Согласно исследованию KPMG, в 2019 году 52% респондентов — крупных российских компаний — увеличили штат ИТ. Среди основных причин такого роста компании назвали цифровизацию бизнеса, а под общим определением ИТ-персонала подразумеваются и диджитал-специалисты. 

При этом существует путаница, что считать диджитал-, а что ИТ-профессиями. Давайте разбираться: с погружением в историю, сравнением специалистов и комментариями практиков. Осторожно: лонгрид. 

Матчасть: информационные технологии 


Согласно Оксфордскому словарю, впервые термин «информационные технологии» появился в 1958 году в статье Harvard Business Review, в которой авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер отметили: «У новой технологии пока нет общепринятого названия. Будем называть её информационной технологией». В определение входило три области: способы быстрой обработки больших объёмов информации, применение статистических и математических методов для принятия решений и моделирование мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ. 

Информационные технологии (ИТ) — общий термин для всего спектра технологий обработки информации, включая программное обеспечение (software), «железо» (hardware), коммуникационные технологии и смежные услуги.

Кратко пробежимся по вехам развития ИТ.

Пионер компьютеростроения — немецкий инженер Конрад Цузе. Известен как создатель первого в мире функционального программно-управляемого компьютера Z3 (1941) и первого языка программирования высокого уровня Планкалкюль (1943–1945). Создание первого коммерческого компьютера Z4 доктор Цузе закончил в 1950 году — продал его Швейцарской высшей технической школе. 

Программирование в 1945–1955 годах осуществлялось исключительно на машинном языке. Операционных систем не было, задачи решались вручную со специального пульта управления. Первая операционная система для компьютеров — GM-NAA I/O (General Motors & North American Aviation Input/Output system) — была разработана в 1955 году Робертом Патриком из General Motors и Оуэном Моком из North American Aviation. ОС работала исключительно на больших машинах, и её основная функция заключалась в автоматическом выполнении новой программы, когда старая завершилась. 


В первых компьютерах для представления данных использовались перфорированные ленты

Эра персональных компьютеров, доступных каждому, началась в 1980 году. Первый в мире лэптоп — IBM 5140, или IBM PC Convertible — корпорация IBM выпустила в 1986 году. 

Далее последовала череда важных ИТ-внедрений от компаний Apple, Compaq, IBM, Intel, Hewlett-Packard, Microsoft, Motorola, NeXT, Tandy, U.S. Robotics. Были созданы операционные системы UNIX, Linux, OS/2, Windows, MacOS. 

Но немногие разработки в области информационных технологий имели такой же революционный эффект, как создание интернета. Его «отцами» называют американских учёных Роберта Эллиота Кана и Винтона Серфа — изобретателей протоколов TCP/IP для хранения и передачи информации. Работы Кана и Серфа 1970-х годов создали техническую основу современного интернета. 

Основные факты:

  • Первое соединение между узлами сети ARPANET в Америке (предшественницы современной сети) произошло 29 октября 1969 года. 
  • Первое международное соединение произошло в 1973 году. 
  • С 1983 года стали использовать протокол передачи данных TCP/IP. 
  • Передача информации в режиме реального времени (чат) стала возможной в 1988 году. 
  • В 1989 году британский учёный Тим Бернерс-Ли представил концепцию Всемирной паутины. Он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI.
  • Всемирная паутина стала общедоступна в интернете в 1991 году, через четыре года получив статус основного поставщика информации в сети.
  • В 2019 году зафиксировано 4,1 миллиарда интернет-пользователей во всём мире (54% от общего населения планеты). 

В 2011 году была принята резолюция ООН, признающая доступ в интернет базовым правом человека. Отключение тех или иных регионов от интернета является нарушением этого права.

Отечественные ИТ


В СССР программирование возникло в 1950 году, когда появился макет первой советской ЭВМ МЭСМ (и первой ЭВМ в континентальной Европе).
 
Лидером отечественного программирования экспертное сообщество считает академика Андрея Ершова — одного из пионеров теоретического и системного программирования, создателя новосибирской школы программирования, основоположника курса школьной информатики.

Кстати, до начала 1950-х годов в СССР не существовало специальности «программист». Андрей Ершов принадлежал к первому в СССР выпуску дипломированных специалистов по программированию (1954).

Ученый разработал программирующую программу для БЭСМ — одного из первых отечественных трансляторов, а также написал первую в мире монографию по трансляции, которая широко разошлась по миру. Русское издание вышло в 1958 году, следом — английское (1959) и китайское (1960). 

Работы Ершова помогли в формировании и развитии вычислительной техники не только в СССР, но и во всём мире. Его ценило международное сообщество программистов, приглашали в качестве спикера в Европу, Японию и США. Коллеги называли Ершова «полпредом советского программирования за рубежом». 


