О праве на ремонт мы писали и не раз. Это действительно важная тема, поскольку количество электронного мусора постоянно увеличивается, и решить эту проблему, похоже, можно лишь регуляторными методами. Чем больше вводить ограничений на ремонт различных устройств и систем частными лицами и организациями, тем быстрее будет расти объем электронного мусора. И наоборот — если пользователи и частные сервисные центры смогут ремонтировать любые устройства, тем меньше будет выбрасываться сломанных систем.
Несколько дней назад публиковалась новость о том, что Бюро регистрации авторских прав США добавило новые исключения в раздел 1201 Закона США об авторском праве в цифровую эпоху. Теперь ремонтировать можно не только телефоны и ноутбуки, но и автомобили, медицинские гаджеты, роутеры и ТВ-приставки. К сожалению, есть и ограничения. Подробно о достижениях и проблемах права на ремонт — под катом.
Что там с успехами?
Все началось не вдруг. Сообщество сторонников права на ремонт активно лоббировало свою позицию в течение нескольких лет. В итоге Федеральная торговая комиссия США решила бороться с незаконными ограничениями со стороны крупных компаний на ремонт сложных устройств. Более того, Комиссия заявила о намерении выделять ресурсы на реализацию законов относительно ремонтных работ.
План включает пять основных этапов, где выделяются такие пункты, как сбор общественного мнения, включая жалобы, усиление работы с местными правоохранительными органами и обновление регламента и правил работы компаний. Все это, по словам представителей регулятора, дает возможность бороться с увеличением стоимости конечного продукта, изоляции независимых ремонтных мастерских, увеличением электронного мусора и т.п.
«Федеральная торговая комиссия единогласно проголосовала за усиление правоохранительных мер против ограничений на ремонт, которые не позволяют малым предприятиям, рабочим, потребителям и даже государственным учреждениям ремонтировать свои собственные продукты. Подобные ограничения могут значительно увеличить расходы для потребителей, сдерживать инновации, закрывать возможности для бизнеса для независимых ремонтных мастерских, создавать ненужные электронные отходы, задерживать своевременный ремонт и подрывать отказоустойчивость», — заявила председатель Федеральной торговой комиссии Лина Хан (Lina Khan).
Примерно в то же время, летом 2021 года, ЕС заявил о необходимости для производителей электронных устройств и бытовой техники поставлять запчасти для своих девайсов в течение 10 лет. Речь шла, например, о стиральных машинах, посудомойках, холодильниках и осветительных приборах.
Право на ремонт — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:
→ Маленьких «малинках» в крупном дата-центре
→ Динамических ИБП в дата-центрах: как мы устанавливали Piller CPM300 с двойным преобразованием
→ Разборке редкого зверя от Nvidia — DGX A100
Теперь успехи лобби права за ремонт стали еще более заметными. Бюро регистрации авторских прав США опубликовало дополнительные исключения из раздела 1201 Закона США об авторском праве в цифровую эпоху. Кроме «стиралок» и смартфонов право на ремонт теперь расширено на машины, медицинские девайсы, роутеры и ТВ-приставки. Что касается роутеров, то здесь особо стоит отметить прекращение действия DMCA <a href=«3dnews.ru/905793'>относительно прошивок устройств. Другими словами, пользователи при желании могут устанавливать сторонние прошивки на сетевые гаджеты. Кроме того, прошивки можно изучать и модифицировать.
Эксперты отмечают, что Бюро авторского права неплохо поработало над поправками — в итоге были учтены основные черты разных типов устройств. Соответственно, новый список исключений является весьма полезным для частных лиц и сервисных центров, которые занимаются ремонтом техники.
Еще один интересный момент — архивные библиотеки получили возможность создавать копии устаревших дисковых носителей — в том случае, если замены им нет. К сожалению, права на взлом защиты от копирования для конвертирования содержимого таких накопителей в другие форматы никто так и не получил. Зато есть разрешение на взлом устройств для воспроизведения потокового видео, если это делается не для доступа к пиратскому контенту.
А что с недостатками?
