Стоит отметить, что мы живём в очень интересное время, ведь даже заграничный арест за уклонение от налогов Джона Макафи, одного из самых спорных людей в мире технологий… остался почти незамеченным.

Но именно это произошло в прошлом месяце. В результате Макафи сел в испанскую тюрьму и теперь дожидается экстрадиции.

За долгие годы о нём было написано многое, однако я хочу обратить внимание на одну часть его жизни, оставшуюся в тени: на то, что в конце 1990-х он был новатором сферы социальных сетей.

В чём заключались инновации? В приложении для чата PowWow, которое, несмотря на всё влияние Макафи, сильно опередило своё время. Мы расскажем о том, почему вы, скорее всего, ничего о нём не помните.

1994 год


В этом году Джон Макафи ушёл из McAfee Associates — основанной им в 1980-х компании, ставшей крупным производителем антивирусного ПО. Эта многомиллиардная компания-гигант была едва не продана Symantec задолго до достижения ею вершин, однако Макафи отговорил от продажи своего детища низкоуровневый аналитик инвестиционной венчурной фирмы, осознавший, что фундамент компании вполне неплох. Хотя Джон и покинул её позже, ему удалось получить при этом гораздо больше денег.

image

Как Джон Макафи превратил отпуск на колёсах в свой второй стартап


Вероятно, все слышали о том, как Джеф Безос ушёл со своей работы в финансовом секторе и придумал бизнес-план Amazon в поездке через страну в Сиэтл, ставший его новым домом. (Разумеется, Безос не писал свой план, управляя машиной, в то время за рулём находилась его бывшая жена Маккензи.)

Гораздо менее известным, однако, вероятно, более интересным, оказалось путешествие, которое Джон Макафи предпринял через Запад США, уйдя с поста руководителя одноимённой антивирусной компании.

Как и в случае с Безосом, поездка Макафи привела к созданию новой компании. Но в отличие от случая с Безосом, это была вторая длительная поездка Макафи на автодоме Winnebago, в котором он впервые начал бороться с вирусами где-то в конце 1980-х.

Как вспоминал в статье 1997 года легендарный журнал о технологическом бизнесе Red Herring, во второй раз Макафи столкнулся с Winnebago, пережив слабый сердечный приступ, из-за которого он продал компанию и отправился в долгую поездку к Скалистым горам, где встретился со множеством индейских племён. Эти племена стали непосредственным источником вдохновения для создания его следующей компании, а также причиной переезда в довольно небольшой Вудленд-Парк (штат Колорадо) рядом с горой Пайкс-пик.

Когда Макафи начал бесплатно распространять своё антивирусное ПО в 1980-х, он действовал согласно философии нью-эйдж, предполагавшей, что программное обеспечение нельзя продавать. Аналогичным образом он обрёл вдохновение в племенах коренных американцев, которых он посетил во время путешествия в середине 90-х. Цитата из Red Herring:

В тени горы Пайкс-пик, штат Колорадо, живёт предприниматель, считающий, что программное обеспечение — это живое дерево, которое нельзя продавать. Поэтому в своей последней компании он просто его раздавал. Он считает Интернет физическим проявлением того, что индейские шаманы называют «золотой нитью», и его новый проект Tribal Voice является попыткой извлечения выгоды из этого мистического видения.

И куда же привело его это мистическое видение? Оно привело его к созданию мультимедийной чат-программы, на годы опередившей системы мгновенной передачи сообщений, которые благодаря AOL, ICQ, а позже и Skype, со временем захватят мир.

image

Пример окон чата PowWow, ставшего также первым примером мгновенной передачи данных.

Созданное Tribal Voice ПО под названием PowWow, вероятно, являлось одной из первых социальных сетей, потому что в его организационной стратегии использовалась концепция «племён». Это было отличное место для общения, если забыть о его веб-сайте.

«PowWow не хватает ориентированных на бизнес функций, которые можно найти в приложениях наподобие WebPhone, но если вы хотите погрузиться в атмосферу чат-комнаты и не против низкого качества звука, то PowWow может вам подойти».

— Цитата из обзора PowWow 1996 года в PC Magazine, заметившего, что сильными сторонами приложения являются размер и охват его сообщества. Есть ли у него недостатки? Голосовой чат, не очень хорошо работавший с модемами той эпохи, по крайней мере, на момент тестирования.


image

Так Tribal Voice выглядел в 1996 и 1997 годах.

Сама программа была хорошей, однако её маркетинг отражал личность её необычного основателя. У неё был веб-сайт (разумеется, называющийся tribal.com), который во многом представлял собой позорище, едва не пародируя культуру индейцев, которая стала вдохновением для создания компании.

