Сегодня я поднимаю тему будущего. В 2022 остро стоит вопрос: в какой момент люди начнут полноценно работать в VR, сидя в шлемах? Да действительно, в наш век всего лишь необходимо разработать виртуальную среду, имитирующую привычное рабочее место, и готово. Казалось бы.
Всем привет! Для начала я хочу представиться.
Я, Кристина Шумская — глава разработки и Со-СЕО компании Black VR, занимающейся разработкой иммерсивных решений для B2B-сегмента, FMCG-брендов и ритейла. Также мы создаем виртуальные тренажеры, цифровые двойники для тяжелой промышленности и сферы обучения персонала.
Мы с основателями прошли длинный путь: с момента образования индустрии в России, до сегодняшних дней — сформировали сильный штат специалистов, имеющих глобальный опыт в разработке виртуальной и дополненной реальности. Мы сотрудничаем с государственными корпорациями и частным сектором бизнеса.
Цель присутствия на Habr
Погрузить вас во “внутреннюю кухню” AR/VR разработок, поделиться своим опытом и опытом компании, и узнать конструктивное мнение от коллег по цеху! Я буду проводником в мир индустрии, давая практическую пользу, а иногда, возможно, буду делиться успехами студии Black VR!
К нам обращаются заказчики из разных сфер — ритейла, FMGG, b2b, b2g, и все они понимают необходимость цифровизации рабочих процессов. Правда иногда бывает такое, что запрос есть, но понимания алгоритмов нет.
Повсеместный переход в VR: когда ждать?
В основном, этим вопросом задаются специальности, которые обрабатывают большое количество информации с нескольких мониторов или те, кто работает с аналитическими данными. Для них VR-шлем мог бы упростить задачи и снизить затраты на дополнительное оборудование.
Недостатки работы в VR
Давайте же разберемся, почему в ближайшие годы нам не стоит ждать полноценный переход в VR.
Главным минусом VR-среды можно по праву считать низкое разрешение картинки. Например, у шлема Oculus разрешение на оба глаза составляет 2160*1200 пикселей, из-за чего мелкие надписи и цифры станут нечитаемы, следовательно, для обработки баз данных работа в VR-шлеме станет энергоемкой и малоэффективной, ведь, чтобы разглядеть хоть что-то, придется максимально приближать к себе рабочий стол.
Создание множественных рабочих столов в VR отлично подходит, если вы играете в игры. Вы можете играть в игру, и прямо в нее вынести окно Youtube, чтобы слушать музыку или смотреть что-то, но это хорошо применимо только к игровому процессу.
Разработчики стараются максимально быстро исправить проблему с разрешением, и в новых моделях шлемов уже повышается количество пикселей, но ненамного выше, чем уже упоминавшиеся цифры.
Малая мобильность и комфорт. Если вспоминать фантастические фильмы, то можно четко обнаружить разницу между выдуманным шлемом и реально созданным. Модели из фильмов легкие, комфортно размещаются на голове и зачастую используются без проводов. Реальные же модели отличаются своими внушительными размерами (ведь все железо и окуляры помещаются под корпус), за счет этого средний вес модели составляет примерно полкилограмма. В некоторых моделях отсутствует вентиляция, и стекла очков периодически запотевают.
Опять же, если вы смотрите фильмы или проводите игровые сессии по 3-5 часов - потерпеть определенный дискомфорт точно получится. Тем не менее, выдержать 8-12 часовой рабочий день в VR-шлеме не снимая — крайне затруднительный процесс.
Вред здоровью, о котором также необходимо упомянуть. Действительно, VR-технологии относительно безопасны, если судить с точки зрения разрабатываемых эмуляций пожаров, взрывов и т.д. Если же говорить о здоровье пользователя, важно сказать, что работа с VR-шлемом — это постоянная нагрузка на зрение. При коротких сессиях в играх вряд ли вы ощутите ее сразу, но работая полноценную рабочую неделю недомогание точно проявит себя.
Проблемы с печатью и набором. Так как пользователь не видит реальной клавиатуры, создается ощущение печати в воздухе. Если вы не владеете навыком слепого набора, то появляется вторая проблема — отсутствие обратной связи. На виртуальной клавиатуре используется только курсор, тогда как печатая на обычной механической, мы контролируем силу нажатия на кнопки и скорость написания. В 2020 Oculus анонсировал трекинг для рук под свой шлем, но принцип работы не изменился.
