Nurked предложил оригинальный способ прочтения "the book" — читать главы надо не по порядку, а в последовательности [4, 3, 5, 6, 8, 4, 9, 7, 10, 4, 13, 17, 15, 16].
Можно пойти дальше. Мне представляется, что читать будет гораздо легче и быстрее, если выкинуть бо?льшую часть текста и заменить некоторые примеры. Ниже представлен "пробник" в виде сильно сокращенной главы 4. Чтение его подразумевает наличие опыта разработки на других языках — объяснения типа "чем отличается стек от кучи", естественно, попали под оптимизацию.
Из тех языков, с которыми я плотно работал, Rust ближе всего, КМК, к Go. Их роднит отсутствие "нормального ООП", отсутствие "нормальных исключений", концепция срезов (slice), наличие как объектов, так и ссылок/указателей на них, возможность возвращать несколько значений из функций, ну и, конечно, кросс-компиляция "из коробки". В Go пока нет обобщенных типов, но про них знают и их ждут. Поэтому опытного гофера ржавчиной не испугать.
Финализация через drop()
Когда объект покидает область видимости (variable scope), его "финализируют" через вызов метода drop(). В этом деструкторе можно произвести некие завершающие действия — возвратить память в кучу, закрыть соединение и т.д. Для примера создадим экземпляр типа String
с помощью фабрики String::from()
:
{
let s = String::from("hello"); // s is valid from this point forward
// do stuff with s
}
// This scope is now over, and s is no longer valid
// Rust calls s.drop() automatically at the closing curly bracket.
Компилятор Rust любезно обеспечит неявный вызов s.drop()
после закрывающей скобки.
The book утверждает, что управление памятью осуществляется через "владение" с набором правил, которые компилятор проверяет во время компиляции программы. Полезно сразу иметь в виду (напомню — материал для опытных камикадзе), что есть некие:
- Box<T> для распределения значений в куче (памяти)
- Rc<T> тип счётчика ссылок, который допускает множественное владение
- Типы Ref<T> и RefMut<T>, доступ к которым осуществляется через тип RefCell<T>, который обеспечивает правила заимствования во время выполнения, вместо времени компиляции
- Rust допускает утечки памяти, используя типы Rc<T> и RefCell<T> можно создавать связи, где элементы ссылаются друг на друга в цикле
Короче, если память выделяется в куче, а полученные объекты ссылаются друг на друга — будь готов к граблям, засадам и к поиску утечек памяти.
В силу исключительной важности вопроса забегу вперед.
Интересно, что сначала the book утверждает, мол, последствия зацикливания ссылок не очень страшны, а следующим предложением идет такой текст:
However, if a more complex program allocated lots of memory in a cycle and held onto it for a long time, the program would use more memory than it needed and might overwhelm the system, causing it to run out of available memory.
Таким образом, при разработке систем с высокой нагрузкой надо быть начеку — может "натечь" много и быстро. Rust предоставляет определенный инструментарий для борьбы с этим, типа замены умного указателя Rc на Weak, но все это, конечно же, заставляет разработчика выполнять танцы с замысловатым рисунком. Например, добавление ссылки на ребенка к родителю выглядит так:
use std::cell::RefCell;
use std::rc::{Rc, Weak};
// The `derive` attribute automatically creates the implementation
// required to make this `struct` printable with `fmt::Debug`.
#[derive(Debug)]
struct Node {
value: i32,
parent: RefCell<Weak<Node>>,
children: RefCell<Vec<Rc<Node>>>,
}
fn main() {
let leaf = Rc::new(Node {
value: 3,
parent: RefCell::new(Weak::new()),
children: RefCell::new(vec![]),
});
println!("leaf parent = {:?}", leaf.parent.borrow().upgrade());
let branch = Rc::new(Node {
value: 5,
parent: RefCell::new(Weak::new()),
children: RefCell::new(vec![Rc::clone(&leaf)]),
});
*leaf.parent.borrow_mut() = Rc::downgrade(&branch);
println!("leaf parent = {:?}", leaf.parent.borrow().upgrade());
}
Может показаться, что уж больно много букв надо сгруппировать и расставить в нужном порядке, неужели человек может осилить сие и не наломать дров? Хорошие новости в том, что в этом непростом деле всегда можно и нужно рассчитывать на прочное виртуальное плечо компилятора Rust, который будет жестко пресекать попытки небрежно отнестись к мелкому растопочному материалу.
