В нашей стране в среднем на каждого россиянина приходится одна комната. С 2014 по 2019 год было построено 400 миллионов квадратных метров жилья (так говорит Росстат). Столько не строили даже в последнюю, самую успешную для строительства пятилетку в РСФСР. Мы, учитывая такой тренд на рынке недвижимости, проанализировали потребности населения и модели поведения покупателей новостроек. В последние годы покупатели квартир в новостройках, помимо соотношения цены и качества, удобного местоположения, планировки, все больше внимания уделяют вопросам безопасности, комфорта и удобства проживания и окружающей среды. Принимая это во внимание, мы решили разработать продукт под запросы жителей новостроек, спрогнозировали его эффективность и приняли решение запустить «Ростелеком. Ключ».



«Ключ» сейчас — это система управления домом, включающая в себя и умные домофоны, и видеонаблюдение в подъезде и во дворе, и выдачу виртуальных пропусков, и умный шлагбаум, цифровые счетчики потребления ресурсов и многое другое. Причем всеми этими функциями и устройствами можно управлять через мобильное приложение или личный web-кабинет. У нас получилось сделать кроссегментный продукт B2B2C, который и нам обеспечивает новых клиентов, и даёт возможность жильцам домов комфортно взаимодействовать с управляющими компаниями.

Но обо все по порядку.

Подход и архитектура


Мы решили сделать «Ключ» классным. Конечно, мало кто решает изначально сделать плохой продукт. Но часто хотят сделать быстро и выкатить в продакшн хоть что-то рабочее, лишь бы уложиться в дедлайн.

Тут можно попасть в две ловушки. Во-первых, поддаться всеобщей спешке и выкатить настолько сырой продукт, что показывать будет стыдно. Да потом и репутационные потери возможны.

Во-вторых, можно включить перфекционизм на полную и решить, что к черту дедлайн, давайте чуток подольше попилим, зато выкатим что-то прекрасное. Ожидаемо, что в этом случае «чуток» растянется до бесконечности, и в прод не выйдет вообще ничего.

Мы решили, что хотим сделать продукт хорошим, но не делать его десятки лет. Поэтому те штуки, которые мы могли хорошо сделать самостоятельно, сами и сделали. А остальные компоненты «Ключа» — это набор проверенных временем и нагрузкой внешних сервисов, которые мы аккуратно интегрировали в нашу платформу.

К примеру, у «Ростелекома» на момент рождения «Ключа» уже была отличная видеоплатформа, одна из лучших в стране. Именно на ней технически работало все видеонаблюдение на выборах разного масштаба и ЕГЭ, если говорить о государственных программах. Для бизнеса и частных пользователей на этой же платформе построены «Видеонаблюдение B2B» и «Умный дом».

Мы учли, что изначально это был продукт для юридических лиц, поэтому, использовав платформу как один из компонентов для «Ключа», мы существенно доработали ее для своих нужд. Реализовали роли пользователей с разными уровнями доступа, добавили привязку камер к оборудованию «Ключа», сделали дополнительные интерфейсы.

Процесс аутентификации пользователя в таких системы имеет критическое значение. Потому что тут тебе и доступ к видеокамерам, и возможность открытия подъезда или шлагбаума, и прочее. Поэтому мы тоже не стали писать с нуля какое-то новое защищенное решение для входа, а взяли существующую в «Ростелекоме» технологию единой аутентификации, позволяющую объединить учетные записи и перемещаться между личными кабинетами. Это решение, проверенное как многомиллионным количеством пользователей, так и временем, а также DDoS-атаками.

Контур «Ключа» настраивали наши специалисты из блока информационной безопасности, предоставив нам необходимую сегментацию сети и все нужные инструменты (WAF, файрволл, мониторинг сетевой активности, антивирусы, правила работы сети и прочее). Сразу после старта мы проводили тестирование, включая пентесты, нашли пару багов и оперативно их закрыли.

Умные шлагбаумы и домофоны — здесь мы все делали с нуля, это нативная часть платформы.

Телеметрия («Ключ» позволяет в автоматическом режиме передавать показания счетчиков) построена на партнерском решении.

В итоге вышло вот так:

  • Два клиента (x64/x86)
  • Мобильное приложение для физлиц на iOS и Android
  • Мобильное приложение для юрлиц на iOS и Android
  • Web-приложения для физлиц и юрлиц
  • Панель администратора

Сложности процесса


Может показаться, что подключить подобный цифровой продукт к жилому дому просто — договорился с жильцами, получил одобрение и уже через день рассылаешь всем по почте логины и пароли для входа.

На самом же деле, на этом этапе во всей красе показывают себя всевозможные бюрократические препоны. И если с конкретно нашими организационными вопросами внутри «Ростелекома» еще можно справиться (хотя мы очень большая корпорация, и даже создание дополнительной связанности между сетями на административном уровне это тоже процесс), то потом в дело вступает управляющая компания. А в случае переговоров с управляющей компанией процесс согласования может расщепляться до какого-то конкретного исполнителя на местах.

Стек


Стек у нас довольно обширный, по большей части Python, Go, Ruby, потому что, как я уже упоминал, мы не только пишем что-то свое, но и активно подключаем к «Ключу» существующие сервисы. И все это должно работать в связке.

Например, в случае с той же телеметрией и партнерским решением, мы собираем для себя данные, которые уже обработаны этим решением и очищены, мы тут выступаем де-факто в качестве фронта.

Домофон со своей стороны засылает в платформу syslog информацию о происходящих событиях, и это на самом деле большой поток данных, событий много. Там специально используем решение на NoSQL, базы принимают информацию, а на основе определенных событий запускаются конкретные сценарии.

А еще есть множество API, по которым передаются конфиги и команды. Вот что пока умеет наш продукт благодаря этому.

  • Домофон с возможностью видеовызова в мобильные приложения, а не только при использовании стандартной трубки.
  • Видеонаблюдение с разным уровнем доступа и возможностью просмотра архивов.
  • Работа с проводными и беспроводными умными счётчиками.
  • Управление шлагбаумом при въезде во двор.
  • Быстрое создание одноразовых кодов для доступа в подъезд курьера или сантехника.

Планы на будущее


«Ключ» как платформа не ограничится этим списком. В глобальном плане у нас есть довольно интересный запрос от пользователей — сделать аналог CRM для возможности общения жильцов дома и управляющей компании. Направлять заявки, контролировать ремонт и подобное. Само собой, чистой CRM тут мало, и нужно будет подключить еще и контроль со стороны уполномоченных органов, чтобы обещание сделать ремонт не осталось просто обещанием. Сейчас «Ключ» активно поддерживает инициативы государства по цифровизации сферы ЖКХ и развитию умных городов.

Прорабатываем различные решения, связанные с доступом по биометрии. В бэклоге и транспортные карты. А еще умный лифт, который можно заранее вызвать на свой этаж со смартфона, пока закрываете входную дверь и идете к лифтам. Или когда вы, к примеру, заходите в подъезд, а лифт в этот момент уже едет на первый этаж и ждет вас с подсвеченной кнопкой вашего этажа.

Спасибо, что дочитали, если есть какие-то вопросы по «Ключу», пишите, постараемся ответить.