В данном случае стоит ожидать появления специальных перчаток, которые будут давать нормальный отклик при нажатии на виртуальную клавиатуру или оснащение шлемов специальными камерами, которые позволят видеть реальную клавиатуру.
Говоря о цифровизации в целом, самыми адаптированными к ней отраслями стал маркетинг и ритейл, тяжелая и легкая промышленность, образование. Вместе с тем, переход в этих сферах также неполноценен: не каждая школа, вуз или детский сад готовы вкладываться в виртуальное обучение, а в сфере продаж виртуальная и дополненная реальность выступают только инструментом повышения прибыли и привлечения внимания к брендам. В промышленности ситуация схожая — VR внедряется для обучения сотрудников, но маломобильность и дороговизна оборудования вынуждают владельцев предприятий обучать сотрудников “на месте”, а не из дома.
Тем не менее, иммерсивные технологии завоевали свое место на рынке, с каждым годом растет общее число вложений в разработку новых устройств и ПО, поэтому наша команда считает, что плавный переход в VR - это то, что действительно необходимо для современного мира.
Данную тему смело можно продолжать, ведь компании, выпускающие VR-гарнитуры, стремятся максимально оптимизировать и упростить процесс управления девайсами, чтобы работа в виртуальной реальности стала мобильнее и удобнее.
В следующий раз я расскажу, как компания HTC помогает своим клиентам, предлагая решение, которое позволяет управлять шлемом без дополнительных трекеров и гаджетов, используя технологию захвата движений.
Узнать все нюансы разработки иммерсивных решений и ближе познакомиться с компанией Black VR можно на моем канале — Кристина Шумская, на VC.RU!
Hidden text
Недостатки работы в VR, Повсеместный переход в VR: когда ждать?
Комментарии (48)
aik
04.03.2022 14:57+6Первый вопрос про «повсеместное внедрение VR» — а зачем оно вообще нужно?
Игры ладно — хотя пример с ютубом непонятный. Музыку я могу слушать и без VR, а видео во время игры смотреть смысла особого нет, я же играть пришел. В крайнем случае — открою на другом мониторе или просто в окне рядом, если монитор один.
Обучение — да, тут от VR польза несравненная. Гораздо лучше, чем на плоском экране 3д-модельки рассматривать.
Но зачем VR офисному работнику?krokokosh
04.03.2022 19:18Задумался... Пришло в голову, что можно использовать для, организаций совещаний в формате „за столом“ при работе на удаленке?
aik
05.03.2022 09:37Так, конечно, веселее, чем видеоконференция в скайпе, но, по-моему, это не особо критично — если вы не проводите весь день в конференциях. Не стоит оно разницы в цене с простой вебкамерой и монитором.
rPman
04.03.2022 19:26+1Мое мнение, напрямую, лично офисному работнику VR не нужен, а вот его работодателю — более чем, позволит сэкономить на рабочем пространстве.
Рабочее место человека, сидящего в VR шлеме это грубо говоря коробка 1.5х1.5х3 метра, а с некоторыми допущениями и меньшего объема, ведь не обязательно она должна быть квадратной а люди не должны сидеть на одном уровне.
Но главное, возможность контролировать рабочее окружение работника — это новое слово в опенспейс, системы активного шумоподавления (рассчитанные не на техногенные шумы а на речь), виртуальной изоляции (ты видишь только тех людей с кем тебе нужно работать здесь и сейчас и не видишь никого когда не нужно), настраиваемый комфорт:
тут поле не пахано — кто то мечтает работать на берегу моря под шум прибоя и крики чаек, а кому то нравится кодить в тишине и одиночестве под грохот грозы и капли дождя, третьему будет легче не сорваться на очередного глупого клиента, когда вокруг сцены из ада данте… и одних звуков недостаточно для погружения, когда как нужный фон на периферии может многое изменить
p.s. лично мне vr нужен именно для расширенных возможностей по подаче информации, сейчас это только большое количество мониторов и ограниченный софт, а если это будет vr с адекватной обратной связью — работать с информацией комфортно
к сожалению текущие технические возможности не соответствуют необходимому минимуму, пока в шлемах не добавят настраиваемое фокусное расстояние (минимум пару слоев, лучше три для ближнего, дальнего и текущего среднего), пользоваться ими будет как минимум опасно для глаз — сильнее чем обычными мониторами.inkelyad
04.03.2022 19:32+1Рабочее место человека, сидящего в VR шлеме это грубо говоря коробка 1.5х1.5х3 метра,
Только VR шлем тут - лишний. Достаточно стены этой коробки сделать из 3D экранов, надеть на человека легкие очки и отслеживать положение головы.
