В вашем списке дел на день и так 10 пунктов, но клиенты и коллеги накидывают еще в виде срочных вопросов или асапных задач? Есть ощущение, что вы весь день решали проблемы и с кем-то общались, но ваш to-do list не уменьшился? К сожалению, так работают многие. Мультизадачность все еще норма, несмотря на то что она не только не способствует повышению продуктивности, а, напротив, снижает ее. А еще вызывает стресс, ухудшает память и ускоряет наступление усталости. Об этом говорят многочисленные исследования, о которых мы расскажем ниже.
Давайте разбираться, в чем конкретно вред многозадачности, как мы сами ее подкармливаем и что делать, если вы от нее устали.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/71b/c9b/150/71bc9b150f0c72b51446386a1bc83ee3.png)
Многозадачность – это частые переключения?
Для начала проясним, что мы будем понимать под многозадачностью в этой статье, чтобы в комментариях не писали: «Мне скучно делать что-то одно весь день, я люблю переключаться, и это вовсе не вредно!»
Некоторые понимают многозадачность как наличие 5, 10, 20 задач в to-do-листе каждый день. Много же? Значит, многозадачность. На самом деле, неважно, сколько у вас задач. Главное, сколько переключений между разными раздражителями в процессе выполнения этих задач, как часто ваше внимание перескакивает с одного предмета на другой в течение дня и можете ли вы полностью концентрироваться на том или ином пункте, не отвлекаясь. Если вы выполняете запланированные задачи, максимально концентрируясь на каждой, – это здоровый режим работы. Конечно, можно сказать, что 10-20 задач – это слишком много, но объем работы мы в этой статье не рассматриваем.
Мы понимаем под многозадачностью такой режим, когда несколько задач (например, переписка с клиентом и анализ рекламной кампании) выполняются одновременно. Точнее, одновременность – это иллюзия.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/218/4fe/585/2184fe585ad2d99e129b600b445606f0.jpeg)
Условно говоря, в человеческом мозге нет ядер, как в современных процессорах, которые способны выполнять разные инструкции действительно одновременно и независимо друг от друга. В каждый момент времени в поле внимания человека находится только 1 процесс, а ощущение одновременности создается из-за частого и очень быстрого переключения между задачами. Например, в процессе анализа кампании вам в Telegram прилетает сначала вопрос от коллеги, потом благодарность за ваш ответ, потом файл с обратной связью. На все это вы реагируете, но при этом не забываете, чем занимались до ответов – проверяли настройки РК. Долгая работа в режиме частых переключений вредна. И у нас есть доказательства.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1cb/aa1/35c/1cbaa135c20144a4c2c955f17389ce1a.png)
Многозадачность съедает до 40 % рабочего времени
Социологи и психологи изучают тему уже больше 20 лет. Мы собрали для вас несколько наиболее интересных исследований, говорящих о том, какой вред когнитивным способностям может нанести мультизадачность.
Показатели мультитаскеров хуже во всем. К такому печальному выводу пришли несколько исследователей Стэнфордского университета. Они тестировали 100 студентов (так называемых media multitaskers – тех, кто регулярно переключается на медиа в процессе работы) и пришли к выводу, что их способности к запоминанию, структурированию информации, скорости переключения хуже, чем у «однозадачников». Один из исследователей признается: «Мы искали, в чем они (мультитаскеры) лучше, но не нашли».
Главным отвлекающим фактором в этом исследовании выступают смартфоны, планшеты и другие девайсы и вся связанная с ними активность: прослушивание музыки, просмотр видеороликов, чтение новых сообщений в мессенджерах, просмотр ленты соцсетей и пр.
