В предыдущей статье мы прошлись по верхам и рассмотрели несколько причин, которые могут привести к выгоранию. Основная из них, на мой взгляд — слабая организация собственной деятельности. Давайте более подробно поговорим о том, как достигать рабочих и личных целей эффективно и «без боли».
Почему я пишу об этом? Пару лет назад, работая в Яндексе, я выгорел где-то до 3-й стадии, понял, что так дальше жить нельзя, уволился и стал разбираться с темой продуктивности. Я читал всё, что мог об этом найти, проходил тренинги, а главное — использовал на практике. Не сразу, но где-то за год мне удалось наладить процесс достижения целей так, чтобы в жизни происходили интересные мне изменения, и при этом я хорошо ощущал себя в процессе, не надрывался, не переживал и т.п. Ну, пока не 100% времени, но процентов 70 есть. И хоть мне ещё есть чему учиться в этой теме, некоторые вещи уже неплохо наработаны, так что стало интересно ими поделиться, попутно преодолевая синдром самозванца. Буду рад, если кому-то поможет. И конструктивной критике тоже :)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/877/adf/5bc/877adf5bcc040e1eba771428c8b3ddad.jpeg)
TL; DR
Следите за своим ресурсом — работайте, только когда он есть, ритмично отдыхайте (60/60/30), делайте себе хорошо.
-
Освободите голову:
Дела держите не в голове, а во внешнем хранилище, которое должно быть эргономичным. И уметь отображать только актуальное прямо сейчас, а не все задачи.
Пришла новая мысль — быстро выгружайте её из головы. Голосовые заметки и стилус/блокнот.
Проводите регулярные обзоры — утренний, недельный, квартальный/годовой. Отмечайте результаты и планируйте дальнейшую работу. Сначала планируйте отдых.
Основные вводные
![Конвейер дел, конечно, не такой аккуратный Конвейер дел, конечно, не такой аккуратный](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/739/774/85d/73977485d267c36b58fd8f9fec7f15cf.png)
Можно представить наши события и дела в виде постоянно едущего на нас конвейера. Что на нём лежит?
Уже существующие планы.
Новые идеи и желания, появляющиеся в голове.
Входящие события — звонки, письма, заболевший зуб, вдруг сломавшийся телефон и т.п.
Всё это сливается в единый поток, который нужно обработать. И он больше наших возможностей — редко же такое бывает, что мы сидим и ждём, чем бы заняться. У кого часто — тому я даже немного завидую ????
Capacity — это общий объём возможностей человека делать дела. (Это слово знакомо работающим по спринтам, да и вообще, чем больше английских слов, тем больше смысла). Что это такое, в сущности, не очень понятно. Часто говорят «объём энергии, мыслетоплива, ресурса» — как будто это что-то объясняет. Зато очевидно, что:
C утра этого обычно много, к вечеру мало (строго говоря, не с утра, а «с утра в пересчёте на циркадные ритмы»).
Capacity зависит от состояния, выспанности, даты последнего отпуска, солнца, и т.д.
А главное...
Загруженность снижает capacity
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/00a/337/bb6/00a337bb6a80c7de46beb09241201ac1.png)
Представим, что наше capacity — выполнить 5 «средних» задач за день. Так вот, если взять 6 — скорее всего, не получится даже 5. Некоторые причины:
Под действием стресса когнитивные способности снижаются.
Часть мозга вместо решения задачи занята мыслью «успею ли я».
Бывает, что сделанное в спешке приходится переделывать.
В какое состояние хотим прийти
Чем больше capacity, тем больше супер-важных дел можно сделать, и тем лучше ощущения от самого процесса. Как его увеличивать? Для этого надо «правильно» настроить процесс обработки входящих, конвейер выполнения дел и восстанавливающие мероприятия. Именно в такое состояние предлагаю стремиться, и об этом поговорим дальше.