rPman
04.03.2022 19:33это дороже на порядок понадобится несколько подвижных проекторов, недешевый экран (отражающий а точнее перенаправляющий попадающий на него свет под определенным углом а не рассеивающий, такие есть и все равно энергии на это уйдет уйма) и место под это в разы больше чем нужно для человека с VR шлемом (в идеале на беговой дорожке с механизированным стулом)
шлем же рано или поздно будет трансформирован в контактные линзы, это вопрос времени, сама техническая возможность и исследования в этом направлении идут.
DaneSoul
04.03.2022 23:29Рабочее место человека, сидящего в VR шлеме это грубо говоря коробка 1.5х1.5х3 метра, а с некоторыми допущениями и меньшего объема, ведь не обязательно она должна быть квадратной а люди не должны сидеть на одном уровне.
А не проще перевести сотрудников на удаленку и вообще не парится с содержанием офиса для работ не требующих физического взаимодействия с клиентом? Собственно опыт эпидемии показал, что удаленная работа вполне реальная альтернатива.rPman
05.03.2022 05:29не проще, я вообще против удаленки в ее текущей форме.
как минимум проблема с низким уровнем информационной безопасности, VR-офис (тут в смысле 'удаленка'), даже если его поддержку его работоспособности отдать на аутсорс, проще обеспечить защитой, чем требовать таковую от сотрудников
второе — унификация рабочего окружения, практика показала, что работники просто приобрести нормальную камеру не могут,… а уж VR, тем более нормальный, и вовсе недоступен… обслуживать и администрировать рабочее место дома тоже далеко не каждый может, есть куча работ, где требовать от работника знание администрирования компьютера… как минимум дорого.
третье — изоляция рабочего окружения, если у тебя нет семьи, делать из дома свой рабочий офис — не проблема, но иначе, домочадцы делают удаленную работу сильно не комфортной, красивого решения нет
четвертая — формально, технически, для удаленной работы нужны лицензии на софт, физику зачастую это непосильные траты (они нужны и для VR само собой, но я говорю про VR как часть офиса работодателя а не личное, хотя само собой такой вариант не отменяется), я знаю про удаленный рабочий стол, и если вы тоже знаете, то можно это не обсуждать, далеко не каждая работа может быть реализована с комфортом в этом режиме.
p.s. по мелочи, работник, сидящий дома для работодателя — недоступен, на него нельзя надавить психологически, проконтролировать его занятость и т.п.DaneSoul
05.03.2022 05:59Почти все эти проблемы, пожалуй кроме домочадцев вполне решаемы.
В офисе рабочее место обеспечивается компьютером и софтом за счет работодателя, так что мешает работодателю точно также выделить комп с софтом для установки дома?
Удаленное администрирование уже давно возможно, не обязательно админу лично по домам ходить.
Программы для контроля занятости тоже есть, хотя намного логичней и эффективней контролировать результат, а не процесс.
rdo
05.03.2022 09:14То есть вы считаете, что человеку, которому хочется " работать на берегу моря под шум прибоя и крики чаек" будет лучше в сидеть в гробу в ВР-очках, чем на настоящем берегу моря?
rPman
05.03.2022 09:24а я разве говорил про 'хочется работнику'?
дешевле — да, остальное 'рыночек порешает'
мир у нас очень уж несправедлив
AlexTOPMAN
05.03.2022 10:40Настоящее никто не предлагает, да и большинству будет "не по карману". Поэтому, ответ: "Да, в ВР-очках им будет интереснее, чем в офисном или домашнем 'гробу'".
AlexTOPMAN
05.03.2022 11:45По пунктам:
Вам (руководителю) могут выделить уже готовых удалёнщиков и вам нужно уметь с ними эффективно работать, нравится вам это или нет.
