Вы ведете личный или корпоративный блог? Пишете в соцсетях о своих рабочих проектах? Юрист КРОК Евгений Архипов рассказывает, как это делать и не нарушать закон.

Если вы публично распространяете какую-либо информацию, вам приходится соблюдать множество разных законов. Каждый помнит о запрете на экстремизм, оскорбление представителей власти и нецензурную лексику, о защите чувств верующих. Но есть и другие ограничения. Я расскажу о том, что полезно знать маркетологам, амбассадорам компаний и специалистам, продвигающим свой личный бренд.

Общее замечание: ответственность за описанные ниже нарушения может наступать не только для человека, опубликовавшего пост, но и для организации, в которой он работает. Организация попадет под ответственность далеко не всегда, но о такой вероятности стоит помнить.

1. Коммерческая тайна

Вашему заказчику может не понравиться, что вы рассказываете в соцсетях об опыте работы с ним. Заказчик может считать информацию о проектах своей коммерческой тайной. Чтобы понять, какие вещи можно публиковать, а какие – не стоит, нужно изучить условия о конфиденциальности, о которых вы договорились с заказчиком. Их можно найти непосредственно в договоре, в рамках которого вы выполняете работы (продаете товар, лицензии, оказываете услуги и т.п.) или в отдельном соглашении – Non-disclosure agreement или сокращенно NDA.

За нарушение условий о конфиденциальности заказчик может взыскать с вас убытки или, если это предусмотрено в договоре, – штраф.

А еще за разглашение коммерческой тайны может наступить уголовная ответственность – в худшем случае до 7 лет лишения свободы.

Если проект, о котором вы хотите рассказать, конфиденциален, а поделиться опытом очень хочется, можно попросить разрешения у заказчика. Его письменное согласие отменит любые договоренности о коммерческой тайне.

2. Персональные данные

Вы нарушите закон, если разгласите в своих постах персональные данные без согласия их обладателя.

Персональные данные – это любая информация, которая позволяет точно определить личность человека. К ним относятся ФИО, изображение человека, место жительства, дата рождения, номер телефона, адрес электронной почты, место работы, образование, профессия. Закрытого перечня информации, которая относится к персональным данным, не существует. Те или иные данные могут признаваться или не признаваться персональными данными в зависимости от конкретной ситуации.

Чужие персональные данные можно обрабатывать только с согласия человека, к которому они относятся. Обработка персональных данных – это любые операции с ними, например, сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, использование, передача, распространение. Этот перечень тоже открытый.

Вы нарушите закон, если напишете, например, так:

  • «Отдельное спасибо за работу менеджеру нашего заказчика Саше Иванову. Он работает в «Альфе» уже 10 лет и является большим профессионалом».

  • «Пользуясь случаем, передаю привет Мише Петрову из «Беты». Только сегодня вспоминали с коллегами твои рассказы об учебе на экономфаке МГУ и твоих прекрасных дочерей – Машеньку и Леночку».

  • «Друзья, не могу не запостить у себя на странице фото прекрасного человека – Василия Сидорова, с которым мы вместе работали в «Гамме». Вася, ты доказал, что Москву можно покорить даже без высшего образования. Скучаю по временам, когда мы ездили на твою малую родину – поселок Красная Горбатка во Владимирской области».

Очень важное уточнение: с недавних пор опубликование своих персональных данных не означает согласие на их обработку. Это значит, что нельзя использовать фотографию человека без его согласия, даже если он сам разместил ее на своей странице в Facebook.

За разглашение персональных данных их обладатель может взыскать с вас убытки и компенсацию морального вреда.

Но самая строгая ответственность, как всегда, – уголовная: до 5 лет лишения свободы за нарушение неприкосновенности частной жизни.

3. Недобросовестная конкуренция

Вы нарушите закон, если ваше поведение в Интернете будет обладать признаками недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция – это любые действия, которые:

  • направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,

  • противоречат законам, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и

  • причинили или могут причинить убытки конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция запрещена. Исчерпывающего перечня действий, которые подпадают под это определение, не существует. Это значит, что любое поведение, подходящее под это описание, можно считать нарушением закона. И все же в законе есть конкретные примеры недобросовестной конкуренции. Рассмотрим те из них, которые больше других подходят к теме этой статьи.

3.1. Дискредитация и введение в заблуждение

Дискредитация – это распространение ложных, неточных или искаженных сведений о других организациях и их товарах. Дискредитация может причинить ущерб организации и/или нанести ущерб ее деловой репутации. Введение в заблуждение – это ложные сведения, которые организация распространяет о самой себе и о товарах, которые она продает. Если сильно упрощать, то разница такая: дискредитация – ложь о конкурентах, введение в заблуждение – ложь о самом себе.

