Мы часто рассказываем, что полезного услышали на конференциях, реже — о спикерах будущих мероприятий. И почти никогда не показываем людей, которые стоят за кулисами каждого хорошего выступления и дирижируют ансамблем тем. Пора это менять, потому что то, кто и с каким подходом готовит программу, может рассказать о конференции гораздо больше, чем список тезисов.
В простой и неформальной атмосфере мы поговорили с членами программного комитета DevOps Live о том, кто как пришел в DevOps, что сейчас важно для отрасли, чем полезны конференции и что теряется при переходе в онлайн. Приглашаем присоединиться к знакомству: на выбор можно посмотреть-послушать полную запись или ниже почитать выдержки.
Программный комитет конференции DevOps Live — 25 классных профессионалов своего дела с большим опытом и самым разным багажом историй из практики. Они могли бы собрать отличное мероприятие только из своих кейсов (и это было бы гораздо быстрее и проще), но не делают этого, чтобы помочь участникам получить полное представление о DevOps-процессах и практиках.
В этой беседе участвовали четверо: Тимур Батыршин, Дмитрий Зайцев, Валерия Пилия и Мона Архипова. И так удачно совпало, они все смотрят на DevOps немного под разными углами и приносят разные акценты в программу конференции.
Тимур Батыршин (erthad) в IT более 15 лет, за это время участвовал в строительстве дистрибутивов Linux, виртуализации серверов, когда это еще не было модным, автоматизировал разворачивание серверов на облаках и строил архитектуру облачных приложений.
Тимур Батыршин: Можно сказать, что путь в программный комитет DevOpsConf начался в 2012-2013 году с сообщества Hangops Ru (Hangops можно расшифровать как «Ops на Hangouts», именно в Hangouts проводились регулярные беседы об индустрии). Постепенно сообщество выросло за пределы чата, и основной костяк энтузиастов стал организовывать DevOpsDays Moscow. Дима и Лера тоже участвовали, а больше всех двигал конференцию Саша Титов (osminog).
Дмитрий Зайцев (bhavenger) развивал DevOps- и SRE-практики, когда это ещё не было модным. Совмещал их с ITIL и Cobit, пока те ещё были в моде. Имеет опыт работы в gamedev, adtech, bigdata, fintech, marketing. Является одним из организаторов DevOpsDays Moscow, DevOps Moscow, Hangops Ru. Сейчас Head of SRE во flocktory.com.
Дмитрий Зайцев: Году в 2015 я как-то оказался в чате Hangops, вскоре стал участвовать в записи и организации видеопосиделок. В 2017 Саша Титов обратился ко мне с идеей сделать конференцию. Тогда она называлась RootConf и была больше для системных администраторов. Я как раз был среди тех, кто пытался её изменить. В 2018 это удалось, мы перезапустили конференцию уже под названием DevOpsConf, сместив акцент с тулинга для сисадминов на DevOps: что это такое, что мы хотим от этого подхода, чего хочет рынок от специалистов в DevOps.
Валерия Пилия работает во flocktory.com Infrastructure Engineer, занимается поддержкой инфраструктуры на AWS с k8s. Участвовала в адаптации русскоязычного издания книги DevOps Handbook и является одним из организаторов митапов DevOps Moscow и конференции DevOpsDays Moscow 2019. В программный комитет DevOpsConf пришла два года назад, как и другие участники беседы с подачи Александра Титова.
Валерия Пилия: Я присоединилась к программному комитету конференции, потому что мне было интересно узнать, как это устроено изнутри. У меня даже догадок не было, как, например, распределяются задачи между программным комитетом и организаторами события. Мною двигало любопытство и мне дали возможность его удовлетворить. И это та возможность, от которой не отказываются.
Мона Архипова (Mona_Sax) COO sudo.su (МИРЦ), до этого занимала руководящие и экспертные должности в области безопасности и IT. В ежедневной работе активно использует DevOps-практики и тоже начинала, когда это еще не было мейнстримом. Мона присоединилась к программному комитету после отличного доклада «Как (вы)жить без отдела безопасности» о том, что безопасность — это ответственность каждого человека. Теперь несет безопасность в массы не только на конференциях по безопасности, но и на DevOps Live.
Мона Архипова: Когда Саша Титов пригласил меня в ПК, я решила, не можешь предотвратить — возглавь. К сожалению, большинство IT-конференций не уделяет внимание безопасности и получается «вжух-вжух и в продакшн», а потом бывает очень больно от того, что что-то утекло или выставлено без пароля. Хотелось бы насадить в IT понимание того, что безопасность нужна, но важно искать баланс между безопасность и скоростью DevOps.