Проблемы все еще остаются, и немало. Дело в том, что Apple и другие крупные вендоры электронных устройств вовсе не хотят остаться у разбитого корыта. То есть компании изо всех сил стремятся контролировать индустрию сервисного обслуживания и ремонта. Компании понимают, что это золотая жила для них — мало того, что они продают устройства, так еще и продолжают получать деньги после продажи.
Кроме электроники, непонятной остается и ситуация с ремонтом умной сельхозтехники. Например, той, что производит компания John Deere. Ее тракторы не продаются фермерам, как можно было бы подумать. Вместо этого с „покупателем“ заключается договор о лицензии на использование (Extended Use License Agreements). И вот как раз согласно условиям договора у фермера нет прав на самостоятельный ремонт техники, включая как „железо“, так и программное обеспечение. Нарушителю грозят штрафы в сотни тысяч долларов и даже тюремные сроки.
Другие проблемы
Текущая бизнес-модель производителей электроники, бытовой техники, сельскохозяйственных устройств и т.п. складывалась в течение многих десятков лет. И если сейчас начать ее менять, многое может пойти не так. Рассматривать все возможные направления развития ситуации не будем, поскольку объема статьи не хватит.
Но одно из основных последствий — удорожание продукции. Производители уже сейчас заявляют, что если им придется производить запчасти для своих устройств на срок в 10 лет, то цена на сами устройства поднимется. Эксперты считают, что относительно невысокая стоимость бытовой техники и электроники сейчас обусловлена снижением надежности таких систем. Если же требовать многолетней гарантии и сверхвысокой надежности, то вендоры поднимут цену.
Так, на ряд наименований бытовой техники Miele дается гарантия в четверть века. Но эти устройства и дороже обычных в 5-10 раз. Будет ли готов потребитель увеличить затраты на такую технику? Вовсе не факт. И еще вопрос — что делать со всеми этими запчастями, запасенными на срок в 10 лет, после завершения действия гарантии? Тоже непонятно. «Если будут созданы правила, по которым для всех видов товаров независимо от их технологического жизненного цикла производителям нужно будет иметь десятилетний сток запчастей, это скорее приведет к росту электронных отходов: то, что не будет востребовано, придется утилизировать»,— прогнозируют в пресс-службе группы «М.Видео—Эльдорадо».
Но в любом случае покупатель продукции должен иметь возможность распоряжаться своим приобретением по своему усмотрению. И сейчас, похоже, у лобби права на ремонт есть все шансы достигнуть этой цели.
Комментарии (71)
Nick_Shl
05.11.2021 07:56+5Право на ремонт это одно, ещё бы право на автономное использование. Тот же видео дверной замок Ring - live view бесплатно, карточка не предусмотрена, хочешь что бы были записи - плати за "облако". Не плохо было бы обязать предоставлять инструменты для локального автономного использования - например в случае с Ring программу которую ставишь на компьютер и она всё со звонка пишет на жёсткий диск.
Mike-M
05.11.2021 13:13+4Более того, право на автономное использование, я считаю, должно касаться любых IoT устройств. Пользователь должен сам принимать решение, как их настроить: на «облако», только на удаленное управление, только на локальную сеть, и т.п.
PereslavlFoto
05.11.2021 15:55Такие устройства станут намного дороже и сложнее.
Mike-M
05.11.2021 16:17+5Я согласен доплатить за гибкость настроек. Я согласен потратить время, чтобы в них разобраться. Только дайте мне эту возможность!
azatfr
05.11.2021 17:57+5Только вот производитель не дает гарантии что его облака будут работать завтра. Уже были случаи когда «умные дома» превращались в «неумные» из-за отключения облаков производителя.
MrRitm
11.11.2021 13:03+1С чего вдруг? Лет 7-10 назад IP-камеры писали на SD-карту или на HDD той машины, что обозначена как сервер наблюдения или (опционально) в облако. Все понимали, что интернет дорогой и не у всех быстрый. Прошли годы и теперь я не могу просто взять и настроить сетевое устройство. Обязательно надо зарегистрироваться в облаке. Или могу, но галка\кнопка про локальное использование так спрятана, что искать я её буду намного дольше чем искать способ добыть интернет для устройства и зарегистрироваться в чёртовом облаке, хотя оно мне и не надо. Пример - домашние роутеры zyxel или тот-же WD MyCloud. Раньше без проблем конфигурились локально. Сейчас если интернета нет (а такое вполне может быть) - будешь страдать.