Лучший советский программист прекрасно играл на гитаре, пел, писал стихи,
переводил на русский язык английских поэтов (фото из архива А.П. Ершова)


Ученый разрабатывал и прототипы современных операционных систем. Но, несмотря на интересные идеи, работа была прервана — СССР принял архитектуру IBM. 

Ряд фундаментальных терминов русского программистского языка — «информатика», «программное обеспечение», «технология программирования» — ввёл именно Андрей Ершов. Также академик первым (во всяком случае, среди отечественных программистов) распознал производственную сущность программирования как основу новой, софтверной промышленности. 

1987–1994 гг. стали ключевыми для зарождения русскоязычного интернета — рунета. 28 августа 1990 года профессиональная научная сеть Института атомной энергии им. И.В. Курчатова и ИПК Минавтопрома соединилась с мировой сетью, положив начало современным российским сетям. 

У истоков рунета стояла группа людей, среди них: 

  • Валерий Бардин — создатель операционной системы «Демос» (аналога ОС UNIX) и инициатор создания первого российского интернет-провайдера «Релком».
  • Андрей Чернов — участник запуска интернет-канала, соединившего Россию с мировой сетью. Автор кодировки KOI8-R для кириллических алфавитов и др.
  • Максим Мошков — создатель одной из первых русскоязычных электронных библиотек в интернете (lib.ru). Программист первых медийных интернет-проектов, например, «Газеты.Ру» и «Ленты.Ру».
  • Артемий Лебедев — основатель первой в России студии веб-дизайна (1995). 
  • Дмитрий Крюков — создатель первой в России поисковой системы Rambler, которая была выложена в сеть в 1996 году.
  • Аркадий Волож — один из основателей Яндекса (1997).
  • Илья Сегалович — сооснователь Яндекса, автор программы поиска неструктурированной информации при помощи русского языка — основы для создания поискового портала. 

В 1998 году было отмечено около 1 миллиона виртуальных россиян, в 2019 году — 95,8 миллионов (78% населения России).

Бум информационных технологий произошёл в 1990-х годах, но и сегодня ИТ продолжает оставаться бессменным двигателем мировой экономики.

Матчасть: диджитал 


Оказывается, слово digital существует уже 600 лет. Неожиданно, правда? Помимо долголетия соль ещё и в том, что его значение видоизменялось на протяжении веков. 

Исходное значение слова digital — палец (от лат. digitalis). Вначале, в XV веке, под digital подразумевали «обозначение целого числа менее десяти». В XVII–XIX вв. слово употреблялось в значении «имеющее отношение к пальцу, пальцам или числам». 

Современное значение диджитал приобрёл в начале 1940-х годов, благодаря появлению нового типа вычислительных машин. Данные в них представлялись в виде серии дискретных цифр (digits) — такую информацию и любое устройство, которое её использует, стали называть цифровыми. Для представления данных в виде последовательности дискретных значений используется цифровой сигнал. 

Диджитал — представление физической информации посредством двоичного кода. В качестве прилагательного означает «цифровой», то есть созданный с помощью цифровых технологий. 


Одна из карточек прилагательного digital в современном значении в Оксфордском словаре.
По цитатам можно отследить, когда и где засветился термин. 
Например, мировая цифровая революция впервые упоминалась в 1983 году


Многие виды информации получили цифровой эквивалент. Лазерный диск хранил фильм в виде цифрового видео и цифрового звука. Цифровую запись можно было приобрести на компакт-диске, а бесплёночные фотоаппараты — использовать для создания цифровых фотографий. Это слово также стало применяться в СМИ — цифровое радио и цифровое телевидение.

Вполне вероятно, что скоро мы перестанем использовать digital в привычном значении: когда используются только цифровые технологии, необходимость в пояснении отпадает. Например, это уже произошло с цифровым компьютером: все современные компьютеры — цифровые и мы просто говорим «компьютер». Чего не скажешь об аналоговом предшественнике, в разговоре о котором нужно использовать уточняющее определение. 

Цифровой мир как среда обитания


Офлайн и онлайн — грань между ними уже достаточно условна. Одним словом, фиджитал (физический + диджитал) — соединение обеих реальностей. Более того, по мнению футурологов, через 20 лет виртуальный мир будет неотделим от реального с ежедневным присутствием в нашей жизни. 

Цифровые технологии изменили многие сферы: маркетинг и продажи, обслуживание, финансы, телеком, производство, образование, рынок труда, медиа, ритейл, музыку, искусство, кино и даже спорт. Появились (и продолжают появляться) новые термины, среди которых интернет-маркетинг, digital-агентство, необанк, киберспорт, цифровой след, цифровой портрет (соискателя), цифровой двойник, смарт-пространство. 


«Цифровой» словарь

Цифровая эра продолжает реформировать экономику и образ жизни в целом. Создаются новые бизнес-модели, меняется деловая среда и то, как люди работают, отдыхают или просто общаются.

