В этот раз у нас с вами речь пойдет вовсе не о гробницах фараонов, не о спрятанных в них грудах сокровищ, а о мумии рядового жреца Амона. Сегодня я постараюсь вас убедить, что ее загадка не менее интересна чем истории царских мумий.
На фотографии слева вы видите часть антропоидного саркофага с изображением знатной египтянки со сложной прической из густых черных волос, а справа - лысого мужика. Вы не поверите, но это именно его саркофаг!
Нескаф-Амун (принесенный [в дар] Амону) – так его звали. Довольно распространенное имя среди жрецов Амона. Только на моей памяти три человека с таким именем: один из них – 15-летний мальчик-певчий при храме, чья до сих пор запеленутая мумия находится в музее Руана (Франция). Для простоты звучания мы с вами будем звать нашего жреца чуть проще – Несамун.
Он не так уж богат, судя по отсутствию дорогих золотых украшений, но его похоронили в прекрасном деревянном саркофаге, снабдив всем необходимым погребальным инвентарем, в одной из скальных гробниц в местности Дейр-эль-Бахри, где его не беспокоили 29 веков. Увы, с наступлением XIX века все изменилось.
До этого разграблению подвергались лишь могилы царей и знатных лиц, где можно найти богатую добычу. Десятки, сотни тысяч более скромных древних захоронений никого не интересовали, но после египетского похода Наполеона Европа заболела египтоманией. Тематика древнего Египта неожиданно стало остро модной и востребованной. Из Египта вывозили все – любые древние вещи: от маленьких статуэток до многотонных статуй, даже гигантские обелиски. Сначала просто богатые люди, затем компании и сообщества, а потом уже и сами европейские государства стали организовывать экспедиции в поисках египетских древностей. Причем «исследователи» в этих экспедициях не гнушались взрывать древние строения порохом, а потом уже и динамитом в поисках вожделенных сокровищ.
Процветала торговля древностями в самом Египте и за его пределами. Например, существовала такая модная забава в Лондоне – приглашение на «вечеринку с мумией». Гвоздем таких вечеринок было разматывание пелен древних мумий – приглашенные при свечах наблюдали за этим процессом. Судьба самих мумий после такого шоу мало кого интересовала – их растаскивали на сувениры, продавали по частям на шарлатанские снадобья от всех болезней.
Развилась огромная и весьма прибыльная контрабандная торговля древностями. Не могло это не повлиять и на местных жителей, появились целые селения, поколениями жившие лишь за счет грабежа древних захоронений. Масштаб мародерства сегодня трудно даже представить.
Вот такая картинка вполне типична для Египта XIX века.
Продавец мумий 1875 год, Египет.
В 1822 году саркофаг с мумией Несамуна приобрел известный итальянский торговец древностями, антиквар и контрабандист Джузеппе Пассалаква. По его словам гробницу обнаружили неподалеку от храма Хатшепсут, и через несколько месяцев находку отправили морем на продажу в Триест (Австрия). Там ее в 1823 году купил англичанин Уильям Баллок, у которого саркофаг с мумией в свою очередь перекупил банкир из Лидса Джон Блейд и передал в дар «Философскому и литературному обществу» родного города.
В 1824 году на совете общества произошло вскрытие саркофага и самой мумии Несамуна. В зале присутствовали все члены общества, включая главного врача и хирурга города. Благодаря им мы имеем подробный рассказ об этом событии. Это первая в истории попытка вполне научного исследования древнеегипетской мумии.
В 1928 году даже вышла брошюра «Исследование египетской мумии» (автор Уильям Осборн) на 60 листах с подробным и тщательным описанием произошедшего события с замечательно выполненными рисунками.
Вот один из них.
А теперь устраивайтесь поудобнее, предлагаю вам перенестись сейчас в Англию в тот серый промозглый вечер осени 1824 года и поприсутствовать на том событии.
Сначала аккуратно сняли крышку деревянного искусно расписанного саркофага. На ней помимо изображения лица, прически и украшений написаны художником 12 сцен, на нижней же части саркофага по бокам – еще 30 сцен из Книги Мертвых.
Крышка саркофага
А вот на следующей фотографии слева крупным планом «лицо» саркофага анфас.
