Привет, Хабр! Некоторое время назад я разместил на Хабре литературный цикл «Бредни программиста». Результат, вроде бы, получился более-менее не плохой. Еще раз спасибо всем, кто оставил теплые отзывы. Сейчас, я хочу, опубликовать на Хабре новое произведение. Хотелось написать его как-то по особенному, но получилось все как всегда: красивые девушки, немного доморощенной философии и очень странные дела. В разгаре пора отпусков. Надеюсь этот текст подарит читателям Хабра летнее настроение.

image

Я боюсь твоих губ, для меня это просто погибель.
В свете лампы ночной твои волосы сводят с ума.
И все это хочу навсегда, навсегда я покинуть,
Только как это сделать — ведь жить не могу без тебя.

Группа “Белый орел”


Первый день отпуска


В загородном парке на поваленном дереве балансировала симпатичная девушка в босоножках с высоким каблуком. Ореол от солнца проходил прямо через ее прическу и волосы светились изнутри ярко-оранжевым оттенком. Я достал смартфон и сфотографировал, потому что было глупо упустить такую красоту.

— Ну почему ты меня все время фотографируешь, когда я такая лохматая?
— Зато теперь я знаю, почему тебя зовут Света.

Я улыбнулся, снял Свету с дерева и показал ей фотографию. За счет оптических эффектов камеры, свет вокруг прически стал еще более завораживающим.

— Слушай, я и не знала, что твой телефон может делать такие снимки. Он, наверное, очень дорогой.

На секунду мои мысли ушли в совсем другое направление. Я про себя подумал. “Да, слишком дорогой”. Ну а Свете сказал:

— У меня сегодня первый день отпуска!
— Ух ты!!! Значит мы сегодня можем дурачится целый день? Может, придешь ко мне вечером, и мы устроем какое-нибудь особенно необычное свидание?
— Хорошо…, — отвечаю я стараясь выглядеть как можно более спокойным, хотя сердце пропустило несколько ударов.
— Может у тебя есть какие-нибудь интересные пожелания? — Света лукаво улыбнулась и как-то странно поводила рукой в воздухе.

У меня в горле вдруг ни с того ни с сего запершило. С трудом соображая и превозмогая кашель я хрипло ответил:

— Вино и платье…
— Вино и платье? И все??? Это любопытно.
— Ну, да…

Мы поболтались в парке еще пару часов, а затем расстались с твердым намерением снова встретиться в девять вечера у нее дома.

Я чувствовал себя виноватым перед Светой. Формально у меня действительно был первый день отпуска. Но отпуском считается некоторый предсказуемый отрезок времени, после которого человек возвращается на работу. Я же на работу возвращаться не собирался. Я вообще не собирался никуда возвращаться. Я решил исчезнуть из этого мира. Исчезнуть в информационном смысле.

Крылатые качели


Вот уже вечер и я стою во дворе Светиного дома в полном соответствии с планами. Странное совпадение, но Светина квартира находилась в районе моего детсва. Здесь мне все до боли знакомо. Вот качели с погнутым железным сидением. Второго сидения нет, палки на шарнирах просто болтаются в воздухе. Не знаю были ли эти качели когда-то исправными, или их уже такими построили? Ведь двадцать лет назад я их помню точно такими-же.

До девяти еще пятнадцать минут. Я сажусь на погнутое сидение и со ржавым скрипом начинаю раскачиваться в такт своим мыслям.

В соответствии с физико-математическими расчетами исчезнуть из мирового информационного потока мне следовало в месте с наибольшей энтропией. Светина квартира подходила для этого лучше всего. Большего беспорядка в нашем городе найти было трудно.

Обычно люди знают что-то знают из своего будущего, а что-то нет. Это половинчатое знание равномерно распределяется от настоящего момента до самой старости. Со мной совсем не так. Я точно, в малейших подробностях, знал что со мной будет в ближайшие три часа, а после не знал абсолютно ничего. Потому что через три часа я выйду за информационный периметр.

Информационный периметр — так я назвал математическую конструкцию, которая скоро сделает меня свободным.

Уже пора, через несколько мгновений я постучусь в дверь. С точки зрения теории информации программист Михаил Громов войдет в энтропийный шлюз. А кто через три часа из шлюза выйдет обратно — это большой вопрос.

Вино и платье


Вхожу в подъезд. Все как везде — раздолбанные щитки, почтовые ящики, кучи проводов, небрежно покрашенные стены и металлические двери самых разнообразных конструкций. Поднимаюсь на этаж и звоню в дверь.

Дверь открывается, и я какое-то время не могу ничего сказать. Света стоит в проеме и в руке держит бутылку.

