14 марта 2024 года в 16:25 по московскому времени компания SpaceX выполнила третий тестовый запуск гигантской ракеты-носителя Starship в космос. Далеко не всё прошло гладко, о чём уже известно. Но всё же при взлёте ничего не взорвалось и не отвалилось. Сама компания называет испытания успешными. По мнению команды, запуск продемонстрировал реальную возможность отправлять на орбиту большие объёмы полезных грузов, что является важным шагом в развитии космической технологии и открывает дорогу для будущих миссий к другим планетам и спутникам.

Три, два, один, пуск!

Starship разработан для доставки 150 тонн груза на низкую околоземную орбиту. По заявлению Илона Маска, при использовании в режиме одноразового полёта Starship сможет доставить до 300 тонн груза. Важность проекта для компании, да и для всего человечества, огромная. SpaceX «светят» многомиллиардные контракты с NASA, а космическая отрасль получает возможность доставить людей на Луну в рамках миссии Artemis, отправить колонистов на Марс и реализовать другие интересные проекты.

И перспективы есть. Третий экспериментальный запуск первой разгонной ступени Super Heavy с установленной на неё ракетой Starship прошёл 14 марта 2024 года с базы SpaceX Starbase в техасском Бока-Чика в 08:25 утра по местному времени. SpaceX задержала старт почти на полтора часа, чтобы дождаться выхода судов из зоны испытаний.

То, что ракета не взорвалась сразу после начала процесса, — несомненный успех! Все 33 метановых двигателя Raptor на первой ступени Super Heavy работали корректно, сжигая 20 тонн топлива в секунду.

После отделения Super Heavy шесть двигателей Raptor работали ещё примерно 6 минут, увеличив скорость до 26 500 км/час. Показатель был немного меньше запланированного, но это отклонение некритично. Starship поднялся на максимальную высоту в 234 километра.

Видеокамеры, установленные на первой ступени и на самом корабле, запечатлели каждую секунду полёта. Одна из камер зафиксировала отделение Super Heavy. Камера на борту корабля Starship сняла видео, когда пролетала над Мексиканским заливом, Атлантическим океаном и Африкой. Ещё одна, установленная внутри корабля, снимала отражённый от стальной конструкции солнечный свет. Красивый полёт, что и говорить.

Вход в атмосферу

Через 46 минут после запуска Starship передал на Землю одно из самых впечатляющих видео. На этом этапе аппарат быстро снижался, входя в атмосферу планеты. Температура вокруг Starship поднялась выше 1 370 °C, но казалось, что при этом ситуация находится под контролем.

Представители SpaceX сообщили, что Starship передавал видеопоток в прямом эфире во время входа в атмосферу через сеть Starlink. Обычно в этот момент связь с объектом пропадает из-за помех, причём радиомолчание может продолжаться несколько минут. Но здесь пришла на помощь спутниковая связь Starlink.

Данные без проблем поступали в центр управления полётами SpaceX до достижения кораблём высоты в 65 километров. Затем аппарат «замолчал». Скорее всего, Starship сгорел и разрушился над Индийским океаном, в области между Мадагаскаром и Австралией. Это был первый раз, когда SpaceX проследил за космическим кораблём во время его входа в атмосферу Земли.

Проблемы есть, но в целом всё хорошо

Прогресс, по сравнению с предыдущими тестовыми запусками, очевиден. В апреле прошлого года при взлёте случился сбой в двигателях Raptor и повреждение пусковой площадки в Техасе. Второй запуск Starship был осуществлён в ноябре 2023 года. Тогда ни один из двигателей не вышел из строя, и ракета почти достигла своей целевой скорости. Однако утечка топлива привела к саморазрушению Starship над Мексиканским заливом.

Тем не менее двигатели Raptor проявили себя наилучшим образом уже дважды. Это подтверждает, что конструкция этих сложных двигателей, разработанных SpaceX, становится всё более надёжной и зрелой, если так можно выразиться. SpaceX смогла устранить проблемы и повысить надёжность Raptor.

На пути к цели

В ходе тестового запуска Илон Маск написал в своей социальной сети Х эмоциональное сообщение: «Starship достигла орбитальной скорости! Поздравляю команду SpaceX!»

