Перед нами погребальная золотая маска вечно юного прекрасного фараона.

Фото взято из https://aswiftfooted.tumblr.com/post/65797836312/gold-burial-mask-of-king-psusennes-i-pharaoh-of
Фото взято из https://aswiftfooted.tumblr.com/post/65797836312/gold-burial-mask-of-king-psusennes-i-pharaoh-of

Стоп, но это не знаменитая маска Тутанхамона! А значит… да, мои читатели, это означает, что его гробница вовсе не единственное нетронутое грабителями погребение великих правителей древнего Египта.

И именно об этом открытии пойдет сегодня речь.

Тутанхамон стал фараоном в возрасте 9-10 лет, но на самом деле от его имени правил Эйе, вельможа его отца Эхнатона. Он процарствовал всего 9 лет и практически ничем себя не прославил, вряд ли о нем кто-то помнил бы сегодня кроме египтологов, если бы не находка его гробницы, заполненной сокровищами.

Известие об открытии еще одного неразграбленного царского погребения должно было стать мировой сенсацией, а учитывая, что фараон, построивший ее (Псусеннес I) правил почти полвека, и в отличие от Тутанхамона тщательно готовился к своему переходу в вечную жизнь, слава новой находки просто обязана была затмить славу гробницы юного царя.

Но этого не произошло, почему же?

Дело в том, что в 1940 году (время открытия гробницы) в Европе уже вовсю разгоралось пламя Второй Мировой Войны, передовицы газет были заняты политическими и военными сводками. Кому какое дело было до известий о том, что где-то на краю света откопали гробницу безвестного фараона?

Знакомьтесь, первооткрыватель гробницы французский египтолог Пьер Монте. Здесь он без привычных очков, но вы еще увидите их на фотографиях с раскопок. Пьер проводил раскопки с конца 20-х годов XX века в Танисе - этот древний город был некогда столицей нижнего Египта во время третьего переходного периода (1075—664 до н. э.) и располагался на востоке дельты Нила, на севере Египта

Слева - Пьер Монте, справа - карта дельты Нила, красным обозначен Танис.

Забегая вперед, скажу, что фараон Псусеннес I (1047-1001 г. до н.э.), о чьей гробнице пойдет речь ниже, принадлежал XXI династии и правил в начале третьего переходного периода – времени ослабления центральной власти и раздробленности некогда могучей державы, смутное время древнего Египта, растянувшееся на четыре столетия.

И все это мы увидим в гробнице фараона как в зеркале той далекой эпохи — упадок великой цивилизации, но при этом невероятная роскошь, богатство погребения и великолепная работа древнеегипетских мастеров.

Золотая маска фараона Псусеннеса I.  Фото взято из http://historiarrc.blogspot.com/2015/10/la-mascara-de-psusennes-i.html
Золотая маска фараона Псусеннеса I. Фото взято из http://historiarrc.blogspot.com/2015/10/la-mascara-de-psusennes-i.html

Первыми исследовали город еще в XIX веке Огюст Мариетт и Флиндерс Петри. Однако, самые важные открытия сделал все же Пьер Монте, который вел здесь раскопки, начиная с 1929 года. В 1930-х он открыл главный храм города – храм великого Амона-Ра.

Вход в храм Амона в Танисе. Фото взято из https://www.wikiwand.com/fr/Tanis
Вход в храм Амона в Танисе. Фото взято из https://www.wikiwand.com/fr/Tanis

И что самое необычное — в ограде священного храма он обнаружил царский некрополь! До этого никогда на территории самих древнеегипетских храмов не были найдены захоронения той же эпохи, а тут в течение более чем двух столетий хоронили фараонов XXI-XXII династии.

Причиной этого стала необходимость защиты гробниц царей. Крепкие и высокие стены ограды храма защищали его сокровища и кладовые. По сути, сам храм превратился в своеобразную цитадель, последний и самый надежный пункт обороны и так защищенного крепостной стеной города. Потому и сами фараоны предпочитали хоронить себя именно здесь, где их веками будет защищать денно и нощно храмовая стража.

Схема храма Амона в Танисе, справа в нижнем углу ограды красной стрелкой помечены царские гробницы, о которых пойдет речь дальше.

