Курсов много. Очень много. Учат на разработчиков, на тестировщиков, на дизайнеров, на продукт-менеджеров, на проджект-менеджеров, на UX-писателей, на аналитиков. Подаются они как лекарство от безденежья — заплати сейчас, через полгода выходи на работу в компанию N и зарабатывай шестизначное число.
Не будем говорить об эффективности образования — об этом уже высказался @luchanos в познавательном лонгриде. Но заманивать людей в профессию деньгами как минимум неэтично — это провоцирует потребительское отношение к учёбе и впоследствии к работе, и лишает какого бы то ни было интереса что-то искать самому.
Какие есть альтернативы? Мы в GetMentor топим за менторство. Это лучший способ получить знания и мотивацию идти дальше ( по нашему скромному мнению). Суть подхода в том, чтобы не утрамбовывать людей готовыми знаниями, а указывать путь — и стимулировать любопытство.
А ещё те, кто уже в профессии, могут делиться своими знаниями и навыками. В рунете это делают очень немногие — а те, кто начинают, как правило, быстро выгорают. Чтобы узнать причины, мы поговорили с Google Developer Expert, основателем Android Broadcast Кириллом Розовым. Он ушёл с работы, чтобы записывать бесплатные образовательные видео. К чему это привело — читайте под катом.
С чего всё началось
Android Broadcast зародился в ноябре 2018 года. Тогда я работал в EPAM лидом, и одной из моих задач было подтянуть знания команды. Я организовал внутренний чат в Slack с интересными материалами по разработке.
В какой-то момент люди стали уходить из компании (надеюсь, не из-за меня). Они хотели, чтобы я оставил доступ к каналу, но этого сделать не мог — все-таки это была внутрикомандная история. И я задумался: а почему бы не вынести его отдельно? Я много читаю по разработке, много за чем слежу, можно этим и поделиться. Так появился телеграм-канал Android Broadcast.
Спустя год я понял, что часто пересекаюсь с интересными людьми, и было бы круто записать с ними подкасты. Это просто и не так накладно, как записывать видео.
Потом я понял, что подкасты как форма — чушь и должны умереть. На том же SoundCloud ты вообще ничего не найдешь, если не знаешь исполнителя, не говоря уже о рекомендациях. Тогда я начал выкладывать на YouTube видеоверсии встреч. Сил особых не прикладывал, но собрал гораздо больше слушателей, чем на любой платформе подкастов.
Спустя еще какое-то время я решил выкладывать на YouTube митапы, только с одним гостем. Ещё до этого мы с Денисом Неклюдовым и Мишей Емельяновым организовали Android Dev Virtual Meetup в первую волну пандемии. Формат понравился, взял на вооружение.
Идеи, наработки, фактура, желание обучать, телеграм — все как-то собралось в единую картину, и я начал записывать обучающие видео в духе “снято дома на любительскую камеру”. Меня смотрело не так много человек, но я понял две вещи:
а) мне интересно этим заниматься;
б) кому-то это нужно — даже в таком “сделай-сам” формате.
И я хочу делать контент лучше и интереснее — не спрашивать других, а рассказывать самому. Но в процессе подготовки стало понятно, что мне мешает работа. Или канал мешает работе. Так или иначе, от чего-то нужно было отказаться.
В 2020 году партнёром Broadcast стал AvitoTech. На тот момент я зарабатывал $5000. Подрассчитал и прикинул: если уйду с работы и буду заниматься только контентом, то смогу вернуться хотя бы на 80% прежнего дохода.
К новому году я уволился, чтобы полностью заниматься контентом. Вот, как это было.
Что мне понадобилось
Деньги
Их хватало на то, чтобы не искать работу первое время и продолжать делать контент.
Время
Видео с “говорящей головой” можно смонтировать за полдня, на крупные обзоры — вот как про Android 12 — уходит около недели. За первые полгода в 2021 у меня было 2 выходных, и это нормальная история для блогера.
Желание
Я 9 лет проработал программистом, мои знания ценились в компании. Но я не мог реализоваться полностью, пока не начал делиться своими знаниями с окружающими. Для меня это вклад не в работу команды, а в развитие всего направления. Это лучшее применение моего опыта — из всех, которые я смог найти.
