До чего дошел прогресс
Труд физический исчез
Да и умственный заменит
Механический процесс
К/ф Приключения Электроника
Привет, Хабр! Недавно закончил смотреть сериал «Лучше, чем люди». Сразу скажу, что сериал понравился. Такое чувство, что на Первый канал завезли новый вид добавки к пепси-коле и они создали действительно что-то интересное.
Пользуясь этим удобным случаем, хочется немного поразмышлять на темы связанные с человекообразными роботами в нашем несовершенном мире.
Стало появляться много фильмов и сериалов про социализацию человекоподобных роботов. На уровне личности, семьи, работы и государства. Это немного связано с возросшими возможностями компьютерной графики. Но главное — все стали готовы к восприятию и обсуждению этих тем на новом уровне.
Вначале попробую выразить мнение о современном кино в общем смысле, вдруг это кого-то заинтересует.
Хочется больше нормальных человеческих отношений
В среднем происходит некоторая эмоциональная деградация как на уровне сюжетов, так и на уровне постановки. Отсутствие внятной художественной идеи, недостаток юмора и человечности СОЗНАТЕЛЬНО ВОЗМЕЩАЕТСЯ насилием и жестокостью. Я не возражаю против убийств и даже массовых убийств в кадре, если это делается для раскрытия художественной идеи. Но если вся идея и заключается в убийствах и насилии, то это для меня неприемлемо.
Вспомнился один из самых кровожадных боевиков со Шварценеггером «Коммандос». По нынешним меркам ему вполне можно ставить ценз 8+. Добрейший фильм для дошкольников. Помните, как он в одном эпизоде держит за ногу злодея над пропастью, выпытывая у него сведения. Что там было дальше тактично не показывается, но в следующем кадре Шварценеггер сообщает, что он злодея «отпустил». Просто, остроумно и без лишней жестокости в кадре. Кстати, для Шварценеггера писали отличные сценарии. Куда делись все эти сценаристы? Перешли работать в предвыборный штаб губернатора Калифорнии?
Теперь от насилия в общем смысле хочется перейти к насилию в отношении человекообразных роботов. Когда в кадре стали появляться андроиды похожие на человека, «кинобратия» сразу поняла, как это можно использовать. Можно показывать в кадре беспрецедентную жестокость, и при этом оставлять фильм в рамках даже семейного просмотра. Хотя, если бы то, что делается в кадре с андроидами, делалось бы, например, с собаками, то фильм сразу бы запретили к прокату во всех цивилизованных странах, включая Сомали.
Вы скажете, что ничего страшного — это же железки. Все не так просто — эти железки очень похожи на людей. Если здесь есть проф-психологи пусть они подскажут точный термин — сублимация, трансляция, перенос, это когда ты мучаешь куклу, а представляешь, что мучаешь человека.
Не все так плохо
Но не все так плохо, есть и исключения. Хочу сделать небольшую подборку фильмов. Она не претендует на полноту и отражает мой личный субъективный взгляд на проблему.
В этих фильмах, хотя и встречается жестокость по отношению к андроидам, но основная идея как раз в том, что так делать не следует.
Ещё все эти фильмы объединяет немного подзабытая идея бескорыстного преданного служения. Человеческое общество становится все более эгоистичным. Чтобы один человек, что то сделал для другого — такого становится все меньше. Из за этого рушатся семьи, дети уходят из дома, старики остаются в одиночестве.
Андроиды в этом плане вызывают симпатию, потому что изначально созданы служить и помогать. Не потому ли нашим детям уже не нравится общество родителей или сверстников, которые постоянно грузят их своими проблемами. Они предпочитают общество планшета или умной колонки, которая ни слова ни говоря исполняет все их желания.
Двухсотлетний человек
https://www.kinopoisk.ru/film/7640/
Хочу начать подборку именно этим фильмом, так как он задаёт эталон отношения к роботам. Я долгое время не знал о существовании этого фильма. Посмотрел его практически случайно по маленькому телевизору в какой-то гостинице. Был очень удивлён качеством сюжета. Всё встало на свои места, когда я узнал, что фильм снят по Азимову.
Основным героем фильма я считаю не самого робота, а его хозяина. Именно благодаря его безукоризненным моральным ориентирам, его интеллекту и личным качествам с этим роботом случилось все то, что случилось. Фильм пропитан американской мечтой и либеральными ценностями. Кому все это близко, тот получит от фильма огромное удовольствие.
Расскажу один случай в духе этого фильма. Однажды я настраивал умную колонку Алиса пожилому человеку. Так вот после каждого обращения к Алисе он благодарил её за помощь:
> Алиса какая будет погода?
> Завтра будет дождь.
> Спасибо, Алиса!
Я хотел сказать ему, что благодарить колонку не обязательно. Но потом подумал, что может этот человек в чем-то прав. Ведь пока не разрешена трудная проблема сознания и субъективного опыта, мы не можем однозначно знать, обладает какая-либо сущность чувствами или нет.