Крупные финансовые, торговые и ИТ-компании во всем мире модифицируют основной бизнес в универсальные платформы — экосистему — для предоставления клиентам дополнительных услуг. Согласно исследованию Bloomchain, крупными российскими преобразователями можно назвать Сбербанк, Яндекс, Тинькофф Банк, Mail.Ru Group. Например, Сбербанк проинвестировал в цифровую трансформацию более 390 миллиардов рублей за 2015–2018 гг., а его аудитория нефинансовых сервисов в начале 2019 года составляла 67 миллионов человек (70% активных частных клиентов). Среди сервисов экосистемы Сбербанка: стиль жизни, телекоммуникации, электронная коммерция, здоровье, трудоустройство, недвижимость, транспорт, образование. 

Экосистемность позволяет не только повысить лояльность существующих клиентов, но и привлекать новых. И всё это стало возможным благодаря цифровым технологиям. При этом не стоит считать их волшебной таблеткой для процветания: трансформация без чётких целей, стратегии и тщательной подготовки не принесет ожидаемых результатов. Но, похоже, с готовностью к преобразованию хорошо обстоит дело не только у мировых, но и у российских компаний, исходя из исследования KPMG:


Что касается российского бизнеса, в основном речь идёт не о комплексной программе, а о серии пилотных проектов по внедрению разрозненных цифровых решений 

При этом среди основных препятствий на пути к цифровизации российские компании назвали недостаточную зрелость текущих процессов, низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников. Дефицит кадров отметили 54% респондентов. Самые востребованные позиции — бизнес-аналитики по оптимизации процессов и специалисты по анализу данных.
 
Наибольшие угрозы, которые несёт цифровизация, лежат в области информационной безопасности. Этим обеспокоены 56% российских руководителей vs 68% по миру.

Базовые диджитал-термины: не путаемся


Оцифровка
(digitization)
— перевод аналоговой формы данных в цифровую. 

Например, преобразование рукописного или печатного текста, музыки с пластинки или аналогового формата видеозаписи в цифровой вид.
Цифровизация (digitalization)
— использование цифровых технологий для изменения бизнес-моделей и создания новых источников доходов, а также для создания ценности; процесс перехода к цифровому бизнесу.

Цифровизация также про изменение образа жизни людей, создание цифровой среды. Технологии помогают нам сделать онлайн-покупки, оперативно найти ресторан, вызвать такси или воспользоваться каршерингом.
Цифровые технологии (digital technology)
  • Большие данные (Big Data) и предиктивная аналитика
  • Искусственный интеллект (AI)
  • Роботизация (RPA)
  • Чатботы
  • Интернет вещей (IoT)
  • Виртуальная и дополненная реальность (VR, AR)
  • Оптическое распознавание (OCR/ICR)
  • Блокчейн
  • Цифровые двойники
  • Смарт-пространство
  • Периферийные вычисления

Цифровая трансформация (digital transformation
— внедрение цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения ценности для клиентов, разработки инноваций и улучшения организационных результатов.
Цифровая трансформация — это больше, чем просто технологии. 
Ключевые факторы — фундаментальное изменение корпоративной культуры, мышления, методов работы и управления компанией, а также социальная деятельность. 


Кто провёл цифровую трансформацию в вашей компании? 
а) генеральный директор; б) технический директор; в) коронавирус


Digital-осознанность: о зависимости и детоксе


На фоне тотальной цифровизации невозможно не упомянуть и о цифровой зависимости. Согласно исследованию Forbes, трое из пяти человек тратят больше времени на свои смартфоны, чем на своих партнёров. Помимо проблем с социальными навыками ухудшается качество сна, повышается уровень стресса и вырабатывается нездоровое пищевое поведение. 

Терапией выступает цифровой детокс — осознанный отказ человека от использования гаджетов на какое-то время. Человек переключает внимание на близких и окружающий мир, что помогает ему вернуть контакт с собой, потерянный в виртуальном мире. 

Бизнес и наука тоже вносят свой вклад в детоксикацию. 

  • Производители смартфонов внедрили функции по ограничению времени нахождения в соцсетях и приложениях.
  • Компания Google запустила несколько проектов для диджитал-детокса: «превращение» смартфона в конверт, в котором можно воспользоваться только номеронабирателем и камерой, а также «живые» панели, которые следят за использованием смартфона в течение дня. 
  • Студенты создают приложения, в которых можно получать бонусы за неиспользование гаджетов — от бесплатного кофе до билетов на самолет. 
  • Американские ученые пошли дальше и создали «умное» платье: чем больше хозяйка проводит времени в сети, тем прозрачнее оно становится.