Изменяемость переменных
fn intro_string_type(){
let immutable_string = String::from("I'm immutable");
// immutable_string.push_str("!"); // ERR: ^ cannot borrow as mutable
let mut mutable_string = String::from("I'm mutable");
mutable_string.push_str("!");
println!("immutable_string: {}", immutable_string);
println!("mutable_string: {}", mutable_string);
}
- Примеры можно покрутить тут
intro_string_type()
, ого, змеиная нотация — так надо- Переменные, объявленные через
let
, изменять нельзя - Если надо менять используем
let mut
- Вывод на печать осуществляется причудливой конструкцией
println!
(тут может возникнуть справедливое подозрение, что это не "обычная функция")
Я думаю, Rust имеет потенциал находить отклик в сердцах многих. let
как в Бейсике, {}
как в Java, ::
как в С++, объявление функции похоже на таковое из Go (только там func
)
Владение (Ownership) и его передача присваиванием (Move)
Каждое значение имеет одного и только одного владельца-переменную. После операции присваивания переменная типа String перестает владеть своим бывшим значением, и ее нельзя больше использовать:
fn once_assigned_string_may_not_be_used_anymore(){
let s1 = String::from("5");
let s2 = s1; // Ownership is moved here
// let s3 = s1; // ERR: value used here after move
// println!("{}, world!", s1); // ERR: value borrowed here after move
}
Для простых типов (primitive types), однако, значение копируется, а не передается, и для них многократное присваивание выглядит обычным образом:
fn primitives_are_copied(){
let i1 = 5;
let i2 = i1;
let i3 = i1;
}
- Есть trait (как бы interface)
Copy
, если тип его реализует, при присваивании/передаче в функцию/возврате значения происходит копирование Copy
реализован для простых скалярных типов, а также для неких кортежей (tuples), при условии, что эти загадочные пока tuples содержат только типы, реализующиеCopy
- Тип
String
не реализуетCopy
- Из неочевидного:
Copy
несовместим сDrop
(это гдеdrop()
). Несовместим, даже если не сам тип, а только его некоторые части реализуютDrop
Передача и возврат параметра по значению
При передаче переменной в функцию по значению происходит и передача владения (если тип не реализует интерфейс trait Copy
):
fn use_str_by_value(s: String){
println!("{}", s);
}
fn passing_by_value_moves_ownership(){
let s1 = String::from("5");
use_str_by_value(s1);
// let s2 = s1; // ERR: value used here after move
}
Возврат значения (пример для расширения кругозора):
fn calculate_length(s: String) -> (String, usize) {
let length = s.len();
return (s, length)
}
fn calculate_length2(s: String) -> (String, usize) {
let length = s.len();
(s, length)
}
- Из функции можно вернуть несколько значений (тот самый кортеж, или
tuple
) - usize означает целый беззнаковый тип, который вмещает указатель (the pointer-sized unsigned integer type)
return
можно не писать- При возврате переменной "по значению" функция возвращает и владение (опять же, если не реализован
Copy
)
Ссылки и заимствование (References and Borrowing)
Необязательно брать значение во владение, его можно "занять" (borrow):
fn borrow(){
let mut s = String::from("hello");
let r1 = &s; // First immutable borrow occurs here
let r2 = &s; // Second immutable borrow occurs here
// let r3 = &mut s; // Err: mutable borrow occurs here
// r3.push_str(" world");
let r3 = &s; // Third immutable borrow occurs here
println!("{}, {}, and {}", r1, r2, r3);
}
- Занять можно как для чтения (
&
), так и для записи (&mut
) - Занять для чтения (immutable borrow) можно сколько угодно раз в "области видимости переменной" (variable scope)
- Занять для записи (mutable borrow) — только один раз
- Нельзя занимать одновременно для чтения и записи (все это похоже на read/write locks)
- Результат заимствования называется ссылкой (reference)
От перестановки строк из примера выше результат меняется и становится компилируемым:
fn borrow2(){
let mut s = String::from("hello");
let r1 = &s; // First immutable borrow occurs here
let r2 = &s; // Second immutable borrow occurs here
println!("{}, {}", r1, r2); // hello, hello
let r3 = &mut s; // Mutable borrow occurs here, r1 & r2 are not used anymore and out of scope
r3.push_str(" world");
println!("{}", r3); // hello world
}
- Видимость ссылки заканчивается там, где она последний раз используется
Висячие ссылки (Dangling References)
Компилятор Rust гарантирует, что эта проблема искоренена полностью. Компилятор откажется работать с попытками подвесить ссылки, в качестве причины отказа он приведет загадочную формулировку "error[E0106]: missing lifetime specifier":
fn dangling_reference() -> &str {
let s = String::from("hello");
return &s
}
Загадка lifetime specifier получит раскрытие в следующих главах.
В свое время был удивлен, что в Go можно вернуть указатель на локальную переменную, и за это тебе ничего не будет:
//go:noinline
func ReturnPointerToLocal() *int{
a := 10
return &a
}
На деле хитрый компилятор в этом случае выделяет память в куче:
;*** main.go#9 >func ReturnPointerToLocal() *int{
...