Как вы уже поняли, Мона продвигает DevSecOps и в этом году безопасности на конференции станет больше. Но это не будет конференция по безопасности внутри DevOps Live — все выступления рассчитаны на любой уровень экспертизы, то есть подойдут тем, кто только начинает задумываться о безопасности. Но и тем, кто уже работает в этом направлении, покажем некоторые неочевидные моменты и полезные инструменты.
Известные в области IT-безопасности специалисты расскажут, как именно выстраивать безопасность, какие ошибки часто допускаются и как сделать так, чтобы не было мучительно больно ни вам, ни бизнесу. В серии мастер-классов участникам покажут, как сервис могут взломать и как от этого защититься и с технической точки зрения, и с процессной, оставаясь в современных методологиях разработки.
Конечно, мы поговорим об общеинженерных проблемах и обсудим технологии и процессы на стыке с инструментальными решениями, которые позволяют проще решать задачи разработки, тестирования, эксплуатации.
Знаете, что отличает хороший доклад об инструменте от плохого? На хорошем докладе у слушателя не возникает ощущения аудиокниги по мануалу, а спикер рассказывает о том, как этот инструмент использовать в реальной жизни, с его помощью упростить жизнь и решать свои задачи эффективнее. На DevOps Live мы будем не просто знакомиться с инструментами, а разбираться, как и когда их стоит внедрять и как правильно пользоваться.
При этом нужно иметь в виду, что есть инструменты, которые очень быстро развиваются, и подходы, которые меняются чуть медленнее. Мы будем говорить и о том, и о другом:
Пока мы говорили об инструментах и о том, что о них можно рассказывать, и кому-то сразу станет легче и веселее жить, а можно не рассказывать и ждать, когда все сами разберутся, стало любопытно, ставит ли ПК перед собой задачу просвещать.
Валерия Пилия: Было бы наивно ставить перед собой исключительно просветительскую цель. Она, конечно, заложена в конференциях by design, но невозможно научить кого-либо против воли. Зато можно заинтересовать, заставить удивиться и усомниться. Помочь узнать что-то новое, что, может быть не сразу, но пригодится и получится что-то очень классное.
Мона Архипова: Я в свою очередь привношу старые добрые вещи. По одной простой причине: хотя область и молодая, уже успело смениться поколение тех, кто занимается инфраструктурой, DevOps и т.д. Нынешние джуниоры уже не слышали про этот наш ITIL и другие страшные аббревиатуры. Поэтому, мне кажется, важно не только рассказывать о новом, но и напоминать, что старые практики никуда не делись, они все еще актуальны. Новые инструменты безусловно облегчают жизнь, но фундамент и база тоже должны быть.
Дмитрий Зайцев: Ждать от новых людей в индустрии, что они будут изучать ITIL, я бы не стал. Кажется, основное, что нужно было взять из ITIL, естественным образом перешло в современные практики. С другой стороны, странно, если вы работаете в IT и ничего не читали об Extreme Programming, хотя этой методологии уже больше двадцати лет.
Тимур Батыршин: А мне кажется, что тут есть две стороны. Когда тебе нужно просто сделать что-то практическое, то наверное не нужно тратить время на изучение истоков. Но если хочешь разобраться в устройстве IT в целом и понять, как сделать, чтобы всё работало, то имеет смысл представлять себе эволюцию.
Мона Архипова: Рано или поздно любой технический специалист сталкивается с тем, что решения его проблемы нет в гугле. И вот тут и нужна фундаментальная база. Да и вообще, стильные модные молодежные системы управления логами изобрели, если не ошибаюсь, в 1969 году.
Идея конференции DevOps Live — посмотреть на DevOps с разных сторон, в частности с точки зрения продуктовой разработки.
В рамках DevOps-подхода технические решения должны быть связаны с задачами бизнеса. Но инженеры часто не очень хорошо себе представляют, в чём эти задачи состоят. Например, считают, что раз в DORA Report написано, что крутые организации релизятся по несколько раз в день, то для бизнеса важнее всего time-to-market.
Тимур Батыршин: Я как любой инженер раньше считал, что главное — хорошо писать код, чётко настраивать его работу, и всё будет отлично. А потом оказалось, что нужно не только настаивать сервисы и писать код, но еще и двигать дела в компании. А в любой компании больше, скажем, двадцати человек возникают дополнительные задачи состыковать рабочие группы и специалистов, которые хотят разного. Об этом нам и говорили отцы DevOps: как сделать так, чтобы все вместе работали над одними задачами.