Neithsabes, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Neithsabes, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons

Одной из первых была найдена в феврале 1939 гробница царя Осоркорна II ( 872-837 г. до н.э.) из XXII (Ливийской) династии. Увы, она оказалась ограблена. В ней был лишь пустой массивный саркофаг со сломанной крышкой.

Саркофаг Осоркорна II. Jon Bodsworth, Copyrighted free use, via Wikimedia Commons
Саркофаг Осоркорна II. Jon Bodsworth, Copyrighted free use, via Wikimedia Commons

Впрочем, если быть честными, то все же в гробнице оказались остатки двух мумий, но к фараону они отношения явно не имели – это оказалось позднее вторичное захоронение, гораздо более скудное и бедное. Кто-то возжелал быть захороненным в гробнице царя, почти через тысячу лет после его смерти.

Современный вход в гробницу фараона Осоркорна II

Jon Bodsworth, Copyrighted free use, via Wikimedia Commons
Jon Bodsworth, Copyrighted free use, via Wikimedia Commons

На самом деле в эпоху фараонов – эта и другие гробницы находились под землей, расчистили и раскопали их лишь в XX веке.

Фотография раскопок – видно как много земли было снято сверху, чтобы добраться до гробниц.

На фотографиях гробниц выше видно, что при строительстве гробницы были использованы красные гранитные блоки из строений прежних правителей эпохи Нового Царства. Фараонам, правившим в Танисе, стал уже недоступен асуанский гранит, но они остро в нем нуждались. Ведь именно гранит был невероятно прочным, и из него можно создать подобие бронированного помещения, внутрь которого грабителям крайне сложно пробиться. Вход в камеру так же закрывала гранитная пробка. Однако, нехватки в граните не было, ведь предыдущие фараоны (особенно Рамсес II) оставили множество строений, стел, обелисков из гранита, и цари Таниса использовали их в качестве материала для постройки своих усыпальниц.

Дело весьма обычное для фараонов и в благополучные времена, а уж в смутное время эпохи после падения Нового царства это стало скорее уже правилом. Кстати, и огромный саркофаг Осоркорн позаимствовал у кого-то из рамессидов (фараонов предыдущих XIX -XX династий).

Еще одно отличие подземных гробниц в Танисе – они не зарывались так глубоко в землю, как в фиванском царском некрополе – в Долине Царей. Их рыли открытым способом – сначала котлованы, потом укрепляли их каменными блоками, сверху перекрывали ими же, а после закидывали землей, сравнивая с поверхностью. Причина такой техники проста – грунтовые воды в дельте Нила находятся слишком близко от поверхности, что не позволяло углубляться сколько-нибудь значительно.

Схема гробницы Осоркорна II, красным выделен гранит, перекрытия и саркофаг тоже был гранитным, но, как видите, с одной стороны гранита нет – не успели доделать или не хватило? Так или иначе грабители пробили ход именно с этой стороны.

Neithsabes, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Neithsabes, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons

Но все же грабители не вынесли все подчистую, пробиваясь сверху, они завалили землей часть вещей. В частности, позже обнаружили вот эту изящную золотую вещицу (на фото ниже). Это троица богов – слева Гор, в центре Осирис, справа Изида. На постаменте Осириса нарисован картуш Осоркона II. До этой находки считалось, что искусство ремесленников в III переходного периода было в упадке по аналогии с темными веками средневековья. Теперь же стала вполне очевидна ложность подобного утверждения.

Louvre Museum, Public domain, via Wikimedia Commons
Louvre Museum, Public domain, via Wikimedia Commons

Следующего открытия ждать оказалось совсем недолго. Всего через месяц буквально в нескольких метрах от гробницы Осоркорна Монте наткнулся на ненарушенные(!) перекрытия следующей гробницы. Неужели нетронутое царское погребение? Удивительно, но оказалось именно так. После спуска через входную шахту сделав всего несколько шагов археологи оказались в небольшом помещении 4 на 2 метра заваленной в беспорядке погребальной утварью, а на возвышении среди этого хаоса лежал, казалось, совершенно невредимый серебряный саркофаг в виде сокола.

