Про набитые шишки и к чему это привело. Перевод и адаптация статьи от автора telegram-канала для продактов Алексея Арефьева.

Картинка с сайта holoniq
Картинка с сайта holoniq

Не перестаю удивляться, как одни и те же принципы работают в головах основателей и под капотом их IT продуктов. Пробуй-ошибайся-учись, пробуй-ошибайся-учись, ничего нового, лишь постоянный импульс, который позволяет тебе добиваться желаемого.

Мне попалась интересная статья на Medium, которая неплохо раскрывает этот принцип. Хочу поделиться ею с вами. Перевод и повествование будет вестись от первого лица автора Али Тамасеба (Ali Tamaseb).


Алекс

Алекс Тью не был выпускником престижного университета и не работал программистом в Google, но это не помешало ему создать стартап, который заработал миллион долларов.

Когда Тью запустил свой первый проект, он был обычным студентом в университете Ноттингема, Англия. Желание сделать что-то свое и заработать на этом деньги привело его к идее создания «Страницы Миллиона Долларов» (сайт Million Dollar Homepage) в 2005 году.

Веб-сайт состоял из миллиона пикселей, упакованных в квадрат из 1000 × 1000 пикселей. Каждый пиксель продавался по 1$. На купленном участке рекламодатели могли размещать любую рекламу своей фирмы или предприятия. И это происходило ещё до всех этих раздражающих окон рекламы в интернете.

Скриншот со страницы “The Million Dollar Homepage”
Скриншот со страницы “The Million Dollar Homepage”

Сайт сильно завирусился в сети. В течение 4-х месяцев были выкуплены все пиксели, а Тью заработал свой миллион долларов.

Конечно, в мире, где многие имеют прибыль в сотни миллионов, а то и миллиардов, успех Алекса уже не кажется таким значительным, да и эту историю, наверняка многие слышали, а вот что было дальше вряд ли…

Шесть лет спустя Алекс основал компанию Calm. Сейчас Calm – лучшее приложение для медитации и сна (оценка компании 2 миллиарда долларов). Помимо этой истории есть и другие не менее интересные.

Другие

Тью был не единственным, кто прошел подобное на пути к созданию успешной компании. Основатели Clubhouse Пол Дэвисон и Роэн Сет в 2020 году запустили музыкально-ориентированную социальную сеть (стоимость оценивалась в 4 миллиарда долларов США).

Картинка с сайта pre-party
Картинка с сайта pre-party

Со стороны это выглядит как удача, но мало, кто знает, что в течение 10 лет до Clubhouse Дэвисон и Сет запустили далеко не одно приложение, и все они были не так успешны:

  • Memory Labs, голосовой помощник, куплен "на сдачу" компанией Opendoor

  • Highlight, сервис для пушей, ушел в Pinterest за небольшие деньги

Давайте обратимся к статистике, чтобы детальнее разобраться в критериях успеха.

Цифры про успех

Несмотря на то, что в мире венчурного капитала многие оценивают неудачные или малоприбыльные стартапы, как провал, этот провал вполне себе может стать успехом. Чем больше неудачных попыток, тем выше шанс победить.

Последние 4 года я проводил одно из самых масштабных исследований стартапов (более 30 000 строк информации), где пытался понять, почему некоторые компании превращаются в гигантов на мировой арене, а некоторые просто исчезают.

В итоге получилось следующее:

  • ~60% основателей стартапов-единорогов (компанией с оценкой от $1 млрд) запускали до этого другие проекты

  • 40% из тех, кто получал более $3 млн. инвестиций имели в прошлом ни одну компанию

Очевидно, что опыт решает, но это не должно отбить охоту начинать бизнес у новичков. Скорее наоборот, если вы потерпели неудачу при первой попытке, то не стоит все бросать.

Картинка из статьи на Medium
Картинка из статьи на Medium

Ещё немного цифр:

  • более 70% опытных бизнесменов-единорогов продавали свои предыдущие компании примерно за 10 млн долларов или же имели сопоставимый с этой цифрой доход

Другими словами, основатели с небольшим экзитом (продажа компании) или доходностью имеют более высокие шансы достигнуть капитализации в миллиард долларов.

Феномен успеха

На практике, мы редко слышим о годах предпринимательского ада, через который проходят многие успешные бизнесмены, прежде чем, в конце концов, основать их лучший стартап. Оно и понятно: истории успеха и хэпи энды любит большинство. Круто читать про победы и вдохновляться, нежели про боль и мрак, который загоняет тебя в страх что-либо запускать. К сожалению, именно поэтому многие НЕ добиваются того, чего бы могли.