Для DevOps Live Тимур Батыршин и Андрей Шорин поговорили с Product Owner'ам. Оказалось, что time-to-market как его понимают инженеры — частые релизы — им не очень-то и важен. Важнее предсказуемость, которая достигается, когда продуктовые команды, команды разработки, эксплуатации и менеджмент работают над общими целями и понимают друг друга. Поэтому на конференции уделим внимание тому, как договариваться, устанавливать доверие, работать с токсичностью и т.д.
Причем речь идет не только и не столько о том, чтобы показать владельцам продуктов, какая им может быть польза от DevOps. Но и помочь инженерам понять, как их работа влияет на продукт. Потому что, когда не видишь связи между конкретной технической работой и результатами компании, проявляются те самые проблемы с мотивацией, выгоранием и пр. Вопрос вклада в достижение общих целей занимает не только топ-менеджмент, а уже middle и senior специалистов.
Валерия Пилия: Когда человек начинает чуть больше понимать себя как профессионала и задумывается, что он хочет от работы в контексте все своей жизни, оказывается, что это не целыми днями ставить Kubernetes. Потому что: «А зачем?». Тут и до экзистенциального кризиса недалеко.
Хорошо искать ответы в комфортной среде людей, которые тоже через это прошли, уже подумали об этом и могут поделиться. Обмен опытом из разряда «Я выжил, и вы выживете» является одной из целью конференции, в том числе и в вопросе самоопределения в профессиональном развитии.
Внедрение DevOps-практик в компании однозначно не обходится без активного включения CTO, то есть среди аудитории DevOps Live есть технические руководители. ПК решили определить, какие боли у CTO и как можно помочь их решить, потому что оказалось, что на современных IT-конференциях такого контента мало. Чаще всего рассматриваются более частные вопросы отдельных команд или технических задач.
Одно дело, выбирать между Kubernetes и OpenStack, и другое — решения Chief-уровня. Таких решений, во-первых, приходится принимать сильно больше, во-вторых, чаще всего в компании еще нет релевантного опыта и можно опираться только на чужие результаты, в-третьих, высока цена ошибки.
Человек с приставкой Chief помимо технических решений занимается еще и такими увлекательными вещами как: подсчет стоимости владения и затрат на инфраструктуру, планирование технологического стека, capacity management и прочее, что выпадает из поля зрения большинства.
Дмитрий Зайцев: Я хочу раскрыть тему, как что-то изменить в рамках всей компании. Сейчас, кажется, нет места, где об этом можно было бы поговорить. Поэтому мы хотим, чтобы люди пообщались и вместе пришли к пониманию, как внедрять что-то на уровне компании.
Как видите, все темы взаимосвязаны и являются частью пазла. Не нужно думать: «Ага, продуктовая разработка меня не интересует, до СТО мне еще далеко — остается только часть с инженерными практиками». Это не так.
Так или иначе все темы, которые будут обсуждаться на конференции, пересекаются, но программный комитет делает на этом дополнительный акцент и готовит специальные форматы для вовлечения участников с разными ролями в общую дискуссию.
Валерия Пилия: Мы хотим, чтобы вы увидели, что каждый ваш коллега на своем месте решает задачи, о которых вы, возможно, даже не задумывались. Но все они нацелены на то, чтобы развивать продукт, к которому вы тоже причастны.
Тимур Батыршин: Наверняка, у каждого была ситуация, когда вы были уверены в необходимости каких-то технических изменений, например, убеждали руководителя, что вам срочно нужен Kubernetes, а от вас отмахивались, что сейчас для этого не время. Но у таких историй всегда есть две стороны, и в том числе доклады на конференциях помогают понять их обе.
И дело тут не только в том, чтобы стать «более эффективной командой», но и в том, что, когда вы понимаете коллег и доверяете им, вам же становится приятнее работать и легче жить. Например, смотря на проблему шире, можно понять, что на самом деле сейчас нужно команде и компании. И в результате, разговаривая на понятном бизнесу языке, убедить в необходимости внедрения своих идей. Или услышать аргументы оппонента и принять, что это не просто палки в колеса, а действительно есть основания сейчас этим не заниматься.
Тема, о которой мы не могли не поговорить, — онлайн, куда пока что переместились все мероприятия. Мы в Онтико уже провели три тестовых и три больших онлайн-конференции (как они прошли можно посмотреть в статье о KnowledgeConf), не всё так страшно. Но мы понимаем, какие могут быть сомнения, более того, они есть даже внутри ПК.