На стенах были росписи и надписи, из которых явствовало, что это гробница фараона Псусеннеса I из XXI династии. Вот прорисовки росписей "Шествие богов" (выполнены во время раскопок) и фотография его картуша на одной из стен:

Картуш фараона Псусеннеса I
Картуш фараона Псусеннеса I

Всем стало ясно: найдено уцелевшее царское захоронение – первое после Тутанхамона и столь ожидаемое всеми. Пьеру Монте не просто повезло, он вытянул счастливый лотерейный билет – один из миллиона! Поколения ученых будут мечтать о подобном открытии – для египтологов такое открытие сродни обнаружению святого Грааля. Можно провести в экспедициях и на раскопках всю жизнь, находить одну за другой пустые гробницы, разочаровываться и снова искать. Немалое количество археологов, потратив кучу средств и годы жизни, возвращались из Египта без столь вожделенной находки.

Однако, после более пристального осмотра возникли вопросы. Надписи на саркофаге и погребальной утвари, говорили совсем о другом фараоне. Они принадлежали фараону Шешонку II (887-885 г. до н.э., XXII династия), жившему чуть ли не на полтора столетия позже Псусеннеса I

Серебряный соколообразный саркофаг Шешонка II. Маленькие антропоидные "саркофаги" на самом деле канопы, в которых хранились внутренности фараона.

https://i2.wp.com/78.media.tumblr.com/e4fbb5749a5a0d271a330a8135bdfc41/tumblr_p5vvb2JkSk1wna6v8o1_r1_1280.jpg?w=605&ssl=1
https://i2.wp.com/78.media.tumblr.com/e4fbb5749a5a0d271a330a8135bdfc41/tumblr_p5vvb2JkSk1wna6v8o1_r1_1280.jpg?w=605&ssl=1

Так кто же тогда ответственен за повреждения и беспорядок?

Задумаемся вот о чем: вполне очевидно, что хрупкий саркофаг из тонкого листового серебра никоим образом не мог быть прочным внешним саркофагом, который был всегда последней и не самой простой преградой перед грабителями (сравните с саркофагом Осоркорна II выше). Серебряный саркофаг можно было легко повредить при поспешной переноске, что с ним видимо и произошло – вмятины и трещины явственно говорили об этом.

Сквозь повреждения саркофага под светом фонарей явственно блестело золото.

Монте стало очевидно, что, хотя грабители так и не добрались до захоронения, изначально это помещение определенно не предназначалось для захоронения Шешонка II. Позже это было подтверждено – темный налет на нижней части серебряного саркофага оказался остатками водорослей, что говорило о том, что и сам саркофаг, и погребальная утварь была в спешке вынесена из другой полузатопленной гробницы.

Но так или иначе – это выдающееся событие: первое интактное погребение со времени открытия гробницы Тутанхамона.

По просьбе египетского короля Фарука саркофаг вскрыли в его присутствии 21 марта 1939. Ниже фотографии сделанные именно тогда и в тот момент. Прошу не пинать за качество – взято из журналов того времени. Первое что бросилось в глаза – блеск золотой маски фараона, золотая пектораль – огромный гриф покрывал своими крыльями верхнюю часть груди и плечи фараона, амулеты, браслеты, кольца. Но сама мумия не сохранилась – высокая влажность уничтожила ее, драгоценности покрывали лишь потемневшие кости.

Золото, что блестело сквозь повреждения серебряного гроба – это золотое покрытие внутреннего соколиного саркофага, сделанного из льна, лака, склеивающего состава (своего рода папье-маше), покрытого в свою очередь тонкими листиками золотой фольги. Эту фольгу видно на первом черно-белом фото, сам внутренний саркофаг успешно истлел, но реставраторы смогли восстановить внешний вид.

В таком виде он выставлен в Каирском музее:

А теперь мы можем рассмотреть поподробнее золотую маску фараона. Сравните с черно-белым фото 1939 года. На фото 1939 года видно, что золотое покрытие простирается частично выше обруча. Что это означает?

Изначально, как и у маски Тутанхамона у этой маски имелся золотой полосатый платок немес, покрывающей голову фараона и урей в виде змеи. Куда же они делись? Собственно, туда куда и мумия царя, и внутренний саркофаг – они просто сгнили во влажной атмосфере, поскольку были сделаны из органики (дерева, например) и покрыты тончайшими пластинами золота. Вот остатки этих пластинок мы и видим над обручем на старом фото. Кроме того, нам хорошо видны и крепления, на которых немес крепился к маске.