Обратите внимание на отверстие на «подбородке», туда вставлялся короткий черный брусок, исполняющий роль декоративной бородки. Таким образом саркофаг из «женского» превратили условно в «мужской». По мне, так себе переделка, прямо скажем. А вот справа на фото – изображение на «пятках» саркофага: богиня Нефтида простирает руки с анкхами – символами вечной жизни и воскресенья.
Почему все же использовали женский саркофаг? Скорей всего, саркофаг купили заранее и его не готовили именно для Несамуна, такое могли позволить себе лишь очень богатые люди. Как вариант, возможно, он купил его загодя для своей жены, но умер раньше и его похоронили именно в нем. Надписи на саркофаге сделаны уже после смерти Несамуна с упоминанием его имени явно уже по конкретному заказу.
Под крышкой оказался… правильно – второй саркофаг. Роскошь, конечно, не царская, но далеко не все могли себе позволить два красивых саркофага, ведь и один такой стоил весьма немало.
Крышка внутреннего саркофага Несамуна
Затем саму мумии вынули из саркофага и срезали темно-красные кожаные ремни, которые как бандажи скрепляли пелены. Кстати, сами они не дошли до нашего времени (утеряны), но остались их рисунки с изображением иероглифов на них.
Фото мумии птоломеевского периода из музея Лувра, следы уже срезанных ремней заметны, но здесь стоит обратить насколько тщательно и искусно обернуто лицо.
Далее переходим к самому главному – снятие льняных полотен с мумии. Их оказалось аж 40 слоев. Сверху шла очень тонкая дорогая прекрасно выделанная ткань, а вот ниже использовали материал попроще и погрубее. Скорей всего, бальзамировщики таким образом экономили, возможно, они взяли у родственников полный комплект самых лучших тканей, но обернули ими лишь сверху, использовав в основном более дешевые. При разворачивании бинтов так же обнаружили несколько амулетов и украшений.
И вот наконец снимают последние слои бинта с лица мумии… но его не видно!
Лицо и тело покрыто толстым слоем порошкообразной коричневой массы с сильным запахом корицы. Она состоит из размолотых частей растений и специй, нанесенных бальзамировщиками на тело 3000 лет назад. В прошлом это было густым влажным тестом, которым равномерно обмазали мумию перед обертыванием.
Аккуратно счищают порошок и вот наконец лицо самого Несамуна.
Использовано фото из книги The Mummy's Tale: The Scientific and Medical Investigation of Natsef-Amun, Priest in the Temple at Karnak Hardcover, 1993, by A. Rosalie David, Edmund Tapp.
Прикосновение к коже мумии неожиданно показало, что она вовсе не сухая и хрупкая, а напротив – мягкая и словно бы жирная. Но на самом деле вы видите сейчас не совсем то, что увидели в тот вечер члены «Философского и литературного общества Лидса», своего носа мумии лишилась более века спустя, но об этом позже.
Так же, опускаю историю о том, как мумия неожиданно вздохнула и раздался тихий стон, который явственно услышали некоторые свидетели. Без подобных «мистических» деталей не обходится ни одна история про мумии, так что простим эту мелочь автору брошюры. На самом деле «вздыхать» ей нечем – у нее нет легких, трахеи и прочего, бальзамировщики удалили все внутренности, оставив только сердце, заполнив тело внутри все той же душистой массой с запахом корицы. Мозг удалили через правую ноздрю, судя по тому, что ее основательно расковыряли.
Поразило зрителей и само лицо мумии – запрокинутая голова и черный язык, выглядывающей из рта почти на три четверти дюйма (то есть, на 2 см).
Что же послужило причиной смерти?
Врач, проводивший первоначальное вскрытие мумии, предположил версию насильственной смерти Несамуна – удушение или отравление. Но хороши бы мы с вами были, если доверились мнению пусть даже весьма уважаемых ученых мужей, живших почти два века назад.
На сегодняшний день мумия Несамуна самая изученная древнеегипетская мумия в мире. Ее несколько раз комплексно исследовали в 1970-х, 90-х и 2000-х годах, отдавая предпочтение неинвазивным методам. Это стало возможным благодаря тому, что доступ к мумии всегда открыт ученым, что, к сожалению, нельзя сказать, например, про мумии, находящиеся в ведении Верховного совета древностей Египта. Так же в 2000-х годах повторно провели анализ всех надписей на саркофаге, что открыло некоторые нюансы из жизни и работы Несамуна.
