(23 октября 2001 года) В 2001 году Стив Джобс представил миру iPod. Первый шаг компании в мир портативных аудиоустройств — аж целых пять гигабайт для вашей музыки на встроенном жестком диске и до 10 часов автономной работы. По заданию Джобса, новый продукт разрабатывала команда, в которую вошли инженер по аппаратному обеспечению Тони Фидэл, инженер по аппаратному обеспечению Майкл Дуэй, он приложил руку к разработке аккумулятора устройства, инженер-конструктор Джонни Айв. А возглавил команду Джон Рубенштейн. Двоих последних вы наверняка знаете или хотя бы слышали о них.

Выпуск плеера произошел через восемь с половиной месяцев после запуска онлайн-библиотеки iTunes. ( 9 января 2001 года. ). И в то время Первое поколение iPod поставлялось с простыми наушниками бело-серого цвета, которые не имели определенного названия.


Видеоверсия (здесь же тест AirPods Max)

Немногим ранее, в 2000 году, Apple приобрели разработчика плеера для десктопов — SoundJam — и выпустили его уже под новым именем iTunes. Попутно был запущен цифровой сервис iTunes Store, который стал единоличным лидером по продажам музыки в США уже к апрелю 2008-го, обойдя по этому показателю WalMart, а спустя два года и десять месяцев, в феврале 2010 года, сервис вышел уже на МИРОВОЕ первое место. По прошествии первых трех месяцев 2011 года, компания отчиталась о сумме выручки с продаж в iTunes Store, которая составила порядка 1,4 миллиарда долларов.

За 200 миллионов долларов в 2013 году Apple приобрели Topsy Labs Inc., компанию по анализу социальных сетей, специализирующаяся на отслеживании тенденций в Twitter, но аппетит крупных корпораций к поглощению других компаний никогда не угасает.

И 28 мая 2014 года Apple приобрели Beats Electronics за 3 миллиарда долларов. Но почему это были не Bose? Ни Marshall? Ни Audio-Technica? А именно Beats? Уже тогда многие сообразили что Apple интересовали в первую очередь стриминговые успехи сервиса от Доктора Дре, а не его наушники.

Еще в 2013 году продажи цифровых альбомов упали на 6 процентов, в то время как популярность музыкальных стриминговых сервисов выросла на 32% — так что ход был вполне продуманным.

28 июля 2014 Apple приобрели за 30 миллионов долларов Swell — сервис для подкастов с элементами машинного обучения и системой рекомендаций на основе интересов пользователей, лайках, времени прослушивания и пролистываниях. После приобретения, Apple получила нужные патенты и наработки, а ключевые сотрудники начали работать над собственным яблочным сервисом подкастов. Приложение Swell было закрыто.

В январе 2015-го был куплен британский стартап Semetric. Разработанный ими сервис Musicmetric собирал статистические данные о продажах, действиях в социальных сетях, цифровых загрузках и многом другом. Подобная информация могла быть интересна разным музыкальным лейблам, агентам и прочим.

Через два года была куплена Pop Archive. Главным продуктом компании был сервис Audiosear. ch — система полнотекстового поиска и рекомендаций для подкастов и радио, обеспечивающая получение наилучших впечатлений от подкастов за счет автоматической информации о них. Платформа Audiosear. ch превращала речь в текст, индексировала и анализировала загруженные данные, а потом выдавала теги к ним, позволяя разбить их по категориям (темы, люди, рекомендации).

Последним громким приобретением, которое имеет прямое или косвенное отношение к музыке, стала покупка Shazam — 24 сентября 2018 за 400 млн. долларов.

Вот так, если хочешь заработать на музыке — для этого не нужно изобретать новый музыкальный жанр. Просто создай сервис, который потом захочет купить Apple или ее конкурент.

Но вернемся к iPod и наушникам. Под брендом iPod Touch Apple начали продавать урезанный вариант айфона без модуля сотовой связи, но сохранили также и iPod Classic — оба типа устройств пользовались популярностью.

По заявлениям Apple, к сентябрю 2012 года было продано 350 миллионов плееров. А по данным CNN в 2011 году доля iPod на рынке плееров составляла уже 70%, но Apple уже тогда должны были понимать, что mp3-плеерам как классу устройств недолго осталось. Зато смартфоны и онлайн-сервисы становились все более популярными.

С 2009 года продажи iPod снижались каждый финансовый квартал, но Apple продолжала выпускать iPod как отдельное устройство вплоть до 2017 года, и только после 2017 года iPod Touch — урезанный айфон — стал единственным айподом в актуальном портфолио компании.