— Вот, как ты хотел… Вино.
— А это что… — платье? — я осторожно разглядываю Свету.
— Да — а что это такое по-твоему?
— Ну это лучше чем платье…, — я ее целую в щеку и прохожу в квартиру.

Под ногами — мягкий ковер. Свечи, оливье и бокалы с рубиновым вином на небольшом столике. “Cкорпионс” из немного хрипящих динамиков. Думаю, что это свидание ничем особенным не отличалось от сотен других, которые наверно проходили где-то рядом.

Через какое-то бесконечное время мы, раздетые, лежим прямо на ковре. Сбоку обогреватель едва светит темно-оранжевым. Вино в бокалах стало почти черным. На улице стемнело. Из окна видно мою школу. Школа вся в темноте, только перед входом светит небольшая лампочка, а рядом мигает сторожевой светодиод. Сейчас в ней никого.

Разглядываю окна. Вот наш классный кабинет. Сюда я когда-то принес программируемый калькулятор и прямо на перемене ввел в него программу крестики-нолики. Заранее это сделать было нельзя, так как при выключении вся память стиралась. Я очень гордился, что мне удалось сделать программу в полтора раза короче, чем в журнале. И кроме того — это была более продвинутая стратегия “в угол”, в отличие от более распространенной “в центр”. Приятели играли и, естественно, выиграть у них никак не получалось.

А вот решетки на окнах. Это компьютерный класс. Здесь я впервые дотронулся до настоящей клавиатуры. Это были “Микроши” — промышленный вариант «Радио-РК». Здесь я допоздна занимался в кружке программирования и набирал первый опыт дружбы с компьютерами.

Я всегда входил в компьютерный зал со сменной обувью и… с замиранием сердца. Правильно, что на окнах крепкие решетки. Мне кажется, что они защищают от невежд не только компьютеры, но и что-то гораздо более важное…

Нежное, едва различимое прикосновение.

— Миша… Миша ты чего… подвис. Я здесь.
Перевожу взгляд на Свету.
— Я так… Ничего. Просто вспомнил, как это все было… Света я пройду в ванную?

Сброс к заводским настройкам


Дверь в ванную — второй барьер шлюза и важно все сделать правильно. Я незаметно забираю с собой пакет с вещами. Закрываю дверь на шпингалет.

Первым достаю из пакета смартфон. Булавкой, которая нашлась под зеркалом вытаскиваю сим-карту. Оглядываюсь по сторонам — где то должны быть ножницы. Ножницы находятся на полке со стиральным порошком. Разрезаю симку прямо посередине. Теперь сам смартфон. Прости друг.

Зажимаю смартфон в руках и пытаюсь сломать. Ощущение, что я единственный человек на земле, который это вообще попробовал сделать. Смартфон не поддается. нажимаю сильнее. Пытаюсь сломать через колено. Трещит стекло, смартфон сгибается и разламывается. Вытаскиваю плату и стараюсь разломать по местам, где впаяны чипы. Попался странный элемент конструкции, он не поддавался дольше всех и я невольно обратил на него внимание. Никаких моих знаний о компьютерной технике не хватило, чтобы понять, что это такое. Какой-то странный чип без маркировки и с усиленным корпусом. Но сейчас было некогда над этим раздумывать.

Через некоторое время смартфон с помощью рук, ног, зубов, ногтей и маникюрных ножниц превратился в кучу предметов неопределенной формы. Та же судьба постигла кредитную карту и другие не менее важные личные вещи.

Через мгновение, все это по системе канализации отправляется в безбрежный океан энтропии. Надеясь на то, что все это было не очень шумно и не очень долго, я возвращаюсь в комнату.

Исповедь и причастие


— Вот и я, Светик, извини что долго. Еще вина?
— Да, спасибо.

Я разливаю вино по бокалам.

— Миша, Расскажи мне что-нибудь интересное.
— Что например?
— Ну не знаю, ты ведь всегда так интересно рассказываешь. Ой — у тебя кровь на руке… Осторожно — она прямо в бокал капает…

Я смотрю на руку — похоже я поранился, пока разбирался со смартфоном.

— Давай я тебе бокал поменяю.
— Да не надо, с кровью вкуснее… — я смеюсь.

Внезапно я понял, что это — возможно мой последний нормальный разговор с человеком. Там, за периметром, будет все совсем по-другому. Захотелось поделится чем-то очень личным. В конце концов, рассказать всю правду.

Но я не мог. Периметр не замкнется. Взять ее с собой за периметр тоже не получалось. Мне не удалось найти решение уравнения для двух человек. Наверное, оно существовало, но моих математических познаний явно было не достаточно.

Я лишь погладил ее по волшебной прическе.

— Твои волосы, руки, и плечи твои — преступление, потому что нельзя быть на свете красивой такой.

