Я, как мне кажется, никогда не видел, чтобы какой-то вопрос вызывал такую мощную волну негатива, как дистанционное образование. По-моему, даже повышение пенсионного возраста прошло более гладко. Как представителю семьи, в которой уже есть несколько поколений педагогов, тема образования мне очень близка и интересна. Как человеку, который давно и успешно обучается онлайн, такой шквал критики при практически полном отсутствии положительных отзывов, непонятен. Появилось желание разобраться в ситуации. И чем больше я читал комментарии противников, тем понятнее становилось, что народный гнев вызван не самим "дистантом", а тем бардаком, который случился в начале карантина и продолжается до сих пор. Попытка пустить современный сверхскоростной поезд онлайн-обучения по насквозь проржавевшим рельсам советской системы образования предсказуемо закончилась падением под откос "всего школьного состава". Так у меня и появилась идея написать статью в защиту моего любимого формата.
Мир вокруг нас меняется стремительно. Технологии появляются и устаревают быстрее, чем когда-либо в человеческой истории. Но система образования в России остается неизменной на протяжении практически ста лет. Третий класс моей дочери ничем не отличается от моего третьего класса тридцатилетней давности. Те же книги на лето, те же тексты для пересказа, многие из которых непонятны современным детям "чуть менее, чем полностью". И внедрение дистанционного образования — это ответ на требования времени, необходимый шаг для начала перемен.
Почему дистанционное образование - это важно
Закон об удаленной работе уже принят. А значит, что количество людей, работающих в таком формате, будет увеличиваться. И у них тоже есть дети. Необходимость посещения школы сводит на нет все плюсы "удаленки". Уехать на время "на острова" уже не получится. Почему в XXI веке мы по-прежнему должны быть прикованы к школе как рабы на галерах?
Дистанционное обучение — это не процесс и даже не метод. Это навык, которому нужно учиться, который очень важен в настоящее время и будет важен в будущем. Не всем дано? Многие школьные предметы тоже "не всем даны". Однако мы не устраиваем митинги с требованиями изгнать математику или физику из школьной программы.
Дистанционное образование — это шанс для талантливых детей из регионов, родители которых не могут обеспечить качественное получение знаний. Мне в этом отношении повезло. В старших классах я учился в архангельской очно-заочной школе для одаренных детей, где лекции читали лучшие педагоги области, а также преподаватели МГУ. Это было классное время, но трястись почти сутки в поезде "Котлас — Архангельск" — то еще удовольствие. Наличие онлайн-формата могло бы сильно помочь, хотя бы возможностью пересмотреть видеолекции. Но это был конец 90-х.
Дистанционное образование — это шанс для талантливых педагогов реализовывать себя и получать за это достойное вознаграждение, не меняя места жительства.
Дети занимаются в комфортных для себя условиях, в той одежде, которая им удобна. Без раздражающей школьной формы, требования к которой с каждым годом ужесточаются.
Дистанционное образование — очень гибкий формат, который позволяет настроить программу обучения под каждого конкретного ребенка.
Школьная социализация сводится к умению общаться со сверстниками. Абсолютно бесполезный навык во взрослом мире, где человеку приходится сталкиваться с представителями разных поколений. В этом плане прогулки во дворе школу легко заменяют.
Где гарантии, что на смену этому вирусу не придёт новый, более страшный? Когда на улицу не то, что без маски, без защитного костюма нельзя будет выйти. И что тогда делать? Совсем детей без образования оставить?
Кажется, что и минусов у онлайн-формата предостаточно. Как быть многодетным семьям? Как обеспечить каждого ребенка помещением, гаджетом и интернет-соединением? Как быть с детьми, родители которых не работают удаленно? Ответ очевиден. Дистанционное образование не должно быть заменой традиционному формату. Эти два мира вполне могут существовать параллельно даже в одной школе. Разве это плохо, когда заболевший ребенок сможет после выздоровления посмотреть записи уроков?
Противники дистанционного образования
Я уже давно не работаю аналитиком, но периодически тянет на старое. Хлебом не корми, дай что-нибудь классифицировать, систематизировать, разложить по полочкам. Вот и противников дистанционного образования выделил, исходя из их аргументов, в четыре основные категории. Возможно, существуют и другие, но мне такие пока не попадались.
"Садисты"
В детстве школу ненавидели, учились плохо. И теперь с нескрываемым извращенным удовольствием наблюдают за мучениями своих детей, постоянно повторяя им: “Садись и учись!”
"Профессиональные прокрастинаторы"
Мне встречались только женщины, но и мужчины наверняка должны быть. Типичный монолог: "Ой, да ладно. Онлайн формат даже не всем взрослым подходит. Я сама во время карантина записалась на 100500 курсов по кройке и шитью, бальным танцам, натурной фотосъемке, тайм-менеджменту, рисковым инвестициям, йодлю, клингонскому и основам дирижаблестроения. Но ни один не смогла закончить. Мне нужно, чтобы надо мной постоянно стоял надзиратель и бил меня палкой по голове, когда я отвлекаюсь. Не представляю, как мой ребенок сможет учиться онлайн".
#ЯСВОЕУЖЕОТУЧИЛСЯ
На вопрос: "А Вы сами пробовали учиться онлайн?" - такие обычно отвечают, что школу давно закончили и учиться им не нужно. И продолжают: "А вы просто тупой, наверно, в школе плохо учились, вот вам и приходится сейчас доучиваться". Логика здесь бессильна. Хотя стоит признаться, что я, действительно, туповат: учился так себе, до золотой медали не дотянул, довольствовался серебряной.
"Секта свидетелей самого лучшего в мире советского образования" (экстремистская организация, деятельность которой должна быть запрещена на территории РФ)
Самая многочисленная группа, на мой взгляд. Сектанты говорят лозунгами: "Советское образование было лучшим в мире! Проклятые либералы по указке американцев в 90-е все развалили! ЕГЭ — игра в угадайку! Мы растим поколение дебилов!" Панически боятся и исчезают при виде следующих вопросов: "В какой системе получили образование "проклятые либералы из 90-х"? Почему лучшая в мире система не смогла предвидеть возможность разрушения извне и не выпустила достаточное количество кадров для противостояния? Можно ли считать лучшей в мире систему, которая разрушила лучшую в мире систему? Если ЕГЭ — "угадайка для дебилов", готовы ли Вы, как выпускник лучшей в мире системы, пойти и сдать его не меньше, чем на 100 баллов по выбранному Вами предмету?" И вот тут логика могла бы помочь, но из программы самого лучшего в мире образования она была безжалостно выпилена еще в 50-е. Зачем правильное мышление советскому человеку, когда есть партия?
Все эти категории объединяет одно — эти люди никогда не имели успешного опыта онлайн-обучения. Будь моя воля, я бы родителей вернул за школьные парты. Дети у нас очень умные, сами разберутся, что к чему.
Заблуждения
А теперь разберем некоторые популярные заблуждения о дистанционном образовании, да и об образовании в целом.
"Я хочу заниматься физкультурой, а не читать о ней"
Когда мне хочется заняться физкультурой, я надеваю спортивный костюм, натягиваю любимые кроссовки и отправляюсь на пробежку. Меня не остановят ни жара, ни холод, ни снег с дождем. Безусловно, это гораздо сложнее, чем кричать о своих желаниях на митинге. Читать о физкультуре тоже очень полезно. Понимание теоретических основ здорового образа жизни, построения тренировочного процесса, правильной техники выполнения упражнений может спасти от неприятных последствий. Мне можно верить. Я очень люблю спорт и являюсь призером чемпионата Москвы по легкой атлетике в категории Masters на дистанциях 100 и 200 метров.
"Детей сложно организовать и мотивировать на учебу"
Дети невероятно любознательны и открыты ко всему новому. Организовать и мотивировать на учебу их очень легко. Просто наша система образования современным детям категорически не подходит, не важно в каком формате ведутся занятия. Предложите им игровое интерактивное приложение, добавьте возможность видеообщения с одноклассниками и учителем, и вы за уши их не оттащите от урока. Все это уже реализовано в негосударственных онлайн-платформах.
"По удалёнке сидишь и в ус не дуешь, пишешь контрольные пару раз в месяц удалённо, ответы все в сети, всё сдал за 5 минут, и свободен."