Обеспечение безопасности - задача работодателя. Что здесь, что там. В офисе человек из СБ тоже не сидит напротив каждого сотрудника.
Приобретать - задача руководителя, а не работника. Или не ныть, если сами отдали эту задачу ему.
Работник соглашается на удалёнку беря на себя обязательства по обеспечению должной рабочей обстановки. Нет квартиры "без вечно плачущего ребёнка" - нечего тогда и просить удалёнку или заявлять работодателю, что у тебя такие условия/возможность есть.
"Четвёртое" ничем не отличается от тех же задач в офисе.
Попробуйте-ка сначала официально (под подпись) заявить, что вам "требуется надавить на работника психологически". А уже потом дискутируйте о "педалировании" этого вопроса в открытую. ;)
rPman
05.03.2022 12:31эхх, ваши доводы выглядят немного 'наивно'
Удаленку могут просить не работники а впаривать, с другой стороны.
Вы побудьте работодателем хоть разок, и потом снова попробуйте поговорить про обязанность 'обеспечения безопасности'… и вспоминайте что проблемы из-за удаленки появляются не только у мелких и нищих предпринимателей но и у крупных компаний с мировым именем. Это очень непростой вопрос.
Ну и про 'надавить психологически', вы даже не представляете как работника 'мотивирует' простое наличие начальника рядом, а точнее его возможность зайти и посмотреть, чем заняты его служащие, мысль продолжать?
я вообще против удаленки в том виде что имеется сейчас, и начинал дискуссию с гипотетического использования VR технологий в опенспейс нового типа, который благодаря этом может быть отдан на оутсорс.AlexTOPMAN
05.03.2022 14:17Странное замечание про "наивно", учитывая что дискуссию я веду с позиции именно работодателя, а не работника. И про удалёнку - это когда директор начальнику отдела: "Работать будут удалённо! (ковид у нас. и пр.) Идите и получите с них результат. Как хотите, но получите.".
И про "надавить психологически" - я изложил юридическую позицию, а не про "как хотят и делают все начальники, пока им это позволяют".
VR здесь хорошо поможет в части дать сотруднику то ("портрет любимой собачки перед глазами"), что он не может по каким-то причинам (техническим, этики и пр.) позволить себе в офисе. Да, хотя бы яйца свои чесать (не железные, в отличие от руководства) в любое удобное время, абсолютно не парясь о допустимости этого. Ведь, мотивация (и ещё лучше - самомотивация) начинается с момента, когда убраны все орг. недостатки, мешающие ему работать и выдавать результат "на гора". А если у вас, извиняюсь, "один туалет на 1000 человек в офисе", то что ж вы хотели от отсутствия продуктивной работы?
Astroscope
06.03.2022 10:58работники просто приобрести нормальную камеру не могут
Если бы мне пришлось покупать камеру, я бы осознанно брал самую дешевую и по возможности самую худшую по качеству: я вообще не желаю быть наблюдаемым, но если бы я принял такие условия от работодателя, то уж точно в разумных пределах саботировал бы надзор над собой.
AlexTOPMAN
05.03.2022 09:27В 3д очках я просидел до VR 21 год. Не нужно там фокусное. Ни разу. Вергенции вполне достаточно. Почему её сих пор не дали настраивать в VR самому пользователю (как эту возможность предоставляет стереодрайвер от nvidia) - отдельный вопрос.
aik
05.03.2022 09:43+1Если что — работник не ограничен одним только компьютером. Он и с реальным миром общается. Всякие там ручки, бумажки, телефоны и т.п. А в шлеме он не будет видеть этого реального мира.
Плюс постоянное снял-надел, когда будет ходить по туалетам, столовым, за распечаткой к принтеру и т.п. Или работать будет сидя на унитазе, питание будет подаваться внутривенно, а принтер с распечатками тоже будет отрисовываться в VR?
По-моему, всё это с неправильной стороны подход: «У нас есть крутая технология — а давайте её куда-нибудь попытаемся применить. Круто же будет. „
Правильно — это когда “У нас есть проблема — её надо решить, какие технологии подойдут для этого?»DaneSoul
05.03.2022 19:18А в шлеме он не будет видеть этого реального мира.