Золотая маска фараона Шешонка II
Золотая маска фараона Шешонка II
Пектораль – золотое нагрудное украшение фараона Шешонка II
Пектораль – золотое нагрудное украшение фараона Шешонка II

Еще одно нагрудное украшение со скарабеем – вы можете увидеть его и на фотографии 1939 года в саркофаге, чуть ниже пекторали c грифом.

Фото с экспозиции Каирского музея
Фото с экспозиции Каирского музея

Вот еще одно нагрудное украшение – со священным скарабеем с солнечным диском и двумя королевскими кобрами в коронах Верхнего Египта. Для сравнения – справа подобная пектораль с мумии Тутанхамона. Ниже золотые браслеты фараона с глазом бога Гора. Обратите внимание – они разные: один левый, а другой правый.

Фото с экспозиции Каирского музея
Фото с экспозиции Каирского музея

Еще один золотой браслет царя Шешонка II со священным скарабеем

Фото из Каирского музея
Фото из Каирского музея

Золотые «тапки» мумии фараона. Надо отметить, что фараон в них никогда не ходил, но сделаны они явно по подобию реальных.

Фото из Каирского музея
Фото из Каирского музея

Судите сами: реальные плетенные из папируса египетские сандалии, правда греко-римского периода – на тысячу лет младше золотых «тапок» фараона Шешонка II, но стиль в целом не изменился. Проникнетесь уважением - этим папирусным "тапкам" уже две тысячи лет.

Золотые напальчники, надетые на пальцы мумии царя

Фото из Каирского музея
Фото из Каирского музея

К сожалению, фотографий всех находок в Каирском музее с погребения Шешонка II у меня нет, но и то что вы видите, пожалуй, самый полный и качественный обзор данного открытия в рунете. В самом музее фотографировать данную коллекцию запрещено, нужно специальное разрешение. Увы, у меня его не было.

По мнению египтологов Шешонк II был весьма бравым фараоном, ему даже удалось на недолгое время объединить верхний и нижний Египет, но кончил он все же не очень хорошо. Кто-то шандарахнул ему по башке от всей души. Фараон выжил, но рана воспалилась и от заражения наш вояка-фараон отдал богам душу, а тело (точнее его кости) упокоилось на три тысячелетия в гробнице Пусеннеса I. Причину его смерти удалось узнать изучив его останки, росту он оказался невеликого 169 см (что впрочем выше среднего показателя того временив Египте), а возраст в момент смерти - около 50 лет.

Но наш рассказ по-прежнему не закончен. Разбирая погребальную утварь и находки в этой камере, гробницы Пьер Монте сделал еще одно удивительное открытие – он нашел остатки еще двух (!) деревянных саркофагов и двух мумий, полностью истлевших из-за высокой влажности. Кому они принадлежали – ему выяснить не удалось.

Но теперь по прошествии стольких лет египтологи пришли к выводу – это, возможно, царские мумии фараонов Сиамуна (986 – 967гг. до н.э.) и Псусеннеса II (967 - 943 гг. до н.э.) – фараонов XXI династии правивших вскоре после Псусеннеса I.

От захоронения Псусеннеса II остались бронзовые накладки от саркофага с надписями, царский урей (змей на лбу) и накладная борода, а от Сиамуна лишь священный скарабей и несколько ушебти подписанные его именем. Таким образом, скорее всего, данное помещение трижды (!) использовалось как хранилище погребений фараонов после Псусеннеса I, для которого оно изначально предназначалось.

Но где же тогда сам Псусеннес I – хозяин гробницы, приютивший своих бездомных фараонов-потомков?

4 апреля 1939 года при расчистке южной стены, был обнаружен заштукатуренный дверной проем, закрытый блоками известняка. Неужели это вход в помещение, где захоронен сам фараон-хозяин?

Увы, после расшифровки надписи над входом стало ясно – это не погребение самого фараона. Надпись была длинной и пышной титулатурой древнеегипетского вельможи Анхефенмута, приближенного фараона Псусеннеса I-го.

