За 16 лет работы в компаниях разного масштаба, размаха и уровня корпоративного бескультурья мне приходилось видеть весьма экзотические причины увольнения. В топ-3 уверенно попадают увольнение из-за недостаточной высоты двери в туалете, из-за вызова скорой помощи на работу и из-за исчезновения булочек с курагой в меню столовой, отсутствия отдельного кабинета или парковочного места. Я однажды уволилась после фразы замдиректора: «И это последнее китайское предупреждение!» Не зная настоящего смысла этой идиомы, я как истинный самурай совершила карьерное харакири. Но, как нас учили на уроках истории, у каждого события есть причины, а есть повод — последняя капля, после которой срывает резьбу и вершится что-то необратимое. Конечно, булочки, такси не того класса, искры в микроволновке и проч — это всё повод. И часто бывает так, что о причинах никто ничего не знает или все узнают, но слишком поздно. 

Люди уходят. Проработав 10 лет или один день, руководителем или подчинённым без возможности роста, амбициозные и безынициативные, любимые всеми и всеми нелюбимые. Уходят на повышение, в новую специальность, в дауншифтинг, в никуда. Это неизбежно. Если копаться в причинах, то побеждают заработная плата и карьерный рост, далее следуют какие-то формальные условия: режим работы, время в пути, возможность совмещения, обучения, иногда — лечения и т. д. В конце списка скорее всего будут эмоциональные истории, влюблённости и другая серьёзная лирика.

Об этих причинах писали сотни раз. Сегодня — о другом. О тех причинах, которые почти не называют. Почему?

  • Человек ощущает свою вину и не хочет раскрывать настоящую причину. Мало ли, что подумают: слабак, не справился, не смог, не потянул. Легче просто уйти и подыскать что-то попроще.

  • Работник недооценивает свою работу и стесняется сказать, что мало получает или, например, хочет работать на компьютере помощнее.

  • Сотруднику кажется, что все уровни в компании пройдены и заявлять о своих амбициях уже некуда — да и руководство обидится, потому что вроде как не готово дать перспективы масштаба гигантской корпорации.

  • Человек стесняется сообщить личную причину, которая не связана с его работой и компетенциями. А бывает, что просто не хочет жалости к себе из-за личной трагедии.

Что относится к таким причинам?

1

Отсутствие системы адаптации и обучения новых сотрудников. Эта проблема гораздо шире, чем кажется. У людей разный темперамент: один новенький ворвётся в коллектив с ноги, станет своим в доску, не постесняется спросить и потребовать, начнёт бурно и громко работать (или «работать»); другой будет сидеть, ковырять базу знаний и документацию, умирать от страха что-то спросить, жить, считая часы до вечера — просто потому что сложно быстро и активно вработаться и особенно влиться в коллектив. В итоге второй сотрудник, будучи на голову умнее и опытнее первого, вылетит с испытательного срока, а компания так и не узнает, какого крутого специалиста упустила. Соответственно, этот дисбаланс можно скорректировать программой менторства и адаптации новых сотрудников. Тогда каждый получит достойное сопровождение и будет точно знать, кто поможет сделать первые шаги. Однако, если адаптация формальная, а менторы отталкивают своих подопечных, проще уволиться и не испытывать судьбу в этой компании.

2

Изменение условий труда (график работы, переезд офиса). Когда мы выбираем компанию, на наше решение влияет множество факторов, среди которых график работы и расположение офиса (включая удалёнку и парт-тайм) являются весомыми (иногда решающими). И, конечно, когда офис из центра переезжает почти что за город, требования к доставке мыслящей тушки на работу растут, растёт время на дорогу (которое приходится отрывать от личной жизни, семьи, кота и игр), и рано или поздно приходит понимание — нафиг этот график, жить некогда. Предъявлять претензии странно — компания же почему-то приняла такое решение. Поэтому, если нет шансов решить проблему удалёнкой или пятницей из дома, сотрудник скорее уйдёт и поищет варианты поближе. 