;*** main.go#10 > a := 10
0x4a7a04 488d0575b00000 LEAQ type.*+43648(SB), AX
0x4a7a0b 48890424 MOVQ AX, 0(SP)
0x4a7a0f e84c5bf6ff CALL runtime.newobject(SB)
0x4a7a14 488b442408 MOVQ 0x8(SP), AX
0x4a7a19 48c7000a000000 MOVQ $0xa, 0(AX)
;*** main.go#11 > return &a
0x4a7a20 4889442420 MOVQ AX, 0x20(SP)
0x4a7a25 488b6c2410 MOVQ 0x10(SP), BP
0x4a7a2a 4883c418 ADDQ $0x18, SP
0x4a7a2e c3 RET
Срезы (Slices)
Очевидное:
fn string_slice(){
let s = String::from("Yandex");
let the_third_and_fourth_bytes_slice = &s[2..4]; // nd
let the_whole_string_slice = &s[..]; // Yandex
let first_two_bytes_slice = &s[..2]; // Ya
let from_the_third_byte_slice = &s[2..]; // ndex
}
Невероятное:
fn string_slice_multibyte(){
let s = String::from("y?andex");
// let slice = &s[0..1]; // ERR: thread 'main' panicked at 'byte index 1 is not a char boundary...
// let slice = &s[0..2]; // ERR: thread 'main' panicked at 'byte index 1 is not a char boundary...
let valid_slice = &s[0..3];
println!("valid_slice: {}", valid_slice); // y?
}
- Срезы строк можно делать только по труъ-unicode-границам, иначе паника
- Подробнее тут или here, кому что любо
Но то строки, с байтами ситуация попроще:
fn byte_slice(){
let s = String::from("y?andex");
let bytes = s.as_bytes();
let slice = &bytes[0..2];
println!("{:?}, len: {}", slice, slice.len()); // [121, 204], len: 2
}
Теперь, собственно, про владение. Взятие среза "одалживает" всю последовательность на чтение, менять ее теперь нельзя:
fn slice_borrow_the_whole_sequence() {
let mut s = String::from("hello");
let first_two_bytes_slice = &s[..2]; // he
// s.push_str(" world"); // Err: cannot borrow `s` as mutable because it is also borrowed as immutable
println!("{}", first_two_bytes_slice);
}
- Не зря это делается при помощи
&
- the book, раскрывая внутреннюю кухню, указывает, что в основе String лежат три значения (ptr, len, capacity), а slice довольствуется первыми двумя
Явное указание типов для slice не всегда очевидно:
fn return_slices(s: &String) -> (&str, &[u8]){
let bytes = s.as_bytes();
return (&s[..], &bytes[..])
}
- Срез строки имеет особенный тип
&str
- Срез для as_bytes() имеет тип
&[u8]
, что соответствует руководству: "slice type is &[T]"
phtaran
а почему был выбран такой способ создания строковых литералов? Почему не просто
s string = "hello"
или хотя бы
s string = string("hello")
maxim_ge Автор
Тут смысл конспекта в создании "экземпляра класса"
String
, а не литерала. Экземпляр нужен, чтобы у него "вызвать"drop()
. Каковой вызов важен в заявленном контексте "Управление памятью".phtaran
типа литерал это строка которую нельзя менять?
а нельзя такое решить спец. модификатором константности?
если литерал от мутабельная строка-объект отличаются только этим объявлением то как тогда их отличать в коде? Скажем что можно менять а что нет.
мне было бы яснее как-то так
var s string = "hello" // mutable
s const = "hello" // literal
maxim_ge Автор
"I am literal"
const I_AM_CONSTANT: &str = "I am literal";
let mut i_am_mutable_string = String::from(I_AM_CONSTANT);
Всего ведь сразу не расскажешь, про это — в других главах.
Free_ze
типа литерал это строка которую нельзя менять?
Здесь дело не в мутабельности литерального типа (в большинстве современных языков строковые литералы порождают иммутабельные объекты). В C++, к примеру:
const char* literalData = "Hello World!";
std::string myStringObject = literalData; // OK, implicit std::string ctor call
Но в Rust запрещены неявные преобразования типов, в том числе от литерала к String. Хочешь сконструировать объект другого типа? Вызови соответствующую фабрику: String::from или to_string трейта Display.
google_fan
Вы можете написать 'let s = "hello";' Это создаст вам переменную типа &str которая будет ссылаться на захаркоженную строку в теле вашей программы и это обычно то, что вы хотите. String::from("hello") это просто вызов статического метода у структуры String который аллоцирует место в куче и копирует туда данные из "hello".