Дискредитация и введение в заблуждение встречаются в отношении:

  • качества, свойств, назначения товаров, способов его изготовления или применения, результатов его использования, пригодности для каких-то целей,

  • наличия и количества товара на рынке, возможности его приобретения, размера спроса на него,

  • места производства и изготовителя товара, гарантийных обязательств,

  • условий продажи товаров, в том числе их цены.

3.2. Некорректное сравнение

Сравнивать свою организацию или продукт с конкурентом или его продуктом надо аккуратно. Запрещены сравнения, которые:

  • не содержат указания на конкретные сравниваемые характеристики или параметры,

  • не могут быть объективно проверены,

  • основаны исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержат негативную оценку конкурента или его продуктов.

С особой осторожностью надо использовать слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и подобные в отношении своей компании и продуктов, которые вы продаете. Нельзя просто так взять и назвать ваши услуги лучшими на рынке. Или написать, что ваша компания – единственная в России с таким опытом работы.

Использовать такие слова в коммерческих предложениях, рекламе, описании проектного опыта и в любых других случаях можно, только если:

  • есть ссылка на конкретные характеристики и параметры, которые вы сравниваете,

  • результат сравнения подтвержден объективно (например, экспертным исследованием).

Если вы не проводили специальное исследование, которое подтверждает «лучшесть», «первость», «самость» и «толькость» вас или ваших продуктов, лучше отказаться от использования этих слов.

Вот несколько примеров. 

  • “Это качественный продукт. Не то что глюк от компании “Дельта”. Реально крутой”. Так писать нельзя, потому что не указаны конкретные сравниваемые характеристики.

  • “Мы обучим вашего пса серфингу по самым низким ценам”. Так тоже писать нельзя, поскольку в сообщении нет объективного подтверждения того, что цены действительно самые низкие.

  • “Профессионально покрасим ваш газон. Работаем быстрее конкурентов (наша команда заняла I место на VII Всероссийском чемпионате по скоростной покраске газонов)”. Так можно, потому что указан параметр сравнения, а само сравнение подтверждено объективно.

3.3. Создание смешения

Смешение – это ситуация, при которой ваши клиенты могут спутать вас или продукты, которые вы продаете, с другими компаниями и их продуктами.

Запрещено создавать в глазах клиентов смешение любым способом, включая:

  • незаконное использование чужих товарных знаков,

  • использование обозначений, сходных до степени смешения с чужими товарными знаками,

  • копирование или имитацию внешнего вида товаров, их упаковки, этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом или иных элементов, индивидуализирующих конкурента или его продукты.

Ответственность за нарушение конкуренции – штрафы и дисквалификация руководства компании (запрет занимать должность). 

4. Реклама

При определенных обстоятельствах то, что вы размещаете в Интернете, может быть рекламой.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на:

  • привлечение внимания к вам или вашим продуктам,

  • формирование или поддержание интереса к вам или вашим продуктам и

  • продвижение на рынке вашей компании или ваших продуктов.

Лучше вообще не размещать посты, ролики или любую другую информацию, которая похожа на рекламу, до того, как ее посмотрит ваш юрист. Там слишком много нюансов.

Реклама не должна быть проявлением недобросовестной конкуренции. Это значит, что для нее актуально все, что написано в предыдущем пункте. Есть и дополнительные требования, которых очень много. Рассмотрим некоторые из них.

4.1. Реклама не должна порочить чьи бы то ни было честь, достоинство или деловую репутацию.

Тут все просто: черный пиар запрещен по закону.

4.2. Реклама не должна побуждать к нарушению закона, насилию и жестокости, содержать ругательства, оскорбления и непристойности.

Тут тоже все понятно: love & peace.

4.3. Реклама не должна формировать негативное отношение к тем, кто не пользуется вашими продуктами, или осуждать их.

В рекламе нельзя писать так:

  • «Если ваш друг еще не купил нашу бритву, он просто пока не понял жизнь».

  • «Мы бы не стали подавать руку тем, кто до сих пор не пользуется нашим антивирусом».

4.4. В рекламе нельзя указывать, что госорганы или отдельные чиновники одобряют вашу компанию или ваш продукт.

Как не надо:

  • «Наше ПО уже давно используется в Департаменте здравоохранения Рязанской области. Все довольны, губернатор лично жал руку и говорил, что ему все очень нравится».

  • «Наши заказчики – среди которых встречаются федеральные министры – рекомендуют нас своим близким».