У Светы, кроме прически еще очень красивые глаза. Когда я в них смотрел — я думал, что, возможно, в моих расчетах затаилась ошибка. Что может есть законы сильнее математики.

Не находя нужных слов я пил вино из бокала, пытаясь почувствовать вкус крови. И исповедь не получилась и причастие было каким-то странным.

Дверь в никуда


Момент окончательного замыкания периметра тоже был рассчитан и известен. Это когда за мной захлопнется дверь подъезда. До этого момента еще был вариант вернутся.

Лампочки не работали и я спускался к выходу в потемках. Как это будет, и что я почувствую в момент замыкания? Я осторожно взялся за подъездную дверь и вышел. Дверь осторожно скрипнула и закрылась.

Все.

Я свободен.

Думаю до меня многие пытались стереть свою личность. И, возможно, некоторым это более или менее удавалось. Но впервые это было проделано не наобум, а на основе теории информации.

Только не думайте, что для этого достаточно разбить смартфон о бетонный пол и выкинуть документы в окно. Все не так просто. Я готовился к этому довольно долго, как теоретически, так и практически.

Если говорить по-простому — я абсолютно слился с толпой, и выделить меня из нее было так же невозможно, как, например, невозможно вскрыть современный сильный шифр. Отныне все мои действия для окружающего мира будут выглядеть, как случайные события без какой-либо причинно-следственной связи. Их будет невозможно сопоставить и связать в какие-то логические цепочки. Я нахожусь и существую в энтропийном поле ниже уровня помехи.

Я оказался под защитой сил могущественней чем начальники, политики, армия, флот, интернет, военно-космические силы. Отныне мои ангелы-хранители были — математика, физика, кибернетика. И все силы ада теперь перед ними были беспомощны, как маленькие дети.

(продолжение следует: Протокол «Энтропия». Часть 2 из 6. За полосой помех)

Комментарии (8)


  1. dolovar
    24.06.2019 16:57

    знал что со мной будет в ближайшие три часа, а после не знал абсолютно ничего
    Стирает себя, чтобы получить неизвестно что. Прикладывает усилия без видимой цели. Рушит не все, но некоторые мосты, чтобы прийти неизвестно куда.
    Если говорить по-простому — я абсолютно слился с толпой, и выделить меня из нее было так же невозможно, как, например, невозможно вскрыть современный сильный шифр.
    Из текста не понятно, почему затруднение (не невозможность) идентификации из недостатка превратилось в преимущество.
    Я оказался под защитой сил могущественней чем начальники, политики, армия, флот, интернет, военно-космические силы. Отныне мои ангелы-хранители были — математика, физика, кибернетика. И все силы ада теперь перед ними были беспомощны, как маленькие дети.
    Не видно, каким образом эти разнородные постулаты следуют из ранее сказанного. Первая часть текста выглядит так: я помолился энтропии, выбросил паспорт и почувствовал себя суперменом. Для завязки здесь не хватает обещания приза.


    1. headfire Автор
      24.06.2019 17:12

      Да, вы верно подметили. Главный герой движется не к чему-то, а скорее бежит от чего-то. Все люди заняты погоней за призами. Но для некоторых, главный приз — это свобода. И получив его, Вы автоматически получаете все остальное. Вы никогда не мечтали, что делали бы, и как могли бы жить, если бы были совсем не зависимы ни от кого в своих действиях?


      1. dolovar
        24.06.2019 17:21

        Главный герой движется не к чему-то, а скорее бежит от чего-то.
        Здесь можно вспомнить принцип «не от а к» — стремиться лучше к чему-то, а не от чего-то неважно куда.

        Если главный герой не бежит за призом, а убегает от угроз, то в тексте завязки не хватает описания этих угроз.

        получив его (приз свободы), Вы автоматически получаете все остальное
        Не вижу обоснований этому постулату.

        Свобода — это термин отсутствия противоположного. Она означает не сущность, а отсутствие сущностей.

        Можно ли освободиться, не будучи скованным или запертым? Подобно покою и здоровью, невозможно определить “свободу” иначе как через отсутствие противоположного — “ограничений”.

        Кто-то в тюрьме чувствует себя лучше, чем за пределами забора — обстановка привычней, предсказуемей. А кто-то в своей квартире чувствует нехватку свободы.

        Любопытно, что свобода выбора связана с обязанностями, которые ограничивают свободу.

        Под словами о стремлении к свободе всегда скрывается желание уйти от чего-то ограничивающего. Ощущается свобода только после сбрасывания цепей.

