Дисклеймер
Всё описанное здесь является лишь моей точкой зрения, основанной на проживании лишь в одной достаточно небольшой области восточной Германии.
Большую часть текста я хочу посвятить такому немецкому явлению как Studienkolleg, который принес мне больше негативных моментов, чем положительных. Также я затрону бытовые аспекты жизни в Германии, которые возможно будут вам интересны.
Studienkolleg - а по нашему Штудиенколлег
Что же такое Штудиенколлег?
Здесь я рекомендую прочесть самим, ибо инфы на эту тему в инете предостаточно, но все-таки дам очень краткое описание. В силу того, что обучение в российских школах (и насколько я знаю - в других странах СНГ тоже плюс-минус также) длится 11 лет, а в Германии 12 или 13, ребятам из стран СНГ надо проходить дополнительную школу в виде штудиенколлега.
В штудиенколлеге обычно 4 направления - T-Kurs (для поступления на технические специальности), W-Kurs (для экономических специальностей), G-Kurs (для гуманитариев), M-Kurs (в основном для медицинщиков и биологов). Учитесь год, у вас обычно 4-6 предметов, контрольные и так далее как обычно. В конце года сдаете главный экзамен. И на основании него поступаете в универ.
Почему штудиенколлег?
Как же я оказался в Штудиенколлеге?
Если кратко, то родители подталкивали меня к высшему образованию в Германии из-за потенциальной студенческой миграции в страну с лучшем уровнем жизни и возможности искать работу после Вуза в Германии на протяжении года. Я склонялся к образованию в России по причине хорошей технической и математической подготовки, на МИЭФе или Экономе Мгу, хотя также уже начинал думать, что программирование подойдет мне больше (ВМК МГУ или ИУ9 в бауманке). Но в итоге поехал в Германию. Перед поездкой сдал языковой экзамен и тест на способности (хотя я его таковым не считаю)(если интересно - TestDaF на 4544 и TestAS на (119/130)/(115/130) (инженерная часть)).
Дальше после ЕГЭ по профильной математике и русскому (практически не готовился, поэтому сдал на 86 и 91 соответственно), я с родителями поехал в Германию сдавать экзамены в выбранные Штудиенколлеги (Nordhausen, TU Berlin, Hannover, Muenchen, и тот, в котором в итоге учился (не называю, чтобы обойтись без имен)).
Поступил в итоге во все кроме Ганновера, где попал в лист ожидания из-за огромного количества абитуриентов.
Экзамены в Штудиенколлеги
Я сдавал экзамены на W-курс - математику и немецкий во всех штудиенколлегах кроме Мюнхена (там только немецкий). Немецкий был простой, в целом ничего интересного и сложного для знающего на уровень В2 язык человека.
А вот математика была интересной. Простейшие задания на уровень знания очень среднего российского школьника. Задания затрагивают немного пределы и интегралы, но на простейшем уровне. Во общем после экзаменов у меня сложилось неприятное подозрение насчет будущей учебы. Но в целом задания построены так, чтобы решить максимальное количество очень простых задач по планиметрии и алгебре 8 - 10 класса российской школы за ограниченное время. До сих пор не очень понимаю такую систему тестирования. Так что, если вы спокойно пишете пробники ЕГЭ даже на небольшие 80 баллов, вы уверенно сдадите эти тесты.
Да, я знаю, что есть штудиенколлеги, где дают более сложные задания (например Karlsruhe), но это все равно и близко не уровень сильного российского школьника с хорошей физмат базой.
Вот пример экзамена по математике в один из технических штудиенколлегов.
Первое впечатление
Большим плюсом оказалось наличие очень разных этносов. В моем классе учились ребята из Украины, Казахстана, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Китая, Вьетнама, Бразилии. Сразу стало заметно, что многие ребята из Латинской Америки даже не умеют решать квадратные или обычные линейные уравнения, что оказалось для меня сюрпризом. Но в целом группа была достаточно ровной, где лишь я и несколько ребят из стран СНГ достаточно сильно выделялись. Сразу скажу, это не бахвальство и я прекрасно знаю, что в России, Украине и Казахстане невероятно много студентов и школьников гораздо более умных, чем я. Но на контрасте с латиносами мы выглядели, как призеры Всероса по сравнению с обычными школьниками.
