Часть 1.

“Ноги-крылья… Главное – хвост!”

Многие не без основания скажут, что лучшая камера – это та, которая находится у вас в руках в момент съемки, и будут правы. Мы снимаем тем, что у нас есть. Главный вопрос: какими характеристиками обладает эта камера, для чего они нужны, эти самые характеристики, и, что немаловажно, как используются и используются ли вообще?

В нынешней ситуации у большинства людей всегда “под рукой” находится
только смартфон. Им и снимают. И снимают порой очень неплохие кадры и
видео-ролики. Правда, многие фотографы считают камеру смартфона совсем
несерьезной и даже не пытаются разобраться, чем же они на самом деле они
обладают. А зря! Камеры большинства современных смартфонов обладают
такими характеристиками и функциями, которые даже и “не снились” дорогим
профессиональным фотокамерам лет 10-15 назад.

Что самое важное в вашей (будущей) фотокамере?

  • Большая матрица?

  • Высокие значения светочувствительности (измеряемое по стандарту ISO)?

  • Высокая степень автоматизации и развитый “интеллект”?

  • Неприхотливость, защищенность и долговечность?

  • Небольшая цена?

Кто-то скажет, что для каждого это что-то свое и… будет неправ, потому что конечная цель у любого (даже профессионального!) фотографа совсем не та же, что у товарища Сухова в известном фильме "про баланс белого в пустыне" – помучиться, а совсем даже другая – получить хороший кадр максимально быстро и просто. Если это не ваша цель, значит вы не фотограф, а нечто иное, просто имеющее некое отношение к фотографии…

Сразу хочется отметить, что любитель – от профессионала на работе – принципиально отличается только тем, что профессионал заранее четко знает, что, как и в каких условиях он будет снимать, а также, какой именно результат он должен получить на выходе. В соответствии с этим продумываются место и время съемки, подбираются свет, камеры, объективы и прочее фотооборудование. Этап подготовки при профессиональной фотосъемке может значительно превышать время самой съемки. Например, для получения одного единственного кадра может быть необходима недельная (а то и больше) подготовка.

Любитель, как правило, лишен возможности предугадать заранее, что именно ему удастся снять, следовательно, заблаговременно запастись именно тем набором фототехники, который позволит наилучшим образом снять всё то, что может “подвернуться под глаз” – практически невозможно. Поэтому любителю лучше рассчитывать на универсальное оборудование с широкими диапазонами всех настроек. То же самое касается и фотографов-путешественников:

– Классный пейзаж? – Снимаем!

– Люди на улице? – Обязательно!

– Бабочка села? – Без макро – никуда!

– А селфи себя любимого на фоне экзотики? – Само-собой!

Вот и тащат некоторые фототуристы на себе, как верблюды, пять-десять кило мега-оптики и супер-камер – и в горы, и в самолеты и куда придется… Тяжело, а ничего не поделаешь: “Фото-тревел”.....!!!

Конечно же, это неразумно. Но другого пути они не видят, хотя он, как обычно, - прямо у них перед носом, но то ли сила привычки, то ли извечный фотоснобизм не дают им увидеть простую истину: всё то же самое можно снять с гораздо меньшими затратами средств, сил и времени. Поэтому, первый шаг в поиске своей фотокамеры каждый должен начинать с досконального изучения того, чем он уже располагает, и попыток выжать из этого максимум. А уже затем, когда возможностей камеры вашего смартфона действительно перестанет хватать для выросших фотографических запросов вас как фотографа, можно начинать поиск следующей, более серьезной камеры. Ведь снимает не камера, а фотограф, и если он ленив, бездарен и глуп, даже самый дорогой Hasselblad не поможет снять ему хоть сколько-нибудь приличный кадр.

О зеркалках

“Я так долго тебя искал в королевстве кривых зеркал…”

Рассмотрим вопрос, что же такое зеркалка, и какие у нее на самом деле плюсы и минусы? На самом деле для фотолюбителя у зеркалки – одни минусы, ну, кроме дурацких понтов, разумеется. Другое дело – для профессионального фотографа, которому важны те нюансы, о которых любитель даже и не подозревает. Для него серьезная зеркалка или беззеркалка со сменной оптикой – единственная возможность достичь того результата, который требуется заказчику. Но даже для серьезного профессионала зеркалка сейчас – больше дань традициям или привычке, нежели что-то действительно необходимое: беззеркалки сейчас доросли, а где-то и переросли уровень зеркалок.

Кстати, все разговоры о плюсах зекралок применимы только к действительно серьезным (и, как следствие, – дорогим) профессиональным камерам, а не к тому дешевому барахлу, которое каждому любителю-новичку пытаются втюхать ушлые продавцы фотомагазинов. Потому что большинство недорогих зеркалок по удобству и конечному результату ничем не отличаются от хороших (или не очень) компактных фотокамер с несменной оптикой, а некоторые и от смартфонов уже отстают…

А то, что у зеркалки есть возможность менять объективы (кстати, абсолютное большинство покупателей зеркалок никогда в жизни не снимает тот дешевый объективчик, который установлен на камеру производителем “по умолчанию”) и где-то внутри зачем-то какое-то "зеркало" – фактически это те же понты и ничего больше. Ведь оценивается-то всегда результат – снятые фотографии, а не то, чем и как оно снято. Хотя, встречаются в сети любители публиковать к каждому кадру перечень моделей всего своего фотооборудования с полным списком его настроек, зачастую тупо скопированных из EXIF данных кадра...