Мультизадачность может изменить структуру мозга. В университете Сассекса выяснили, что люди, часто и долго отвлекающиеся на мультимедийные устройства в течение жизни, имеют меньшую плотность серого вещества в передней части коры головного мозга. Это уже серьезнее, чем просто проблемы с усвоением информации. Такой вывод был сделан после детального МРТ-исследования 75 взрослых, которые часто взаимодействуют с мультимедийными устройствами, такими как смартфоны, компьютеры, телевизоры, а также с печатными СМИ. Более того, поскольку эта область мозга отвечает за сопереживание и контроль эмоций, исследование выявило связь между мультимедийной многозадачностью и эмоциональными и ментальными проблемами: тревожностью и депрессией.
Многозадачность повышает риск ошибок и отнимает до 40 % времени. Это основные выводы целой серии исследований Американской Ассоциации Психологов (American Psychological Association). С 1990-х годов по настоящее время там изучают механизмы переключения внимания и пытаются понять, какую цену мы платим за частые переключения. В результате тестов установлено много интересного. Например, следующее:
процесс переключения состоит из 2 стадий: смещение цели («Я больше не буду выполнять эту задачу, а начну вот эту») и активация правила («Я отключаю правила выполнения первой задачи и включаю правила выполнения второй»);
смена стадий занимает в среднем несколько десятых долей секунды. Утомление от частых переключений увеличивает время перехода между задачами;
при частых переключениях это время может достигать 40 % от продуктивного времени человека;
частые переключения увеличивают количество ошибок.
Многозадачность может влиять на IQ (наверное). Громкий вывод о том, что мультитаскинг снижает IQ на 10 пунктов сделал Гленн Уилсон в своем исследовании «Инфомания» для компании Hewlett-Packard. В 2010 году это наделало много шума в том числе и потому, что в нем участвовали всего 8 испытуемых – сотрудников компании. Они были протестированы дважды: в нормальном спокойном состоянии (quiet conditions) и в состоянии «шума», когда их отвлекали телефонные звонки и электронные письма («noisy» conditions). При этом измеряли уровень стресса и кровяное давление. Было выявлено, что IQ снизился со средних 143,38 до 132,75 баллов. Вряд ли это исследование можно считать абсолютно достоверным из-за небольшого количества участников, однако гипотеза интересная и, на наш взгляд, стоит дальнейшего изучения.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/36d/9c2/4e8/36d9c24e8b755624db65595901a9d7a6.png)
Если все так плохо, то почему многозадачность существует?
Работодатели думают, что это выгодно. От сотрудников до сих пор могут требовать частого переключения между задачами.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5d6/66c/0a3/5d666c0a3c9398be78ebcfcc8cdf5738.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/334/49e/b7b/33449eb7b436b8271ed22d803f1553b9.png)
Это происходит, если специфика должности предполагает оперативные ответы по всем каналам или если работодатель хочет отдать как можно больше работы одному человеку. Кстати, hh.ru написал неплохую статью про иллюзию многозадачности и про то, как правильно вести себя, если требуется работать в таком режиме.
«Дофаминовая игла». Связь между дофамином и многозадачностью исследовали многие. Во всех случаях вывод один: люди продолжают работать в режиме многозадачности несмотря на ее негативные последствия благодаря и дофаминовой зависимости. При завершении любой задачи вырабатывается гормон дофамин, отвечающий за удовольствие. Мозг хочет получать его как можно чаще, поэтому стремится завершать задачи вне зависимости от их размера и сложности. То есть, например, проверка почты или листание ленты – это тоже задачи. Психолог и ученый Дэниел Левитин в своей статье пишет: «Многозадачность создает петлю обратной связи дофаминовой зависимости, награждая мозг за потерю внимания и постоянный поиск внешней стимуляции».
Фрилансеры часто не могут иначе. Мы вынесли этот пункт отдельно, потому что число ИП, самозанятых и фрилансеров в сфере IT и маркетинга очень велико, и далеко не все они умеют эффективно управляться с гигантским потоком разнородных задач. Бизнес или фриланс – это единоличный контроль вообще всех сфер бизнеса, особенно на начальных этапах. Написать объявления, собрать СЯ, созвониться с подрядчиком, проверить выполненную им работу, дать обратную связь, составить КП для потенциального клиента, ответить на вопросы в WhatsApp... Все эти задачи требуют разного набора навыков. К сожалению, многие разочаровываются в собственном бизнесе или фрилансе в том числе и из-за выгорания, вызванного длительным и частым переключением.
