Похоже, власти прислушались к жалобам бизнеса на неудобные законы и приняли закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ). По сути государство говорит нам: «Вам не нравится действующее регулирование? Окей, придумайте свои законы, которые вас устроят. Мы на время сделаем их обязательными для вас и других желающих и посмотрим, как они работают. Если эксперимент пройдет хорошо, то сделаем из вашей идеи полноценный закон, обязательный для всех».
Давайте рассмотрим, кому от нового закона станет удобнее и в чем его особенности.
Поехали!
— Что такое экспериментальный правовой режим? А цифровые инновации?
Экспериментальный правовой режим (ЭПР) — это когда в целях эксперимента перестаёт применяться ранее принятый закон (или его часть) и начинают действовать новые правила. ЭПР будут вводиться на ограниченный срок в отдельных сферах экономики и, возможно, на определённой территории. Экспериментальное регулирование будет обязательным только для тех, кто сам этого захочет.
Цифровые инновации — это новые или существенно улучшенные продукты (товары, услуги и т.п.), процессы или методы, используемые в бизнесе, созданные с применением инновационных технологий. Более подробное описание дадут Правительство РФ и Центробанк.
— И что, кто угодно может придумать какие угодно законы, и они начнут действовать?
Конечно, нет. Инициатором введения ЭПР могут быть госорганы и органы местного самоуправления, юрлица и ИП. Простые граждане не наделены правом предлагать нововведения.
Кроме того, юрлица и ИП должны ещё:
- платить вовремя все налоги,
- не иметь судимости (ИП — сами, юрлица — у руководителей),
- не находиться в процессе ликвидации и не иметь возбужденного дела о банкротстве,
- быть российскими организациями, и не иметь в качестве учредителей офшорные компании.
ЭПР должен вводиться только вместо таких законов, которые существенно затрудняют использование цифровых инноваций. А ещё ЭПР могут вводиться только в определённых сферах экономики.
— О каких сферах экономики речь?
ЭПР могут вводить новое регулирование только в следующих сферах:
- медицинская и фармацевтическая деятельность;
- проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;
- сельское хозяйство;
- финансовый рынок;
- продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;
- архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;
- предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- промышленное производство (промышленность).
Правительство РФ может расширить этот перечень. А ещё эксперименты нельзя распространять на регулирование деятельности, связанной с гостайной, с товарами, оборот которых ограничен или запрещён. Есть и другие ограничения.
— Если я не имею отношения к этим сферам, дальше можно не читать?
Нет, лучше всё равно прочитайте до конца. И не только потому, что нам приятно, когда у наших постов много просмотров. Есть мнение, что «все эти ваши эксперименты до добра не доведут». Особо внимательные граждане успели заметить, что Минэкономразвития России разработало проект закона, в котором указано, действие каких именно законодательных предписаний можно отменять в ходе экспериментов. По сути закон об ЭПР — это только основа, создающая предпосылки для принятия некоторого количества уточняющих его законов и постановлений.
— Какие нормы законов могут не применяться после введения ЭПР?
Итак, внимание. Минэк предлагает допустить возможность отмены следующих правил:
- сведения об абонентах операторов связи являются информацией ограниченного доступа, а для их передачи третьим лицам надо получать согласие абонента (п. 1 ст. 53 ФЗ «О связи»),
- гарантия тайны связи (п.п. 1 и 2 ст. 63 ФЗ «О связи»),
- обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей; нельзя собирать их по принципу «лишь бы собрать, а там разберёмся, как и где их использовать» (п. 2 ст. 5 ФЗ «О персональных данных»),
- сбор персональных данных допускается только с согласия их субъекта (то есть человека, к которому эти данные относятся); исключения есть, но они чётко очерчены законом (п. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»),
- субъект персональных данных может отозвать своё согласие на обработку (п. 2 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»),
- обработка персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также биометрических персданных допускается только с письменного согласия их субъекта, ограничения строго установлены законом (п.п. 1 и 2 ст. 10, п. 1 ст. 11 ФЗ «О персональных данных»),
- сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (п. 1 ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»),
- клиническая апробация (то есть практическое применение разработанных и ранее не применявшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации) может применяться при оказании медицинской помощи только при условии соблюдения строго определённой процедуры (ст. 36.1 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»),
- назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (п. 15 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»),
- на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»).