Итак, зеркало. Зеркало в фотокамере необходимо для работы видоискателя - и только-то! В самой фотосъемке (процессе экспонирования светочувствительного элемента) - оно не участвует. Никак. Вообще! Во времена плёночной фотографии появление зеркала в камерах было актуально. Очень. Сейчас - когда плёнку заменила электронная цифровая матрица - зеркало стало пережитком: его с успехом заменяют электронные же светодиодные дисплеи: что на задней стороне камеры, что в видоискателях. И делают они это гораздо эффективнее, позволяя совмещать с простым изображением кадра (как в зеркалках) массу дополнительной информации.

Я специально не хочу здесь объяснять все принципы и особенности устройства и работы зеркальных фотокамер. В конце концов, тот, кому это действительно необходимо - должен разобраться в этом сам, а тот, кому разбираться в этом не нужно - пусть просто поймёт, что зеркальные фотокамеры, так же как и плёночные - это определённый этап в истории фотографии, который уже заканчивается.

Итак, зеркалка – это просто маркетинговая ловушка для простаков, которая не дает ничего для конечного результата – никак не улучшает качество фотографии, а вот цену камеры, к сожалению, меняет существенно. Поэтому, прежде чем покупать себе зеркалку посмотрите для начала характеристики и возможности компактных фотокамер. Вы удивитесь, узнав, что компактные камеры гораздо меньших размеров, веса и ценового диапазона могут обладать гораздо большими возможностями и лучшими характеристиками, чем пресловутые зеркалки. Кстати, вопреки расхожему мнению, многие современные смартфоны способны снимать фотографии и видео, по качеству не уступающие многим “компактам” и “зеркалкам”. Обратите внимание на витрины “профессиональных” магазинов фототехники: они буквально завалены дорогими зеркалками! И это - именно потому что многие профессионалы уже осознали в полной мере бесперспективность зеркалок и при возможности отказываются от них, переходя на беззеркальные камеры. Кстати, все фотокомиссионки тоже завалены именно зеркалками…

Чем ещё "хороша" зеркалка? Еще она “хороша” тем, что вас везде будет сопровождать щелканье затвора. Особенно классно это выглядит при съёмке концертов: тишина, все слушают, не то что чихнуть, шевельнуться боятся, и тут вы(!): шумно встаете, бодро топаете по проходу, вскидываете камеру и затвором эдак – “щелк! щелк!” – заглушая и выступающих и вообще всё. А если сверху еще вспышку, нацеленную по-модному, “в небо”, прикрутить – вообще шоу получится! И, как вы думаете, что запомнится зрителям больше всего? Правильно, ваше “выступление”. Будут потом рассказывать: “ходил там один козел с зеркалкой, объективом махал, да затвором щелкал… ” Класс! Зато вы себя сможете почувствовать “на коне” – впечатление произвели, а уж что там получилось в результате – это не столь важно, не для этого вы, в самом деле, свою зеркалку покупали…

Это конечно, скорее шутка, однако, до сих пор ещё встречаются люди, не желающие (или не способные) не мешать другим при съемке: не выключающие звуки и вспышки в камерах своих мобильников, тянущие "к небу" руки с планшетами (а чего стесняться-то? - я же снимаю, и ничего, что я для 50 человек закрыл артистов на сцене), щелкающие своими зеркалками...

Вот и получается, что от зеркалки в современном фотомире – толк есть только для профессионалов (да и то - не для всех), а для всех прочих фотолюбителей (не путайте фотолюбителей с любителями понтов!) – одни неудобства. Так что, стоит начать с того, что уже есть у вас под рукой и постараться выжать из него все, что можно, и только потом, если вам “не хватит” – начинать искать что-то более серьезное. И это “серьезное” стоит искать – не в сегменте уходящих с рыночной “сцены” зеркалок.

Во второй части статьи мы поговорим о важных свойствах и функциях современных фотокамер, основываясь на знании которых, можно сделать для себя действительно осмысленный выбор фотокамеры.

Продолжение статьи - здесь: https://blogsiam.ru/vybiraem-fotokameru-3-zavershenie/

Комментарии (50)


  1. LeshaRB
    09.03.2022 22:37
    +4

    А почему обделены беззеркалки, которые сейчас набирают популярность и приходят на замену зеркалкам?

    Да и я ни разу не видел профессиональную съёмку или фотосессию на телефон....


    1. Triksterr Автор
      09.03.2022 22:50
      -2

      Чем "обделены", простите? Беззераклки/компакты и т.п. - это как раз то, на что следует ориентироваться в современном фотомире. Собственно, я об этом и пишу.


      1. Coppermine
        10.03.2022 14:06
        +1


      1. dimedroll1701
        11.03.2022 08:50

        Беззеркалка != Компакт, не нужно их в одну группу объединять.

        Беззеркалка - это фотоаппарат уровня зеркалки (размер матрицы, разрешение, процессор, съёмная оптика и т.д.), но конструктивно без зеркала.

        Под словом "обделены", видимо подразумевалось, что этого класса фотоаппаратов нет в Ваших вариантах для голосования.


    1. SeaCat3000
      10.03.2022 09:00

      Да и я ни разу не видел профессиональную съёмку или фотосессию на телефон....

