Прежде чем строить антифрод, надо понять, каким на сервисе бывает фрод — какие методы злоумышленники выбирают, чтобы получить выгоду и навредить пользователям. Алексей Савостин поделился опытом Яндекс.Маркета в исследовании способов фрода, рассказал о целях (порой изощрённых), которые преследуют фродеры, и о данных, по которым можно определять подозрительную активность.

— Всем привет, меня зовут Алексей Савостин. Я занимаюсь направлением антифрода в Яндекс.Маркете и сегодня расскажу, как мы строили антифрод для маркетплейса «Беру», который с октября стал частью Маркета. (...)

Для чего нужен антифрод в маркетплейсе? Первое — помогаем как можно шире распространять среди новых и лояльных клиентов акционные товары так, чтобы они все не ушли к одному реселлеру. Второе — защищаем от карточного фрода и фишинга наших покупателей, а также других людей, которые не пользуются нашей площадкой, но владеют картами. Третье — защищаем поставщиков от фейковых заказов с резервом стоков.

Расскажу подробнее о том, какие направления есть у фрода маркетплейса и какие источники убытков существуют.



Самое крупное направление — реселлеры, дальше идут магазины конкурентов, пункты самовывоза и кардеры.

Реселлеры влияют на несколько направлений убытков для маркетплейса и в том числе ухудшают пользовательский опыт клиентов, которых мы ждем и для которых работаем.

Фрод скидок и бонусов. Реселлеры, нарушая правила сервиса, регистрируют большое количество аккаунтов и пытаются разбить заказы на очень мелкие, выкупая товары с максимальными скидками, маркет-бонусами (это акции, привязанные к конкретному заказу) и используя различные кэшбэк-сервисы.

Нагрузка на логистику. Разбивая заказы на самые маленькие, они формируют очень большую нагрузку — на одного фродера может быть до нескольких сотен заказов в день. Таким образом, хорошие клиенты не могут получить оптимальные сроки доставки, потому что слоты доставок имеют физическое ограничение.

Резерв стоков. Были случаи, когда товары попадали в акцию с большой скидкой, реселлеры без оборотных средств делали закупки с разных аккаунтов, используя ПВЗ Маркетплейса либо партнеров как склады.

Например, замечательные люди с Горбушки покупали телевизоры с хорошей ценой. Ну как покупали… Делали заказы с постоплатой, и забирали только те телевизоры, на которые нашелся клиент уже непосредственно на радиорынке. Таким образом, бо?льшая часть телевизоров отправлялась назад на склад и не попадали к другому покупателю, потому что они в этот момент были зарезервированы. Деньги наших партнеров не работали, и все терпели убытки.

Недобросовестные конкуренты, которые хотят чаще попадать на карточку товара, могут отправить товар других поставщиков в Сибирь или на Дальний восток, а у нас и у наших партнеров есть ограниченное количество товаров на складе. Почему это так работает? Есть набор поставщиков, которые хотят продать свой товар на маркетплейсе. У каждого поставщика есть определенная цена, с которой он готов работать и выставляться в магазине. У кого-то цена может быть выше, у кого-то ниже из-за большого оборота этих товаров и запасов на складе.

И недобросовестные магазины хотят убрать из выдачи более доступные предложения, чтобы самим попасть в выдачу. Поэтому они стараются сделать фиктивные заказы. Получается, что товары уезжают и катаются в логистике несколько месяцев, выбивая средства из оборота у конкурента. Таких недобросовестных партнеров мы, естественно, отлавливаем и блокируем.

Пункты самовывоза. Они зарабатывают на том, что получают комиссию с обработанных заказов. Некоторые из них расположены в отдаленных и непопулярных локациях. Некоторые такие точки грешат тем, что делают фиктивные заказы, чтобы получить свою минимальную комиссию за обработку заказа, который к ним на склад приехал. Это как резервирует стоки у наших партнеров, так и несет нагрузку на логистику, а фактически эти заказы никто никогда не выкупит.

Кардеры — более криминальное направление. Тут используются ворованные данные и платежные реквизиты клиентов банков. Здесь есть как репутационные риски, так и финансовые при отмене платежей банками, а также различные штрафы от платежных систем, которые происходят, если количество фрода становится достаточно большим из всех платежей.

Как ведут себя фродеры по этим трем направлениям? Практически все они ведут себя примерно схоже и пытаются спрятаться одинаково, за исключением реселлеров. Но реселлеры в нашем конкретном кейсе используют эмуляторы Android и вторые пространства Android, чтобы получить больше бонусов. Это скорее наш внутренний кейс. Чтобы получить бонус, надо скачать наше приложение. Фактически все остальные направления у всех видов фродеров одинаковые — они пытаются регистрировать очень много новых аккаунтов, представляясь разными лицами; использовать VPN, режим инкогнито, вымышленные имена и адреса доставки.



Часто они используют пункты самовывоза в районах рядом с тем местом, где проживают, чтобы скрыть свою личность и не получать заказы к себе домой. Испуользуют пункты, где есть боксы и можно, нажав пару кнопок, получить товар, не предоставляя свои паспортные данные.