Каркас платья x.pose изготовлен методом 3D-печати. Представляет собой носимое устройство, обнажающее части тела владелицы при каждой генерации трафика

Однако не стоит забывать, что соблюдение баланса зависит в первую очередь от нас самих. Согласно исследованию Digital Society Index, 21% пользователей уже ограничивает время использования интернета или смартфона, а 14% респондентов ушли из какой-либо соцсети. 

Среди других находит своих адептов и подход JOMO (от англ. Joy Of Missing Out) — радость упущения. Концепцию осознанной жизни в противовес страху упустить что-то (FOMO) предложил датский профессор психологии Свенд Бринкманн. Вместо того, чтобы зависать в сети или стремиться быть всюду и со всеми, боясь выпасть из часто показушной инстаграм-жизни, психолог предлагает уделять время близким или реализовывать свои проекты.



Осознанное использование технологий позволит получать выгоду, а не вред от щедрого источника информации, которым является интернет и соцсети. 

ИТ-профессии


Рассказываем про востребованные ИТ-специальности, по версии hh.ru. Указанные навыки — те, которые работодатели считают главными.



Фронтенд-разработчик. Программирует работу всего, что видит пользователь сайта или приложения — собирает интерфейс. Среди требуемых навыков: вёрстка, понимание серверной части проекта для настройки обработки пользовательских действий и отправки запросов на бэкенд.

Спрос на фронтендеров продолжает расти. За два года он увеличился на 20% (2016 vs 2018).

PHP-разработчик. Одна из самых востребованных специальностей среди веб-разработчиков. Среди требуемых навыков: язык PHP, вёрстка, работа с базами данных.

Работодатели довольно охотно берут новичков.

Java-разработчик. В основном связан с промышленной разработкой: например, создаёт ПО для банковской системы биллинга. Также делает сайты и веб-приложения. 

Системный администратор. Отвечает за работу сетевой структуры организации, включая планирование. Устанавливает и настраивает оборудование, ПО, создаёт и администрирует учётные записи, автоматизирует рутинные процессы. Может отвечать за информационную безопасность.

Тестировщик. Моделирует возможные ситуации сбоя работы сайта или приложения. Проверяет, как с этими ситуациями справляется продукт, и фиксирует необходимые доработки.

Довольно низкий порог входа — новичкам рады.

1С-программист. Внедряет и настраивает под требования компании систему 1С для автоматизации бизнеса. Выгружает данные для изучения. Большинство работодателей связаны с торговой деятельностью, которая характеризуется большими объёмами данных для аналитики.

.NET-разработчик. В основном создаёт веб-приложения, а также десктопные и мобильные приложения. Среди требуемых навыков: платформа .NET, язык C#.

С++-разработчик. Занимается высоконагруженными серверными системами, играми на С++ — языке широкого применения.

iOS-разработчик. Реализовывает приложения для всего, что работает на платформе iOS. Также требуют язык Objective-C или Swift.

Android-разработчик. Создаёт ПО для устройств на платформе Android. Должен хорошо знать саму платформу, уметь писать на Java и работать с Android SDK — набором инструментов для написания и тестирования кода. 

Python-разработчик. Обычно связан с работой над бэкендом сайтов или приложений, для чего должен знать фреймворк Django. Из-за универсальности язык Python используется как для аналитики, так и для разработки. 

DevOps-инженер. Посредник между разработчиками и командой эксплуатации. Внедряет системы автоматизации. Обеспечивает единый непрерывный процесс создания, выпуска, обновления и поддержки продуктов. 

Для России профессия достаточно новая и становится всё актуальнее: востребованность за два года выросла на 70% (2016 vs 2018). О самой профессии мы написали детальнее в статье на Хабре «Кто такой DevOps-инженер, что он делает, сколько зарабатывает и как им стать».

JavaScript-разработчик. Обычно занимается фронтендом — программированием клиентской части сайтов и приложений. Для создания серверной части проектов — довольно популярного варианта применения JavaScript — потребуется знание платформы Node.js.

Data Scientist. Работает с большими массивами данных, извлекает информацию и делает выводы о закономерностях. Среди требуемых навыков: теория вероятности, матстат, язык программирования с сопутствующими библиотеками, машинное обучение. 

Начинающих специалистов охотнее всего берут в Data Science — анализ данных или машинное обучение. Доля вакансий для кандидатов с опытом работы меньше года здесь на четверть выше, чем в целом по рынку. 

Фулстек-разработчик. Может в одиночку создать работающий сайт или приложение. Требуется знание логики обработки запросов, серверной части, хранения данных, как взаимодействуют фронтенд и бэкенд.

Доля вакансий для фулстек-разработчиков выросла в два раза (2016 vs 2018). 

Интересно. По прогнозам Международной корпорации данных, к 2024 году новый класс профессиональных разработчиков, создающих код без использования собственных скриптов, на 30% увеличит мировое сообщество программистов. Такой подход к разработке приложений на основе готовых модулей ускорит цифровую трансформацию компаний.
 