      Не поймут-с! Подумают, какой же это профи, раз на телефон снимает? На телефон и я могу!

      Ну и как инструмент, отдельный фотоаппарат все же удобнее в использовании, удобнее хват, переключение режимов, настройка и пр, не говоря уже о возможности смены объективов. Какие бы супер-камеры не ставили в смартфоны, профессионалы всегда будут пользоваться фотоаппаратами. А вот любителю и вообще "для себя" современных смартов более чем достаточно, И места не занимает - огромный плюс.

      Лежит у меня дома фотик Nikon P7100. Не зеркалка, не проф, но все же. Покупал во времена, когда нормальных камер в смартах не было. Но сейчас на новом смартфоне фото далеко не хуже, видео - лучше, и даже в raw смарт может. Таскать же с собой фотик просто лень.


      1. zloddey
        10.03.2022 10:22

        Такая же модель у меня. Разница существенно зависит от смартфона. Бюджетные версии до сих пор снимают хуже. Физику не обманешь - банально, размер объектива позволяет улавливать больше света за то же самое время. И на фото с контрастным освещением разница видна очень хорошо.

        Хотя я тоже сужу с позиции любителя.


  1. sourbarberry
    09.03.2022 23:14
    +13

    Так и не понял, о чем статья.
    В миллионный раз сказать, что китовый объектив - это плохо? А зачем?
    Рассказать, что есть такая штука как "беззеркалки"? В 2015 году, наверное, было бы полезно, но к 2022-му зеркало уже официально похоронили, практически, все производители.
    Пожаловаться на шум от зеркалок на концерте? Так у беззеркалок тоже есть громко щелкающий затвор. Где-то, конечно, есть бесшумный электронный, но при искусственном освещении - не самый лучший выбор. Помочь выбрать камеру? Не увидел советов.

    В голосовалке выбрал бы беззеркалку, но увы, там нет такого пункта.


    1. PereslavlFoto
      10.03.2022 00:13
      +1

      С одной стороны, многие думают, что китовый объектив это плохо.

      С другой стороны, к фотокамерам Canon приложены кит-объективы 24—70/2.8 L.

      Вероятно, китовый объектив — это не только плохо, но и хорошо?


      1. Sazonov
        10.03.2022 03:19

        It depends как говорится. С некоторыми шли 15-135.


  1. NAI
    09.03.2022 23:23
    +4

    Основной и главный смысл зеркалки - через зеркало вы видите кадр, ровно то что попадет на матрицу (кадрирование, фокус, боке). Без лагов, задержек, зернистости, изменений цветопередачи которую дают экраны и пр.. Все, точка, - это то ради чего берут зеркалку. Очень странно что автор об этом не упоминает.

    По мифу "сейчас куплю зеркалку и тут же начну делать проф.фотки" не проехался только ленивый.


    1. sourbarberry
      09.03.2022 23:27

      Основной и главный смысл зеркалки - через зеркало вы видите кадр, ровно то что попадет на матрицу (кадрирование, фокус, боке). Без лагов, задержек, зернистости, изменений цветопередачи которую дают экраны и пр.

      Вы же понимаете, что все с точностью до наоборот? :)
      В оптический видоискатель (дверной глазок по своей сути) вы видите картинку, которая мало соотносится с картинкой, которую получит матрица. Даже оптические свойства объектива и те правятся софтом камеры после нажатия на кнопку затвора.


      1. NAI
        09.03.2022 23:36
        +5

        вы видите картинку, которая мало соотносится с картинкой, которую получит матрица.

        Чего? Вы в курсе как работает зеркало? Картинка для ленивых:

        Камера правит цвет, хроматическая аберрации, но кадрирование, бокэ и фокус не исправить никак и ни чем.


        1. sourbarberry
          09.03.2022 23:49
          +4

          Чего? Вы в курсе как работает зеркало? Картинка для ленивых:

          Спасибо за картинку. Она отлично демонстрирует то, что через зеркало глаз видит совсем не то же самое, что потом увидит на экране своей камеры или на компьютере)
          Нет никакого практического смысла в оптическом видоискателе, кроме экономии энергии: он не покажет цветопередачу конкретно вашей камеры, не покажет экспозицию (кроме маленькой не слишком наглядной диаграммы в углу) с учетом особенностей матрицы, не покажет баланс белого, шумы, зависящие от выбранного ISO, не покажет провалы в тенях и пересветы.
          Просто потому, что помимо объектива есть еще и матрица со своими особенностями и недостатками.

          Камера правит цвет, хроматическая аберрации, но кадрирование, бокэ и фокус не исправить никак и ни чем.

          С удовольствием бы послушал чем боке беззеркалки отличается от боке зеркалки, но перед этим посоветовал бы изучить такое понятие как фронт\бэк фокус, которое отсутствует у беззеркалок.


          1. PereslavlFoto
            10.03.2022 00:06
            +1

            Фронтфокус и бэкфокус есть свойство объектива, а не фотокамеры. Именно поэтому надо задавать поправку фокуса для каждого объектива, юстируя его по мишени.

            С горечью приходится объяснять вам это. Признайтесь, у вас ведь никогда не было фотоаппарата?