Однако, старания Apple по усилению позиций на рынке онлайн-услуг и сервисов, развитие Bluetooth и смежных технологий а также фактический переезд iPod в iPhone позволили не сомневаться руководству компании в востребованности беспроводных наушников, которые были представлены 13 декабря 2016 года. AirPods быстро набрали популярность и стали вторым по продажам продуктом Apple среди всех устройств по данным Above Avalon.

Кроме того, автор исследования отмечает, что наушники стали культурным феноменом; тем продуктом, который демонстрирует преимущества Apple в данной категории товаров и будет делать это на протяжении десятков лет. В подтверждение своих слов автор приводит примеры с актуальными мемами — например, “Извини, я не слышу тебя из-за моих AirPods”, когда человек в наушниках показательно не обращает внимания на свое окружение. Эти мемы стали популярны в конце декабря, когда многие люди получили наушники в подарок. Это, а также огромное количество поисковых запросов по теме AirPods, по словам исследователя, говорит о том, что продукт от Apple стал частью массовой культуры, хотя многие обозреватели не верили в успех наушников.

Но, волнует ли качество звучания потенциальную аудиторию Apple? Исследователи опросили группу покупателей различных ушей. При выборе AirPods первоочередное значение уделяли удобству и посадке (68%), а также легкости в использовании (56%). Качество звука интересовало покупателей яблочных наушников меньше всего, лишь 41% опрошенных отметили этот пункт важным.

Для сравнения, те, кто купил наушники Bose уделяли наибольшее значение звуку (72% опрошенных из выборки в 200 человек). И хорошо звучат AirPods Max или нет, скорее всего их покупателям это тоже не так важно, — и все AirPods Max, которые завозят к нам, раскупаются очень быстро. Вплоть до появления виртуальных очередей на несколько недель вперед — если, конечно, хочешь купить их по рекомендуемой цене, а не еще дороже.

Разработка AirPods Max началась как минимум четыре года назад. Это стало ясно из твиттера экс-дизайнера Apple Дэйва Динеша, который в день анонса AirPods Max написал: “наконец-то вышел последний продукт над которым я работал и подписывал соглашение о неразглашении”. На вопрос о том, когда он подписал это соглашение, Dave ответил: “примерно 4 года назад”.

В одном из интервью Разработчики AirPods Max отметили, что оголовье может изгибаться на 285% от своей первоначальной формы, чтобы подстроиться под различные формы головы. Проводка, соединяющая левую и правую чаши, пролегает в телескопическом механизме. А в дизайне они отталкивались от простой идеи: две чаши должны быть соединены прочной, но гибкой лентой. Исходя из этого подбирался как дизайн устройства, так и материалы для него.

Ходили слухи, что у наушников будут сменные ремешки для оголовья и датчики, которые позволяли бы надевать наушники любой стороной, не разбирая где право, где лево. И возможно в следующем поколении Max обе эти фишки будут реализованы — в версии наушников 2020 года их просто не успели должным образом реализовать до релиза.

Многие обозреватели и простые покупатели AirPods Max отмечают неудачный чехол. Дизайнер этого чехла заявил, что:

“Многие чехлы, которые поставляются с современными наушниками, очень громоздкие. Сегодня мы много путешествуем, так что понимаем, насколько важно, чтобы наушники помещались в рюкзак. В этом отношении наш чехол очень эффективен”.

“Несмотря на то, что чехол не закрывает оголовье, его конструкция и материалы достаточно прочны, чтобы не беспокоиться об этом. Более того, наушники легко доставать из чехла потянув за оголовье.”

Однако конструкция AirPods Max не предусматривает возможность сложить их, и несмотря на то, что чехол действительно компактный, пользователи отмечают, что наушники занимают очень много места в любой сумке для переноски. Незащищенные чехлом части AirPods Max быстро покрываются царапинами, что заставляет задуматься об альтернативном чехле — сама Apple может представить такой, как аксессуар за дополнительные деньги.

Вариант наушников со светлыми амбушюрами критикуют за то, что белый материал быстро пачкается и наушники выглядят грязными уже через несколько дней использования.
По функциональной части.

У пользователя нет возможности вручную настроить эквалайзер и подстроить звук под себя. Вместо этого в AirPods Max работает Адаптивный эквалайзер. Он использует микрофоны и датчики, с помощью которых анализирует звуковое окружение, а также положение наушников на голове и корректирует низкие и средние частоты для достижения насыщенного звука.

Похвалы от сми удостоилась технология пространственного звучания — это не для ценителей чистого звука, но по словам некоторых изданий, функция делает звук увлекательнее, а просмотр фильмов более захватывающим. В настоящий момент данная функция работает только с iPhone и iPad.