Что проще? Условный локальный файл с конфигом на распаянной флэшке или монструозная БД в облаке с авторизацией по отпечатку пальца левой задней ноги твоей собаки+100500 паролей и привязкой к мобильнику (О! Смузихлёбы ещё Push подтянули для одноразовых кодов). И в той БД конфиги всех устройств всех пользователей за всё время существования продукта! А вот ещё прикол: завтра условный кул-хацкер ломает базу и просто превращает в фаршик данные о Вас и ваших IoT-устройствах. Понятно, что hard reset, повторная регистрация и пр. Но это время+нервы и где-то иногда деньги. И ради чего?
DIITHiTech
05.11.2021 23:57+1Ну по сути это надо разрабатывать две прошивки, к тому же с абсолютно разными ценами на конечное устройство, потому как многие производители продают устройства по себестоимости, в надежде заработать на подписке и облачных услугах.
При этом что остановит от покупки пользователем дешевой версии железа с "облачной" прошивкой и перепрошивки его "локальной" прошивкой? Производителю тогда специально надо будет вносить аппаратную несовместимость?
Большинству пользователей не важно по какой модели работает IoT устройство, а если и важно, то они не в состоянии что либо там настаивать и поднимать инфраструктуру. Ради малочисленных гиков никто не будет заморачиваться в массовом сегменте, вкладывая ощутимые деньги на их хотелки, которые вероятно никогда не окупятся.
Тут 2 стороны медали. Если представить себя на месте производителя, то не нарушает ли свободу рынка вмешательство регулятора, который решает по какой модели должен вестись бизнес, где должны хранится данные или как функционировать их система?
ИМХО рынок должен быть свободный- тут должна быть свобода выбора продуктов покупателем и свобода для производителей предлагать решения. Если что то не устраивает, пользователь должен выбрать более конкурентный с его точки зрения продукт и рынок должен порешать. Бороться можно и нужно только с монополиями и обеспечить прозрачность условий для покупателей. Если рынок будет требовать IoT с сугубо локальным развертыванием и он будет готов за это платить, то по законах рынка должно появится соответствующее предложение. Но 99% пользователям плевать.
Тот же неремонтопригодный огрызок никто не заставляет покупать, это не монополия. А вот в случае с тракторами - монополия. Так что очень не просто это все правильно зарегулировать и не убить например мелких производителей, после смерти которых, уменьшиться предложение и повыситься цена продукции.
XanKraegor
06.11.2021 04:51+2С этими облаками есть еще как минимум две проблемы, которые могут привести к нарушению прав потребителя: неработоспособность облака, как полная, так и частичная, в тч отказ от поддержки облаком «устаревших моделей», и сохранность персональных данных.
DIITHiTech
06.11.2021 15:47-1Вероятность, что облако упадет близка к 0- на то оно и облако, что отказоустойчивое. А вот провайдер последней мили куда более вероятное место отказа (хотя можно зарезервировать через LTE шлюз), как и просто отказ или кража/повреждение самого девайса. Но если уж продукт совсем неработоспособен без аплинка, то это наверно плохой продукт, а значит пользователь может уйти к конкурентам.
При модели бизнеса с подпиской и облачными услугами, производитель как раз не так замотивирован к принуждению пользователя к покупке нового устройство, ибо цена устройства ничто, по сравнению с многолетней, в идеале пожизненной оплатой подписки. Если заставить пользователя купить новый девайс, это может вылиться в простой и неоплаты услуг или вообще дать повод перейти к конкуренту- ибо если менять, то с таким успехом можно сменить и производителя, хотя зависит частичная эта замена, или полностью и совместимые ли устройства. Тут выгодно для производителя, чтобы девайс не трогали, а он работал, капала оплата и только расширять услуги или добавлять устройства.