          1. NAI
            10.03.2022 01:07
            +2

            он не покажет цветопередачу конкретно вашей камеры

            Ну да, а маленький, бликующий на солнце экранчик в 1.5" покажет. Вы понимаете что ДД вашего глаза больше любой матрицы? А матрица в камере обладает большим ДД, чем любой экран. Что разрешение матрицы в камере больше чем у глаза, а разрешение любого экрана в видоискателе меньше. То что лаг картинки в зеркалке равен 0, а в беззеркалке стремится к... да вы попробуйте поснимать движущиеся объекты - репортажку какую-нибудь.

            он не покажет цветопередачу ... не покажет провалы в тенях и пересветы.

            Для этого, даже мой доисторический, дешманский D40 (который Nikon, а не Canon), умел снимать в RAW. HDR тоже придумали не просто так.

            С удовольствием бы послушал чем боке беззеркалки отличается от боке зеркалки

            Тем что вы его не видите на экране =) Я сейчас о том боке которое возникает на репортажках 35 и меньше.


            1. ClearAirTurbulence
              10.03.2022 11:58
              -1

              Бзк обычно имеют не только экранчик, но и электронный видоискатель. Ваш К.о.


          1. longclaps
            10.03.2022 01:46
            +2

            С удовольствием бы послушал чем боке беззеркалки отличается от боке зеркалки

            Чем может отличаться то, чего не существует, от того, что не существует? Облом вам, а не удовольствие: боке - это свойство, приписываемое объективу, конкретно - характер размытости изображения в зоне нерезкости.

            Сама постановка вопроса - не слишком изящное приглашение к срачу.


        1. ClearAirTurbulence
          10.03.2022 11:58
          +1

          У видоискателей зеркальных камер есть характеристики, в т.ч. покрытие кадра, они отличаются от 100%.

          У бзк такой проблемы нет - там действительно видишь то, что видит матрица.


      1. PereslavlFoto
        10.03.2022 00:04

        Давайте начнём с отверстия в объективе. Правильно ли думать, что для оптического видоискателя и для матрицы в цифровых зеркальных камерах используются два разных объектива?


    1. RTFM13
      10.03.2022 02:04
      +3

      По мифу "сейчас куплю зеркалку и тут же начну делать проф.фотки" не проехался только ленивый.

      Не так чтобы совсем миф. Я как-то практически впервые взял в руки профф камеру (это была зеркалка, но это не принципиально) и сразу наснимал условных шедевров уровня домашнего архива. Которые на смартфон можно снять только случайно с вероятностью аналогичной тому, что упавшая монетка встанет на ребро. А всё дело в скорости и качестве работы автоматики при съемке динамичных сцен (всякие трюки, соревнования и т.п.). Снять их на смартфон или на мыльницу не возможно физически никак. Только если сделать стопкадр из видео, даже серийная съемка не помогает.


    1. vvzvlad
      10.03.2022 03:03
      +1

      … без поправки на настройки сьемки, без предпросмотра сделанного кадра и так далее. Я запорол часть сьемок именно поэтому — в видоискателе кадр идеальный, а в реале матрице не хватает света и процессор ставит выдержку в 1/40, обеспечивая меня пачкой размазанных фоток. Но да, лаг с зеркалом меньше.


      1. NAI
        10.03.2022 09:05

        Так как бы нужен навык и понимание что делать =) если вы будете снимать каждый день хотя бы месяц, то сможете выставлять настройки сразу не отвлекаясь от видоискателя.

        Собсно три основных режима - приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим. Ставите приоритет выдержки (ну и ISO в авто если у вас там темно) и вуаля.

        … без поправки на настройки сьемки, без предпросмотра сделанного кадра и так далее.

        Не очень понял. Делаете пристрелочный кадр, смотрите на дисплее, выставляете основные настройки (ISO, диафрагму) и понеслось. Постпросмотр на зеркалках точно такой же.


        1. vvzvlad
          10.03.2022 22:34
          +1

          Не очень понял. Делаете пристрелочный кадр, смотрите на дисплее, выставляете основные настройки (ISO, диафрагму) и понеслось. Постпросмотр на зеркалках точно такой же.

          Беззеркалка вам покажет тоже самое сразу в видоискателе.


  1. PereslavlFoto
    09.03.2022 23:40
    +9

    А чем предпочитаете снимать вы? — Как любитель, я предпочитаю фотографировать фотографическим аппаратом с теми объективами и приборами, которые нужны для конкретного места и сюжета.

    К сожалению, вся статья написана маркетологом, а не фотографом. Поэтому в ней нет полезного текста.

    Боюсь, сама тема холиварная. Поэтому предлагаю уважаемым читателям, которые хотят сочинить статью на тему «учимся хорошо фотографировать и делиться своими снимками через Википедию», сговориться в личных сообщениях и сделать такую статью.


    1. Triksterr Автор
      10.03.2022 12:40

      К вашему сожалению - статья написана профессиональным фотографом старой школы...


  1. noanswer
    10.03.2022 00:55
    +2

    да пофиг чем снимать ... через 1-2-3 итерации человек находит то, что его устраивает и не парится, причем у каждого этот идеал может быть свой...

    ну ... если фотограф заинтересован в картинке и анализирует результат хотя бы минимально




  1. voiceof
    10.03.2022 01:15
    +6

    Такого количества нелепых заблуждений я не встречал давно.

    Пройдемся по основным.

