Чтобы повысить эффективность, компании трансформируют свою работу в разных направлениях с помощью инновационных технологий — от облачных сервисов и интернета вещей до искусственного интеллекта и блокчейна.
На заре информационной эпохи в 1960-1970-х годах роль технологий сводилась к тому, чтобы обеспечивать работу компьютеров и сетей связи. Наличие ИТ-систем в то время еще не считалось критическим фактором для деятельности организаций. Начиная с 1990-х информационные технологии уже не только обеспечивают сервисную поддержку, но и определяют бизнес-модель, ускоряя процессы принятия решений.
Сегодня происходит новый сдвиг, когда ИТ-отдел все активнее участвует в реализации стратегии бизнеса, направляя его на пути цифровой трансформации. Технологии создают новые возможности, трансформируя привычные цепочки создания стоимости. Ситуация 2020 года обозначила необходимость цифровизации для сохранения непрерывности бизнеса, который многие задачи теперь решает в дистанционном режиме.
Как выяснили аналитики Gartner, из-за пандемии глобальные расходы на ИТ сократились на 5,4% по сравнению с 2019 годом — до 3,8 трлн долларов. В 2021 году произойдет частичный возврат к прежним объемам — прогнозируется рост на 4%, связанный в основном с распространением новых корпоративных систем (их продажи поднимутся на 7,2%), которые поддержат проекты цифровой трансформации. Чтобы реализовать свой потенциал, организациям сегодня нужно работать на высочайшем уровне. Рассказываем про четыре технологических драйвера, которые позволят компаниям выйти вперед в ближайшее десятилетие.
1. Облака устойчивости
Облачные сервисы — один из главных драйверов цифровой трансформации, и спрос на них продолжает расти по всему миру. По прогнозам Gartner, в 2022 году около 60% организаций будут пользоваться услугами облачных провайдеров. В ближайший год до 60% всех корпоративных нагрузок и данных переместятся в публичное облако, а расходы на него вырастут на 47%, отмечается в глобальном отчете исследовательской компании Flexera. Основные стимулы для активного перехода в облако — гибкость развертывания, быстрое масштабирование инфраструктуры, доступ к инновационным решениям по сервисной модели и сокращение времени вывода на рынок собственных продуктов.
На фоне новых требований к обеспечению непрерывности процессов и сервисов все более востребованной становится распределенная модель потребления облаков — от нескольких провайдеров, в разных географических локациях и на разных платформах. По данным Flexera, в среднем по миру на одного заказчика приходится 3,4 облачных платформ (публичных и частных), а уже через несколько лет будет задействовано, по прогнозам, уже около пяти. По оценкам IDC, более 90% американских крупных компаний уже применяют мультиоблако (multicloud).
Мультиклаудная модель обеспечивает независимость от технологий конкретного поставщика, а также повышает доступность и отказоустойчивость систем. Количество облачных провайдеров на рынке постоянно растет — как в мире, так и в России. Помимо крупных международных гиперскейлеров, или поставщиков гипероблачных услуг (Microsoft Azure, Amazon Web Services, Google Cloud), на отечественном рынке представлено и множество локальных игроков.
Наиболее крупным сегментом остается SaaS (программное обеспечение как услуга) — за счет сервисов для формирования отчетности в налоговые органы и облачной телефонии. Наибольшую же динамику демонстрирует в последние годы IaaS (инфраструктура как услуга). В 2020 году в направлениях SaaS и IaaS интерес компаний-заказчиков сместился в сторону решений, помогающих организовать продуктивную работу вне офиса — сервисы видеоконференций, приложения для контроля рабочего времени, корпоративные мессенджеры. По данным исследования компаний «Инфосистемы Джет» и Citrix, после перевода сотрудников на удаленную работу самыми используемыми технологиями стали удаленное подключение ПК (61%), удаленный доступ через VPN (59%), терминальный доступ (49%) и VDI — виртуальная рабочая инфраструктура (41%).
В разгар пандемии впервые оказались массово востребованы инструменты PaaS (платформа как услуга), включая контейнеры Kubernetes, облачное (объектное) хранилище, а также программные средства для автоматизации DevOps-процессов. Платформы PaaS применяются для разработки систем искусственного интеллекта, а также для использования средств аналитики в прикладных системах и экосистемах интернета вещей (IoT). Параллельно границы между классическими PaaS- и IaaS-сервисами начинают размываться — вывод новых сервисов вызывает все более тесную интеграцию внутри платформ.