Более того, иногда к недовольству и уходу сотрудника могут привести и позитивные изменения — например, внедрение контура безопасности или запуск работы CRM-системы. Такие сотрудники мимикрируют под защитников старого и привычного, но обычно это лишь маска: истинная причина кроется в том, что автоматизация мешает их планами бездельничать или, например, подрабатывать на конкурентов. В таких случаях нужно максимально внимательно относиться к уходящему сотруднику, чтобы по случаю не увёл с собой коммерческую информацию или ещё пару коллег. 

3

Отсутствие карьерного роста — щепетильная тема. Во-первых, понимание карьерного роста у работника и работодателя может быть разным, во-вторых, есть немало компаний, где роста как такового не существует: ты можешь расти по деньгам, но не получать того самого продвижения, новых должностей и людей в подчинении. Амбициозный карьерист такого расклада не выдерживает и уходит в молодую, динамично развивающуюся компанию, но зато в трудовой будет гордое «директор по разработке». Самое смешное, что руководитель, узнав о таком положении вещей, сокрушается, что мог бы в трудовой написать что угодно. Но это напрасное переживание: люди, следующие за карьерным ростом, зачастую не самый ценный актив компании. Они больше любят конференции, бейджики и гордые фразы «Я работаю в самом ***». А вот следующая категория — весьма чувствительная группа с серьёзным подходом.

 4

Отсутствие профессионального развития — это болезненный триггер для специалиста, готового развиваться в компании. Он отдаёт свой опыт, свои знания и навыки и хочет получать не только заработную плату и формальную должность, но и рост над собой: развитие профессионализма, новый опыт, интересный проект, горизонтальное перемещение внутри компании. Это те самые люди, которые могут быть классными менеджерами продукта, аналитиками, безопасниками, стратегами, управленцами. У них есть направленность видеть бизнес в целом, понимать разные аспекты развития компании, видеть свою роль в команде. Ценности, цели, польза, миссия — для них не пустые слова, а осмысленные понятия, встроенные в личную систему ценностей. Если компания не готова предоставить такие условия или не хочет продвигать специалиста, он скорее всего уйдёт без шума и пыли, потому что тщательно и методично подберёт нового работодателя. Впрочем, на новой работе он может продержаться опять же до своего очередного потолка. 

5

Отсутствие регламентированных бизнес-процессов кому-то на руку, а кого-то приводит в ужас. При этом оба типа могут замечательно работать, но первому будет комфортно, а второму — невыносимо, поскольку он не способен работать, расти и генерировать идеи в хаосе. Кроме того, «бардачные» бизнес-процессы — это всегда риск оказаться внезапно виноватым, взять на себя чужую ответственность, потерять премию и проч. Некоторые сотрудники могут оптимистично пытаться что-то исправить, предложить метод упорядочить дела, но, столкнувшись с непониманием и протестом, выгорают и покидают компанию. Менее оптимистичные уходят сразу, потому что могут предположить, что бизнес-процессы сами по себе не разваливаются, — скорее всего, дело ещё и в команде, а переделать отдел или компанию не каждому по плечу. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».

6

Постоянное изменение приоритетов в работе — бич небольших компаний. Вы все видели таких руководителей-флюгеров: то они развивают облака, то внезапно разрабатывают платёжные системы для криптовалюты, а то бросаются в развитие компьютерного зрения. Обычно смысл этих поисков — нащупать золотую жилу рынка и зарабатывать, пока она не иссякнет. Такой поиск истощает все ресурсы, включая сотрудников, которые вынуждены или уходить или переучиваться. Рано или поздно гонка выжигает самых лояльных и терпеливых. Проблема в том, что руководители-флюгеры не взрослеют — это «вечные стартаперы», которые «мутят» и «серийно предпринимают». Если сотрудник это понял и вовремя ушёл, ему реально повезло: он сэкономит нервы и время, а веру и преданность всё равно бы не оценили.   