При удаленном формате учитель может вводить индивидуальные задания хоть для каждого ученика. Просто списать тут вряд ли получится. А что плохого, если и спишет? Оценки - бесполезный пережиток, а контрольная работа нужна учителю для понимания, как каждый ученик усвоил конкретный материал. Простые алгоритмы помогут провести работу над ошибками и подскажут материал для повторения. Это даже не «дип машин ленинг», тоже давно реализовано. ЕГЭ и ОГЭ все равно придется сдавать очно, какая разница, что ты там списал в третьем классе в контрольной по природоведению?
"Наших детей зомбируют гаджетами"
Да вы глаза-то откройте! Сплошь и рядом можно увидеть такую картину: мама с коляской, в коляске малыш с телефоном. Не думаю, что дистанционное образование хоть как-то повлияет на процесс «зомбирования».
"Платные онлайн-школы уже существуют, хотите учить своих детей удаленно - идите и платите"
Во-первых, статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования. Я считаю, что школьное образование должно быть бесплатным независимо от его формы. А во-вторых, те онлайн-школы, которые я рассматривал, - экстернаты. Выдавать аттестаты они не могут. «На бумаге» ребенок все равно прикреплен к обычной общеобразовательной школе, которую должен периодически посещать для написания контрольных работ. Это не дистанционное образование.
"ЕГЭ - угадайка для дебилов"
Тестирование - всего лишь одна из форм проведения аттестационных мероприятий, которая имеет свои плюсы и минусы. На качество образования влияют совсем другие факторы. Теоретический экзамен по правилам дорожного движения тоже проводится в форме тестирования. Ни разу не слышал, чтобы кто-то его назвал «угадайкой для дебилов». Хотя, судя по ситуации на дорогах, оснований не меньше. Давно пора поменять этот экзамен на эссе объемом не менее чем в 1000 слов на тему «Как я провел госавтоинспектора». Может тогда аварий и пробок поменьше станет.
Заключение
В заключение я бы хотел еще раз повторить, что дистанционное образование — это прежде всего навык, которому можно и нужно учиться. Навык, который будет постоянным спутником наших детей в современном быстром меняющемся мире.
gecube
Очень многие моменты освещены верно, очень точно подхвачена проблематика — беда не в самом формате дистанционного обучения, а именно в его реализации именно у нас.
Но это не отменяет того, что статья спорная. Взять что-то вроде музыки или балета — ну, как это засунуть в формат дистанционки? Да никак. Не говоря уже о том, что это попросту не нужно. Плавание — навык, который развивается с инструктором — аналогично. С трудом представляю как можно «онлайн» научиться плавать.
Это не отменяет того, что математику/физику/историю/что там ещё можно учить на ДО. Отдельно история с тем, что школа (и институт/университет) нужна. Этот институт был не просто так сформирован. А сейчас мы пытаемся взять, да и сломать это ) Взять хотя бы тот же пример с дисциплиной — да, занятия в школе «настраивают» ребёнка на выполнение заданий преподавателя. И это явно эффективнее, чем занятия на ДО. Тут работает схема «хороший препод» ЛУЧШЕ «ДО». Другой вопрос, что хороших преподов на всех не хватает. Но это другая проблема.
Я уж не говорю о том, что я бы точно не хотел, чтобы дети проводили все дневное время дома на «дистанционке». Если я на удаленке как айтишник, то дети пускай будут вне дома, иначе я не смогу эффективно работать. Это скорее некий бытовой/технический вопрос об организации всем по индивидуального рабочему месту, что в условиях наших российских зарплат нереален (прекрасно знаю примеры многодетных семей, скажем, в коммуналках или в однушках). Но тем не менее.
Короче, можно долго обсуждать. Я бы хотел просто подсветить несколько вещей.
andylar Автор
Большое спасибо за такой развернутый комментарий! Я не призываю к революции, ДО — это эволюционный процесс. И точно не приведет к деградации, она уже наступила. Ну и это как раз шанс выбраться из рабочего квартала. Сейчас, если ты родился в рабочем квартале, ты и в школу пойдешь в рабочем квартале, с соответствующим качеством образования.
gecube
А Вы не задумывались почему так происходит? Давайте поговорим )
Касательно школы в рабочем квартале — это если родители не думают о перспективах ребенка. Все так же есть возможность найти репетитора и поступить в какой-нибудь физмат… И ездить на другой конец города.
andylar Автор
Выбрать хорошую начальную школу в Москве не так-то и просто, особенно, если у тебя нет московской регистрации. Ну и что это за образование, если нужны репетиторы? Можно, конечно, переехать в другой район. Но как быть, если ты родился в деревне в Архангельской области и ближайший физмат на расстоянии 700км?
gecube
Указанные Вами вопросы совершенно в иной плоскости.
речь про другое была — поступить в физмат с улицы можно, но нужно уже обладать навыками выше среднего. Если мы говорим не про начальную, а про среднюю школу. Честно — я не помню, чтобы до 5-го класса была какая-то принципиальная разница между "обычной" школой и "лицеем". А дальше она идет по нарастающей.
застрелиться, очевидно, потому что если думать о будущем, то точно в Архангельской области делать нечего. Даже если будет ДО, то о работе там нормальной все равно мечтать не приходится. А, следовательно, надо валить. В столицу. В крупные города. В другую страну.
Я хотел поговорить про другое. Как думаете — почему в школах в регионах, считается, что образование хуже, чем в столицах? Уж не потому ли, что престижность профессии преподавателя достаточно низкая и зарплаты соответствующие? Можно ли это исправить, например, подняв зарплаты для всех учителей до какой-то вменяемой планки по всей стране. Ну, а недостающие деньги возьмем из налогов (в крайнем случае их завсегда можно повысить: ради благого-то дела не жалко!). Таким образом не сразу, но по крайней мере со временем, можно исправить проблему доступности качественного образования. Да, при этом возможно, что часть усилий будет вхолостую. Но вообще СТРОГО ТАКАЯ ЖЕ ситуация с медициной. В сельской местности, дай Бог, чтобы уазик со скорой помощью приехал вовремя и с достаточно квалифицированной помощью. И здесь либо мы обеспечиваем качественной услугой всех без дефицита (но немного потратили избыток ресурсов), либо нам приходится признать, что мы не можем это сделать в принципе — и тогда возможно, что действительно нужно менять подход.
anonymous
Но ведь не только зарплатой жизнь измеряется. Вы поедете в усть-пердюйск за +50%?
gecube
Я бы рассмотрел такую возможность.
Градиент зарплат по стране, очевидно, является следствием гиперцентрализованности. А она, в свою очередь, является результатом того, что приемлемо зарабатывать можно только в столицах. Замкнутый круг
p.s.
к текущей или к средней от усть-пердюйской?
anonymous
К текущей, разумеется, иначе вопрос не имеет смысла, это я понимаю. Просто начинаются вопросы — а что там делать? А чем там будет заниматься семья, дети? А стоит ли оно того, если условного пармезана там нет и не будет, можно заказать только с Большой Земли за много-много денег
Именно, и его не разорвать просто зарплатами учителям.
StjarnornasFred
Сейчас даже в самом далёком мухосранске России все проблемы упираются в деньги. И пармезан, и стоматология с новейшим оборудованием, и элитный фитнес-клуб, и школа с макбуками — всё это есть везде. Только плати. В государственных же школах и больницах, естественно, происходят всякие неинтересные подробности.
«Зато там воздух чистый», «зато свой дом, как у бабушки в детстве», «зато там люди добрые и все друг другу помогают» — самые частые аргументы в пользу «не Москвы». Ну это кому как. Я бы, в принципе, на описанные условия согласился, но перед этим разведал бы местность — что есть в городе и чего там нет. И не навсегда, конечно.
alexovchinnicov
Это единственное в чём вы правы.
Разочарую вас, в далёком мухосранске с вас с удовольствием возьмут деньги, но вот оказанные услуги скорее всего вас не удовлетворят. Вы будете вынуждены в следующий раз искать услуги в ближайшем городе миллионике как минимум для автомобиля и медицины.
qixul
как человек, живший в мухосранске 3 года после миллионника — скажу вам — что вы не правы.
Рестораны вкусны и дешевы. Намного дешевле.
Фитнесс такой же но дешевле. Намного дешевле.
Театров конечно нет.
Автосервис такой же но дешевле. Намного дешевле.