И действительно, компании удалось успешно завершить эту и несколько других задач, которые не были достигнуты в прошлом году. В частности, провели испытание люка грузового отсека корабля. В будущем через него планируется выпускать спутники на орбиту Земли. Также представители компании отметили, что была успешно реализована перекачка жидкого кислорода между двумя резервуарами внутри ракеты. В планах у SpaceX полёты в глубокий космос и доставка астронавтов на Луну для миссий NASA. Передача сотен тонн сверхохлаждённого топлива, дозаправка на орбите Земли сэкономит время и деньги при запуске.

Тем не менее несколько целей остались невыполненными. Так, первая ступень Super Heavy упала в воды Мексиканского залива через 7 минут после старта. Система торможения не сработала должным образом, часть из 13 центральных двигателей вышла из строя. Ступень стала бесконтрольно вращаться, потеряла связь с управлением и разрушилась. Жёсткая посадка означает, что ступень Super Heavy больше невозможно использовать в будущих полётах. Придётся задействовать новую. Но её обломки отдадут специалистам для расследования причин неудачи, что поможет исправить ситуацию и не допустить подобной проблемы в будущем.

Ещё одна из новых целей SpaceX, а именно перезапуск одного из двигателей в космосе, тоже не была достигнута. Хотя все 33 Raptor на ускорителе успешно запустились и работали в течение всего времени до момента разделения ступеней.

SpaceX может отложить новый запуск Starship на стабильную низкоорбитальную орбиту с грузом спутников Starlink до тех пор, пока инженеры не продемонстрируют возможность перезапуска двигателей Raptor в космосе и контроля над аппаратом при входе в атмосферу. Если они не перезапустятся, то аппарат нельзя будет вернуть на Землю. В этом случае Starship останется на орбите планеты в качестве мусора, что создаёт угрозу для реализации других космических миссий.

SpaceX уже в этом году планирует провести демонстрацию процесса космической дозаправки — обмен топливом между двумя космическими кораблями Starship на орбите. Однако для этого потребуется завершение строительства дополнительной площадки на космодроме Starbase в Техасе или во Флориде. Что бы ни задумали в SpaceX, ждать долго не придётся. Компания уже запросила разрешение у государственных регуляторов на проведение более чем 9 испытательных полётов в этом году, включая уже реализованный. В своём недавнем посте в социальной сети X Илон Маск намекнул на планы выполнить шесть запусков Starship к концу этого года.

Что же, остаётся лишь пожелать ему и его компании удачи — мы ждём новых свершений.

Комментарии (43)


  1. diakin
    20.03.2024 04:05
    +10

    А что с нашим-то батутом?


    1. exTvr
      20.03.2024 04:05
      +3

      Ржавеет.


    1. ssj100
      20.03.2024 04:05

      С каким нашим батутом ?


      1. diakin
        20.03.2024 04:05
        +5

        А, ну да : "29 апреля 2022 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что проект сверхтяжелой ракеты-носителя может быть реализован Роскосмосом после 2030 года "


        1. ssj100
          20.03.2024 04:05
          +1

          Пусть хотя бы Ангару нормально запустят - тогда и поговорим серьезно.


          1. Matshishkapeu
            20.03.2024 04:05

            По лучшим мировым практикам типа Спейс икса и недавних эпичных японцев, отлетевших от стартового стола до взрыва метров 50 - не взлететь первые разы это вполне ОК. Ну всем кроме Роскосмоса. У Роскосмоса все должно получаться с первого раза, а то вирусологи на Хабре на комменты изойдут.


            1. Dolios
              20.03.2024 04:05
              +12

              У Роскосмоса в большинстве нет первого раза. Есть только рассказы о прекрасном будущем с ядерными буксирами и лунными базами. Проблема именно в этом.


            1. ssj100
              20.03.2024 04:05

              Проблема не сколько раз упадешь а как быстро поднимишься, и какие выводы сделают.

              если бы с 14 года когда запустили о_О первый раз, запускали по 5-10 в год то вопросов бы небыло а 6 запусков за 10 лет - это имитация деятельности нежели реальное использование


              1. Matshishkapeu
                20.03.2024 04:05

                А это точно выгоднее чем запускать отлаженные Протоны, пока ситуация позволяет и Казахстан не выкручивает яйца за полеты на гептиле, а не выкручивает он в силу наличия альтернативы.