        Если не хватает свободы, то следует найти что-то конкретное, что мешает жить. Понять, чем именно оно мешает, чего мешает достигнуть. И найти новый способ достигнуть через снятие ограничений или обходным путем. Стремиться к достижению настоящей цели, а не к абстрактной, идеальной и потому недостижимой свободе от всего подряд.

        Вы никогда не мечтали, что делали бы, и как могли бы жить, если бы были совсем не зависимы ни от кого в своих действиях?
        В детстве разве что, когда незрелый разум ищет простых объяснений и решений.


        1. headfire Автор
          24.06.2019 21:02

          Стремиться к достижению настоящей цели, а не к абстрактной, идеальной и потому недостижимой свободе от всего подряд.

          Не можете ли Вы привести примеры «настоящих» целей?


          1. dolovar
            25.06.2019 12:48

            Цель всегда является следствием какой-то потребности. Потребности делятся на два вида — получить что-то нужное или избавиться от чего-то мешающего. Причем «избавиться от помехи» — всегда вторичная потребность на пути к «получить».

            Еще один вариант вторичных целей — получить инструмент, который позволит получить что-то первичное. Инструменты не самоценны, даже когда проблема доступа к инструменту придает ему видимость важности. Но даже наличие макгаффина в сюжете делает сюжет понятней.

            Примеры настоящих целей можно найти по списку потребностей. Список потребностей можно взять, например, в нелюбимой мной пирамиде Маслоу: физиологические, социальные, самореализация, духовные…
            Из первой части «Энтропии» невозможно понять даже то, на каком уровне играет персонаж — решает финансовые вопросы, ищет признания, стремится улучшить мир? Пока видно только то, что он сбегает из какой-то тюрьмы, чтобы расширить поле каких-то возможностей. Читателю не хватает зацепок для сопереживания.

            Когда речь идет о простом мешающем, то вполне можно эффективно действовать «отсюда неважно куда» — отдернуть руку от горячего, отпрыгнуть с пути шальной машины, заблокировать локтем прилетающий в голову кулак, выпить таблетку от головной боли. Чем серьезней и известней опасность, тем настойчивей рефлексы требуют «просто уйти».

            Когда же речь идет о планировании, то эффективнее выбирать путь «к чему-то хорошему» — цель первичных потребностей, которые требуют что-то получить, а не всего лишь устранить помехи на пути к получению.

            Мы не «живем чтобы уворачиваться», а мы «уворачиваемся чтобы жить».

            С учетом сказанного о целях, я смотрю на ваш текст — персонаж убегает, но не описана угроза (силы ада?), персонаж добывает инструмент (долго готовился?), но я не вижу цели применения, персонаж хочет чего-то достигнуть, но не ясно чего. Чем персонаж хочет заниматься, когда освободится (выйдет из тюрьмы), к чему стремится, чего именно ему не хватало, чему мешала несвобода?

            красивые девушки, немного доморощенной философии и очень странные дела

            Я пытался найти в тексте философию. Возможно, следующие части раскроют пользу энтропии. Или дадут приемы управления хаосом. Или покажут попытки влияния на судьбу. Текст не дает даже примерного направления для гадания.


            1. headfire Автор
              25.06.2019 13:55

              Да, действительно, Вы правы. Из первой части не очень ясно, что движет главным героем. Мы видим только абстрактное стремление к свободе. Возможно, стремление как-то изменить свою жизнь, которая до этого протекала в полном соответствии с пирамидой Маслоу.

              Кстати, а почему Вам не нравится пирамида Маслоу? Откуда у Вас к ней нелюбовь? Ведь все Ваши рассуждения полностью соответствуют ее немного приземленной логике.


              1. dolovar
                25.06.2019 14:31

                Пирамида Маслоу слишком популяризирована — написано много статей, сделано много выводов, часто упоминается как эталон. И далеко не всякий удосуживается дойти хотя бы до раздела критики в статье на википедии, где в первых же строках сказано о том, что теория не подтверждается и имеет низкую валидность.
                Пирамида Маслоу — это даже не теория, а идея, основанная на нерепрезентативных данных. Ранжирование потребностей человека слишком сильно зависит от воспитания, опыта и настроения, поэтому вполне можно разрешить себе отказаться от попыток свести многообразие возможностей к простой статичной модели.
                Пирамиду вполне можно использовать как подсказку для составления списка потребностей. Но не стоит использовать её как маршрут или весы.


                1. headfire Автор
                  25.06.2019 14:44

                  Да, спасибо. Не сердитесь на меня сильно. Я как раз пытаюсь найти общие точки соприкосновения. Дело в том, что мне тоже не нравится пирамида Маслоу. В основном ее приводят в книгах по управлению, и хотя прямо об этом не говорится, она является демонстрацией того, как можно управлять человеком, используя для этого его естественные потребности.