Всем привет! Я Артем Гринев, работаю директором продуктов в ЭКОПСИ. В 2024 году мы с Хабром снова провели исследование IT-брендов работодателей в России, в котором приняли участие 33 946 IT-специалистов из 670 организаций по всей стране. По итогам работы только 19 % компаний имеют сформированный бренд работодателя. Сегодня расскажу, какие критерии важны российским IT-соискателям в 2025 году. Приглашаю под кат.
Это исследование мы придумали с Хабром в 2020 году, провели 5 циклов и теперь запускаем 6-й. Методология не меняется, поэтому мы не просто измеряем «температуру рынка», а рассчитываем в динамике, какие качества, по мнению IT-специалистов, делают компанию более привлекательной.
Отмечу, что под IT-специалистами мы понимаем не только разработчиков, но и аналитиков, тестировщиков, менеджеров, инженеров, HR, маркетологов, специалистов по кибербезопасности, машинному обучению и другим узким направлениям. Основную часть выборки составляют middle-plus-специалисты, и около 50 % выборки приходится на Москву, что естественно, но у нас также есть равномерное покрытие по всем округам.
Компании мы отбираем независимо — спрашиваем айтишников про всех работодателей страны, у которых есть активный найм в РФ и штат IT-специалистов от 50 человек. Зарубежных работодателей, которые ушли с рынка, мы не замеряем, потому что они не конкурируют за кадры в России.
По итогам исследования медианная привлекательность компаний на рынке труда составляет 38 %, а у каждой пятой компании сформирован IT-бренд. Самой привлекательной отраслью для IT-специалистов стал кибербез (60 %), а самой непривлекательной — финтех.
IT-бренд — это представление сотрудников и потенциальных кандидатов о компании как о привлекательном месте работы для IT-профессионалов.
Итак, чем лидеры отрасли привлекают внимание IT-соискателей — в выводах ниже.
Что нужно IT-соискателям?
По итогам свежего исследования «гибридом», соцпакетом и удобным офисом уже не удивить. При выборе работодателя IT-специалисты смотрят на три ключевые вещи — продукт, культуру и компенсацию. Разбираемся, почему именно эти три пункта продолжают оставаться главными и как с ними работать.
Делать что-то осмысленное

Пять лет подряд продукт удерживает звание главного фактора при выборе работодателя.
IT-специалисты смотрят на содержание и ценность продукта, качество его реализации и используемые технологии. Им важно, чтобы работа была не в пустоту, а имела ценность. Сильная команда, в которой можно учиться и расти, тоже дает «плюсик к карме» компании.
Важно не просто «что делаем», а как именно делаем, насколько это круто, современно и кто делает вместе с нами.
Есть нюанс: если продукт токсичный (например гемблинг или серый телеком), его придется компенсировать дополнительными условиями. На рынке чаще всего завлекают высокими зарплатами, но материальная мотивация не всегда работает. В таких случаях особенно важно прокачивать IT-бренд, так как он повышает привлекательность для соискателей, а это, в свою очередь, снижает издержки на ФОТ.
B2C-компаниям с качественным и знакомым продуктом проще — их часто уже любят и знают, а вот B2B-компании должны умело упаковывать свой продукт и активно о нем рассказывать. Например, говорить не «мы делаем арматуру», а «мы строим устойчивые дома».
Что советуем:
Грамотно упаковать продукт. Потенциальному кандидату важно сразу понимать, над чем он будет работать, какой смысл заложен в продукт, на каком стеке и с кем в команде предстоит сотрудничать.
Плотно связать маркетинг и HR-бренд. Один и тот же текст может работать и на привлечение клиентов, и на интерес соискателей.
Если продукт сложный или неоднозначный — компенсировать его честностью, условиями и прозрачностью.
Расшаривать образ компании через спецпроекты, техностатьи, публикации на Хабре от команды, участие в профильных мероприятиях и продуктовые колонки в экспертных медиа.
Быть рядом «по духу», а не по должности

На втором месте — культура. Не формальный рассказ рекрутера о работе в компании, а реальная атмосфера внутри. Например, то, как люди общаются, как ставятся задачи и можно ли открыто предлагать идеи.