Ещё раз, чтобы было яснее: Минэкономразвития хочет разрешить отменять перечисленные выше правила в рамках введения ЭПР. Надо признать, всё это действительно может вызвать определённую настороженность. Уж не выйдет ли так, что на деле эксперименты будут ставить над людьми?
Вот ссылка на законопроект. Обратите внимание на соотношение лайков и дизлайков.
— То есть опять «хотели, как лучше, а получилось, как всегда»?
Пока рано давать окончательную оценку. Мы надеемся, что закон всё же поможет развитию тех технологий, которые сейчас находятся в «серой зоне» правового регулирования (то есть это вроде законно, но слабо урегулировано).
К таковым мы бы отнесли, как минимум:
- искусственный интеллект,
- умный и беспилотный транспорт,
- дистанционное образование,
- дистанционная идентификация личности.
А ещё ЭПР могли бы, например, помочь развитию ИТ в судопроизводстве и в борьбе с пресловутым ковидом. Почему — будет ниже.
— Я знаю, как можно поправить законы. Что мне дальше делать?
Для начала — дождаться вступления закона в силу (28.01.2021). А потом — подать в уполномоченный орган (какой — пока не ясно) своё предложение по установлению ЭПР. В этом предложении, помимо прочего, должно быть описание предлагаемого нового регулирования. Затем уполномоченный орган соберёт мнения других заинтересованных госорганов, а также предпринимательского сообщества, после чего даст своё заключение и направит это всё в Правительство РФ. А оно уже решит, быть эксперименту или нет.
Максимальный срок введения ЭПР — 3 года (но можно продлить ещё на год).
По итогам правительство рассмотрит результаты проведенного эксперимента и решит, можно ли сделать экспериментальное регулирование общеобязательным и распространить его на всех.
— Как стать участником эксперимента, который инициировал кто-то другой?
Если вы захотите, чтобы уже введённый ЭПР распространился на вас, надо будет подать заявку в уполномоченный орган и быть готовым соответствовать определённым требованиям.
— Кажется, что-то аналогичное уже есть в Москве…
Да, с июля 2020 года действует Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных». Если что, это не рекорд по длине названия закона. Это тоже песочница, но только для Москвы и только для развития ИИ.
Вообще подобные эксперименты в России проводят давно, только обычно изменения закона инициируется сверху, а идея № 258-ФЗ — это, прежде всего, услышать бизнес. Кстати, среди удачных экспериментов, где была синергия бизнеса и «верхов», например, можно назвать инициативу Минтруда по переводу ряда кадровых документов в электронный вид, которая стартовала в 2018 году.
— И что стало результатом экспериментов Минтруда?
Результат первого эксперимента есть — электронная трудовая книжка появилась, и сейчас многие уже переходят на нее. Рисков перехода на электронный вид трудовой книжки мы не видим — информация не имеет большой ценности для третьих лиц, а риск потерять/испортить или иметь неактуальную информацию гораздо больше, если трудовая книжка будет в бумажном виде. Второй эксперимент стартовал в начале 2020 года и продлится до апреля 2021 года. Если все пройдет хорошо, то в результате компании смогут без юридических проволочек перевести в электронный вид не только документы, но и процессы. Благодаря этому организации, например, смогут высвободить огромные площади кадровых архивов. Если вам кажется, что кадровый архив — это пара комнат, в которых хранятся коробки с документами, то у заводов и крупных корпораций такие кадровые документы обычно занимают объем актового или спортивного зала.
— А КРОК планирует участвовать в эксперименте с ЭПР?
К нам с рынка уже приходили запросы и идеи, в реализации которых ЭПР может помочь. Так что если нашим разработчикам или заказчикам потребуется помощь в составлении грамотного инициативного предложения, наш юридический департамент готов помогать.