Две главные проблемы онлайна на наш взгляд:
Онлайн для программного комитета — это дополнительный вызов в плане подбора докладчиков. Сосредоточиться на обычном докладе, когда вы не вовлечены в процесс, а только слушаете, действительно довольно трудно. Но с другой стороны онлайн делает возможным или более удобным разные интерактивы, демонстрации лайв-кодинга, работу в группах и многое другое, чего на офлайновой конференции не сделать. Не говоря уже об иностранных докладчиках, которые просто не могут приехать в Россию по самым разным причинам, но очень хотят поучаствовать и пообщаться с нами, понять, что происходит в России. Именно в этом году многие с радостью соглашаются выступить на нашей конференции.
Валерия Пилия: Онлайн на самом деле дает участнику дополнительные неожиданные возможности, которых в офлайне нет. Например, если вы пытались задать вопрос спикеру после доклада в кулуарах, то знаете, что часто он уже окружен людьми, которые его что-то спрашивают. Приходится ждать, пока поток иссякнет, и надеяться, что у спикера еще останутся силы и на вас. И вы бы может и хотели что-то спросить, но в данных обстоятельствах махнете рукой.
В онлайне задавать вопросы спикеру в целом гораздо комфортнее, но еще мы можем организовать специальные встречи, когда эксперт, может быть, даже не выступает с докладом, а просто отвечает на вопросы гостей конференции. Согласитесь, когда прямо в расписании выделено время и обозначено, что вот этот человек будет готов ответить на ваши вопросы, это гораздо удобнее, чем ловить его за кофе.
Мона Архипова: Это удобнее и для спикера, потому что есть возможность как-минимум не стоять у флипчарта, а сидеть, а еще лучше иметь под рукой кофе, перекус и вообще чувствовать себя комфортно.
Другое не самое очевидное преимущество онлайна в том, что мы не ограничены не только пространством (например, Инфопространством), но и временем. Весной на собственном опыте мы поняли, что на онлайн-конференции совершенно невозможно оставаться вовлеченным восемь часов подряд. Зато у нас есть возможность для маневра: мы можем распределить наши мероприятия на несколько дней по несколько часов. Расписание будет всё еще довольно плотным, чтобы участники были погружены в контекст, но несколько дней по несколько часов в удобное время обеспечит комфортную скорость для восприятия информации.
Тимур Батыршин: Бывает, что услышал что-то на конференции, начал обдумывать, может, что-то дополнительно смотреть, и через несколько дней понял, что нужно уточнить у спикера или других участников, с которыми общался в кулуарах. А уже все разъехались.
В этом смысле наш формат удобнее, потому что, во-первых, как раз будет перерыв на подумать, во-вторых, единая информационная среда, в которой все в одном контексте, в-третьих, остаются артефакты от таких бесед, к которым можно возвращаться через любое время.
Дмитрий Зайцев: В онлайне проще собирать следы обсуждений. Если кулуарное общение переходит в чат или зум, то его результаты не остаются только в виде обрывков в головах участников, но доступны и другим людям и к ним можно вернуться через время простым поиском по ключевым словам.
Поэтому как таковой нетворкинг онлайн может быть даже эффективнее, а как его оживить, мы тоже знаем. Остается только опасение, что к концу сентября все мы в принципе пресытимся онлайном, но оно нейтрализуется тем контентом, который готовит ПК. И разноплановостью.
DevOps Live получается:
Надеемся, это и наша со спикерами тщательная подготовка позволит конференции победить в конкуренции за внимание даже работу и соцсети.
Мы знаем, как трудно выделить время, чтобы, сидя дома, начать что-то смотреть, вовлекаться в это, думать, дискутировать и общаться с другими людьми. Ради таких людей и хочется делать реально классный контент, искать кого-то, договариваться, придумывать новые форматы. Приходите, мы вас ждём!
В простой и неформальной атмосфере мы поговорили с членами программного комитета DevOps Live о том, кто как пришел в DevOps, что сейчас важно для отрасли, чем полезны конференции и что теряется при переходе в онлайн. Приглашаем присоединиться к знакомству: на выбор можно посмотреть-послушать полную запись или ниже почитать выдержки.
Программный комитет конференции DevOps Live — 25 классных профессионалов своего дела с большим опытом и самым разным багажом историй из практики. Они могли бы собрать отличное мероприятие только из своих кейсов (и это было бы гораздо быстрее и проще), но не делают этого, чтобы помочь участникам получить полное представление о DevOps-процессах и практиках.
В этой беседе участвовали четверо: Тимур Батыршин, Дмитрий Зайцев, Валерия Пилия и Мона Архипова. И так удачно совпало, они все смотрят на DevOps немного под разными углами и приносят разные акценты в программу конференции.
