Всегда ли обновление дизайна — это хорошо для сайта с точки зрения SEO? Нет, не всегда. Более того, часто редизайн влечет за собой только ухудшение позиций. Так может, лучше не трогать то, что и так работает? Частично эта тема поднималась в одной из предыдущих публикаций: «Они убивают SEO: 5 нюансов разработки, которые являются роковыми для поискового продвижения». На этот раз я расскажу более прицельно о смене дизайна и его последствиях.
Опыт показывает, что изменение и обновление дизайна сайта раз в несколько лет — решение в целом правильное. Оно помогает улучшить юзабилити, увеличить конверсии и поднять позиции. Но почему тогда многие владельцы сайтов сталкиваются с совершенно обратным эффектом?
Больше всего рискуют потерять часть трафика ресурсы, которые получают его преимущественно из органического поиска. И причина не только в том, что пользователям неудобно или непривычно пользоваться сайтом после обновления. Но и в том, что при допущении технических ошибок значительная часть контента может оказаться недоступной для поисковых ботов и для посетителей сайта. А уж если за редизайном следует и смена CMS, риски еще больше повышаются.
Не проводите редизайн, если это на самом деле не нужно
Сомнительные причины для проведения редизайна могут быть разными:
кто-то из знакомых сказал, что ему не нравится, как сайт выглядит;
давно не было обновлений, нужно сделать хоть что-то «для вида»;
конкуренты обновили свой сайт, а значит, и вам пора.
Подобные «причины» — это глупости и профанация. Если уж вы задумываетесь о редизайне, убедитесь, что он принесет пользу:
трансформирует ваш сайт в более полезный и удобный ресурс;
улучшит, ускорит работу, повысит производительность;
уменьшит затраты на техническое сопровождение, прочее.
Если никакого реального профита вы не получите, рекомендуем повременить, лучше проанализировать конкурентов, составить Customer Journey Map и не действовать наобум.
Грамотный редизайн с точки зрения SEO-продвижения
Сделать красиво и удобно не значит сделать хорошо. Не все это понимают и отталкиваются только от визуала. А потом удивляются, что после всех переделок сайт или отдельные страницы проседают.
Самый разумный способ избежать подобных проблем — предотвратить их еще на начальном этапе. Для начала неплохо бы провести аудит сайта, чтобы заранее выявить существующие проблемы, исправить их, а не усугубить в дальнейшем.
Кроме того, мы в Elit-Web советуем следующее:
Обязательно делайте полный бэкап сайта. Если вдруг что-то пойдет не так, у вас должна оставаться возможность откатиться.
Замеряйте стартовые позиции: трафик, количество конверсий, число отказов, прочее. От этих данных вы будете отталкиваться в дальнейшем.
Если планируете менять структуру сайта, сформируйте список редиректов, которые будете делать. Иначе 100% что-то упустите. Можно скачать sitemap.xml или спарсить сайт сторонними программами и выгрузить в таблицу все URL.
Используйте как можно меньше редиректов, обязательно сохраните максимум старых URL, а также тайтлы, дескрипшны и h1. Переносить их нужно по возможности без каких-либо изменений.
Постарайтесь избавиться от всех страниц с ошибкой 404 еще до проведения редизайна и изменения структуры. Также не забудьте исправить ненужные 301 редиректы.
Поставьте отметку в «Я.Метрике», когда проведен редизайн. Это упростит анализ динамики трафика.
Тестовый сайт лучше всего перенести на временный URL.
Важно! Редизайн — процесс не самый быстрый. Позаботьтесь, чтобы на этапе его внедрения ваш текущий сайт работал исправно. Не проводите эксперименты прямо в нем — так вы лишь отпугнете пользователей. Работайте с временным URL, а перенос осуществляйте только, когда все работы будут завершены.
В некоторых случаях разумно запустить сайт в обновленном дизайне на поддомене типа new.site.com, предложить юзерам оценить нововведения и получить от них обратную связь. При этом у пользователей должна оставаться возможность вернуться на старую версию. Если помните, по схожему пути в свое время шли «ВКонтакте», Facebook и другие популярные площадки. Изначально обновленные версии делали доступными по желанию с возможностью откатиться. А принудительный перевод всех на новый дизайн начинался позже. Это полезно крупным площадкам, онлайн-сервисам, сервисам банкинга, eCommerce и т. д. Остальным лучше обойтись без смены домена и сохранить старые страницы, визуально обновив их.
ТОП-5 ошибок при редизайне сайта, бьющих по его позициям
Ошибка №1. Изменение структуры URL, если это на самом деле не нужно
Если редизайн позволяет обойтись без смены URL-адресов, не меняйте их без веской на то причины.
Ошибка №2. Отсутствие перенаправления URL-адреса с обратными ссылками
Если все же необходимо менять URL, то убедитесь, что вы не выбрасываете свои обратные ссылки и при перенаправлении старых URL сохраняете полномочия ссылок.
Ошибка №3. Неправильная настройка robots.txt
Падение трафика вполне может быть вызвано некорректной настройкой robots.txt. Обязательно перепроверяйте файл в день запуска обновленной версии сайта.
Ошибка №4. Несжатые изображения
Не используйте «тяжелые» изображения в неподходящих форматах и переизбыток анимаций. Чем легче страница, тем лучше. Но не переусердствуйте. Пикселизированные и размытые картинки — еще хуже, чем медленная загрузка.
Ошибка №5. Не обновленный файл XML Sitemap в день запуска
Любые структурные изменения сайта требуют обновления Sitemap. Обязательно нужно вносить в карту сайта новые адреса страниц, чтобы ускорить индексацию. Также необходимо проверить, нет ли битых ссылок и не попали ли в индекс технические страницы.
Что же в итоге?
Редизайн — это хорошо. И никто не говорит, что сайты нужно оставлять в прежнем виде из года в год. Но если уж вы решили обновляться, для начала не помешает проконсультироваться с SEO-специалистами и разработать правильную стратегию. Иначе за красивой картинкой будут скрываться потеря трафика и впустую потраченные деньги. А вам это определенно не нужно.