Оборудование
Видеоблогинг — дело недешёвое. Чтобы записывать видео приемлемого качества, мне потребовались:
Фотоаппарат Sony Alpha a6400 — $1020
Объектив Sony E 300mm F3.5 — $360
Трипод Falcon Eyes L-2900ST — $28
Свет: лампы Yongnuo YN-300 III 3200-5500K ($90), Yongnuo YN-300 AIR ($55), Godox SL60W ($180)
Петличный микрофон для интервью RODE Wireless GO — $200, петличный микрофон Rode Lavalier — $70
Софт для монтажа: $27 в год
Всё вместе — $2027 (средний, добротный вариант).
Также понадобилась отдельная комната для записи. Вариант аренда квартиры + офиса выходил недёшево. Загородный дом, куда мы мечтали переехать и где было бы достаточно пространства, обходился во столько же. Поэтому мы выбрали его.
Какой был план
В основе Android Broadcast лежит одна важная идея: весь контент должен быть открытым и бесплатным. Мой контент может и не принести пользы людям, и просить деньги вперёд мне просто стыдно.
Поэтому Android Broadcast существует за счет трех вещей: реклама, донаты и партнерство. Основной — это партнерство с компаниями. Именно партнерство, не одноразовая интеграция. С Лабораторией Касперского, например, мы сделали курс по Dagger 2.
Ещё я решил, что не буду делать контент для тех, кто хочет войти в айти. Такого контента и так много, хорошего и разного. Я хочу рассказывать о чём-то, что мне самому интересно — разобраться в технологии, поделиться своим взглядом на происходящее. Я могу брать откуда-то идеи, но весь контент я делаю сам: без переводов, без копий, просто прогоняю через призму своего опыта.
Часть контента — собеседования и code review. Тут задача — показать, как идёт процесс, к каким вопросам готовиться. Собеседования делятся на два формата: Розов — эксперт из сообщества и эксперт — эксперт, один пробуется на роль, другой собеседует. Это ультра-комбо: ты можешь понять ход мысли как нанимателя, так и кандидата, намотать на ус трюки и тактики. И ты учишься у лучших — многие участники уже работают в компаниях-миллиардерах. Собеседование всегда было и остаётся закрытым форматом, а хочется приоткрыть занавес. И помочь поверить в себя — часто у людей встречается “синдром самозванца”, который рубит все возможности на “да куда я пойду, никуда меня не возьмут”. Не возьмут, потому что не попробуют. А не попробуют, потому что боятся. Видео помогает бороться со страхом неизвестности и хорошо подготовиться.
Как всё развивалось
Потом и кровью. Первый год подписчиков для телеграма нужно было собирать буквально вручную. Я выступал на всех митапах и конференциях, до которых мог дотянуться. Тогда у меня не было личного бренда, меня никто не узнавал. Репутация, аудитория — всё приходилось зарабатывать с нуля.
В пандемию весь контент перешёл в онлайн, и я испугался. Вот сейчас все хлынут в онлайн и люди просто устанут от контента, а если этим займутся большие компании, шансов конкурировать с их ресурсами — ноль. Но оказалось, что ни компании, ни сообщества не знают толком, как делать онлайн-контент. Всё — конференции, митапы, семинары — проходило оффлайн, а в онлайне образовался вакуум, который никто не мог заполнить. Это помогло мне занять свою нишу — и я понял, что могу делать больше.
К началу 2020 года я титаническими усилиями собрал 1200 подписчиков — через огонь, медные трубы и платную рекламу. Периодически вечерами я сидел и думал, зачем вообще в это ввязался. А к началу 2021 года канал вырос до 5000 человек — когда я надеялся в лучшем случае на 3000. Я так до конца и не понял, как это вышло.
Что я узнал за это время
Чтобы создать успешный ютуб-канал, нужно сначала инвестировать в базу — долгоиграющие видео, которые не утратят своей актуальности. Конечно, можно хайповать и выпускать по сотне роликов в неделю по новостям и слухам, но они живут две недели — а дальше никому уже не интересны. Подпишутся с них единицы. База вызывает интерес и доверие к источнику. С ней шансы, что каналом заинтересуются, увеличивается в разы. По времени построение базы затратно, но в долгосрочной перспективе — очень выгодно.
