Ферри Унарди возглавляет крупнейшее в Индонезии туристическое онлайн-агентство Traveloka. Ферри учился на первом курсе бизнес-школы Гарварда, когда запустил проект. Известно, что туда непросто поступить, но еще сложнее там учиться. Однако в 2012 году он покинул Гарвард после первого семестра обучения. Предприниматель сделал выбор в пользу своего бизнеса. Через три года ежемесячная аудитория Traveloka достигла 10 миллионов уникальных пользователей. Штат увеличился до 400 сотрудников. За это время Ферри привлек в проект инвестиции от фонда East Ventures и Global Founders Capital – венчурного фонда, созданного основателями Rocket Internet братьями Оливером и Марком Самверами.
«Полагаю, путешествия – первый продукт, который люди начинают покупать онлайн. Так что если мы растем, значит, и другие интернет-магазины обречены на рост», заявил Унарди. Если это предположение верно, то для страны с населением 250 миллионов человек и увеличивающейся прослойкой среднего класса это хорошая новость, пишут «Ведомости». Traveloka сотрудничает с отелями по всей Юго-Восточной Азии и 33 авиакомпаниями. За свои услуги агентство берет комиссию от 10% до 15% суммы бронирования.
Унарди и его бизнес-партнеры Кусума Дерианто и Альберт (его фамилию Унарди не назвал) живут и работают в Джакарте. С Альбертом Унарди познакомился, изучая программирование в Университете Пердью (США), а Кусума был стажером Microsoft. В начале 2012 года троица обнаружила существенный интерес пользователей и инвесторов в этой сфере. К концу года Traveloka, получив инвестиции от венчурного фонда East Ventures, начал работать как агрегатор предложений авиабилетов.
«Самая большая проблема туристической индустрии – доступность информации. Ключом к успеху было грамотно ее структурировать, сделав удобной в использовании. С этой задачей мы, как программисты, вполне готовы были справиться», рассказывает Унарди.
Однако процесс бронирования по-прежнему оставался cлишком сложным и запутанным для большинства пользователей. В 2013 году разработчики перезапустили сайт с учетом пожеланий аудитории. Унарди не скрывает, что при разработке концепции сервиса ориентировался на Expedia и Priceline: «Сейчас уровень креативности и инновационности настолько высок, что кто-то неизбежно воплощает идеи раньше». Компания не раскрывает выручку, Унарди только утверждает, что из месяца в месяц она растет двузначными темпами. Однако он признает, что у компании по-прежнему достаточно много проблем. Сложнее всего работать с мелкими отелями, где бронирование делается вручную, и выстраивание партнерских отношений с крупными авиаперевозчиками. «Вначале крайне трудно завоевать их доверие. Особенно нам. Ведь мы были мелким стартапом, а они – гигантскими компаниями», сетует Унарди.
В прошлом году Traveloka стал предлагать вдобавок к бронированию авиарейсов еще и бронирование гостиниц.
Когда Traveloka только запускалась, немногие индонезийские сайты могли похвастаться вменяемым дизайном и доверием пользователей. Клиентам было в принципе тяжело привыкнуть оплачивать услуги онлайн. Сказывается не только задержка развития рынка онлайн-услуг Индонезии, но и такая общая черта этой нации, как нелюбовь к риску. По данным SP eCommerce, в Азиатском регионе в среднем 60% людей сравнивают цены на разных онлайновых ресурсах перед покупкой, а в Индонезии доля таких людей достигает 80%.
Унарди вырос в Западной Суматре, где интерес к программированию стимулируют с помощью соответствующих мероприятий и конкурсов между школьниками. Правда, его семья долгое время не могла признать, что недоучившийся студент Гарварда занимается действительно важным делом, а не тратит время на пустяковые занятия в сети. Но со временем отношение общества к интернет-бизнесу меняется.
«Все, что связано с программированием, входит в моду. Теперь, если ты делаешь что-то в интернете, ты крут», полагает Унарди.
«Полагаю, путешествия – первый продукт, который люди начинают покупать онлайн. Так что если мы растем, значит, и другие интернет-магазины обречены на рост», заявил Унарди. Если это предположение верно, то для страны с населением 250 миллионов человек и увеличивающейся прослойкой среднего класса это хорошая новость, пишут «Ведомости». Traveloka сотрудничает с отелями по всей Юго-Восточной Азии и 33 авиакомпаниями. За свои услуги агентство берет комиссию от 10% до 15% суммы бронирования.
Унарди и его бизнес-партнеры Кусума Дерианто и Альберт (его фамилию Унарди не назвал) живут и работают в Джакарте. С Альбертом Унарди познакомился, изучая программирование в Университете Пердью (США), а Кусума был стажером Microsoft. В начале 2012 года троица обнаружила существенный интерес пользователей и инвесторов в этой сфере. К концу года Traveloka, получив инвестиции от венчурного фонда East Ventures, начал работать как агрегатор предложений авиабилетов.
«Самая большая проблема туристической индустрии – доступность информации. Ключом к успеху было грамотно ее структурировать, сделав удобной в использовании. С этой задачей мы, как программисты, вполне готовы были справиться», рассказывает Унарди.
Однако процесс бронирования по-прежнему оставался cлишком сложным и запутанным для большинства пользователей. В 2013 году разработчики перезапустили сайт с учетом пожеланий аудитории. Унарди не скрывает, что при разработке концепции сервиса ориентировался на Expedia и Priceline: «Сейчас уровень креативности и инновационности настолько высок, что кто-то неизбежно воплощает идеи раньше». Компания не раскрывает выручку, Унарди только утверждает, что из месяца в месяц она растет двузначными темпами. Однако он признает, что у компании по-прежнему достаточно много проблем. Сложнее всего работать с мелкими отелями, где бронирование делается вручную, и выстраивание партнерских отношений с крупными авиаперевозчиками. «Вначале крайне трудно завоевать их доверие. Особенно нам. Ведь мы были мелким стартапом, а они – гигантскими компаниями», сетует Унарди.
В прошлом году Traveloka стал предлагать вдобавок к бронированию авиарейсов еще и бронирование гостиниц.
Когда Traveloka только запускалась, немногие индонезийские сайты могли похвастаться вменяемым дизайном и доверием пользователей. Клиентам было в принципе тяжело привыкнуть оплачивать услуги онлайн. Сказывается не только задержка развития рынка онлайн-услуг Индонезии, но и такая общая черта этой нации, как нелюбовь к риску. По данным SP eCommerce, в Азиатском регионе в среднем 60% людей сравнивают цены на разных онлайновых ресурсах перед покупкой, а в Индонезии доля таких людей достигает 80%.
Унарди вырос в Западной Суматре, где интерес к программированию стимулируют с помощью соответствующих мероприятий и конкурсов между школьниками. Правда, его семья долгое время не могла признать, что недоучившийся студент Гарварда занимается действительно важным делом, а не тратит время на пустяковые занятия в сети. Но со временем отношение общества к интернет-бизнесу меняется.
«Все, что связано с программированием, входит в моду. Теперь, если ты делаешь что-то в интернете, ты крут», полагает Унарди.
Myosotis