Однако, один момент сразу заинтересовал египтологов, дело в том, что вельможа был назван «сын от плоти фараона». «Сыновьями фараона» вельмож называют довольно часто, это указание на подчинение ему как своему отцу, но слова «сын от плоти» означают настоящего сына фараона, то есть принца!

Когда перегородка была убрана, перед Монте оказалось маленькая комната с саркофагом, занимающим ее практически полностью, но в остальном полностью пустую. Саркофаг закрыт, следов проникновения в него не обнаружено.

Потратив кучу времени на вскрытие нетронутого саркофага Пьер Монте убедился, что он… абсолютно пуст. Удивительная загадка — в помещении рядом вповалку лежат три фараона, а на пустой саркофаг принца Анхефенмута в отдельной комнате никто не покусился?

Но такая загадка без ответов весьма слабое утешение для Пьера Монте, который все еще надеялся найти главное захоронение гробницы – фараона Псусеннеса I. Следующей зимой Монте вернулся к раскопкам загадочной гробницы, и его настойчивость наконец была сполна и даже с избытком вознаграждена.

У западной стены в феврале 1940 года Пьер заметил, как набухает и сочится влагой сырая штукатурка по прямоугольному контуру. После очистки оказалось, что массивный гранитный блок закрывает ход в следующее помещение.

И вот теперь стало ясно – именно там за ним, скорей всего, и есть главное захоронение гробницы!

Продолжение следует…

C вами был сегодня ваш старый знакомый Лысый Камрад (@LKamrad).

Оригинал публикации

Комментарии (32)


  1. LKamrad Автор
    16.06.2022 06:44
    +10

    Задавайте вопросы по теме публикации, по возможности постараюсь ответить на все.

    Разумеется, будет продолжение. Почему эта часть короткая? Да потому что следующая будет вдвое больше. Здесь примерно 15 тыс. знаков текста, 22 иллюстрации (многие из которых содержат по 2-3 фотографии). В следующей части будет около 40 тыс. знаков и более 40 иллюстраций.

    Не хотелось перегружать публикацию, но искренне надеюсь, что вторая часть будет еще интересней для вас.

    С уважением к читателям и подписчикам, ваш Лысый Камрад.


  1. engine9
    16.06.2022 07:45
    +4

    Впечатлила достоверность проработки анатомических форм на тройной статуэтке. Скульптор отобразил даже жировые "ушки" на бёдрах. Фигурка бога мужского пола имеет четко прорисованную набедренную повязку, а фигурка справа выглядит голой, или на ней тонкое платье до пола?


    1. shedir
      16.06.2022 09:10
      +4

      фигурка справа выглядит голой, или на ней тонкое платье до пола?
      Скорее второе.
      Вид сзади
      image

      Источник


    1. LKamrad Автор
      16.06.2022 09:29
      +3

      Да, тонкая ткань, посмотрите как она облегает тело жены фараона, практически ничего не скрывая:

      Фараон Менкаура c женой Хамерернебти. IV династия, Древнее царство, XXVII-XXV века до н.э.
      Фараон Менкаура c женой Хамерернебти. IV династия, Древнее царство, XXVII-XXV века до н.э.


      1. Didimus
        16.06.2022 19:30

        Почему в музеях всегда такая контрастная подсветка..


        1. PereslavlFoto
          16.06.2022 22:40

          1) Потому что надо ярким пятном отделить экспонат от мешающего фона.

          2) А где этого не надо, там освещение ровное.

          3) К тому же заливающий свет дороже, надо больше ламп большей мощности.

          4) А построить освещение под потолком всё-таки дорого.


  1. geher
    16.06.2022 09:49

    До этой находки считалось, что искусство ремесленников в III переходного периода было в упадке по аналогии с темными веками средневековья. Теперь же стала вполне очевидна ложность подобного утверждения.

    А как датировали находку? Если по картушу фараона, то его могли дорисовать значительно позже.


    1. LKamrad Автор
      16.06.2022 10:06
      +1

      Да, по надписи по центру на пьедестале «Владыка Двух Земель...» и далее картуш Осоркорна 2, сам он здесь изображен в виде Осириса, ожившего бога.