А значит, нужен хороший, годный контент. Делать его тяжело. На обзор новинок Android 12 я потратил около недели — во всем разбирался, писал большой полноценный сценарий. Но он изначально получил много просмотров. Он привлек внимание, когда Google рассказали об Android 12, он себя проявит, когда будет релиз Android 12, и еще на протяжении года будет качать людей. Такой материал дорогой в плане временных затрат, но он того стоит.
Очень помогли ежегодные опросы мобильных разработчиков Егора Толстого. В 2020 году я засветился в его подборке каналов от разработчиков разных компаний, что дало проекту ускорение. А в 2021 я уже попал в топ подборки, причем Android Broadcast лидировал среди как подкастов, так и телеграм-каналов — и ко мне пришло ещё больше людей.
Коллаборации с другими блогерами помогли не особо. С ними сложно привести новых людей — кто-то заинтересуется и придёт, но большинство зрителей приходит посмотреть на конкретного человека и уходит до титров. С блогерами поменьше люди не останутся, а блогеров побольше трудно заинтересовать — они не настроены тебе помогать.
Сложно с компаниями-партнёрами. Если они не заинтересованы, ничего нормального не выйдет. Они могут платить, но ничего руками делать не будут.
Лучше искать компанию, заинтересованную в техпиаре. Поэтому мой партнёр — AvitoTech. Они помогают финансово, они же поддерживали меня морально — это подкрепило моё решение уйти с работы и заниматься каналом полноценно. Они помогают реализовать идеи, участвуют в брейншторме, консультируют. Да, они заинтересованы в пиаре, но им нравится и сам проект. Они не ставят жестких рамок — упомяни там, напиши тут. Они всегда откликнутся, и ты тоже с радостью идёшь навстречу.
Ближе к делу: когда закончились деньги?
В июле 2021 года я уже сидел на нуле — закончились сбережения, и я устроился на работу на полставки. Сейчас получается поднимать 60% от прежней зарплаты (это если говорить о среднем по больнице — некоторые месяца были совершенно провальные), но пока работаю в ноль — что заработал, то и потратил. Это сезонный бизнес: один месяц можешь заработать уйму денег, второй будешь сидеть без рекламы и интеграций в режиме жесткой экономии. В моём положении жить без запаса очень сложно.
Набирать аудиторию — дело недешёвое. Ежемесячно я трачу на рекламу минимум 20-25 тысяч. Есть спецпроекты, на которые уходит больше. Вдобавок нужно брать в аренду облачные хранилища для стриминга и другие сервисы. На развитие и поддержание проекта уходит минимум 40 тысяч в месяц.
Летом у меня просели просмотры. Контент был такого же качества, но активности и комментариев было ноль. Самое сложное в такие периоды — не терять мотивации. Ты вкладываешь, но ничего не получаешь в ответ. На выступлениях в оффлайне ещё можно подзарядиться, но тут ты разговариваешь сам с собой на камеру в пустой комнате. Силы и идеи есть, но желания их реализовать — нет.
Все жалуются на полусырые курсы от недопрофессионалов. Но сколько вы знаете каналов, которые делают контент бесплатно и не сворачиваются через год-два? Есть люди, которые хотят делиться знаниями, но их никто не поддерживает. Почему-то легче отдать 40к за курс фирме, которая хочет на тебе нажиться, чем пожертвовать 200 рублей человеку, который действительно пытается тебе помочь.
В США развита культура донатов. Благодаря этому маленькие блогеры могут выжить и спокойно совершенствовать контент. У нас развита культура пиратства. Правило российского рунета: если где-то просят за что-то деньги, это можно найти в другом месте совершенно бесплатно. А если контент изначально бесплатный, значит, у его создателя много денег. А если и нет — за меня пожертвует кто-то другой.
И что теперь?
Сейчас у телеграм-канала Android Broadcast 7800+ подписчиков, примерно столько же — на канале в YouTube. Порядка 150 человек донатят проекту, и они вносят неплохой вклад, с которым я могу много чего делать. Не все так прекрасно сейчас, но проект развивается стабильно.
Мне сложно отделять себя от канала — многие проекты появились благодаря публичности. Сейчас я даю платные консультации компаниям, провожу платные выступления, и на полставки работаю техпиар менеджером — это позволяет мне уделять время проекту и заодно прокачаться в построении технического бренда компаний.
