К рукам моим тянутся тонкие нити,
Как будто на сцене без них я споткнусь…
Эй там, наверху, вы меня отпустите,
Без нитей невидимых я обойдусь...
А.Жигарев, С.Алиханов «Песня куклы»
Привет, Хабр! Я очень рад, что мои странные статьи, которые я объединил названием “Новая точка отсчета” кому-то интересно читать. И я хочу сказать за это спасибо. До этого я рассуждал с опорой на какое-то известные фильмы, но иногда хочется поразмышлять в свободном полете.
Я заметил, что все чаще стали появляться статьи психологической и психофармакологической направленности от которых веет научно-доказанной безнадегой. Или прямо, или между строк подразумевается, что свободы воли нет, и мы являемся рабами наших инстинктов, биохимии мозга и организма в целом. Рисуются различные картинки – примерно как на КДПВ.
Хочу поделиться своими мыслями в защиту свободы воли. Подчеркну, что речь не идет о критике научной парадигмы. Как раз наоборот — это попытка взглянуть на свободу с наукообразной точки зрения. Я понимаю, что стартую из невыгодной, а может даже заведомо проигрышной позиции, но я попробую сделать пару рокировок и как-то выстроить линию защиты. Если Вы любите в кругу друзей за кружкой приятного напитка обсуждать необсуждаемое и доказывать недоказуемое, то прошу под кат.
Самый важный вопрос
Вопрос свободы воли является краеугольным вопросом философии и мировоззрения, от которого в конечном итоге зависят жизни и судьбы людей.
Когда начинаешь говорить о свободе воли на тебя чаще всего смотрят, как на идиота. Половина людей делает это от того, что не совсем понимает, о чем идет речь. Другая половина – от того, что слишком хорошо понимают. Чтобы быть понятным первой половине и усыпить бдительность второй, сформулируем этот вопрос в самой безобидной форме, которая тем не менее сохраняет всю остроту проблемы. Итак:
Можем ли мы влиять на свое будущее?
В этом вопросе нет ничего крамольного. Любой здравомыслящий человек, прежде чем заниматься чем-то в своей жизни должен попробовать на него ответить. Хотя бы для себя самого. Даже если для этого придется из обивки своего офисного кресла сделать шаманский бубен. И уехать в тундру, чтобы плясать вокруг костра и пить настойку из мухоморов.
Зачем доказывать очевидное
Если брать, например, меня, то мне не нужны доказательства наличия свободы воли. Я ее чувствую, как чувствуют пять пальцев своей руки. Иногда я смотрю на свою руку, по отдельности двигаю каждым пальцем, а затем сжимаю в кулак. Когда рука послушно выполняет мои приказы я понимаю, что я еще в силах изменить что-то в этом мире. И пусть мне говорят, что это фантомное чувство, как от ампутированной конечности. Я знаю, что у меня есть свобода, как знаю, что у меня есть мысли и эмоции.
Помните ту историю, как собрались мудрецы и стали доказывать друг другу, что движения не существует (знаменитый парадокс Зенона). Один мудрец, возмущенный этими умозаключениями, встал и демонстративно прошелся взад и вперед, а потом вообще вышел из зала.
Думаю, что этот мудрец, если бы его стали убеждать, что у него нет свободы, просто расквасил бы кому-нибудь нос. Вспоминается анекдот.
На суде у женщины спрашивают:
— Зачем вы ударили мужа сковородкой?
— А почему он всем говорит, что я такая предсказуемая?
Но то, что очевидно для одних, может быть неочевидно для других. Более того, для других может быть очевидно совсем другое. И даже если всем очевидно одно и то же, никогда не мешает об этом поговорить, используя различные доводы разной степени научности и эмоциональности.
Не виноватая я, оно само пришло…
Сначала попробую немного разобраться с гуманитарной стороной вопроса. Я понимаю, что следующие размышления ничего не добавят и не убавят в плане наукообразного подхода к свободе воли, но я все-таки порассуждаю об этом.
Если значение свободы воли для точных наук еще можно как-то оспорить, то для гуманитарных отраслей знания свобода воли вообще составляет все их содержание. Особенно это касается теории общества и права.
Предположим, что ученые вскрыли бы все истинные физиологические причины поведения человека. Как мог бы в этом случае выглядеть судебный процесс.
Подсудимый, скажите – почему вы украли у прохожего кошелек с деньгами?
— Я не виноват Ваша Честь, я боялся, что останусь голодным. Вы ведь знаете, – голод – основной инстинкт человека.
— Вы были голодны в тот момент?