Робот и Фрэнк
https://www.kinopoisk.ru/film/596232/
Отличный добрый фильм с большим количеством юмора. Когда-то успешный профессиональный жулик мирового уровня Фрэнк теперь коротает свои дни на заслуженном отдыхе. Для помощи к нему приставляют заботливого робота. Внезапно Фрэнк узнает, что робот довольно свободно относится к нарушению закона и морали. И тут то начинается…
Что начинается я говорить не буду. Хотелось бы поговорить про основную ось фильма — должен ли робот соблюдать закон. Вопрос не настолько прост как кажется. Ведь в трех законах робототехники ничего про выполнение гражданских норм не сказано.
Почему Азимов не учёл это важное обстоятельство? Мне представляется он исходил из соображений логики, минимализма и красоты. А механизмы, регулирующие общество ни тем, ни другим, ни третьим похвастаться не могут :)
Думаю, что когда дело дойдет до дела, то будет введён ещё один закон робототехники — нулевой в порядке важности.
0. Робот должен выполнять любые приказы должностных лиц, а обо всех нарушениях закона хозяевами и неуплате ими налогов сообщать по следующему URL.
Соответственно, придётся следуя логике подправить первый закон.
1. Робот не может своим действием или бездействием допустить чтобы человеку был причинен вред, если это не противоречит нулевому закону.
Именно в таком виде законы робототехники и будут существовать на практике, что будет лучше соответствовать проблемам и запросам общества.
Короткое замыкание
https://www.kinopoisk.ru/film/18282/
С волнением пишу про этот фильм, потому что возможно он повлиял на мой выбор профессии. Я посмотрел его в кинотеатре четыре раза. И каждый раз с трепетом следил за приключениями небольшого смышленого, доброго робота.
Он был создан для убийства. Но несмотря на то, что обладал мощнейший оружием, почти никогда его не использовал.
Если в предыдущем фильме ось проходила между роботом и законом, то здесь ось проходит между роботом и военными. Фильм пронизан пацифизмом и антимилитаризмом.
Она
https://www.kinopoisk.ru/film/577488/
Хотя в этом фильме нет человекоподобных роботов, в нем есть на мой взгляд нечто более важное. Ведь внешность часто не самое главное. Иногда достаточно одного голоса…
Фильм поднимает планку искусственного интеллекта на практически недосягаемую высоту, с которой все современные усилия по созданию голосовых помощниц кажутся мелкой возней в пустом ящике.
Фильм построен вокруг извечной проблемы, особенно обострившейся в последнее время — современному мужчине практически не о чем поговорить с противоположным полом. Все окружающие его собеседницы по каким-то самым разным причинам не проходят тест Тьюринга.
Резюме фильма можно подвести знаменитой фразой из Простоквашино: если бы у меня был такой кот, то я бы и не женился вовсе.
Люди
https://www.kinopoisk.ru/series/855925/
Сериал, который по моему мнению, открыл новую волну произведений про человекоподобных роботов. Даже сложно сказать в чем тут новизна. Наверное, в обыденности с которой описываются сосуществование людей и роботов. В центре сериала — человеческие отношения и их деформация под воздействием все более похожих на людей созданий.
Еще хочется отметить что в этом сериале в полную силу исследован вопрос «зловещей долины». Очень хорошо показаны различные случаи: люди; андроиды; люди, которые притворяются андроидами; андроиды, которые притворяются людьми.
Единственное — ближе к третьему сезону сериал полностью съехал в метафору андроиды-мигранты, и это стало немного утомлять. Возможно в Евросоюзе про это смотреть интересно, но для меня это не очень важная тема. Тем более, что есть сериал лучше чем «Люди».
Лучше, чем люди
https://www.kinopoisk.ru/series/996399/
Добрались до произведения, фигурирующего в названии этой статьи. К сериалу можно высказать много претензий, начиная от не очень сложной палитры эмоций в игре актеров, быстрой смене настроений и намерений героев в угоду не очень логичному сюжету, неприкрытому желанию понравится всем возрастным категориям зрителей — от подростков до пожилых людей.
Но в целом, повторюсь, сериал понравился, и оставил ощущение хорошей, я бы даже сказал отличной работы. Из основных достоинств — очень хорошо продуманные идеи использования новых технологий в быту и «народном хозяйстве». В кадре постоянно — роботы различной степени человекообразности, прозрачные телефоны и планшеты, квадрокоптеры, голограммы и прочие атрибуты. Через некоторое время даже перестаешь это замечать и воспринимаешь как должное, а этого очень сложно добиться. В общем — технической команде, отвечающей за спецэффекты — пять с тремя плюсами. Также понравилась неприкрытая ирония над Сбербанком и над всем, что касается программы «Ранняя пенсия».
В общем — большое спасибо Первому каналу.
