Совсем недавно мы публиковали статью «Starlink продолжает развиваться», где рассказывали об успехах компании Илона Маска. Успехи заметные — на орбиту отправляют новые спутники, строятся наземные станции, увеличивается пропускная способность сети и снижаются задержки.

Но, как оказалось, активно развивается и наземный интернет, который тоже становится быстрее. К сети подключаются новые регионы, а там, где подключение уже есть, увеличивается пропускная способность сети, причем весьма заметно. В скором времени прогресс станет еще заметнее за счет прокладки новых интернет-магистралей, опутывающих нашу планету. В этом процессе участвуют не только зарубежные корпорации, но и отечественные организации. Подробнее — под катом.

Зарубежные успехи


Здесь нельзя не отметить старания крупных международных корпораций, которые действительно выполняют очень нужную работу. Понятно, делают они это из коммерческих соображений, но выгодополучатель — еще и конечный пользователь.

Интернет-магистраль от Facebook и Google


Прямо сейчас две крупнейшие интернет-корпорации мира реализуют весьма немаленький проект, который называется Apricot. «Абрикосовая» интернет-магистраль должна улучшить качество и скорость подключения сразу нескольких стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Протяженность магистрали — 12 тыс. км.

Если точнее, то магистраль планируется проложить не одну, а две, это оптоволоконные линии с названиями Echo и Bifrost. Цель проекта — интернет-объединение Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию, Филиппины, Гуам, Тайвань, Индонезию и Сингапур, с Северной Америкой. Общая пропускная способность нового интернет-канала должна составить около 190 Тбит/с.


Пока что компании проходят этап регуляторных процедур — проект оценивают соответствующие органы разных стран. Если решение будет везде положительным, то интернет-магистралям — быть. В целом, регуляторы обычно не ставят палки в колеса международным интернет-корпорациям, так что можно надеяться, что с 2024 года, когда новый интернет-канал должен быть введен в работу, система заработает на полную мощность.


Новые интернет-каналы необходимы для того, чтобы улучшить доступ к различным интернет-сервисам корпоративным и обычным пользователям. Согласно исследованию аналитического агентства Analysys Mason, которое провело анализ сетевой инфраструктуры Google в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период с 2010 по 2019 год, сетевые инвестиции привели к получению $430 миллиардов и созданию 1,1 миллиона дополнительных рабочих мест в APAC (Asia-Pacific).

И еще магистраль — от Amazon и Facebook


Оптоволоконный подводный интернет-канал примерно такой же длины, как и Apricot, 12 тыс. км, собираются тянуть Amazon и Facebook. Здесь тоже речь о подключении Юго-Восточной Азии к Северной Америке. При этом изначально планировалось, что канал будут прокладывать три компании — третьим должен был стать телекоммуникационный оператор China Mobile International (CMI). Но по каким-то причинам китайцев решили убрать из проекта, так что остались только Amazon и Facebook.

Скорее всего причина — отказ США от сотрудничества с китайскими компаниями, которые, как считают американские военные, представляют значительную угрозу национальной безопасности страны. Кто-то из участников проекта решил, что Китай при помощи магистрали получит возможность контролировать американский интернет-трафик, а такого, конечно, США допустить не могут.

Проект получил название CAP-1, согласно плану, его пропускная способность составила 108 Тбит/с. Насколько можно понять, все регуляторные проверки уже пройдены, так что дело — за практической реализацией. Интернет-канал собираются запустить уже в конце следующего года.

Глобальная интернет-инфраструктура — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:

Next-Generation Firewall от FortiGate: обзор функций и подключение сервиса
Ingress-контроллер: что это и как выбрать
Selectel File Storage (Beta): места много не бывает

45 тыс. км в рамках проекта SX NEXT


Здесь уже речь не об отдельной интернет-магистрали или двух, а о крупнейшем проекте — создании телекоммуникационной сети, которая объединить сразу несколько стран, островов и континентов — США, Австралию, Новую Зеландию и Океанию. На днях закончился двухлетний этап прокладки оптоволоконного кабеля.

Сейчас предстоит новый этап — прокладку кабеля длиной почти в 16 тыс. км, завершить этот этап планируется к концу следующего года. Согласно планам инициаторов проекта, общая пропускная способность сети составит 72 Тбит/c. К моменту пуска сеть обеспечит минимальную задержку при передаче данных из Австралии в США.