    любитель – от профессионала на работе – принципиально отличается только
    тем, что профессионал заранее четко знает, что, как и в каких условиях
    он будет снимать, а также, какой именно результат он должен получить на
    выходе

    Любитель от профессионала отличается тем, что профессионал делает это за деньги, это - его профессия. Остальное - надуманно.

    всё то же самое можно снять с гораздо меньшими затратами средств, сил и времени

    Снять то можно, только результат будет совсем не тот же.

    снимает не камера, а фотограф

    100%, с этим никто спорить не станет.

    для профессионального фотографа, которому важны те нюансы, о которых любитель даже и не подозревает

    Ой, подозревает, и еще как. И некоторым профессионалам фору даст.

    зачастую тупо скопированных из EXIF данных кадра...

    EXIF как бы для того и нужен, чтоб метаданные хранить.

    Зеркало в фотокамере необходимо для работы видоискателя - и только-то!

    ...

    Во времена плёночной фотографии появление зеркала в камерах было актуально. Очень. Сейчас - когда плёнку заменила электронная цифровая матрица - зеркало стало
    пережитком: его с успехом заменяют электронные же светодиодные дисплеи:
    что на задней стороне камеры, что в видоискателях. И делают они это
    гораздо эффективнее, позволяя совмещать с простым изображением кадра
    (как в зеркалках) массу дополнительной информации.

    Ну ерунда же. Во-первых, никакие дисплеи не заменят зеркало по скорости. И по скорости съемки, и по скорости отображение. Нужно просто попробовать поснимать спорт, или бегающих детей/животных, или еще что. На статических кадрах еще куда ни шло. Во-вторых при съемке в условиях недостаточной освещенности экран может слепить фотографа. В-третьих, В видоискателе тоже есть вся та дополнительная информация, что и на экранчике. Ну и, наконец, в-четвертых, батарея. Зеркалка (любительская) на одном заряде легко делает 500-800 снимков. Ни одной камере с экранчиком не дотянуться. Конечно, это не всем нужно. Конечно, это лишний вес/габариты.

    А еще можно вспомнить про скорость фокусировки, ага.

    Далее следует череда неверных выводов, сделанных из изначально ошибочного предположения. Например:

    зеркалка – это просто маркетинговая ловушка для простаков, которая не
    дает ничего для конечного результата – никак не улучшает качество
    фотографии

    компактные камеры гораздо меньших размеров, веса и ценового диапазона
    могут обладать гораздо большими возможностями и лучшими характеристиками

    Опять ерунда. Компактные камеры могут лучше снимать видео, чем некоторые зеркалки - это да, есть такое. Но это не тянет на обладать гораздо большими возможностями и лучшими характеристиками. Они могут попытаться дотянуться, и в чем-то превзойти. Абсолютно точно превзойти в размерах и весе - в смысле, меньше размер, меньше вес, удобнее пользоваться. И то последнее - кому как. Но, не знаю, как сейчас, а год назад беззеркалка, способная тягаться с зеркалкой по характеристикам, стоила как зеркалка, а иногда и больше.

    Лень дальше писать, чесслово.

    Понятное дело, что вычислительная фотография сделала серьезный шаг вперед, что среднему обывателю - ему и на телефон норм, но вещи в итоге то несравнимые.


    1. DmitryBurkow
      10.03.2022 04:43
      +4

      Ну объективности ради... Я так же думал много лет. Но недавно поменял свою старушку A700 на A7RIV, и был вынужден сменить точку зрения.

      1) Электронный видоискатель вполне заменяет оптический, но даёт больше возможностей. 120FPS что-то да значат. А самое неожиданное - хороший яркий экранчик тупо удобнее видоискателя. А ещё лаг зеркала. Он небольшой, но даже на A700 он ощущался. У беззеркалки он фактически нулевой. Десяток микросекунд на прекращение текущей операции считывания и сброс фотодиодов для начала экспозиции. Это при электронном затворе.

      2) По количеству снимков на одном заряде примерно паритет. Моторы взвода зеркала и электромагниты затвора тоже не святым духом питаются. Я хорошо знаю что там внутри и сколько оно ест.

      3) Автофокус работает настолько лучше на беззеркалке, что и говорить нечего. При коротком рабочем отрезке масса и ход линз фокусировки меньше и вся механика быстрее. А разнесённые по матрице фазовые датчики работают лучше, чем отдельные ПЗС-линейки, т.к. не требуют юстировки.

      Но это касается топовых беззеркалок. С младшими да, грустно.


      1. Andy_U
        10.03.2022 10:29

        120FPS

        А лаг? Я иногда авиашоу снимаю, птичек. Так даже с оптическим видоискателем только серийная съемка спасает. Front/back фокус, да, бывает, корректируется, но фазовая фокусировка быстрее, чем по контрасту. Хотя это раньше было, что сейчас, не знаю.

        А самое неожиданное - хороший яркий экранчик тупо удобнее видоискателя. А ещё лаг зеркала.

        Особенно на солнце. Ну и я использую две пары очков, для дали и для чтения/компьютера. Если объект совсем маленький, то вообще приходится очки снимать. И если оптический видоискатель я могу настроить на очки для дали, то с экранчиком такой фокус не проходит.


        1. DmitryBurkow
          10.03.2022 11:37
          +4

          А лаг? Я иногда авиашоу снимаю, птичек. Так даже с оптическим видоискателем только серийная съемка спасает.