                1. ssj100
                  20.03.2024 04:05

                  Протон - уже устаревшая веха - хоть и рабочая. Они должны были по задумке отстрелять их до 2014 - но уже 10 лет как должны перейти на другое но нет тянут до последнего, а так быстро перепрыгнули на альтернативу, для чего и планировалась Ангара


            1. diakin
              20.03.2024 04:05

              А у Роскосмоса что-то не получилось с первого раза? То есть что-то запускали, но оно не взлетело? Или просто не запускали?


          1. Dolios
            20.03.2024 04:05
            +6

            Ангара никому не нужна, она повторит судьбу Энергии кмк. Международный рынок просрали, а для себя Протонов, Союзов и прочих военных небольших носителей достаточно. Разве что аркадаг решит, что на Земле тесно и нужно спасать марсиан..


            1. alexey_public
              20.03.2024 04:05

              Протон всё. Как раз его Ангара и заменяет в первую очередь.


              1. ssj100
                20.03.2024 04:05
                +1

                Не всё! еще запускается по одному в год, а должен был закрыться 10 лет назад, и освободившиеся кадровые логистические и финансовые ресурсы сконцентрировались бы на другом не тратя ресурсы на поддержание инфраструктуры,

                А так тянут кота за хвост, этакой парадокс курицы и яйца. Ангару не делаем так как есть Протон, не можем отказаться так как Ангара не сделана, а не сделана так как….


                1. alexey_public
                  20.03.2024 04:05
                  +1

                  Он всё в том плане что его производство прекратили. Осталось ещё несколько экземпляров, как их запустят, на его место приходит Ангара. Собственно именно поэтому она и не летает активно, есть последние оставшиеся Протоны.


                  1. ssj100
                    20.03.2024 04:05

                    на его место приходит Ангара. Собственно именно поэтому она и не летает активно, есть последние оставшиеся Протоны.

                    я читал про Ангару когда Falcon еще не взлетел, а теперь что .... если так тянуть то когда она полетит могут всплыть детские болезни, поэтому давно надо было набрать поток (ради чего модульность и создавалась) и потом безболезнено пересесть на новую лошадь

                    именно поэтому она и не летает активно

                    еще можно сетовать что виноград зелен, появятся РН - появятся и нагрузки


                    1. alexey_public
                      20.03.2024 04:05

                      Ну вот тут именно такая ситуация - не появилась нагрузка. Именно поэтому Протоны лежат на складе. Они первые взяли бы ту нагрузку и освободили бы склад и место под Солнцем для Ангары, но не судьба.


            1. ssj100
              20.03.2024 04:05
              +1

              Да Интернет ваш не ненужён (с)

              Протон уже на пенсию скидывают, Союз - средняя рн, а других и нет Притом база обоих уже пол века перешагнула


              1. Dolios
                20.03.2024 04:05
                +4

                А братский Китай нам на что? Сделаем импортозамещение, если что. Назовём новую ракету Москвич и всё, делов-то...


                1. ssj100
                  20.03.2024 04:05
                  +2

                  Вот именно развивали бы свою и не нужно было бы импортозамещать.

                  А может у самого Маска зафрахтовать 1 фалкон9? Не думаю что откажет. Запустим Союз на Фальконе чтоб до конца прибить всех со смеху


  1. Redduck119
    20.03.2024 04:05
    +9

    Молодцы.
    Я рад за успехи в космосе.
    Конечно потом подтянутся и другие проекты.
    И будем бороздить просторы космоса в поисках приключений :)


    1. SevAnt
      20.03.2024 04:05
      +2

      Приключения нас найдут и на земле, не спешите, может наоборот будет спасать от приключений в космосе)


  1. Fell-x27
    20.03.2024 04:05
    +9

    Starship улетел и не смог вернуться. Почему это всё равно успех?

    Как минимум потому что сначала у него зажигание без взрыва не запускалось, потом отрыв без взрыва не получался, потом взлет без взрыва не получался, потом полет без взрыва не получался, теперь вот уже вышел на орбиту, пусть и с нештаткой разгонного блока по возвращению. Естественно, это успех.

    По одному достижению за раз - это очень хорошо для такого проекта. И прогресс у него отличный.