И конечно же Apple старается Maxимально поддерживать только свою экосистему. Такие наушники работают с Android-устройствами, но вы лишитесь некоторых функций, вроде пространственного звука. Правда не думаю, что те, кто не пользуется айфоном позарятся на AirPods Max, с учетом того, что даже яблочные адепты не все оценили эти наушники.

Многим не понравилось, что AirPods Max не имеют кнопки выключения и не выключатся, пока не разрядятся. Если не пользоваться ими в течение пяти минут, наушники перейдут в энергосберегающий режим. Если оставить наушники вне чехла на 72 часа или в чехле на 18 часов, автоматически включится “режим пониженной мощности”, который выключает Bluetooth и режим поиска устройства. Если наушники положить в чехол, энергосберегающий режим включается моментально.

Что касается источника, откуда поклонники Apple обычно черпают музыку — iTunes, то там Maxимальное качество — 256-kbps ААС. Подобное качество стало доступно пользователям еще в 2007 году, с тех пор Apple ничего не меняли. Альбомы с пометкой “выполнен мастеринг для iTunes” имеют расширенный динамический диапазон, но не дотягивают по качеству до lossless-записей.

Защиты от влаги у них, кстати, тоже нет. Попадете под дождь — настраиваетесь занести Apple еще 63 тысячи рублей. Ну или заранее запаситесь водонепроницаемой сумкой или рюкзаком.

В AirPods Max установлено 9 микрофонов, 8 из которых используются функцией шумоподавления. И они же используются для функционирования режима звуковой прозрачности. Это значит, что вы слышите происходящее вокруг, и понимаете, с какой стороны звук доносится до вас. И мы уже упоминали чип H1 который, по заявлениям Apple, позволяют сократить задержку звука в играх на 30% в сравнении с прошлым чипом даблю один, так вот – этого все равно не достаточно, задержка не позволяет адекватно действовать в игре или с комфортом работать в беспроводном режиме.

Единственный порт на наушниках — лайтнинг. Даже убежденным поклонникам Apple — это не всем понравилось, многие предпочли бы USB-C. Миниджека нет. Но, в качестве аксессуара Apple предлагает кабель Lightning-3.5 mm для проводного подключения к устройствам. Цена кабеля — 35 долларов. Он решает проблему с задержкой и даже улучшает качество звука — уже провели слепой тест, в котором 11 из 12 испытуемых заявили об улучшении качества звучания композиций в проводном режиме. Но, увы, нужен именно этот кабель. И пока ни один из выпущенных Apple или сторонними компаниями “переходник с лайтнинга для миниджек” с AirPods Max не заработал. К слову, по цене этого проводка можно купить не самые плохие беспроводные наушники Honor Choice. Это, конечно, не Airpods, но в бюджетном классе это один лучших вариантов.

Провод, конечно, снова рулит. Но, по проводу наушники не будут работать, если батарея разряжена. Пассивный режим работы не поддерживается. Также при проводном подключении отключаются встроенные микрофоны, используемые при вызовах.

Что же на самом деле выгодно продавать Apple?

В апреле этого года Марк Гурман, журналист Bloomberg, выпустил статью, в которой подсчитал, что за 2019 год Apple заработала 24.5 миллиарда долларов на аксессуарах, куда входят AirPods, Apple Watch и наушники Beats. Это почти столько же, сколько было заработано на продажах Мас, и на три миллиарда больше, чем принесли продажи iPad. По словам Марка, производство и продажа аксессуаров позволяет Apple зарабатывать еще больше с каждого пользователя iPhone, которые дольше пользуются своими устройствами.

Итак, Apple создали еще одно устройство, которому нужен дополнительный кабель, который мог бы быть в комплекте исходя из стоимости наушников. Многие его купят. Также пользователи наушников начнут покупать сменные амбюшюры, когда комплектные затрутся. Чехлы для наушников — от самой Apple или других компаний- также имеют все шансы на успешные продажи.

Ну и не будем забывать про подписку Apple Music. Мы видим по статистике, что у Apple долгосрочный план, которого они придерживаются, для прочного укрепления в нише устройств для прослушивания музыки. И продажа устройства — пусть такого дорогого — это не конечная точка, потенциальный покупатель должен регулярно заносить Apple и дальше. Но, поклонники компании в восторге, и уже либо купили их, либо готовятся к этой покупке. Кто-то даже берет на нее кредит. Подробнее о самих наушниках в видео.

Мы же подведем краткие итоги. Аудионправление — крайне прибыльный бизнес для Apple, который формирует значительную часть дохода корпорации. При этом стратегия Apple такая же экосистемная, как и в других направлениях. Покупатель одного продукта должен продолжать платить Apple и ее партнерам (для которых она сертифицирует аксессуары) не один раз, а систематически. Высокие цены не мешают продажам техники Apple.