Соискателям важно, чтобы ценности компании совпадали с их личными. Интровертный технарь будет искать команду без ежедневных пятиминуток, а токсик — коллектив, в котором токсиком быть — норма. В этом случае будет мэтч.
Что советуем:
Фильтровать кандидатов по ценностям. Не стоит пытаться быть своим для всех, лучше отсеять тех, кто не подходит, и оставить место для того, кто будет расти вместе с командой.
Продвигать ценности через P2P-маркетинг. В этом случае сотрудники рассказывают о своей работе, делятся кейсами и между строк транслируют: «Вот такие мы». Например, в ЭКОПСИ есть важная ценность под названием «интеллектуальный бульон» — у нас сформирована среда, в которой поощряется и поддерживается стремление к развитию. Именно поэтому всем нам важно делиться кейсами и проводить исследования.
Привлекать HR к участию в упаковке смыслов и ценностей во все выступления, как специалистов, так и руководителей.
Следить за тем, как культура проявляется на практике. Можно ли обсуждать идеи, как воспринимается инициатива, уважают ли личное время, безопасна ли обратная связь.
Использовать интервью, подкасты с лидерами, офлайн-мероприятия и истории про социальные инициативы.
Видеть прозрачные вилки

На третьем месте — компенсация. И это не только про абсолютную цифру в оффере, но и про ощущение справедливости. IT-специалистам важна прозрачность в отношении дохода и вилок зарплат, а также ощутимая связь между результатами и оплатой. Дополнительные плюшки, классный офис и гибкий график в меньшей степени, но также влияют.
Интересно, что к известным компаниям ожидания выше. Если бренд звучит громко, кандидаты автоматически ждут не только интересный проект, но и хорошую компенсацию. Так что если вы не готовы соответствовать ожиданиям, лучше не ставить деньги в центр HR-коммуникации.
Что советуем:
Сделать систему оплаты прозрачной и не оставлять компенсацию в серой зоне. Если люди вынуждены догадываться, кто сколько получает, и не видят логики — это прямой путь к выгоранию и недоверию.
Публиковать зарплатные вилки в вакансиях.
Помнить о важности личного бренда сотрудников. Сильные специалисты внутри компании притягивают внимание, повышают статус и доверие — и к продукту, и к условиям работы.
Красивая обертка больше не работает
О том, как IT-специалисты выбирают работодателя, написано и сказано много. Но чаще всего — в формате догадок: «всем важны деньги», «люди бегут за плюшками», «главное — удаленка». Наше исследование основано на 41 критерии, выстроенном по значимости на основе реальных оценок специалистов.

«Продукты и сервисы для импортозамещения» практически не влияют на выбор компании, а вот «качество продуктов и услуг» — наоборот.
Стрелочки в таблице показывают динамику 2023–2024 гг. Например, «инновационность проектов» стала значимее, а «профессиональная среда» стала менее значима за год. Работая с IT-брендом, важно фокусироваться на критериях из группы высокой значимости.
Итак, наиболее значимыми критериями выбора работодателя стали:
Качество продуктов и услуг компании. Уже пятый год подряд именно этот критерий оказывается важнейшим для айтишников. Почему? Потому что любой разработчик, аналитик или инженер хочет понимать, над чем он работает.
Высокий уровень оплаты, но не в отрыве от остальных факторов. Деньги важны, но только если они подкреплены уважением, сложностью задач и адекватностью процессов. Сам по себе оффер «на 20% выше рынка» не привлечет, если продукт сырой, а процессы хаотичны.
Ценность компании для резюме. Хорошая строчка в «Хабр Карьере» по-прежнему остается весомым аргументом. Многие специалисты стратегически подходят к выбору следующего места: «Что даст мне этот опыт через два года?», «Будет ли мой стек актуален?», «Будет ли имя компании работать на меня в будущем?»
В топ-10 также входят: возможности личностного роста (карьерные перспективы, развитие навыков, обучение), интересное содержание задач (никто не хочет выгорать в рутине), совпадение ценностей с компанией (особенно для опытных специалистов — они не хотят идти против себя), отношения в коллективе и ментальное здоровье (здоровая среда важнее корпоративных тусовок) и профессиональная среда — возможность быть среди умных и сильных коллег, которые развивают, а не раздражают.