ИТ-специальности, связанные с промышленным внедрением ПО



Согласно отчёту KPMG, для реализации трансформационных программ наибольшим спросом пользуются специалисты по управлению проектами в области ИТ, бизнес-аналитики, консультанты по внедрению ERP-систем



Диджитал-профессии


Эволюция цифровизации постепенно стирает границу между ИТ и диджитал. Их можно сравнить с сиамскими близнецами: одно без другого не функционирует. Возможно, скоро эксперты введут единый термин, а пока этого не произошло, наблюдается некоторая неразбериха с тем, что считают digital-профессиями, или интернет-профессиями. 

Благодаря постоянному диджитал-развитию рынок не живёт по жёстким гайдлайнам. Согласно анализу экспертных материалов в поисковой выдаче, прорисовываются три блока digital-профессий: 

  • Интернет-маркетинг: интернет-маркетолог (универсал), SMM-менеджер, контент-маркетолог, комьюнити-менеджер, копирайтер, email-маркетолог, таргетолог, специалист по контекстной рекламе, веб-аналитик, SEO-специалист.
  • Интернет-профессии: интернет-маркетинг + управление digital-продуктом (руководитель проекта, менеджер по продукту, продуктовый дизайнер) + веб-дизайн + веб-разработка. Геймдизайн.
  • Интернет-профессии + аналитика данных, в основном Data Science. 

Аналитика данных (Data Science) находится на стыке ИТ и диджитала: с одной стороны, требуются навыки математика-программиста, с другой — выявленные инсайты помогают улучшать клиентский опыт и оптимизировать процессы, влияя на стратегию компании. 

Компания использует тот или иной блок, исходя из целей и задач бизнеса.

Самая распространённая диджитал-история — интернет-маркетинг.

Если говорить о специфике digital-агентств, то в основном это касается руководящих позиций. К вышеуказанным специалистам добавляются креативный директор, стратегический директор, арт-директор, медиадиректор

А если агентство занимается и продакшном, то плюсуем технического директора, руководителя R&D, AR/VR-специалиста, продюсера, 3D-визуализатора, разработчика чатботов, оператора дронов. 

Гибкость цифровой сферы позволяет компании создавать индивидуальную цифровую бизнес-модель и соответственно предъявлять специфичные требования к диджитал-персоналу. Так, например, в digital-команду нефтехимической компании «Сибур» входят разработчики, UX/UI-дизайнеры, AR/VR-специалисты, специалисты по Data science, Machine Learning, IoT, Big Data, архитекторы решений, аналитики, тестировщики, владелец продукта и даже Scrum-мастера. Без грамма маркетинга.

10 наиболее прибыльных диджитал-профессий (по версии hh.ru)



Веб-разработчики и тестировщики представлены и в ИТ-профессиях 

Веб-разработчик. Собирает сайт или интернет-магазин на основе CMS. Должен владеть Java или С++, PHP, Python и GO.

Геймдизайнер. Полностью разрабатывает игры. Среди требований: широкий кругозор, знание игровой индустрии, опыт построения внутриигровых систем, 3D-редакторы. Преимуществом будет знание английского языка и техническое образование.

Веб-аналитик. Работает с большими массивами данных и является Excel-профи. 
Среди строгих требований: профильное образование, аналитический склад ума, опыт работы с Яндекс.Директом, Яндекс.Метрикой, Google Adwords и Google Analytics.

Email-маркетолог. Разрабатывает стратегию, пишет и верстает письма, работает с базами подписчиков и клиентов, анализирует и оптимизирует метрики рассылок. 
Среди требований: умение работать на платформах для рассылок типа Mailchimp, Sendsay или Ofsys. 
В рекомендуемых навыках работодатели указывают копирайтинг, основы программирования и HTML, аналитический склад ума и структурное мышление.

Тестировщик ПО. Моделирует разные ситуации для выявления дефектов в программных системах, прогнозирует вероятные сбои, анализирует проведённые тесты. 
Среди требований: основы программирования, навыки работы со средствами автоматического тестирования и Bug-трекерами, опыт документирования тестов.

Варианты названий профессий: инженер по тестированию, специалист по тестированию ПО, специалист по контролю качества ПО, специалист Quality Assurance, QA Tester, QA Manager, QA Engineer.

Интернет-маркетолог. Полностью отвечает за продвижение компании, продукта, услуг в сети. Контролирует и проверяет работу копирайтеров, верстальщиков и дизайнеров. Выбирает оптимальные каналы продвижения — SEO, контекстная реклама, PR на внешних площадках. 
Среди частых требований: понимание принципов юзабилити сайта и групп в соцсетях, умение пользоваться аналитическими сервисами.

Специалист по контекстной рекламе, таргетолог. Занимается рекламой в социальных сетях. Разрабатывает стратегию, выбирает площадки под рекламные кампании, планирует бюджет, определяет ЦА, анализирует продвижение в соцсетях. 
Среди требований может встречаться умение работать с графическими и текстовыми редакторами. 