Тимур Батыршин (erthad) в IT более 15 лет, за это время участвовал в строительстве дистрибутивов Linux, виртуализации серверов, когда это еще не было модным, автоматизировал разворачивание серверов на облаках и строил архитектуру облачных приложений.
Тимур Батыршин: Можно сказать, что путь в программный комитет DevOpsConf начался в 2012-2013 году с сообщества Hangops Ru (Hangops можно расшифровать как «Ops на Hangouts», именно в Hangouts проводились регулярные беседы об индустрии). Постепенно сообщество выросло за пределы чата, и основной костяк энтузиастов стал организовывать DevOpsDays Moscow. Дима и Лера тоже участвовали, а больше всех двигал конференцию Саша Титов (osminog).
Дмитрий Зайцев (bhavenger) развивал DevOps- и SRE-практики, когда это ещё не было модным. Совмещал их с ITIL и Cobit, пока те ещё были в моде. Имеет опыт работы в gamedev, adtech, bigdata, fintech, marketing. Является одним из организаторов DevOpsDays Moscow, DevOps Moscow, Hangops Ru. Сейчас Head of SRE во flocktory.com.
Дмитрий Зайцев: Году в 2015 я как-то оказался в чате Hangops, вскоре стал участвовать в записи и организации видеопосиделок. В 2017 Саша Титов обратился ко мне с идеей сделать конференцию. Тогда она называлась RootConf и была больше для системных администраторов. Я как раз был среди тех, кто пытался её изменить. В 2018 это удалось, мы перезапустили конференцию уже под названием DevOpsConf, сместив акцент с тулинга для сисадминов на DevOps: что это такое, что мы хотим от этого подхода, чего хочет рынок от специалистов в DevOps.
Валерия Пилия работает во flocktory.com Infrastructure Engineer, занимается поддержкой инфраструктуры на AWS с k8s. Участвовала в адаптации русскоязычного издания книги DevOps Handbook и является одним из организаторов митапов DevOps Moscow и конференции DevOpsDays Moscow 2019. В программный комитет DevOpsConf пришла два года назад, как и другие участники беседы с подачи Александра Титова.
Валерия Пилия: Я присоединилась к программному комитету конференции, потому что мне было интересно узнать, как это устроено изнутри. У меня даже догадок не было, как, например, распределяются задачи между программным комитетом и организаторами события. Мною двигало любопытство и мне дали возможность его удовлетворить. И это та возможность, от которой не отказываются.
Мона Архипова (Mona_Sax) COO sudo.su (МИРЦ), до этого занимала руководящие и экспертные должности в области безопасности и IT. В ежедневной работе активно использует DevOps-практики и тоже начинала, когда это еще не было мейнстримом. Мона присоединилась к программному комитету после отличного доклада «Как (вы)жить без отдела безопасности» о том, что безопасность — это ответственность каждого человека. Теперь несет безопасность в массы не только на конференциях по безопасности, но и на DevOps Live.
Мона Архипова: Когда Саша Титов пригласил меня в ПК, я решила, не можешь предотвратить — возглавь. К сожалению, большинство IT-конференций не уделяет внимание безопасности и получается «вжух-вжух и в продакшн», а потом бывает очень больно от того, что что-то утекло или выставлено без пароля. Хотелось бы насадить в IT понимание того, что безопасность нужна, но важно искать баланс между безопасность и скоростью DevOps.
Безопасность и DevOps
Как вы уже поняли, Мона продвигает DevSecOps и в этом году безопасности на конференции станет больше. Но это не будет конференция по безопасности внутри DevOps Live — все выступления рассчитаны на любой уровень экспертизы, то есть подойдут тем, кто только начинает задумываться о безопасности. Но и тем, кто уже работает в этом направлении, покажем некоторые неочевидные моменты и полезные инструменты.
Известные в области IT-безопасности специалисты расскажут, как именно выстраивать безопасность, какие ошибки часто допускаются и как сделать так, чтобы не было мучительно больно ни вам, ни бизнесу. В серии мастер-классов участникам покажут, как сервис могут взломать и как от этого защититься и с технической точки зрения, и с процессной, оставаясь в современных методологиях разработки.
DevOps системным инженерам: инструменты и не только
Конечно, мы поговорим об общеинженерных проблемах и обсудим технологии и процессы на стыке с инструментальными решениями, которые позволяют проще решать задачи разработки, тестирования, эксплуатации.
Знаете, что отличает хороший доклад об инструменте от плохого? На хорошем докладе у слушателя не возникает ощущения аудиокниги по мануалу, а спикер рассказывает о том, как этот инструмент использовать в реальной жизни, с его помощью упростить жизнь и решать свои задачи эффективнее. На DevOps Live мы будем не просто знакомиться с инструментами, а разбираться, как и когда их стоит внедрять и как правильно пользоваться.