НЕуспехи

В моей книге «Super Founders: What Data Reveals about Billion-Dollar Startups» я описал истории предпринимателей, таких как:

  • братья Коллисоны в возрасте 19 лет основали и продали свой стартап для управления аукционами ещё до Stripe (электронные платежи, капитализация $95 млрд.)

  • создателя Airtable (облачные базы данных, капитализация $5,8 млрд) Хоуи Лиу продал своё предыдущее творение компании Salesforce за 25 млн долларов

  • Брайан Армстронг до основания своего Coinbase (биржа криптовалют, капитализация $83,7 млрд.) создал компанию под названием University Tutor, имевшую довольно скромный успех

  • Дэниел Ек до запуска Spotify (музыкальный сервис, капитализация $55,4 млрд) пытался заработать на своей компании Advertigo по предоставлению рекламы в интернете, которая была поглощена более крупной компанией.

Даже те бизнесмены, которые основывали стратап первый раз, как Марк Цукерберг и Билл Гейтс, были не совсем новичками в этой сфере. Они создавали различные проекты ещё до появления их единорогов. Цукерберг разработал музыкальное приложение под названием Synapse, а Гейтс построил Traf-O-Data - гаджет для подсчёта трафика на дорогах, до Майкрософт.

Опыт - сила

Люди, которые активно что-то запускают, имеют на порядок больше шансов построить успешную компанию, чем те, кто имеют большой опыт работы на управляющих должностях. Потому как понимают всю цепочку поставки ценности до клиента.

В итоге получается, что лучшая подготовка к созданию успешной компании – это основание стартапа. Если вы никогда не занимались предпринимательством, то хорошей тренировкой станет начало какой-либо деятельности, например, создание какого-то клуба/группы или просто продажа чего-то онлайн.

Может быть вы и не заработаете свой миллиард с первой попытки, но, как показывает статистика, это скорее всего произойдет со второго, третьего, или десятого захода. Самое главное – продолжать идти вперед, пока удача вам не улыбнётся.

Источник статьи


Дополнения от переводчика статьи

В управлении продуктами опыт запуска "чего-то своего" играет ключевую роль в прокачке. Многие думают, что "свое" обязательно должно быть большим и неподъемным, но на самом деле это не так. Можно выбрать в качестве продукта что-то типа колонки в новостном издании, канала или другой контентной штуки. Дальше попробуйте заработать на ней деньги.

Не так важно сколько именно вы получите, важнее импульс и кол-во попыток. Собирая что-то, что должно принести бабло, вы набьете шишки, которые превратятся в опыт. Опыт этот будет уникальным, только вашим. Далее от него можно будет оттолкнуться и сделать еще подход.

В крайнем случае, вы всегда сможете поработать в найме, потому как ваши скилы будут на порядок выше тех, кто в принципе ничего своего не запускал. Вы предприниматель, который понимает, как это, иметь "что-то свое", а значит, даже на чей-то продукт вы будете смотреть через такую же призму. Пробуйте.


P.S. Если вы что-то запускали и оно не взлетело, расскажите, пожалуйста, об этом в комментариях. Соберем кладбище продуктов, которые провалились. Организуем терапию, ну или похейтим друг друга капитанскими рекомендациями :)

Начну первый со своего продукта (в первом комменте) - образовательные семинары по донат модели.

Пытался запустить образовательные семинары по донат модели.

Гипотеза была в том, что человеку нет смысла платить вперед за то, что он не успел оценить.

Коротко:

  • собрал несколько семинаров

  • установил метрику успешности 4 тыс.руб/1,5 часа (с учетом костов)

  • провел несколько семинаров (в пике было по 100 человек на каждом)

  • но все равно не достиг цели

На выходе получил много инсайтов по организации семинаров, сборке и подаче материала. Потом пересобирал уже будущие лекции в другом формате.

Комментарии (41)


  1. v1000
    20.11.2021 09:46
    +4

    А может проблема ещё и в том, что успешный стартап должен появиться вовремя, но в основном бывают либо вторыми в гонке за лидером, а поэтому не нужными, либо наоборот слишком рано, когда или технологии ещё не готовы, или сами люди ещё не готовы это принять.


    1. blackshow Автор
      20.11.2021 09:53
      +3

      В этом в том числе. Факторов много: время, сегмент аудитории, бизнес модель, команда, тупо "удача"... Мне понравился материал, потому то он скорее про желание продолжать, чтобы повысить вероятность успеха.