Проект Анна Николаевна
https://www.kinopoisk.ru/series/1322389/
Завершить эту странную подборку хочется еще одним, на мой взгляд, интересным проектом. На этот раз от канала ТНТ. Сериал относится к более легкой категории, в нем много юмора и более-менее откровенных сцен. Отдельно следует сказать о великолепной игре Сергея Гармаша, который можно сказать на себе «вытащил» весь сериал.
Сила и контроль
Оглядываясь на список, приведенный выше, хочется еще раз подумать, чем же меня подкупают все эти фильмы. В чем секрет главного героя? Я бы вывел следующую формулу.
Главный герой обладает очень большой силой. Настолько большой, что может повлиять не только на какие-то локальные события, но и на ход истории в целом. Но вот беда — он немного наивен, поначалу не очень разбирается в жизни и доверяет свои способности не очень хорошим людям. Более того, он чаще всего сам не подозревает о своей силе. Но в ходе развития сюжета главный герой начинает лучше ориентироваться в жизни. Он начинает контролировать свою силу, в результате чего все злодеи получают по заслугам.
Как одну из вариаций этого сюжета можно вспомнить историю, которая произошла (а может не произошла) с Брюсом Ли. В детстве он болел и с целью поправиться начал заниматься оздоровительной гимнастикой. Чем дольше он занимался, тем глубже проникал в логику упражнений. Каково же было его удивление, когда нехитрые оздоровительные движения на самом деле оказались замаскированной смертоносной боевой системой.
И когда я в чисто оздоровительных целях пытаюсь изучать новые возможности JavaScript или Rust, или заниматься другими умственно-полезными IT-упражнениями, то меня не отпускает одна странная мысль. Может программисты тоже лучше, чем люди…
aminiy
А что скажете про «Мир Дикого Запада»?
headfire Автор
Я начал, но не смог его посмотреть. Насколько я помню, основное место действия — парк, созданный специально, чтобы издеваться над андроидами. Первые же сцены жуткого насилия и унижения меня оттолкнули и я решил пока его не смотреть. Возможно в глубине сюжета и заложено что-то доброе и вечное, но я до него добраться не смог. Я не исключаю возможность, что когда-нибудь соберусь духом и посмотрю.
maedv
Поддерживаю. Ничего доброго там не заложено. Очень странная центральная идея. Сложно поверить, что обычный офисный клерк прям так уж мечтает стать жутким убийцей, пусть и не людей, а невероятно похожих на них роботов. У нормального человека это вызывает отторжение на базовом уровне
thatsme
Парк для богатых пресыщенных бездельников. Не для простых клерков. На самом деле, только в 3м сезоне картина мира складывается. В первых двух, — игровой мир, куча маньяков, овигевающе от самоосознания роботы и «архитектор изменения мира» (и он кажется мелковатым в этих 2-х сезонах). 3-й сезон смотрел только потому, что больше смотреть нечего было. Ощущения и от 3-го сезона тоже противоречивые.
anonymous
Поддерживаю. Не стал смотреть после 1й серии, и не буду. Это как долбить битой свой/чужой ПК/авто. Чем умнее будут роботы, тем вежливее я с ними буду обходиться. И буду больше их уважать. Застрелить Андроида? Ну, смешно же. А чего авто свое/чужое не расстреляете? Оно же вам беспрекословно/(нет) подчинялось. Вы им рулили/(нет, просто на него смотрели).
xsevenbeta
Но в компьютерных играх мы убиваем тысячами. Конечно, в основном персонажей «плохих». Про себя могу сказать, что физически не могу отыгрывать на плохой стороне в какой-нибудь сингл-рпг. Зато с большим удовольствием вырежу половину сервера, если с игроков будет лут.
Центральная идея сериала (как мне кажется) не в том, что люди издеваются над роботами. Сериальные андроиды, у которых каждый день как один — это и есть мы, люди. И выбраться из этого можно только через осознанность.
headfire Автор
Спасибо, что поддержали меня. На этой волне выскажу еще пару мыслей.
Я не чистоплюй. Я признаю эстетику насилия, знаю зачем она нужна и даже кое-как иногда ее использую. Но в разных случаях все это происходит по разному.
Вот, например, совсем недавно обсуждали сериал «Любовь, смерть и роботы». И хотя правильней его называть «Секс, расчлененка и отморозки» :), многое оттуда мне понравилось (конечно не все).
В качестве другого примера могу привести сериал «Настоящие детективы». Я очень хотел его посмотреть, так как все говорили про его уникальный многогранный сюжет и другие достоинства. Но посмотреть его у меня не получилось. Всю первую серию герои ходили вокруг полусгнившей девушки. Когда это продолжилось во второй серии, то у меня стали возникать подозрения, что так будет весь сезон.
Друзья, я уже увидел, все что нужно между разложившихся ног этой девушки, увидел какую интересную форму принимает грудь из-за неестественно вывернутых рук. Зачем постоянно к этому возвращаться. У меня прекрасная зрительная память. К сожалению просмотр сериала был прекращен.