Веб-дизайнер. Создаёт внешний вид будущего сайта. Определяет элементы, которые будут находиться на странице, их оформление и механику взаимодействия пользователя с сайтом. Должен делать удобные и интуитивно понятные для всех интерфейсы, поэтому часто работает в связке с UX/UI-дизайнерами. 
Среди требований: умение работать с различными графическими редакторами, проектировать интерфейс, создавать прототипы и понимать, какой дизайн можно реализовать технически.

SEO-специалист. Занимается улучшением веб-сайта для повышения его позиций в поисковой выдаче и сохранения высоких результатов. Может быть вовлечён в устранение технических ошибок сайта, совершенствование навигации и увеличение скорости открытия страниц. 
Среди требований: понимание функционирования поисковых систем, создание аналитических и статистических отчетных материалов, умение использовать программы веб-аналитики, опыт работы с Key Collector и отличное знание Microsoft Excel. 
Среди пожеланий указывают умение работать с CMS и базовые знания HTML.

SMM-специалист. Отвечает за продвижение компании, бренда или продукта в соцсетях. Разрабатывает стратегию, составляет бюджет, отвечает за создание сообществ (если нет комьюнити-менеджера) и регулярный контент. Привлекает подписчиков, создаёт площадку для общения людей, проводит акции и опросы, работает с рекламой, грамотно отвечает на негатив.
Работодатели хотят видеть в команде проактивного сотрудника с креативным подходом и грамотной речью, обладающего навыками копирайтинга. 
Среди требований: высшее образование в области маркетинга или PR, знание английского языка, умение работать с графическими и видеоредакторами, реже — навыки фотосъёмки. 

Коротко раскроем остальные диджитал-профессии.

Копирайтер, автор. Создаёт качественный контент, который решает задачи бизнеса: повышает уровень знания о бренде, формирует лояльность, обеспечивает охват, приносит трафик, продаёт. 

Редактор, коммерческий редактор. Перед редактором/коммерческим редактором стоит задача превратить читателя в клиента. Пишет тексты самостоятельно и редактирует чужие, управляет командой авторов, следит за сроками выхода публикаций и бюджетом, если привлекаются внешние копирайтеры. Коммерческий редактор отвечает за информационный продукт: за отдельный материал, рассылку, посадочную страницу, сайт или другой контент или проект. Объём задач различается в зависимости от компании.

Главный редактор. Управляет редакцией диджитал-издания, позиция на стыке творчества и менеджмента. Отвечает за стратегию развития издания, информационное наполнение и выпуск материалов.   

Контент-маркетолог, контент-менеджер. Позиция на стыке маркетинга и создания контента. Привлекает клиентов с помощью полезных материалов, благодаря которым повышается лояльность клиентов и улучшаются коммерческие результаты. 

Комьюнити-менеджер. Строит живое сообщество, решающее бизнес-задачи. Оценивает эффективность работы через величину, рост, активность и настроение сообщества.

Дизайнер UX (User eXperience). Делает исследования, анализирует пользовательские сценарии, отрисовывает пользовательскую часть сайта. Отвечает за то, чтобы всё было логично придумано, красиво нарисовано и потом правильно реализовано.

Дизайнер UI (User Interface). Создаёт адаптивные дизайн-макеты веб- и мобильных интерфейсов. Разрабатывает интерактивные прототипы. Отвечает за то, чтобы сайт был удобный.

Project manager / Руководитель проекта. Управляет процессом — планирует и контролирует сроки, бюджет, ресурсы — и командой. Выстраивает отношения с внешними силами. 

Product manager / Менеджер по продукту. Отвечает за создание продукта и его развитие. Понимает клиента, определяет, каким будет продукт и как его масштабировать. Управляет бюджетом. Выстраивает коммуникацию внутри команды и с внешним миром.

Продуктовый дизайнер. Разрабатывает дизайн продукта и интерфейсы, которые решают задачи бизнеса. Улучшает взаимодействие пользователя с продуктом. Проводит UX-аналитику.

Если не знаете, в каком digital-направлении вам будет комфортно развиваться, приглашаем на бесплатный курс Нетологии «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии». Вы погрузитесь в сферу digital, попробуете себя в роли интернет-специалиста и составите свою карьерную карту.


Что говорят эксперты о разнице профессий


 
Юрий Бондарь, заместитель генерального директора SAP CIS 

В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
Диджитал-профессии — это всегда про предметную область: маркетинг, сбыт, закупки и другие. ИТ, как правило, про разработку приложений и сопровождение инфраструктуры. Если digital знает про ИТ очень многое, то ИТ, чаще всего, мало понимает в цифровых процессах.