За нарушение законодательства о рекламе придется заплатить административный (не уголовный) штраф.

5. Оферта

Оферта – это предложение заключить договор. По общему правилу нельзя отказаться от оферты, которую уже получил ее адресат. Это значит, что если тот, кому вы направили оферту, согласился с вашим предложением заключить договор (акцептовал оферту), то договор будет считаться заключенным на условиях оферты. Такой договор будет юридически обязательным, и его исполнения можно добиваться в суде. Отдельно в законе выделяется публичная оферта – предложение заключить договор, которое адресовано любому желающему.

Личное сообщение при определенных обстоятельствах может стать офертой, а пост в социальной сети – публичной офертой. Если вы не планируете заключать договор без каких-либо дополнительных обсуждений, не следует писать тексты, похожие на оферты.

Как понять, похож ваш текст на оферту или нет? По закону оферта должна:

  • явно выражать намерение заключить договор и

  • содержать все существенные условия договора.

У каждого вида договора свой перечень существенных условий. Все мы рассмотреть не сможем, поэтому приведем лишь некоторые примеры сообщений, которые могут быть признаны офертами:

  • «Сергей, предлагаю вам купить две шапочки из фольги. Они полностью такие, как в нашей брошюре». Существенные условия – наименование и количество товара.

  • «Всем, кто к нам обратится до 5 мая, прочистим чакры всего за один день». Существенные условия – конкретный вид работ и срок их выполнения.

Оферта в вашей публикации не нарушает закон. Просто надо быть готовым исполнить заключенный таким способом договор.

6. Интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – это результаты умственной деятельности человека, которые имеют определенную ценность и поэтому защищаются по закону. К ним могут относиться тексты, музыка, фотографии, картины, видео, ПО, изобретения, товарные знаки (логотипы) и некоторые другие объекты. По общему правилу все это нельзя использовать без согласия правообладателя, то есть того, кому принадлежит исключительное право на соответствующий объект. Чаще всего согласие правообладателя можно получить, заключив с ним лицензионный договор.

Но есть несколько случаев, когда интеллектуальную собственность можно использовать без согласия правообладателя.

6.1. Свободная лицензия

Строго говоря, это не исключение из общего правила, потому что согласие правообладателя на использование есть. Просто оно выдано не лично вам, а всем желающим.

Существует много видов свободных лицензий. При их использовании следует помнить, что правообладатель далеко не всегда разрешает использовать свое фото, аудио и т.д. абсолютно любым способом. Нарушение условий их использования будет полноценным нарушением закона, за которое может наступить ответственность.

6.2. Цитирование

Вы не нарушите закон, если ваше заимствование из чужой интеллектуальной собственности будет цитированием. Цитировать можно не только тексты, но и, например, фото, аудио и видео. Вы не нарушите закон, если будете соблюдать четыре условия:

  • цитата сделана в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях или в целях раскрытия творческого замысла автора,

  • указан автор оригинала,

  • указан источник заимствования (откуда вы взяли цитату – название книги, адрес сайта и т.п.),

  • объем цитирования оправдан его целью (нельзя цитировать необоснованно много).

6.3. Пародии и карикатуры

Можно использовать чужую интеллектуальную собственность для создания пародий и карикатур. Точного определения этих терминов в законе нет, поэтому приходится ориентироваться на словари и здравый смысл. Пародия – это насмешка над чем-то или кем-то известным. Из этого вытекают две особенности, которые обязательны для того, кто хочет использовать чужую интеллектуальную собственность в своей пародии без согласия правообладателя:

  • В пародии должен быть юмор. Это обязательно шутка (не обязательно очень смешная).

  • В пародии можно использовать без согласия правообладателя только такую интеллектуальную собственность, которая широко известна. Если никто не знает, что или кого вы высмеиваете, то и шутки не получится.

Карикатура – это тоже высмеивание, которое достигается за счет преувеличения каких-либо характерных черт объекта, заострения внимания на них.

Главное, что объединяет карикатуры и пародии, – свободно использовать чужую интеллектуальную собственность в них можно, только если при этом создается комический эффект. Если нет шутки, скорее всего вы нарушаете закон.

За нарушение законодательства об интеллектуальной собственности грозит выплата компенсации в пользу правообладателя и штраф в пользу государства. При серьезном нарушении – лишение свободы на срок до шести лет.

Вместо заключения

Нюансов тут много. И это при том, что я рассказывал только об одной, достаточно узкой категории блогов. Если вы ведете блог от лица компании, возможно, стоит перед публикацией отдавать посты на рецензию юристам.