Люди
В целом ребята были очень дружелюбные и добрые, хоть и любящие выпить и весело отдохнуть. В целом никто не старался дополнительно учиться и в силу слабого материала большую часть времени люди либо ничего не делали, либо пили и отдыхали. По моему впечатлению, латиносы очень открыто относятся ко всем нациям и русские на самом деле на них достаточно похожи. Ребята из Китая и других Азиатских стран, наоборот, показались мне более закрытыми и не так легко идущими на контакт.
Учителя и администрация
Учителя немцы в целом произвели неплохое впечатление, кроме учителя немецкого, которая оказалась достаточно ярким последователем радикального феминизма и чрезмерно толерантных течений западного мира. С ней было действительно сложно найти общий язык и прийти к взаимопониманию. В принципе насколько я заметил, движение феминизма в Германии активно развито, хоть и не встречается на каждом шагу. Администрация тоже оставила приятные впечатления, прислушиваясь ко всем проблемам и нестандартным ситуациям.
Учеба
Это пожалуй будет самая длинная часть поста, потому что здесь мне есть много чем поделиться и попытаться понять, в чем же отличие нашей учебы от немецкой. Маленький дисклеймер: я учился на W-курсе, так как планировал поступать на бизнес-информатику (к счастью, не поступил). Поэтому у меня не было предметов по типу физики и химии, но я много общался с людьми с T-курса и примерно понимаю уровень и материал, который там давали.
Немецкий
В целом про этот предмет наверное не будет интересно читать пользователям Хабра, так что скажу кратко. В целом выглядит как урок английского в школе, изучение грамматики и разной более сложной лексики. В целом достаточно не сложно.
Английский
Так же очень легко, всякие грамматические тесты на уровень примерно B2 и презентации.
Sozialkunde
Обсуждение разной нынешней западной повестки, по типу загрязнения природы, равноправия между мужчинами и женщинами и улучшения прав однополых семей. Я бы не сказал, что нам навязывали какую то точку зрения, эти уроки скорее оставили впечатление жутко скучных занятий и непонимания, зачем это в принципе нужно.
Математика
Математика повторяла школьную программу 10-11 класса школы в РФ и немного затрагивала Вузовские темы. Немного затронули теорию множеств, но на очень поверхностном уровне. Дальше потратили много времени на изучение степеней, сокращения дробей и того, что такое логарифм (я серьезно). Дальше пошли уже многочлены и линейные уравнения (дали даже формулу бинома Ньютона, но не показали ее вывод и в целом не уделили ей практически никакого внимания). Дальше затронули немного системы уравнений и матрицы (в том числе формулу Крамера и RREF). Но поскольку не дали определения детерминанта, adjugate Matrix, инверсии, транспозиции, Вандермонда и много другого, оставалось немного странное впечатление. Дальше было немного пределов и интегралов, но на простом уровне (даже без Лопиталя).
Сразу скажу, что я спрашивал насчет математики другие курсы, и, например, на T-курсе математика была ненамного сложнее чем у нас, а там, по идее, готовят к поступлению на будущих инженеров и программистов. В целом, математика оставила максимально неприятное впечатление и на контрасте со своими знакомыми с 1 курса из ВШЭ и Бауманки (ИУ7), я чувствовал, что теряю время и потенциал изучать что-то полезное.
Итоги
Могу уверенно сказать, что 1 курс сильного экономического или технического направления в РФ окажется для вас гораздо более полезным занятием, пожалуй лишь за исключением отсутствия немецкого языка. В силу того, насколько я был разочарован в немецкой учебе - пришлось даже пить антидепрессанты, в конце года я вернулся в РФ и учусь сейчас в очень сильном российском ВУЗе на ПМИ (прикладная математика и информатика) - (да, на платке, чем я не горжусь, но даже так это выходит гораздо дешевле, чем жизнь в Германии, в силу того, что я москвич и мне не нужно платить здесь за квартиру).
Мой опыт обучения в штудиенколлеге оказался полезным с точки зрения понимания того, что экономика мне не интересна и я поступил на иную специальность уже в РФ, потеряв год в Германии (хотя он и дал мне очень многое). В момент учеба мне интересна и я с удовольствием учу C++, разную математику и в целом наслаждаюсь своей учебой всегда за исключением сессии.