Sequoza
И сколько там звезд мишлен?
Такого уровня как в миллионниках нет и не предвидется, т.к. банально не выгодно.
Батарею на тесле вам будет Вася в гаражах менять?
Если вам это не надо, безусловно, жить «мухосранске» вам норм, но как только вы захотите чего-то большего единственный выход — переезд.
qixul
Вы пишете то, в чем не разбираетесь.
В России ресторанов с мишленовскими звездами нет. Вообще.
Субъективно — вкусно и красиво.
В миллионниках за в разы большие деньги не факт что такое получите.
Sequoza
Вы и здесь меня поймали, проклятые телепаты. Вопрос был риторический. Топ рестораны в городов-миллионников не сравнятся с топом остальных, банально из-за финансовых возможностей, хотя мб есть пару исключений.
Так я не спорю, что вкусно и красиво. Но вот когда вам захочется, скажем, попробовать экзотики или вообще испытать лучшее, что может предложить этот мир, тут начинаются проблемы.
Согласен, не факт, но вероятность намного больше. В дефолт сити вам можно будет пройтись по тысячам заведений и найти ваше, в других городах(не миллиониках) такого разнообразия и близко нет.
Это относится почти ко всем товарам и услугам.
gecube
Зачем это тут? Знаете, крестьяне раньше ели условную свеклу и картоху и им этого было достаточно. Манго даже у богатых не было — оно тупо сгнило б, пока его везут из заморских стран. А с экстремальными развлекухами даже в столице все не очень хорошо. Ну, где я в столице горнолыжный курорт найду? Если уж кататься, то в Розу Хутор, правда? На каникулы? Поэтому все это называется «с жиру беситесь». Для обычной нормальной жизни это все не нужно.
Все намного хуже. В столице это сфера услуг и она априори дороже, чем в малых городах. Это означает, что при одинаковом качестве услуги — в Москве она будет дороже. Пример — стоматология — разница х2. Еда — поесть обед вкусно и без последствий в МСК — рублей 700. В В.Новгороде или Пскове отличный сытный ланч за 300, прям от пуза. Причём блюда гораздо более натуральные, чем в столице. Поэтому — в столице мы в чем-то выигрываем, в чем-то теряем. Каждый решает для себя сам
При этом я согласен, что, возможно, что самые супер пупер профессионалы будут стремиться в столицу. Но для честности — Вы вряд ли готовы быть их клиентом.
Mike_soft
а кто устанавливает эту «норму»?
«бутылку водки и три пива. Нет, дайте одно пиво — мне завтра в первую, с утра» — это тоже кое-где норма.
я тоже считаю, что перераспределение необходимо — но брать на себя смелость заявлять «это все не нужно» я не хочу.
gecube
Рыночек и государство. Я тоже плaчу от моногородов и гиперцентрализации. Хочется, чтобы все было более/менее ровно… но это мечты идеалиста.
unsignedchar
Могут != обязательно пустят.
Но это не точно.
Забавно обсуждать ценообразование на билеты в неуществующий поезд ;)
Sequoza
Подобный поезд уже есть — Сапсан. Москва — Питер, Москва — Нижний Новгород.
Sequoza
Нет, конечно, не готов. Но проблема малых городов в отсутствии некоторых рынков услуг в связи небольшим потоком денег и недостаточного спроса. Если ваши потребности не выходят за рамки среднего горожанина, то всё отлично. Но как только вам, не дай бог, потребуется сколько-нибудь сложная операция выход один — крупные города.
То же с вузами — имхо. Если вы хотите получить нормальное образование, то, вероятнее всего вы его получите в Москве, Питере, Новосибе и т.д. Т.е. ситуация похожая.
ADDED
Ну знаете ли, на первой работе сисадмина, я увидел много пиратского софта и сказал начальству купить лицензию или поставить бесплатное, на что получил такую же претензию. Однако спустя некоторое время увидел такую статью. Так вот это люди считают нормой. Где правда?
gecube
Пиратский софт не норма, потому что это нарушение закона. С другой стороны, все эти законы и нормы — это просто некие соглашения, обусловленные традициями, культурой, внешними обстоятельствами.
Sequoza
Следуя советам автора той статьи работать в подобных местах не надо. Вот только в регионах не таких мест раз два и и обчелся. Банально денег нет(или нет для этих целей).
Даже тут, на хабре, каждый третий пишет на крестах, получает 10к$+?, хвастается новыми теслами, вкладывает 800к рублей в умный дом в хрущовке по приколу, релокейтается в Швецию/Автралию/Штаты… И весь текст прямо-таки пропитан мыслью, что это само собой разумеющееся. Мол, ничего такого, просто я немного попотел в универе/дома за книгами и компом и получил то, к чему стремился. В комментах iOS разработчики пишут вроде: «Знаете, в Куршавеле погода не очень, попробуйте Буэнос-Айрес».
И тут это как бы само собой разумеющееся. После таких пассажей думается, что я как-то не так живу и что-то делаю не так. Ведь фактически, за ту же работу, москвичи(для примера) имеют x10(не только от зп, а от воображаемой сумме благ) от моего.
McStrauth
Отчего ж и не поговорить…
Когда на мир обрушилась эта новомодная и уже поднабившая оскомину короначума, моя сестра собрала своё семейство и свинтила в деревню за 500 километров от Дефолт-Сити. А старший у неё, надо сказать, уже в школу ходил, класс в четвёртый, что ли.
А в деревне той, надо сказать, не то, что рабочий квартал – там человека-то не каждый день увидишь воочию. А вот со школой получилось, по её рассказам…
Прежде всего, там учеников в классе мало. Ну, не так, чтобы совсем полтора человека, но сильно меньше, чем было тут. То есть, учитель может больше внимания уделять каждому конкретному ученику. Неплохо, согласитесь?
Далее, это же всё ж таки деревня, где все друг друга знают и общественное мнение имеет, в отличие от города, пока ещё какой-то вес. У нас здесь в классе были дети, уж извините, «с особенностями развития». А если назвать вещи своими именами, то просто отмороженные на всю голову. И сделать с ними никто ничего не мог. А там таких нет – там людям пока ещё не всё равно, что о них окружающие скажут.
Ну и сам пацан сказал, что в Москву возвращаться не хочет – ему в той школе больше нравится. Как мне кажется, это – один из самых существенных аргументов. При том, что он там не ходит в отличниках и любимчиках, и регулярно отгребает за плохой почерк, за лень и небрежность.
И да, о рабочих кварталах… У него там в деревне интернет есть. Так что хоть физику, хоть программирование, хоть что там у нас сейчас в моде – всё у него есть, только бери. И ведь берёт! Какие-то ролики монтирует из того, что сам же и наснимал. Роботов они там ещё каких-то программируют, ещё чёрт знает что, чего я даже не представлял. И ко всему этому прилагаются образованный и рукастый папа, образованная мама, образованная бабушка, рукастый дед. А надо будет, так и дядьёв с тётками подтянут.
Так что то самое ДО – это как раз шикарнейший способ покинуть рабочий квартал. При наличии желания, конечно же.
aafin
Что-то мне подсказывает, что это не деревня а «коттеджный посёлок».
McStrauth
Вынужден разочаровать — именно деревня в самом что ни на есть махровом представлении этого слова. И коттеджных посёлков там нет минимум на сто километров окрест. Да и школа в соседнем селе — сестра каждый день старшОго на УАЗике туда и обратно возила. Может, всё ещё и возит — не мониторю, как у них там с удалёнкой.
aafin
Вообще-то закон такой есть. Школы ОБЯЗАНЫ принимать детей из окрестных домов. Потому, что закон такой. И из этого автоматически вытекает, что даже самые расталантливые дети из рабочего квартала не могут ходить в другие школы, в других школах все места заполнены жильцами окрестных домов. По закону. А физматов для всех не хватит.
gecube
для всех или для всех желающих?
Mike_soft
физматы — они обычно подчиняются не районным «образовательным комиссариатам», а городским, иногда — даже региональным.
Физматов для всех не хватит — но физматы не всем нужны, не все хотят там учиться, и не все их осилят.
наш пример — физматлицей 31, учится там не слишком просто, и ездят туда со всего города, и «ниасилившие» отчисляются в достаточных количествах.
