Интернет — один из лучших подарков человечества самому себе. Web 3 — это последняя волна, в которой пользователи работают с интернетом по-особенному. На языке непрофессионала это децентрализованный интернет, который принадлежит пользователям и контролируется ими.
Свойства, которые определяют web 3.0:
Проверяемый
Самоуправляемый
С высокой открытостью
Распределённый и надёжный
Со встроенными платежами
Интернет направлен на внедрение децентрализованных приложений (dApps), которые стремятся улучшить функциональность бэкенда. Однако, прежде чем обсуждать, что понимают под web 3, сверим компасы и проанализируем эволюцию интернета с начала начал.
Короткая экскурсия или почему у веба есть цифры в названии
Web 1 — компании создают и зарабатывают
Эта версия интернета работала с 1990 по 2005 год. Веб-сайты предоставляли контент, причём статический, и позволяли пользователям читать информацию — и только. В то время интерактивности особой у сайтов не было, поскольку ресурсы обслуживались из статического файла, а не из базы данных.
Web 2 — люди создают контент, компании зарабатывают
Эта версия интернета доминировала примерно с 2005 по 2020 год. В web 2 существовали разрозненные и централизованные службы, контролируемые корпорациями. Крупные компании диктовали правила — это Facebook, Google, Amazon, Twitter и Apple.
Этот этап был в значительной степени связан с ростом социальных сетей с упором на удобство использования и интерактивность интерфейса. Теперь пользователи не только собирают информацию, они сами создают контент, не занимаясь при этом разработкой. Есть идея — можно её распространять среди миллионов подписчиков.
Web 3 — люди создают контент, люди зарабатывают деньги
С web 3 разработчики и пользователи владеют частями интернет-сервисов посредством токенов, как взаимозаменяемых, так и NFT. Токены дают пользователям права собственности, что попросту означает, что у пользователя есть свой кусочек интернета. NFT ещё позволяют пользователям владеть объектами: произведениями искусства, музыкой, кодом, внутриигровыми элементами, правами управления, учётными правами, текстами.
Невзаимозаменяемые токены (NFT) существуют поверх блокчейна, такого как Ethereum. Ethereum — это децентрализованная сеть, которая принадлежит пользователям и управляется ими. Сеть составляют децентрализованные хранилища. К каждому теоретически может получить доступ любой, но никто не может владеть всей сетью.
Что же происходит, когда приходит web 3?
Компании превращаются в сообщества
Презентации больше похожи на исследования
Капитал — это токены
Маркетинг превратился в мемы
Продвижение — это сразу создание сети
Инвестирование превращается в ставки
Частное становится публичным
Важность сообщества в Web 3
Web 1 и 2 сделали информацию и данные доступными. Web 3 упрощает владение контентом и информацией в интернете.
Современные централизованные веб-платформы ориентированы на создание сетей, привлекающих разработчиков, пользователей и партнёров. Контроль над этими группами усиливается по мере увеличения популярности платформ. Потом платформы, как Google и Facebook, собирают данные о пользователях и извлекают из них пользу — например, управляют маркетингом и диктуют правила для партнёров.
Web 3 децентрализует сообщества, потому что токены меняют отношения пользователей с сетью. Ниже приведены некоторые из ролей сообществ Web 3:
Помогают собрать средства. Участники сообщества, если увидят потенциал в проекте, помогут собрать средства для его развития.
Помогут продвинуть продукт. Маркетинг — одно из самых больших препятствий при создании продуктов. Сплочённое сообщество само продвинут продукт в web 3. Это идеальный подход к повышению осведомлённости о проектах с помощью сарафанного радио.
Создадут доступный для понимания контент. Сообщество может представить в удобном для новичка формате трудные для понимания концепции. Особенно это актуально при онбординге пользователей.
Станут кадровым резервом. Хороший проект привлечёт внимание сообщества людей, заинтересованных в развитии web 3. Экосистема Terra — прекрасный пример того, как члены сообщества обучили большое количество будущих профессионалов.
Отрасли, на которые влияет web 3
В современном веб-пространстве есть программируемые блокчейны, такие как Ethereum. Код в Ethereum работает автономно и постоянно. Автор или создатель кода может решить, что код и все данные, с которыми он работает, контролируются отдельным лицом, сообществом или вообще никем.
Код в большинстве проектов web 3 автономен (никем не контролируется) или контролируется сообществом. Следовательно, web 3 позволяет людям создавать расширенные протоколы, такие как открытые RSS. Кроме того, пользователи могут хранить имена пользователей или сообщения надёжно и нейтрально.
Web 3 уже влияет на различные отрасли: игры, музыка, финансы и развлечения.