Я буду рад вычитать в комментариях (если кто-то прокомментирует) ваше мнение на тему обучения и почитать opinions на тему такой слабой математики в Штудиенколлеге. Также мне будет интересно почитать про математику в вузах Германии на IT - специальностях. Мое мнение таково - если у вас есть возможность отучиться на Физтехе, Вышке, Бауманке, МГУ, ИТМО, СПбГУ, рекомендую это сделать, поскольку обучение в бакалавриате у вас будет длиться 4 года (а не 3, как в Германии) и вы успеете затронуть больше тем и более глубоко погрузиться в детали программирования или математики, чем в Германии. Ну и в целом IT-образование в России лично мне! больше нравится, чем в Германии. Если вы учитесь в других странах на IT-направлении, также можете поделиться своими впечатлениями от учебы там.
Если хотя бы один человек напишет в комментариях, что ему было бы интересно послушать о плюсах и минусах Германии в бытовом плане, я напишу пост об этом. Рад был поделиться своими впечатлениями и в заключение хочу лишь сказать, чтобы вы принимали решение насчет обучения в Германии в Штудиенколлеге или России в Вузе на основании своей индивидуальной ситуации и рассматривали этот пост лишь как попытку рассказать о впечатлениях, а не как четкое руководство к действию.
Живите и процветайте!????
Комментарии (30)
putnik
24.01.2022 15:58+22Моё впечатление от статьи можно выразить этими двумя цитатами:
Немецкий был простой, в целом ничего интересного и сложного для знающего на уровень В2 язык человека.
…это все равно и близко не уровень сильного российского школьника с хорошей физмат базой
Если вы смогли к выпуску из школы добиться не самого типичного сочетания умений и знаний, то в учебном заведении, где помогают подтянуть эти знания, вам будет скучно. Кто бы мог подумать!
Имхо странно предъявлять претензию к заведению, у которого цель в том, чтобы закрыть возможные различия в школьных программах разных стран и поднатаскать язык на необходимом уровне, что там не рассказывают чего-то сильно нового, и многие темы повторяют уже изученные.
ledascho
24.01.2022 16:56+5Да-да…
после экзаменов у меня сложилось неприятное подозрение насчет будущей учебы…
Так что, если вы спокойно пишете пробники ЕГЭ даже на небольшие 80 баллов, вы уверенно сдадите эти тесты.
Экзамены за 10-11 классов для поступления в учебное заведение, в котором за год должны догнать программу еще двух классов. Что должно было быть в этих экзаменах, вузовская программа?
Tnkr
24.01.2022 16:12+8Имхо, сам опыт проживания и обучения в другой стране, общения с иностранными студентами, может быть важнее/полезнее чем собственно предметное содержание курса.
FLU911
24.01.2022 16:34+5Я бы учился в Германии, а при необходимости нанял преподавателя из РФ по интересующей меня теме. Если речь идёт только о качестве знаний конечно.
jawaharlalnehru
24.01.2022 17:21+40Я тоже учился в таком колледже. Его задача - покрыть разницу в 2 года и всё. Очень странно делать выводы о высшем образовании в Германии, основываясь на таком колледже. Я вот потом поступил в Мюнхенский Технический Университет на информатику. В первом семестре у нас был такой барьерный предмет "Дискретные структуры". На нём отсеивались те, кто считал, что информатика - это легко. Так вот немцы после гимназии имели математическую подготовку на голову выше моей.
А про сам университет и обучение: мне очень понравилось. ООП мы изучали на Джаве, функциональный язык был в одном семестре Хаскель, в другом ML (я хаскель завалил, пришлось заново курс начинать). Было и низкоуровневое программирование, ассемблер и передвигание регистров. Был огромный выбор предметов. Нас учили взламывать сайты и защищать их от взлома. Мы изучали форматы сжатия данных, google protobuf например. Был матан, алгоритмы. Был предмет по устройству компьютерных систем автомобилей с преподавателями - программистами из БМВ. Одна из практик была прямо в мюнхенском аэропорту. Мы писали систему уведомлений для одной из служб наземного транспорта.
Я не хочу сравнивать образование в разных странах, но я просто не представляю, что такого должно присутствовать в процессе обучения, чтобы это было лучше, чем в мюнхенском техническом.ruomserg
25.01.2022 09:42+10Ах, ах! Как же вы обошлись без философии, культурологии, истории отечества, социологии, БЖД и охраны труда, экономики предприятия, правоведения, физры? Неужели технический вуз давал технические знания, а не 72 часа программирования за два семестра ?! Das ist fantastisch!
