Привет, Хабр! Когда видим или слышим словосочетание «тестер автомобильных аккумуляторных батарей» (АКБ), на ум приходит карманное устройство с двумя крокодилами и маленьким монохромным экранчиком, измеряющее параметры аккумулятора за несколько томительных секунд. Но уже существуют и доступны более продвинутые приборы, широко известные в узких кругах автомобилистов.
Тест и обзор восьми аккумуляторных тестеров старых поколений: Foxwell BT100 Pro, DHC BT280, TooL it DBT300, Autool BT360, All-sun EM571, Lancol Micro-468 и Micro-200, — в предыдущей статье.
Внутри красочной коробки из микрогофрокартона контурная укладка из листового пластика. Инструкция на английском языке. Кроме неё, в комплекте кабель miniUSB для подключения к ПК. Чехол или противоударная рубашка из резиноподобного материала такой комплектацией устройства не предусмотрены. Питается от испытуемой АКБ.
В обновлённом варианте комплектации, к тестеру прилагается практичный мешочек из нейлоновой ткани с вышитым цветным логотипом. Можно посмотреть на KW600 в официальном магазине Konnwei на Али.
Провода достаточно длинные, что очень удобно при проверке аккумулятора на автомобиле, особенно когда он расположен в труднодоступном месте. Корпус тестера лёгкий, с большими, мягкими кнопками, которые удобно нажимать даже в перчатках. Крокодилы крепкие, c хорошим сильным прижимом, качественной пайкой и литыми изолирующими ручками, имеют изолированные губки для точного измерения напряжения на клеммах АКБ (четырёхпроводное подключение по Кельвину). Провода снабжены кольцом-липучкой, чтобы аккуратно и компактно сложить.
Тестер снабжён большим цветным TFT экраном с широким углом обзора. Меню предоставляет выбор из нескольких языков интерфейса, включая русский.
Кроме проверки параметров аккумуляторной батареи на основании измерений её внутреннего сопротивления на пульсирующем токе, прибор умеет сохранять и выводить на печать результаты испытаний, тестировать бортовую сеть автомобиля на предмет исправной работы генератора, а также работать в качестве логгера бортового напряжения, подобно осциллографу. График напряжения на клеммах АКБ до, во время и после пуска двигателя можно как посмотреть на экране, так и запомнить.
Протестируем прибор на новом аккумуляторе Topla Energy E60X. Его паспортные характеристики: напряжение 12 В, ёмкость 20-часового разряда по ГОСТ до 10.5 В 60 А*ч, резервная ёмкость 100 минут, ток холодной прокрутки (ТХП) 600 А по стандарту EN.
▍ Проверка тестера вне салона автомобиля
Выбираем тип аккумуляторной батареи.
Прибор поддерживает 10 стандартов измерения тока холодной прокрутки: CCA, IEC, EN, DIN, CA, BCI, MCA, SAI, GB, JIS.
И через секунду видим результаты теста!
Здоровье АКБ (state of health, SoH) 96%, пусковой ток EN 588 A, внутреннее сопротивление 4.90 миллиома. АКБ исправна. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ, оно же ЭДС — электродвижущая сила без нагрузки), 13.26 В.
Показывает 98%. Для большинства тестеров это максимальные показания. Видимо, их производители небезосновательно считают, что в большинстве случаев аккумулятор заряжен не более, чем на 98 процентов.
SoH обычно вычисляется табличным способом на основании напряжения разомкнутой цепи, и в силу таких присущих свинцово-кислотным аккумуляторам, особенно современных типов, «болячек», как расслоение электролита и мнимый заряд, этот процент заряженности получается весьма грубым и приблизительным, и далеко не всегда соответствует действительности.
Убедиться в 100-процентной заряженности аккумуляторной батареи можно на основании уровня и плотности электролита (если никто не доливал лишнюю кислоту). Но как быть с АКБ без доступа к электролиту, — необслуживаемыми, — которых сейчас большинство? — По поведению аккумулятора при подаче на клеммы зарядного тока небольшой величины, например, как в этой статье. Но и тут здесь нюансы: после заряда постоянным током значения будут одни, прерывистым и асимметричным — другие.
Подробности о «секретном» этапе «высоковольтного» дозаряда свинцового аккумулятора, позволяющем убедиться в его полной 100% заряженности, можно найти, например, здесь.
Непростое это дело — диагностировать всю палитру современных кислотных аккумуляторных батарей. Посмотрим, насколько фирме Konnwei удалось добиться успехов на этом поприще.
Высокое НРЦ 13.26 В говорит о том, что если АКБ действительно полностью заряжена, показатели пускового тока наверняка улучшатся после отстоя.
Но при работе с аккумуляторами не следует забывать о физических и химических свойствах, влияющих на результаты замеров и эксплуатационные характеристики. График зависимости сопротивления электролита от концентрации серной кислоты при одной и той же температуре имеет точку перегиба.