Форс-мажорная ситуация, сложившаяся в 2020 году, подтвердила востребованность облачной модели среди разных групп заказчиков. Многие компании пересматривают стратегии развития, расходы на ИТ-инфраструктуру и аренду офисов, а облачные решения становятся одним из понятных инструментом сокращения расходов. Помимо этого, они закрывают растущую потребность в производительности по запросу для более быстрого перехода к цифровым форматам доставки продуктов и услуг.
2. Повсеместный ИИ
Необходимость трансформации обусловлена, в том числе, ростом объемов данных в организациях из разных отраслей. Интеллектуальные алгоритмы работы с ними могут обеспечить новые конкурентные преимущества — как в части увеличения дохода, так и в части оптимизации издержек. 9 из 10 компаний, опрошенных BCG и MIT Sloan Management Review, считают, что технологии искусственного интеллекта (ИИ) предоставят им новые бизнес-возможности.
Расходы глобальных компаний на системы ИИ, по данным аналитического агентства IDC, будут расти на 28,4% до 2023 года. Наиболее активно проекты ИИ реализуются сегодня в розничной торговле и банках. Так, Goldman Sachs автоматизировал трейдинг и сократил благодаря ИИ расходы на зарплату трейдеров в 300 раз. Банк JPMorgan Chase использует умный алгоритм, который обрабатывает 12 тыс. кредитных договоров за несколько минут. Китайская компания Ziyitong с помощью голосового помощника смогла увеличить возврат долгов с 20 до 41%. К 2030 году только за счет развития ИИ мировая экономика привлечет 15,7 трлн долларов, по прогнозу консалтинговой компании PwC.
Как показало исследование Microsoft «Бизнес-лидеры в эпоху ИИ» (Business Leaders in the Age of AI), российские руководители сегодня используют возможности ИИ для бизнеса активнее, чем их коллеги за рубежом. Если в среднем по миру ИИ внедряют 22,3% компаний, то в России — 30% (для сравнения: во Франции — 10%). Всего в опросе участвовали 800 топ-менеджеров крупных компаний из Франции, Германии, Италии, Нидерландов, России, Швейцарии, Великобритании, США (выборка — 100 респондентов на страну).
В 2020 году технологии ИИ использовали почти треть российских компаний, и еще около четверти планировали их внедрять (из 800 респондентов), отмечается по итогам опроса ВЦИОМ. В частности, их применяли для задач автоматизации бизнес-процессов (55%), построения общения с клиентами (47%), а также аналитики данных (36%). ВЦИОМ выделяет как наиболее востребованные решения виртуальных помощников (54%), машинное обучение для работы с большими данными (33%) и системы рекомендаций для клиентов (23%).
В совместном исследовании TAdviser и Ростелекома (.pdf) говорится, что в фокусе большинства ИИ-проектов в России сегодня — интеллектуализация рутинных задач, связанных с повышением качества клиентской поддержки, оптимизацией издержек и обеспечением безопасности. Чат-боты и голосовые помощники ускоряют обработку запросов, улучшая клиентский опыт. Рекомендательные системы помогают предсказывать поведение клиентов, персонализировать предложение или сервисы. Машинное обучение используется для распознавания и классификации документов, их сверки и определения подлинности. Нейросеть распознает дефекты на производстве и повышает качество продукции. Также ИИ может предсказывать поломки и рекомендовать превентивные ремонты оборудования.
По данным исследования TAdviser и Ростелекома, около 70% отечественных поставщиков ИИ-решений (включая ИТ-компании, телеком-операторов, интернет-ритейлеров и промышленные компании) специализируются в настоящий момент на рекомендательных системах и системах поддержки принятия решений. Более 50% — на технологиях компьютерного зрения и 48% — на обработке естественного языка. У половины респондентов выручка от ИИ-решений в 2019 году составляла до 100 млн рублей, а совокупный объем продаж достигал около 6 млрд рублей.
В чём синергетический эффект?
Наиболее наглядно польза от цифровых решений проявляется в их синергии (когда достоинства только одной технологии могут не дать всех преимуществ, которые появляются при их комплексном применении). Допустим, ИИ принимает решения на основе достоверной и подтвержденной информации — доверенного и централизованного «источника правды», которую предоставляет блокчейн. А доступную среду хранения с постоянной актуализацией накопленных данных предоставляют облачные системы.
