Привет всем. Это мой первый пост на Хабре. Уже много лет я слежу за некоторыми публикациями на этом ресурсе. И вот сейчас появилась тема, с которой я готов сам поделиться :) Уже лет 20 работаю в области компьютерной графики, практически во всех областях. От разработок сайтов до спецэффектов в фильмах. Но основное направление, которое для меня ближе, это 3d графика и анимация. И все время хотел сделать свой мультфильм.

Несколько раз начинал, но через какое-то время бросал и придумывал новый сценарий. То сюжет страшно банальный, то сил создать задуманное маловато. Короче болото :) А последнее время, как расплодились блогеры по разным темам, закралась мысль. А не замахнуться ли мне на кулинарное блогерство, но с помощью мультяшного персонажа. Вроде не очень сложно, и сценарий особо не надо выдумывать. А потребность что-то самостоятельно творить удовлетворяется. Опять же, разные хотелки заставляют разбираться в новых для себя технологиях. И вот, на карантинных ноябрьских праздниках собрался с силами и начал :)

Выбрал в качестве главного персонажа волка. И сразу поставил задачу сделать его высокотехнологичным, т.е. меховым :) Создание меха в программах для 3d графики довольно нетривиальная задача и требующая нормальных параметров компьютера. Весь мультфильм я рендерил на одном компьютере с лицензионными 3dsmax 2020, vray. Компьютер i7 с 16 гб оперативной памяти. После долгой оптимизации добился времени рендера одного кадра за полторы минуты. Работал только вечерами, а по ночам компьютер рендерил.

В данной статье я хотел рассказать об одной технологии, которую очень редко используют в 3d графике. А зря. Это vertex color. У каждой вершинки трехмерной сетки есть параметры цвета. Их можно красить как отдельно, так и кисточкой. А в игровых движках их используют для "запекания" освещения.

скриншот из 3dsmax с параметрами отображения каналов во вьюпорте
скриншот из 3dsmax с параметрами отображения каналов во вьюпорте

Они полезны тем, что экономят оперативную память. В некоторых элементах они заменяют текстуры. В моем мультфильме вообще нет ни одной текстуры :) Это конечно перебор, и в дальнейшем буду более дифференцированно походить. В частности я использовал два канала вертекс колоров для шерсти. Один для длины, а другой для цвета.

составляющие каналы для настройки длины и цвета шерсти
составляющие каналы для настройки длины и цвета шерсти

Сам мультфильм несколько раз переделывал, пока не понял, что сначала надо записать звук, а потом уже оживлять персонажа. Для этого проекта (проба пера) решил не заморачиваться, а записать голос и звуки самостоятельно. Использовал для этого простой телефон и пару фильтров. Не судите строго :) В дальнейшем буду прибегать к помощи профессионалов. Собирал все в AfterEffects, включая фокусное размытие по каналу глубины рендера.

карта глубины сцены. считается одновременно с рендером.
карта глубины сцены. считается одновременно с рендером.
отображение сцены во вьюпорте 3dsmax
отображение сцены во вьюпорте 3dsmax
финальная картинка с размытием задника по карте глубины и небольшой цветокоррекцией
финальная картинка с размытием задника по карте глубины и небольшой цветокоррекцией

И за месяц вроде как закончил пилотную серию. Для себя сделал много выводов, как надо правильно выстраивать процесс разработки. Очень хочу попробовать все перенести в blender, уж очень восторженные отзывы. Уже получил много дельных советов с форума профессионалов. И тут тоже буду рад вежливым комментариям. Вот тут лежит полная версия

Спасибо, что прочитали :)

Комментарии (58)


  1. Eythan
    08.12.2021 11:58
    +4

    Класс! Продолжайте! Новый "Ну-Погоди" по вашей версии получился бы интереснее


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 12:03
      +2

      Огромное спасибо! :)


    1. Javian
      08.12.2021 12:10
      +9

      В следующем выпуске - Заячье рагу. )