При этом нужно иметь в виду, что есть инструменты, которые очень быстро развиваются, и подходы, которые меняются чуть медленнее. Мы будем говорить и о том, и о другом:
- Какие подходы лежат в основе, как новые инструменты вписываются в существующие подходы или меняют их.
- Как новые инструменты позволяют делать что-то лучше, быстрее, адекватнее и дают больше возможностей подключить безопасность.
- Какие подходы приходят на смену старым и какие инструменты позволяют их лучше реализовать.
Пока мы говорили об инструментах и о том, что о них можно рассказывать, и кому-то сразу станет легче и веселее жить, а можно не рассказывать и ждать, когда все сами разберутся, стало любопытно, ставит ли ПК перед собой задачу просвещать.
Валерия Пилия: Было бы наивно ставить перед собой исключительно просветительскую цель. Она, конечно, заложена в конференциях by design, но невозможно научить кого-либо против воли. Зато можно заинтересовать, заставить удивиться и усомниться. Помочь узнать что-то новое, что, может быть не сразу, но пригодится и получится что-то очень классное.
Мона Архипова: Я в свою очередь привношу старые добрые вещи. По одной простой причине: хотя область и молодая, уже успело смениться поколение тех, кто занимается инфраструктурой, DevOps и т.д. Нынешние джуниоры уже не слышали про этот наш ITIL и другие страшные аббревиатуры. Поэтому, мне кажется, важно не только рассказывать о новом, но и напоминать, что старые практики никуда не делись, они все еще актуальны. Новые инструменты безусловно облегчают жизнь, но фундамент и база тоже должны быть.
Дмитрий Зайцев: Ждать от новых людей в индустрии, что они будут изучать ITIL, я бы не стал. Кажется, основное, что нужно было взять из ITIL, естественным образом перешло в современные практики. С другой стороны, странно, если вы работаете в IT и ничего не читали об Extreme Programming, хотя этой методологии уже больше двадцати лет.
Тимур Батыршин: А мне кажется, что тут есть две стороны. Когда тебе нужно просто сделать что-то практическое, то наверное не нужно тратить время на изучение истоков. Но если хочешь разобраться в устройстве IT в целом и понять, как сделать, чтобы всё работало, то имеет смысл представлять себе эволюцию.
Мона Архипова: Рано или поздно любой технический специалист сталкивается с тем, что решения его проблемы нет в гугле. И вот тут и нужна фундаментальная база. Да и вообще, стильные модные молодежные системы управления логами изобрели, если не ошибаюсь, в 1969 году.
DevOps в продуктовой разработке
Идея конференции DevOps Live — посмотреть на DevOps с разных сторон, в частности с точки зрения продуктовой разработки.
В рамках DevOps-подхода технические решения должны быть связаны с задачами бизнеса. Но инженеры часто не очень хорошо себе представляют, в чём эти задачи состоят. Например, считают, что раз в DORA Report написано, что крутые организации релизятся по несколько раз в день, то для бизнеса важнее всего time-to-market.
Тимур Батыршин: Я как любой инженер раньше считал, что главное — хорошо писать код, чётко настраивать его работу, и всё будет отлично. А потом оказалось, что нужно не только настаивать сервисы и писать код, но еще и двигать дела в компании. А в любой компании больше, скажем, двадцати человек возникают дополнительные задачи состыковать рабочие группы и специалистов, которые хотят разного. Об этом нам и говорили отцы DevOps: как сделать так, чтобы все вместе работали над одними задачами.
Для DevOps Live Тимур Батыршин и Андрей Шорин поговорили с Product Owner'ам. Оказалось, что time-to-market как его понимают инженеры — частые релизы — им не очень-то и важен. Важнее предсказуемость, которая достигается, когда продуктовые команды, команды разработки, эксплуатации и менеджмент работают над общими целями и понимают друг друга. Поэтому на конференции уделим внимание тому, как договариваться, устанавливать доверие, работать с токсичностью и т.д.
Причем речь идет не только и не столько о том, чтобы показать владельцам продуктов, какая им может быть польза от DevOps. Но и помочь инженерам понять, как их работа влияет на продукт. Потому что, когда не видишь связи между конкретной технической работой и результатами компании, проявляются те самые проблемы с мотивацией, выгоранием и пр. Вопрос вклада в достижение общих целей занимает не только топ-менеджмент, а уже middle и senior специалистов.