P.S.: Всем коллегам-блогерам – привет и неиссякаемого вдохновения! :)

Комментарии (17)


  1. PereslavlFoto
    02.11.2021 15:36
    +2

    Как вы смогли получить согласие на публикацию персональных данных в этой статье?


    1. earkhipovcroc Автор
      02.11.2021 23:59
      +1

      Все имена, кроме моего, в этой статье выдуманные. Поэтому это не персональные данные.


      1. PereslavlFoto
        03.11.2021 00:20
        +1

        Но как это доказать?

        Вот я расскажу вам пример.

        Иван Иванович работает в библиотеке. Он опросил двух ветеранов, Петра Петровича и Александру Александровну. С их слов он узнал, что жил-был Фёдор Фёдорович Фёдоров, кажется, 1953 года рождения, «на год раньше нашего бригадира школу окончил», который родился, окончил педвуз в соседнем городе и работал тут учителем физики, а потом, кажется, с 1993 года, работал в гороно, а потом уехал в другую область.

        Теперь Иван Иванович пишет на сайте:

        Фёдор Фёдорович Фёдоров (1953, Энск) окончил Соседовский педагогический институт, учитель физики в школах № 12 и № 16 (?—1993?), победитель конкурса «Учитель года», инспектор гороно (1993—?), член Общества книголюбов, уехал в другую область (ранее 2010).

        Никаких документов по Фёдору Фёдоровичу нет. Поэтому в справке нет фактов, а есть воспоминания досужих людей. Досужие люди путают номера школ, одни называют Фёдора Фёдоровича инспектором, а другие методистом.

        Это персональные данные или не персональные данные? Как доказать, что в этой справке нет персональных данных? Вот в вашем тексте указаны слова, которые очень и очень похожи на персональные данные. Вы говорите, что они выдуманы. Но как это подтвердить, когда придёт штраф от Роскомнадзора?

        Ниже в комментариях указано, что не все они выдуманы, и приведён пример.


        1. earkhipovcroc Автор
          03.11.2021 23:06
          +1

          В вашем примере Ивану Ивановичу надо относиться к этой информации, как к персональным данным независимо от того, верные они или нет. Аналогичный вопрос может возникнуть при обработке любых персданных, не подтвержденных документами. У оператора нет ни возможности, ни задачи проверить их верность, но он должен исполнять в отношении них все требования закона.


          1. PereslavlFoto
            03.11.2021 23:08

            Следовательно, в этой статье указаны персональные данные Александра Иванова, который работает в «Альфе». Интересно, как вам удалось получить разрешение на их публикацию?


            1. earkhipovcroc Автор
              03.11.2021 23:13
              +1

              Ответил на это ниже


  1. PereslavlFoto
    02.11.2021 15:39
    +2

    6.1. Свободная лицензия… правообладатель далеко не всегда разрешает использовать свое фото, аудио и т.д. абсолютно любым способом.

    Смысл свободной лицензии в том, что правообладатель через неё разрешает свободно использовать любым способом. Если правообладатель «далеко не всегда разрешает», тогда лицензия несвободная.

    Неужели вы, Евгений, не читали свободных лицензий, самих договоров?

    Или вы путаете свободную лицензию и открытую лицензию?


    1. earkhipovcroc Автор
      02.11.2021 23:57

      Да, тут, конечно, ошибка. Спасибо, что обратили внимание. Речь о стоковых фото, аудио и видео.

      Хотя и свободные лицензии всё-таки налагают ограничения на использование ПО. Поэтому говорить, что они разрешают свободное использование любым способом, не совсем корректно :)


      1. PereslavlFoto
        03.11.2021 00:24

        Какие-нибудь ограничения накладывает любая лицензия. Например, требует указывать имя автора и название произведения.

        Но само понятие о свободной лицензии означает, что использование свободно от оплаты, а не свободно от закона и порядка.


    1. webhamster
      03.11.2021 11:42

      Свободные лицензии бывают очень хитрыми. Например, практически вся музыка на Jamendo.com, размещенная под свободными лицензиями, разрешает свободно использовать произведение. И вы действительно можете свободно использовать эту музыку, например, в своих YouTube роликах. Вот только свободное использование музыки в видеоролике не означает свободного получения прибыли от произведения, в котором использовалась музыка.

      И поэтому монетизация от ролика, в котором использована свободная музыка, будет направляться автору музыки.


      1. PereslavlFoto
        03.11.2021 12:10

        Такая лицензия не свободная, она не совместима с другими свободными лицензиями. Вы неправильно используете термин. Прошу вас, дайте ссылку на эту лицензию.