Ресурс — следите, восстанавливайте, набирайте
Следите за своим ресурсом
Знакомо, что делали задачу усталыми, а потом приходилось переделывать? Чтобы этого избежать, работайте, когда в ресурсе, и делайте паузу, когда он заканчивается.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0f7/3b7/4f3/0f73b74f3798237e8f70b3864e77197c.png)
График получил от коуча, не знаю есть ли куча исследований, его подтверждающих, но мой опыт точно за.
Надо вовремя останавливаться. Время, требуемое на восстановление, растёт нелинейно, и, начиная с какого-то момента, резко растёт. Например, стоит мне, посидеть за компом больше двух часов подряд — день, считай, пропал. Глаза болят, голова гудит. Чтобы прийти в норму,нужно несколько часов сна или прогулки.
Восстанавливайте ресурс — отдыхайте
Отдыхайте ритмично — например, 60/60/30
«Отдыхи» должны быть ритмичными. То есть не «когда доделаю эту задачу», а по определённому циклу. Например, можно работать по методу Pomodoro (25 минут работать, потом 5 отдыхать и т.д.), но у него есть недостатки:
Во многих областях 25 рабочих минут маловато. Только въехал в задачу, стало интересно, а тут пора отрываться — больше раздражает, чем приносит пользы.
За 5 минут довольно трудно сделать для себя что-то приятное, поэтому они воспринимаются просто как отрыв от интересного дела (если оно интересное). А это вызывает сопротивление.
Более продвинутый вариант этого метода — 60/60/30 выглядит так:
50 минут работаем.
10 минут отдыхаем.
50 минут работаем.
10 минут отдыхаем.
Ещё 30 минут отдыхаем (т.е., получается 50/10/50/40) и дальше цикл повторяется.
Преимущества:
За 50 минут можно много успеть.
После 50-60 минут за компом начинают болеть глаза (у меня так, статистику не собирал) — как раз пора отдыхать.
10 минут отдыха более полноценны — можно неспешно попить чаю, поговорить с коллегой, нормально размяться и т.п. А за 40 минут и вовсе погулять.
Может возникнуть мысль «40 минут отдыхать — а работать-то когда?». Come on, в интеллектуальном труде жопо-часы не конвертируются в результат. Более того, многим знакома ситуация, когда пытался долго и безуспешно починить какой-то баг, а потом встал наконец из-за компа, и вдруг понял, что надо делать :) Хорошие идеи часто приходят как раз во время «не-работы» — в душе, на пробежке, да где угодно, только не перед монитором. Ну, перед монитором тоже иногда.
Максимально переключайтесь во время отдыха
Глубокая мысль — во время отдыха мы не работаем. Не читаем чаты, не организуем дома ремонт. Вообще, стоит делать что-то максимально далёкое от рабочей деятельности. Работаете за компом — прогуляйтесь (как вариант, в наушниках по офисному коридору), поговорите с кем-то, сделайте пару упражнений. И будьте готовы записать куда-то приходящие в этот момент полезные идеи :)
Набирайте ресурс — делайте себе хорошо
Простого восстановления потраченной энергии недостаточно. Необходимо дополнительно её набирать, создавая потенциал для дальнейшей реализации в делах. Это просто — нужно почаще заниматься тем, от чего вам классно:
Гуляйте
Спите
Медитируйте
Путешествуйте
Занимайтесь спортом
Занимайтесь сексом
Ходите в спа
Смотрите красивые фильмы
...
Это вроде очевидно. Но делать необходимо.
Освободите голову
Наладили набор ресурса — как его теперь конвертировать в результаты? Во-первых, надо сделать так, чтобы голова была свободной.
Для этого необходимо:
Завести внешнее хранилище информации. То есть держать все планы, мысли, дела и идеи не в голове, а где-то записывать.
Научиться ему доверять. Поначалу я часто ловил себя на том, что стараюсь запомнить уже записанные данные.