— Нет, но у меня был страх перед будущим голодом. Это выработалось в результате эволюции. Вот исследование, где про это подробно написано.
— Ну хорошо, а зачем вы его после этого избили?
— Ну, вы понимаете, мне не понравилось его лицо. Сработала племенная слотовая система. Он мне показался врагом. Про это тоже есть одно совершенно достоверное исследование.
— А зачем вы его ударили ножом?
— Это постдвигательная агрессия. Уровень адреналина подскочил. Кортизол опять же. Вот справка от моего эндокринолога.
— А почему вы ударили его ножом опять (в общей сумме девять раз)?
— Ну это же совсем просто Ваша Честь. Это просто двигательный рефлекс, с замыканием положительной обратной связи. Про это еще Павлов писал. Стыдно не знать при вашей-то должности.
Если Вы считаете, что это абсурд, то ошибаетесь. Уже известны случаи оправдательных приговоров для диабетиков, которые осуществили противоправные действия при низком уровне сахара. Именно с этих фактов часто начинает свои лекции знаменитый исследователь биохимии обезьян и человека Роберт Сапольски.
Почему отрицается свобода воли
На мой взгляд основная причина отрицания свободы воли – в стремлении человека построить вокруг себя предсказуемый мир. И наука является основным инструментом. Наука изучает причинно-следственные связи и помогает конструировать безопасное и понятное окружение.
Но здесь важно то, что правильно сконструированная предсказуемая реальность должна давать человеку право выбора, право реализовать свою свободу. Наука должна придумать выключатель, который предсказуемо включает и выключает свет. Но само решение – включить или выключить свет – должно оставаться за человеком.
Если выражаться более определенно, то причиной отрицания свободы воли я считаю стремление науки построить всеобъемлющую предсказуемую картину мира. Это стремление обусловлено основной задачей науки. Но насколько далеко можно применять детерминистическую методологию в изучении мира, и особенно человека?
Если у тебя в руках молоток, то везде видятся гвозди. Но может быть не стоит вбивать гвоздь в человеческую голову?
Маленький шаг навстречу свободе
Чтобы избавиться от проклятия детерминизма и фатализма, нужно сделать всего одно маленькое допущение:
Не все в этом мире определяется причинно-следственными связями
Как такое может быть – отдельный вопрос и в дальнейшем я его коснусь. Наука уже получила небольшой щелчок по носу столкнувшись с квантовой реальностью. Она сначала опешила от таких странных дел, но потом перегруппировалась, сдула пыль с невостребованной до того времени теории вероятностей (ее тогда использовали в основном картежники), и стала вместо фактов оперировать вероятностями этих фактов. Большинство пациентов успокоились. Самых буйных прикрутили к кроватям. И средняя температура по больнице вновь выровнялась.
Выскажу свое представление о мироздании. Оно мне видится в виде некоторой шкалы. На одном конце полная обусловленность и четкая работа причин и следствий. На другом конце – полная свобода, в том числе от пространства и от времени.
Вопрос в каком направлении по этой шкале мы должны двигаться? Наши предки давно для себя этот вопрос решили. Описание сансары, как полного торжества причинно-следственных связей (кармы) является наиболее мрачным описанием в буддизме. И основной задачей ставилось освобождение из цепких лап причинно-следственного колеса. В других религиях были сделаны примерно те-же самые выводы.
Не дай бог чьему-либо сознанию полностью попасть под власть причинно-следственного механизма.
Свобода воли заложена в фундамент науки
Я попробую показать, что понятие свободы воли фундаментально присутствует в науке. В качестве примера я возьму математику, которая, как известно царица наук.
Одним из основных понятий математики является функция. Как известно в функции есть независимые, или свободные переменные. Уже само название наводит на правильные мысли. Это значит, что некоторая свободная воля произвольно может назначить этим переменным значения, и математика должна послушно указать значение функции.
Интересно также определение предела – основы математического анализа. Здесь предполагается даже несколько существ со свободным волеизъявлением. Одно существо выбирает “наперед заданное значение”, а другое существо “значение аргумента, при котором”.
Принцип моих рассуждений, думаю понятен. Мы выбираем термины, имеющие в своих определениях слова независимый, свободный, и пытаемся понять, что этот термин значит в свете наличия свободы воли. Например – “степень свободы” в математике и механике. Вы можете найти массу других примеров.
Как известно, чтобы иметь правильные суждения, нужно называть вещи своими именами. Математика и физика – как раз те науки, где все называется своими именами. И если там есть понятия независимых переменных и степеней свободы, то значит таковыми они и являются.