2% людей действительно способны работать в режиме многозадачности. Неожиданно, да? После всех ужасов, которые мы описали в экспериментах, расскажем, что ученые нашли счастливчиков, которые действительно эффективно работают в режиме многозадачности. Правда, их не более 2%. Наверное, многие из вас сейчас подумали: «О! Я точно вхожу в эти два процента, потому что каждый день виртуозно жонглирую задачами». Вряд ли. По статистике, таким людям многозадачность в жизни требуется меньше всего. В очень интересной статье про таких «мастеров мультитаска» описаны просто какие-то суперлюди, производительность которых при добавлении новых задач не просто не снижается, но и повышается.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5ee/311/d9e/5ee311d9e9c9c0ecd5f80d655c1607ae.png)
Как понять, что вы не в числе тех 2%?
Возможно, если вы испытываете эти ощущения и попадаете в эти ситуации, вам стоит уменьшить количество переключений в работе:
замечаете, что делаете больше ошибок при увеличении числа переключений;
фиксируете ухудшение запоминания информации;
иногда ощущаете, что сделали очень мало задач из своего списка, несмотря на то что работали весь день и устали;
замечаете, что чаще «тормозите» и «зависаете» при переключении;
по завершении одной задачи долго (30 минут или дольше) не можете начать следующую;
замечаете, что вам сложно долго концентрироваться на одной задаче, постоянно хочется отвлечься;
чувствуете утомление и апатию в конце рабочего дня, наполненного переключениями.
Устраняем частые переключения пошагово
Эти советы могут помочь, если у человека есть эмоциональные ресурсы на перестройку системы работы. Если же многозадачность уже вызвала сильный стресс или выгорание, рекомендации могут не помочь и лучше сразу обратиться к психологу.
Шаг 1. Определите ситуации частого переключения и отвлекающие факторы. Это важно, чтобы работать с ними прицельно на шаге 3 и 4.
Например:
в конце дня из-за усталости я часто отвлекаюсь на Instagram;
перед сложной задачей, которую мне страшно начинать, я хожу пить чай и смотрю видео на YouTube;
я всегда отвечаю на сообщения заказчиков в течение 10 минут, такое правило установил руководитель;
из-за нескольких ошибок в прошлом, когда я пропустил сообщения, я постоянно проверяю мессенджер.
Шаг 2. Определите время пиковой эффективности. Одни могут выполнить половину всех задач утром, когда они бодры и полны сил. Для других наиболее продуктивно послеобеденное время. А третьи вообще получают удовольствие от вечерней работы. Определите, какие часы в течение суток для вас наиболее продуктивны, и планируйте самые крупные и сложные задачи на них.
Шаг 3. Структурируйте задачи и спланируйте время. На этом шаге выполняется много аналитической работы:
выявляются крупные и сложные задачи, делятся на понятные части;
выявляются мелкие, простые и привычные задачи;
выявляются задачи, от которых можно отказаться или делегировать;
задачи примерно распределяются по времени выполнения с учетом времени пиковой эффективности и общего периода активной работы.
Можно выбрать наиболее подходящую для вас систему планирования и учета задач, а также взять в свой арсенал понравившиеся методы и приемы тайм-менеджмента. О нескольких популярных приемах мы уже писали на Хабре.
При планировании крайне важно учитывать время активности и пиковой продуктивности. Это значит, что, например, на вечер, если вы в это время не очень активны, нужно оставлять самые мелкие и простые задачи.
С нашей стороны мы можем помочь снизить уровень многозадачности тем, кто занимается контекстной и таргетированной рекламой. Используйте для рутинных задач инструменты Click.ru и лучше планируйте свое время.