Так сложно прикрутить к шлему камеру, которая бы при необходимости транслировала окружение внутрь шлема?aik
05.03.2022 19:26А может просто шлем не надевать?
Ещё не забывайте, что при работе за компьютером рекомендуется периодически делать перерывы, смотреть в сторону от монитора, глаза массировать и всё такое.
saboteur_kiev
06.03.2022 11:38Рабочее место человека, сидящего в VR шлеме это грубо говоря коробка 1.5х1.5х3 метра, а с некоторыми допущениями и меньшего объема, ведь не обязательно она должна быть квадратной а люди не должны сидеть на одном уровне.
И проблемы с шеей после 40-часовой недели.
Кроме того, никто не забывает про воздух. Это в Мск метр квадратный стоит дорого, а зарубежом никто не мешает построить большое здание в 20-ти минутах от города, или вообще не возле мегаполиса.
anka007
04.03.2022 15:48+1А есть какие-то исследования на влияние шлемов/очков VR на зрение при длительном использовании?
flashdesk
04.03.2022 16:36тут как обычно, вначале внедряют технологию, а потом проверяют не вредно ли она ))
rPman
04.03.2022 19:33anka007
05.03.2022 16:53При этом мозг уверен, что по управлению зрением близко-далеко все сделано. Если много и в "незакостенелом" возрасте, то не только мышцы глаза атрофируются, но и нейрончики к ним?
Как там вообще устроена оптическая система? Как видят люди с дальнозоркостью? Для здорового глаза расстояние до экранчиков очков как-то уж очень маленькое. Беглый гуглеж не помог.
ifilonov
04.03.2022 16:44Можно к недостаткам еще добавить провод vs радио — для того же vive pro надо либо помнить о проводах, отслеживать их каким-нибудь TurnSignal, отвлекаться чтобы убрать из-под ног либо добавить к уже тяжелой гарнитуре увесистый приемник, как-то прикрепить на себе аккумулятор и бороться с регулярными сбоями связи даже в близких к идеальным условиях (картинка, кстати, качеством при этом хуже чем по проводу, не заметить разницу не получится).
lv21
05.03.2022 09:09Самый массовый шлем на сегодня Oculus Quest2 уже имеет подключение по WiFi (Airlink, Virtual Desktop) и при наличии wifi 5/6 качество картинки нормальное. Так что пример с Vive pro сильно не актуален.
rPman
05.03.2022 09:30у oculus quest2 небольшие углы (точнее не совсем и не только так, там что то неправильно с оптикой, фокусное расстояние в центре картинки и на периферии немного разное), я щупал несколько разных шлемов кроме тех что 5к и выше от pimax (они очень интересны, особенно новая автономная модель pimax 12k) у каждого свои нюансы и недостатки
львиная долю проблем вылезает из способа крепления шлема, для правильной нужна персонализация под носителя (буквально отсканировать голову и распечатать на 3d принтере ажурную прокладку) и мне кажется это тоже не очень поможет.
event1
04.03.2022 16:53+5Главным минусом VR-среды можно по праву считать низкое разрешение
картинки. Например, у шлема Oculus разрешение на оба глаза составляет
2160*1200 пикселей, из-за чего мелкие надписи и цифры станут нечитаемыДелал такую штучку для развлечения на андрюше. В консоли работать вполне можно. Не очень комфортно, но можно. Надписи вполне читаемы. Но чтобы пересадить граждан из-за мониторов на VR-шлемы, надо чтоб картинка была не хуже. Для этого размер пикселя должен быть меньше 1', что при расстоянии экрана от глаза в 5см составляет 15мкм или 1800ppi. Чтобы было совсем комфортно, лучше 3000. На сегодняшний день таких экранов нет. Современные походят к 1000ppi. То есть, можно предположить, что мы увидим подходящие экраны в течение ближайших десятилетий.
Создание множественных рабочих столов в VR отлично подходит, если вы играете в игры
Почему? Огромное множество программистов работают за двумя и более мониторами.
Реальные же модели отличаются своими внушительными размерами (ведь все железо и окуляры помещаются под корпус)
Телефон весит 100г. Пластиковый корпус ещё столько же.
Проблемы с печатью и набором
Если печатать на реальной клавиатуре, то никаких проблем не будет. Нужно только овладеть слепым набором. Камера следящая за руками, конечно поможет. А вот как поможет виртуальная клавиатура и зачем она вообще нужна, не совсем понятно.