  1. vmkazakoff
    20.11.2021 10:20
    +19

    У вас (автора) ошибка выжившего во всей красе. На десяток таких людей есть миллионы "так-то у меня свой бизнес, а таксую я для души".

    Тут верно только одно: кто не пытается начать свой бизнес, у того его и не будет. Но если даже пытаться и из всех сил тужиться и выдумывать идею за идеей - совершенно не факт что взлетит.


    1. blackshow Автор
      20.11.2021 10:23
      +2

      Вы правы, а делать то что?


      1. SadOcean
        20.11.2021 10:50
        +4

        Ну вывод статьи тоже правильный - пробовать что-то постоянно, если не получилось, пробовать снова.

        Но что стоит исправить - это сравнивать по всем бизнесменам - в каких случаях они добиваются успеха, а в каких - нет, особенно в каких нет.

        Единороги - это first winner, обычно это плохая стратегия для подражания


        1. blackshow Автор
          20.11.2021 13:40

          Согласен с вами про сравнение и подражание. Можно уйти в копирование продукта настолько, что просто будешь ловить те же грабли, что и лидер. Вопрос всегда в УТП и дифференциации больше.


    1. bak
      20.11.2021 22:14
      +3

      Не надо выдумывать идеи, надо решать проблемы реальных людей.


      1. fiftin
        21.11.2021 00:18

        Ну идеи как раз и решают реальные проблемы людей.


        1. Lelant0s
          21.11.2021 17:46
          +1

          Идеи ничего не решают, решают продукты. Между этими сущностями колоссальная разница.


          1. fiftin
            21.11.2021 19:48

            Продукт начинается с идеи. Хотя бы так: "У меня идея, давайте решим такую-то проблему".


            1. blackshow Автор
              21.11.2021 20:37
              +1

              Вопрос терминов и то, что они подразумевают, но соглашусь, что задачи пользователей всегда первичны. Не решив их, бизнес в долгую не построишь. Разок/два продашь за счет обертки, но дальше, когда человек разочаруется, потеряешь его навсегда.

              Хотя бывает и разовой продажи достаточно, чтобы быть в плюсе, но какой ценой...


      1. lotse8
        22.11.2021 02:12

        Покемоны никаких проблем не решали, скорее наоборот, люди бегали за ними за счет потери собственного времени. Но денег они собрали изрядно. Мода на покемонов прошла, а деньги у разработчиков остались.


        1. vikarti
          22.11.2021 09:21

          А разве покемоны это не немного переделанная Ingress?
          И покемоны и Ingress решали как минимум одну проблему — вытащить тех кто в них играет из кресла перед компьютером/с дивана на улицу и побегать там.


        1. bak
          22.11.2021 11:05

          Покемоны как и другие игры (фильмы / музыка / книги etc.) решают проблему (потребность) развлечений.


  1. telpos
    20.11.2021 10:25
    +9

    Так-то этот фактор X был давно найден в одном из исследований: наличие обеспеченных друзей/родственников, которые могут дать достаточно заёмных средств под маленький процент и гибкими сроками


    1. blackshow Автор
      20.11.2021 10:29

      Это точно конкурентное преимущество, но вопрос его веса среди прочих равных... То есть, окей у тебя есть дядя с почти безпроцентным кредитом, ну а дальше же еще куча всего, что влияет на результат.


      1. daggert
        20.11.2021 11:09
        +1

        ИМХО - финансовая возможность это основной сдерживающий фактор любого стартапа. Знаю много людей, кулибиных, хотящих в техстартап, но не идущих ровно по одной причине - пока не начнешь - не узнаешь точные сроки окупаемости, т.к. это все новый рынок. А банки и инвесторы требуют точные сроки по выплатам.


        1. yesasha
          20.11.2021 11:47
          +1

          Точных сроков не достаточно, нужно чтоб они были довольно короткими.


          1. blackshow Автор
            20.11.2021 13:41
            +1

            За бугром в принципе не готовы финансировать, пока первые продажи не показал. Раньше достаточно было презентации, сегодня "покажи, что то, что ты придумал реально продается/нужно людям".


            1. daggert
              20.11.2021 17:58

              Вот по этому возможность выстрела у человека который может занять под низкий процент у родителей/братьев - выше, чем у простого смертного.


