Если прогревы больше не согревают, воронки не двигают к следующему шагу, а реклама сливает деньги впустую… Задумайтесь, может пришло время для нового подхода?

Проведя несколько лет в маркетинге инфобизнеса, изучив десятки разных стратегий продюсирования, мне становится все болезненнее смотреть на выступления нашего “табора”. Иногда хочется включить свет посреди представления, остановить музыку и спросить всех участников —

А куда это все идет? и зачем?

Двигаясь одновременно в продюсировании инфобиза и в духовном развитии, я часто смотрю на ситуацию как изнутри, так и снаружи, оттачивая свои моральные принципы в работе и в отношениях с людьми.

В этой статье я хочу поделиться пятью отличиями инфоцыганского маркетинга от этического. Его еще можно назвать экологичным, ведь он рассматривает экосистему (эксперт/маркетолог/клиент) целиком и учитывает интересы всех ее участников.

Надеюсь, статья позволит участникам нашего табора посмотреть со стороны на привычные процессы и задуматься над формированием нового нормально.

Марисоль Эскобар. "Визит"
Марисоль Эскобар. "Визит"

№ 1

+ Экологичный маркетинг начинается на стадии формирования продукта. И тут важно провести ту же работу, что и в любом стартапе с продуктовым подходом — определить конкретные значимые проблемы, контексты, в которых они возникают и объем лиц, которым ваш продукт может помочь.

Помимо анализа информации в интернете действительно полезно пойти к живым людям и спросить их о том, каким образом вы можете сделать их жизнь легче, осмысленнее, приятнее. Полученные инсайты помогут выйти с предложением, на которое уже есть спрос, или вовсе закрыть проект за ненадобностью. Методика проведения таких качественных опросов называется custdev.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Развитие_клиента

https://habr.com/ru/company/productstar/blog/505208/

— Действуя по сценарию (большинства), “мы сняли курс, теперь хотим понять, кому его продать и как”, создатели получают неоправданно раздутый рекламный бюджет. Таргетолог “стреляет из пушки по воробьям”, перебирая все возможные варианты целевых аудиторий и мотивирующих сообщений, а воронки и тексты раз за разом переделываются под различные потребности аудитории.

Выводы:

Не поняв, какую конкретную значимую задачу решает ваш инфо-продукт, делать упаковку и раскрутку продукта будет дорого и долго. Причем важно получить статистически оправданное подтверждение от самой аудитории, а не опираться на гипотезы создателей или инфо в интернете.


№ 2

+ Отсюда выливается второй важный аспект экологичного маркетинга — процесс обучения удобен и приносит клиенту ожидаемый результат. Проектируя курс или марафон по методологии педагогического дизайна, в нем учитываются цели учащегося, задачи конкретного урока, уровень мотивации клиента и его осведомленности в теме, наличие свободного времени, необходимая для результата нагрузка, сложность домашней работы и много чего еще.

- Я часто встречаю курсы, в которых много неприменимой "воды” сменяется насыщенными блоками для высокого экспертного уровня, а в итоге в голове "каша" из обрывков информации и фрустрация от зря потраченного времени.

Еще бывают харизматичные спикеры, которые хорошо выстраивают эмоциональный контакт, при этом игнорируя проверку усваиваемости информации, а в ответ от клиента часто бывает слышно:

все понравилось, вопросов нет, как применять в жизни не понимаю

В обоих случаях обучение забрасывают, результата от потраченных денег нет, в целом возникает недоверие к онлайн образованию.

Выводы:

Не стоит игнорировать этап проектирования контента инфо-продукта и важно сверяться с целями клиента, выстраивать адекватную мотивацию и мониторить обратную связь. В этой работе должен участвовать не только эксперт, но и методолог, работающий с онлайн форматом.