— А с какими идеями к вам приходили?
- Суд. Сейчас российский закон не допускает применения ИИ в судебных процессах. При этом в судопроизводстве все решения по делу принимает судья лично, а до рассмотрения дела по существу есть ряд процессуальных шагов, которые ИИ мог бы выполнять сам.
Кроме того, можно было выступить с инициативным предложением, чтобы ускорить процесс тиражирования успешно проведенного в мае 2020 года эксперимента КРОК и Мосгорсуда. В период пандемии в ходе дистанционного заседания суда по видеоконферцсвязи мы применили биометрическую систему распознавания лиц и провели заседание без физического присутствия сторон. В период ограниченного доступа граждан в суды было очень актуально. На очных слушаниях судья обычно сам устанавливает личность участника по паспорту. А тут человек идентифицируется с помощью нейросетей. Изображение человека с видео от участника заседания сравнивается с фото человека в паспорте. В случае выявления факта несоответствия судья получает уведомление. Также в автоматическом режиме проверяется факт присутствия человека в кадре. Биометрические алгоритмы уверенно распознают человека даже если были изменения во внешности (очки, прическа, борода, естественное взросление). Система также распознает лица в масках, поскольку достаточно видеть 30% лица. В период действия экспериментального режима провести такие заседания будет гораздо проще — не придется каждый раз обращаться в Верховный суд за разрешением. Кроме того, суды смогут отработать процедуру. - Каршеринг. Компьютерное зрение (видеоаналитика) может применяться для контроля опасного или недопустимого поведения водителей, а также для идентификации их личности. По правилам каршеринга, управлять арендованной машиной имеет право только клиент компании, которому нельзя есть/пить/курить во время езды и т.д. Но это касается только водителя, за поведение остальных пассажиров он не отвечает, и бизнес часто терпит убытки.
- Документы. Автоматизация процессов документооборота часто напрямую связана с обработкой документов, которые содержат персональные данные. Текущий 152-ФЗ «О персональных данных» и другие нормативные акты, которые содержат требования о защите персональных данных, не позволяют быстро перевести в электронный вид многие кадровые документы и HR-процессы. Совсем недавно обсуждали с заказчиком возможность изменения нормативных актов и ФЗ с помощью введения ЭПР по работе с кадровыми документами, что помогло бы реализовать его проект автоматизации документооборота.
- Маски. В рамках ЭПР можно, например, обязать точки розничной торговли передавать Роспотребнадзору данные с камер видеонаблюдения в торговых залах. Тогда система видеоаналитики помогала бы следить за масочно-перчаточным режимом и сообщать о нарушениях. Причем нарушением может считаться отсутствие масок и на клиентах, и на персонале магазинов. Аналогично с камерами офисов, банков, салонов, промышленных объектов и так далее. Сейчас нет законов, которые позволяют автоматически выписывать штрафы по таким процессам, да и отдавать видеопоток с камер частники не обязаны.
- Фастфуд. Одна крупная сеть быстрого питания хочет распознавать лица клиентов в зале, чтобы контролировать процесс самообслуживания, сократив затраты на персонал. В итоге должно быть примерно так: клиент подходит к автомату самообслуживания, формирует заказ, в котором, например, указан двойной капуччино, и идет к кофе-машине, которая наливает ему только то, что он оплатил. В качестве дополнительных возможностей обсуждали и контроль ношения масок, чтобы автомат не обслуживал людей без них. Сейчас реализация сложна из-за необходимости обоснования того, что обработка персданных в этом случае не происходит.
— Так, у меня ещё вопросы…
Задавайте вопросы в комментариях или по почте earkhipov@croc.ru.
anonymous
Т.е. правительство в рамках эксперимента разрешит Телемедицину? (постановка врачом диагноза без личного присутствия пациента в кабинете)
earkhipovcroc Автор
До окончательного установления тех или иных ЭПР рано делать выводы о том, что именно разрешит правительство. Но поскольку телемедицина упомянута в законе в качестве одного из возможных направлений для введения ЭПР, да, скорее всего, эксперименты в этой области будут.