простые школы — у меня сын остался после 9-го учиться в «старой» школе, хотя она уже не была для него «окрестной.» Некоторые его школьные товарищи перешли в школы, до которых им было добираться десяток остановок (кто в физмат, кто в химбио). и к ним в последние классы тоже пришло несколько человек, сменивших «окрестные» школы на эту…
StjarnornasFred
Вы про какой город или год? В Москве «соответствующее», то есть реально соответствующее современным требованиям, качество образования плюс-минус в любой школе. Ну да, есть школы «со звёздочкой», но и обычные ГБОУ Школы дают вполне хорошее качество образования.
RomanPyr
В статье вы, мягко говоря, передёргиваете.
Уже сейчас никто не мешает родителям «поехать на острова» с ребёнком. Можно оформить семейное обучене — во многих школах это делается легко. Можно вообще забрать документы из школы РФ и ходить в школу «на островах».
qixul
Это называется экстерном обучение.
Там нужно экзамены сдавать каждую четверть в обычной школе (ну или удаленно если их принимают удаленно).
Интересовался когда-то этим, когда была очень длительная командировка.
К сожалению, за пределами начального обучения (1-4 класс) с обучением «на островах» все очень не просто. Если жить в той стране навечно, то да, логично посещать местную школу 10-12 лет.
Но если это временно, то школа должна быть с «нашей» программой обучения. А тогда максимум чем могут помочь соотечественники (у которых тоже дети и им тоже нужна школа) — это организовать начальное обучение. Такие российские школы есть, например, на Гоа. Но за пределами начального образования (1-4 класс) — нет решения.
adictive_max
silent_jeronimo
Ну вот у сына в 4 классе стало не хуже, чем было при очном обучении.
Не показатель, конечно, 4 класс там и учёбы особо нет, однако:
— почерк у ребёнка стал лучше;
— на рисование акварелью он может выделить не сранные 40 минут, которых не хватает, а соблюсти технологию с подсушиванием промежуточных слоёв;
— всякой технологии и оригами может уделить куда больше времени;
— балуется с питоном на досуге;
— помимо всякого летсплея про майнкрафт может посмотреть и Женю Тимонову, и Дробышевского, и старые выпуски с Дроздовым;
— английский, который просел из-за смены учителей туда-сюда (пары месяцев его просто не было в прошлом году) нагнали программу за третий класс и прошли программу за первые полгода четвёртого благодаря правильно построенному обучению с применением ютуба и зума.
Если где-то есть проблемы то полагаю потому, что учителя не смогли освоить всех преимуществ современных технологий.
sshikov
>благодаря правильно построенному обучению с применением ютуба и зума.
Осталось выяснить, что бы было в том случае, если бы применение ютуба совмещалось в очным образованием в школе? Ну т.е. я вот о чем — в интернете сейчас куча учебных материалов. Почти по любым темам. Одно но: попробуйте поучиться по другому учебнику? Не по тому, который вам дали в школе, а по тому, который вы выбрали сами. Или тому, который выбрал учитель. Как вы думаете, почему этого практически не бывает в реальности? А потом прикиньте, чем отличается ютуб от другого, не одобренного официально учебника?
silent_jeronimo
Этого не будет никогда в силу среднего среза педагогов. «Пусть дети не указывают в качестве источника интернет, в интернете недостоверная информация» — полуофициальная позиция как минимум завуча начальной школы моего лицея в прошлом году. В первом полугодии.
sshikov
Ну, на удаленном обучении это же как-то получилось? Так может решение проблемы качества обучения вовсе не в нем (не в удаленном обучении самом по себе), а в том, что педагогам обычно не разрешают пользоваться не одобренными учебниками, и вообще другими источниками информации?
silent_jeronimo
на удалёнке контроля за учителями меньше, да.
Вот человек ниже предлагает революцию по этому поводу поднять.
sshikov
Ну так опять же — получается что проблема не в том, что обучение оффлайн?
Ну т.е., условно — когда ребенок просит меня помочь с физикой, я всегда говорю — открой Фейнмана, и почитай хотя бы одну книгу, ту, где дюжина лекций, пусть не многотомный учебник. И я реально думаю, что если бы мой ребенок читал Фейнмана, и не их идиотские одобренные учебники, пользы в конечном счете было бы намного больше. И такая же ситуация по всем предметам, или во всяком случае по тем, где мы как родители можем обоснованно судить о качестве преподавания.
Но ведь глобально свобода для преподавателя все равно не решит проблему — потому что плохие учебники это лишь одна сторона медали. Плохие преподаватели — вторая. И эта вторая половина только от перехода на удаленное обучение лучше не станет.
gecube
Я думаю, что здесь проблема не в Фейнмане как таковом или в идиотских учебниках (а такое действительно есть местами), а в том, что когда навязывают учебник — отбирают право выбора. То же и с Фейнмайном — я могу его просто органически не воспринимать (сложный язык или ненаглядные примеры)… И что — человека теперь в биореактор закидывать?
sshikov
Ну в общем да, вопрос в наличии выбора, а не в том, чтобы он был единственно верным. Фейнман это как пример. Просто авторов учебников физики, информатики, математики, биологии, химии и некоторых других, которые нам попадались на глаза — ну в общем я бы запретил бы этим людям писать учебники. Навсегда.
0xd34df00d
Мякишева для первого прочтения и Бутикова для второго пробовали?
sshikov
Не, не пробовали. Я верю что есть приличные учебники. Проблема скорее в том, что рекомендованные минобром в нашей школе — по большей части гавно.
0xd34df00d
Ну так не обязательно их читать. Если вы (или ваши дети) хотите зашарить физику, то можно просто взять те два учебника (их рекомендовали вообще все вокруг в моей физмат-школе) и ботать их. Я почти уверен, что после Бутикова человек ответит на любой вопрос по любому школьному учебнику (если это не вопрос на дословные цитаты определений, но это ставит некоторые вопросы к преподу) и решит любую школьную задачу.
sshikov
>если это не вопрос на дословные цитаты определений
Именно что это ставит некоторые вопросы к преподу.
Ну т.е. давайте на простом примере — учебник информатики. Вы как давно видели в последний раз, чтобы кто-то на практике рисовал блок-схемы в программировании? Я лично — примерно лет 50 назад. Ну т.е. их рисовали в 60-х годах прошлого века или чуть позже. А потом пришел Декстра со структурным программированием, убедил большинство, что goto не следует злоупотреблять, и потребность в рисовании схемок на практике отпала нафиг.
А в школьном учебнике они есть. Спрашивается — нафига?
StjarnornasFred
Это всё, конечно, интересно, но мы за всё время обучения в школе даже не подозревали, что существуют учебники информатики. Точнее, у нас в 10-11 классе был учебник, но купленный на свои, не одобренный министерством и только у тех, кому это надо. И да, рисования блок-схем там не было.
К слову, недавно задание "нарисовать блок-схему" было моим тестовым заданием для трудоустройства на инженерную должность в крупную компанию. Справился.
sshikov
>Справился.
Совершенно не улавливаю, что бы это доказывало? Ну вот я их 50 лет не рисую (да и раньше-то не особо), так как они только все запутывают — и?
StjarnornasFred
Ничего не доказывает, просто интересный факт. Возможно, в научно-техническом смысле навык рисования блок-схем бесполезен. Но в смысле практической пользы для жизни (а ведь задача школы — дать именно такие знания и навыки) он вполне может быть полезен, если его используют как тестовое задание.
sshikov
>если его используют как тестовое задание.
Ну, я не просто их сам не рисую — я уже столько же лет не видел, чтобы их хоть кто-то рисовал. UML, или там BPMN — есть другие виды диаграмм, которые худо-бедно, но употребляются. И даже пользу приносят. Но блок схемы… я считаю что это бессмысленно и вредно учить тому, что на практике не применяется уже много лет.
unsignedchar
Еще есть ГОСТ на эти схемы. И ISO. Действительно, зачем?
