Интересно читать про гигантов и успехи, но еще интереснее посмотреть на тех, кто был близок к успеху и провалился. Перевод и адаптация статьи от автора telegram канала про IT продукты Алексея Арефьева.

Несмотря на огромный успех компании Amazon, она была явно не первой, кто начал качать онлайн торговлю. Многие пытались «продавать что-то в интернете» ещё задолго до Amazon… и провалились, но почему?

История компании CDNow и интервью с ее основателем, ответит на этот вопрос.

Когда все было хорошо

Джейсон Олим основал компанию под названием CDNow. Ребята занимались продажей компакт дисков через интернет. Еще до Amazon его фирма долгое время была лидером в области онлайн торговли: капитализация CDNow на пике в 1998 достигала 1 млрд долларов.

Можно предположить, что продаваемый товар был причиной неудачи. И вправду, кто до сих пор слушает музыку через CD диски? Но не забывайте, что Амазон начала своё восхождение с продажи книг. Тем более для 90х диски были в полном ходу.

Amazon.com и CDNow.com начали с очень похожих вебсайтов, продающих аналогичные типы товаров. На деле, CDNow на первых порах был намного успешнее. Его запустили до Amazon и, как говорит Джейсон, компания начала набирать популярность в первый же год работы.

У нас не было проблем с вовлечением людей в наш сервис… Мы развивались семимильными шагами. За второй год мы заработали пару миллионов долларов. За третий – 6 миллионов. Это был чистейший рост.

Джейсон Олим, основатель CDNow

За пару лет CDNow вырос от двух рабочих – Джейсона и его сооснователя, до 500+ рабочих, сотен миллионов долларов дохода, и куче филиалов по всему миру.

В компании рождались прорывные решения:

  • команда буквально изобрела онлайн корзину, до этого её просто не существовало в принципе

  • заказала первую онлайн рекламу

  • разработала свою прогу для онлайн покупок

Сегодня все это ассоциируется с Amazon, но CDNow использовал их раньше. К несчастью основателя, это не помогло им удержать лидерство и, как он упоминает в интервью, на то была очень важная причина.

Важная причина

Когда Джейсон рассказывал о своём опыте в создании CDNow, он объяснил почему его компания не стала настолько успешной, как Amazon:

Я в отличие от Джеффа Безоса был слеп. У него была правильная идея, которую пропустил я – «Если ты можешь купить одну вещь, ты можешь купить что угодно.». Задумка в создании отдельного музыкального онлайн магазина просто не имела смысла, и в то время я не обратил на это внимания… Мы должны были отойти от музыки, но вместо этого мы погрузились в неё ещё сильнее, считая, что это и есть путь к решению всех проблем.

Джейсон Олим, основатель CDNow

Джейсон говорит, что проиграл Amazon, потому что не смог распознать глобальные перемены, перетягивающие всю торговлю из оффлайна в онлайн. На первый взгляд, это очень логичная причина проигрыша в этой гонке. Быть слепым, быть слишком зацикленным на специализации предприятия – это одна из самых важных и распространённых причин, по которым лидеры рынка терпят неудачу.

Будучи лидером рынка CDNow находился у истоков совершенно новой индустрии, которая только начинала менять мир. Конечно, это довольно завидная позиция, но, одновременно с этим, очень сложная, ведь он был первым в этой сфере.

Что значит первый

Испытание, с которым пришлось столкнуться Джейсону, большинство предпринимателей просто не понимают. Многие считают, что быть первым на рынке – это хорошо. У этого даже есть название – «Преимущество первого», но, на деле быть первым на рынке - значит совсем другое:

Я не думаю, что для нас преимущество первого стало превосходством, ведь каждый день нам приходилось решать уникальные проблемы. Я даже часто шутил, что мы – первопроходцы, подстреленные со спины. Во многих случаях легче быть быстрым последователем.

Джейсон Олим, основатель CDNow

Джейсон говорит, что, когда вы первые на новом быстрорастущем рынке, у вас будут трудности с решением каждой новой уникальной проблемы. Это очень тяжёлое положение. Это настолько тяжело, что часто всё заканчивается крахом компаний – первопроходцев.