0xd34df00d
25.01.2022 20:19+2ХЗ, в российском вузе у нас было за шесть лет
- два семестра истории (забил, полёт нормальный),
- семестр какой-то хрени — то ли БЖД, то ли экологии (забил, полёт нормальный),
- три семестра истории философии в магистратуре (забил наполовину, пришлось почитать методичку перед зачётом),
- шесть семестров физры (тоже полузабил, один семестр пришлось отбегать перед зачётной сессией, другой — отплавать).
Итого из 20-25 пар матана и, на первых курсах, физики в среднюю неделю целая одна пара — какая-то не очень нужная ерунда, на которую можно забить. Ужс.
ruomserg
26.01.2022 04:14+2Ну так я же написал — помимо первых курсов. Там я из совершенно бесполезного выделяю только инженерную графику, которую читала кафедра (sic) инженерной графики. Поскольку та же кафедра обслуживала всякие машиностроительные факультеты — то и мы были поставлены рисовать то-ли кран в разрезе, то-ли корпус редуктора… Основной прием обучения дедов с кафедры был — перечеркать то, что принет студент синей ручкой и отправить чертить заново (автокадов тогда особо не было). Не знаю уж, чего пытались этим добиться от студентов ИТ-специальности… В остальном, к младшим курсам претензий у меня не было — ибо матан и в Африке, матан…
А чем выше становился курс, тем хуже оказывалось качество спец.предметов (как вам, например, курс языка «С» — но без указателей?) — и тем больше какой-то бурды оказывалось впихнуто в расписание. Иногда своих преподавателей не хватало — и приходили совместители из классического университета. Так, случайно, совершенно божественно была прочитана айтишникам экономика. На следующий семестр экономику предприятия забрала себе местная кафедра — и это было снова совершенно уныло… Итого, если считать пары, где надо что-то было программировать — то получалось одна, изредка две пары в неделю. И это были времена, когда ютуба, интернета и компьютера в каждой квартире не было. Можете представить, что вышло за ворота института после выпуска…
И сейчас оно сильно лучше не стало. Мы регулярно берем на практику студентов местного политеха и колледжей. И они честно призаются, что у нас за 2-3 недели они программируют больше, чем за весь остальной учебный год. А что они делают в учебное время — а то же что и мы: история, культурология, правоведение, и т.д. С обязательным написанием рефератов… А потом удивляемся что кадров нет… :-(
melodictsk
24.01.2022 19:46Ради шутки: я думал на Хабре основная часть народа считает, что для программиста обучение в вузе это пустая трата времени :)
ruomserg
25.01.2022 09:50+2Они имеют в виду средний российский вуз! И если вы пойдете туда, то кроме первых курсов (где традиционно читается вышка, аналитическая геометрия, ТФКП — вещи полезные, и слава богам не меняющиеся последние 200-300 лет) — окажется что учить профильные предметы вы будете (сюрприз!) самостоятельно. А вуз будет впихивать всякую дичь типа философии, культурологии, психологии, и прочих -логий. И даже их будут читать непонятно откуда взявшиеся люди, и для зачета вы будете по этим бредо-логиям писать и сдавать рефераты. Это чтобы у вас и на самостоятельное изучение профильных предметов сильно много времени не оставалось… То-ли дело ютуб — сам выбираешь что смотреть и слушать, и сам смотришь и слушаешь…
Хотя нет, вот еще есть какая польза от некоторых региональных вузов — военная кафедра. Если вы фанат танчиков/самолетов/ракет — то там дают бесплатно во всем этом посидеть/разобрать/собрать (даже больше — стипендию дают!). А на выходе после сборов лейтенантское звание. А лейтенант в армии — это уже не рабочая скотинка как рядовые, а человек — хотя и маленький… :-)
worldmind
24.01.2022 21:07В менее развитых странах думают, что хорошее образование это когда его много.
И хотя для талантливых людей это может быть верно, но и для них есть нюансы вроде системности, профессиональности и адекватности преподов и прочее.
Travisw
24.01.2022 21:38+2А зачем тебе сложная математика? Ради чего? Ты достоин? Вот же бред так слиться с за бугра
blogerl
24.01.2022 22:33Спасибо за статью про действительно важный, но достаточно малоизвестный на постсоветском пространстве кусок немецкой образовательной системы!
Про жизнь в Германии твоими глазами пиши обязательно!
Причина невысокой сложности проста: эта ступень нужна тем, кто не попал в гимназию — но хочет получить подготовку в ВУЗ. То есть это по сути 10-11 класс российской обычной школы.