      1. Eythan
        08.12.2021 12:12
        +5

        Можно готовить зайца по частям несколько сезонов


        1. nakhimovscy Автор
          08.12.2021 15:51
          +1

          Во второй серии я хотел походить с козырей :) Взяться за БОРЩ :)


          1. Eythan
            08.12.2021 16:19

            Борщ из зайца? Ждем


            1. nakhimovscy Автор
              08.12.2021 16:24
              +2

              Даже и не думал об этом :) Представлял, как залезает в холодильник, достает кусок мяса с косточкой (в упаковке) и застенчиво, отводя взгляд от камеры, говорит, что это он в магазине купил :)


              1. Javian
                09.12.2021 09:05

                На самом деле этого снимать не надо, если есть желание попробовать на этих видео заработать. Видео должны быть категории 6+. В свободном доступе с размещением логотипа Youtube канала где-то в углу, для отсеивания желающих скачать и выдать за свое. И возможно при соответствующем уровне качества видео и звука это будет продаваться.


                1. nakhimovscy Автор
                  09.12.2021 09:27

                  Огромная благодарность за отзыв :) До монетизации еще очень далеко...


      1. nakhimovscy Автор
        08.12.2021 12:12
        +1

        Спасибо за отзыв :) Я думал, как обойти такую щекотливую тему. Он будет все в магазине покупать :)


        1. Kriminalist
          09.12.2021 11:05
          +1

          Главное, правильно указать, в каком именно магазине ;)


          1. nakhimovscy Автор
            09.12.2021 11:25

            это будет продакт плейсмент :)


    1. Dimmirslr
      08.12.2021 17:37

      Судя по анимации, то тут скорее кот Том будет


  1. DimaVadovov
    08.12.2021 12:18
    +1

    Для первого опыта отлично вышло! Успехов в дальнейшем творчестве


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 12:18
      +1

      Огромное спасибо :)


  1. DCLogic_MarkOtd
    08.12.2021 12:47
    +1

    В целом очень хорошо и шерсть и анимация фигуры. Ничего не отвлекает внимание от персонажа. Ощущение целостности объекта и среды. Когда продукты на плите, нужно было дополнительный звук добавить. Куда делись скорлупки?


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 12:50
      +1

      Он их выкинул в ведро :) за столом. Я стал заложником сделанного. Когда подобрался к скорлупкам, уже поздно было все менять. Пришлось на некоторые вещи закрыть глаза :) Ну в дальнейшем я постараюсь сразу все продумать


  1. damarkuzz
    08.12.2021 12:49
    +1

    Отличная работа, очень инересно. Вопрос, а сколько такое по времени рендерится у вас?
    P.S. Когда яйцо разбивает волк есть что-то, что глаз цепляет, но в целом, классно.


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 12:53
      +1

      На кадр получилось 1,5 минуты при размере кадра 1024 на 576. Но я долго возился исключая из отражений разные сетки и шерсть


      1. Ximael
        08.12.2021 15:37

        Задний фон статичный, его можно отрендерить один раз. Композ в 3д мультах сильно экономит время.


        1. nakhimovscy Автор
          08.12.2021 15:39
          +1

          Спасибо. Да, я тоже так хотел, но разница во времени рендера оказалась минимальна. И потом по замыслу волк должен был сложить посуду в раковину :) но в конце я отказался от этой идеи.


  1. skymal4ik
    08.12.2021 14:25
    +1

    Круто, всегда нравилась 3d-графика и анимация, начинал с 3d-studio max 3 ветки. Но я был молод, комп слаб, поэтому особо гордиться нечем :) но было крайне интересно.

    Сейчас иногда делаю открытки или простенькие анимации в Blender, очень нравится это ПО.

    Расскажите про ваше отношение к blender? Интересно узнать мнение профессионала :)


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 14:34
      +2

      Спасибо. Пока мнения нет :) Вижу, что другие делают и очень хочу попробовать


  1. DieserU
    08.12.2021 14:31

    молодец, отлично


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 14:33
      +1

      Огромное спасибо! :)


  1. PrinceKorwin
    08.12.2021 14:49

    Отличная работа! Могу только отметить, что в стерео мне показалось каналы попутаны.