Среди критериев из группы средней значимости — работа «без записи и прослушки», корпоративные плюшки, творческая атмосфера, гибкий график, комфортность офиса, соцпакет и страховка, скорость построения карьеры и другие «гигиенические факторы». Они важны как фон, но не работают как дифференциаторы. Если более значимые критерии на нуле, то офис с зоной отдыха и плейстейшеном не спасет; если остальное на уровне — сыграет как преимущество.
Имеют малую значимость для IT-соискателей международный статус компании, возможность разрабатывать свой продукт, темпы роста, самостоятельность в принятии решений, госучастие компании, айтишные льготы и другие нестандартные факторы.
Интересно, что выводы по тройке самых незначительных критериев расходятся с популярными HR-стратегиями:
Импортозамещение — на последнем месте (41-е из 41). Айтишники в большинстве своем не выбирают компанию по гражданской позиции.
Культура многообразия (Diversity & Inclusion) стоит на предпоследней позиции. Это не значит, что инклюзия не важна, просто на данный момент она воспринимается скорее как внутренний аспект культуры, а не причина принять оффер.
Льготы от государства и госучастие в компании заняли 39-е и 38-е места. Стабильность всегда радует, но если за ней прячутся бюрократия, устаревшие процессы и «переждать до пенсии», кандидаты разворачиваются в сторону стартапов.
Если вы нанимаете IT-команду, начинать нужно не с красивого описания вакансии и даже не с уровня зарплаты, а с содержания работы, понятного продукта, здоровой внутренней среды и реальных возможностей роста. Все это соискатель не только считывает в момент собеседования, но и анализирует уже на этапе выбора.
Что советуем:
Определить ключевую целевую аудиторию. Посмотрите, кого вам сложнее всего привлекать — с точки зрения воронки найма, скорости, сложности компетенций, критичности для бизнеса. Это и есть ваша приоритетная аудитория, с ней и нужно работать в первую очередь.
Собрать инсайты от рекрутеров, распределить аргументы по карте ценностей и перенести смысл в контент. Используйте ценностные формулировки в выступлениях, описаниях вакансий, профильных медиа, статьях и мероприятиях. Начинайте с узких, профессиональных площадок — там проще попасть точно в свою аудиторию и быстрее получить обратную связь.
Переосмыслить реферальную программу. Посмотрите, как сотрудники рекомендуют компанию друзьям. Часто рефералка строится вокруг условий — «у нас есть удаленка, хорошие деньги, классный офис», — но в ней нет смысла.
Сделать процесс системным. Объедините усилия HR, маркетинга и бренд-команды, настройте регулярный обмен удачными кейсами и следите за тем, что действительно работает в полях.
Чем цепляют топовые IT-работодатели?
Как показывает практика, чтобы стать заметным на рынке и привлечь внимание IT-специалистов, мало завести корпоративный блог и перечислить соцпакет. Важно сформировать качественный продукт, упаковать культурные ценности и быть прозрачным в отношении компенсаций. Если вы все еще не можете собрать свою IT-команду, пользуйтесь нашими рекомендациями.
С полным отчетом можно ознакомиться тут. Хотите принять участие в ежегодном исследовании IT-бренда работодателя? Следите за информацией в новом ТГ-канале ЭКОПСИ. Если остались вопросы, задавайте их в комментариях. Также буду рад обсудить полученные нами результаты.
gleb4u
Замечательная заметка о трендах в "найме"
Супер понятно и круто, что в такой удобной форме можно "переработанный" текст и данные получить, не вникая в динамику с прошлого года и т.д
Возможно к следующему гоуд следует оставить текущую метрику, как основную, но расширить её, например сделать доп. блок по желанию и проверить его
Ссылка на полную статью в гугл драйв у меня не работает, мб проблема на моей стороне но лучше проверить
Спасибо
Artmanin Автор
Спасибо!
У меня ссылка на отчет работает. Попробуйте обновить. Если не получится могу в лс скинуть pdf