В век, когда все фотки, переписки и личные данные в облаках/интернетах, уже странновато как то беспокоится о личных данных в IoT.
XanKraegor
06.11.2021 16:00Провайдер последней мили не требуется, если хранить те же видео с дверного звонка локально. И тут уже отвечает за все пользователь: не сохранилось — сам дурак.
К сожалению, далеко не всегда понятно до покупки, что девайс неработоспособен без аплинка. Если бы хотя бы обязательным было указывать на упаковке это так, чтобы на это можно было обратить внимание.
В противном случае это уже не честный и свободный рынок, а именно введение в заблуждение потребителя, который не может воспользоваться продуктом без дополнительных обременений.
когда все фотки, переписки и личные данные в облаках/интернетах
Ну, смотря у кого :) Чаты Signal в облаках не хранятся и имеют E2E. Бекапы тоже могут быть разными. Одно дело делать бекап в Amazon Glacier, который шифруется уже на этапе создания на компе и другое дело бекапить например в iCloud, где вообще ничего не зашифровано (собственно поэтому многие, включая меня, его и не используют).
regint
09.11.2021 13:13Я полагаю, если быть честным с самим собой, то большинство пользователей его не используют ввиду высокой его стоимости. Даже если сравнить с ценой за обед на Яндекс.Диск. если сравнить с Office 365, особенно с семейной подпиской, то у данного продукта сейчас нет равных на рынке.
eimrine
06.11.2021 16:41Вероятность, что облако упадет близка к 0- на то оно и облако, что отказоустойчивое.
Вы же передергиваете, потому что вам говорят, в том числе, про отказ производителя заносить хозяину облака за поддержку «устаревших» моделей, а вы говорите только про то что облако работает 99.999% времени. Что касается оплаты подписки — идя хорошая, но до тех пор пока ваша «умная» лампочка не наберется наглости спрашивать с вас деньги кроме эл-энергии :)
LastNormal
05.11.2021 17:21+1Если это не принудительно (наклон в облако), то кто имеет право нагибать производителя, что ему производить. Он решил, что такая бизнес модель (основной заработок на облаке а не продукте) более выгодна. Если есть покупатель на локальную версию, наверняка найдется и производитель. Не покупайте Ring, покупайте other.
С Джон диром маленько другое: он практически монополист в северной Америке....
azatfr
05.11.2021 18:00+2Если это не принудительно, то кто имеет право нагибать мошенника, что ему нельзя обманывать. Он решил, что такая бизнес модель (основной заработок на обмане) более выгодна. Если есть наивные люди, наверняка найдется и мошенник.
andreykp
05.11.2021 23:00+3Голосуем кошельком, почему то у меня хиквижн звонок умеет и оффлайн, хотя и стоит дороже.
Mordov
06.11.2021 01:41Напоминает камеры от Ростелекома. При неоплате блокируются настройки камеры, отключается просмотр в облаке, нельзя добавить новую камеру в аккаунт, качество видео режется, отключаются датчики на движение. При том что у Xiaomi даже облако бесплатно.
remzalp
06.11.2021 08:15Интересно, что именно и куда продаёт ксяоми, чтобы окупать облака? :)
Mordov
07.11.2021 02:24+1Не могу отвечать вам оперативно по причине плохой кармы. Что же они по вашему продают? Видео с камер? Кому оно интересно если например у меня это по большей части съёмка пустого помещения, когда прихожу я камеру из розетки выключаю.
MikeVC
05.11.2021 08:21+3Обязывать производить запчасти на 10 лет - это конечно перебор. И это увеличит кол-во мусора. Если девайсы в ходу, то китайцы наладят производство дублевых запчастей, рынок сам все отрегулирует. Надо запретить препятствование установки дублевых запчастей. Это как с тракторами когда дисплей поставил, но если не поправить чтото в прошивке, то он не заработает.
NoRegrets
05.11.2021 10:11+9Холодильник может работать гораздо дольше 10 лет, но вот на мой 7-летний холодильник дверных уплотнителей уже не найти в продаже. И таких холодильников просто море, особенно самсунговских. Так что ничего рынок не отрегулирует, как и не регулирует сейчас.