Научный пруф
Для тех, кто любит научные пруфы. В книге «Думай медленно, решай быстро» описан эксперимент: части испытуемых дали запомнить семизначное число, а потом предложили решать математические задачи. Их результаты были статистически значимо хуже, чем у контрольной группы, которая просто решала те же задачи.
Внешнее хранилище информации
Что там хранить?
Задачи — атомарные действия с понятным результатом, которые можно выполнить за короткий промежуток времени (до 50 минут в методологии 60/60/30). Например «забронировать отель в Рио-де-Жанейро».
Проекты — большие истории с конкретным результатом. Состоят из задач. Например «организовать поездку в Бразилию».
Цели (?). Дополнительно можно записывать и цели — что-то, что отвечает на вопрос, зачем делать проект. Но польза этого не очевидна. Довольно сложно чётко отделить, что есть проект, а что есть цель, и на эти онтологические заморочки может бестолку уходить много ресурса (я проверял). Скорее, не рекомендую упарываться на этот счёт. Задача ведь в том, чтобы проекты двигались вперёд, а не чтобы всё было идеально логично записано. Перефразируя одну хорошую книгу, нам надо изменить свою жизнь к лучшему, а не написать диссертацию на эту тему.
Справочная информация. Всё, что не попадает в предыдущие категории, но может пригодиться в будущем. Например, список классных мест в Бразилии.
Какое оно должно быть?
Не буду рекомендовать никакой конкретный инструмент — используйте любой, удобный именно вам. Notion, Trello, Todoist, да хоть глиняные таблички. Давайте лучше поговорим о том, каким требованиям должна удовлетворять система:
Единый источник правды. Не должно возникать мыслей типа «мне надо было что-то сделать, а где это у меня — в Outlook, Slack, Trello, Google Keep, где блин???».
Эргономичность. Экономит больше времени, чем сама съедает. Как сказано в Getting Things Done, все операции должны выполняться с минимальным барьером. Если для того, чтобы что-то записать, вам нужно пролистать 5 экранов, а потом ещё 6 раз поскроллить — вы просто не будете этого делать.
Похоже, глиняные таблички не годятся.-
Перед глазами должно быть только то, что нужно именно сейчас. Об этом пункте я встречал мало упоминаний, а он важен по нескольким причинам:
По разным оценкам, человек может эффективно удерживать во внимании от 4 до 7 объектов. По-моему, ближе к 4.
Большой список демотивирует. При каждом взгляде на весь список из 10 дел на сегодня в голове возникает мысль — блин, а когда всё это успеть?
Просматривая большой список, каждый раз приходится производить в голове вычисления «а что из этого надо прямо сейчас?». Это бесполезная трата ресурса, её лучше избегать. Поэтому я делю свой список задач с помощью тэгов на рабочие и личные (хотя многие гуру советуют так не делать) и в каждый конкретный момент смотрю только на один из них, а там обычно обозримые 4-5 задачек. Но классификация может быть любая.
Надёжность. Это не про сбои софта, а про предыдущий пункт. Несколько раз мне случалось перемудрить с фильтрацией, и в итоге важная задача вообще не попала в «актуальное сейчас». Нужно настроить фильтры так, чтобы подобного не происходило.
Быстро разгружайте голову
В голове регулярно что-нибудь возникает, обычно в неподходящий момент. Это не надо там хранить, а необходимо максимально быстро оттуда выгрузить. Ситуации разные — инструменты тоже:
Очень удобны голосовые заметки. Особенно если настроить их автоматическое распознавание в текст.
Но, например, не будешь же что-то надиктовывать на встрече. Придётся писать текстом.
Лайфхак
Лайфхак. Если писать заметки текстом на телефоне, другие участники встречи могут подумать, что вы чатитесь. Лучше использовать стилус. Если кто-то любит айфоны стилуса нет, подойдёт бумажный блокнот.