  1. vikarti
    20.11.2021 10:46
    +12

    Может быть вы и не заработаете свой миллиард с первой попытки, но, как показывает статистика, это скорее всего произойдет со второго, третьего, или десятого захода. Самое главное – продолжать идти вперед, пока удача вам не улыбнётся.

    И вот почему вспоминается


    Заголовок спойлера

    image


    В США — провал стартапа — это просто провал стартапа и банкротство. А в России есть такие милые фокусы как субсидиарная ответственность и желание налоговой любой ценой стрясти денег. И не только налоговой.


    1. Bone
      20.11.2021 11:06
      +9

      — А то вы не знаете. Американцы же деньги печатают. Сколько им в голову придет, без тормозов. Вытирают ими задницу, прикуривают от них и так далее — и нам потом кидают, чтобы мы за них у обменника дрались… Но до нас все равно одни брызги долетают. А у них там Ниагара из бабла. Источник всех земных смыслов. Американские стартапы на этой Ниагаре мельницы. Большинство — пустышки, разводка. Но Ниагара такая, что ей все равно. Зато, если хоть одна мельница что-то такое начнет реально производить, об этом весь мир узнает. Поэтому Америка может покупать идеи. А у нас…

      — Нет Ниагары?

      — Да какое там, — вздохнул Дамиан. — Вот в Сколково как? Сразу спрашивают — а продукт у тебя есть? Продажи? Клиенты? Покажи. Хотят, значит, чтобы наши юноши и девушки, затянув пояса, в условиях санкций с нуля раскрутились на вечной мерзлоте аж до продаж и клиентов — и только потом отечественный инвестор, экономя на футбольных клубах и баскетбольных командах, понесет им свои кровные. Которые на залоговом аукционе заработал… Какая норма прибыли интересует отечественного инвестора, вы знаете. И требуют, чтобы у стартапа был мировой уровень, не меньше. Желательно сразу новая фирма «Эппл»… Кровососы.


      1. blackshow Автор
        20.11.2021 13:42

        В точку!


    1. blackshow Автор
      20.11.2021 13:42

      Жестокий Российский бизнес...бывает и похуже последствия, к сожалению.


  1. oOKIBrTlUTohw4Sc
    20.11.2021 11:10
    +14

    Вот если сравнить это с тем как я зашел в программирование, многие говорят, мол "ну у тебя талант, у меня его нет, у меня не получится". Но все решается один вопросом - а чем вы занимаетесь сегодня вечером и на выходных? Я вот код писал, а те кто так говорят пошли на курсы, а на выходных шли гулять.

    И что важно. - при этом отрыв нарастает чем дальше - тем больше. Сначала ты школьник, у тебя не так много времени на кодинг, но потом универ и ты тратишь уже усилия сфокусировано, а с первой работой, ты начинаешь заниматься этим 8 часов в день, навык растет в разы быстрее. И это абсолютно недоступное благо для вайтишника - у него просто нет возможности 8 часов в день заниматься кодингом в окружении опытных коллег.

    Если вам 30, у вас даже компьютера нет и вы работаете кассиром 12 часов в день - вы конечно можете накопить на ноутбук, каким-то образом нерегулярно выделять время на обучение и наконец-то устроится программистом работать. Но согласитесь с точки зрения усилия/результат это совсем иное соотношение, нежели у школьника с ноутбуком и братом-программистом.

    И вот если у вас есть денежка, дающая возможность без удара по бюджету поиграться в бизнесмена (для большинства людей накопить даже на маленький ларек для кофе - непозволительная роскошь); свободное время, а не "свободное от работы", а желательно еще и связи - это совсем иные возможности.

    Часто тут говорят "неудача - это хорошо, это опыт". Не для всех. Для кого-то это финансовая катастрофа, потеря огромного количества времени и выгорание. Все таки первый хоть сколько-то успешный проект, который даст просто возможность тратить 8 часов в день не на дядю, а на развитие себя как предпринимателя - это и есть та разница как в примере про кассира.

    Организуем терапию, ну или похейтим друг друга капитанскими рекомендациями

    Давайте терапию, а то я уже взгрустнул, пока комментарий писал )


    1. blackshow Автор
      20.11.2021 13:45
      +1

      "Не расстраивайтесь, мы вас понимаем" (с) терапевт

      А, если серьезно, то все зачастую зависит от готовности рисковать:

      • - кто-то возьмет кредит для стартапа

      • - кто-то на сэкономленные и скопленные попробует

      • - а кто-то вообще не пойдет в предпринимательство, потому как не готов рисковать ничем, даже "лишними"


      1. zaiats_2k
        20.11.2021 23:57

        Если все возьмут кредиты для стартапа - некому будет работать в этих стартапах.