Suor
05.11.2021 10:36+10Прекратили выпускать запчасть - спецификации в открытый доступ. Тогда глядишь сделают, если много желающих будет.
unsignedchar
05.11.2021 10:56+8Ну, допустим, стиральная машина. Самое нагруженное место — подшипники. Стоят копейки, поменять несложно. Но существующие машины — с неразборным пластиковым баком. Официальный способ ремонта — замена бака в сборе, цена вопроса == 0.5*цена новой машины. Неофициальный — распилить бак, заменить подшипники, склеить обратно. Хорошо, хоть ТЭН вклеивать не додумались пока что ;) Казалось бы, просто перейти на разборные баки, увеличить стоимость изделия на 20% — и машинка будет служить вечно. Но зачем это производителю — ради кратковременной прибыли уменьшить свои же продажи в 10 — летней перспективе?
Много желающих делать копии вряд ли будет. Даже у одного производителя детали от одного устройства как правило к другой модели уже не подходят. Мелкосерийное производство огромной номенклатуры деталей не будет дешевым, а дорогие запчасти и так есть.Suor
05.11.2021 10:58+4Производителю незачем, поэтому и решается вопрос законодательно. Мелкосерийное будет дороже, но какое-то равновесие наверняка достижимо более разумное чем полная замена машинки
Mike-M
05.11.2021 13:25Может даже не мелкосерийное, а вообще заказное.
Дольше и дороже, да. Но мне думается, это лучше, чем выкидывать целиковое устройство на помойку.
Заодно автоматически решится проблема захламления запчастями на 10-летний срок. Ведь они действительно могут оказаться невостребованными.
Z2K
05.11.2021 21:10"поменять несложно"
-- да ну, пробывали? Посмотрите ролики на ютубе. Там пол машинки минимум разобрать надо что б вытащить бак. Потом бак разобрать - даже если он разборний, подшипник (подшипники) правильно демонтировать надо (лучше иметь приспособы) что б не повредить посадочное место, сальники правильно установить. Потом уплотнитель бака установить, засиликонить аккуратно, бак собрать. А дальше по новой пол машинки заново взад собрать. Сколько вам это времени займет? Работы на сам деле очень много.
wlr398
05.11.2021 22:08И дело ж не только в подшипниках. Не знаю, у кого как, у меня стиральная машина через 10 лет эксплуатации даже без проблем подшипников не выглядит как новая: облазит краска, стираются надписи, где-то ржавчина, всякие шланги на грани растрескивания, плохо работающий насос, глючащий датчик закрытия двери, довольно сильное загрязнение всего и вся. Ремонт всего этого будет никак не дёшев и сильно на любителя.
zuek
12.11.2021 16:44Она у вас, часом, не в сенях стоит? Просто у моей матери машинка как раз в сенях - за 15 лет эксплуатации достигла описываемого Вами состояния. Моя стиралка как раз лет 10, кажется, но стоит в ванной комнате - все надписи читаемые, дверь нареканий не вызывает, шланги подачи воды менял согласно инструкции - каждые 3 года эксплуатации, сливной шланг менял единожды, и то внепланово - переоборудовал схему слива воды.
SergeyMax
05.11.2021 23:19+1Там пол машинки минимум разобрать надо что б вытащить бак
Пол-машинки разобрать - это минут на двадцать времени. Вот бак пилить - это да, это сложно. А крутить болты - это фигня вообще.
unsignedchar
05.11.2021 23:34+1да ну, пробывали?
Да ну нафиг ;) Я не любитель возиться с ржавым железом. Менял когда-то шаровые опоры в Жигулях, не понравилось ;)
Ролики смотрел. Не 20 минут работы, но и не rocket science.