      Присваивали монументальные статуи, храмы, даже недостроенные пирамиды и пустующие саркофаги (при этом сами царей оттуда не выкидывали ни в коем разе). Но вот изображение умершего и воскресшего фараона-бога, в котором он может воплотиться, вряд ли, ибо не факт, что подобное не аукнется на суде перед тем же Осирисом после смерти.


  1. Itimora
    16.06.2022 10:00
    -11

    Как же на Хабре без вас хорошо дышалось!!! Но вы вернулись со своими компиляционными статьями. Печаль.


    1. CosmicRave
      16.06.2022 10:51
      -2

      Это они еще тут свои кубики не разбрасывали, считай =^.^= ... почитаем следующую часть - хорошо же пишут


  1. izh-vii
    16.06.2022 11:49
    +1

    Ну вот, на самом интересном месте...


  1. PereslavlFoto
    16.06.2022 11:58

    фотографировать данную коллекцию запрещено, нужно специальное разрешение. Увы, у меня его не было.

    Но откуда же у вас появились все эти фотографии, если фотографировать коллекцию запрещено и если вы ничего не сфотографировали?


    1. LKamrad Автор
      16.06.2022 12:33
      +2

      Фотографировать в Каирском музее при обычном посещении запрещено без получения специального разрешения. Тем не менее такие фото можно найти в свободном доступе в сети, просто нужно проявить чуть больше настойчивости в поисках.

      Известные экспонаты данного музея сняты на фото и видео, тиражируемых в сети в сотнях и тысячах пабликов. Вот менее известные найти сложнее, но и в этом случае вполне возможно, если знать, что ты конкретно ищешь. В следующей части укажу, откуда взяты некоторые фотографии, которые реально было сложно найти.

      В данной части чуть не половина фотографий взята с Wikimedia commons. В принципе у меня есть в черновиках источники практически каждого фото в подборке.


      1. PereslavlFoto
        16.06.2022 14:42
        +4

        Если вы берёте фотографии из Викисклада — пожалуйста, выполняйте требования лицензионного договора, как это следует делать по закону. Требования эти, как правило, очень простые.

        1) Вы обязаны указывать имя или псевдоним фотографа.
        2) Вы обязаны указывать название фотографии.
        3) Вы обязаны указывать источник фотографии и делать ссылку на него.
        4) Вы обязаны указывать название лицензии и делать ссылку на неё.
        5) Вы не должны порочить фотографа.

        Некоторые авторы ставят и более простые условия.

        При исполнении этих условий вы можете делать с фотографией всё, что душа пожелает. Как видите, условия очень простые, поэтому вы можете исполнить их безо всякого труда. На самом Викискладе есть кнопка, которая помогает получить правильную подпись к фотоснимку.


        1. Subrisk
          16.06.2022 17:15
          +1

          Ой, можно подумать, что он тексты на основе путешествий или собственных исследований пишет. Наверняка либо книгу нашёл по теме и использует, либо рерайтит. А так автор жеж очевидно торгует собой: смотрите, как я умею, приведу вам кучу читателей, возьмите меня в блог компании писать. Ну кто-то неосмотрительно, глядишь, и возьмёт.


          1. PereslavlFoto
            16.06.2022 17:28
            +1

            Нет ничего плохого в рерайте. Это называется: научно-популярная литература. Читать двухтомник о работе Генерального штаба в годы ВОВ долго и трудно, а вот прочитать об этом десять страниц намного легче. Авторы научпоп литературы очень важную работу делают.

            Здесь им здорово помогает Викисклад, потому что оттуда можно законным путём и бесплатно получать важный контент — тексты иллюстрации, фотографии, рисунки, чертежи.

            Удивляет другое. Удивляет вот что. Автор научно-популярной статьи имеет право бесплатно взять такой контент, выполняя условия лицензионного договора. Однако он не желает брать законным образом. Он выбирает контрафакт, выбирает нарушение. Этого я никак не могу понять.

            Проводя аналогию — это как если человек приходит в деревню, подходит к дому, видит ключ на верёвочке и надпись: «ключ от двери», — однако предпочитаете не открывать дверь ключом, а выбить её. Какой-то абсурдный поступок.