        1. blackshow Автор
          21.11.2021 20:38

          Америка же как-то "выживает" :)

          Речь больше про отношение и восприятие денег, ровно как и культуру.


          1. zaiats_2k
            23.11.2021 11:38

            Как выживает, горбатится за минималку у Безоса на складах, упорно не желая стартапить на сэкономленные. ;)


  1. MentalBlood
    20.11.2021 16:48
    +2

    Усилия вообще-то не коррелируют с успехом. Возможно, ничего не получится. Возможно, оно того не стоит


    1. SadOcean
      20.11.2021 17:14
      +2

      Усилия коррелируют с успехом. Скорее всего между ними даже есть причинно следственная связь.

      Просто не во всех областях. Есть области, в которых крайне высок уровень случайности и работает правило first winner - победитель забирает все. Усилия здесь тоже важны, просто уровень влияния других факторов значительно их превышает.


  1. Revertis
    20.11.2021 17:38
    +4

    А можно ещё такой вывод сделать: если вы успешно продаёте малые стартапы, то у вас есть деньги на раскручивание более крупных стартапов :)


    1. blackshow Автор
      20.11.2021 17:50

      +


  1. TimsTims
    21.11.2021 01:06
    +2

    Итог статьи: Всех единорогов объединяет то, что они открывали несколько компаний. Точно также как 99% других людей не-единорогов, которые тоже открывали несколько компаний, но не стали единорогами. А ещё их всех объединяет то, что они с одной планеты, но это не точно.

    Заголовок слишком громкий, при этом в статье доносится лишь одна мысль, и то недостаточно уникальная, чтобы её выделять. Уникальной вещью было бы например то, что они каждый день делали зарядку, или ели сырые яйца 3 раза в день.

    А тут основной вывод: ребята просто много раз пытались, и стали единорогами. Намекая, что если все в мире будут так делать, то и вы тоже сделаете такую компанию. Нет , не станете, это так не работает.


    1. blackshow Автор
      21.11.2021 20:39

      А как?


      1. TimsTims
        21.11.2021 23:22

        Если все люди мира будут много раз пытаться сделать стартап, то не будет 100%-го эффекта, что все они рано или поздно станут единорогами. Про это же речь.

        Этих единорогов из статьи возможно и объединяет что-то, например удача в широком смысле слова - удачно нашли инвестора, удачно придумали идею, удачное выбрали время. Можно ещё точнее сказать, что всех их объединяет удача, и тогда попадание будет вообще 100%. Но это не научно, как и "все они много раз пытались".


  1. Max_D
    21.11.2021 01:10
    +4

    В статье из статистического фактажа только эти 2 цифры:

    • ~60% основателей стартапов-единорогов (компанией с оценкой от $1 млрд) запускали до этого другие проекты

    • 40% из тех, кто получал более $3 млн. инвестиций имели в прошлом ни одну компанию

    Очевидно, что опыт решает...

    Очевидность тут не то что сомнительная, а просто никакая. Из этих утверждений следует, что 40% основателей единорогов ничего не запускали до этого, и 60% (!!!) тех, кто получил более $3 млн. инвестиций, не имели компаний в прошлом.

    По сути эти обе характеристики близки к 50%, что в принципе означает, что вероятность успеха от них не зависит. И это делает невалидной всю остальную мотивирующую воду этой статьи.


    1. blackshow Автор
      21.11.2021 20:40

      Ошибка выжившего, как выше отметили. Ситуация дуальная по своей сути.


  1. pavelsc
    21.11.2021 12:42

    Всех единорогов объединяет то, что все они американцы. И то что у каждого такого бизнесмена был огромный круг общения для консультаций. Так что хочешь делать стартапы, начни с релокации. Или предлагай услуги нашим американским друзьям, поднявшим раунд инвестиций, за стоки + ЗП пустить корни в СНГ.


    1. vikarti
      21.11.2021 15:46
      +1

      Не все.
      Из тех что в статье — сразу вот шведский Spotify вспоминается.


  1. lotse8
    22.11.2021 02:18

    Такие номера проходят только в США. Что доткомы в свое время, что теперь разные единороги. Если компания теряет в цене несколько миллиардов долларов из-за одного твита, никто меня не убедит, что это не пузырь. Что нисколько не умаляет талантов организаторов этих единорогов.