Рубрика «Бизнес-персона» рассказывает читателям «Мегамозга» о том, какие истории и факты окружают наиболее ярких IT-предпринимателей со всего мира. Стоимость их компаний порой превышает любые разумные пределы. Мы не будем ограничиваться только «новой волной» бизнесменов и расскажем в том числе и о тех, кого принято называть «старой школой».
Сегодня крупным планом — жизнь и история Рида Хастингса – основателя и генерального директора компании Netflix. Компания Netflix существует почти 20 лет. Количество подписчиков онлайн-кинотеатра Netflix с 2008 года достигло 75 миллионов. Оценка компании составляет почти $40 миллиардов. Состояние самого Хастингса оценивается в $1,3 миллиарда.
Он был и военным, и преподавателем, и инженером. Однако переломным моментом в жизни Хастингса стал переход из статуса инженера в статус основателя и генерального директора его первой компании.
Семья и образование
Рид Хастингс родился в 1960 году в Бостоне, штат Массачусетс. Его родители – Джоан Эмори и Вилмот Хастингс. В 1981 Хастингс поступил на службу в Корпус морской пехоты США, чуть позже перейдя в Корпус мира. Параллельно с военной карьерой Рид занимался образованием – в 1983 году он заканчивает Боудин-колледж и до 1985 года преподает высшую математику в Свазиленде.
Отслужив, Хастингс решает продолжить образование – и, хотя по его же собственному признанию, он не смог поступить в Массачусетский технологический институт, в не менее престижный Стэнфордский университет молодого человека приняли. В 1988 году Рид получает степень магистра компьютерных наук.
Опыт работы
Первую работу по специальности молодой человек получил в компании Adaptive Technology, где разработал приложение для отладки программного обеспечения. «В 1990 году я работал с Одри Маклин, которая была гендиректором компании на тот момент. У нее я научился ценить сфокусированность. Я понял, что лучше сделать один хороший продукт, чем два посредственных», рассказывал Хастингс.
В 1991 году Хастингс покидает компанию, чтобы основать свою собственную – Pure Software, специализирующуюся на ПО для диагностики и устранения неполадок.
Первый блин
Решиться открыть свой бизнес Риду было не трудно. Хастингс уверяет, что после того, как он прокатился автостопом по Африке с десятью долларами в кармане, ему уже не страшны бизнес-авантюры.
Однако к успеху, который ждал компанию, он явно не был готов. Опыт работы инженером мало значил в данной ситуации.
«По мере того, как количество служащих росло (от 10 до 40, затем до 120, 320 и 640) я обнаружил, что лодка начала идти ко дну, а вода оказалась на уровне моей головы. Я занимался каякингом в то время. Каждый каякер знает, что, если фокусироваться на проблеме, резко возрастает вероятность оказаться в серьезной опасности. Поэтому [в бизнесе] я сфокусировался на том, чего хотел достичь и не слушал скептиков», рассказывал Хастингс.
Однако он понимал, что для поста генерального директора его опыта в каякинге недостаточно: «Я дважды пытался уволить самого себя [с должности СЕО]. Я терял уверенность в себе». Совет директоров был категорически против такого решения и вынуждал Хастингса оставаться на этом посту.
«Каждый год компания удваивала выручку, но мое превращение из инженера в генерального директора произошло только в 1995 году, когда Morgan Stanly вывел компанию на IPO.
В 1996 году Pure Software объявила о слиянии с Atria Software, которая планировала интегрировать ее софт со своими инструментами разработки сложных программных продуктов. По словам Хастингса, совместными усилиями они должны были изменить подход к разработке программного обеспечения.
Кроме того, компании хотели выработать единую стратегию управления продажами. Однако с этим возникли проблемы – особенно, когда из обеих компаний ушли главные специалисты по продажам.
Недостаток управленческого опыта Рида в конце концов привел к тому, что в 1997 году его Pure Software поглотил гигант индустрии – Rational Software. В ходе поглощения компания Хастингса потеряла 42% акций. Через некоторое время Рид покинул компанию, и два года размышлял о том, как не допустить подобных ошибок при управлении следующим стартапом.
Netflix
В 1997 году Рид Хастингс и его бизнес-партнер Марк Рэндольф основали Netflix – компанию, которая первоначально занималась видеопрокатом, а в 2008 году вступила в эру потокового видео. Сегодня компания претендует на звание главного в мире онлайн-кинотеатра.
Компания собирает и обрабатывает данные о подписчиках – чтобы понять их предпочтения. Big Data в случае Netflix – это не просто большие данные в буквальном смысле слова, это – комбинация информации и новейших аналитических методов.
С использованием этих методов работают рекомендательные системы сервиса, созданные для того, чтобы предсказывать, что понравится клиенту.
Как только потоковый метод стал основным способом передачи контента, компании стали доступны дополнительные данные о клиентах, такие как информация о времени суток, когда клиенты предпочитают смотреть фильмы, времени, затраченном на выбор фильма и о том, как часто зрители прерывают просмотр (как самостоятельно, так и из-за ограничений сети) – все это стало возможно измерить и изучить.