Квантовые вычисления (quantum computing) могут ещё больше усилить эту синергию за счёт непревзойденной безопасности шифрования данных, практически не поддающегося взлому. Это может найти широкое применение в финансовых сервисах и открывает огромное поле потенциальных возможностей для телекоммуникационных операторов.
3. Эффективный IoT
Решения на базе интернета вещей (IoT) придают новый импульс развитию методов сбора данных, открывают дополнительные возможности для изменения бизнес-моделей и в перспективе — для трансформации бизнеса и целых отраслей. Глобально эксперты McKinsey Global Institute выделяют 150 разных способов применения IoT. В России IDC насчитали 53 типовых решения интернета вещей, ориентированных на повышение эффективности предприятия. Лидируют по объему их использования транспорт, промышленность, энергетика и телеком (совокупно на долю этих отраслей приходится более 50% рынка, по данным IDC). Параллельно растет доля госсектора за счет роста количества инициатив умных городов. По прогнозам PwC, выгода от интернета вещей в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и логистике в России может превысить 2,8 трлн рублей к 2025 году.
Популяризации интернета вещей способствует расширение ассортимента и рост уровня безопасности подключаемых устройств. Становясь доступнее, IoT повышает эффективность разных бизнес-процессов, от мониторинга состояния оборудования до отслеживания активов. Распространение протоколов LPWAN, таких, как LTE-M и NB-IoT, а также уплотнение существующих сетей LTE позволяют внедрять интеллектуальные технологии видеонаблюдения, управления дорожным движением, уличного освещения, вывоза мусора и другие цифровые решения.
С развитием IoT увеличивается количество данных, получаемых с умных устройств, а их обработка переходит в облака. Это помогает компаниям разрабатывать бизнес-гипотезы и строить прогнозы, экономя на разработке собственных платформ или длительном внедрении промышленных решений.
Одним из драйверов роста корпоративных расходов на IoT в мире в ближайшие три года будет растущая потребность в подключенных к интернету устройствах для дистанционного мониторинга, контроля и управления. Ожидается, что значительная часть сотрудников продолжит работать из дома, поэтому организации будут искать способы сокращения расходов на тепло и электроэнергию —в том числе, за счет IoT. Например, для этого можно использовать интеллектуальные системы освещения, мониторинг расхода электроэнергии и параметров рабочей среды, а также мониторинг использования площадей и производственных операций с помощью датчиков.
По прогнозам аналитического агентства Forrester, интернет вещей в 2021 году ожидает переход на новую ступень развития — интеллекта вещей. Устройства, оснащенные ИИ, станут практически самостоятельными, а развитие 5G и 6G будет способствовать росту автоматизации производств и сервиса. Например, благодаря 5G, дроны получат улучшенную систему навигации и коммуникации с интернетом вещей. А данные о местоположении станут ключевым элементом в обеспечении удобного взаимодействия с клиентами и сотрудниками. Соответственно, вырастет потребность в решениях IoT, работающих с источниками данных геолокации.
Все больше компаний сервисного обслуживания на местах и OEM-производителей (Original Equipment Manufacturer — оригинальный производитель оборудования — компания, которая производит детали и оборудование, которые могут быть проданы другим производителям под другой торговой маркой) будут использовать дистанционное управление подключенным к сети оборудованием. Такой подход позволяет перевести ремонт на удаленных специалистов, что сводит к минимуму время простоя и существенно сокращает расходы на поездки. Также аналитики Forrester ожидают рост интереса к устройствам цифровой медицины среди потребителей, включая средства удаленного контроля за течением болезни и мониторинга параметров здоровья.
4. Перспективный блокчейн
Технология блокчейн получает все большее распространение в финансовой отрасли, промышленности, ТЭК, а также в государственном управлении. Распределенный реестр помогает быстро и безопасно проводить транзакции, эффективно собирать и хранить данные, обмениваясь ими без дополнительных запросов. Как показал глобальный опрос Deloitte (.pdf), более 83% руководителей компаний уверены в целесообразности использования блокчейна и инвестиций в развитие этой технологии.