MikeVC
05.11.2021 11:14+2Более того, на некоторые новые холодильники нет уплотнений. Они продаются только вместе с дверью в сборе. Тут только срезать родные и колхозить некие другие.
greenoberon
05.11.2021 20:32-1Дверной уплотнитель вовсе не проблема, есть огромное количество магазинов запчастей, где по вашим размерам спаяют нужный уплотнитель. При этом есть возможность выбора профиля, т.е. подобрать форму профиля как в исходнике почти не проблема.
azatfr
05.11.2021 18:07+3Рынок отрегулирует и производители наконец пойдут по пути унификации деталей, а то сейчас деталь от одной модели не подходит другой модели одного и того же производителя, хотя технические характеристики деталей одинаковые.
DSarovsky
05.11.2021 20:06+4И это увеличит кол-во мусора.
А можно предложить и оптимистичный сценарий: никому не нужные запчасти, которые рискуют превратится в мусор — это убытки производителя, а один из очевидных способов их минимизировать — максимально долго использовать одни и те же детали.
nox86
05.11.2021 20:32+4Мне кажется, что проблема как раз в том что производитель сознательно меняет комплектующие каждую серию. Возможно обязательство 10 лет производить запчасти заставит задуматься о унификации.
unsignedchar
05.11.2021 23:37Тогда производителю прийдется поменять способ получения прибыли. Не изделие, которое через полгода после окончания гарантии нужно менять на новое, а изделие, которое
можнонужно ремонтировать каждые полгода.nox86
05.11.2021 23:53В Европе 2 года гарантии на бытовые приборы - себе дороже будет такая "шапокляк"
unsignedchar
06.11.2021 00:21Ремонтировать каждые полгода после окончания гарантии же ;)
В любом случае банкет будет за счет покупателя.nox86
06.11.2021 00:42Действительно, не дочитал мысль. Но видимо и на это есть аргумент, расширенная гарантия. Ну и осадочек от "ламучего" производителя.
То что мы будем за это платить это не подлежит сомнению, ведь так или иначе даже всю утилизацию оплачиваем тоже мы. Почему бы не попробовать сменить концепцию скрытых оплат.
DIITHiTech
06.11.2021 00:53то китайцы наладят производство дублевых запчастей, рынок сам все отрегулирует.
Это точно. На днях купил 5 новых комплектов ножей и решеток на китайскую электромясорубку 7 летней давности. По крайней мере я ее купил 7 назад- а сколько от ее выпуска хз. При этом есть все шестерни в продаже и движок.
MikeVC
06.11.2021 07:35Китайцы вобще молодцы в отличие от зажравшихся западных брендов. Хотя некоторые уже пытаются подражать и делать нечто условно не разборное, стеклянное со всех сторон :)
К счастью, это пока редко у китайских производителей.
unsignedchar
06.11.2021 09:35Да по разному случается. В китайской хлебопечке порвался приводной зубчатый ремень. Найти замену не получилось - нет в наличии ремней с точно таким шагом зубьев и точно такой длиной. Нашел немного длиннее, пересверлил крепления двигателя ;)
В тепловентиляторе (российском, но похоже, китайского происхождения) пробился на корпус ТЭН. Точно такой на рынке есть, но по цене как полвентилятора. Вколхозил нагреватель от электроплиты - он стоит копейки.
Электроинструмент китайский это отдельная специальная олимпиада.
Astroscope
14.11.2021 12:54Китайцы вобще молодцы в отличие от зажравшихся западных брендов.
По рассказам разных знакомых из числа владельцев таксопарков и автосервисов: китайские автомобили одной и той же марки и, главное, одной и той же модели, но разных партий выпуска, могут комплектоваться разными несовмсетимыми деталями, замену которым найти невозможно, потому что они более не выпускаются - их поставили на какую-то партию и все, больше нет, поставщик прекратил выпуск, автопроизводитель сменил поставщика и под нового поставщика с похожей чуть другой деталью переделали крепления на том агрегате, к которому крепилась деталь. То есть подходящие детали не выпускаются в принципе и купить их нельзя, а те, что выпускаются вместо них, невозможно установить. У зажравшихся западных брендов такая ситуация почти исключена: там может быть перекос с ценой, из-за которой приобретение чего-то выглядит неразумным, но чтобы что-то невозможно было купить в принципе на модель, которая выпускается сейчас или снята с производства не более нескольких лет назад, так такого, пожалуй, не бывает.