Стало очевидно, что все это влияет на степень удовольствия от просмотра видео – когда клиенту постоянно предлагаются фильмы, которые непременно ему понравятся. А довольные пользователи, естественно, с большей долей вероятности будут продлевать подписку на сервис.
Не так давно компания Netflix занялась производством собственного контента. Стратегия диверсификации также опиралась на анализ данных – модель спрогнозировала повышенный интерес пользователей к гипотетическому контенту, в котором режиссером бы выступил Дэвид Финчер, а главную роль бы сыграл Кевин Спейси. Так появился «идеальный сериал» – небезызвестный «Карточный домик», который действительно «выстрелил». Компания, воодушевившись успехом и вооружившись работающей моделью, решила продолжить диверсификацию в этом направлении.
Отношение Netflix к рекламе стало едва ли не визитной карточкой этого видеосервиса, пишет Business Insider. В Netflix уверены: чем меньше рекламы, тем больше подписчиков будет у сервиса. Благодаря ограничениям на рекламу Netflix «экономит» пользователям 6 дней жизни в год.
У Netflix есть еще одна «особенность». В январе Хастингс заявил, что положительно относится к обмену аккаунтами между пользователями. По его мнению, это нормально, когда они обмениваются паролями и предоставляют друг другу доступ к аккаунтам. Он отмечает, что многие люди, использовавшие чужой аккаунт, затем сами приобретают платную подписку Netflix.
«Пора взрослеть»
В Netflix Хастингсу удалось создать большую команду, избежав хаоса и бюрократии.
У компании есть принцип: плохие и даже средние результаты приносят щедрую выплату – и увольнение.
Netflix не измеряет людей по количеству отработанных часов. Стабильные высокие результаты даже при минимальных усилиях вознаграждаются увеличением ответственности и зарплаты.
Во многих компаниях, чтобы остановить хаос, создаются процедуры. Никто их не любит, но по сравнению с хаосом они кажутся удобными, и менеджеры начинают изо дня в день повторять: «Пора взрослеть».
Четко прописанные процедуры и процессы приносят высокие результаты в краткосрочной перспективе. Это большая доля рынка, минимальная потребность в мышлении, мало ошибок и высокая эффективность, сокращение числа любопытных инноваторов и бунтарей, строго оптимизированные к рынку процедуры, сокращение гибкости.
Затем рынок меняется в силу новых технологий или бизнес-моделей. Компания не способна быстро адаптироваться, потому что сотрудники очень успешно следуют существующим процессам, и ориентация на процесс записана в число ценностей.
И тут появляется три плохих варианта:
1. Остаться творческой, но маленькой компанией, а значит, иметь меньше влияния.
2. По мере роста избегать правил и страдать от хаоса.
3. Опираться на процессы, чтобы эффективно выполнять нынешнюю модель, но подрывать креативность, гибкость и способность процветать после смены рынка.
Однако Хастингс предложил Четвертый вариант: избегать хаоса, сопряженного с ростом, опираясь не на правила, а на еще более эффективных людей.
Тогда вы сможете и дальше работать в основном неформально, полагаясь на самодисциплину. Именно эта неформальность открывает дорогу креативности и привлекает творческих людей.
Главный рецепт: повышать плотность талантов быстрее, чем растет сложность бизнеса. Как? С помощью высоких вознаграждений, привлекая ценных людей за счет свободы добиваться многого, и требовательно относясь к культуре высокой эффективности.
Без вины виноватый
В июле 2012 года Хастингс оставил на своей странице в Facebook запись, которая спровоцировала сильный рост акций Netflix.
По мнению комиссии по ценным бумагам США (SEC), Хастингс нарушил правила разглашения информации. В том самом посте он лишь сообщил, что совокупное время просмотра видео на Netflix в июне «превысило 1 миллиард часов». Рынок отреагировал на этот рекорд повышением котировок компании на 6,2%.
Разбирательство с Хастингсом, имеющим более 200 000 подписчиков на Facebook, уже тогда было не первым примером подобного поведения топ-менеджеров в социальных сетях. Правила SEC действительно запрещают выборочное разглашение информации, поскольку с помощью этого механизма руководители компаний могут легко манипулировать инвесторами.
Однако позднее, в апреле 2013 года, SEC признала, что топ-менеджеры и официально уполномоченные лица имеют право распространять корпоративную информацию в социальных сетях.
Личное-публичное
Рид Хастингс живет в районе залива Сан-Франциско. Он женат. У семейной пары двое детей.
В 1995 году издание USA Today опубликовало на обложке фото Хастингса на фоне его автомобиля Porshe. Однако теперь он нашел себе другое увлечение. Если в следующий раз издание разместит его фото на обложке, Хастингс не будет позировать не на фоне автомобиля. Он окружит себя кучей дисков с фильмами. Его любимый фильм – «Мрачное воскресение»
В 2012 году фотопортет Хастингса сделал Кевин Эбош в рамках своего проекта FACES:TECH.
Поделиться с друзьями