Шаг 4. Договоритесь с окружающими. Даже если ваша система планирования будет идеальной, она не поможет без выстраивания границ в коммуникации с окружающими. Например, если вас постоянно отвлекают вопросы коллеги, договоритесь, что сможете отвечать только в конкретные полчаса в течение дня или вовсе не сможете. Обсудите с руководителем, почему и зачем вы перестраиваете систему работы и как он может вам в этом помочь. Уведомите клиентов, что будете отвечать в течение рабочего дня, а не в течение 10 минут. Большинство людей реагируют нормально на такое вежливое выстраивание границ.
Шаг 5. Отслеживайте и корректируйте свою рабочую активность. Сразу достичь успеха может не получиться, и это нормально. Обязательно кто-нибудь будет строчить по 20 сообщений в день и требовать ответа, а усталость может внезапно прервать любую активность и затянуть в паблик с котиками. Рекомендуем не расстраиваться, а анализировать и корректировать вашу новую систему работы, постепенно и методично доводя количество переключений до оптимального количества.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0e6/614/9ad/0e66149adede58eae7a27eeb043f3eda.png)
А как вы относитесь к многозадачности? Есть ли у вас свои лайфхаки, которыми вы хотели бы поделиться?
Комментарии (5)
amarao
20.01.2022 14:33+1Есть два вида многозадачности: вытесняющая и кооперативная. В вытесняющей происходит принудительная замена (коллега написал НАДО ответить). В кооперативной - выполняющаяся задача выделяет моменты, когда ей комфортно переключиться на другие задачи.
Тонкие треды (greenlets, корутины) используют комфортный режим кооперативной многозадачности для высокой производительности и низких накладных расходов на переключение.
То же касается и человека. Если в выполнении задачи предусматривать моменты переключения, то оно происходит весьма комфортно. (Например, встать и сходить за чаем - пример кооперативной многозадачности, мы не вскакиваем за чаем в середине написания лямбды для фильтра).
Такими же должны быть ответы на внешние раздражители. В linux прерывания обрабатываются в hard части так, чтобы занимать как можно меньше времени. Всё, что можно, перекладывается в soft irq, которые выполняются когда удобно, а не когда случилось.
Всплыла нотификашка с вопросом от коллеги? Какой минимальный объём ресурсов можно выделить на это? Что-то всплыло. Запомнили, работаем дальше. В следующий этап кооперативного переключения мы можем посмотреть, что там всплыло и что с этим делать.
Clickru Автор
22.01.2022 13:53Здравствуйте! Очень полезное дополнение и отличная аналогия! Согласны с вами, что для того, чтобы переключение было комфортным, надо предусматривать моменты переключения так, чтобы оно требовало меньше всего ресурсов.
Worky
22.01.2022 12:30Замечаю, что память хуже становится: не помню, что делал несколько дней назад комуто по н-ной работе. Приходится лазить по мессенджерам, чтоб найти что и как. Хоть дневник веди для этого. И както с усвоением нового есть затык.
А может это возраст просто....
GBR-613
По поводу "изменить структуру мозга ". Может быть, наоборот - людям с менее плотным серым веществом труднее сосредоточиться?
И они более подвержены депрессиям? То, что общего между склонности к тревожности, к депрессиям и к способности сосредоточиться - это то, что раньше называлось "слаб духом ". А виновата плотность вещества.
Clickru Автор
Здравствуйте! Очень интересное замечание. Этот момент мы тоже обдумывали, когда писали статью. Ученые сделали вывод только о том, что определенно есть корреляция между мультимедийным мультитаскингом и измененной структурой мозга. Но в самом исследовнии (кстати, вот оно: https://clck.ru/ammLQ) нет данных, что оно было пролонгированным. То есть выполнялся ситуационный срез: собрали людей, опросили, замерили, выявили закономерность. Конечно, интересно было бы узнать, как развивались эти изменения тканей, когда появились, совпадает ли период с периодом мультитаскинга и т. д. Тогда можно было бы с большой точностью говорить о причинно-следственных связях.