Один из читателей нашей рассылки обратился к нам с вопросом: что бы мы могли посоветовать для экономии электроэнергии на складе? После рассмотрения различных вариантов мы решили предложить автоматизировать процесс управления освещения складом в ночное время, так как активность погрузчиков в это время мала, а при значительной площади склада расходы на освещения съедают много весьма нелишних, во время кризиса, денег.



Для решения нашей задачи было предложено использование наборов MP324M, силовых модулей MP146 и источники питания PW1245.

MP324M — представляет собой беспроводной супергетеродинный приемник с пультом ДУ на частоту 433 МГц. Так как он рассчитан на работу в условиях сильных помех, выбор пал на него.

MP146 — представляет собой силовое реле с тремя режимами работы: кнопка, импульс, триггер. На модуле предусмотрено место для установки приемника из набора MP324M. Реле установленное на модуле позволяет управлять электроприборами мощностью до 6,5 кВт.

PW1245 — представляет собой встраиваемый источник питания напряжением 12В, с рабочим током 500 мА. Модуль источника питания оснащен всеми видами защит, что говорит о его надежности.

Суть предложенного решения:

Так как освещение было разбиты на квадраты, по несколько ламп, в узловых точках мы предложили установить модули MP146 с приемниками из набора MP324M.



При монтаже не потребуется специального инструмента, так как все блоки снабжены клеммами под отвертку, что благоприятно скажется на удобстве монтаже и эксплуатации. Перед инсталляцией, с помощью установленных перемычек, силовые реле необходимо сконфигурировать в режим «кнопка». Так как на модуле MP146 установлены реле с током включения 30А, то дополнительные пускатели не понадобятся.

Для работы в обычном режиме или в случае аварии введено отключение автоматики. Для этого необходимо установить тумблеры отдельного и общего управления всеми группами. Чтобы получить независимое управление, тумблер для общего включения развязан диодами.

Схема подключения:



В свою очередь, передатчики устанавливаем в погрузчики, работающие в ночную смену. Так как передатчики имеют питания 12В и с данного погрузчика возможно взять 12 В, то передатчики подключаем к АКБ погрузчиков без DC/DC преобразователя. Перед установкой передатчики необходимо доработать. Для этого нужно удалить первую кнопку и установить в место нее перемычку. Питание на передатчики подается вместе с включением зажигания погрузчика. При установке передатчика необходимо стараться, что бы он находился на максимально возможном удалении от металлических конструкций погрузчика. Схему подключения и место установки передатчика можно увидеть на эскизах ниже.





Передатчики можно задействовать и для пешего перемещения, например, для охранника. Для этого берем корпус подходящего размера, в котором размещаем модуль передатчика. В корпусе устанавливаем выключатель. Питается от батарейки 12В. Для увеличения времени работы передатчика можно взять корпус побольше, а в него поместить 12В АКБ от кассового аппарата. Тогда в корпус необходимо установить и гнездо для заряда АКБ:



Каким образом все это работает.

Когда включается зажигание погрузчика, передатчик начинает излучать. Когда излучение попадает в зону того или иного приемника активируется силовой модуль который включает группу ламп. Когда сигнал уходит из зоны приемника лампы гаснут. Аналогично с передатчиком для пешего перемещения.

Так как данная система имеет большую дистанцию работы, до 150 м, то чувствительность приемников нужно отрегулировать длиной антенны, в качестве которой будет выступать отрезок провода длинной 17 см.

Возможно, кто-то захочет повторить или улучшить данное решение. А может быть, предложит свое?

Автор: Владимир Рублёв (UA4LOU)

Комментарии (14)


  1. IronHead
    30.09.2015 15:07
    +2

    Если лампы как на картинке (схеме) — то хозяин склада в скором времени разорится на покупке новых ламп, после вашей модернизации.


    1. masterkit
      30.09.2015 16:31

      Картинка со складом взята с интернета, в качестве примера.