            1. LKamrad Автор
              17.06.2022 01:18
              +1

              Для начала, вы не понимаете, что такое "рерайт", приводя пример абсолютно неверный. Данная публикация рерайтом в принципе не является.

              Далее, сравнивая публикатора с грабителем, выбивающим двери, дабы поживиться добычей, вы забываете существенный момент: автор данной публикации не получает какой-либо выгоды, ему за эту статью не платят не копейки. Реальные авторы фотографий при этом не несут каких-либо финансовых потерь, в отличие от примера с грабителем.

              В остальном скорее соглашусь с вами. Проставил источники иллюстраций, так же указал лицензии и авторов, там где взято с викимедиа.

              Последний вопрос. Почему вы с таким же рвением не преследуете модераторов и администрацию хабра, которые в своих публикациях (а это часть их работы, за которые они получают деньги, а значит, без сомнения, присутствует коммерческая выгода для них) повсеместно используют фотографии, иллюстрации БЕЗ указания авторства и лицензий. В этом вы можете легко убедиться сами.

              Какая-то у вас весьма сомнительная позиция борьбы за справедливость, не находите? Причем не важно, что они используют меньшее количество иллюстраций в публикациях чем данный публикатор, важен же сам принцип, не так ли?

              Ведь именно они таким образом подают негативный пример пользователям ресурса.

              Берите любую статью любого модератора хабра и вперед, разоблачайте, требуйте, добивайтесь. Жду.

              Upd.

              Вас не минусовал, так как в целом в вашей позицией cкорее согласен, но, как говориться, есть нюансы, о которых и написал вам выше.

              Upd 2.

              Да, не всегда проставляю источники иллюстраций взятых в свободном доступе в инете, но у себя в блоге в закрепленной вступительной статье оговариваю следующее: если какой-либо автор против использования его фото или рисунков, они будут удалены по его требованию немедленно, если автор пожелает, чтобы было указано его авторство, оно обязательно будет проставлено в том виде, в котором он укажет.

              Почему так делаю? Дело в том, что далеко не всегда источник откуда взята фотография или рисунок имеют отношение к реальному автору.


              1. PereslavlFoto
                17.06.2022 02:35

                Благодарю вас за выполнение лицензионных условий для изображений с Викисклада. Спасибо!

                сравнивая публикатора с грабителем, выбивающим двери, дабы поживиться добычей, вы забываете существенный момент

                Нет-нет, не публикатора. Публикатора я хвалю, потому что он рерайтит работы египтологов, изданные за границей. А сравниваю тех, кто может взять бесплатно и по закону, однако предпочитает нарушать закон. Говорю о том случае, когда условия лицензии простые, однако публикатор не желает выполнять этих условий.

                Реальные авторы фотографий при этом не несут каких-либо финансовых потерь, в отличие от примера с грабителем.

                Авторы фотографий получали от них большую выгоду, просто не в деньгах, а в виде уважения. Свою работу, своё время, свои знания они отдали в обмен на уважение.

                модераторов и администрацию хабра, которые… используют фотографии, иллюстрации БЕЗ указания авторства и лицензий

                Поправлять надо поправимое. Непоправимое поправить нельзя. Я написал свой комментарий, потому что увидел упоминание про Викисклад (Wikimedia Commons), а значит, увидел возможность для развития свободных отношений со свободным контентом.

                если автор пожелает, чтобы было указано его авторство, оно обязательно будет проставлено в том виде, в котором он укажет.

                На Викискладе рядом с фотографиями указано требование авторов указывать их авторство. Там за этим вопросом следят так же тщательно, как фонд FSF следит за лицензированием свободного программного обеспечения.


                1. LKamrad Автор
                  17.06.2022 03:06
                  -2

                  Стоп, что значит поправлять нужно только поправимое?

                  У каждого профессионального фото и у каждого качественного рисунка-иллюстрации есть автор.

                  Вероятнее всего его выложили в личном блоге или в сетевом издании, где обычно оговаривают условия копирования и распространения данного материала. Если кто-то использует этот материал для коммерческой выгоды, он просто обязан оговорить то, что я указал выше: возможность удаления или проставления авторства по требованию автора. Иначе это будет использованием краденного под предлогом, что публикатор сам ничего не крал.