          На моём фотоаппарате заметного лага нет. По частоте кадров лага нет потому, что время моей реакции больше чем длительность кадра. По механике потому, что механики нет. Это поначалу бесит - не понимаешь как так, ты только собрался снимать, а снимок готов.

          Front/back фокус, да, бывает, корректируется, но фазовая фокусировка быстрее, чем по контрасту. Хотя это раньше было, что сейчас, не знаю.

          В том-то и дело, что сейчас прямо на матрицу встраивают датчики фазовой фокусировки. В зеркалках основной поток света идёт в видоискатель. На датчики света идёт мало, поэтому у них увеличенная площадь. А это значит что им нужно большее расхождение фаз чтобы сработать. Т.е. нужно фокусироваться всегда на открытой диафрагме. А современные датчики на матрице получают полный поток света и они очень маленькие, сопоставимы с пикселями. Поэтому ловят даже небольшие сдвиги и работают на закрытой диафрагме. И они всегда в плоскости матрицы, что исключает бэк- фронт-фокус от кривой юстировки.

          Особенно на солнце. Ну и я использую две пары очков, для дали и для чтения/компьютера.

          Каждый раз обещают новый Sun-Readable экранчик. На этот раз уже близко, почти получилось. В солнечный день в большинстве ракурсов экран видно. Но иногда бликует и слепнет. С очками да, проблема, сам близорукий. Но когда нужно снимать что-то специфическое, где время аккомодации или снятия/надевания очков важно, тогда пользуюсь видоискателем. На зеркалке я часто смотрел правым глазом в видоискатель, а левым вдоль объектива на объект. На прошлых камерах с ЭВИ так было делать нельзя - картинки ощутимо расползались во времени. А на этой камере дискомфорта уже нет. Только яркость и баланс белого немного отличаются, но это мозг легко компенсирует.

          В общем я это к чему. Прогресс действительно заметный и тезис о том, что беззеркалки догнали и перегнали зеркало сейчас примерно соответствует положению цифра/плёнка 10-летней давности. Т.е. уже в чём-то лучше. В чём-то паритет. И уж точно в будущем зеркало вымрет. И мне от этого грустно, люблю механику. Но понимаю что так надо.

          Да, ещё насчёт недостаточной освещённости. Я занимаюсь астрофото в том числе. В оптический видоискатель звёзды видно заметно лучше. Даже галактики видно некоторые. Но и электронным можно пользоваться, не все, но яркие видны достаточно для наведения. А главное не приходится стоять под монтировкой буквой "зю" чтобы заглянуть в запотевший глазок.


          1. Andy_U
            10.03.2022 12:01

            В зеркалках основной поток света идёт в видоискатель. На датчики света идёт мало, поэтому у них увеличенная площадь. А это значит что им нужно большее расхождение фаз чтобы сработать. Т.е. нужно фокусироваться всегда на открытой диафрагме.

            А что, на современных беззеркалках фокусировка делается на предзакрытой диафрагме? Это, по крайней мере непривычно. И в темноте или плохо видно, или шумы в видоискателе, и, возможно, увеличенный лаг. Я, пожалуй, еще подожду. Все равно, кроме своих котов снимать больше некого.


            1. DmitryBurkow
              10.03.2022 12:16

              Мозги камеры решают что делать с диафрагмой исходя из качества фокусировки и шумов видоискателя. Если света не хватает, тогда открывает. Если достаточно то держит прикрытую и на ней же и фокусируется. При этом глубина резкости на экранчике соответствует реальной, а самое главное - уменьшается лаг при снимке, т.к. не тратится время на закрытие диафрагмы. Кстати, в системе байонете сони-А именно диафрагма самый медленный элемент.


    1. aik
      10.03.2022 07:42

      при съемке в условиях недостаточной освещенности экран может слепить фотографа

      А в видоискателе может быть ничего не видно. Освещённость же недостаточная. Экран же показывает то, что видит камера. Да, цветопередача хромает обычно, но это всё равно только потом правится.
      Зеркалка (любительская) на одном заряде легко делает 500-800 снимков. Ни одной камере с экранчиком не дотянуться.

      Как пользоваться, что снимать и т.п. Если вы весь день таскаете камеру на пузе с включенным экраном, то, конечно, долго она не протянет. А если включаете камеру непосредственно перед съёмками, а потом выключаете, то у меня даже мелкий панасоник с заявленными 200 кадрами запросто 400-500 делает. Олимпус регулярно за 1000 переваливает.

      В общем, у вас тоже сплошные мифы, только с другой стороны.

      Про «скорость» не могу сказать — я сам по себе слоупок, даже с зеркалкой успевать не буду. Так что беззеркалки в данном плане меня устраивают. Для тяжелых случаев я включаю серийную съёмку, потом там выбираю более-менее пристойный результат. А ещё есть фотоаппараты, которые начинают снимать серию до того, как вы на кнопку нажмёте (на полунажатие, вроде бы).
      Автофокус на том же олимпусе очень быстрый. Вот панасоник у меня временами лагает и получает смазанные снимки — но я его из-за размера держу. Всё же камера с крупной матрицей и объективом с F1.7, помещающаяся в карман — это очень удобно.

      Впрочем, массам всё это не надо, им вполне достаточно телефонов.