  1. Aclz
    30.09.2015 16:25

    А есть какие-то цифры по окупаемости? Подавляющая часть электроэнергии на подобных складах уходит как раз на зарядку аккумуляторов погрузочной техники.


    1. masterkit
      30.09.2015 16:52

      Мы пока лишь предложили возможное решение. Окупаемость зависит от мощности, потребляемой освещением склада, активности в ночное время и т.п. Вообще, можно использовать и в дневное время, если окон на складе нет, а активность невелика, например, в выходные дни.


      1. Aclz
        30.09.2015 17:16

        При всём уважении, полноценным решением его можно будет назвать лишь когда станет понятно, что затраты на железо, внедрение и какое-никакое дальнейшее обслуживание будут отбиваться, и как скоро это произойдет. Пусть даже и на сферическом складе в вакууме (некую усредненную картину смоделировать вполне возможно). Ну и нужно учитывать, что склад на одной лишь погрузочной технике (без «пехоты») это не самая распространенная ситуация.


  1. IronHead
    30.09.2015 16:44
    +3

    Кстати замена ламп освещения на светодиодные светильники дало бы неплохую экономию по электроэнергии, правда срок окупаемости больше 2х лет.
    Для примера приведу реальные данные с одного объекта (я отвечал за энергопотребление, поэтому цифры точные):
    Была линия освещения на базе ДРЛ-250. Потребление линии до замены светильников в среднем 3,5 кВт/ч (в среднем, потому что при включении они жрут больше). Светильники были заменены на примерно вот такие
    http://images.ru.prom.st/99825908_w640_h640_cid2241361_pid56848047-72df0db4.jpg,
    было две разновидности: по 95 и по 45 Вт. Старались ставить их через один.
    Цены в 2011 году на них были что то порядка 7000-8000р за штуку.
    После замены — среднее потребление той же линии освещения — 700 Вт/ч.
    Линия все еще работает, включается и выключается ежедневно от фотореле.
    Освещение от ДРЛ-250 и от 95Вт светильника — на глаз одинаковое, по люксометру выходило даже чуть больше, но спектр света более белый, чем у ДРЛ и для глаз приятнее.
    Это не реклама, просто реальные данные — может кому то пригодится для планирования.


    1. masterkit
      30.09.2015 16:54

      Тоже один из вариантов решения проблемы.


    1. f5623
      03.10.2015 17:50

      Что-то я не верю, что ДРЛ-250 можно заменить на СД 95Вт при сохранении такого же уровня освещенность. А тем более, если чередовать с 45Вт.

      Либо у вас теперь освещается меньшая площадь. Либо увеличилась неравномерность освещения. Либо раньше освещалось что-то не нужное.


      1. IronHead
        05.10.2015 10:15

        Линия освещения технологической дороги для грузовиков с рудой


  1. Gothician
    01.10.2015 09:47

    Если на складе ездит только погрузчик, то у него фары есть. Можно даже дополнительное освещение на него смонтировать. А постоянное включение-выключение ламп — хороший способ сокращения их срока службы.


    1. HunterSpy
      02.10.2015 11:18

      Все зависит от частоты включений/выключений, температуры окружающей серы, напряжения в сети… По практике напряжение в сети влияет куда больше чем частые выключения выключения, если говорит про обычные лампы накаливания, если про галогеновые то их использование без устройств плавного пуска не рекомендуется при включение/выключении чаще раза в день.


  1. kasperos
    01.10.2015 11:19

    Чаще всего электротехника отказывает во время включения и выключения.


  1. alexcom
    01.10.2015 12:20

    Постоянно излучающие брелки будут мешать автосигноликам и если приедет РЧЦ впаяют штраф.
    Проще и разумнее использовать PIR-дачики (или микроволновые) движения от охранных систем. Выбор огромный, цены бросовые.


  1. den1s1
    01.10.2015 14:25

    Для складов существуют инфракрасные (да и не только) датчики высокого подвеса.