Привет Хабр! Раз в неделю я рассказываю о крупнейших событиях в отрасли в России и мире. Оригинальный ролик на YouTube, ниже расшифровка.
Меньшинства для NASDAQ
Самое громкое событие, которое случилось — это новая идея NASDAQ. Американская биржа отправила в американское правительство предложение о том, что теперь в каждой публичной компании, в совете директоров должна быть одна женщина и один представитель меньшинств. Это пока только предложение. Это пока не указ, не закон, не правило. Но тренды такие, что скорее всего в похожей форме оно будет принято. Если не сейчас, так через год. Тренды.
Если считать что примут именно то, что написали, то правила такие: в совете директоров должна быть одна женщина, не менее одной женщины, и в совете директоров должен быть один представитель меньшинства. Либо сексуального (любого), либо расового по американским понятием (либо латинос, либо афро-американец, либо индеец, либо гаваец, азиат и еще несколько групп). В принципе, эти меньшинства это уже 40% населения США, а если еще и сексуальные меньшинства, то одного человека из них достойного найти не является проблемой. Квота, но довольно мягкая квота.
Понятно, что есть оживленные дискуссии о том, что хорошо это или плохо. И есть два таких сильных аргумента с обеих сторон, которые я озвучу. С одной стороны — это сегрегация, это стыдно. Если человек достоин, то должен быть в совете директоров. Если он не достоин, то его не должно быть в совете директоров. И любые квоты, они позорны, они ухудшают выборку и все плохо.
Другая точка зрения — есть масса исследований, что дискриминация действительно существует. Женщины и меньшинства действительно с большим трудом устраиваются на хорошую работу и им действительно недоплачивают, и они действительно недопредставлены в органах управления. Это с одной стороны — плохо для них. С другой стороны — это плохо и для компании. Опять же есть массы исследования о том, что разнообразные группы принимают решения лучше, чем однообразные группы. Когда собираются 11 белых мужчин, они примут решение хуже, чем более разнообразная группа.
Соответственно, NASDAQ заставляет компании в интересах миноритарных акционеров принимать более правильные решения. То есть, они возьмут женщину и афро-американца в совет директоров. Совет директоров станет лучше, компания станет лучше и миноритарные акционеры, которые ни на что не влияют, но хотят зарабатывать, они заработают больше. Биржа их защищает. Та жа история, что и с отчетностью. Компании должны сами заботиться о своей отчетности, чтобы для них все было лучше, чтобы лучше привлекать инвесторов и прочее. Но сами они делают это плохо и биржа требует, чтобы отчетность была вот в таком формате, иначе не пустим. И все к этому привыкли, и вроде бы это хорошо. Но вот теперь добавится еще один формат, иначе не пустим, потому что иначе миноритарии страдают. Ну вот так, скорее всего, дальше будем жить.
Salesforce покупает Slack
Salesforce объявил о том, что покупает Slack. Сумма сделки примерно 28 млрд. долларов. Это не рекорд, но очень много. На бирже акции Salesforce немедленно упали. В капитализации компания потеряла примерно те же 28 млрд. долларов. То есть, биржа посчитала, что деньги не потрачены на приобретение крутой компании, а просто выброшены в пропасть. Было на 28 млрд. долларов больше, стало на 28 млрд. долларов меньше.
Почему так случилось? Первая причина арифметическая. Salesforce торгуется исходя из своей прибыли и выручки. Выручка в результате покупки почти не увеличится. Прибыль даже уменьшится, потому что Slack убыточный. Slack торгуется исходя из каких-то своих будущих великих перспектив,но не настоящего. Конечно, через 5-10 лет перспективы Slack они реализуются. Выручка и прибыль появятся и тогда-то Salesforce всем покажет. Но кто ж хочет ждать эти 5 или 10 лет. Вот сейчас оно упадет. И инвесторы не дожидаются этого момента, выходят из компании и цена падает.
Вторая причина, она философская, а не арифметическая. Многим кажется, что две совсем разные компании, на совсем разных стадиях развития в сумме будут управляться хуже, чем одна. Когда вместо гениального основателя Slack появится безымянный менеджер из Salesforce, он все это изгадит, он компанию испортит, то есть зря покупаем, зря тратим деньги. Вот и надо продавать, вот и надо выходить. Ну и на все это истерика. Salesforce начал падать, поэтому надо продавать, поэтому падает еще сильнее, поэтому надо продавать. Вот такой тяжелый M&A.
Эволюция Альфа-Потока
Альфа-Поток объявил, что его акционеры рядом с самим Альфа-Потоком создают фонд “Поток Первый”, который будет давать деньги в займ через площадку Альфа-Потока. То есть, Альфа-Поток одна из первых и, наверно, крупнейших платформ крауд-кредитования в России, теперь, по сути, сама еще и будет кредитовать без всякого крауда. Деньги будут часто свои или частично свои. По сути, превращается в МФО или банк. Пока она только начала, то есть пока фонд дает часть денег, а не все деньги. Но эволюция забавна.
Сбер выкупает Сбермаркет
Сбер объявил о том, что покупает мажоритарную долю Сбермаркета. Это сервис доставки продуктов из магазинов, он когда-то был независим и назвался “Инстамарт”, потом Сбер в него инвестировал и свою долю положил в совместное предприятие Mail.ru Group. А теперь он его выкупает из этого совместного предприятия и будет развивать в одиночку. Сумма, которая прозвучала, это 12 млрд. рублей. Часть была потрачена на выкуп, часть будет положена внутрь компании на будущее развитие. Стоимость компании не очень понятна: она и не звучала, и не вычисляется.
Что интересно, на той же конференции был озвучен оборот Сбермаркета — это 3 млрд. рублей в месяц, то есть 36 в год, если просто умножить. В 2019 году 35 млрд. рублей это был весь рынок продажи онлайн продуктов питания. То есть, сейчас один сервис больше, чем весь рынок в прошлом году. Ну, спасибо, COVID.
Альфа-банк плюс Моргенштерн
Альфа-банк снял рекламу с Моргенштерн. Моргенштерн, если вы не знаете, это очень популярный среди молодежи российский рэпер. Ролик называется “Клип за 10 лямов”, типа Альфа-банк за него заплатил 10 млн. Может быть, кстати, и больше. И разыгрывает лотерею среди новых клиентов, каждый из них может выиграть 100 тыс. рублей. Длится ролик 4 минуты. Очень советую посмотреть, получите представление о современном искусстве. Ну это полезно. Ролик очень успешный, 8,5 млн. просмотров, дикое количество обсуждения везде, включая меня. Очень много критики о том, что “вот, Альфа-банк был серьезным бизнесом для серьезных людей, а тут какой-то Моргенштерн советует подросткам попросить папу зарегистрировать кредитку. Ну позор, я с такими не буду на одной поляне”. Но пришло такое время, что ютьюбер имеет охват, как Первый канал. И этим охватом надо пользоваться. Вот Альфа-банк и воспользовался. 8,5 млн. просмотром пришли сами по себе и, наверняка, огромное количество кредиток зарегистрировано благодаря этому. Успех. Не Альфа-банк виноват, мир виноват. Мир теперь такой.
Продолжение через неделю.