    Например, шкварчание сковороды сильнее звучит из правого уха (наушники), а визуально сковорода находится слева.


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 15:01
      +2

      Спасибо огромное :) Возможно, что собирая все уже ближе к полуночи, не обратил внимание. В дальнейшем звук буду делать тщательнее, а голос отдавать актерам :)


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 15:56
      +2

      Сначала я хотел найти все звуки в библиотеке, но это оказалось не так просто. Звуков много, но конкретных нет. Поэтому, все сопровождение записал сам. Шкварчание сковороды записывал на телефон во время готовки яичницы сыну на завтрак :)


  1. alnite
    08.12.2021 15:56

    Волк хороший, разве что внутренняя поверхность ушей излишне розовая

    Ну и сценарий даже для гастро-блогерства нужен. Хорошим сценарием можно несовершенство графики замаскировать :)


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 16:02
      +1

      Да да, точно. Я тоже к этому пришел :) Спасибо! Вторую серию буду сразу продумывать и добавлять смешные моменты. И была идея добавить ему подругу Лису :) Хотя это значительно усложнит процесс, но добавит возможности разукрасить историю :)


      1. axe_chita
        09.12.2021 02:24

        Что бы не усложнять процесс на первых порах, можно сделать Лису голосом за кадром, который комментирует или подшучивает над действиями Волка.


        1. nakhimovscy Автор
          09.12.2021 09:31
          +1

          Спасибо за отзыв :) Ну все же она должна хоть раз появиться в кадре. Да и я хочу освоить блендер, и это будет хорошее обучение (моделинг и настройка нового персонажа)


          1. axe_chita
            09.12.2021 11:05
            +1

            Всегда пожалуйста:) Просто с образом Лисы, как вы сами сказали, надо отталкиваться от голоса героини. И тут большой плюс что ей не обязательно сразу появляться в кадре, она может взаимодействовать с Волком и из-за кадра. К примеру «Дорогая, а где у нас молотый черный перец? Ну ты и шеф-повар! В левом шкафчике как и всегда.» И так далее. Как только образ Лисы сложится и воплотится в реальную модель, вводите её в кадр.
            И конечно продолжайте ваш проект, буду с интересом наблюдать за его развитием. И освоение Блендера дело хорошее, но сейчас у него идет кардинальная переделка после версии 2.78. Так что будьте осторожны — в лесу встречаются людоеды!


            1. nakhimovscy Автор
              09.12.2021 11:24

              Спасибо :)


            1. Eythan
              11.12.2021 11:00
              +1

              Оно конечно современненько и толерантненько, но все же волк должен жить с волчицей, а не с лисой


              1. nakhimovscy Автор
                11.12.2021 11:51

                Спасибо за отзыв :) Да, скорее всего Вы правы :) У меня тоже закрадываются такие сомнения. Просто лису я себе представляю во всей красе ( "Ах, боярыня...красотою лепа, червлёна губами, бровьми союзна......!") а вот волчицу с трудом :) Ну пока не начал, можно еще и нафантазировать :)


  1. ogustbiller
    08.12.2021 17:23

    ЗдОрово! Планируется мимика у персонажа? Движения бровей, прищур глаз. Еще более "оживило" бы роик.


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 17:43

      Спасибо :) конечно буду стремиться к более живой мимике. Новую серию сначала сыграю сам на камеру, а потом буду анимировать. Так наверно легче. В данном ролике я много времени потерял на синхронизацию с голосом. подумаю, как оптимизировать.


  1. DimanDimanyich
    08.12.2021 19:49
    +1

    нужны переходы камеры, когда ножик режет, яйко разбивается. И рот крупным планом при первом укусе. Приятного аппетита и удачи в ремесле.


    1. nakhimovscy Автор
      08.12.2021 19:54
      +1

      Спасибо за отзыв! Все правильно, хотел сделать несколько ракурсов, но столкнулся с неожиданной проблемой :) При другом ракурсе возникали артефакты на шерсти. Все решалось изменением освещения, но уже не хотелось все перерендеривать. На будущее конечно сразу проверю как все отображается со всех точек.