  1. Anti-antivakser
    20.03.2024 04:05
    +1

    Есть разные мечты у людей в отношении космоса и самая безумная это создать ВАРП двигатель) Если когда нибудь, через тысячи лет наши далёкие потомки смогут создать рабочий ВАРП двигатель и смогут летать с его помощью в запредельные дали глубокого космоса то, наверное, они будут самыми счастливыми людьми за всю историю человечества) а нам остаётся только заранее позавидовать им, увидеть бы при жизни базу на Марсе и каком ни будь из спутников Юпитера...


    1. diakin
      20.03.2024 04:05
      +1

      С Варпом ничего не понятно. В первую очередь, что именно варп будет двигать, какое тело.
      Обычный двигатель разгоняет тело, к которому он прикреплен. А что будет разгонять Варп?


      1. ssj100
        20.03.2024 04:05

        Внешние условия. Варп создает такие условия при котором пространство его толкает


      1. Anti-antivakser
        20.03.2024 04:05
        +1

        Самая главная современная идея касательно ВАРП это создание солитона в ткани пространства. Явление солитонов существует и в обычной материи например в водных каналах. Есть статьи на эту тему по-моему даже в Хабре. Учитывая темп научно-технического прогресса там, в тех далёких тысячелетиях будущего, будут решения этой проблемы запредельные для нашего понимания. Примерно такие же как представления о квантовой физике современных учёных но взглядом каких нибудь вавилонян или хеттов)


        1. Moog_Prodigy
          20.03.2024 04:05
          +2

          Идей то много, а как за это ухватиться, даже в теории - пока никто не знает. Теория пока дает грустные ответы - или нужно сверхсвет получить, или сингулярность, или энергию всей обозримой Вселенной надо вкачать, или на уровне частиц уже можно реализовать а вверх не масштабируется.

          Короче, ничего там пока неясно с варпом этим. Пока мне видится, что управлять пространством можно только одним способом - изменением гравитации или скорости. Мы пока еще не доросли до того. Пока что прокачиваем методы измерения того, что есть.


    1. Anti-antivakser
      20.03.2024 04:05
      +1

      В любом случае на освоение солнечной системы должно хватить нынешних принципиально возможных технологии я о ядерных двигателях


  1. Bedal
    20.03.2024 04:05
    +4

    не отвалилось

    отвалилось - весьма заметно. Плитки - несколько десятков - и какое-то одеяло.

    Вообще статья - примитивный перевод чего-то рекламно-официального. Довольно много чего из заявленного не сработало и в первой ступени, и во второй.

    Но.

    Нужно понимать, что SpaceX использует подход, похожий на старый советский и сильно не похожий на насовский. Вместо тщательной отладки всего на стендах, как это делает НАСА со времён лунной программы - выполняют испытательные пуски, много.

    Для космической программы СССР это было губительно - в том числе потому, что телеметрия в то время была не чета нынешней, и о том, почему именно рвануло, можно было часто только гадать. Зато у спейсиксов теперь получается во многие разы быстрее и дешевле, чем у технологии со стендами (та же SLS).

     

    Так вот: глупо отрицать обилие отказов и поломок и столь же глупо делать вид, что всё великолепно. На то пуск и испытательный, отладочный. Успешность его в том, что удалось продвинуться дальше, чем в предыдущих пусках. И отказы не повторяют прежние - значит, работа над ошибками идёт хорошо.


    1. alexey_public
      20.03.2024 04:05
      +5

      Я бы добавил ещё один ну очень важный момент - устаревание.

      Как это произошло с Шаттлами. Они конечно прекрасно себя показали с первого полёта. Но - за время проектирования их начинка прилично устарела за долгие годы. а потом стало ещё хуже, никто не рискнул вкладывать деньги в повторную сертификацию оборудования и в первую очередь электроники и они летали на весьма старом тяжёлом электронном оборудовании.

      В этом плане даже наши одноразовые Союзы удобнее - т.к. каждый раз корабль собирается с нуля, то этим пользуются и вносят постепенные изменения.

      А StarShip за эти годы естественно постоянно перерабатывается и к концу испытаний останется на текущей современной платформе, а не на устаревшей 10-летней на момент начала проектирования.

      P.S. По поводу телеметрии в СССР, она была неплохой, вообще по воспоминаниям Чертока, который как раз руководил разработкой систем управления и автоматики и разбирал аварии лично - они всегда находили причины аварии.


      1. Bedal
        20.03.2024 04:05
        +3

        По поводу телеметрии в СССР, она была неплохой

        для того времени - да. Но с тех пор кое-что переменилось.