    1. ClearAirTurbulence
      10.03.2022 15:31

      А еще можно вспомнить про скорость фокусировки, ага.

      А что про нее вспоминать? В нормальных БЗК она получше, чем у многих ЦЗК.

      У меня у самого на полке лежит теплая ламповая ЦЗК Oly E-3, и да, она няшная, почти как старенький Киев, и когда-то ее АФ считался очень быстрым... Но даже современная ЦЗК зачастую может уступать по скорости АФ той же Sony A7Rx последних лет.


  1. mSnus
    10.03.2022 02:09

    Сколь-либо опытный фотограф понимает, что покупается не камера - покупается система.

    И в этой системе надо смотреть на снимки - нравятся конкретные снимки с конкретных связок камера+объектив или нет. Если всё одинаково нравится - тогда абсолютно всё равно, что покупать.

    Берёшь просто на flickr или там 500px вбиваешь конкретный объектив, и смотришь в подписи к рисунку, на что это снято. И когда понимаешь, что именно нравится, это и покупаешь (если денег хватит).

    А все эти сравнения "ой, беззеркалки не зеркалят, а здесь у меня лаг видоискателя компенсируется тем, что я вижу гистограмму реалтайм" - от лукавого.


  1. MonkeyWatchingYou
    10.03.2022 04:44
    +1

    А зря! Камеры большинства современных смартфонов обладаюттакими характеристиками и функциями, которые даже и “не снились” дорогимпрофессиональным фотокамерам лет 10-15 назад.

    А зря! Камерам нынешних смартфонов и не снилось то, что было да же у мидл энда в зеркалках лет 10-15 назад.


  1. fndrey357
    10.03.2022 06:36

    По мне - мыльницы и зеркалки различаются только искажениями по краям. Не похвастаюсь большим опытом, но у аппарата со сменным объективом весь кадр как на пластине, а у мыльницы как натянутый на глобус.

    Да снимать можно на телефон (сколько там инстаграммщицы зарабатывают), но ИМХО не очень удобно с точки зрения эргономики.


    1. GeMir
      10.03.2022 08:42
      +1

       но у аппарата со сменным объективом весь кадр как на пластине

      Зависит от «аппарата», оптики и наличия коррекции искажения в камере.
      Да, большинство умеет и неплохо, но отключите последнее и картинка будет (очень) другой.

      снимать можно на телефон (сколько там инстаграммщицы зарабатывают)

      Это те, которых снимают на «нормальные» камеры, ретушируют и публикуют?

      Но, в целом, да — снимать можно и на пинхол. Вопрос в том, подойдёт ли конечный результат для выбранной цели.


  1. Coppermine
    10.03.2022 11:30
    +1

    Полная снобизма и ненависти к зеркальным камерам бредятина, уж простите. Из того, обо что споткнулся глаз:

    Зеркало в фотокамере необходимо для работы видоискателя - и только-то!

    Про фазовый автофокус Вы точно не слышали. Да, есть фазовые датчики прямо на матрице, но тем не менее. Почему-то сразу вспомнились поздние камеры Sony с байонетом A: электронный видоискатель, но есть зеркало.

    Вы удивитесь, узнав, что компактные камеры гораздо меньших размеров, веса и ценового диапазона могут обладать гораздо большими возможностями и лучшими характеристиками, чем пресловутые зеркалки.

    Крайне спорное заявление, которому остро не хватает конкретики. Действительно хороший компакт вроде Ricoh GR3 или Sony RX100 - довольно дорогое удовольствие с рядом компромиссов.

    Чем ещё "хороша" зеркалка? Еще она “хороша” тем, что вас везде будет сопровождать щелканье затвора.

    Открою секрет, но затвором щёлкает всё, кроме телефонов. Бесшумный электронный затвор - штука хорошая, но он принципиально не сможет полностью заменить механический.


    1. Triksterr Автор
      10.03.2022 12:45
      -2

      Редкостная чушь, полная снобизма и самолюбования, уж простите.

      Фазовая фокусировка, конечно чуть лучше контрастной. Но по опыту работы ошибок дает не сильно меньше.

      Разочарую вас: затвором щелкает - далеко не всё. Более того, даже некоторые зеркалки умеют практически бесшумно "щелкать" затвором.


      1. mib
        10.03.2022 16:52

        На самом деле, есть какой-то закон, что мобилки (и может быть какие-то еще устройства) обязаны издавать звук затвора (фото-аппарата), даже если затвора нет физически. Это сигнал нарушения приватности, как-то так. Ну чтобы окружающие понимали, что ты кого-то фотографируешь,


    1. ClearAirTurbulence
      10.03.2022 15:33
      +1

      Да, есть фазовые датчики прямо на матрице, но тем не менее. 

      Прошу развернуть мысль про "тем не менее".


      1. Coppermine
        10.03.2022 17:56

        Я хотел сказать, что зеркало используется в том числе и для работы автофокуса, пример SLT-зеркалок Sony в этом плане довольно показательный (самое забавное - некоторые переходники с байонета A на байонет E имели в составе полупрозрачное зеркало, по сути превращая беззеркальную камеру в зеркальную). У других производителей, например у Nikon, в режиме Live View (визирование по экрану с поднятым зеркалом) фазовый автофокус становился недоступен, включался более медленный и менее точный контрастный (хотя тут мои данные могут устареть, как бы не соврать). При этом параллельно существуют матрицы со встроенными фазовыми датчиками, которые давно можно встретить в беззеркальных аппаратах и вроде даже в некоторых телефонах.