№ 3

- В инфобизе давно устоялось убеждение — чем внушительнее и грандиознее звучит оффер (предпродажное обещание), тем больше продаж он принесет. В итоге инфобизнесмены до смешного конкурируют в судьбоносности своих заголовков —

“Выпекание кексиков — новая профессия с заработком от 200 тыс. в месяц”

“Научись плести рододрев — раз и навсегда избавься от конфликтов в семье”

При этом маркетолог забывает о последствиях — он воспитывает аудиторию, желающую быстрого и простого способа решения своих задач, при этом не готовую брать ответственность за достижение своих же результатов.

+ Подход экологичного маркетинга — это общаться с аудиторией такими словами, которые говорят о курсе уже получившие результат клиенты.

Сверяйте субъективные величественные эпитеты с реальными впечатлениями вашей аудитории. Иногда несколько прочувствованных реальных видео отзывов могут сказать больше, чем максималистский текст, оформленный по всем стандартам продающего маркетинга.

И честно заявляйте, что для достижения результата, клиенту потребуется потрудиться. Иначе вы продавали бы не обучение, а услугу.

Возможно, продаж в моменте такая стратегия принесет меньше, но если вы хотите играть вдолгую, выгоднее выстраивать доверие на основе своей репутации, которая уже сама по себе может генерить поток новых/вернувшихся клиентов без рекламы.

Выводы:

Неоправданные завышенные ожидания портят впечатления от продукта. Никогда не обещайте то, чего потенциальный клиент не сможет выполнить сам, пусть и с вашей помощью. В промо используйте больше реальных историй ваших клиентов, позвольте отзывам о вашем продукте говорить за вас. Помните, репутация стоит дорого.


№ 4

- Еще одной частой практикой неэкологичной стимуляции спроса является скидка. Эта маркетинговая уловка породила серьезную девиацию потребительского поведения, называемую скидкомания (когда люди вообще перестают покупать что-либо без зачеркнутой и красной цены). Причем, если скидка в продуктовом магазине на товар с истекающем сроком годности еще понятна, то скидка на инфо-продукты выглядит в глазах покупателя как падение самооценки эксперта.

+ Позвольте своим клиентам испытать покупку дорогого продукта за полную стоимость, потому что знания из курса для него/нее действительно ценны и нужны, а не потому что на него была скидка. Причем доходимость и удержание у дорогостоящих курсов часто намного выше.

Скидка на инфо-продукт может быть оправдана только при покупке нескольких курсов сразу или при подписке на более долгий срок, тем самым проявляется благодарность за доверие и допуск человека в круг «своих», играющих с вами вдолгую.

А если все-таки хочется кратковременно подстегнуть спрос, то дайте больше ценности за ту же цену, чтобы глаза расширялись от вашей щедрости. Подарите, например, полезную раздатку, еще один инфо-продукт (желательно специально для этого созданный) или доступ в более высокий тариф.

Выводы:

Использование необоснованной скидки обесценивает инфо-продукт, тогда как подарки повышают его ценность.


№ 5

- Хочется обратиться ко всем маркетологам рунета — хватит уже расковыривать и сыпать соль на раны клиента. Я лично на себе ощущаю, как своим трагизмом некоторые рекламные послания повергают меня в грусть и прострацию.

“Ваш ребенок никогда не выучит английский без этой методики”

“Узнайте, как не терять деньги каждую минуту”

“Об удобную женщину вытирают ноги”

Коммуникация от негативных стимулов обращается к очень древним импульсам с быстрой обратной реакцией — страх, жадность, стремление к превосходству. Они сильно “заряжены”, привлекают больше внимания и повышают конверсию. Проблема в том, что человек, действующий под влиянием этих эмоций, физиологически находится в состоянии стресса, что может приводить его к эмоционально не обдуманным решениям, токсичной коммуникации, отсутствию сил и внимания. Не самый благоприятный перечень качеств для проходящего образовательный процесс, не правда ли?

Не говоря уже о том, что ваш продукт/бренд начинает больше всего ассоциироваться с эмоцией, которую вы чаще всего отыгрываете.

