Как вы считаете, возможно ли при отсутствии HR-бренда привлечь за год в небольшую продуктовую компанию 100+ человек: разработчиков, тестировщиков, продуктовых дизайнеров и других специалистов не уровня джун?

Кажется, звучит как неразрешимая задача. Но сегодня я поделюсь с вами нашим опытом и расскажу, как удалось сделать невозможное. При отсутствии ресурсов и на одной идее. Заинтригованы?... 

Приложение «Кошелёк» известно многим в России, сейчас у нас более 14 миллионов активных пользователей в месяц и сотни партнеров. Ежедневно приложение открывают миллионы людей для показа скидочных карт, оплаты покупок, получения кэшбека, поиска специальных предложений.

При всей совокупности задач мы стремимся к большему и постоянно расширяемся. Так, в конце 2020 года перед нами встала задача по поиску более 100 сотрудников (при штате 180) уровня middle и senior для работы в финтех-проектах и развития бизнеса в целом. 

К тому времени в HR-отделе Кошелька работало всего 5 человек (рекрутмент и один менеджер по внутренним коммуникациям), и возможность быстро создать образ HR-бренда на внешнюю аудиторию полностью отсутствовала.  В довесок, в начале года мы столкнулись с тем, что из-за высокой скорости найма (каждый год мы прирастаем на 50% в численности) и распределённости команды (у нас работают люди от Казахстана до Калининграда) существующие сотрудники потеряли связь друг с другом и между командами. 

Нами двигало желание создать ту среду, при которой сотрудникам было бы комфортно работать и достигать целей несмотря на все сложности. Так к нам пришла идея посвятить весь 2021 год расширению взаимодействия до максимального уровня, а назвали мы это проект Годом командности.

В первую очередь, мы провели опрос вовлеченности: результаты были хорошими, но недостаточно высокими для нас (76% при цели минимум в 80%). Мы изучили все комментарии и пришли к выводу, что сотрудникам интересно объединяться по тематическим сообществам, проводить внутренние встречи, обсуждать в отдельных чатах разные сферы интересов. 

Этим мы и занялись. К середине 2021 года количество видов активностей внутри команды с 3 выросло до 20, и каждый день в офисе что-то происходило в одной из групп по интересам. Ребята были вовлечены в марафоны, квизы, мастер-классы, спортивные занятия, клуб любителей животных, онлайн и оффлайн-игры и так далее – каждый мог найти себе занятие.  Важно отметить, что многие активности были нацелены на благотворительность и социальную ответственность. 

А чтобы проще было ориентироваться, что вообще происходит, каждый месяц мы посвятили одной из тем:

Февраль — месяц благотворительности 

Март — месяц инклюзивности 

Апрель — месяц кулинарии и мировых кухонь

Май — месяц спорта 

Июнь — месяц ментального здоровья 

Июль — месяц семьи 

Август — месяц экологии 

Сентябрь — месяц киберспорта и соцсетей

Октябрь — месяц осознанности 

Ноябрь — месяц литературы и чтения

Декабрь — месяц культурного просвещения

Итак, чем были наполнены эти месяцы?

Февраль — месяц благотворительности

Поставили в офисе контейнеры для сбора вещей для проекта Спасибо!, собрав более 40 кг одежды для малоимущих семей, и копилку Ночлежки (собирая ежемесячно более 3000 рублей). Также мы слушали лекцию о доступном искусстве для всех слоёв населения от проекта Floating eka. Это был месяц не только про благотворительность в классическом понимании слова, но и про ценность прикладной помощи людям вокруг. 

 

Март — месяц инклюзивности 

В этом месяце мы сделали офис комфортнее для коллег с разными запросами: поставили дополнительный холодильник с фитнес-едой, добавили к печенью ПП-сладости и каши, для любителей кофе закупили специальную фильтр-машину и specialty-зёрна от местных обжарщиков. Помимо прочего, мы провели опросы, уточнив, каких удобств не хватает коллегам в офисе, и учли их при последующих закупках и ремонте. 

Апрель — месяц кулинарии и мировых кухонь

Вместе дегустировали кухни мира: четыре пятницы, четыре разных тематики. Португальская, русская, мексиканская и грузинская кухни собрали в офисе рекордное по пост-ковидным временам количество коллег. Мы дегустировали, слушали тематическую музыку, знакомились друг с другом, открывали новые гастрономические впечатления. 