На ранней версии сайта Tribal Voice страница About содержала фотографию Макафи и других сотрудников, сидящих под девизом «Гики вне закона» с разными видами оружия. (Учитывая то, что мы знаем о Макафи, это не должно нас удивлять.) На ещё одной странице был представлен «Каталог яппи Tribal Voice», заставлявший задуматься, что же узнал Макафи в своей поездке к племенам.

image

Снимок сотрудников с веб-сайта Tribal Voice, примерно 1997 год. Так что да, это правда.

Компания активно заимствовала образы и терминологию коренных американцев, что это вызвало гнев одной из первых активисток по защите их прав Паулы Гис, назвавшей материалы сайта «кощунственными».

«Наши трубка мира, ритуальная парная, кедр, табак, все наши самые важные символы, церемонии, объекты, места не просто эксплуатируются, но и десакрализуются, оскверняются корпорацией Tribal Voice, потратившей сотни тысяч долларов на создание своего коммерческого сайта, но рекламирующей себя в Интернете как „коренную культуру“», — писала Гис.

Гис, умершая в 1997 году, вела довольно напряжённую сетевую переписку с Макафи, которую любой может прочитать в Internet Archive. (Как же защищался Макафи? «Наверно, этот сайт не подходит для подростков. Нас интересуют взрослые проблемы».)

Это не помогало сайту и с точки зрения пиара. Журналист Computer Business Review Гари Флад, написавший статью о Макафи, вспоминает, как его сбили с толку множество шуток для посвящённых и кричащие цвета. Он писал:

Первые впечатления: город для гиков, куча перьев и космических цветов. Большая часть сайта посвящена безумному бреду сбежавшего из психиатрической клиники Пайкс-пика пациента, который, похоже, показался интересным какому-то программисту. К тому же, там слишком много отсылок к сайтам «для взрослых» и марихуане.

Тем не менее, несмотря на довольно возмутительный брендинг в Интернете, благодаря упору на создание сообществ в сочетании с чем-то похожим на IRC и Skype, программа поначалу получила большой успех. Вопреки отвратительному способу демонстрации сайтом источников своего вдохновения, концепция племён направила Макафи и его компанию в сторону развития социальных сетей за годы до того, как люди осознали их важность.

На странице Tribal.com 1997 года написано, что более чем у 700 тысяч уникальных пользователей есть «белые страницы», на которые можно было входить, чтобы находить людей для общения. (В отличие, допустим, от Twitter, пользователям на самом деле нужно было искать людей, как в телефонном справочнике.) PowWow, по словам Макафи, привлекал людей с различным образом жизни.

«Мы позволяли людям создавать любые племена. Допустим, у нас было племя испаноязычных геев», — рассказывал Макафи Red Herring. «Удивительно, но самым нашим крупным племенем является исландское. Также у нас есть активное сообщество из Рио-де-Жанейро».

Забытая сегодня PowWow в своё время имела умеренный успех, особенно после того, как отказалась от странного веб-сайта. Стремясь к более профессиональному ведению дел, компания даже привлекла нового CEO Джозефа Эспосито (который однажды рассказывал нам о своём предыдущем нанимателе, Encyclopaedia Britannica). А Макафи, всего несколько лет назад ушедший из очень популярной компании, которую создал сам, без проблем мог привлекать клиентов вне зависимости от странности сайта.

Однако ПО PowWow привлекло внимание серьёзного врага, нанёсшего сокрушительный удар — AOL.

10 миллионов долларов


Такую сумму Макафи заработал на продаже половины Tribal Voice в 1997 году. Позже Макафи обналичил компанию полностью, в 1999 году продав её дотком-инкубатору CMGI за 17 миллионов. В статье 2010 года о Макафи сайта Fast Company сотрудник Tribal Voice Джим Зоромски предположил, что на самом деле Макафи испугал успех компании, как это было с McAfee Associates годами ранее. «Когда Джон работал в Tribal Voice, темпы прироста были невероятными», — рассказывает Зоромски. «Но когда стало видно, что она станет слишком популярной, это стало походить на работу, поэтому Джон потерял интерес».


Как AOL откусила кусок Tribal Voice


Благодаря Tribal Voice Джон Макафи и его разношёрстная команда программистов в маленьком колорадском городке создали одну из самых важных технологических тенденций того времени — мгновенную передачу сообщений.

Но то, что PowWow, по сути, забыта, а её более выдающийся конкурент AOL Instant Messenger до сих пор вспоминается с теплотой, не было простым совпадением.

Примерно к 1998 году вторая компания Макафи встретилась с настоящим успехом в одной из самых ажиотажных сфер раннего Интернета. Частично это было вызвано тем, что Макафи много знал о построении сообществ и о «продаже» технологий публике.

(Макафи печально известен тем, что в 1992 году помогал раздувать безумие, связанное с вирусом Michelangelo… что способствовало популярности его антивируса.)