  1. Marik1001
    09.12.2021 00:32
    +1

    Круть! Хотелось бы разные ракурсы, типа вид сверху на сковородку или крупный план на доску с нарезанием. Ну и в целом монтажа по больше, чтоб было динамичнее)


    1. nakhimovscy Автор
      09.12.2021 08:14
      +1

      Благодарю за отзыв :) учту


  1. ALXN
    09.12.2021 00:44
    +1

    На мой взгляд, главное в таких вещах — это анимация.
    Если сегодня глянуть первые пиксаровские мультики, то они будут проигрывать вашему в графике, но выиграют в анимации. Софта для создания 3d графики полно, а вот сделать так, чтобы движения были естественными — это очень тяжело. Даже тот же Pixar до сих пор изобретает новые фишки в этой части.
    Успехов вам.


    1. nakhimovscy Автор
      09.12.2021 08:15

      Благодарю за отзыв :) Есть к чему стремиться! Буду развиваться :)


    1. Earthsea
      09.12.2021 10:02

      а вот сделать так, чтобы движения были естественными — это очень тяжело

      Помню, как-то давно читал интервью с Бессоном, он рассказывал что в его "Артуре и минипутах" снимались живые актеры, а потом модель накладывалась на их движения, вплоть до мимики.


      1. nakhimovscy Автор
        09.12.2021 10:09

        Спасибо за отзыв :) Ну это сейчас везде motion capture называется. Я пока по старинке, руками :) может еще дорасту :)


  1. Wik0
    09.12.2021 07:32

    Подписался на канал. Может не нужно такое сильное размытие задника? Можно в каждой серии менять там детали, чтобы глаз цеплялся. И однообразие сцены снизится.


    1. nakhimovscy Автор
      09.12.2021 08:21

      Огромное спасибо за отзыв :) Как говорилось в одном мультфильме, это не просто картина, а дырку на обоях закрывает :) В начале сюжета на рендере появились артефакты на стене, ну и чтоб заново не пересчитывать все, решил побольше размыть :) А в идеале должны быть разные ракурсы и разная фокусировка на объекты.


  1. kenbekov
    09.12.2021 08:21

    Очень здорово получилось. Особенно если учесть, что первый опыт. Жестикулия достаточно естественно выглядит (для мультяшного волка, конечно). Детали в озвучке, типа звук почеса, стук ножа, когда его ложат на стол, звон вилки об тарелку добавляют атмосферы. Делитесь прогрессом. Очень интересно будет сравнить с тем, что получится, скажем, через пол года. Маленькая заметка: если будете еще делать жарку на сковороде - масло не шкварчит, когда его наливают в сухую сковородку. Шкварчание начинается когда в масло попадают продукты. И с каждым новым кусочком звук чуть меняется.


    1. nakhimovscy Автор
      09.12.2021 08:25

      Огромное спасибо за отзыв :) Все звуки сам записывал на телефон. И очень удивился, что при наливе масла на сковородку, звука и нет. в итоге записал воду :) А шкварчание взял из середины готовки настоящей яичницы


  1. DS28
    09.12.2021 10:30
    +1

    Блин, круто)) За месяц в одиночку очень неплохой мультик вышел! А если подготовиться чуть серьёзнее в плане звука — будет совсем круто…
    Полагаю, что такой результат возможен только благодаря тому, что у вас огромный опыт, да? Т.е. если кто-то вроде меня вдохновился и захотел также, то ему нужно закладывать несколько лет?))


    1. nakhimovscy Автор
      09.12.2021 10:42
      +2

      Огромное спасибо за отзыв :) Да, конечно опыт большой, но не в этом направлении. Скорее стаж :) Я сам много не знаю, и то, что получилось, для профессионала детский лепет :) Тут главное желание и готовность разбираться в сложных (на первый взгляд) задачах и поиск оптимальных путей реализации. Советую отбросить все сомнения и вперед!