7

Невозможность совмещать работу и учёбу — проблема не только джунов. В наше время человек может решиться поменять специальность или основательно углубиться в профессии в любом статусе и возрасте. Происходит резкая смена приоритетов, новое дело отнимает много времени (кстати, только в начале, потом удаётся войти в ритм), увлекает, пленяет и выдёргивает из накатанной жизни. Если работодатель отказывается сменить график или уменьшить ставку, сотрудник может легко уйти, потому что свежа ещё эйфория от нового коллектива, новых знаний, новых успехов. Движение вперёд с помощью обучения может оказаться ложной штукой и на самом деле привести к профессиональному откату, но жалеть бывает уже поздно. Если сотрудник боится раскрыть факт обучения, он начинает разрываться и оставляет работу в поисках более лояльной компании. Призываю разговаривать и договариваться — обучающиеся люди неплохо мотивированы и мотивация может и на работе придавать новых сил. Поэтому договориться об удобном графике в интересах обеих сторон.

8

Стресс на работе — интимная и неуловимая проблема. Наверняка вы все знаете, что существует несколько типов нервной системы (сильная, слабая, уравновешенная, неуравновешенная и т. д.). Переводя это на бытовой язык, научно доказано, что высокая нагрузка или выговор начальника Петю доведут до перекура, а Васю до нервного срыва и больницы. Петя может громко обматерить босса за его спиной и успокоиться, а Вася будет корректным, сдержанным, но затаит глубокое зло, которое его же и будет «расшатывать». Опять же, меняется чувствительность к стрессу. Человек может стесняться сказать, что ему плохо, что у него расстройство пищеварения, что он может заплакать или проявить агрессию, он считает себя «не таким» и принимает биологически оправданное решение: если стрессовый фактор мешает жить, от него нужно избавиться. Выход — увольнение. Кстати, именно поэтому один и тот же человек на двух разных работах может оказаться совершенно другим. Мне приходилось слышать, что человек на новой работе чувствовал себя, как в рехабе и наслаждался общением и комфортной работой. 

9

Состояние здоровья — ещё более интимная проблема. Кому-то легко говорить о самочувствии, а кто-то будет мучаться до последнего. К сожалению, есть заболевания, которые делают невозможной работу на прежнем уровне эффективности или заметно сказываются на скорости, внимательности, памяти. Не в каждой компании готовы принять такие изменения. Или же принять готовы, но реакции и эмоции становятся разными и способны задеть сотрудника. Ему проще уволиться и найти более подходящее место, где его не сравнят с ним же до болезни. Действительно, нередко приходилось видеть, как человек менял работу после продолжительной или «фоновой» болезни. Ну и здесь же те, кто не готов выйти со своим диагнозом после полного выздоровления — например, мне приходилось встречать увольнения после излечения от туберкулёза, микроинсульта, серьёзного перелома с обретением хромоты. Сотруднику просто неловко выйти и стать объектом любопытства. И, честно говоря, пожалуй, никогда не встречалась компания, где бы была какая-то принципиальная программа реинтеграции человека после длительного перерыва (будь то период болезни или декрет). 

10

Уход за родственниками — табу, стигма и то-о-чём-нельзя-говорить. Сам факт наступления такого события напрочь искажает психику и мироощущение, а тут ещё и социальное давление, и вопросы, и проблемы выстраивания баланса личной жизни и работы. Не каждый человек готов поделиться такой проблемой: кто-то стесняется, кто-то боится, кто-то не хочет жалости к себе. И человек, зависимый от больного, остро нуждающийся в деньгах, уходит, выбирает более низкую квалификацию, лишь бы не чувствовать себя виноватым и как-то решить проблему. То есть увольняется в наиболее неподходящий для себя момент. Выход здесь только один: договариваться о временных рамках работы в течение суток или предлагать помощь на содержание сиделки (если есть такая возможность). В одно лицо проблему не решить. 

Самое обидное, что быстро способны уйти наиболее талантливые, активные и востребованные сотрудники, потому что они долго не засидятся и найдут работу максимально быстро. Найти новых — дорого. Почему происходят эти тихие маскированные увольнения?

  • В компаниях нет культуры увольнения. Нет, HR со своим сожалением и неуклюжими попытками удержать — не культура, а скорее, отталкивающий фактор. Культура увольнения — в профилактике, в умении услышать и понять сотрудника, понять его мотивы, суметь их увязать с потребностями компании, особенно если сотрудник ценный.