Также они часто используют площадки для покупки временных телефонных номеров, чтобы получить смс-подтверждение, звонок и так далее. Либо просто пытаются перебрать все доступные им телефонные номера, делают генераторы случайных номеров, указывают недействительные или просто протягивают столбец в Excel.

Что мы делаем, чтобы противоборствовать фродерам?

Мы используем скоринг пользователей. В процессе скоринга мы собираем все данные об активности и те, которые нам доступны на момент создания аккаунта, проведения авторизации и всего остального. Склеиваем все эти данные и объединяем их в кластеры.



Работая с кластером аккаунтов, связанных по достоверным данным, мы проводим расчет скоринга и оценку заказа. Тем самым мы не только оцениваем историю по данному конкретному аккаунту и текущему заказу, а проводим анализ на основе данных по всему кластеру склейки, исторического спроса на товары в корзине и текущих всплесков спроса с учетом маркетинговых акций.

Дальше, если мы видим, что кластер аккаунтов нарушает правила, становится подозрительным или обнаружено, что там совершается злонамеренная активность, ему присваивается внутренний набор маркеров, в связке с которыми применяются ограничения.

Как это выглядит на схеме:



Мы смотрим на то, какие есть скидки, бонусы, адреса доставки, информация о платеже. Происходит оценка всего этого, склейка, обработка и выявление мошеннических действий.

Параллельно определяются маркеры по данному кластеру, которые используются не только внутри антифрод-системы, но и в системах смежных команд — лояльности, маркетинга. К этому кластеру аккаунтов в случае необходимости применяются ограничения.

Если это злонамеренные действия и мы определили фрод, возможно применение мер противодействия, таких как блокировка аккаунта и отмена заказов, которые созданы с нарушением правил сервиса и в будущем повлекут убытки для наших партнеров либо для маркетплейса.

Если мы определяем заказ или набор заказов как подозрительный, то применяем меры по уменьшению возможных убытков. Это может быть включение предоплаты, дополнительные проверки, такие как звонок и так далее. Подобных мер дополнительных шагов проверок может быть несколько — в зависимости от того, насколько заказ подозрителен. Когда обнаружены подозрительные платежи с аккаунта или из кластера аккаунтов либо используется набор повторяющихся реквизитов, то платежи блокируются на сервисе.

В своем развитии антифрод может не только выступать как ограничитель, но и улучшить пользовательский опыт доверенным пользователям. Новые и не доверенные пользователи у нас совершают покупки с 3-D Secure, а те, кто уже совершал покупки, становятся доверенными, и мы для их заказов с известными историческими данными можем предоставлять больше инструментов лояльности. Например, давать возможность провести оплату без 3-D Secure для больших сумм. При этом мы не несем рисков при приходе кардеров.



Несколько советов для тех, кто будет строить похожую систему с нуля. На что смотреть в правилах при оценке скоринг-поведения пользователей?

Смотрите на близость групп заказов. Очень часто перекупщики и люди, которые пытаются зарезервировать стоки своих конкурентов, делают очень похожие заказы в короткие промежутки времени. И очень часто это группы товаров, которые не пользуются такой популярностью. В связке с командой маркетинга, которая проводит акции, вы будете понимать, что акции на эту товарную категорию сейчас нет и можно автоматически сформулировать правило, при каких всплесках передавать такие заказы в подозрительные и запускать по ним дополнительные проверки.

Близость телефонных номеров и почтовых адресов. Фродеры часто используют одни и те же адреса, потому что эти ПВЗ для них удобны, они делают много заказов на один адрес либо на очень близкие. А так как товарные категории тоже будут близки, это можно достаточно просто обнаружить.

Как я уже сказал в предыдущем пункте, смотрите на всплески по редким товарам.

Отдельные блоки советов: смотрите на логи, получайте данные от ваших приложений о том, эмуляторы это или виртуалки. Это позволит вам в будущем получать более широкую картину о том, не пытается ли злоумышленник сломать вашу систему, получить выгоду или нанести ущерб вашей компании.

Синхронизируйтесь с отделом маркетинга при проведении акции. Это позволит вам не сделать плохо бизнесу, потому что маркетинг и часть компании, которая занимается лояльностью клиентов, может сделать классные акции, а вы подумаете, что это фродовый всплеск, и начнете блокировать такого рода активности. Относитесь к этому внимательно и старайтесь работать вместе с командой маркетинга в единой связке.

Помогайте коллегам из бизнеса формулировать безопасность стратегии развития. Когда они придумывают новые способы привлечения клиентов, то часто приходят к тому, что все покупатели классные, всем можно доверять. К сожалению, в наших реалиях часто происходит не так. Поэтому накапливайте в себе опыт борьбы с такого рода фродом и приходите к бизнесу с идеями. Рассказывайте им при формулировании новых задач о том, как сделать историю более красивой, чтобы больше пользователей получили позитивный опыт от взаимодействия с вашим сервисом и чтобы минимизировать фрод и убытки — как у вас, так и у ваших партнеров.

И самое последнее — следите за точностью. Не углубляйтесь в полноту данных, потому что это может пагубно сказаться на бизнесе. Вы можете испортить экспириенс ваших покупателей, начав их слишком сильно ограничивать или блокировать.

Это всё. Спасибо, что прочитали или прослушали мой доклад.