Влияет ли использование платной рекламы Google Ads на видимость в органическом поиске? Этот вопрос горячо обсуждался на протяжении многих лет.

Меня зовут Иван Жданович, я занимаюсь клиентским продвижением сайтов в СНГ, Европу и США. Опыт работы с клиентскими проектами более 10 лет и хотел бы сегодня рассмотреть вопрос о влиянии рекламы Google на ее поисковую выдачу.

Давайте рассмотрим, почему люди считают, что это правда, и действительно ли реклама Google может помочь вам занять более высокое место в органическом поиске.

Утверждение: реклама Google как фактор ранжирования

Эта идея проистекает из постоянного недоверия к мегакорпорации Google. Поэтому часто возникают предполажения о том, что если вы потратите деньги в одном подразделении (в данном случае Google Ads), то получите преимущества в другом (Search).

Доказательства того, что реклама Google является фактором ранжирования

Время от времени появляются SEO-специалисты, которые делятся анекдотическими доказательствами падения рейтингов в связи с отключением кампаний Google Ads.

Но это именно так - здесь нет доказательств причинно-следственной связи, а анекдот во множественном числе - это не данные.

В начале 2021 года один из представителей сообщества поискового маркетинга опубликовал серию твитов, в которых обвинил компанию Google в том, что она не только использует расходы на рекламные кампании для влияния на рейтинги органического поиска, но и пытается вымогать деньги у владельцев бизнеса.

В одном из них она написала:

Я пока не знаю, как отнестись к тому факту, что компания Google только что провела проверку одного из наших клиентов. По сути, им сказали тратить больше средств на платную рекламу, чтобы улучшить органический поиск для их бренда.

Как и ожидалось, наступил хаос. Те, кто верил в то, что Google Ads/органическое ранжирование не имеет аналогов, ликовали в знак признательности. SEO-профессионалы потрясали своими пресловутыми кулаками в небо Твиттера.

Google снова нас обманул!

Другие утверждали, что это невозможно; что смысл сообщения торгового представителя был потерян при переводе.

В ответ на вопрос она заявила, что это не было недопониманием и что торговый представитель Google Ads даже прислал письменное подтверждение того, что увеличение расходов на рекламу улучшит органическое ранжирование бренда.

Была ли Google поймана с дымящимся пистолетом, принимая деньги в обмен на ранжирование?

Доказательства против использования рекламы Google в качестве фактора ранжирования

Дэнни Салливан (Danny Sullivan) из Google узнал о вышеупомянутом разговоре и однозначно отрицал какую-либо связь между ними:

Google Ads Твит от Дэнни Салливана
Google Ads Твит от Дэнни Салливана

Это неудивительно, поскольку Google уже давно утверждает, что между рекламой и органическим поиском нет никакой связи.

Мэтт Каттс развеял этот миф в видеоролике 2014 года, назвав продолжающееся настаивание на том, что реклама Google (в то время AdWords) каким-либо образом связана с результатами органического поиска, теорией заговора:

"...существует множество мифов о SEO. Один из самых больших, который мы постоянно слышим: "Если вы купите рекламу, вы будете занимать более высокие позиции в Google". И есть противоположная теория заговора: "Если вы не будете покупать рекламу, вы будете лучше ранжироваться в Google".

И нам кажется, что мы должны собрать эти два лагеря заговорщиков вместе и дать им возможность побороться. А затем, кто бы ни вышел из этой комнаты, мы сможем просто развенчать эту теорию заговора."

Еще одна теория заговора, по его словам, заключается в том, что Google вносит изменения в алгоритмы, чтобы заставить людей покупать рекламу.

"Мы хотим возвращать пользователям действительно хорошие результаты поиска, чтобы они были довольны и возвращались. Вот, в принципе, и все".

Совсем недавно Джон Мюллер затронул эту тему в рамках программы Google Office Hours.

Один из зрителей рассказал, что заметил падение рейтинга по определенному ключевому слову, когда начал запускать рекламу Google Ads, и рейтинг вернулся, когда он прекратил рекламу.

Мюллер объяснил:

"...Эти системы полностью разделены на нашей стороне. Ранжирование в рекламе и ранжирование в поиске - это совершенно отдельные системы, и между ними нет никакой реальной связи.

...Поэтому изменение рейтинга, которое вы увидели, похоже на то, что совершенно не связано с рекламой".

Реклама Google как фактор ранжирования: Мои выводы

Google - это огромная организация, способная разделить эти два подразделения.