Это значит, внутреннее сопротивление 100% заряженной АКБ будет чуть выше, чем у недозаряженной. Что нередко смущает автолюбителей, пользующихся экспресс-тестерами. Появляется опасение, будто заряд навредил аккумулятору. Опасение ложное, так как небольшое снижение показателя ТХП обусловлено физическими свойствами электролита, а не разрушением пластин.В меню ИНФО можно посмотреть серийный номер устройства, дату производства — июнь 2019 года, а также текущую версию программного обеспечения:
Версия программного обеспечения тестера на момент съёмки первого видео 1.1.2, аппаратная версия V1.0.0.
В меню ПОВТОР можно посмотреть запись осциллограммы сигнала напряжения с клемм, результаты последнего теста АКБ, а также удалить данные теста.
Повтор осциллограммы воспроизводится в реальном времени. Зелёная полоска снизу экрана показывает прогресс воспроизведения.
Теперь протестируем прибор на бывшем в употреблении аккумуляторе Dominator 55. Он произведён по гибридной Ca+ технологии. Ёмкость 55 А*ч, пусковой ток в EN 480 А, резервная ёмкость 90 минут.
Функция «Быстрая проверка» позволяет не вводить тип АКБ, стандарт измерения и паспортный пусковой ток, а просто выбрать номинальную ёмкость.
Уровень заряженности SoC при этом показывает 98%.
Видим, что ТХП при измерении по разным стандартам значительно отличается, но вердикт тот же:
Испытаем EFB аккумулятор АКОМ +EFB 6СТ-60VL 60 А*ч, EN 560 А.
На дисплее 4.87 мОм, EN 593 из 560 А, 12.70 В, SoH 100%, SoC 98%, АКБ ИСПРАВНА.
Противный писк при нажатии клавиши можно отключить из меню НАСТРОЙКИ.
Тест клавиатуры отображает названия нажатых кнопок на английском языке. Выход — по двойному нажатию EXIT.
▍ Проверка тестера на автомобиле. АКБ Fireball FB 6СТ-60VL.
В салоне автомобиля доступны пункты меню «Проверка АКБ», «Проверка вращения» и «Проверка зарядки».
Пункт «Проверка АКБ» выводит на экран следующую инструкцию. 1. Проверьте поверхностный заряд. Включите фары. 2. Включите лампы головного света примерно на 10 секунд. 3. Выключите фары.
Вопрос поверхностного заряда мы уже разбирали.
Далее идёт меню обычного теста с выбором типа АКБ, стандарта измерения и номинального тока холодной прокрутки.
Результат — 6.40 мОм, 12.59 В, пусковой ток по EN 451 из 540 А, SoH 69%. АКБ ИСПРАВНА. SoC 98%.
Тест «Проверка вращения» предлагает запустить двигатель.
Так что KW600 — это ещё и низкочастотный запоминающий осциллограф для бортовой сети.
Это ещё не всё. Далее идёт проверка при активной нагрузке:
Тестер предписывает увеличить скорость вращения коленвала до 2500 оборотов в минуту и удерживать её в течение 5 секунд.
В режиме «Форма волны» прибор показывает осциллограмму, текущее, максимальное и минимальное значения напряжения. Можно запустить ДВС и построить график просадки напряжения АКБ при пуске двигателя и его роста при работе генератора.
При выходе из режима осциллоскопа, тестер спрашивает, сохранять форму волны в памяти, или нет
Теперь попробуем воссоздать картину неисправного генератора, перенастроив зарядное напряжение на 13 В.
При повторной проверке вращения (cranking test) время запуска двигателя сократилось до 3838 мс, а напряжение под стартерной нагрузкой снизилось до 10.69 В. Этого следовало ожидать: двигатель прогрелся, а аккумулятор не успел восполнить заряд.
Проверка зарядки показывает падение бортового напряжения до 13.00 В и рост его пульсаций до 80 мВ.
После проверки под активной нагрузкой, на итоговом экране выводятся данные. Прибор посчитал генератор неисправным, как и должен был.
Тестируем изношенный TAB Polar Ca/Ca 60 A*ч, 600 A EN с остаточной ёмкостью 10 А*ч.:
Обратим внимание, аккумулятор Fireball 6СТ-60VL на автомобиле с SoH 69% тестер посчитал исправным, а этот изношенный TAB Polar с SoH 73% — подлежащим замене. Получается, алгоритм оценки исправности АКБ у Konnwei KW600 основывается не только на проценте здоровья, но учитывает и другие факторы отклика электрохимической системы на разрядный импульс.
▍ Подключение к ПК и обновление
Программное обеспечение прибора Konnwei KW600 поддерживает Windows XP, 7, 8, 10. Переходим по адресу konnwei.com, и попадаем на официальный сайт производителя.
Также можно скачать архив с www.itoscanner.com/download.
Распаковываем архив и устанавливаем самым обычным образом, запускаем. BTlink общается с тестером по USB через виртуальный COM-порт. Окно программы имеет две вкладки: Internet Upgrade для автоматического поиска обновления в Интернете и Print для печати результатов из памяти тестера.