С другой стороны, слежение за рукам — это AR-light. Очевидно, с появлением полноценного AR, проблема вообще отпадёт.
gsaw
04.03.2022 21:04+1Если печатать на реальной клавиатуре, то никаких проблем не будет. Нужно только овладеть слепым набором. Камера следящая за руками, конечно поможет. А вот как поможет виртуальная клавиатура и зачем она вообще нужна, не совсем понятно.
Я уже 20 лет программирую и до сих пор не освоил слепую печать. Ну на половину. Мне приходится поглядывать на клавиатуру, что бы соориентировать рукт.
Я пробовал в окулусе поработать. Больше всего мне этот момент и помешал. В каком то софте, уже не помню название, была возможность настроить что то вроде автара физической клавиатуры. Софт просит понажимать кнопки на физ. клоавиатуре, и отслеживая позицию пальцев при нажатии, подгоняет положение виртуальной клавиатуры, под реальную. Помогает, но немного, так как естественно у них какая то стандартная виртуальная клавиатура и она не совсем попадает в мою.
Вот что в окулусе заметил, можно нормально ориентироваться в пространстве по картинке с камер навигации. Картинка чернобелая, но в полне можно ходить в шлеме. Так вот мне думается, добавили бы пару цветных камер, и сделали что то вроде AR, было бы наверное решением части проблем. Накладывать VR картинку на реальность.
Ну а качество картинки да, отстает, но уже не сильно. Вполне можно работать и в виртуальном шлеме. Если размер пикселя подтянут до минимального, то это будет революция в оффисной работе. Ну еще и софт конечно. Сейчас это просто 2D картинка с софтом на плоскости. Вот если бы можно было бы вытягивать какую то инфу через API и развешивать виджеты в виртуальном пространстве. К примеру счетчик числа ошибок при компиляции. Светофор с результатами работы jenkins-а. Было бы зщдорово.
Я кстати после того как попробовал с в VR с несколькими мониторами, купил себе три монитора. Два больших и один поменьше. :) Почти тот же сетап, что в VR был.
dizatorr
05.03.2022 12:10На мой взгляд, большая плотность изображения, не нужна для VR. Человеческое зрение устроено так, что наибольшую чёткость необходимо создавать в довольно узком конусе восприятия. Если проецировать изображение сразу на сетчатку и отслеживать перемещение глазного яблока, можно обойтись и меньшим общим разрешением.
rdo
04.03.2022 17:08А какие причины у массового перехода в VR для работы?
Выше написали про обучение, можно также пофантазировать про некоторые профессии, связанные с 3D или моделированием хотя бы частично будут использовать VR, а в чем смысл хлебопеку/водителю/продавцу и т.д. погружаться в этот великолепный виртуальный мир?
Тут бы пригодился AR, но он что-то пока не взлетел, может кто-то решит конкурировать именно на этой почве: VR vs AR
Я согласен, что VR будет очень востребован в сфере развлечений, но зачем тянуть VR в работу? Только чтобы продать этот баззворд корпоративным клиентам?RusikR2D2
04.03.2022 18:35+1Телеработа же. Работник сидит дома (в деревне, на берегу моря, в глиняной хижине) и управляет удаленно условным "меха-аватаром" - раскладывает товары в магазине (это может быть тележка с манипуляторами), сидит на кассе (просто монитор с манипуляторами) (тут кассы самообслуживания, правда, конкурируют), учит детей в школе, работает на вредном производстве. С одной стороны - снижен риск и физическая нагрузка (не всегда), с другой можно работать круглосуточно, по сменно меняя работников из разных часовых поясов. Можно приглашать работников из бедных стран на работу в богатые страны (без надобности их транспортировать). Еще нулевой риск воровства - "аватар" не унесет продукцию никуда, а видеопоток (информационное воровство) можно отследить. Тяжелый неавтоматизируемый физический труд - "аватар" можно сделать в разы больше (или меньше) человека. Учитель-Профессор может обучать из дома, причем одновременно людей в разных точках (тут вообще можно в виртуальность перенести почти все) Можно, наверняка придумать много подобных вариантов. Еще плюс - нет нужды в комнатах отдыха, раздевалках, парковках (очень важно теперь), как таковом транспорте на работу - с работы. Рабочее место может вообще находиться далеко от города или в каком-то неблагоприятном районе (климате).