Sozialkunde нужен, скорее всего, чтобы прикрыть задницу системе и сметь утверждать, что колледж дал все необходимые социальные знания для успешной интеграции абитуриентов в немецкое общество. =D
Kanut
25.01.2022 11:19+1Причина невысокой сложности проста: эта ступень нужна тем, кто не попал в гимназию — но хочет получить подготовку в ВУЗ. То есть это по сути 10-11 класс российской обычной школы
Studienkolleg к гимназии никакого отношения не имеет. Studienkolleg это исключительно для иностранцев, которые хотят учиться в Германии и чьё школьное образование Германия не признаёт полностью.
Sozialkunde нужен, скорее всего, чтобы прикрыть задницу системе и сметь утверждать, что колледж дал все необходимые социальные знания для успешной интеграции абитуриентов в немецкое общество.
Я не уверен что эта самая Sozialkunde вообще есть в других Studienkolleg. Насколько я помню в мюнхенском ничего подобного не было. На техническом направлении уж точно.
GospodinKolhoznik
24.01.2022 22:41+2Ну купите себе учебник Фихтенгольца, занимайтесь по нему в свободное время и будет вам счастье. А те возможности, которые вы получите после окончания обычного немецкого ВУЗа гораздо-гораздо большие, чем возможности после окончания пресловутого Физтеха или Мехмата МГУ с их супер сложной программой по математике, теормеху и ещё по кучи ненужных предметов.
tarekd
24.01.2022 23:24+7Незачем принижать мехмат МГУ. Одно из немногих мест где еще преподают фундаментальную науку. И как выпускник мехмата живущий в Германии, могу сказать что возможностей у меня не меньше чем у тех кто закончил тот же ТУМ в Мюнхене или Стэнфорд в США. Все зависит от человека, а не от университета.
GospodinKolhoznik
25.01.2022 10:09Так то если сильно захотеть, можно в космос полететь. Но вам пришлось переехать, ассимилироваться начали на 6 лет позже, у вас не было возможности после окончания обучения устроиться на работу в любую организацию, а надо было цепляться за любую возможность, где бы рабочую визу дали, а кто даст визу выпускнику без опыта? Значит надо потратить ещё несколько лет на набор опыта, а только потом вострить лыжи, т.е. дельта времени ассимиляции уже не 6 лет, а все 10, что совсем много. И эти годы вам светит призыв в вооруженные силы, что само по себе доставляет. А там уже жена-дети пойдут и переехать с ними становится ещё сложнее. Либо же ограничиться только научной деятельностью, идти в аспирантуру (если повезёт и пригласят).
Вообще ни разу не одинаковые условия.
tarekd
25.01.2022 15:42+2После окончания я устроился в Samsung Research Russia, без проблем. И визу в Германию получил рабочую за 2 дня. За любую возможность никогда не цеплялся, сам выбирал где работать и жить. Не нужно надеяться на везение, нужно стараться хорошо учиться и хорошо работать, и тогда цепляться будут за Вас, в не Вы.
0xd34df00d
25.01.2022 20:12+2Но вам пришлось переехать, ассимилироваться начали на 6 лет позже
Причём тут вуз? Что даёт ассимиляция в 17, а не в 23?
у вас не было возможности после окончания обучения устроиться на работу в любую организацию, а надо было цепляться за любую возможность, где бы рабочую визу дали
Зачем цепляться? Достаточно просто делать то, что интересно.
а кто даст визу выпускнику без опыта?
Физтехам (и физтехам с опытом, наличие опыта Физтеху само по себе не противоречит) вполне себе с удовольствием дают.
идти в аспирантуру (если повезёт и пригласят)
С этим тоже никаких проблем.
blogerl
26.01.2022 23:36+1Ну, если брать чистую математику, то скорее всего к 24 годам @tarekdокончил мехмат — весьма уважаемый в Германии.
Будь он жителем Германии, то к 21 году он бы только окончил гимназию, дающую наибольшую возможность поступить в университет, и примерно к 27 годам закончил бы универ.