Wesha
Я их рисовал от силы три раза в жизни, но если попросите — хоть сейчас нарисую: точно так же, как могу написать один и тот же код на Бейсике, а могу на Си: это просто разные способы изобразить одно и то же, в одном языке —
IF....THEN...ELSE....END
, в другом —if () {} else {}
, а в третьем — ромбик с линиями. Логика одна и та же везде, а детали "руки-то помнят".sshikov
Ничего не понял из вашего ответа. Если вы их не рисуете, как и я — то нафига им учить школьников? Тем более, что их все равно дальше учат паскалю, и тем самым if-then-else, while и т.п.
gecube
Эти диаграммы нужны для описания воркфлоу, которые не автоматизированы. Но, да, есть определенная разница между «нарисуй алгоритм программы в виде диаграммы» и «опиши некий процесс» (например, для сервис деска). Но умение рисовать диаграммы — оно прям essential
sshikov
Это вы щас точно про школьников говорили? Я напомню — речь шла о том, что в учебнике информатики, кажется для 8 класса, рассказывают о рисовании блок-схем, которые нафиг никому не нужны, при этом рисовать их не учат (ну и то спасибо), при этом рассказывать про язык программирования на этот момент еще тоже не начали, и до понимания того, что есть workflow, школьникам в этот момент пока что как пешком до Луны.
gecube
Не могу прокомментировать, потому что в моем процессе обучения эти диаграммы были. Ну, так писали советские ещё учебники. Сказать, что эти диаграммы сильно помогали — ну, вряд ли. Но вот буквально на днях — мне проще было именно по диаграмме обьяснить жене некий алгоритм (потому что она не программист). Поэтому пускай это останется на откуп педагогам.
П.с. С нескрываемым удовлетворением узнал, что современных школьников учат пайтону...
sshikov
>П.с. С нескрываемым удовлетворением узнал, что современных школьников учат пайтону…
Ну, во-первых не учат. Учат тому, что выбрал учитель, а это например Free Pascal.
Wesha
Ну, учить им полтора года — ессно, не надо. Но начинать с них — почему бы и да: дети тоже не сразу идут здания из бетонных панелей строить, а сначала с кубиками играются. Так же и здесь: блок-схемы позволяют понять, что такое блоки программы и взаимосвязь между ними, что их можно перемещать как угодно, и т.п. А когда такое понимание возникло — можно и забыть их, как страшный сон.
sshikov
>почему бы и да
Потому что произвольная блок-схема, без ограничений на стрелки, позволяет нарисовать диаграмму, которая не может быть реализована без goto, как минимум. Что уже нехорошо. Ну и зачем учить нехорошему? Уж лучше тогда пусть возьмут скретч, из таких кубиков по крайней мере нельзя сложить невалидную программу.
Wesha
Ви так говорите, как будто это что-то плохое.
sshikov
Я не просто говорю, я так думаю. Учить детей этому (рисовать произвольную лапшу из стрелок) просто нельзя. Сначала понимание того, что ты делаешь, и дисциплина — а потому уже можно в goto или скажем ассемблер.
Кроме того, блок схемы вообще не ложатся на более современные парадигмы, ни на ООП, ни на ФП. Так что в моем понимании они бесполезны полностью, а скорее вредны.
gecube
вообще-то ложатся, если мозг включать ) Ну, и ни ООП, ни ФП не являются вот прям современной парадигмой. Популярной в массах — да, только вот массы обе эти парадигмы все-таки так и не поняли. Вот SmallTalk-78 — другое дело (что доказывает, что ООП уже 30 лет в обед, если не больше).
Ну, и даже внутри ФП все равно может быть нужна последователность мутаций какого-то бы ни было стейта… И вот опять императивщина лезет полным ходом.
sshikov
>вообще-то ложатся, если мозг включать )
Ну, и где же пруфы? ) Насчет современности — с тем что обоим упомянутым уже десятки лет, я согласен, да.
> вот массы обе эти парадигмы все-таки так и не поняли.
Я думаю это отдельная история. В том числе возможно имеющая место потому, что учителя у нас вот такие вот какие есть, кроме императивщины вообще ничего не осилили.
unsignedchar
И не нужно. Они годятся для графического представления алгоритмов как последовательности действий. Иногда нужно именно это.
ЗЫ: обьясните сортировку пузырьком школьникам с точки зрения ФП, ООП, и через блок-схему. Сравните результаты.
sshikov
Ну, я могу только еще раз повторить то, что уже говорил — я их сам не рисую последние лет 40, и не вижу, чтобы кто-то их рисовал. Поэтому в моей реальности «иногда нужно» это примерно никогда.
Для объяснения сортировки пузырьком я вообще не буду рисовать код. Этот алгоритм — он весь про данные, а не про код. А даже если и буду, то вот весь код пузырька на более-менее приличном языке:
Не могу себе представить, нафига бы для пояснения двух вложенных циклов и 10 строк кода еще что-то вообще рисовать (кроме состояния данных, снова). Это не тот объем кода, который вообще нуждается в дополнительных представлениях, чтобы его понять — он уже весь виден на одном экране или листке бумаги.
>Сравните результаты.
Зачем мне сравнивать? Я с 1981 года учу программированию, примерно. Насравнивался уже много раз.
unsignedchar
Я не смог представить, как на диаграмме нарисовать алгоритм, в котором обязательно будет GOTO. Каким кубиком это делается?
sshikov
goto это стрелки, вы что, издеваетесь что-ли? :)
Mike_soft
совсем не обязательно. (условный оператор имеет две или более исходящих стрелки, однако вы вполне обходитесь без goto используя if-then-else или case, не правда ли?)
более того, даже на ассемблере можно «писать без goto».
goto — это не переход как таковой, а переход именно без соблюдения структуры управления — т.е. из цикла/в цикл, и т.п.
sshikov
Это был ответ на «Каким кубиком это делается?». Не кубиком, очевидно, а стрелкой. И да, ровно так, как вы написали — внутрь цикла, или из него (по большей части — назад по коду).
Mike_soft
Ну так цикл и есть «стрелка назад по коду». Но ведь использование циклов — это не использование гоуту?
т.е. грубо говоря, «не каждая стрелка — это goto». И даже не каждый jmp. Более того, после понимания принципов структурного программирования даже на фортране писали «с goto без goto» :-)
sshikov
Нет, не каждая конечно. Я такого и не говорил — я говорил, что блок схемы не имеют ограничений, которые не позволяли бы рисовать только и заведомо не спагетти код.
Ну т.е. в чем собственно и были принципы структурного программирования — в том, что произвольная программа в виде спагетти вообще говоря эквивалентна (и может быть автоматически преобразована в) программе только из if-then-else, do-while, и последовательностей. Т.е. из блоков где один вход-один выход.
И я уверен (хотя тут наверное могут быть и другие взгляды), что не нужно учить писать спагетти код. А нужно учить писать хорошо структурированный код, что бы мы под этим не понимали (смысл разный в случае например ФП). А писать плохой код каждый сам научится, без учителя :)
Mike_soft
для того, что не всякий алгоритм — это программа. Но всякий алгоритм — это блок-схема. информатика [по-хорошему, а не де-факто] — это не столько программирование, сколько алгоримизация.
учить, в моей практике, приходилось на начальном этапе. Т.е. сначала — алгоритмы в виде «надписей и стрелочек». Затем показываешь, что некоторые «надписи и стрелочки» — стандартизированы, называются, например, «условие» или «цикл», имеют УГО, чтоб одним взглядом сразу понять. и что все многообразие алгоритмов сводится к таким «кирпичикам». А затем уже показывал, что эти алгоритмы могут быть описаны на языке — как естественном (но уже более кратко, однозначно, четко), так и программирования, начиная хотя бы от Ершола (ну и включая паскали-бейсики, исключая ФП, конечно).
зы. а некоторые чуть мудифицированные блок-схемы называют «графическим языком программирования ДУРАКОН», и призывают с помощью этого к «программированию без программистов». :-)))
sshikov
Знаете, я по большей части согласен с вашими доводами. Но проблема конкретного учебника в том, что ничего этого там нет и близко.
Mike_soft
Возможно. Когда учился я — информатики еще просто не было. Появился этот предмет только через пару лет после выпуска. Ну а когда я учил школьников — учебник под ред. Ершова меня не устроил «водянистостью» и ориентированностью на математику. поэтому пришлось самому, хотя и на его основе… Хотя там тоже «блок-схем» почти не было, подход примерно такой же: «описание словами»->блок-схема->ершол.
а в современные учебники я даже не заглядывал — сын у меня задолго до «информатики в школе» паял и программировал, поэтому я и не смотрел…
McStrauth
Прошу прощения, но каким образом наличие одобренных и рекомендованных учебников (всё равно какого качества) мешает читать Фейнмана?