  • Многие руководители усвоили формулу «незаменимых нет» и думают, что успешно её применяют. Однако замена обходится дорого и чаще всего оказывается слабее предыдущего коллеги. Плюс адаптация, обучение, потерянное время… Это считать забывают.

  • Компании «плывут по течению»: рынок идёт на удалёнку — все на удалёнку, всех начинают возвращать в офис — все в офис, несмотря на отлаженные процессы. Для 2024 это косный, нелогичный подход, который не позволяет сотрудникам чувствовать почву под ногами. 

  • В компаниях нет корпоративной культуры. Велком-паки, пивные пятницы, корпоративы — это мероприятия, это не культура. Культура — это комплекс мер, который существует в любой момент, поддерживает работников, позволяет ощущать себя спокойно в самые сложные моменты. У вас может не быть премий, подарков и тусовок, но в трудной ситуации компания за своих — горой. 

Советов не будет, рекомендаций — тоже. Главное, разговаривайте и оставайтесь людьми. Это решает многие проблемы.

А мы по-прежнему разрабатываем классные решения для бизнеса. Которые, между прочим, делают работу проще, быстрее, удобнее и безопаснее. Тоже мотивация ?

Комментарии (34)


  1. kompilainenn2
    23.10.2024 13:30

    У вас может не быть премий, подарков и тусовок, но в трудной ситуации компания за своих — горой. 

    Такое бывает?


    1. ilya_pu
      23.10.2024 13:30

      Бывает, но, к сожалению, крайне редко. Вообще всё от конкретных человеков зависит, из которых и состоит эта самая компания.


    1. miarh
      23.10.2024 13:30

      Я в такой работал.


      1. PinPim
        23.10.2024 13:30

        Какая из 10 причин заставила уйти?


        1. egribanov
          23.10.2024 13:30

          не было премий, подарков и тусовок


    1. xSVPx
      23.10.2024 13:30

      Почти всегда. Если в компании меньше 100 человек и хозяин заинтересован в результате. И для результата нужны специалисты.

      Потому как это очень-очень прагматично.


      1. sukisan
        23.10.2024 13:30

        Но это и не культура тогда. В каких-то компаниях "покупают" только менеджерский состав - культура ли это? нет конечно, это скорее тактика.


    1. Voucik
      23.10.2024 13:30

      Согласен


  1. Apv__013
    23.10.2024 13:30

    Поток стандартных штампов HR. Люди уходят, потому что они люди, а не роботы.


    1. ilya_pu
      23.10.2024 13:30

      С одной стороны - пожалуй, соглашусь с первой частью этого высказывания, поскольку описаны вполне стандартные ситуации. С другой стороны - люди уходят не потому, что они люди, а потому, что не умеют ни говорить, ни слушать - сложно таким (и с такими) о чём-либо договариваться (в статье под это можно подвести пункты 10, 9, 7, 4, 3, 2, 1). Если представление начальника, что "карта = территория", будет сдобрено буйством вожака в героическом решении им же созданных проблем руками подчинённых, то имеем ситуации из множества (5, 6, 8). Стресс сам себя не создаёт - кто-то в нём искренне заинтересован. С хаосом всё немного сложнее - в организации есть силы, ведущие к росту хаоса, но есть и силы, работающие на его уменьшение, и бывает трудно увидеть, что каким драйвером выступает. Бывает ли работник виноват в расставании с работодателем? Да, бывает (в статье не описано, в целом - это всяческие "проделки" работника, его "косяки"), но это же очевидно...


  1. avdeev_michael
    23.10.2024 13:30

    А ещё бывает толком никаких преимуществ, все как обычно, но когда возникают сложности - мы же семья, давайте из зп удержим на покрытие сложностей. И чуть ли не общий бизнес, но на деле конечно же не так.


    1. vvbob
      23.10.2024 13:30

      Это точно, а когда у работника какие-то проблемы - то: "мы тут не благотворительная организация, это бизнес, поэтому иди нахер со своими проблемами!"


      1. bubn0ff
        23.10.2024 13:30

        Или такое "...ну Вы же должны понять наше положение...". С какого это? А наше положение?