Есть ли вообще чёткая граница?
Чёткую границу провести сложно. Но если задать вопрос «Что является целью вашей работы?», можно определить, к чему та или иная профессия ближе. Если ответом будет совершенствование процесса, создание новых бизнес-моделей, то это про цифровизацию. А если в ответе будет про разработку системы или приложения, создание инфраструктуры, сопровождение существующих решений, то это связано с ИТ.

Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
Утилитарная, а точнее обслуживающая роль. Это не акселератор для бизнеса, а набор конкурентных сервисов. Например, из-за всё более утилитарной роли ИТ и появилось понятие инфраструктурного облака — стало дешевле отдавать роль ИТ подрядчику.

Какие отрасли лидируют в цифровой трансформации в России?
Можно выделить банковскую и финансовую отрасли, телеком, индустрии металлургии, химии и нефтегаза.



Ильназ Гильязов, сооснователь AIMS, автор программы курса «Разработчик на Kotlin» в Нетологии

В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
ИТ — это всё, что связано с информационными технологиями (спасибо, кэп). Но, как бывает в современном мире, одни и те же термины используются в разных контекстах с разным смыслом. Если вопрос звучит ИТ vs диджитал, то речь идёт о создании и поддержке продукта или сервиса, а в рамках разработки разделяются — хоть не очень чётко — ИТ и digital. 

Под ИТ понимают техническую составляющую: проектирование, дизайн, программирование, тестирование, поддержка. А диджитал отвечает за маркетингово-аналитические активности: создание лэндингов, SEO, SMM, аналитику и др.

Некоторые профессии попадают на стык ИТ и digital и тогда всё зависит от деталей. Например, веб-дизайн. Если продукт представляет из себя веб-сервис (допустим, системы управления проектами), то веб-дизайнер, который создаёт интерфейс этого сервиса, ближе к ИТ. Тогда как проектировщик лэндинга для продвижения этого сервиса, может быть причислен к диджитал. 

Требования к ним будут разные. ИТ-дизайнер решает вопросы удобства, скорости использования, а также понимает контекст задач. Например, для профессионалов больше важна скорость, а для начинающих — понятность интерфейса. Диджитал-дизайнер знает, что такое конверсия, как зацепить внимание посетителя и привести его к целевому действию: оставить контакты, запросить демо, скачать пробную версию. При этом оба должны оставаться в первую очередь дизайнерами и уметь работать с композицией, цветом и шрифтами.

Есть ли вообще чёткая граница?
Про границу чуть выше уже сказал. Но, в целом, важна не сама граница, а осознание важности маркетингово-аналитических активностей и самого продукта. Не скажу, что эти составляющие равнозначны, но продукту бывает достаточно сложно занять долю на рынке без поддержки маркетологов и аналитиков. 

Даже от программистов — не говоря уже о тестировщиках и дизайнерах — требуется понимание, кто их пользователь, какие задачи он решает и почему он их решает именно так. 

Также всем участникам необходимо взаимодействовать между собой: для поддержки маркетингово-аналитических инструментов часто приходится изменять продукт и внедрять дополнительные сервисы. К примеру, встраивание Яндекс.Метрики или Google Analytics требует определённых трудозатрат со стороны разработчиков. При этом все должны понимать, с какой целью это делается и какие результаты ожидаются.

Ключевой момент: важно не найти виноватого в том, что «продукт не продаётся», а сделать так, чтобы он продавался.

Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
Без ИТ нет цифровой трансформации. При этом нужны специалисты, которые понимают, что и зачем внедряется. К сожалению, не всегда это реализуется на практике. «Сделать сайт как у всех» или «внедрить за N миллионов решение с кучей модных слов» — это не цифровая трансформация.

Должна быть проблема, которую нужно решить. Например, чтобы пользователи не тратили время на посещение офисов компаний, необходимо внедрить дистанционные каналы связи.

Анти-пример — системы IVR, когда вы звоните в колл-центр и вам отвечает робот вместо живого человека. Это может быть выгодно компании, но, если копнуть глубже, это вызывает только негатив и трату времени пользователей. Они обязаны ждать заветной цифры, чтобы пообщаться со специалистом. В большинстве случаев люди звонят с нетривиальными вопросами, которые может решить именно специалист, — решение стандартных вопросов описано на сайте.



Михаил Карпов, директор по продукту в Skyeng 

В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
Понятия похожие. Под диджитал-профессиями обычно подразумевают интернет-профессии, среди которых интернет-маркетолог, дизайнер сайтов и приложений, веб-аналитик. 

ИТ — неотъемлемая часть digital. Это профессии, связанные с программированием: разработчик, администратор серверов, проектный менеджер, менеджер по ИТ-продукту, продуктовый аналитик.

Есть ли вообще чёткая граница?
Чёткой границы нет. 

Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
ИТ-блок занимает одну из ключевых ролей в цифровой трансформации. Благодаря ему происходит физический «перевод» части бизнеса из офлайна в онлайн — например, путём создания цифровых продуктов (сайт, мобильное приложение). Но помимо разработки важно уметь работать с серверами.

Диджитал-блоки также активные игроки в процессе трансформации, которые меняют маркетинговые подходы и способы коммуникации с целевой аудиторией.



Зулия Лоикова, хедхантер, владелица компании по хантингу и стратегическому HR-консультированию

В чём разница между ИТ- и диджитал-профессиями?
ИТ — это бурно развивающийся сектор мировой экономики, который отвечает за сбор, хранение и передачу информации с помощью технических устройств и, в целом, за общение людей на расстоянии. К ИТ относятся такие профессии, как разработчики, тестировщики, проектные менеджеры. 
 
Digital — это в первую очередь маркетинг, использующий цифровые технологии для привлечения потенциальных клиентов и удержания их в качестве потребителей. К digital-профессиям я отношу интернет-маркетологов, блогеров, веб-дизайнеров. 

Также встречаются общие для двух областей специалисты — руководитель или менеджер проекта и разработчики. 

Как вы и ваши клиенты проводите границу между ними?
Обычно мы обсуждаем верхнеуровневые задачи клиента. Затем каскадируем бизнес-процессы и понимаем, специалист с каким набором компетенций — профессиональных, личных, надпрофессиональных — должен решить эти задачи. 

Какая роль отводится ИТ в цифровой трансформации компаний?
Цифровая трансформация только начинает зарождаться и о массовом её явлении пока говорить рано. Только крупные и динамичные компании могут себе это позволить в полной мере — такие гиганты, как Сбербанк и ВТБ, если говорить о финансовом рынке.

Цифровая трансформация подразумевает непрерывный процесс улучшения продуктов, связанный с изменениями экологии потребления и экономики. Это создание новых операционных моделей бизнеса и инновационных предложений, меняющих экосистему рынка. С учётом эволюции технологий и скорости развития конкуренции на рынках очень важна ИТ-оснащённость компании, которая позволит сотрудникам решать бизнес-задачи в нужное время. 

ИТ-подразделения компании отвечают за единовременную сбалансированность внутренних и внешних систем. Среди ключевых задач: преобразование, актуальность, скорость решения вопросов по бизнес-процессам, удешевление ресурсов (время, люди, деньги) — и всё это без нарушения работы бизнеса. Система управления изменениями ИТ должна быть достаточно надёжная, чтобы справиться с этими многочисленными нагрузками, и достаточно гибкая для устранения непредвиденных рабочих ситуаций.

Какие навыки, помимо профессиональных, работодатели предъявляют к соискателям на ИТ- и digital-профессии?

Очень важна гибкость в адаптации к изменяющимся условиям и высокая степень самообучения. Мир ИТ и digital очень пластичен, каждые полгода появляются новые алгоритмы работы в соцсетях, подаче информации, появляются новые технологические разработки. 

Важно применять аналитический подход, уметь работать с большими массивами информации и выделять суть, а также уметь пользоваться приложениями, программами и гаджетами, которые облегчают работу и использование ресурсов (время, люди, деньги).

Какой совет дадите читателям?
Никогда не переставайте учиться. Ценится тот опыт, что соответствует запросам рынка и соответственно работодателей. Если вы именно такой специалист, то всегда будете хорошо зарабатывать и пользоваться повышенным спросом :)

Главное


  • Информационные технологии — это фундамент, благодаря которому возможна цифровизация в принципе и благодаря которому реализуется цифровая трансформация. Для эффективной модернизации бизнеса — залога конкурентоспособности — важно фундаментальное изменение культуры, мышления, методов работы и управления компанией, а также социальная деятельность.
  • К ИТ-профессиям относятся разработчики, тестировщики, сисадмины, аналитики данных, специалисты по управлению ИТ-проектами, бизнес-аналитики, архитекторы и консультанты по внедрению ПО.
  • Основные диджитал-направления — интернет-маркетинг, веб-разработка, веб-дизайн, геймдизайн, управление digital-продуктом.
  • Граница между ИТ и диджиталом сильно размыта. Это можно объяснить тем, что в эпоху цифровизации все, так или иначе задействованные в производстве, продвижении и поддержке продукта, решают задачу по улучшению клиентского опыта и повышению конкурентоспособности бизнеса. 
  • Общие специализации: разработчики, тестировщики, руководители проектов. 
  • Цифровая среда динамично и постоянно развивается, поэтому важна гибкость в адаптации к изменяющимся условиям и регулярное самообучение. 



«Zoom стоит больше, чем 7 крупнейших авиакомпаний мира вместе взятые. Это всё, что вам нужно знать о влиянии пандемии на мировую экономику». — Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетологии-групп»  

Дополнительные материалы



Подготовила материал Светлана Третяк.