Быстрые последователи – это компании, которые идут сразу после лидеров рынка, учатся на их ошибках, и потом неожиданно обходят лидеров, уставших от десятикратной нагрузки.

По сути, это очень похоже на гонку. В гонках самые успешные пилоты довольно редко постоянно удерживают первые позиции на протяжении всего соревнования. Вместо этого они просто садятся на хвост лидера, давая ему бороться с сильным сопротивлением воздуха. В конце концов, дополнительное давление заставляет лидера сбросить скорость, и именно в этот момент быстрый последователь обгоняет его.

Если вы основали стартап, то вам следует придерживаться аналогичной тактики. В первое время, пока рынок формируется, не пытайтесь стать лидером. Оставайтесь позади на протяжении нескольких лет, следуя по пути лидера, и ждите идеального момента занять ведущую позицию.

Тот самый момент обязательно настанет, просто надо его дождаться. Это именно то, что Безос и Amazon сделали с CDNow. После пяти лет лидерства на рынке онлайн торговли, CDNow рухнула, и Amazon забрала первенство себе. Это первенство она удерживает уже 20 лет, в то время как CDNow канул в небытие.

Источник статьи

Итого (от автора/переводчика)

Поделюсь основными мыслями, которые возникли пока готовил материал:

1. Периодически поднимай голову и мысли шире, нежели конкретной задачей (пример «продажа дисков»). Только ли диски можно продавать в интернете или еще что-то? Что в целом с продажами в онлайне?

Часто в работе, мы погружаемся настолько глубоко в продукт/процессы, что забываем про мир вокруг и то, что там происходит. Как следствие, перестаем видеть реальность и перспективы.

Устраивайте для себя периодические чеки (раз в квартал/полгода) того, чем занимаетесь. Ок, я отвечаю за это, но если посмотреть шире, то что? А, если еще шире?

Подобная практика поможет развивать видение и стратегию в долгосроке.

2. Не спеши лезть вперед, но это не точно

Круто, когда есть на кого посмотреть на рынке, у кого стащить идеи и в какой-то момент «выскочить» вперед, но все не так однозначно…

Ситуации бывают разные:

  • ты можешь следовать за лидером, но потерять в принципе возможность откусить сочный кусок рынка, потому что лидер вырвется настолько вперед, что его уже не догнать

  • ты можешь периодически меняться с лидером местами и в долгосрочной гонке просто не рассчитать силы/ресурсы/энергию и провалиться

  • ты можешь (подставьте что-нибудь еще)

В целом, мораль понятна – удобно идти за лидером, но в жизни приходится адаптироваться под ситуации и менять все налету. Поэтому на уровне тактики, скорее важна скорость изменений, чтобы использовать «тот самый момент» и не упустить его.

Алексей А.


Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими мыслями/откровениями, если они у вас родились, пока читали статью. Интересно вытащить практические рекомендации, которые каждый из нас сможет использовать в будущем.

Комментарии (14)


  1. raamid
    12.09.2021 19:42

    Если вы основали стартап, то вам следует придерживаться аналогичной тактики. В первое время, пока рынок формируется, не пытайтесь стать лидером. Оставайтесь позади на протяжении нескольких лет, следуя по пути лидера, и ждите идеального момента занять ведущую позицию.

    Тот самый момент обязательно настанет, просто надо его дождаться. 

    Скажите это тем, кто уже 20 лет ждет краха Amazon. На самом деле нельзя замедляться, поскольку можно стать 3-м, 10-м, 100-м и тогда уже ничего не поможет. Учиться у конкурентов - вот что всегда помогало, это есть практически в каждой истории успеха.


    1. VanKrock
      13.09.2021 06:23

      Так в статье как раз и речь, что амазон как раз и идут по этой стратегии. А ждать краха на уже сформированном рынке нужно ждать очень долго.