Я прокачал личный бренд. В Android-сообществе меня многие знают — три года назад не знал почти никто. Есть и обратная сторона медали: на собеседовании с тебя большой спрос. Это же Кирилл Розов, у него телеграм-канал есть. Приходится немного развеивать этот ореол известности: медийность человека не стоит сопоставлять с его уровнем знаний. Я просто разработчик, который что-то знает.
Канал закрывать не буду — чувствую ответственность за зрителей, поэтому буду вести, сколько хватит сил. Если я не буду записывать видео, никто не будет, а мы всё-таки в ответе за тех, кого приручили. Но есть две проблемы, которые могут меня подкосить. Самое главное препятствие — это деньги. Если финансовое положение просядет, я закрою проект. Кто-то бы делал контент платным, но я не буду. Бесплатно — или никак. Второе — выгорание. Я весь год работал практически без выходных, и это нереально выматывает. Хочется хотя бы два дня подряд отдохнуть без задач и срочных дел, но пока не получается.
Кружка кофе в Москве стоит 100-200 рублей. Если бы хотя бы половина тех, кто смотрит мои видео, закинули бы мне на карту на кружку кофе, я бы вообще ни в чём не сомневался, но пока об этом приходится только мечтать.
Но на самом деле дело не в деньгах — вернее, не только в них. В этом деле очень легко выгореть — особенно, когда не понимаешь, нужно ли это кому-нибудь. Кто это читает — ставьте лайки, пишите комментарии тем, кто вам нравится. Крупным авторам, наверное, будет всё равно, но ребятам с небольшой аудиторией это очень важно.
Предложение без спроса не рождается. Если есть курсы, значит, кто-то их покупает. Если кто-то выпускает рекламу “обучись за полгода и зарабатывай 100 тысяч через 3 месяца”, значит, кто-то ей верит. Этот поток нельзя остановить. Но можно поддержать тех, кто делает хороший контент — просто так. Потому что это пока одна из немногих альтернатив на рынке, с которой IT-сообщество развивается, а не стагнирует. И помогая одному хорошему автору, вы даете другим веру в то, что они могут делиться своими знаниями — и это будет кому-то нужно.
Мы GetMentor — сообщество IT-наставников, которые делятся знаниями и опытом. Многие менторы консультируют бесплатно — просто, чтобы вернуть долг IT-комьюнити. А мы, как площадка, не берём комиссию ни с одной из сторон — поэтому тема полезного и бесплатного контента нас тоже касается. В телеграме мы обсуждаем разные наболевшие темы, а на сайте можно поискать ментора — и записаться к Кириллу в том числе.
Комментарии (3)
astenix
20.08.2021 18:42Давайте, что ли, резюмируем то, во что упирается любое такое начинание:
делать видео напряжно (нужно оборудование, которое стоит денег; в фоне надо проделать очень, очень много предварительной работы),
нет культуры донатов,
«если финансовое положение просядет, я закрою проект»,
легко выгореть,
москвичи покупают кофе только самим себе.
Даже если всполыхнуло и аудитория потянулась — в рунете это ещё ничего не значит. Можно выезжать только за счёт долгоживучести видеороликов и их монетизации, а техноблоггинг на долгосрочных роликах не живёт. Успешные примеры, которые мне попадались на глаза, всё больше «очень полезная информация» для вайтишников, которые ничего не платят, но накручивают просмотры, отсюда необходимость делать ролики, которые будут смотреть (пусть и очень частично) и сегодня, и завтра, бо это накопление общей массы монетизации. I'm not a videobloger, but 20$ is 20$.
Делать курсы на основе своих видеовыступлений не выход?
3aBulon
01.09.2021 15:33Если бы хотя бы половина тех, кто смотрит мои видео, закинули бы мне на карту на кружку кофе, я бы вообще ни в чём не сомневался, но пока об этом приходится только мечтать.
Ну слушай, ну закинули тебе разово по 100р, стал ты богаче на 300000 рублей, а дальше?
Закидывать каждый стрим/ролик? Да ладно. Новички? Да, возможно, но все же мы тут про бесплатно, или про жить на донаты?
Earthsea
Хорошо что пока еще на врачей так не учат. Хотя кто его знает, глядишь лет через 5 где-нибудь в Африке именно так и начнут.