Старый трюк с постулатами еще никогда не подводил
Конечно, самый основной вопрос – откуда может взяться свобода и какие физические законы определяют ее существование.
Когда наука не может объяснить какие-то факты, она принимает их за аксиомы. Если вы думайте, что это какой-то шулерский фокус, то ошибаетесь. Это обычная научная практика. Например, Эйнштейну удалось провернуть этот трюк даже два раза: в специальной теории относительности он принял за постулат совершенно необъяснимое постоянство скорости света. В общей теории относительности – равенство гравитационной и инерционной масс, которое тоже было необъяснимым, но точно установленным научным фактом.
Точно также мы должны постулировать, что масса и энергия в нашей вселенной может проявлять свободу. И ее поведение в какой-то части нельзя объяснить причинно-следственными связями. Наука не должна игнорировать свободу воли. Она должна включить ее в свой понятийный и методологический аппарат.
В свете этой идеи правильным будет вопрос (я уже про это упоминал в другой статье) – не как в результате физических законов возникает свобода, а как физические законы ограничивают изначально присущую нам абсолютную свободу.
Второй диалектический барьер
Когда говорят о диалектике – обычно приводят такие связанные понятия – горячее-холодное, тяжелое-легкое, добро-зло. Но на мой взгляд – это слабые диалектические пары. Существуют более сильные диалектические понятия. Их нельзя так просто смешать, как воду в шайке. И переход между ними не так прост. И я бы их назвал диалектическими барьерами.
Как примеры: форма и содержание, стратегия и тактика, материя и сознание, информация и энергия, и, конечно, предсказуемость и свобода.
Рассмотрим подробнее пару – информация и энергия. Совершенно очевидно, что одно без другого существовать не может. Любая информация имеет энергетический носитель. Любая энергия несет в себе какую-то информацию. Несмотря на сложность и неуловимость этой взаимосвязи, человечество преодолело этот барьер. И теперь мы можем конструировать устройства, сочетающие в себе энергию и информацию в любых нужных нам пропорциях.
К такому-же диалектическому барьеру относится понятия детерминизма и свободы. Когда-нибудь мы преодолеем и это. И будем конструировать устройства, сочетающие в себе предсказуемость и свободу в той форме и в тех соотношениях, которые нам будут полезны. И тогда искусственный интеллект станет действительно сильным.
Свет свободы
Есть одна история про изобретателя вечного двигателя. Когда ему говорили, что вечное движение невозможно, он отвечал: “Мои глаза говорят мне обратное – все во вселенной вовлечено в вечное беспричинное движение”.
Такое же ощущение возникает у меня, когда я пытаюсь размышлять про свободу воли. Все во вселенной пропитано духом свободы. Это чувство возникает, например, когда я пытаюсь осмыслить странный мир квантовой физики и элементарных частиц.
Вот, например, частичка света — фотон. В своем поведении он проявляет невероятную изобретательность и свободу. Он движется к цели одновременно по всем возможным траекториям. Он взаимодействует с кем хочет и когда хочет. Он всячески противится любым попыткам наблюдения. Он постоянно находится в суперпозиции в отношении любых характеристик. Он все свои квантовые решения откладывает на как можно более далекий срок.
Мы действуем практически так же, как фотон. При решении задачи мы рассматриваем все варианты. Мы откладываем все наши решения на самый поздний момент. Мы не любим, когда кто-то сует свой нос и измерительные приборы в наши дела. Мы никак не хотим и не можем определится, и находимся в суперпозиции относительно почти всех важных вопросов.
Мы сделаны из света. И так же свободны. Просто у нас чуть больше ограничений.
dvserg
А что, собственно, есть эта самая свобода воли? Если мозг человека описать как нейросеть с множеством возможных реакций на определенные ситуации; если принять количество этих реакций не бесконечным, но ограниченным — будит ли это свободой воли? Ведь делать выбор придется из конечного числа возможных исходов. А это уже в какой-то степени детерминизм.
headfire Автор
Да, конечно. Если мозг описать, как нейросеть, то никакой свободы не будет. Но есть слабая надежда, что мозг устроен сложнее.
dvserg
Акцент вопроса не в этом.