  1. PereslavlFoto
    03.11.2021 00:36
    +1

    Выше упоминалось, что все имена в этой статье выдуманные.

    Саше Иванову. Он работает в «Альфе» уже 10 лет

    На сайте LinkedIn говорится, что Aleksandr Ivanov работал в АО «Альфа-банк», который всюду называют попросту «Альфа». Таким образом, в вашей статье опубликованы чужие персональные данные. Сделать это очень легко, потому что люди бывают самые разные.

    Не будь сейчас ночь, мы могли бы позвонить в Красную Горбатку в среднюю школу и узнать, кем работал Василий Сидоров, который сейчас уехал в Москву.

    Как же избегать вот этого адища? Просто делать вид, будто персональных данных нету, пока не придёт штраф?


    1. earkhipovcroc Автор
      03.11.2021 23:09
      +1

      Вопрос занятный. Пробежался по диагонали по разным источникам и ничего про это не нашел. Поэтому по-прежнему считаю, что это не персональные данные, поскольку я их выдумал. Все-таки закон должен применяться исходя из того смысла, который в него вкладывал законодатель. Смысл этот в том, чтобы защитить личную жизнь конкретных людей. В этом случае очевидно, что все данные придуманы автором, поэтому ничьи интересы не нарушаются. Как доказать, что они выдуманы - другой вопрос. Думаю, в этом случае ссылки на контекст должно быть достаточно.

      Не думаю, что часто встречаются ситуации, когда наобум называют какие-то данные, и они совпадают с персональными данными какого-то человека, и при этом такой человек будет один на весь мир (а именно это и есть условие признания информации персданными - она должна точно указывать на конкретного человека). Поэтому этот вопрос скорее из разряда несерьезных. Кстати, разбирая мой пример, вы не учли еще данные о должности и сроке работы в компании. Да и отождествление абстрактной компании «Альфа» именно с Альфа-банком натянуто.

      А еще для таких статей применим подп. 8 п. 1 ст. 6 Закона о персданных. Из него вытекает, что не надо получать согласие на обработку персональных данных, которая необходима для осуществления научной, литературной или иной творческой деятельности.


      1. PereslavlFoto
        03.11.2021 23:15

        В примере, который мы обсудили выше, библиотекарь Иван Иванович и два ветерана выдумали какие-то фантазии про Фёдора Фёдоровича Фёдорова.

        Но вы справедливо указали, что оно-то фантазии, однако выглядит как ПД, и обрабатывать надо по закону. Хотя ветераны и выдумали эти фантазии.

        Библиотекарь Иван Иванович в своей справке приписал, что всё это собрано по воспоминаниям, а не по документам. То есть «очевидно, что все данные придуманы автором».

        За последний абзац я вам благодарен. Ставлю плюс! — Мне тоже приходило в голову, что этот библиотекарь мог вести научную деятельность. Однако тут есть загадка. (Наверное, это не к вам вопрос.)

        Загадка такова: как же Иван Иванович может доказать, что он вёл научную деятельность, собирая сведения о замечательных земляках? Сам-то он не учёный, не работает в научном институте, не пишет научную работу. Литературную деятельность тоже не ведёт. Он раньше собирал эти сведения на карточках в краеведческом отделе библиотеки, а теперь хочет собирать их на карточках на сайте библиотеки.

        И тут он боится, что РКН отнимет у него всю зарплату…


        1. earkhipovcroc Автор
          03.11.2021 23:25

          В вашем примере никто из трех героев ничего не выдумывал, просто люди, которых опрашивали, противоречили друг другу. И сам библиотекарь ничего не придумывал. Так что это немного другая ситуация.


          1. PereslavlFoto
            03.11.2021 23:27

            Опрошенные не обещали правильно сообщать, не могли подтвердить правильность своих слов. Следовательно, выдумывали. Библиотекарь выдумал, что они говорят про одного человека, потому что не мог этого проверить.


  1. dmitriyzabirov
    04.11.2021 12:20
    +1

    «Отдельное спасибо за работу менеджеру нашего заказчика Саше Иванову. ...»
    Все таки нельзя указывать полные ФИО, а имя и фамилию можно и указывать и даже хранить. Это надо уточнить, иначе получается, что никто никого не может упомянуть. И да проблема с точной ссылкой на конкретного человека - если журналист пишет, что Петр Иванов переходил в неположенном месте, то таких множество людей и все примут на свой счет, а если Петр Семенович Иванов переходил в неположенном месте, то этот человек никогда не даст разрешения на публикацию. Из статей нужно полностью вымарать имена?