Однако, в ХХ веке судьба мумии оказалась не столь благополучна как может показаться. Она чуть не погибла во время второй мировой войны. В ночь с 14 на 15 марта 40 бомбардировщиков Люфтваффе скинули смертоносный груз бомб на город. Более 100 домов оказались разрушены, почти тысяча – повреждены, 65 человек погибло. От больших потерь среди гражданского населения спасла лишь во время объявленная воздушная тревога, население успело спуститься в бомбоубежища.
Одна из бомб попала прямо в музей Лидса. Погибли две из трех египетских мумий, хранившихся здесь. Несамуну повезло, он – «выжил», если можно так сказать, но получил ранение – осколком ему срезало нос. Надо признать, сам Несамун по этому поводу по понятной причине не переживал, а вот музейщики натерпелись страху, извлекая его из развалин музея.
Несамун и его «ранение» носа
Photograph Jon Farman
Несамун в двух своих саркофагах. Внутренний саркофаг из-за хрупкости никогда не извлекался из внешнего. Фотография из музея в Лидсе.
Несамун (судя по иероглифическим надписям на его саркофагах) был одним из жрецов в храмовом комплексе бога Амона в Карнаке во время правления Рамзеса XI (1099-1069 гг. до н.э.). Он оказался священником, занимающим довольно важные должности в храме бога Монту в Карнаке. Надписи свидетельствуют о том, что он — жрец храма Монту, а так же писец, который ведет учет крупного рогатого скота храма бога Амона. Официальные обязанности Несамуна включали ведение счетов и заполнение кадастровых записей, отчетов и административных документов.
Он непосредственно принимал участие в совершении ритуалов в святая святых храма перед статуей Амона, и его жизнь управлялась специальными правилами, такими как ежедневное двухкратное ритуальное омовение и бритье.
Несамун жил во времена, когда верховный жрец Амона, Аменхотеп фактический правитель Фив, вступил в конфликт с Панехси, наместником Нубии, и был им убит. Вскоре сам Панехси объявил себя верховным жрецом Амона. Сам же Рамзес XI имел реальную власть лишь на севере страны. Именно во время правления Панехси в Фивах ограбили многие царские гробницы в Долине Царей. Однако вскоре полководец Рамзеса Херихор изгнал Панехси из Фив и объявил себя первосвященником в Карнаке.
Скорей всего, именно при Херихоре и умер наш с вами священник. Наличие кожаных ремней (уже несуществующих) с картушем Рамзеса XI на мумии Несамуна вовсе не обязательно означает его верности именно данному фараону. Скорей всего, эти ремни лишь часть дара Рамзеса XI статуе бога в храме Монту. Связь с богом, несомненно, казалась Несамуну гораздо более важной, чем имя правящего фараона.
Что же показали современные исследования мумии Несамуна?
Новейшие исследования включали в себя радиологию, компьютерную томографию, эндоскопию, серологию (иммунологическое исследование), гистологию (изучение микроскопической структуры тканей), стоматологическую экспертизу.
Исследование установило, что Несамун страдал от филяриоза - болезни, вызванной личинками паразитических червей, переносимых комарами. Черви мигрируют в лимфатические узлы и вызывают отеки или задержку жидкости, что приводит к неприглядному отеку, известному как «слоновая болезнь». У Несамуна также выявили атеросклероз – склеротические бляшки в кровеносных сосудах в паху. Это дегенеративное заболевание кровеносных сосудов, вызванное богатой животным жиром диетой, может привести к инсультам, сердечным приступам и к некрозу тканей с последующей гангреной. Нервы, связанные с глазами Несамуна, были затронуты периферическим невритом, состоянием, иногда связанным с диабетом или лечением с использованием тяжелых металлов. Рентгеноскопия показала так же дегенеративный артрит шеи и, возможно, бедра.
Состояние костей указывает, что Несамун не занимался физическим трудом и умер в возрасте 35-45 лет.
Кстати, с зубами у него — полный швах. Если вы когда-нибудь с помощью машины времени попадете в древний Египет, умоляю вас, не целуйтесь с египтянами того времени – воняло у них у всех (!) изо рта изрядно. Несамун, увы, не исключение. Обычно египтологи связывают это с хлебом грубого помола, в котором часто встречался песок и каменная крошка. Однако в этом у меня есть определенные сомнения, для бедноты такая причина вполне возможна, но для нужд богатеев просеять муку от тяжелых фракций не так уж трудно. Представить, что лепешки во рту фараона скрипели на зубах от песка, уж извините, не могу.
