Команда Хабра и «ЭКОПСИ» начинает второе исследование IT-брендов работодателей. Оно будет полезно кадровым и маркетинговым департаментам компаний, которые вливаются (или уже влились) в IT-сообщество, а также айтишникам, которые хотят анонимно донести свои пожелания до работодателей. Участвуя в этом исследовании, вы помогаете развиваться сообществу, ведь компании, которые пытаются стать более привлекательными для айтишников, черпают вдохновение именно в нашей аналитике.
Итоги прошлогоднего исследования здесь (если лень читать, можно послушать выступление Артема Гринева). Спасибо за обсуждения в блоге, комментарии и предложения: мы многое улучшили. О том, что было и что будет — под катом.
Какие плюшки мы получили от прошлого исследования
Мы рассказывали об исследовании на разных конференциях и митапах. Побывали на РИФе, IT-саммите, конференции журнала «Штат»; готовимся ещё к паре конференций. Популяризируя повестку и расширяя потенциальный охват исследования, мы смогли нарисовать исчерпывающую картину рынка айтишного труда.
Мы многое узнали о взаимоотношениях работодателей и айтишников
Исследование раскрыло реальную картину коммуникации работодателей с айтишниками, и мы сделали об этом ряд публикаций. Почитайте, например, статью об IT-образовании (особенно если вы гуманитарий и боитесь спросить, как стать айтишником) или пост о том, кем представлено IT-сообщество (рекомендуем, если вам интересно, насколько в действительности популярна ваша специализация). Это только два кейса из множества: остальные публикации можно найти тут.
Компании смогли увидеть себя со стороны
Из 500 компаний, участвовавших в опросе, 30 особенно заинтересовались результатами исследования. Мы пообщались с представителями этих компаний поплотнее и показали им, как айтишники воспринимают их в качестве работодателей. Для этого потребовалось воссоздать портреты компаний глазами разных целевых аудиторий, и для многих такой взгляд со стороны оказался инсайтным, иногда вдохновляющим, а иногда и приземляющим. «Кто на свете всех милее?» — не всем волшебное зеркало ответило на этот вопрос так, как им хотелось бы.
Например, для одной компании из финтех-сферы стало открытием, что сотрудники не видят потенциала для профессионального роста внутри коллектива, но при этом соискатели считают, что компания даёт возможности для быстрой прокачки скиллов. Получается ситуация перегретых ожиданий кандидатов с сопутствующими рисками разочарования при трудоустройстве.
На встречах с руководством компаний мы отыскали причины расхождений и негативных оценок. По итогам компании доработали свои коммуникации и IT-бренд — объективная аналитика помогла переосмыслить процессы и внедрить новые практики.
Стало понятно, как работать с айтишниками
Мы запустили цикл бесплатных хабрасеминаров по IT-бренду (подробности см. здесь). Самые смелые и открытые работодатели пришли к нам и поделились инсайтами: рассказали, например, о том, чем отличается построение IT-бренда для компаний из промышленности и из финтеха, кто такие деврелы и какую роль при вхождении в IT-сообщество играет контент. Реальные кейсы из собственной практики разобрали такие компании, как «МегаФон», «Дойче Банк» и «Северсталь».
Что мы учли во втором исследовании по следам ваших комментариев
Первое исследование мы запустили год назад, когда оценили ситуацию на рынке IT-специалистов и поняли, что трендом становится ощутимый кадровый голод при быстро растущем спросе. Так, Агентство стратегических инициатив установило, что в РФ есть потребность в 1 млн специалистов, притом что реальное их количество составляет около 350 000 человек. Наша инициатива отличалась от ранее выпускавшихся рейтингов IT-работодателей (например, от Хабр Карьеры) методологией и углом зрения: мы исходили именно из отношения самих айтишников к IT-брендам работодателей. В основе опроса — воронка из четырёх уровней, по которой прогонялись компании:
Следуя избранному принципу, мы прислушались к фидбэку респондентов и провели работу над ошибками.