  1. dae-fromru
    23.10.2024 13:30

    Уходят всегда от, а не за. Если человек уходит, значит есть от кого/чего.


    1. killyself
      23.10.2024 13:30

      Если что-то отсутствует (недостаточно) - то уходят ЗА. Если что-то должно отсутствовать (переизбыток) - уходят ОТ


  1. Astroscope
    23.10.2024 13:30

    отсутствия отдельного кабинета или парковочного места

    Вот это мой случай. Отсутствие парковочного места - достаточная причина для того, чтобы не наниматься изначально, а в случае переезда конторы куда-то, где паркоместа больше не будет, уйти после такого переезда.


  1. Plovchik
    23.10.2024 13:30

    Есть еще и 11-я причина для увольнения - религиозная. Отсутствие отдельной комнаты для молитвы и отсуствия доп. времени обеда в пятницу может стать причиной ухода сотрудника.


    1. Temakan
      23.10.2024 13:30

      Какой-то внезапный переход в новую веру получается. С трудом могу себе представить, чтобы компания, у которой есть комната для молитвы в офисе и доп. паузы, вдруг переехала в помещение без неё или изменила регламент. А иначе выходит, что человек нанимается на работу, зная что такой комнаты и паузы нет, а потом жалуется и уходит.


      1. Plovchik
        23.10.2024 13:30

        Все верно. Человек нанимается предполагая что все будет по умолчанию, так как на прошлой его работе все было. Не обнаруживая данных опций начинается разговор с начальством и последующий уход из Компании.

        Внезапного перехода в новую веру не случается. Случается что вместо отдельной комнаты используются помещения с другим целевым назначением (спортзалы, раздевалки, и проч.) и тогда сотрудник просит соответсвующей комнаты у руководства, на что получает отказ и увольняется.

        Это все случаи из практики. Не понимаю почему минусуют, ведь статья как раз таки о не самых очевидных причинах чтоыбы уволиться


  1. cahbeua
    23.10.2024 13:30

    Не знаю как там у крутых ойтишнегав, но среднестатистические работники среднестатистического офиса занимаются примерно одной и той же рутиной. Отсюда половина этих крутоойтишнековых плюшек по типу "карьерный рост", "бонусы", "самореализация" к обычным людям просто не относятся. Ну нет понятия "карьерный рост" у главбуха. Он уже глав и он изначально бух. Его таким брали и таким он уйдёт дальше. Да, можно быть обычным бухом и вырасти до главного, но на этом как бы всё. Не - есть там случаи как в лихих 90х девочка студенточка бух становилась гендиром буквально за пару лет, но для этого нужно было что бы при нестандартных ситуациях вся цепочка сверху улетала на кладбище, а работать кому то было нужно.

    Чего я прицепился к бухам? Так они 20% любой фирмы. Есть ещё обслуживающий персонал - уборщицы, водителя, секретари - их тоже 10-20%. Всякие менеджера, у которых деление по рангам больше для галочки и самолюбия, а по факту делают одно и то же.

    Ну и самое главное - как в анекдоте про сына замполита - генералом ему не стать, потому что у генерала тоже есть сын. Если на должности уже есть начальник и у него всё норм, то тебе в начальники не прорости, даже при всей твоей гениальности.

    Так что рассуждения ХР на тему "недолюбили" очень как то поверхностные.

    Есть 1 самая очевидная причина что пора увольняться - когда просыпаешься в понедельник утром с мыслью "почему я не умер во сне", остальное то так - неочевидное.


