну и что, что тряпочку и какую-то там брызгалку для листьев потратила. А вот руководители компаний прекрасно знают, что это не мелочи, так как тратятся не только расходники, но время и ресурс сотрудника. И этот сотрудник стремится сэкономить: время на остальных клиентах, импортный воск на листьях растений «не своих» клиентов, время своего обеда за счёт потенциальных рисков безопасности… А вообще, левачить можно как угодно и на чём угодно: начиная от перевозки бетона, работы мобильного крана и заканчивая выездами ветеринаров или наркологов. Это, конечно, уже не так безобидно. Почему — нарисую вам на схеме:
Мобильные сотрудники: чек-лист управления
На любое нововведение, на любую меру защиты сотрудники находят свой ответ: прячут мобильники на объектах, подкупают других участников процесса, держат по 2-3 смартфона, выключают трекеры и проч. Но нужно понимать, что работодатель и работник находятся в правовом поле и все перечисленные контрмеры — нарушение.Офисным сотрудникам же не приходит в голову выключить компьютер или сходить поработать в фирму на соседнем этаже ?
Проверьте, что в трудовом договоре или договоре подряда прописаны все права и обязанности мобильных сотрудников, включая использование ПО и оборудования.
Объясните сотрудникам, для чего используется программно-аппаратный комплекс — многие переживают, что он затронет личную жизнь, но это совсем другой класс ПО, не имеющий никакого отношения к bossware, не следящий и не слушающий.
Установите и пропишите правила работы с клиентами на выезде: не нужно создавать драконовские глупости вроде получаса на объекте, но стоит обозначить сроки, нормативы опозданий (в мире пробок), правила общения с клиентами, границы превышения полномочий при выполнении работ и оказании услуг. Это будет подспорьем для сотрудников, которые часто дезориентированы в процессах и «брошены», если работают в разъездах по клиентам и объектам.
Позаботьтесь, чтобы у сотрудников было нормальное рабочее оборудование, включая смартфон. Будет здорово, если вы никоим образом не коснётесь личных гаджетов сотрудников.
Учитывайте потребности мобильных сотрудников. Им должны быть доступны транспорт (или его оплата), ресурсы, инструменты и, что особенно важно, поддержка со стороны фронт-офиса — всегда должен быть доступен диспетчер, инженер, специалист, который в случае чего сможет оказать поддержку по телефону, проконсультировать, помочь решить проблему.
Ставьте задачи максимально просто и чётко: работа на территории клиента, мобильная работа — это и так высокий уровень стресса, а тут ещё офисный менеджер со своими формулировками вроде «совершите погрузку и экспедицию товара артикула 18-76 габарита 120*100*90 по маршруту следования в конечную точку». Лучше написать так: «Забери по пути на базу большую коробку с воздушными фильтрами». Это сильно упрощает общение и экономит время, особенно когда таких заявок по паре десятков в день.
Доверие — необходимый элемент отношений с мобильными сотрудниками. Без него, только на страхе и контроле, отношения не сложатся и компания будет вынуждена постоянно бороться с кадровым голодом и набирать новых и новых (часто всё более худших) сотрудников. Однако здоровое доверие подкрепляется как степенью свободы, так и уровнем контроля и ответственности. Сотрудники должны знать и понимать, что их работа может быть проверена в любой момент, но только работа — всё, что за пределами, не имеет никакого отношения к работодателю. И да, вы не поверите сколько проблем сразу решает комплекс трекера с простым и интуитивным софтом. Удобство вполне себе в стиле первой четверти XXI века.
Комментарии (10)
miarh
16.09.2024 13:29Вариант, что сотрудник и рабочий сотовый телефон могут существовать отдельно друг от друга не рассматривается? Или Вы его наручниками пристегиваете? :)
Free_Mic_RS Автор
16.09.2024 13:29+1Если это рабочий сотовый телефон, то кажется логичным, что в рабочее время он должен быть как минимум на расстоянии 2-3 шагов.
miarh
16.09.2024 13:29Кому должен? В статье - про уловки сотрудников. Предполагается, что они не совсем добросовестные. Оставить тел "у друга", а самому смотаться по своим делам - куда ж проще. Система покажет - всë норм.
cahbeua
16.09.2024 13:29+5Честно говоря тут палка о двух концах - с одной стороны сотрудники и правда могут расслабиться и ничего не делать ели их не дрючить, с другой - пережмёш гайки и работать у тебя останутся только окончательные рабы, которые прямо на ходу из машины будут выпрыгивать ровно в 18.00, и то что нужно что то там доделать будут отправлять всё в тот же геометчик добавляя вектор в интимные органы.
В 2005-06 работал в связи. Тоже первая работа. У нас была бригада "судного дня" - это когда вкакатый менеджер взял бабки за ускорение подключения, насыпал заказчику в уши ништяков, получил месячную премию и забыл за клиента, а после прогорания сроков отправляли нас, проверять техвозможность, тянуть линию по фасадам через высоковольтные вышки\ жд пути\ оживлённые трассы на 8 полос и прочие приколы, всё это дело под любящим взглядом клиента, которого кинули на сроки. Довольно весёлая была работа. Из плюсов - пока таких клиентов нет мы чиним пиерай потоки, сдавая в основном кабельщикам, и делаем леваки. На работу ехал к 10, домой возвращался в 16.00 с полными карманами налика.
Если бы на нас повесили геометки мы бы просто развернулись и ушли в установщики - 5 ДСЛ включений в сутки по своему району, чистенький. Никаких тебе проводов, колодцев, лесенок и прочей фигни. А по бабкам в то время люди за год себе на хату могли накопить, это не потея, потные ещё и тачку меняли раза по два на год.
Так что если планы адекватные, в коллективе нормальная обстановка, начальник без гвоздя в башке - всё работает и без цепей и палок. Зато когда приходят эффффективные манагеры из ФСИН народ бстро расползается.
jackchickadee
завидую. очень.
какой вуз или пту надо закончить, что вообще надо сделать, чтобы первая работа была такой ?
K0styan
В 2007 с этим проще было...
jackchickadee
ну да. раньше и вода была мокрее, и водка пьянее, и девки сговорчивее.
так люди идеализируют прошлое уже минимум 2000 лет.
Free_Mic_RS Автор
Если первая работа - это не значит, что первый день на ней. Причём первая именно в коммерции - до этого была научная деятельность. Не переживайте, со скилами всё окей было.
jackchickadee
хорошо. какой научной деятельностью надо было заниматься, чтобы первая работа в коммерции была именно такой ?