«Не нахожу в вашем списке компанию Х, а хотел её оценить…»
Действительно, с учётом того, что работодателями являются более 20 000 компаний, сделать полный список — задача нетривиальная. Тем не менее мы:
добавили ряд компаний, чтобы полнее охватить рынок IT-работодателей (в списке их было 500, а стало 702). В прошлый раз некоторые респонденты прямо указывали в комментариях внутри опросника, каких компаний не хватает;
добавили возможность для респондента искать компании в списке, а в конце опроса перечислить недостающие, если он захочет.
«У вас что, только Москва, Питер и Воронеж участвовали? А где остальные регионы?»
Наибольшую активность проявили респонденты именно из этих локаций. Это круто, но всё же хочется расширить список регионов. Для решения этой задачи мы запартнёрились с региональными вузами, сообществами, конференциями и другими организациями, которым было бы интересно «измерить настрой на рынке IT-труда». Вот список наших друзей, которые будут привлекать IT-специалистов по своим каналам: ВШЭ (Высшая школа экономики), Университет ИТМО, МАИ (Московский авиационный институт), Казанский федеральный университет, Новосибирский государственный университет, Высшая IT-школа HITs и Томский государственный университет, Тюменский государственный университет, ОЭЗ «Иннополис», Академпарк (Новосибирск), РАЭК, krd.dev, консалтинговая компания в геймдев области Values Value, Open Data Science, ProductSense, ITMO Case Club, Онтико, Московский клуб программистов.
Кстати, если вы IT-сообщество (конференция, паблик, группа, СМИ или вуз), которое хочет разобраться в собственном устройстве и узнать мнение своих сотрудников, просто соберите репрезентативную выборку и напишите нам. Мы поможем провести исследование и прийти к полезным выводам.
«Жаль, что не опубликовали весь рейтинг — интересно же увидеть полную картину, а не только список топов». И ещё: «Побольше бы таких публикаций: это полезно для HR и деврелов!»
Мы согласны с обоими замечаниями. В 2020 г. исследование было по сути своей пилотным, такой проект (и по объёму, и по методологии, и по выборке) был реализован в России впервые, поэтому мы опубликовали и озвучили только топ-20 компаний и ключевые выводы. В этом году мы решили, что:
будем публиковать более широкий список работодателей (как минимум топ-50), чтобы каждый читатель Хабра смог увидеть более полную картину по компаниям и ознакомиться с мнениями своих коллег по цеху. В рейтинги мы добавим разделения по отраслям рынка — об этом тоже просили многие подписчики блога;
расскажем про типажи специалистов на основании их предпочтений при выборе работодателя, а также о том, какую мы увидели отраслевую специфику у компаний;
сделаем публикации про мотивационные профили для разных возрастных категорий и расскажем о том, различаются ли критерии выбора работодателя у мужчин и женщин.
Была ещё масса замечаний по технической части опроса. Мы пофиксили все баги, о которых вы писали в комментариях, но не останавливаемся на достигнутом и просим оставлять предложения, что ещё можно исправить или сделать лучше.
Итак, какие плюшки можно получить с исследования, понятно. Но как в нём поучаствовать — и тем самым улучшить IT-ландшафт и сделать жизнь айтишников чуточку лучше?
Как устроен опрос
В опросе может принять участие любой айтишник. Ехать никуда не надо, паспорт предъявлять тоже не нужно, всё делается быстро и анонимно. Вот сам опрос.
Мы не запрашиваем ФИО, почту, ID или ещё что-то, что может вас идентифицировать. Мы собираем только социально-демографическую информацию и данные о профессии, чтобы проанализировать их и сделать разрезы по восприятию. Более того, мы никому не показываем сырые данные, так что ответы респондентов абсолютно анонимны.
Мы принимаем ваши оценки и истории о работодателях до 15 августа. Затем обработаем данные и поделимся результатами. Ну а чтобы ожидание не было скучным, по ходу дела будем публиковать наши наблюдения по предыдущему опросу и вести хабрасеминары.
Когда будут результаты
Мы поделимся результатами, как только завершим опрос и обработаем данные. Ориентировочно — сентябрь. До этого момента будет доступна аналитика с прошлого исследования.
miksoft
Но опрос не работает без регистрации.
Artmanin Автор
Добавил отдельную ссылку для не авторизированных пользователей. Так будет точно работать