Tyusha
04.03.2022 20:35-13D-телевизоры существуют наверное больше 10 лет давным давно. И часто ли вы использовали этот режим? Уверена, что только один раз, когда купили телек. Вот и с VR всё складывается примерно так же. Побаловаться прикольно, но реального толку ноль.
little-brother
04.03.2022 21:00+1Купил на досуге окулус квест 2, чтобы понять что там за Мету толкают. Пользуюсь переодически месяц.
Ютуб до этого почти не смотрел, в очках как на очень большом экране - прикольно, затягивает. 360 видео вообще класно. Приложение workspace весьма интересное решение с общим вайтбордом, причем "рисовать" можно жопкой джостика на столе (достаточно точное отслеживание такого пера) и потом транслировать на стену для всех в виртуальной комнате.
Клавиатура - тут 2 варианта: купить ту что трекается (эпл и какойто редкий логитек) или видеть клавиатуру и кусок стола, через ик-камеры. Первый вариант интересный и обеспечивает неплохое погружение, но нет переключения раскладок. Китайская мышка блутуз цепанулась без проблем.
По играм: аликс не играл, в играх от первого лица есть проблемы с реализацией перемещения персонажа (текущие подходы так себе). И немного меня укачивает :/
Мое мнение: технология весьма интересна, но еще сыровата для масс-сектора. Набор приложений - тут совсем все неочень.
SensDj
07.03.2022 00:54В шлеме VR можно удалённо работать на экскаваторе, кране, танке, такси, беспилотнике и т.п. Главное чтоб интернет не сбоил :)
rPman
07.03.2022 07:47почти невозможно, из-за лагов
если есть софт, который почти полностью автоматически может отрабатывать действия, то да но я про такой не слышал (с вождением автомобиля возможно справится автопилот а удаленный водитель будет определять только общее направление и места остановок и прочее)
с беспилотниками (FPV управление дронами) с лагами борются специализированными протоколами связи и небольшим расстоянием до дрона,… если что по wifi лаги уже неприятные и фигуры высшего пилотажа и полеты между препятствиями уже недоступны.SensDj
07.03.2022 07:53Но тогда бы и удалённо в игры играть было невозможно (когда передаётся только изображение). Лаг есть, но терпимый
aik
07.03.2022 09:23В играх очень мало переменных, их можно достаточно легко прогнозировать и компенсировать. Ну и в них передаётся не так много информации, в общем-то.
SensDj
07.03.2022 09:26Я про сервисы типа Stadia - там передаётся видеопоток в HD качестве
aik
07.03.2022 09:32Стадию не пробовал, gfn с год назад пробовал.
На стомегабитном интернете лаг был приемлемый для сингла, но вот для мультика в стрелялках — не фонтан.
И достигалось всё это за счёт падения качества изображения, временами на экране только артефакты были. И это одна маленькая «камера»
А для полноценного управления даже машиной вам кучу камер придётся транслировать.inkelyad
07.03.2022 09:46Это верно, если мы пытаемся управлять чем-то в 'свободной' неуправляемой среде и с другого конца мира.
А если мы просто производство и промышленные агрегаты делаем такими, чтобы кабина управления была не прямо внутри (опасной) рабочей зоны, а стояла где-то рядом - то вполне выполнимо.
Тот же кран - никаких осмысленных причин, почему оператору нужно сидеть на верхушке этой башни, сейчас нет.
aik
07.03.2022 09:49Обычно в этом случае уже стоят мониторы в нужном количестве. И менять их на вр нет большого смысла. Особенно учитывая то, что вр вам даёт обзор с одной точки, а камеры — под разными углами. Конечно, можно внутрь вр картинку с камер давать и там мониторы рисовать, но смысл?
inkelyad
07.03.2022 09:30Хуавей сделал без всякого VR. Смотри тут https://www.youtube.com/watch?v=YfjDN20416c
Ну не нужен он тут. Достаточно достаточно больших экранов на рабочем месте.
Kupkupich
Не очень скоро, гораздо вероятнее что более популярно будет идя дополненной реальности.