Всем привет, меня зовут Мария и я CEO & co-founder компании «Технофабрика». Продолжаю делиться заметками из жизни команды разработки и сегодняшняя тема дня — ожидания и реальность коробочных решений. Про масштабирование, кастомизацию, поддержку, доработку и вот это вот все.
«Не позволяйте своим программистам писать код!» — как-то раз заявил достаточно неглупый человек на менеджерско-айтишном тренинге. Возможно, это был единственный способ заполучить тотальное внимание аудитории, так как после этих слов все присутствующие в зале резко перестали рыться в мобильниках и рисовать картинки разной степени пристойности в блокнотах.
«Чем меньше собственного кода пишет программист, тем он ценнее как сотрудник» — на этой ноте лица господ тренингующихся вытянулись.
«Дело в том, что все придумано и написано до нас. Наткнуться на какую-то уникальную удивительную фичу, которую никто до вас не реализовывал — вероятность этого стремится к статистической погрешности. Поэтому, если человек при возникновении любой задачи упорно сидит и изобретает велосипед вместо того, чтобы скопировать листинг из стековерфлоу, у меня для вас плохие новости — вам достался тупой программист.
Если вы для решения каких-то своих бизнесовых задач кидаетесь на отдел разработки с хищным взором, вместо того, чтобы загуглить и найти готовое решение, то у меня для вас плохие новости — вам достался тупой вы.
Поймите же, в 90% случаев, когда вы пишите или заставляете кого-то писать код, он на самом деле, совершенно никому не нужен. Чем меньше вы плодите кода, тем лучше. Прекратите все писать свой код, сейчас же!»
Про готовое…
Действительно, сегодня рынок наполнен предложениями о покупке готовых приложений и уже разработанных инструментов. «Это не сложнее, чем заказать пиццу!» — обещают компании, продающие готовый софт.
Вы выбираете нужное вам «тесто» из каталога, при желании наполняете его топпингами в виде фич и расширенных возможностей, украшаете сверху петрушкой из ваших брендовых цветов и выкладываете сверху свой логотип, как кусочек черри. Готово! Можно подавать к столу!
Пицца — это быстро, просто и дешево. И если вам нужно за час придумать чем накормить десяток коллег из офиса в честь дня рождения, наверное, это лучший выбор.
Так и с готовыми приложениями. Если вам нужно что-то непритязательное и прямщас, например, вы придумали небольшой стартап с полутора сотрудниками и вам нужно проверить свою идею не позже чем до конца месяца, такое решение в самый раз. Не нужно задумываться ни о качестве теста, ни о свежести ингредиентов. Ну не нобелевский обед же накрываем, ну. Да, может подглючивать, вылетать и не совсем идеально подпадать под ваши конкретные нужды. Но в качестве быстрого старта — почему бы и нет? «Why do we call it beta? Cuz it’s beta then nothing!»
Другое дело, если ваши амбиции простираются чуть дальше, чем одна точка шаурмачной, для которой нужно приложение с меню или австосервиса, просто чтобы записать машину на выбранную дату.
Готовые коробочные решения не умеют масштабироваться и подстраиваться под меняющиеся требования бизнеса. И если сегодня вам нужна доставка, а завтра возможность создания кастомизированного набора товаров в подарочной коробке, то, скорее всего, коробочное приложение не позволит вам безболезненно и качественно прикрутить нужную опцию.
В лучшем случае, вы докупите какую-нибудь фичу, которая будет отдаленно напоминать то, что вы изначально хотели. В итоге вы будете перестраивать свои процессы под приложение, а не наоборот. В худшем придется заказывать полноценную разработку дополнительных опций.
И вот тут начинается ад. Причем как для вас, так и для тех, к кому вы обратитесь.
Пицца на вынос — не совсем то блюдо, к созданию которого подходят с тщательностью и усердием. Коробочное приложение — не совсем та область разработки, где принято создавать читабельный логичный код с возможностью доработки. Часто происходит так, что проще переписать все приложение заново, чем разбираться в том, что есть и доводить до ума. А это деньги, время и нервы.
Вторая большая проблема — поддержка. Большинство компаний, предлагающих купить «коробку», утверждают, что поддержка входит в стоимость. Однако они умалчивают о том, что поддержка может оказаться лимитированной и в случае, если проблемы возникли после кастомизации приложения под вас, вам просто предложат избавится от кастомизации и использовать «чистый» продукт. А значит малопригодный для вашего конкретного бизнеса.