  1. emptycat
    10.03.2022 13:05
    +2

    Автор, больше не пишите о том в чем плохо разбираетесь. Особенно про зеркалки.


    1. Triksterr Автор
      10.03.2022 22:11
      -1

      Покажите мне вашу статью про зеркалки - чтобы понять, как "хорошо" вы разбираетесь в этой теме...


      1. viff
        11.03.2022 10:44
        +1

        Не надо статью, не надо зеркалки. Лично я понял - в вопросе вы разбираетесь "хорошо".


  1. guryanov
    10.03.2022 16:33

    Холиварная тема конечно, но пару слов все-таки хочется вставить.

    Размер матрицы решает. Сейчас последний айфон 13 про снимает ночью хуже чем Canon 5D, выпущенный в 2006 году. Нужно ли такое качество "простому обывателю"? Если надо просто задокументировать поход в ресторан или поездку на море то нет конечно. Но если цель - получить фотографии с теми цветами, которые ты хочешь, то должен быть просто огромный запас по качеству, так как глаз постоянно видит что-то не то, что камера а после того, как снимок с камеры (даже RAW) докручиваешь то нормальной картинки, то качество может значительно снизиться.

    Так, для примера, суммарное количество света, которое попадает на матрицу для разных моделей айфона. (площадь матрицы поделить на диафрагму в квадрате).

    В 10 раз с 4го айфона увеличилась. Кто-то еще считает, что это исключительно из-за умнейших алгоритмов вычислительной фотографии?


  1. guryanov
    10.03.2022 16:42

    Далее, если практическую сторону посмотреть, какие есть жанры съемки:

    1. Пейзаж, важно разрешение, динамический диапазон, хорошее крепление на штатив, возможность накручивать светофильтры (затемняющие в-основном) - телефоны в пролете

    2. Репортаж - скорость съемки, автофокус, надежное размытие заднего фона, чтоб на каждой второй фотке не лезли артефакты, сменные аккумуляторы - телефоны разве что по скорострельности подойдут

    3. Спорт - без вопросов на выдержке 1/1000 качество снимков на телефон будет отвратительное

    4. Дикая природа, птицы - нет объективов, качества для этого жанра даже на топовых беззеркалках с трудом хватает

    5. Портреты - ну может единственный жанр что хоть как-то можно на телефон снять. Но опять таки, если надо прямо на 2-3 часа провести фотосессию на закате, то в последний час будет очень темно, телефон не сможет снимать с хорошим качеством.

    6. Студийный портреты - вроде есть какие-то синхронизаторы для вспышек, но опять же, всякое такое навесное оборудование убивает единственное достоинство телефона - что он всегда с собой.

    7. Тревел-фото для блога-инстаграма наверное единственное что можно нормально на телефон снимать.


  1. guryanov
    10.03.2022 16:46

    Касательно удобства съемки - недавно зашел в магазин эпла и xiaomi, покрутил топовые телефоны - так там экран при съемке похоже в 30FPS работает, о чем вообще можно говорить? 120FPS на камерах стандарт уже давно, меньше чем на 60 в принципе нельзя снимать мне кажется.

    По удобству - был Canon Rp, просто великолепнейший аппарат, очень удобное управление, потом не сдержался, купил R5 - еще лучше, по сравнению со старыми зеркалками небо и земля.

    Ну и фоточка напоследок :)


  1. chnav
    12.03.2022 18:10

    Самого главного не увидел ни в статье, ни в комментариях, почему многие выбирают зеркалки, ещё и желательно full frame, а профи портретной съёмки так вообще средний формат - размер матрицы напрямую влияет на ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства) или DOF (Depth of field). Я посидел тут с формулами, вспомнил арифметику,

    Дано: iPhone 13 Pro/Max с площадью матрицы 44.0 мм^2, эффективным фокусным расстоянием 26 мм и диафрагмой 1/1.5, тогда кроп-фактор составит SQRT(36.0*24.0/44.0)=4.4

    Снимаем один и тот же объект с одного и того же расстояния айфоном и полнокадровой зеркалкой с объективом 26/1.5, тогда глубина резкости у айфона будет в 4.4 раза больше, чем у полного кадра, либо надо у зеркалки закрыть дырку до 1/(1.5*4.4)=1/6.6, чтобы получить такой же ГРИП.

    Пример условный, портреты (где нужна минимальная глубина резкости) объективом 26 мм не снимают, но рассчет с портретным фокусным будет ровно то же - зеркалка всегда даст фору данному айфону в 4.4 раза.

    Естественно айфон будет лучше для макросъёмки и пейзажей, где наоборот нужна большая глубина резкости. Вспомните как с появлением цифромыльниц все бросились снимать цветочки и букащек в макро и какими ужасными стали портреты.

    Мои вычисления не учитывают тот факт, что у айфона соотношение сторон матрицы не 3:2, но даже если брать 16:9 то разница в расчетах составит 20%. Также не учитывается мыльность объективов, к сожалению я не встречал графиков MTF для смартфонов, может прохо искал.

    BTW снимок формата 8.5"x12" (20x30) с разрешением 300 dpi составляет 9 Mpx.