Так какая же причина могла привести к такому результату? Возможна чрезмерная гигиена рта, так же как, например, древняя косметика могла быть губительна для кожи лица, вспомните хотя бы столь популярные в Европе не так давно свинцовые белила!.
У Несамуна нашли между зубов сломанные остатки зубочисток, а их эмаль разрушена не только сверху (жующая поверхность), но и с боков. Как вариант, египтяне могли ополаскивать рот кислым раствором, обеззараживая ранки и воспаления, разрушая при этом эмаль зубов.
Но нас с вами, мой читатель, без сомнения, прежде всего занимает язык Несамуна и причина его смерти.
Итак, первоначально имелись две версии:
Несамун был задушен, поскольку вываленный язык характерен именно для повешенных;
У него была большая опухоль, возможно раковая, на языке, что привела его к смерти.
Первая версия отпала сразу – у мумии отсутствовала странгуляционная борозда - след от удавки или петли, всегда остающийся на трупе. Кроме того, хрящи дыхательного горла целы, а не сломаны. Конечно, его могли удавить и широким шарфом, просто пережав шейную артерию, но это крайне маловероятно, но при таком виде удушения и вываленного наружу языка не будет. Что касается второй причины, гистологическое исследование не выявило на языке никаких видов опухоли, он оказался вполне обычных размеров. Но тем не менее, ни у одной из найденных древнеегипетских мумий вываленного языка не наблюдалась. Должна же существовать причина этого!
И такая причина нашлась. Иммунологи предположили, что у Несамуна была острая аллергическая реакция на укус пчелы или осы, что привело его анафилактическому шоку и быстрой, но мучительной смерти.
К сожалению, 100% гарантии правдивости такой версии дать нельзя, но она весьма вероятна и на сегодняшний день это самая вероятная причина смерти Несамуна.
Реконструкция лица Несамуна, проведенная в 1990 году. Считается, что его черты лица отражают сильное нубийское влияние на население Верхнего Египта.
Историю Несамуна, его жизни до и после смерти рассказал вам сегодня Лысый Камрад.
В качестве бонуса: статуя писца Митри, 5 династия, Древнее Царство,XXV-XXVI века до н.э, жил за полторы тысячи лет до Несамуна.
Автор публикации @LKamrad
Комментарии (7)
LKamrad Автор
07.12.2021 23:15Благодарю за интерес к моей первой статье на Хабре. Готов ответить на ваши вопросы по теме данной публикации, постараюсь по возможности ответить на все.
С уважением к читателям, Лысый Камрад.
LKamrad Автор
08.12.2021 01:39Откуда брался "песок" в хлебе древних египтян? Собственно из муки. Зерно мололи на в основном на ручных мельницах. Жернова таких мельниц чаще всего делали из относительно мягкого камня - известняка, в процессе помола он крошился и минеральные фракции попадали в муку. Собственно наличие каменных крошек в хлебе (не только в Египте, а практически везде) в древности скорее правило чем исключение.
Radisto
08.12.2021 07:47+5Мой дед покойный рассказывал, застал в детстве муку ручного помола, на каменных жерновцах. Неприятно на зубах хрустела по воспоминаниям, просеивание не помогало, это не совсем был песок, фракция мелкая. Говорил, когда прадед привез мешок муки фабричного помола, для него праздник был, он до конца жизни тот хлеб запомнил, рецепт был тот же, просто без тертого камня. Из какого камня жерновцы, он не знал, не запомнил
nimishin
08.12.2021 01:40+1Спасибо, отличная статья. Умные люди жили в Древнем Египте, нам есть чему у них поучиться.
glooow
10.12.2021 16:46Нубийские корни...интересный момент. Как вообще они там влияли на фараонов и жрецов и все такое.
А вот касательно зубов мне всегда было интересно как они решали вопрос - и в Египте и в Германии и на Руси...было интересно как происходила гигиена, которая позволяла зубам оставаться во рту и после 33 лет. Хотя может они просто доживали до 30 и зубы вообще не были проблемой. Но блин, в предыдущей статье, оговаривалась зубная боль....
Интересно и не все понятно!
Javian
Всегда интересовало максимальное количество населения в Египте в этот период.
LKamrad Автор
Верхние оценки до 4-5 млн. населения. Думаю, ближе к истине будут - 2-3 млн. человек.