Умел он и продавать технологии компаниям: несмотря на образ на показанной выше фотографии, Tribal Voice смогла заключить партнёрское соглашение аж с целой AT&T, благодаря чему PowWow использовалась для мгновенного обмена сообщениями в службе WorldNet этого коммуникационного гиганта.

Одним из притягательных для WorldNet аспектов PowWow стала возможность работать в разных сетях, в том числе и в AOL с MSN Messenger. Это давало PowWow, а вместе с ним и AT&T, конкурентное преимущество, потому что приложение было способно обмениваться информацией между сетями.

Однако это не понравилось AOL. На самом деле, AOL вообще не нравилось, когда кто-нибудь пробирался на её территорию мгновенного обмена сообщениями, и она предприняла шаги, чтобы любой ценой защитить её: компания целиком выкупила ICQ, попыталась запретить конкурентам использовать технологии, похожие на AOL Instant Messenger (в этой битве она проиграла), и совершала попытки заблокировать MSN Messenger от своих пользователей.

В то время более мелкие IM-сервисы пытались выделиться за счёт перекрёстной совместимости, чтобы пользователи одной сети могли связываться с друзьями в любой другой. Какое-то время AOL публиковала руководства о том, как это делать, чтобы поддержать разработку клиентов AIM под Unix. Проблема заключалась в том, что эти публикации читали и конкуренты: PowWow оказалась втянутой в хаотичную битву, попытавшись расширить возможности своего приложения поддержкой AIM и признав, что сделала это без разрешения AOL.

Этим поступком Tribal Voice нажила себе смертельного врага и, вероятно, ускорила закат PowWow, оказавшейся в самом центре серьёзной битвы с AOL, выступая за взаимодействие между клиентами систем мгновенной передачи сообщений. Какое-то время это напоминало психологический поединок — PowWow добавляла поддержку AIM, AOL закрывала её.

В определённый момент, который, к слову, настал уже после ухода Макафи из компании, Tribal Voice и другие клиенты привлекли к своей борьбе внимание FCC.

По информации из статьи New York Times той эпохи, новый CEO Росс Бэгалли призвал Рональда Рейгана: «Мистер Президент, от лица IM-отрасли и её пользователей прошу вас разрушить эту стену!»

Но в конечном итоге за открытие поддержки IM пришлось расплачиваться оригинальной и странной программой, созданной Макафи. Новый владелец совершенно потерял интерес к PowWow, полностью прекратив разработку приложения к началу 2001 года… продолжая при этом заявлять об интересе к технологиям IM в целом.

«После тщательного изучения бизнес-целей и стратегического направления новым руководством CMGion компания поняла, что технология PowWow не является целостной частью миссии CMGion», — говорилось в FAQ о закрытии проекта.

Можно задаться вопросом: если бы Макафи остался с основанной им компанией, а не выбрал лёгкие деньги, то что бы могло произойти? В конце концов, он не торопился с McAfee Associates … и посмотрите, как поднялась сейчас эта компания.

Очень странно думать об этом продукте сейчас. PowWow был поистине новаторским проектом, предсказавшим успех полудюжины последовавших за ним приложений. Но даже у тех, кто его использовал, сохранились о нём только смутные воспоминания. Я помню, что пользовался этой программой в 1996 году, но совершенно забыл о её существовании и вспомнил её, только когда начал писать эту статью.

Может быть, всё сводится к тому, что она просто появилась слишком рано.


Джейсон Понтин, в то время бывший редактором MIT Technology Review, заявил в 2005 году, что одна из причин того, что PowWow не добилась того уровня успеха, который получил антивирус McAfee, несмотря на такое же бесплатное распространение, заключалась в рынке, не готовом к изобретениям Макафи. Он совершил первый шаг на рынке, успеха на котором добились сделавшие второй шаг. В его первом стартапе всё было иначе — благодаря бизнес-модели он обеспечил наиболее эффективные инновации.

«Tribal Voice была новатором на двух только возникших в то время рынках, динамика которых и сейчас известна нам только частично. Первый — это рынок многопротокольного IM. Второй — социальные сети», — писал Понтин. «Сегодня на обоих рынках есть процветающие компании наподобие Cerulean Studios и LinkedIn. Но Джон Макафи был на них первым, пусть даже он и не знал, как зарабатывать на Tribal Voice».

Сегодня Макафи — яркая фигура, одна из самых интересных и противоречивых технологических личностей. Но несмотря на его успех в создании антивирусного ПО, есть все основания объявить его и пионером в области социальных сетей.



На правах рекламы


Мощные виртуальные серверы с процессорами AMD EPYC для размещения любых проектов. Частота ядра CPU до 3.4 GHz. Создайте свой тариф самостоятельно в пару кликов, максимальная конфигурация позволит оторваться на полную — 128 ядер CPU, 512 ГБ RAM, 4000 ГБ NVMe.