  1. Solovej
    12.09.2021 20:00

    Ну написано же в правилах что сперва на Хабре статья выходит, а потом и на остальных ресурсах а не наоборот. Copy - paste.


    1. Spym
      12.09.2021 21:41
      +3

      Это правило уже отменено. Теперь там следующее:

      Не следует копировать на «Хабр» тексты, опубликованные другими людьми на других ресурсах, но можно копировать собственные тексты, если они не нарушают правила ресурса.


    1. dom1n1k
      13.09.2021 00:03

      Отменено без малого 3 года назад.


  1. v1000
    12.09.2021 23:08

    Джейсон говорит, что проиграл Amazon, потому что не смог распознать глобальные перемены, перетягивающие всю торговлю из оффлайна в онлайн.

    Может проблема в этом, а не в том, чтобы быть лидером?

    Похожие вещи случаются, когда компании слишком уверены в направлении своего развития, или бояться что-то менять в хорошо работающей схеме.


    1. blackshow Автор
      13.09.2021 10:10

      Вопрос в том, как обнаружить "тот самыймомент". С одной стороны можно вкачать кучу ресурсов в "возможное" преимущество, с другой - все профакапить. Определенно есть доля удачи и чутьё основателя.


  1. sena73
    13.09.2021 10:11
    +1

    Чего-то в этой истории не хватает. Когда начали падать продажи компакт-дисков и начала развиваться онлайн торговля всем подряд, то у CDNow ещё было какое-то время чтобы перестроиться. Благо усилий для этого много не надо. У них уже был раскрученый сайт-магазин и достаточно просто было добавить туда новые товары, была техническая и материальная база. Никаких особых способностей для того чтобы догадаться это сделать не требовалось.


    1. blackshow Автор
      13.09.2021 10:12

      Кто знал, кто знал... Это мы сейчас можем спокойно заявлять, что было очевидно, а для человека, у которого забустились продажи и все было оооочень хорошо, заметить изменения еще сложнее.


    1. Solann
      18.09.2021 21:04

      Кстати попытки на нашей памяти у многих было, но достичь размера амазона не получилось ни у кого, хотя бы примерно.

      Юлмарт помниться в последние годы торговал всем подрят, более мелкие магазины электроники продавали всё вплоть до собачего корма, но тоже не преуспели.  Точно помню, что даже Мвидео лет 5-6 назад начинало торговать кока колой и гречкой, но тоже забило и сейчас продаёт всё тот же ассортимент, что и 10 лет назад.

      Возможно, дело не только в ассортименте, возможно надо со всех сторон было перестраивать магазин (логистика, б2б, финансы, реклама), а у них не хватило духа/желания/денег


      1. iron-zorin
        22.09.2021 23:12

        С AliExpress трудно тягаться.


  1. count_enable
    13.09.2021 18:58
    +2

    Задним умом все крепки. Очень многое зависит просто от удачного стечения обстоятельств.

    Вполне вероятно что в параллельной вселенной CDNow стал первой компанией с триллионной капитализацией, а глава канувшего в небытие "Амазона" расписывает свои ошибки:

    • Слишком широкий охват и размытие фокуса. Попытка создать универсальный супермаркет, когда ближайший конкурент сфокусировался на компакт-дисках, что позволило ему монополизировать рыночную нишу и успешно развивать её до стримингового сервиса и звукозаписывающей компании.

    • "Засиживание" на втором месте, вместо агрессивного рывка.

    • ... и подобные объяснения, которые выглядят логично и правдоподобно.


  1. TshhhSilence
    13.09.2021 18:58

    Вот оно, золотое руно, очень жаль CDNow, он был так близок к успеху, но так слеп. Наверное, невероятно тяжело пережить такой крах и пасть столь низко, когда ты был на вершине славы. Главное не упасть духом и продолжать свой путь, не каждый на это способен.


    1. blackshow Автор
      13.09.2021 18:59

      На самом деле, не до конца понятно, с каким "крахом" вышли основатели. Возможно, не все так печально, как может показаться на первый взгляд.