Валерия Пилия: Когда человек начинает чуть больше понимать себя как профессионала и задумывается, что он хочет от работы в контексте все своей жизни, оказывается, что это не целыми днями ставить Kubernetes. Потому что: «А зачем?». Тут и до экзистенциального кризиса недалеко.
Хорошо искать ответы в комфортной среде людей, которые тоже через это прошли, уже подумали об этом и могут поделиться. Обмен опытом из разряда «Я выжил, и вы выживете» является одной из целью конференции, в том числе и в вопросе самоопределения в профессиональном развитии.
DevOps на Chief-уровне
Внедрение DevOps-практик в компании однозначно не обходится без активного включения CTO, то есть среди аудитории DevOps Live есть технические руководители. ПК решили определить, какие боли у CTO и как можно помочь их решить, потому что оказалось, что на современных IT-конференциях такого контента мало. Чаще всего рассматриваются более частные вопросы отдельных команд или технических задач.
Одно дело, выбирать между Kubernetes и OpenStack, и другое — решения Chief-уровня. Таких решений, во-первых, приходится принимать сильно больше, во-вторых, чаще всего в компании еще нет релевантного опыта и можно опираться только на чужие результаты, в-третьих, высока цена ошибки.
Человек с приставкой Chief помимо технических решений занимается еще и такими увлекательными вещами как: подсчет стоимости владения и затрат на инфраструктуру, планирование технологического стека, capacity management и прочее, что выпадает из поля зрения большинства.
Дмитрий Зайцев: Я хочу раскрыть тему, как что-то изменить в рамках всей компании. Сейчас, кажется, нет места, где об этом можно было бы поговорить. Поэтому мы хотим, чтобы люди пообщались и вместе пришли к пониманию, как внедрять что-то на уровне компании.
Взаимопонимание во главе угла
Как видите, все темы взаимосвязаны и являются частью пазла. Не нужно думать: «Ага, продуктовая разработка меня не интересует, до СТО мне еще далеко — остается только часть с инженерными практиками». Это не так.
Так или иначе все темы, которые будут обсуждаться на конференции, пересекаются, но программный комитет делает на этом дополнительный акцент и готовит специальные форматы для вовлечения участников с разными ролями в общую дискуссию.
Валерия Пилия: Мы хотим, чтобы вы увидели, что каждый ваш коллега на своем месте решает задачи, о которых вы, возможно, даже не задумывались. Но все они нацелены на то, чтобы развивать продукт, к которому вы тоже причастны.
Тимур Батыршин: Наверняка, у каждого была ситуация, когда вы были уверены в необходимости каких-то технических изменений, например, убеждали руководителя, что вам срочно нужен Kubernetes, а от вас отмахивались, что сейчас для этого не время. Но у таких историй всегда есть две стороны, и в том числе доклады на конференциях помогают понять их обе.
И дело тут не только в том, чтобы стать «более эффективной командой», но и в том, что, когда вы понимаете коллег и доверяете им, вам же становится приятнее работать и легче жить. Например, смотря на проблему шире, можно понять, что на самом деле сейчас нужно команде и компании. И в результате, разговаривая на понятном бизнесу языке, убедить в необходимости внедрения своих идей. Или услышать аргументы оппонента и принять, что это не просто палки в колеса, а действительно есть основания сейчас этим не заниматься.
Всё это онлайн
Тема, о которой мы не могли не поговорить, — онлайн, куда пока что переместились все мероприятия. Мы в Онтико уже провели три тестовых и три больших онлайн-конференции (как они прошли можно посмотреть в статье о KnowledgeConf), не всё так страшно. Но мы понимаем, какие могут быть сомнения, более того, они есть даже внутри ПК.
Две главные проблемы онлайна на наш взгляд:
- Конкуренция за внимание, потому что в отличие от очной конференции, на которую приезжаешь в специальной место, на онлайн-конференции участники остаются в привычном окружении со всеми отвлекающими чатами и прочими соцсетями.
- Отсутствие живого общения со всеми его невербальными составляющими.
Онлайн для программного комитета — это дополнительный вызов в плане подбора докладчиков. Сосредоточиться на обычном докладе, когда вы не вовлечены в процесс, а только слушаете, действительно довольно трудно. Но с другой стороны онлайн делает возможным или более удобным разные интерактивы, демонстрации лайв-кодинга, работу в группах и многое другое, чего на офлайновой конференции не сделать. Не говоря уже об иностранных докладчиках, которые просто не могут приехать в Россию по самым разным причинам, но очень хотят поучаствовать и пообщаться с нами, понять, что происходит в России. Именно в этом году многие с радостью соглашаются выступить на нашей конференции.