    1. killyself
      23.10.2024 13:30

      Ну как минимум главбух конторы на 50 человек может пойти в контору на 5000 человек и получить там совсем другой опыт. Водитель ( и многие другие) может пойти вверх по принципу "строже и дороже". Конечно далеко не у всех потолок роста в 15 лет, но все таки, далеко не у всех он 0. А "сын генерала" это как раз весомая причина увольнения - у какого-то генерала сына "на месте" да не найдётся


  1. andres1
    23.10.2024 13:30

    1. Работающим сотрудникам зарплату не поднимают, а новых на те же позиции принимают на большие деньши


    1. vdshat
      23.10.2024 13:30

      И это не про справедливость, а элементарную логику и выгоду для бизнеса. Любому новому человеку нужно время для того, чтобы вникнуть в процессы и специфику на новом месте, даже если он занимался тем же на прежнем месте. И в это время бизнес будет только терять. Конечно, я не говорю про те случаи, когда нанимается специалист с большим опытом и лучшей квалификацией. Поэтому бизнесу выгодней развивать собственных сутрудников, а не нанимать со стороны. Но где выгода компании и выгода конкретного ХР манагера и его начальника.


    1. hystrix
      23.10.2024 13:30

      HR'ы обычно говорят на это мантру: бюджет привлечения больше бюджета удержания.

      Лучше реализовывать систему грейдов, чтобы она была прозрачной и сотрудники мерялись ими чем зарплатой (все равно обсуждают, а некоторые ещё и придумывают, чем провоцируют конфликты).


    1. killyself
      23.10.2024 13:30

      Я бы вывел в целом "Непрозрачность уровня ЗП". Имхо в хорошей организации большинство должно хотя бы примерно знать, сколько получает (большинство) коллег. В ту же топку грейды, за которыми не закреплена конкретная сумма.


    1. jmnemonik
      23.10.2024 13:30

      Очень частая причина. Так сложилось уже давно, что рост ЗП происходит только путём смены работы.


  1. IvanovPetrovSidorov
    23.10.2024 13:30

    >>Советов не будет, рекомендаций — тоже

    Констатировать факты может любой, предложить пути решения проблем могут считаные единицы - автор, видимо, к последним не относится...


  1. TatianaD3
    23.10.2024 13:30

    А я мечтаю понять, где все-таки хорошо? В Сбере? В РЖД? В МТС? Дайте список пожалуйста. А то куда ни приду, везде то график жёсткий офисный, то зп не повышают, то начальник орёт. А терпеть не охота, спрос есть - поиск продолжается)


    1. Temakan
      23.10.2024 13:30

      Недавно ушёл из бигтеха. Как раз по личным семейным причинам. Как нам говорили, годовой attrition в компании около 8%, из них ценных меньше 5%. Среднее значение по индустрии в районе 15%. Действительно хорошее место, уходить совсем не хотелось. Только большой список причин заставляет покинуть компанию. За всё время работы видел всего одного человека, у которого была одна ясная причина ухода: пошёл в Беркли писать научную работу. Все остальные уходили скрепя сердце, включая меня.

      Так что если для Вас работа составляет важнейшую часть жизни, подтягивайте английский и едьте в какой-нибудь MAANG+.


    1. Nick0las
      23.10.2024 13:30

      Если формально работаешь в гигантской кампании по факту всеравно ты работаешь в неком подразделении со своими особенностями. И близко взаимодействуешь на работе не со всеми 10,000+ сотрудников а с >100 тех с кем вместе работаешь. И культура работы вот в этом узком кругу влияет на ощущения от работы больше, чем некие корпоративные стандарты и ценности.


      1. HeadphoneActor
        23.10.2024 13:30

        И культура работы вот в этом узком кругу влияет на ощущения от работы больше, чем некие корпоративные стандарты и ценности.

        Ну это до тех пор, пока кто-то очень эффективный не начинает исправлять в тебе и сотне твоих ближайших коллег отсутствие общекорпоративной жилки


  1. Vetalnsk
    23.10.2024 13:30

    Бывает еще, что реализованные проекты по комплексному освоению территорий новыми жилыми кварталами, настолько усугубляют транспортную ситуацию, что путь до офиса становится невыносим. Варианты есть, но они достаточно хлопотны, проще поменять...


  1. Aleus1249355
    23.10.2024 13:30

    Движение вперёд с помощью обучения может оказаться ложной штукой и на самом деле привести к профессиональному откату

    Можно, пожалуйста, поподробнее?


  1. maxcat
    23.10.2024 13:30

    >отсутствия отдельного кабинета или парковочного места

    Работа в офисе - уже вполне себе причина увольнения