Не стоит забывать, что в нашем таком удивительно быстро меняющемся мире стартап, у которого вы купили свое приложение, может просто перестать существовать, и тогда смотри пункт предыдущий. Поддержка готового приложения сторонними разработчиками выльется вам в деньги и время, а программистам — в боль и слезы.
…и кастомное
Если вы заказываете разработку с нуля у проверенных и зарекомендовавших себя разработчиков, можете быть уверены в двух вещах:
Этот код написан специально под ваш бизнес
Этот код легко масштабируется, меняется, поддерживается и дополняется не только теми, кто его писал, но и любыми другими разработчиками.
Даже если по каким-то причинам вы решите отдать приложение на доработку или поддержку какой-то третьей компании, то не столкнетесь с ситуацией «тут уже ничего не поделать, боженька, жги». Вам не нужно будет переписывать все заново и переплачивать за одну и ту же работу каждый раз, когда нужно что-то незначительно изменить. Вам не страшны обновления андроидов и айосов. Вы надежно защищены от историй «но вот на китайских смартфонах старше двух лет корзина куда-то пропадает и мы не можем ее найти». При возникновении багов, непоняток и шероховатостей никто не скажет вам избавляться от каких-то фич, а любые неприятности могут быть устранены за кратчайшие сроки.
Написанное под вас приложение всегда лучше «садится» на ваш бизнес, чем любое коробочное решение. Вы не будете нести репутационные потери из-за криво работающего и нелогично встроенного в процессы кода. У ваших клиентов не будет возникать ощущения дежавю из-за того, что абсолютно такая же аппликуха с абсолютно такими же функциями есть у десятка ваших конкурентов и вы совершенно ничем не выделяетесь.
Продолжая аналогию с пиццей, можно сказать, что создание своего уникального приложения — это как поход в хороший ресторан. Вы точно знаете, что все продукты свежие, повара — профессионалы, а любой каприз будет исполнен. Хотите без глютена? Или на соевом молоке? Веганское меню? Ах, у вас непереносимость лука? Ноу проблем, все учтем и сделаем в точности по вашему заказу. Ах, вы только начинаете трапезу вдвоем, а после закусок придет компания из 30 человек? Не проблема, все останутся сыты и довольны. Мы отвечаем за это своим именем и репутацией.
Да, ресторан дороже. Да, пицца дешевле. Но что именно сейчас предпочтительнее по масштабу, качеству и больше соответствует моменту — решать вам.
Nilpferd
Хммм…
Есть продукт, который делают разработчики, исходя из собственноручно сформулированных требований. Есть продукт, который делают разработчики(возможно те же самые), исходя из требований, сформулированных заказчиком.
С чего вдруг одно будет разительно отличаться от другого? Непонятно…
P.S. Ну и если продолжить аналогию, то самым верным решением будет не пицца на вынос и не ресторан, а свой собственный повар, знающий все вкусы и привычки(всю внутренюю кухню, хе-хе).
tehnofabrica Автор
Тут чаще всего создаётся продукт исходя из финансовой составляющей и окупаемости: разработать коробку стоит столько же, сколько продукт для клиента и если делать хорошо, то и продавать нужно дорого. Но такое вряд ли возьмут, поэтому при минимуме затрат разработчикам нужно получить продукт, который можно продать и заработать. Средняя цена на рынке подписки — от 5000 в месяц, а покупки кода — около 300 000. Вот и считайте сколько ещё на рекламу нужно и насколько это выгодно, если делать хорошо.
Nilpferd
Хммм… То есть достаточно продать 60 коробок(или месячных подписок на решение), чтобы за окупилась разработка коробки, сделанная с качеством аналогичным индивидуальному решению под заказчика? Звучит, как хороший план. И не забывайте про сопутствующий сервис: настройка под заказчика(ведь коробка — это не неизменный монолит, она тоже может изменяться под заказчика), консультации, вот это вот всё.
Про рекламу не соглашусь. Реклама направленная на поиск штучного дорогого заказа потребует больше бюджета, чем реклама массового дешевого тиражного решения(при одинаковой отдаче от рекламы).