Посмотрим, как web 3 меняет музыкальный сектор. В мире насчитывается более 8 миллионов музыкантов, которые работают на разных потоковых платформах. Печальная новость — менее 0,2% (около 15 000) музыкантов зарабатывают более 50 000 долларов в год. Причина в том, что потоковые сервисы и звукозаписывающие компании получают большую часть доходов. NFT позволяет артистам контролировать более 90% продаж, поскольку сокращает количество посредников между артистом и слушателем. Таким образом, музыканты, у которых около 1000 настоящих фанатов, могут заработать музыкой на жизнь и раскрутиться.
Как музыка может использовать web 3, криптовалюту и NFT
Потоковые платежи. Хороший пример проекта — AudiusProject, где артисты могут даже устанавливать свои цены на потоковую передачу.
Справедливая система разделения платежей. Web 3 открывает двери для видимых стандартов, где художники могут видеть, имеет ли сделка смысл. Такой подход позволяет художникам определить, какие платформы действительно на их стороне.
Протоколы посещаемости. Некоторые протоколы web 3, такие как FWBtweets, предоставляют пользователям, которые голосуют в системе посещаемости, токены. То же самое можно применить и на концертах, где фанат получает жетон после посещения мероприятия.
Продажа билетов с помощью NFT. Около 12% людей, которые направляются за билетами на концерты, в конечном итоге оказываются обманутыми. Таких случаев можно избежать, если данные о покупках находятся в блокчейне. Художники также будут бессрочно получать отчисления по принципу перпетуитета.
Привнесение объективной полезности в предмет коллекционирования. Как бы вы себя чувствовали, если бы у вас был NFT, который даёт вам доступ за кулисы на концерте любимого исполнителя? Похожие примеры есть в мире баскетбола.
Распределение роялти. Web 3 теперь позволяет фанатам делиться отчислениями, полученными за песни их любимых исполнителей. Уже существует проект, который помогает художникам продавать работы коллекционерам, и все делят прибыль.
Социальные токены в качестве инвестиций. Продюсерские компании подписывают контракты с артистами. Фанаты тоже могут инвестировать в интересных им артистов. За это они получат бонусы, эксклюзивный доступ к сообществу или скидки на товары.
Реестр прав на музыку. Музыка в её текущем состоянии распределена по нескольким централизованным системам. Web 3 переносит музыку в открытую среду, и это решает большинство проблем, возникающих при её распространении.
Фан-клуб художников по принципу DAO — децентрализованной автономной организации. Фанаты могут посоветовать, куда поехать в тур или даже что включить в новый альбом. Идея исходит из статьи, в которой показано, как фанаты принимают участие в принятии решений.
Универсальная система идентификации
Социальные сети можно охарактеризовать как выход из реальности. Web 3 помогает создавать системы, которые уважают людей и не создают ситуаций, которые противоречат интересам пользователей и системы. Владение данными — вот что такое Web 3. Web 3 представляет универсальную систему идентификации, в которой больше нет имён пользователей и паролей.
В мире преобладают крупные корпорации, они строят системы, для входа в которые нужны внутренние логины. Децентрализованные удостоверения (DID) позволяют пользователям доверять коду, а не крупным корпорациям, которые контролируют их данные. Вы всегда можете изъять личные данные, если вас не устраивает приложение.
Экономика токенов
Сети захватывают рынок. Они включают в себя такие сайты, платформы электронной почты, торговые площадки и социальные сети. Чем больше участников в сети, тем она ценнее. По мере масштабирования участники всё прибывают, но на стартовом этапе возникает проблема нехватки финансирования.
Тем, кто хотел устроить бутстреппинг в эпоху Web 2, приходилось прилагать героические предпринимательские усилия и тратить кучу денег на продажи и маркетинг. Финансировать сети без инвесторов сложно, что приводит к ситуации, когда нам нужно много сетей, которые сети могут улучшить наше благополучие, но их не существует просто потому, что никто не придумал, как их запустить.
Токены — мощный инструмент для привлечения финансов для различных сетей. Пользователям предоставляется финансовая выгода — токены на этапе бутстреппинга и до того, как сработает сетевой эффект. Такой подход восполняет отсутствие собственной полезности. По мере того как собственная полезность и сетевой эффект будут расти, стимулы получать токены уменьшатся, а мир останется с новой масштабируемой сетью.
Helium — прекрасный пример проекта, который пытается конкурировать с крупными телекоммуникационными компаниями, стимулируя домовладельцев устанавливать в своих домах базовое сетевое оборудование. Helium уже использует токены для стимулирования производственного потенциала. Сеть Helium насчитывает более 200 000 действующих узлов.
Токены не только эффективны, но и более справедливы по сравнению с централизованными моделями Web 2. Такой подход позволяет людям, которые помогают строить сеть, владеть её значимой долей. В Web 3 не нужно тратить деньги на маркетинг: когда пользователи сами владельцы, они любят рассказывать об этом другим людям и любят то, что они делают.