SergeyMax
05.11.2021 09:45+1"Право на ремонт" не корреспондирует производителю обязанность продавать запчасти дёшево. То есть Бош или дайсон например сейчас имеют полную детализацию запчастей на всю производимую продукцию, и их даже можно купить, но в целом ценник на них таков, что за эту цену иногда можно купить новое устройство целиком от менее пафосного производителя.
rehci
05.11.2021 09:58+1Мне вот интересно, неужели кроме Джон Оленя нет других производителей сельхозтехники без анального рабства? Зачем их покупают?
FenixFly
05.11.2021 11:27+1За десятилетия с помощью демпинга выжили с рынка остальные компании. Можешь купить другого производителя, но не два трактора а один.
SergeyMax
05.11.2021 12:48+2Мне вот интересно, неужели кроме Джон Оленя нет других производителей сельхозтехники без анального рабства? Зачем их покупают?
Производителей сельхозтехники умотаться. Покупают потому, что никто не считает эту технику каким-либо аналогом анального рабства. Приведу пример: в обычном автомобиле можно поменять аккумулятор самостоятельно, а в ауди его нужно прописывать у дилера. Ну нужно и нужно, техника дорогая, качественная, современная, требует адекватного обслуживания. Тот, у кого нет ауди, крайне возмущён анальным рабством, а тот, кто её купил, за этот вопрос вообще не парится (и уж тем более не выбирает машину на основании критериев анальности рабства).
Astroscope
05.11.2021 14:07+2Тот, у кого нет ауди, крайне возмущён анальным рабством, а тот, кто её купил, за этот вопрос вообще не парится (и уж тем более не выбирает машину на основании критериев анальности рабства).
Тот, у кого нет AUDI, может быть таковым потому, что анальное рабство - один из множества критериев выбора автомобиля. Я - бывший владелец AUDI и в целом приверженец марки, если это важно в контексте моего ответа на ваш комментарий. Конечно, ослабить ошейник помогают электронные инструменты, которые имитируют дилерские "сканеры", чем позволяют электронно активировать то, что так просто не включится, но чисто концептуально ошейник претит.
PKav
05.11.2021 18:20Если есть "анальное рабство", то пользователь вообще не должен думать о том, что происходит внутри техники, а значит гарантия должна соблюдаться железно. Развалился двигатель - никаких "вы заливали некачественное топливо" и прочих бредовых отмазок, сразу же эвакуатор и замена за счет производителя + подменный автомобиль на время ремонта. Тогда получается вполне честно.
А что до Audi, очень многие люди поступают с производителем аналогично и производят чип-тюнинг автомобилей, значительно повышая крутящий момент двигателя, а когда нужно поехать на плановое техобслуживание к дилеру производят откат прошивки на стандартную.
stalinets
05.11.2021 12:20+5Чтобы не плодить мусор уже в виде запасённого на 10 лет ЗИПа, часть которого так и не будет продана, думаю, производители вернутся к старым рациональным концепциям: больше не будет 100500 моделей соковыжималок, меняющихся каждый год, а будет 2-3 модели, конструкция которых оптимальна, надёжна, отточена и имеет совместимость со старыми. И запчасти будут всегда востребованы. Тут, конечно, может получиться как с отечественными автомобилями, что делали из тех же соображений десятилетиями одну и ту же устаревшую модель, но надеюсь, будет золотая середина.
SergeyMax
05.11.2021 12:52думаю, производители вернутся к старым рациональным концепциям: больше не будет 100500 моделей соковыжималок, меняющихся каждый год, а будет 2-3 модели, конструкция которых оптимальна, надёжна, отточена и имеет совместимость со старыми. И запчасти будут всегда востребованы
Если вы когда-нибудь пытались отремонтировать что-то типа стиральной машины, то вы бы весьма удивились, что ваша идея не нова: оказывается, внутри нескольких сотен разных моделей стиралок стоят одни и те же запчасти!
unsignedchar
05.11.2021 14:01внутри нескольких
сотенразных моделей стиралок стоят одни и те же запчасти! — так более правильно. Подшипники и резьбы стандартизированы, а с остальным сложно.SergeyMax
05.11.2021 15:13+1Нет, не сложно. Двигатели, сливные насосы, амортизаторы, клапаны - одни и те же на сотнях моделей одного, а иногда и нескольких производителей. Чтобы было понятно, о чём речь, внимание, амортизатор. По ссылке есть список совместимых моделей, потрудитесь ознакомиться.