Будет ли считаться свободой воли выбор из ограниченного числа вариантов (хоть из 3х, хоть из 3*10^100).
headfire Автор
Если какая-либо система (причем даже с двумя состояниями) время от времени переходит между ними и Вы не можете их предсказать, значит ни о каком детерминизме этой системы речи быть не может
Apxuej
Несколько мыслей. Отсутствие свободы воли означает, не только, что все Ваши действия определены заранее или направлены по нескольким возможным путям квантовым рандомом исходя из того, что ваш мозг это вычислитель с предустановками, но и кое-что другое. Знаете, что такое настоящая свобода воли? Это возможность сделать так, чтобы Вам понравились кабачки. То есть до этого момента Вы их терпеть не могли, но усилием воли изменили свои установки и теперь они Вам нравятся и Вы с удовольствием готовы их есть. Свобода воли есть контроль не только над инструментальными целями, но и над терминальными. Инструментальные цели — это цели на пути к главной цели (терминальной). Терминальной целью для людей скорее всего является быть счастливым как можно более продолжительное время. Рассмотрим пример: мать жертвует жизнью ради ребёнка. Это неэффективно с точки зрения достижения терминальной цели, так как после смерти тяжело быть счастливым. Однако в модели мира которую строит девушка — после потери ребёнка счастья больше не существует и смерть не является 100% гарантией прекращения возможности достичь счастья в будущем. Пусть кажется, что девушка действует иррационально, но в реальности она действует очень рационально в рамках своей модели мира. Так вот — мы не способны, как бы не старались изменить терминальную цель. Давайте представим ещё одну ситуацию: мы не согласны, что невозможно изменить терминальную цель существования. Мы ложимся на землю и шевелим мизинцем левой ноги — мы выбрали это в качестве новой терминальной цели нашего существования. В реальности же мы достигаем одну из наших инструментальных целей (доказать правоту-> быть ценным членом группы) в результате также достигается терминальная цель (быть счастливым, т.е. получить выброс эндорфинов). Шевеление пальца само по себе может доставлять удовольствие в рамках достижения инструментальной цели размять мышцы или, оно интересно Вам в контексте доказать свою правоту, может быть в каких-то ещё, но в любом случае оно не интересно Вам само по себе. Мы совершаем поступки опираясь на наши желания, возникновение которых мы не контролируем. Мы можем исходя из того как лучше достигнуть терминальной цели только удовлетворяем наиболее подходящие для этого желания.
Бегемот может пройтись, может покушать, может искупаться, получить самку и в целом чувствовать себя очень хорошо. Но есть границы вольера за которые ему не попасть. Бегемоту может туда и не нужно вовсе и в своих мыслях он абсолютно свободен и делает что пожелает — он родился и вырос в вольере и не знает другого, но для нас не возникает сомнений, что он в неволе.
Тут можно сказать что физические ограничения, а точнее слабая пластичность некоторых отделов Вашего мозга, а, напомню, именно они мешают Вам начать любить кабачки (простите за этот пример, просто ненавижу кабачки :) ), не должны относиться к определению свободы воли. Как не должно отсутствие у нас крыльев считаться ограничением нас в свободе перемещения. Но тут мы уже подходим к определению понятия в языке.
headfire Автор
Одним из признаков свободы является отсутствие долгосрочных планов и целей. Как только Вы ставите перед собой цель, Ваши действия становятся рациональными и обусловленными и Вы попадаете под действие причин и следствий.
Прожить долго и счастливо можно многими разными способами и наличие этого стремления у живого существа никак не ограничивает его чувства свободы.
maxzawalo
Согласен 100%!
Дополню.
Помимо Цели нужен еще Фокус на ней. Это то же важный фактор. «Удерживать Цель в прицеле». Уметь корректировать Курс.
Воля=Фокус=Курс=Цель. Семантика.
Меня помимо абстрактных теорий так же интересует прикладное применения как в технике так и для своего организма.
Волю можно тренировать — есть куча методик и практик.
В итоге получаем некий механизм… алгоритм.
Была бы Воля! ))
ae560
Нет, вызывает сомнения. Бегемот и на воле всё равно в неволе. С одной стороны океан, с другой горы, с третьей люди-охотники… Нету ни какой воли, неволи. Есть маленький вольер и вольер по-больше, в рамках которых свободен направо сходить, на лево, почесать что-нибудь. Опять же очень условно в «рамках», бегемот может проявить свободу воли и сбежать из вольера.
SerJ_82
По поводу свободы воли. Вот пример: вы идете вдоль берега моря. Слева — густой непролазный лес.
У вас нет огромного рюкзака со всем необходимым и опыта выживания.
Следовательно: есть у вас возможность пойти в лес или начать плыть в море? Есть.
Есть даже ненулевая вероятность взмыть в воздух или начать копать подкоп. =))
Но вы же не будете этого делать, так как вариант идти по берегу будет самым оптимальным.
Вот и вся диалектика.
У вас как бы есть выбор, но и как бы нет…