Я учился в позднесоветское время и когда маме показалось, что у меня проснулся интерес к математике, она просто поехала в книжный и навезла мне оттуда ворох задачников и прочих математического толка книжек. Потом с астрономией так же было.
И заметьте, что это было тогда, когда в интернет ещё со свечками ходили. А уж теперь-то — только читай. И на Фейнмане, кстати, свет клином не сошёлся. О каком отсутствии права выбора вы говорите?
И комментатору на уровень выше… Извините, но в вашем изложении это выглядит, как классический посыл ребёнка на RTFM. Может, имело бы смысл немного вникнуть, что там у него не ладится, посмотреть вместе в учебник. Понять, что учебник и в самом деле как-то не справляется — вместе понять. И потом вместе заглянуть в того же Фейнмана. Дайте ребёнку попробовать, пройдите с ним хотя бы первых пару шагов. А посылать на RTFM — оно вообще тупиковый путь.
gecube
Исходим из допущения, что того уровня, что даёт школа должно быть достаточно для полного погружения в предмет. Просто если это не так, то «Хьюстон, у нас проблемы»
Если же рассматривать школы как минимально необходимый базис — Вы абсолютно правы.
McStrauth
Прошу прощения, но школа — в том виде, в котором она массово существует сейчас на постсоветском пространстве — по определению не предназначена для полного погружения в предмет. Просто потому, что в классе сидят разные дети, с разной скоростью восприятия и усвоения. И пока я одного погружу хотя бы наполовину, другой от скуки водорослями порастёт. И это я утверждаю на основании своего опыта и как ученика средней во всех смыслах поселковой школы, и как одно время учителя этой же школы. Так что школа — именно что минимально необходимый базис, без которого просто не получится сделать первые шаги. Но, повторюсь — школа, какой она является сейчас.
Дистанционное образование позволяет трансформировать процесс этого самого образования. Но! Пока ещё ДО — это просто калька с традиционного очного школьного образования. Все так же сидят, пусть и в другом месте, слушают учителя и считают мух, пока очередной троечник пытается выдавить из себя ответ на вопрос у доски, пусть и у виртуальной. Это — как раз про гвозди и микроскоп. Ну простор нельзя вот так дедовски применять современные технологии. Это как, я не знаю, как если бы до сих пор перед электромобилем на автопилоте шагал человек с флажком и дудкой.
Каким должно быть ДО, не скажу, не занимался подробно этой темой. Но есть один аспект, который во всех этих комментариях я так и не увидел озвученным (может, конечно, плохо смотрел).
При очной системе образования роль родителя сводилась к привести в школу и забрать обратно. Ну ещё на обои, там, скинуться. А, и за домашку засадить ещё. В школу отвёл — всё, далее с ним пускай учитель разбирается, ему за это платят.
При переходе на ДО роль родителя в образовании своего ребёнка если и не выходит на первый план, то уж точно сравнивается по значению с ролью учителя, ОНО и всех причастных министерств. Всё остальное вторично. Потому что никакая чужая тётя и никакой чужой дядя не сделает из твоего ребёнка человека просто в силу того, что ты ему авторитет, а эти «училки» — так, нудят только про какие-то правила да знаки препинания.
sshikov
Я не знаю, какие школы вы наблюдаете лично, но в нашей школе роль родителя — это все, независимо от дистанционки. Ну т.е. если родители не будут ребенка учить — школа этого уже не делает тоже. Ну т.е. я согласен с первым абзацем, и во многом дальше, и в итоге получается так, что школа дает минимально необходимый базис — а нас он категорически не устраивает, потому что его уровень чрезвычайно низок.
sshikov
>Прошу прощения, но каким образом наличие одобренных и рекомендованных учебников (всё равно какого качества) мешает читать Фейнмана?
Не надо извиняться. Тут явно недопонимание простого сорта — спрашивать будут не по Фейнману. Спрашивать будут по тому учебнику, который выбран преподавателем. А он — ну вы поняли… и квалификация преподавателей зачастую тоже… в общем ой. Т.е. смотреть на уровень понимания никто не будет — будут спрашивать формулировки как в плохом учебнике.
>посмотреть вместе в учебник
Теперь уже вы простите, но как вы думаете, откуда я сделал вывод, что рекомендованный учебник гавно? Именно посмотрел — один раз посмотрел, второй. Понял, что авторы — ну как бы не очень умные люди. И посылать RTFM никто не посылал — речь шла о том, чтобы почитать нормальный учебник, а не это рекомендованное безобразие. Или вы считаете, что ребенку читать учебник это вообще лишнее?
silent_jeronimo
Так у меня нет решения для системы современного образования в целом. Некомпенсированная родителями система имени прусского учителя не годится, поскольку плоха. Компенсированная родителями приемлема за неимением лучшего. Полное отсутствие образование социально неприемлемо, электорат не одобрит. Хорошую систему могут сделать хорошие педагоги в рамках своего обучающего курса, но она по определению не может стать всеобщей. У меня нет для вас хорошего ответа, как ребёнку можно обойтись без дополнительного самообразования за пределами школы и без компенсирующего недостатки всеобуча влияния родителей.
sshikov
Так я согласен. Я как раз агитирую за то, что одно внедрение удаленного образования — это одна совсем маленькая часть, которая может быть что-то слегка поменяет в качестве образования. Глобально проблема скорее в том, что вообще мало хороших педагогов.
Причем, если вы посмотрите скажем на Хабр, и те компании, которые тут рекламируют свои учебные курсы… то ситуация пожалуй ничем не отличается от школы. Кто учит тех, которые пожелали изучить условный питон, или условную веб разработку? Вы верите, что используемые в этом обучении книги и другие материалы — лучшее из того, что есть в природе? Что где-то собраны лучшие преподаватели, которые при этом не только преподают, но и сами программируют, и в курсе всех нововведений в своей области? Даже если где-то такое есть — а как желающие поучиться об этом реально узнают?
gecube
Только c IT все фундаментально хуже. Нет никакого резона вкладываться в хорошие образовательные курсы (в их разработку), потому что они устаревают ASAP как только были опубликованы. IT индустрия несется вперед на всех парах слишком быстро.
В классическом же школьном образовании нет таких проблем. Ну, серьезно, арифметика и грамматика практически не изменились. Или Плутон выкинули из планет, но это скорее косметика, чем какие-то принципиальные изменения.
sshikov
Ну да, все правда. Я почему такой пример привел — тут и дистанционка вроде никаких вопросов не вызывает, и тут взрослые люди, которых не нужно особо стимулировать (ну, по-идее), и преподаватели свободны в выборе материала. Но все равно есть проблемы другого сорта уже — выбора преподавателя, и недостаточного числа реально хороших преподавателей. Ну, просто потому, что обучение — оно в общем-то не всегда хорошо масштабируется. Можно записать лекцию лучшего лектора на видео — но это еще не все обучение.
Ну и кстати, не все учебные курсы в ИТ прям так уж устаревают. По большому счету, то чему я учил по теме SQL и баз данных где-то в 1990-х, мало чем отличается от того, чему учат сегодня. Да и языки программирования (многие) мало изменились (и я тут не про кобол сейчас).
gecube
Проблема не в срезе педагогов, а действительно в том, что интернет — помойка. Нацеленная не на образование, а на:
Есть отдельные хорошие образовательные ресурсы, но Вы правда наивно думаете, что именно они будут использованы для образования ребёнка?
silent_jeronimo
sshikov
Ну, видите ли, современные учебники по многим предметам — тоже помойка. Так что отбор источников все равно придется проводить.
gecube
По крайней мере, если я правильно понимаю концепцию, в школе могут использоваться только одобренные минобром материалы. То, что минобр не состоянии выполнять свою функцию — это совершенно отдельная проблема, которая и требует решения, и не так — "давайте сломаем всю систему образования и сожжем все текущие учебники".
sshikov
Ну, давайте поставим вопрос чуть иначе. А она реально нужна — такая функция, чтобы ее вообще выполнять? В чем цель одобрения учебника по физике кем-либо сверху, помимо ученика и учителя?