    1. DGG
      20.03.2024 04:05
      +4

      Скорее всё-же не советский подход, а некая комбинация и баланс двух подходов.

      Так как у него всё же не запуск Н-1 сразу в сборе, а была история предварительных испытаний. И двигатели первой ступени на земле прожигали, и бочки взрывали разные макеты Старшипа отрабатывали.


      1. Bedal
        20.03.2024 04:05

        да, конечно, я написал несколько утрированно - чтобы показать отличие от "официального" подхода. И даже взрывы бочек - было куда ближе к лётным испытаниям, чем стенды.


    1. Wesha
      20.03.2024 04:05
      +3

      телеметрия в то время была не чета нынешней, и о том, почему именно рвануло, можно было часто только гадать.

      Что, однако, привело к возникновению давления естественного отбора в сторону выведения породы инженеров, у которых хорошо получалось гадать по обломкам. Это, кстати, не сарказм, а наблюдение: проблемы таки находились, а главное — исправлялись.


      1. Bedal
        20.03.2024 04:05
        +2

        Верно. Но в советском варианте лунной гонки и на такой подход не хватило ресурсов - и времени.

        А на новом витке маттехбазы - получилось и экономить и ускориться.


  1. mskb3k
    20.03.2024 04:05

    Развитие таких ракет-монстров это тупиковое направление. Много сложностей и рисков. Вот Китай идет по правильному пути, при должном успехе сможет массово забрасывать модульные грузы на орбиту и строить из них большие конструкции.


    1. Bedal
      20.03.2024 04:05
      +1

      это в будущем - и если будет успех. Подход спейсиксов уже позволяет забрасывать достаточно много грузов, и, учитывая толстый фалькон, модульные в том числе.


  1. inoonwt
    20.03.2024 04:05
    +2

    Почему успех? Да всё просто у маска теперь готовая сверхтяжёлая ракета 300 тонн грузоподьёмностью хоть и одноразовая, если сравнивать со всеми остальными конкурентами в мире то это уже полная доминация. Один вопрос остался насчёт цены одноразового старшипа, если он дешевле даже фалкона 9 в многоразовом варианте, там вроде 16 тонн за 50 млн, если он будет запускать 300 тонн старлинков за 200-300 лямов в одноразовом варианте это уже в 3-4 раза дешевле.

    По факту уже успех только не тот который хотел маск.


  1. molnij
    20.03.2024 04:05

    Starship разработан для доставки 150 тонн груза на низкую околоземную орбиту. ..., а космическая отрасль получает возможность доставить людей на Луну в рамках миссии Artemis, отправить колонистов на Марс и реализовать другие интересные проекты.

    Тут кагбы чтонибудь одно - или низкая околземная, или Луна-Марс и другие интересные проекты. Ну или копипастить из википедии целиком: "предназначенная для экономичной доставки грузов и людей на низкую околоземную, солнечно-синхронную и геопереходную орбиты, а также для межпланетных полётов на Луну и Марс[9]. ", а то разница существенная


    1. DonStron
      20.03.2024 04:05

      что именно смущает? Потенциально эта ракета всё это позволяет делать.
      Для полёта на Марс собираются выводить один пустой корабль на орбиту Земли, а потом ещё десятью рейсами возить к нему топливо, заправлять, и только потом он будет стартовать в сторону Марса.
      Для этого и пытаются делать многоразовый вариант, так как нужны сотни ракет для того, что задумал Маск.


      1. inoonwt
        20.03.2024 04:05

        На самом деле кажется сделать надо немного по другому ради безопасности, заправлять 10 раз кораль с важным грузом или людьми рискованно, 10 заправок + 10 сближений и стыковак. Безопаснее запустить вначале 1 танкер а потом его 10 раз заправить и уже потом основной корабль запустить и в 1 стыковку и заправку всё заправить сразу так мне кажется будет куда меньше рисков.


  1. Kot132
    20.03.2024 04:05

    Как для зрителя с дивана - итеративный подход огонь! Такие реалистичные спецэффекты! Вид со старшипа в космосе или в плазменном пузыре завораживает. Самое невероятное то, что это все происходит в реальности, и что он может пролететь где то высоко над головой. При желании его можно даже рассмотреть в любительский телескоп, кто этот прототип борется с законами физики, отсылая телеметрию его разработчикам