Май — месяц спорта 

Проводили челленджи на количество тренировок и набеганных километров (264 км за 29 дней!), собирали команды по баскетболу и футболу, делали онлайн-тренировки и пробовали свежие форматы в тренировках в офисе. Из компании, где спортом в офисном зале занимались трое энтузиастов, мы превратились в компанию, где тренировки регулярно идут 6 раз в неделю, общее число спортсменов равно четверти от всей команды (около 80 человек), а в спортивном чате Кошелька с нашими успехами и достижениями состоит почти половина (130 сотрудников). 

Июнь — месяц ментального здоровья 

В этом месяце мы всё больше говорили о важности психотерапии, продвигая корпоративный сервис работы с психологами Alter. Прослушали две лекции и от приглашённых спикеров извне: Ивана Замесина из проекта Meta и психолога Марии Савво. Расширили количество бесплатных установочных сессий у корпоративных психологов с двух до трёх в неделю и рассказывали о подкастах и статьях, посвящённых ментальному здоровью. В этом же месяце запустили медитации с коучем в онлайне и оффлайне. Согласно опросам, чувствовать себя более спокойно стали больше 15% сотрудников. 

Июль — месяц семьи 

В июле мы делились своими семейными воспоминаниями и архивами: в специальных чатах рассказывали о близких, членах семьи, школьных воспоминаниях и даже питомцах. Так появился чат Petsmobile в Slack, который сейчас стал самым популярным из чатов сотрудников: ежедневно туда присылают более 15 фотографий друзей наших меньших, а сотрудники знакомятся друг с другом через любовь к кошкам или собакам. Также в рамках месяца семьи мы устраивали детский своп вещей в офисе: менялись ненужными или неподходящими, чтобы не покупать лишнее в масс-маркете. 

Август — месяц экологии 

В августе мы подписали соглашение с проектом Бумага Добра, начав собирать в офисе макулатуру в пользу благотворительности (каждый сданный килограмм макулатуры равен ста рублям в копилку фондов на выбор сотрудников). Перестали пользоваться в офисе пластиковыми стаканчиками, закупив многоразовые брендированные (в столовую) и подарив сотрудникам лимитированные термокружки (для личного использования на прогулках и в выходные). 

Сентябрь — месяц киберспорта и соцсетей

Киберспорт мы поддержали турниром по CS:Go, для которого сняли компьютерный клуб (из него играли петербуржцы) и несколько коворкингов по всей стране (из них играли коллеги из регионов). Проведя четыре игры, за два выходных дня отыграли турнир, приняли участие 25 человек, а за организованным нами стримом следило ещё тридцать. Соцсети и онлайн-игры также стали инструментом тимбилдинга с помощью игры Квиз, плиз! и специального квеста в онлайне. В общей сложности в этих онлайн-активностях приняло участие более ста человек из разных городов. 

Октябрь — месяц осознанности 

Месяц осознанности транслировал экологичность во всех смыслах: и поддержку эко-проектов в стране и мире, и отказ от пластика, и даже ненасильственное, экологичное общение. В рамках этого месяца мы прослушали ряд лекций об осознанном потреблении от проекта No plastic is fantastic и школы Zero waste school, отдавали пластиковые карты на переработку (15,152 тонны карт вместе с покупателями), отказывались от стаканчиков и вместе пили кофе в многоразовых кружках с помощью ближайшей кофейни. 

Ноябрь — месяц литературы и чтения

В ноябре мы официально открыли офисную библиотеку: первой поставкой стало более ста книг, закупленных по пожеланиям коллег, и зона отдыха для чтения на седьмом этаже офиса. В дополнение к библиотеке мы запустили буккроссинг, где можно меняться книгами, принесёнными из дома, и книжный клуб: каждую субботу в десять утра коллеги собираются в Zoom и обсуждают очередную главу читаемой (всеми) книги. 