Я не предлагал сжигать все учебники. Сначала нужно разрешить выбирать — и тогда особо помойные просто никто не будет покупать.
gecube
эммм… Ну, наверное, да, если мы существуем в парадигме обязательных экзаменов типа ЕГЭ и вступительных экзаменов в ВУЗы (хотя тут все отменили и уравнили при помощи ЕГЭ). Кто будет уравнивать требования к образовательным материалам? Хотя, да, соглашусь — преподаватель УЖЕ аккредитован минобр на обучение учеников, следовательно, не будет большой беды отдать выбор учебника на сторону учителя. Единственное замечание, что это не выбор в паре учитель/ученик, а скорее учитель/родитель (как представитель ученика и лицо, заинтересованное в предоставлении качественных услуг образования)
sshikov
А зачем их уравнивать, эти требования? Ну там, условно — если преподаватель выбрал плохой (не тот) учебник или он просто плохой преподаватель — велика ли разница? Его ученики плохо сдадут ЕГЭ, как раньше не сдали бы (сдали плохо) вступительные или выпускные. В нормальных условиях к нему просто никто не пойдет учиться, вот и все дела. Ну т.е. при наличии выбора у ученика и родителей — плохой преподаватель завтра перестанет преподавать, и пойдет джуном в ИТ :)
А пока это выглядит так, будто детей и родителей держат за идиотов, не доверяя им выбрать лучшего преподавателя и/или учебники. Причем, заметьте — никто в общем-то не мешает родителям забрать ребенка из школы вообще, и уйти на экстернат — и при этом делать там что угодно. Т.е. учить по любым учебникам, и нанимать любых преподавателей, каких позволяет бюджет. А потом сдавать любые экзамены так, как они сочтут нужным.
adictive_max
А давайте мы на ВАШИХ детях будем опыты ставить, хороший учебник попался — состоятся в жизни как специалисты, нет — так разнорабочие и санитарки — тоже нужные профессии.
sshikov
Если вы не поняли — официально утвержденные учебники по тем предметам, о которых я могу уверенно судить — полный отстой.
Так что и на ваших детях уже тоже этот опыт поставили, просто вы этого возможно не заметили.
StjarnornasFred
Корреляция != следование.
0xd34df00d
У вас есть альтернативные методы понять, какой учебник/учитель/вуз хорош, а какой — нет?
DistortNeo
А теперь попытайтесь ответить на вопрос: почему неаккредитованные репетиторы дают больше знаний, чем аккредитованные преподаватели в школах? Видимо, аккредитация не является показателем качества образовательной программы.
gecube
а что является — формальное прохождение учеником ЕГЭ по соответствующему предмету на 100 баллов?
наверное, потому что первые живут именно тем, что их рекомендуют по сарафанному радио. И, соответственно, репетиторы просто не выживут, если не будут давать знания.
С другой стороны, некорректно сравнивать индивидуальное образование или в малых группах (=репетитор) и поставленное на поток государственное образование в школах. Во втором вообще отдельная проблема — встречался в живую — что кто-то успевает и балду пинает на уроках, а кто-то не успевает (Вы не задумывались, почему оценки называются успевамостью?) и задерживает подачу нового материала для всех остальных… Это обратная и негативная сторона уравниловки. Но будем объективны — у нас попросту не хватит денег на индивидуальное образование, поэтому выбираем массовое, но в больших группах в рамках государственной общеобразовательной системы.
А самое эпичное из моей жизни было — когда на ходу меняли колеса — программа по истории менялась, в результате я 4 года подряд учил историю России по одним и тем же учебникам (2 года, а потом 2 года опять то же самое). Ничего из учебников докупать не пришлось 0))) Хорошо, что я не пошел потом в ВУЗ, где история профильный предмет. Уравнили требования, очень уравнили....
sshikov
>а что является — формальное прохождение учеником ЕГЭ по соответствующему предмету на 100 баллов?
Ну, если подумать, то для меня как родителя, реальная конечная цель обучения очевидно не в этом. Как минимум, ЕГЭ все равно не котируется нигде за пределами РФ. Я бы еще понял бы сдачу скажем IELTS в рамках курса английского.
StjarnornasFred
В краткосрочной перспективе — да, при поступлении в вуз это главное. В среднесрочной — тоже, при трудоустройстве молодого человека вполне могут обратить на это внимание. В глобальной — ЕГЭ при всех его недостатках весьма неплохо показывает уровень знаний, это далеко не угадайка (задачи вида «выберите 1 из 4» почти отовсюду убраны), а сдать ЕГЭ по профильному предмету на 100 баллов без подготовки не всякий специалист сможет. Так что да, если цель школы — дать образование, то цель «получить высокий балл ЕГЭ» имеет к этому самое непосредственное отношение.
Да, это проблема. Но чаще всего в классе происходит естественная сортировка контингента: те, кому предмет реально нужен, оказываются на первой парте и усиленно учатся, те, кто просто хочет нормально отучиться — на второй-третьей и учатся вполглаза-вполуха, ну а совсем деревянные переезжают на камчатку и вся их задача — в обычное время не мешать, а на контрольных — получить двойку с плюсом, которая с помощью наводящих вопросов «сколько будет дважды два», «кто лежит в мавзолее Ленина» и «как зовут учителя» округляется до тройки с минусом. Разумеется, всё это не работает в начальных и средних классах, но, как выше писали, тройка по природоведению в четвёртом классе на дальнейшую жизнь никак не влияет.
gecube
когда я учился — четвертый класс был для тех… кто совсем не успевает ) и поэтому — да, двойка (а не тройка) по природоведению в четвертом классе — это был бы провал ) остаться на второй год и все такое. Кстати, а вы знаете таких людей? Ну, кто оставался на второй год?
sshikov
Все-таки репетитор занимается индивидуально с одним учеником. За что берет сильно больше денег. Ну т.е. да, не является — просто тут тоже не все так уж однозначно.
DistortNeo
Совершенно не обязаьтельно. Групповые занятия они тоже проводят. Многие родители уже тратят на репетиторов деньги даже большие, чем стоимость частной школы полного дня.
sshikov
Ну, ок, пусть будет как правило.
>Многие родители уже тратят на репетиторов
Кхм. Я прекрасно представляю, насколько это дорого, потому что я из этих многих.
StjarnornasFred
Честно говоря, не очень понимаю, зачем вообще это нужно. Меня в 11 классе родители отправили к репетитору по математике. Итог — сдал ЕГЭ на 76 баллов и до сих пор не уверен, что без репетитора сдал бы хуже, потому что предмет мне объективно «не зашёл». А вот информатику, особо не утруждаясь подготовкой и не мороча родителей (которые в ней ничего не понимают), сдал на 88. Русский — на 100, не готовясь вообще никак (дети! Читайте! Всё подряд! Чем больше, тем лучше!). А ненавистную физику — на 52, хотя родители очень хотели отправить меня в МГУ и регулярно устраивали допросы по этому предмету. Т.е. репетиторство — это в большинстве своём попытка вытянуть предмет, который в принципе не надо вытягивать, а надо либо сдать более-менее (если обязательный), либо вообще не сдавать (если по выбору) и приложить усилия к чему-то более интересному. Например, к географии или биологии.
sshikov
>Честно говоря, не очень понимаю, зачем вообще это нужно.
Ну так это нормально. У вас же нет ребенка 16 лет?
В моем случае эти предметы у ребенка — языки. И цель обучения не сдать ЕГЭ (точнее, сдать конечно, но специально не напрягаясь по этому поводу), а скорее сдать что-то типа IELTS academic в конечном счете. Т.е. языковые тесты, признанные за пределами РФ. А репетиторство — это пожалуй один из немногих реальных вариантов несколько языков сразу подтянуть до уровня разговорных.
gecube
к сожалению, это так. Я вспоминаю как в школе нам преподавали английский — это мертвому припарки.
Mike_soft
Даже в одной школе английский мог быть очень разным. У нас обучение строилось на группах (в пол-класса), и если учитель одной группы с 6 класса заставляла заучивать «тексты для экзаменов», другая — учила языку. Это, кстати, «благословенные советские времена», 1980-85 годы. А в институте мы просто записались на «технический перевод», совмещая обязаловку «факультета общественных профессий» с пользой, которую можно из этого извлечь…
mSnus
Как минимум потому, что индивидуальные занятия не просто во много раз эффективнее групповых, но ещё и могут преодолевать барьеры, которые в группе не взять никак.