SX NEXT — это лишь часть еще более масштабного проекта, который называется Southern Cross. Сейчас общая протяженность магистралей, проложенных в рамках этого проекта, превышает 30 тыс. км, пропускная способность — 10 Тбит/с. Сеть объединяет 12 кабельных станций и 8 крупных ЦОД на побережье Тихого океана.


Магистрали, прокладываемые в рамках проекта, должны обеспечить скоростным интернетом новые регионы, включая тихоокеанские острова Токелау и Кирибати. После завершения прокладки кабелей общая их протяженность составит свыше 45 тыс. км.

В России тоже все неплохо


На днях в Мурманске на полную мощность выведены производственные линии завода кабельной продукции АО «Управление перспективных технологий». Завод уже начал производить оптоволоконный кабель для прокладки трансарктической интернет-магистрали Мурманск-Владивосток. Проект создания новой сети называется «Полярный экспресс».

Масштабы этого проекта не меньше, чем у тех, что описаны выше, поскольку протяженность магистрали составит почти 13 тыс. км. При этом кабель планируется заглубить на полтора метра на всем его протяжении. Магистраль состоит из шести пар оптических волокон пропускной способностью вплоть до 104 Тбит/с. По словам авторов проекта, он предоставит быстрый интернет предприятиям и пользователям в российской Арктике.


Магистраль начнут прокладывать в селе Териберка (это Кольский район Мурманской области), а затем поведут через Амдерму, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск во Владивосток. Завершить проект планируется в 2026 году.

Комментарии (12)


  1. corvair
    18.08.2021 03:47
    +1

    По всей видимости, технологически наиболее сложным окажется Трансарктический кабель, первый на данном направлении. А так, видимо технологии прокладки подводного кабеля без заглубления мало изменились со времён первого Трансатлантического кабеля и "Грейт Истерна". Подумать только - постоянная электросвязь между Старым и Новым светом поддерживается с 1866 года.


  1. Akito7
    18.08.2021 06:20
    -5

    В России не все так плохо... Аппаратуру СОРМ в арктику тоже повезут? Каждые 1тыс. км. на оптический кабель по модулю СОРМ и пропускная способность упадет раз в 10...


    1. Daimos
      18.08.2021 15:03
      +2

      СОРМ ставят в конечных точках, зачем его каждые 1т км ставить?


  1. welga
    18.08.2021 10:35

    Странно, в других источниках информация идет о морской прокладке кабеля между Мурманском и Владивостоком.


    1. corvair
      18.08.2021 12:29

      Так это и есть подводный кабель.


    1. Maximuzz
      19.08.2021 22:02

      Териберка на побережье в 120 км от Мурманска, так что просто "упростили" не каждый слышал о селе Териберка с населением в пару тысяч человек.


  1. bat
    18.08.2021 19:53

    При этом кабель планируется заглубить на полтора метра на всем его протяжении.

    чем это обусловлено?


    1. RarogCmex
      18.08.2021 20:57

      Тем, что глубже копать нужен экскаватор подороже :)

      А если серьёзно, то, похоже, решили сделать именно подземный кабель для того, чтобы избежать характерных для надземных кабелей обрывов от ветра.


      1. ivanych
        22.08.2021 23:50

        Какого ветра? Кабель подводный.


  1. bonta
    19.08.2021 06:44

    А кому будут принаджедать линии между Мурманском-Владивостоком? Каким-то государственным структурам? Тк. именно государство эти линии тянет?

    Интересно, я думал что все магистральные линии хотя бы формально принадлежать кому-то из магистральных провайдеров, а не на прямую государству.

    А если принадлежат гос-ву, то получается, Ростелеком, ТТК, или МТС, если захотят пользовать эти линии, то будут платить аренду гос-ву?


    1. ptr128
      19.08.2021 10:23

      В прошлом году была информация о том, что это проект Мегафона

      Нашел ссылку


  1. welga
    20.08.2021 09:14

    Эта линия делается не для внутренних нужд, а для внешних потребителей - Азия+ Европа. Тянуть кабель, чтобы соединить Мурманск с Владивостоком абсолютно не рентабельно. Вот только с учетом политических рисков, проект очень рискован .