                  В чем я не прав?

                  Upd.

                  В качестве примера: сетевое издание покупает стоковое фото для иллюстрации статьи. Что происходит дальше?

                  Пользователи начинают массово использовать данное фото без указания правообладателя, который, разумеется, был указан при публикации данного фото в сетевом издании.

                  Происходит ли здесь нарушение прав правообладателя?

                  Ответ, да. И такое происходит постоянно.


                  1. PereslavlFoto
                    17.06.2022 03:25
                    -2

                    Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. (Пс. 1.)

                    Вы привели очень поучительные примеры для всех нас. Конечно, так делать нельзя. Авторство проставляют не по требованию автора, а по требованию федерального закона.


    1. pae174
      16.06.2022 12:54
      +2

      Ле 20-25 назад у них никаких запретов там не было а были только какие-то поползновения взымать плату с владельцев явно профессионального фотооборудования - например к штативам там придирались, но туристов со штативами в общем не много. Так что с тех времён должны остаться в сети всякие фотки, снятые без нарушения каких-либо местных правил и запретов. Цифровые камеры в то время еще не были распространены, а вот сканирование фотопленок уже было доступно.


      1. PereslavlFoto
        16.06.2022 14:41


  1. steel_nomad
    16.06.2022 12:23
    +4

    Пьеру Монте не просто повезло, он вытянул счастливый лотерейный билет – один из миллиона! Поколения ученых будут мечтать о подобном открытии – для египтологов такое открытие сродни обнаружению святого Грааля. Можно провести в экспедициях и на раскопках всю жизнь, находить одну за другой пустые гробницы, разочаровываться и снова искать. Немалое количество археологов, потратив кучу средств и годы жизни, возвращались из Египта без столь вожделенной находки.

    Везение или профессионализм?
    Удивительное открытие для того времени (да и для сегодняшнего), но, учитывая технологии и возможности того времени, сама возможность свершения такого открытия, по моему мнению, стоила огромных трудов и знаний.


    1. LKamrad Автор
      16.06.2022 12:36
      +2

      Без сомнения - данное открытие результат кропотливого труда в течение десятилетий, но и без большой доли удачи все же не обошлось.


  1. eggstream
    16.06.2022 15:29
    +1

    Так он Шошенк или Шешонк? В тексте есть и так, и эдак.


    1. Radisto
      16.06.2022 17:06

      Хороший вопрос. Но если учесть, что египетский восстанавливали по коптскому, но наверное точно уже никто не скажет


    1. LKamrad Автор
      16.06.2022 23:38

      В русском варианте транскрипции чаще Шешонк, в английской чаще Шошенк, но, да, оба написания в принципе правомочны. Мы можем лишь предполагать как звучали гласные звуки в его имени.


  1. piuzziconezz
    16.06.2022 17:20

    Сколько сейчас всего найдено нетронутых древнеегипетских погребений фараонов?


    1. LKamrad Автор
      16.06.2022 23:45
      +1

      Собственно царя Тута и, спойлерну, еще два найденных Пьером Монте в Танисе в этой гробнице. Да, здесь будет найдено не одно, а два абсолютно нетронутых (!) захоронения фараонов (саркофаги в прихожке Псусеннеса 1 - не в счет). Но и это еще не все, что нашел там Монте!

      Upd. Cкорей всего, в гробницу Тутанхамона грабители все же проникали, но не успели основательно порезвиться. То ли спугнули, то ли взяли прямо там с поличным.


      1. SIMPLicity
        17.06.2022 02:27
        +1

        Полагаю, что если бы их "взяли прямо там с поличными", то было бы просто на n жертвоприношений (в погребальной камере) больше,- фараонам всегда нужны слуги "по ту сторону границы света и тьмы" ... ;-)


      1. piuzziconezz
        17.06.2022 10:16
        -1

        Удивительно, но я впервые узнал про эту гробницу, хотя интересуюсь древним Египтом. Спасибо за статью!


  1. Amihailov
    17.06.2022 10:58

    А в какой момент изготавливались все эти золотые маски, гробницы с надписями? Заранее или посмертно?

    Ведь это большой труд, который занимает немало времени, пока тело лежит.