Более того, если позволить рекламным расходам влиять на органическое ранжирование, это, несомненно, приведет к менее полезным результатам и ухудшению пользовательского опыта. Это противоречит всему остальному, что Google пытается сделать с поиском.

Вы можете не верить всему, что говорит Google.

Но в данном случае я считаю, что за последние 20 с лишним лет мы бы увидели гораздо больше конкретных доказательств того, что вы можете просто купить себе путь к вершине рейтинга органического поиска с помощью рекламы.

Здесь все ясно: Google не использует рекламу Google Ads в качестве сигнала ранжирования поиска.

Что еще верно в отношении Google: расположение страниц результатов поиска Google (SERPs) явно подчеркивает рекламу (традиционный текст, Shopping, Hotels и т.д.).

Поэтому, хотя покупка рекламы не является фактором ранжирования органического поиска, реклама Google может повлиять на видимость и размещение вашего сайта в SERP.

Комментарии (8)


  1. borovinskiy
    08.12.2021 14:09
    +4

    Вы купили рекламу, пригнали трафик, этот трафик ведет себя иначе, чем органика, соответственно изменяются поведенческие метрики и таким образом реклама может опосредованно влиять на выдачу в органике. Не?


    1. conscientiam
      08.12.2021 15:49
      +2

      Во-первых, поведенческие в гулге имеют о-очень малый вес.
      Во-вторых, главный поведенческий сигнал - это клик на снипет в выдаче. Влияние остальных поведенческих имеют исчезающе малое значение. По сути, на остальное поведение поисковик смотрит, чтобы понять, что этот клик сделал не бот, а реальный человек.

      Более ответственно могу говорить за яндекс - поисковик однозначно разделяет трафик по каналам и мое мнение - рекламные каналы не имеют влияния на позиции в органике. Имел опыт всех возможных вариантов развития событий: сайт с органикой и без рекламы, который после запуска контекста терял позиции, сайт, который вел себя абсолютно противоположено, т.е. после запуска рекламы позиции росли. Был сайт, который сильно проваливался после остановки РК в директе, причем несколько раз. Но в каждом из таких случаев находились еще, как минимум 2-3 реальные причины роста или падения трафа из поиска. А владельцы бизнеса всегда начинали строить теории заговора поисковика даже тогда, когда очевидно видно сезонность и трафик просаживается без потери позиций.

      Чаще всего люди видя такую картину забывают, что корреляция и казуация - это две разные вещи и первое не подразумевает второго. Мы видим то, что хотим видеть и не замечаем сторонних факторов влияющих на происходящее



    1. Goron_Dekar
      08.12.2021 18:27
      +4

      Как и в медицине, в IT давно пора использовать призумпцию вины и считать систему небезопасной до появления публичного и прозрачного доказательства обратного. Как это делают с мед. препаратами. Гугол не готов представить публичные опровержения подобным вымогательствам, а даже если бы и был готов, я пока не могу представить, как это вообще можно опровергнуть. Так что стоит считать эту корпорацию вымогателем.


  1. rsashka
    08.12.2021 14:49

    Как будто только у Гугла такая "особенность". https://habr.com/ru/post/459462/


  1. casnerano
    08.12.2021 15:49
    +1

    Органика зависит от множества факторов, в т.ч. и поведенческие факторы,
    используя рекламу, вы увеличиваете трафик, в зависимости от от рекламы, к вам может приходить целевая аудитория, которая увеличивает поведенческие факторы, так и не целевую аудиторию, из-за которой возрастает процент отказов.
    В результате реклама косвенно влияет на органику.


  1. psychodelist
    08.12.2021 22:46

    Теоритически действительно реклама по конкретному целевому запросу будет влиять на органическую выдачу по этому же запросу. Более того, чем больше за неё платишь, тем более ухудшаешь показатели, так как более вероятен клик на рекламное объявление, чем на собственный же сниппет в органической выдаче. Получается, что своими же руками лишаем потенциальных пользователей возможности переходить на сайт с органического поиска. Ну вот вам и повод для алгоритма: мало переходов ниже позиция в ранжировании.


    1. psychodelist
      08.12.2021 22:55

      И ещё кое-что.
      Если в друг Гугл, зная такое положение вещей, поменяет свои алгоритмы для таких сайтов, чтобы не ломать их позиции в связи с изменившимся поведением к ним пользователей поиска, окажется, что в самом деле Поисковая система, таким образом, поощряет затраты на Рекламу, давая этим сайтам преференции.


  1. Pavel1114
    09.12.2021 03:46
    +1

    Не думаю что влияет, но в статье уровень «доказательств» с обеих сторон — слова заинтересованных лиц. Ни о чём