Декабрь — месяц культурного просвещения

Мы вместе смотрели кино и сериалы, договорились о старте совместных экскурсий в Эрмитаж в мини-группах, обменивались ссылками на лекции об искусстве и саморазвитии, прослушали вебинары о понимании искусства и понимании себя самого. А ещё рисовали вместе! Финальным аккордом стала новогодняя вечеринка, на которой мы узнали многое об историческом центре города и даже тематику выбрали соответствующей: дореволюционная Россия. С костюмами, декором и пиром в той стилистике! 

Коммуникации о старте Года командности проходили в корпоративном Slack: в начале месяца мы публиковали анонс темы, а в понедельничных дайджестах событий (выходят регулярно раз в неделю) записывали сотрудников на грядущие активности. Также подробности проекта подсвечивались в постах и stories instagram-аккаунта команды, аккаунтов на facebook и LinkedIN.

Часть активностей сопровождалась присутствием профессиональных фотографа и видеографа: готовый контент отправлялся всем сотрудникам, чтобы они могли делиться фото в соцсетях. Ведь все любят лайки и хвастаться классной работой). 

Помимо прочего, мы прикрепляли коммуникации новым корпоративным мерчом, разработанным специально под этот проект. Все, кто так или иначе участвовал в активностях Года командности, получали небольшой лимитированный мерч: термокружку, многоразовый стакан, бутылку для воды или аккумулятор. Это создало ощущение причастности к закрытому, сплочённому коммьюнити. А тех, кто активнее всего принимал участие в событиях внутри команды, мы поощрили крупным мерчом, одновременно поддержавшим и локальные бренды: такими подарками стали эксклюзивные дождёвики от бренда Black Rechka и рюкзаки от Sputnik Bags и Гоши Орехова. 

Компания намеренно сотрудничает и поддерживает петербургские бренды, создает ощущение отличности от людей вне комьюнити Кошелька, а также признает таким образом достижения внутри команды. 

Параллельно с неформальной частью мы прокачивали и процессы в рекрутменте и добились, например, того, что обратная связь по техническому собеседованию даётся максимально полно (развернуто), и даже при отказе у кандидатов сохраняется «приятное  послевкусие» от общения с нами. 

И конечно, ещё мы надеялись, что наш проект повлияет на увеличение реферальных контактов кандидатов. И результаты поразили нас самих. Что получилось: всего 142 сотрудника присоединились к команде в 2021 году, и 49 % из принятых сотрудников пришли по реферальной программе. Это значит, что ребята смогли заразить своими рассказами о работе у нас знакомых, и по-дружески пригласить их на собеседование.  Процент увольнений в первый год работы снизился с 10 до 3 %, а  доля удаленных сотрудников выросла на 10%.

Но что сейчас?

Сейчас мы не останавливаемся на достигнутом и в следующем году хотим представить наш полноценный hr-бренд, который полностью будет отражать наш душевный и внимательный подход к работе с сотрудниками. Кстати, если вам понравилась статья, это в том числе значит, что мы достигли цели).

P.S. А ещё у нас есть упомянутый выше инстаграм, где можно заглянуть в офис и ближе познакомиться с командой, и telegram-канал о разработке, который ведут инженеры: https://t.me/km_engineering

Комментарии (3)


  1. moskovkina
    03.02.2022 11:58
    +1

    49% рефералки – впечатляет! ????

    Как работа над hr-брендом повлияла на % текучести? Вопрос из серии любопытства (не прошу разглашать конкретное число), интересно, снизилась/ не изменилась/ увеличилась относительно прошлых лет


    1. ummpath Автор
      03.02.2022 12:03

      Спасибо!
      Про текучку: общий процент увольнений в первый год работы стал ощутимо меньше, с 10% в начале 2021 до 3% в декабре 2021. Мы связываем это в том числе с тем, что стало легче адаптироваться под команду, так как количество самых разных способов заонбордиться резко выросло)


    1. ummpath Автор
      03.02.2022 12:06
      +2

      А общий уровень оттока сохранился на уровне допандемийного показателя 2020 года, что тоже хороший результат, тк при таком стремительном масштабировании бизнеса, как у нас, неминуема увеличивающаяся текучесть. Будем работать над этим и далее, в идеальном мире мы представляем себе команду, где бОльшая часть существующих сотрудников «старички» и работают 2-3 года, не меньше.