      1. DS28
        09.12.2021 11:33
        +1

        Ну не знаю детский лепет или нет, но я смотрю много разных мультфильмов и качество у вас хорошее, потенциал очевиден. Я бы закинул своему ребёнку такие мульты на диск. Понятно, что для лучшего результата нужны и разные сцены, ракурсы, персонажи, проработка некоторых мелочей…
        А может напишите статью-историю/инструкцию? Опишите как набирались опыта/стажа, что и где делали и местами вставите рекомендации: «Я начинал в году, занимался X, осваивал его по Y, но сейчас бы рекомендовал смотреть в сторону Z, особенно тем, кто хотел бы заниматься N...».

        p.s. Показал жене, говорит, что голос пугающий, а в остальном скорее всего ребёнку понравится. Особенно обрадовалась, что рецепт для ребёнка простой и реально сможет сам повторить) Я не стал огорчать её вашими планами на борщ))


        1. nakhimovscy Автор
          09.12.2021 13:19

          Огромное спасибо за добрые слова :) Мой путь очень нетипичен. В графике лет 20, и из них на саморазвитие ушло максимум года два. Постоянная рутинная работа, как интересная, так и скучная. И наверно я плохой пример :) Было бы замечательно попасть в классную студию, где тебя могли бы постепенно всему обучить и дать возможность самореализации, но это редкость. Если у Вас есть конкретные вопросы с чего начать, то с радостью поделюсь в личке :)


  1. Tp0yaH
    09.12.2021 13:06
    +2

    Мимокрокодил. Обо что "споткнулся".

    Очень напрягает уши, звук голоса - будто, кто-то в ванной, через стену, говорит в трубу.

    Помидор светлый и плоский на срезе.

    Туловище волка передвигается, как тот андроид-бармен и фильма "Пассажиры".

    Сковороду включил и сразу налил масло, которое, тут же зашкварчало. Масло налил "толсто", а потом оно куда-то исчезло.

    Колбасу наколол, но не стряхнул, а просто положил.

    Яйцо. В жизни, при разбивании яйца сначала выливается желток, потом за ним тянется белок, как следствие, приходится ждать, пока всё вытечет. Это к тому что волк не подождал, а выкинул скорлупу с одновременно выливающимся из него яйцом.

    Свободная рука(во время помидора и колбасы) висит в воздухе, на уровне груди и не делает ничего.

    Свет хотелось бы поярче и повыше, чтобы освещался весь стол. Второстепенные тени от предметов слишком "яркие".

    Что "доставило".

    Голова двигается достаточно мимично - глаза, брови, уши, пасть.

    Яичница - видно что готовится и шкварчит.

    Волк умеет работать двумя руками: одной - берет нож, одновременно другой - берет перец.

    Масло полупрозрачное и льется густо.

    Посолил.

    Положил кусочек в рот и как убрал вилку.

    Итого.

    Ролик оставил приятное впечатление. Всё вышенаписанное - IMHO, однако, надеюсь это поможет расти и не останавливаться. Интересно посмотреть продолжение.


    1. nakhimovscy Автор
      09.12.2021 13:09
      +1

      Огромное спасибо за отзыв! :) И за критику :) Я многие вещи сам вижу, но для первого раза упростил и схалявил. Мда нехорошо :) Но обязуюсь встать на путь исправления :)


  1. Darth_Biomech
    09.12.2021 13:22

    В данной статье я хотел рассказать об одной технологии, которую очень редко используют в 3d графике. А зря. Это vertex color.

    Я бы не был так категоричен, вертекс колор используется весьма активно, причем не только в графике. =) Хотя лично я нахожу его более полезным как хранилище масок (в цвет их сразу три запихать можно).

    Вообще, для первой анимации крайне неплохо! Я единственное на что бы обратил внимание - шерсть на ладонях возможно сделать менее яркой, она прямо сливается с плиткой на фоне в некоторых моментах (особенно на пятой картинке заметно)


    1. nakhimovscy Автор
      09.12.2021 13:46

      Благодарю за отзыв :) да конечно для масок это тоже отлично подходит