Чтобы просмотреть или вывести на печать результаты измерений из памяти тестера, нужно запустить BTlink и подключить прибор к USB кабелю, не нажимая на нём никаких кнопок, после чего выбираем в меню пункт ПЕЧАТЬ и нужные нам данные. Загружаем результат теста.
В версии 1.1.3 русский текст, выводимый в окно BTlink, был нечитабельным. После обновления до 1.1.5 всё исправилось, кроме греческой буквы Омега, скорее всего, отсутствовавшей в шрифте самого ПК.
График формы сигнала на экране ПК, в отличие от экрана тестера, можно рассмотреть в подробностях и сдвигать вперёд и назад. При наведении указателя мыши на точку графика, BTlink показывает значение напряжения в этой точке.
▍ История проблемы с AGM
До февраля 2020 года, тестеры KW600 и KW210 имели всего один алгоритм на все типы АКБ, несмотря на то, что в меню значатся 5 типов. Обновление до версии 1.2.3 добавило алгоритм для AGM. В лаборатории автоэлектрики «Вектор» произведено сравнение показаний тестов AGM до и после обновления.
АКБ Topla Ca/Ca AGM Stop&Go AG60, паспортные характеристики: 60 А*ч, EN 680 A
Благодаря обновлению, результаты измерений тока холодной прокрутки AGM стали адекватными.
Аккумулятор LADA 6СТ-55VL 55 А*ч 425 А
Результаты по обычной «мокрой» АКБ, как видим, не изменились. Теперь у тестера появился специальный алгоритм для AGM. А устаревший режим быстрой проверки, подходящий для малосурьмянистых АКБ наподобие этого антиквариата, из прошивки исключён. Konnwei сделали всё совершенно правильно.
▍ Выводы
Итак, прибор KW600 имеет защищённый от повреждений цветной экран, эргономичный корпус и кнопки, достаточно крепкую конструкцию, длинные провода, достойно русифицирован, а самое главное, измеряет параметры АКБ быстро и оценивает её состояние адекватно. Имеется масса различных полезных функций. Производитель осуществляет техническую поддержку продукта, совершенствует программное обеспечение и предоставляет обновления на официальном сайте.
О других моделях аккумуляторных тестеров Konnwei расскажем в следующих публикациях.
Статья написана в сотрудничестве с автором видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.
Комментарии (12)
eSKon
18.08.2021 17:42посмотрите ещё тестер от b2q technologies - там и прошивку обновлять не нужно, весь алгоритм в мобильном приложении
Schakal
18.08.2021 18:03+1Так вроде уже 650 вышел, а может и новее. Или там одна косметика? В любом случае мне кажется актуальнее изучить его. По 600 уже пропасть роликов на ютубе со всеми подробностями.
TinyElectronicFriends Автор
18.08.2021 18:58Ещё в лабораторию поступил новый тестер Konnwei KW710 для АКБ и автомобилей 6, 12, 24 В. Его обзор и тест ожидается в ближайшем будущем.
dravor
19.08.2021 00:40+1По счастливому совпадению в лабораторию поступил новый прибор того же производителя. По этому ничего не поделаешь: новый детальный обзор всех невероятных достоинств будет о5 по продукции этого производителя. Во что превратился Хабр…
TinyElectronicFriends Автор
19.08.2021 02:54+1В видео и статьях говорится о всех достоинствах и недостатках АКБ и приборов, которые замечены при испытаниях. Например, в этой статье:
До февраля 2020 года, тестеры KW600 и KW210 имели всего один алгоритм на все типы АКБ, несмотря на то, что в меню значатся 5 типов.
encompsys
19.08.2021 13:06Подскажите, этот тестер, KW600, получится применять для тестирования 12-вольтовых батарей для бесперебойников ( 7.2 А*ч и так далее) ?
TinyElectronicFriends Автор
19.08.2021 13:09Внутреннее сопротивление он измеряет. Прицепить крокодилы Кельвина на фастоны маленькой ИБП АКБ можно. Так что да, позволит оценить состояние АКБ. Что до пускового тока, он в даташитах для таких аккумуляторов не нормируется.
encompsys
19.08.2021 13:20Там, как правило указан Max Dischage Current. Т.е. прибор будет корректно проверять аккумуляторы с током, например, 50 ампер ?
TinyElectronicFriends Автор
19.08.2021 14:27Тестер - не нагрузочная вилка, он измеряет внутреннее сопротивление на небольшом пульсирующем токе.
theGrove
Спасибо, очень информативно! Много нового для себя открыл. Пользуюсь таким же тестером около года, правда за это время он мне так и не пригодился =).
Кстати обнаружил 2 скрытых режима:
Если в Меню > Инфо: удерживать клавишу «Down» то мы попадаем в скрытый режим «Current vol».
Если в Меню > Инфо: удерживать клавишу «Up» или «Enter» то мы попадаем в "Сервисный режим".
Когда то писал об этом на Драйв2