Ndochp
09.11.2021 10:41Внутри телевизора самсунг стоят блоки, подходящие к деу, ЛГ, и еще паре брендов. (питание, матплата, кажется подсветка).
Vitalley
05.11.2021 15:12+1Даже менял старый Indesit на новый Whirpool, оказывается боковины отштампованы на одинаковых штампах. Разница в производстве 15 и более лет.
Astroscope
14.11.2021 13:08боковины отштампованы на одинаковых штампах
Сами штампы очень дорогие. Вполне логично, что их стараются использовать как можно дольше там, где изменение ("обновление", "улучшение") внешнего вида не существенно и не требуется по важным для производителя причинам - конструктивным или сугубо эстетическим.
vadimk91
05.11.2021 14:37В бытовых недорогих модемах/роутерах как правило выходят из строя электролиты по питанию, и если раньше мы занимались ремонтом в частном порядке, то теперь и запчастей на работе нет, и вообще федеральному провайдеру проще подарить клиенту новый роутер (если ещё не прошла гарантия), либо просто поставить перед фактом, что надо купить новый. И все уже привыкли, что железка от провайдера может сдохнуть в любой момент, и никто не задаёт вопрос 'можно отремонтировать?', несут сразу на помойку.
SergeyMax
05.11.2021 15:17все уже привыкли, что железка от провайдера может сдохнуть в любой момент
А есть что-то в этом мире, что не может сдохнуть в любой момент? Ну за исключением нескольких звёзд в округе, и прочих планетарного масштаба объектов.
Zmiy666
Хм а разве никто не пытался получить компенсацию с джондира из-за простоя техники, в связи с поломкой и невозможностью ее устранения без их специалиста? Просто каждый час простоя техники это убытки, причем вполне реальные. А поскольку они запрещают чинить трактора своими силами, то обязаны компенсировать время простоя техники - по-моему вполне логично, ведь они своими действиями (ограничениями) привели к убыткам.
insecto
Чтобы они были обязаны это делать, это должно быть в договоре. Если не обещали – не обязаны.
Nick_Shl
Чинить они не запрещают. Только он не поедет. А что бы поехал специалист нужен который ноутбук подключит и даст команду трактору что он может ехать. А если самому без специалиста это "взлом" и все сопутствующие проблемы.
За простои вызванные не гарантийными поломками никто ответственности не несёт. Есть много бытовой техники которую нельзя починить потому что запчасти производитель не продаёт - будем его за это судить?
В обоих этих случаях нужно действовать через законодательство, что инициаторы и делают.
Tippy-Tip
На хабре была статья про группировку хакеров, вскрывших защиту джондиров, и продающих свое решение всем желающим. И судя по статье (на хабре, а не то что вы подумали) нашлись покупатели, которых не пугают ни штрафы, ни тюремные сроки.
slovak
Бывший коллега работал у них продавцом. У них тогда была отдельная опция (дорогая подписка) гарантирующая работоспособность комбайна в горячее время. Для этого нужно обязательно пройти сервисное обслуживание (дополнительно платное, естественно) перед началом сезона. А если уж и после этого в поле что-то сломается - то в течение суток или двух приезжает "скорая помощь", фура с мобильным воркшопом и бригадой ремонтников. Ну а если опцию не приобрел - сам дурак. Вот как-то так. Монополия, как хочу - так и верчу.
DreamingKitten
С чего это Джон Дир -- монополист? Есть как минимум ещё Massey Fergusson да и другие не менее заметные вендоры.
slovak
Ну как сказать, если покупатель идет на такие условия при приобретении продукта - это первый признак монопольной ситуации или сговора производителей.