Само собой, при наличии хорошего репетитора.
adictive_max
Разница не в том, что больше дают, а в том, что больший процент оседает в голове. А это, как уже 100 раз было сказано, обусловлено в первую очередь индивидуальным подходом.
Rive
Но ведь и про школу можно сказать ровно то же самое.
В принципе, выгоду государства в существовании таких заведений можно понять, точно так же как можно понять, почему государственные чиновники от образования в этом заведении отрицательно относятся к случайной информации из интернета — ведь она не прошла идеологическую фильтрацию.
gecube
Почему все это нельзя было делать во внешкольное время? Та же акварель прекрасно отдаётся на домашнее задание… не успел — делаешь дома «как надо».
silent_jeronimo
я спрошу в школе, почему нельзя было отдать это домой.
ElizavetaLarionova
Мне бы очень хотелось узнать, что именно вы подразумеваете под социализацией. Имея социологическое и психолог-педагогическое образование, я не сталкивалась с тем, что ребёнку необходимо общение именно со сверстниками и именно в замкнутом пространстве детского сада или школы. А вот проблема того, что выходя из стен учебных заведений, люди совершенно не умеют коммуницировать достаточно актуальна. Для меня, как для мамы и как для специалиста, значительно большим социализационным моментом является возможность неформального, свободного общения между детьми разных возрастов, что при дистанционном образовании обеспечить значительно проще, так как ребёнок не привязан к строгому расписанию школы, а также при качественном дистанционном образовании отпадает необходимости дополнительных занятий.
silent_jeronimo
под социализацией любители рассуждать о ней часто имеют в виду индоктринацию в групповые ценности.
gecube
Очевидно, что такое общение ЛУЧШЕ, чем его полное отсутствие и затворничество ребёнка в 4х стенах.
Расскажите, пожалуйста, каким образом этому ДО помогает? Каким образом Вы будете это реализовывать?
При качественном — это ключевое, но пока что никто не сможет определить это самое качество. А до реализации качественного ДО как пешком до Луны, простите
silent_jeronimo
Приём седьмой, Pugna.
Приём шестой, Imago.
DistortNeo
Да ладно? А если все сверстники — наркоманы-ауешники? Все равно пусть лучше с ними общается, чем с сокланами в майнкрафте?
gecube
Тогда надо решать корневую причину и менять глобус ) а не пытаться сову на глобус натянуть )
DistortNeo
Собственно, удалёнка это и позволяет сделать.
ElizavetaLarionova
Объясните мне, почему ребёнок должен сидеть в 4-х стенах??? Детские площадки, дискуссионные клубы, кружки и секции отменили?
Я в детстве во дворе гуляла, там чудесная социализации…
Если нужен конкретный пример, то берём ребёнка 5-ти лет, отводим его на горку кататься и тадам… он там чудесно общается.
Онлайн неформальное общение? Пожалуйста. Берём ребёнка 9-ти лет, он проходит курс, есть чат активности, где дети из РАЗНЫХ уголков мира общаются между собой, а находящиеся в одном городе чудесно встречаются в свободное время.
alnite
А как это связано с введением обязательного ДО? Вы то не на ДО учились, а после "обычной" школы гуляли во дворе на горке.
gecube
извините, но скорее вместо школы, судя по высказываниям автора )))
p.s. ладно, я пошутил, прошу не обижаться
ElizavetaLarionova
А кто-то говорит об обязательном ДО?
Если лично про меня, то я самостоятельно осваивала школьную программу пока лежала в больнице и обогнала одноклассников.
Мой младший ребёнок не посещает общеобразовательных учреждений, старший достаточно часто пропускает школу, потому что ему там не нравится, а дома с удовольствием выполняет задания. Общение с друзьями как живое так и онлайн есть у обоих. У них прекрасно развиты коммуникативные навыки.
alnite
А вы не видите очевидных «телодвижений» к этому?
Что до вас, то это здорово, что у вас хорошая самостоятельная работа. И дети ваши молодцы, что осваивают современный тренд.
Вот только кому-то другому повезло меньше. Компьютера нет, интернет плохой, некому с ребёнком дома оставаться…
Речь ведь не про «ДО — плохо», а про «плохо организовонное ДО — плохо».
Ведь как получилось, «мы вводим ДО; не можешь обеспечить себе ДО? твои проблемы».
Или вы считаете, что например с инвалидами стоит сразу как в Спарте поступать? Не, ну а чего налоги разбазаривать, ведь каждый сам по себе. Так?
StjarnornasFred
Это не "повезло меньше", это называется "конкретно так не повезло" и в любом случае, независимо от удалёнки, должно быть исправлено в кратчайшие сроки. Минимально адекватный б/у компьютер можно купить за 1 прожиточный минимум, а то и выпросить у добрых людей, поэтому бедность — не оправдание. Интернет есть везде, кроме совершенно глухих деревень, но в таких деревнях и нормальных школ/институтов обычно нет и удалёнка им прямо-таки врачом прописана.
alnite
Вы опять не «зрите в корень».
Компьютер «за 1 прожиточный минимум», интернет «за 1 прожиточный минимум», и образование, тоже «за 1 прожиточный минимум»?
А у другого, кому «конкретно повезло», только один обед «за 1 прожиточный минимум»?..
Чем первые хуже вторых, если и те и те родились в одной стране, говорят на одном языке, разделяют похожие ценности?
Вы видимо даже не представляете, что такое бедность…
StjarnornasFred
Есть мнение, что те, у кого обед за 1 прожиточный минимум, весьма пофигично относятся к любому образованию, а платные школы/вузы для них — скорее средство "купить диплом" с минимальными трудозатратами, в т. ч. не сползая с дивана на удалёнке. Более бедным слоям населения, напротив, интернет сродни фонтану знаний: всё дано, ты только возьми.
Vilgelm
Для инвалидов ДО наоборот явный плюс. Спецшколы качеством образования обычно не блещут, а порой там вообще происходят какие-то ужасные истории, а вот с ДО для многих инвалидов наоборот становится возможным инклюзивное образование.
Что касается обеспечения условий — но ведь оно и с обычной школой так. Не можешь купить учебники? Твои проблемы. Не можешь на ремонт сдать? Не удивляйся, если к твоему ребенку будет отношение похуже. И так далее. Тут тоже самое, только вместо учебников нужно купить ноутбук, а вместо сдачи денег на ремонт заплатить за интернет (что скорее всего дешевле окажется).
ElizavetaLarionova
Как педагог-психолог, работающий с особенными детками, полностью согласна с тем, что ДО открыло им многие двери
DistortNeo
Тоже зависит от школы. Во многих школах, наоборот, формируется токсичная среда, прививающая неправильные ценности.
lDrakonl
Пару слов про социализацию. Обычно, ДО не означает, что ребенок не отходит от гаджета. Можно ходить на всякие кружки, там дети так же прекрасно социализируются.
Имхо, будущее за совмещением ДО с оффлайн образованием по некоторым направлениям. Условно, плавание оффлайн, физика дистанционно
ilya-zharskiy
Кружки закрыли так же — без всяких перспектив
Родители воют https://t.me/roditelisport
ilya-zharskiy
Статья заказная.
За этот бред уже полгода башляют.
Vilgelm
«Школьная социализация» отлично изображена в еще советском фильме Чучело. Я как-то сомневаюсь, что это что-то хорошее или нужное. Более того, аргумент про двор тоже звучит как-то странно, учитывая что школа скорее всего будет находиться в том же (микро)районе и там будет тот же самый контингент, что и во дворе (буквально соседи будут одноклассниками). Родился в плохом квартале — будешь учиться в плохой школе среди своих соседей из плохого квартала. Интернет как раз дает куда больше возможностей познакомиться с кем-то не из своего круга, да и вообще является своего рода социальным лифтом, вы как удаленщик должны это понимать.
Вы упомянули проблемы с рабочим местом — мне кажется, что многие родители, которые против дистанта как раз просто хотят сплавить детей куда-нибудь хотя бы на полдня — но ведь удаленная работа и удаленное образование наоборот способствует решению этой проблемы: вам не обязательно жить в городе, где жилье маленькое и дорогое, а можно переехать в дом в пригороде, где у каждого будет свое место, главное чтобы интернет был. Я очень надеюсь на то, что вся эта ситуация с коронавирусом и повсеместной удаленкой поспособствует «рассасыванию» городов и увеличению жилых площадей, что сделает многих более счастливыми.