Популярным сценарием развития становится BaaS или Blockchain-as-a-Service — облачный сервис, который позволяет пользователям разрабатывать собственные цифровые продукты с использованием блокчейна. Это могут быть приложения, смарт-контракты и другие решения. В частности, такие услуги предлагают Microsoft, Amazon, IBM Cloud и Oracle Blockchain.
К 2030 году блокчейн-технологии могут обеспечить рост мировой экономики на 1,76 трлн долларов, отмечается в отчете PwC (.pdf). Самый большой потенциал — в направлении отслеживания и мониторинга товаров и услуг, которые стали новой приоритетной задачей многих компаний при управлении цепочками поставок во время пандемии (962 млрд долларов). Блокчейн может также применяться для платежей и оказания финансовых услуг, в том числе, с использованием цифровой валюты (433 млрд долларов); использоваться для управления идентификационной информацией (224 млрд долларов), включая персональные идентификаторы, данные о профессиональной квалификации и сертификаты; для пресечения мошенничеств. Эти технологии будут задействованы, в том числе, для заключения договоров, разрешения споров (73 млрд долларов) и для привлечения клиентов (54 млрд долларов).
Наибольшие экономические выгоды от блокчейна получат страны Азии, отмечают в PwC — в первую очередь Китай. Помимо него, максимальную чистую прибыль продемонстрируют США, Германия, Япония, Великобритания, Индия и Франция. Причем, если в Китае и Германии, где экономика сосредоточена на производстве, наибольший положительный эффект от блокчейна образуется в результате установления источников происхождения и отслеживания товаров и услуг, то в США — в сфере секьюритизации и осуществления платежей, управления идентификационными и квалификационными данными.
В госсекторе, образовании и здравоохранении блокчейн-технологии применимы в управлении идентификационными и квалификационными данными. А такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, производство, строительство, будут их использовать при привлечении клиентов и выполнении требований об установлении источника происхождения и отслеживании товаров.
В России в 2020 году был принят закон о цифровых финансовых активах, а в рамках дорожной̆ карты развития блокчейн запланировано 10,1 млрд рублей инвестиций до 2024 года. Количество проектов на блокчейне в разных отраслях растет. Например, эту технологию использовали при проведении электронных выборов в Московскую городскую думу, а ЦИК РФ провела эксперимент по использованию дистанционного электронного голосования на выборах федерального уровня.
Блокчейн тестируют в компании «Россети» — для повышения прозрачности учета электроэнергии, а также в РЖД — для контроля поставок колесных пар для грузовых вагонов. Ретейлер «Магнит» запустил открытую платформу на базе этой технологии для управления цифровой рекламой. В «Райффайзенбанке» работает платформа для автоматизации расчетов с поставщиками и покупателями, а в Сбере — депозитарная блокчейн-система для учета электронных закладных (и регистрируется собственная криптовалюта).
Проекты на блокчейне сегодня активно переходят из этапа пилотирования в промышленную эксплуатацию. Следующие шаги будут связаны с интеграцией блокчейн-систем в существующие бизнес-процессы и инфраструктуру. Рынок готовится к массовому переходу на цифровые активы и токенизированные расчеты.
Оригинальная версия статьи подготовлена для журнала Ростелеком PRO.
DonStron
«Облака устойчивости, Повсеместный ИИ, Эффективный IoT, Перспективный блокчейн»
А на деле у вас так:
— у нас тут выручка упала, люди отказываются от наших услуг, давай-ка мы всем типа «ошибочно» в коммуналку включим услугу антенна за 245 рублей в месяц, найдутся ведь такие, кто не заметит и оплатит, а после оплаты вернуть их через коммунальщиков уже нельзя будет, нужно будет ногами ехать в Ростелеком (всего два на всю Москву отделения!) и писать бумажное заявление на возврат, много ли людей поедет?
— Profit!
И это никак нельзя сделать через МФЦ! А всё потому, что МФЦ верит на слово своим поставщикам услуг, если Ростелеком прислала списки абонентов — то без проверок выставляется этим абонентам начисления. И главное, что нельзя даже никак отказаться от такого беспредела, например запретить без моего ведома выставлять в коммуналку услуги от доверенных для МФЦ поставщика услуг.
Вот так вот ваша компания повышает эффективность без всяких блокчейнов: минимум офисов + максимум бумажной бюрократии + автоматические «ошибочные» начисления, которые нельзя запретить.