Валерия Пилия: Онлайн на самом деле дает участнику дополнительные неожиданные возможности, которых в офлайне нет. Например, если вы пытались задать вопрос спикеру после доклада в кулуарах, то знаете, что часто он уже окружен людьми, которые его что-то спрашивают. Приходится ждать, пока поток иссякнет, и надеяться, что у спикера еще останутся силы и на вас. И вы бы может и хотели что-то спросить, но в данных обстоятельствах махнете рукой.
В онлайне задавать вопросы спикеру в целом гораздо комфортнее, но еще мы можем организовать специальные встречи, когда эксперт, может быть, даже не выступает с докладом, а просто отвечает на вопросы гостей конференции. Согласитесь, когда прямо в расписании выделено время и обозначено, что вот этот человек будет готов ответить на ваши вопросы, это гораздо удобнее, чем ловить его за кофе.
Мона Архипова: Это удобнее и для спикера, потому что есть возможность как-минимум не стоять у флипчарта, а сидеть, а еще лучше иметь под рукой кофе, перекус и вообще чувствовать себя комфортно.
Другое не самое очевидное преимущество онлайна в том, что мы не ограничены не только пространством (например, Инфопространством), но и временем. Весной на собственном опыте мы поняли, что на онлайн-конференции совершенно невозможно оставаться вовлеченным восемь часов подряд. Зато у нас есть возможность для маневра: мы можем распределить наши мероприятия на несколько дней по несколько часов. Расписание будет всё еще довольно плотным, чтобы участники были погружены в контекст, но несколько дней по несколько часов в удобное время обеспечит комфортную скорость для восприятия информации.
Тимур Батыршин: Бывает, что услышал что-то на конференции, начал обдумывать, может, что-то дополнительно смотреть, и через несколько дней понял, что нужно уточнить у спикера или других участников, с которыми общался в кулуарах. А уже все разъехались.
В этом смысле наш формат удобнее, потому что, во-первых, как раз будет перерыв на подумать, во-вторых, единая информационная среда, в которой все в одном контексте, в-третьих, остаются артефакты от таких бесед, к которым можно возвращаться через любое время.
Дмитрий Зайцев: В онлайне проще собирать следы обсуждений. Если кулуарное общение переходит в чат или зум, то его результаты не остаются только в виде обрывков в головах участников, но доступны и другим людям и к ним можно вернуться через время простым поиском по ключевым словам.
Поэтому как таковой нетворкинг онлайн может быть даже эффективнее, а как его оживить, мы тоже знаем. Остается только опасение, что к концу сентября все мы в принципе пресытимся онлайном, но оно нейтрализуется тем контентом, который готовит ПК. И разноплановостью.
DevOps Live получается:
- Вот такой ширины с точки зрения форматов: будут доклады, мастер-классы, воркшопы, дискуссии, групповые и индивидуальные консультации и это еще не все карты раскрыты.
- Вот такой высоты с точки зрения аудитории: ждём на конференции инженеров разных IT-специальностей, безопасников, CТО, менеджеров продуктов и владельцев бизнеса.
- А еще и глубины, потому что хардкорные вещи тоже обязательно будут.
Надеемся, это и наша со спикерами тщательная подготовка позволит конференции победить в конкуренции за внимание даже работу и соцсети.
Мы знаем, как трудно выделить время, чтобы, сидя дома, начать что-то смотреть, вовлекаться в это, думать, дискутировать и общаться с другими людьми. Ради таких людей и хочется делать реально классный контент, искать кого-то, договариваться, придумывать новые форматы. Приходите, мы вас ждём!
DevOps Live пройдет в два этапа 29-30 сентября и 6-7 октября. До 15 августа еще можно подать доклад или забронировать билет перед повышением цены.
Следите за обновлениями в телеграме или рассылке — будем сообщать о принятых спикерах и открывать подробности форматов.
Всё, что осталось за кадром в этой беседе, можно будет уточнить 5 августа в 18:00 на онлайн-встрече программного комитета с докладчиками и сочувствующими. Подключайтесь и задавайте свои вопросы, уточняйте темы для заявок или давайте программному комитету задание закрыть свой запрос. Встреча открытая, но нужно зарегистрироваться, чтобы мы прислали ссылку.
grudnichek
Да уж, дома вообще делать ничего не хочется. Успехов Вам
e_finkel Автор
Бывает такое :)
А что касается участия в конференции, то можно сделать себе удобнее хотя бы тем, что сесть не за рабочее место, а, например, вывести трансляцию на телевизор. И рабочие чатики закрыть, и чай-кофе наготовить заранее.