А теперь алгебраичечкий вопрос... ;)))
0xd34df00d
25.01.2022 20:10+1Как выпускник Физтеха — нормальные там возможности, и, судя по наблюдаемым данным (числу выпускников разных вузов в разных фирмах на интересных позициях), у физтехов возможностей побольше.
lxsmkv
25.01.2022 06:45+1В Германии система такая: хош ходи на занятия, хош не ходи, за ручку тянуть никто не будет. Но если тебе интересно - тебе дается масса разнообразных возможностей получить уникальный опыт. Университет в первую очередь учит учиться самостоятельно. Математика приблизительно одинаковая, в русских школах правда геометрия и алгебра разделены, и на геометрии в русском школьном курсе тебя учат индуктивным доказательствам. В немецкой программе никакие доказательства наизусть учить не нужно. Геометрия тут больше имеет практический уклон и преподается в курсе математики. Насчет теорвера, мне кажется до 2000 его еще не было в курсе алгебры. В немецкой программе основы теорвера есть.
Я учился в Германии и на факультете информатики и на экономическом. Курс математики для информатиков включал в себя гомоморфизмы, алгебраические тела, матрицы, графы. А для экономистов это больше системы уравнений, диффуры, метод Лагданжа, теорвер. Потому что одним нужно абстрактно мыслить и решать широкий спектр задач, а другим нужно решать задачи оптимизации.
А вообще если уж так сравнивать - те задачи которые решают специалисты по информатике после ВУЗа на предприятии в большинстве случаев не требуют глубокого знания математики. Ну, допустим, система которая кроме всего прочего должна автоматически распознавать валидные и невалидные комбинации деталей. Т.е. в приложение встраивается движок который делает эти рассчеты. Причем движок может быть сервисом который делает другая компания специализирующаяся на этом.И если надо, можно выдать грант университету на нахождение решения специфической задачи, чем иметь кучу академиков у которых голова ломится от абстрактного видения, но перед лицом практических задач, где надо веб-приложение на Spring Boot запилить, у них отвращение и брезгливость неприятно подступают к горлу.
Вообще ВУЗы на Западе решают проблемы индустрии. Поэтому и программы построены соотвествующим образом. Например, если в Германии большая доля производства это автомобили, то на факультете информатики скорее всего ты будешь изучать шину CAN.
Kanut
25.01.2022 11:14+2В силу того, что обучение в российских школах (и насколько я знаю — в других странах СНГ тоже плюс-минус также) длится 11 лет, а в Германии 12 или 13, ребятам из стран СНГ надо проходить дополнительную школу в виде штудиенколлега
Или отучиться один-два года в ВУЗе в России. И тогда это приравнивается к немецкому абитуру(то есть тем самым T-Kurs, W-Kurs, G-Kurs, M-Kurs в зависимости от вашего направления в России). По крайней мере в мои времена это было так.
Ну и в целом IT-образование в России лично мне! больше нравится, чем в Германии.
Опять же не знаю как сейчас айтишное образование выглядит в российских ВУЗах. Но в мои времена именно из-за ужасного уровня этого самого айтишного образования(в ЛЭТИ если что) я и стал искать возможность учиться где-то ещё. И в результате попал в Германию.
И на мой взгляд однозначными плюсами немецкого образования по сравнению с российским были: отсутствие непрофильных предметов(черчение, физкультура, химия, история, и так далее), отсутствие обязательного присутствия на занятиях, изучение актуальных вещей, возможность выбора предметов в определённых рамках.
northzen
26.01.2022 20:17Плюс любого европейского образования, а особенно немецкого, в том, что туда стекаются со всей Европы, а так же с более восточных стран, включая и бывший СНГ. Работать в TU Munich считается очень престижным.
И это само по себе некоторый гарант качества.
Российское, наверное, может быть лучше там, где сформирован мощный научный костяк, куда проникают студенты не через основные курсы ВУЗа, а через всякие необязательные лекции и собрания, которые всегда ведет именно тот, кто прям на острие темы. Сюда же разбор публикаций, мининаучные группы на этой основе и пр. Это если говорить про математику, которая не требует оборудования, а только мел и доску (читай: проектор)
fzn7
Лично мне в моем замкаднои вузе сразу объяснили, что учить меня никто не собирается и если есть желание научиться, то необходимость прилагать к этому самостоятельные усилия. Спустя десятилетия могу сообщить, что все так и есть, продолжаю учиться как крестам, так и прочим ЯП. Вместе с тем в Германии это делать почему-то комфортнее
paluke
Так в тексте список где стоит учиться
и это вообщем-то все, любой другой российский вуз по it-направлениям гораздо слабее.VanKrock
в УрФУ достаточно неплохое программирование