+ Принципиально другим становится предложение, когда на первое место коммуникации выходят ключевые ценности эксперта или бренда. Проблема может также присутствовать (а может и нет), но как пройденный этап без сильного эмоционального заряда. Позвольте обращаться к вашему эксперту и продукту как к эталону, которому известен оптимальный маршрут избавления от проблемы, и в мировосприятии которого возврат к проблеме невозможен.

Например, курс по исправлению осанки публикует данные о том, какие еще способы существуют в мире и в чем объективное отличие авторского; какими спортом лучше заняться, чтобы проблемы со спиной ушли быстрее.

Выводы:

Мотивация не "ОТ”, а “К" в долгосрочной перспективе работает эффективнее и дает более стабильные результаты. Поэтому работа с декламацией ценностей, а не с манипуляцией страхами и усиливанием болей должна преобладать в коммуникации.


Это и есть простые принципы экологичного маркетинга, придерживаться которых бывает очень непросто. Ведь, чтобы увидеть выгоды от экологичного подхода, необходимо обладать видением долгосрочного развития своего инфо-продукта (на год и более), а еще принять ответственность за воздействие, которое мы оказываем на сознание аудитории. Но я все же верю, что этот путь возможен и пройти нам его нужно всем вместе объединившись.

Комментарии (10)


  1. GeMir
    14.02.2022 18:51
    +1

    Первая картинка из Museum Ludwig в Кёльне. Marisol Escobar — »La visita«.

    Заголовки прописными — это как раз «цыганщина».


    1. Moskvacomka Автор
      14.02.2022 18:59

      спасибо! наконец, нашла автора любимого изображения)


  1. utegrom
    14.02.2022 19:06
    +3

    Тошнит уже от этих инфоцыган. И все мнят себя Экспертами.


  1. ptech
    14.02.2022 19:06
    +2

    В статье не хватает ещё одного вывода - не стоит использовать ксенофобные слова в своих текстах.


    1. Moskvacomka Автор
      14.02.2022 19:35
      +1

      Я ведь не с целью оскорбить

      Но после Ксении Анатольевны, слово действительно прочно вошло в лексикон


      1. ptech
        14.02.2022 19:53

        Да, но Собчак тут плохой образец для подражания:

        В августе 2015 года причиной скандала стало сделанное в инстаграме телеведущей заявление об её идеалах женской красоты и неприязни к полным людям, сопровождавшееся предложением «оставить женщин с формами и округлостями дальнобойщикам».

        В апреле 2017 года во время обсуждения в программе «Бремя новостей» на «Дожде» иска к «Аэрофлоту», направленного стюардессой, обвинившей компанию в дискриминации из-за роста и размера одежды, Собчак выступила в защиту авиакомпании. Собчак выступила в защиту права пассажиров не смотреть на «жирных и некрасивых» и заявила, что в стюардессы незачем идти тем, у кого «жопа вот такого размера»

        Глупа, что поделаешь:

        В сети раскритиковали журналистку Ксению Собчак
        за пост с хэштегом #BlackLivesMatter и подписью «Миннеаполис, я с
        тобой» под песню «Убили негра» группы «Запрещенные барабанщики».

        https://www.gazeta.ru/culture/2020/06/06/a_13109635.shtml


  1. tvr
    14.02.2022 20:01

    Мало болда.
    Богу болда надо больше болда


  1. MFilonen2
    14.02.2022 21:18
    +4

    Думаю, уровень подачи сильно зависит от целевой аудитории.
    Меня вот всегда поражала реклама онлайн-казино. Там есть просто все варианты дурновкусия, какие только возможны. Но правда в том, что их ЦА именно это и нужно, ведь не шибко много ума у тех, кто хочет разбогатеть в казино.


    1. Ded_Banzai
      15.02.2022 05:47
      +2

      Для тех, кто хочет разбогатеть в казино, такая цыганская реклама - часть антуража. Она просто обязана такой быть, иначе это уже не будет восприниматься, как казино.


  1. engine9
    17.02.2022 09:43

    Странно почему толковую статью в минус загнали. Видимо, срабатывает эвристика на "инфороманцев"...