Важно, чтобы процесс был эргономичен и инструменты были под рукой. Ну, и нужно регулярно разбирать записи, разумеется.
Проводите регулярные обзоры
Дэвид Аллен, автор классической методики Getting Things Done, называет обзоры critical factor for success. И действительно, чтобы система работала, нужно проводить:
Утренний обзор — что я делаю сегодня? Перед тем, как с утра хвататься за первую попавшуюся задачу, потратьте 5-10 минут и посмотрите на весь день в целом. Какие проекты вы сегодня будете двигать? (Важно: не просто делать задачи, а двигать проекты ). Какие 3 ключевые результата дня вы хотите получить?
Недельный обзор — какие проекты я буду двигать на неделе? И к каким 3 ключевым результатам недели я приду?
Здесь же я обычно занимаюсь гигиеной — удаляю накопившиеся письма, файлы, обрабатываю фотки и т.п. Таким образом я поддерживаю рабочее пространство в чистоте.Квартальный/годовой — какие основные цели предстоящего периода? Какие проекты нужны для их достижения?
Каждый из этих обзоров начинайте с итогов предыдущего периода. Регулярное подведение итогов позволяет начать сравнивать себя с собой прошлым, а не с другими людьми. Это экономит большое количество эмоциональных ресурсов — уходят всякие FOMO, например. Вместо этого приходит радость от собственного прогресса.
Итого, как освободить голову:
Заведите эргономичное внешнее хранилище.
Быстро выгружайте из головы все мысли.
Проводите регулярные обзоры.
Мы обсудили как набирать и поддерживать ресурс — а в следующей части поговорим о том, как же, всё-таки, планировать и выполнять задачи! Спасибо всем, кто дочитал :)
Комментарии (12)
zloddey
11.04.2022 21:27+1Пару лет назад, работая в Яндексе, я выгорел где-то до 3-й стадии, понял, что так дальше жить нельзя, уволился и....
В принципе, тут можно было бы и закончить, по принципу Парето
Yerin
12.04.2022 07:44+2Уж очень все эти мысли напомнили книгу "Джедайские техники" Максима Дорофеева. Некоторые выражения прям один в один.
jimquery
12.04.2022 13:24В telegram есть "Избранное", обычно туда все мысли, идеи, ссылки скидываю. После прочтения/реализации удаляю. По-минимуму хватает.
cnegnay
13.04.2022 13:53ритмично отдыхайте (60/60/30) - очень похоже на принцип помидора: 25 минут — работа, 5 минут — перерыв.
Советы полезные.
gordeevd87 Автор
14.04.2022 14:45Похоже, но не совсем. В тексте как раз объясняется, почему )
cnegnay
14.04.2022 17:10работа бывает разной. Конструкторам нужно встать через 25 минут и сделать 2 круга по кабинету, а бывает, что вот она мысль пришла и 2 часа мало что бы держать её за хвост. Комерсы как раз наоборот, ввел данные, переключился на другую работу. Правильно написано, что только "отпустив" ситуацию приходит решение.
funca
Это какая-то бездушная мысль, не эмоциональная. Ну а вдруг пришло озарение? Идея какого-то решения, над которым ты безуспешно бился целый день.
Правда время уже ближе к полуночи, а там может быть всего пару строк надо "выгрузить" в код (протестить, скоммитить, задеплоить, проверить) для того, чтобы словить космический кайф от собственного прозрения. В общем элементарная задачка на 15 минут и потом наконец можно будет спокойно выспаться. Ну или да, оставить мысль в голове, или в блокноте как советуют мудрые люди, и мучиться до утра в сомнениях - а вдруг не сработает? Ведь мысль - не результат. И вот здесь начинается все самое интересное. ;)
Опечатка, другая, особенность сторонней зависимости, проблемы с сетью у провайдера, взбесившийся CI. В итоге все исправляется, все получается, и ты счастливый идёшь спать, и в это время звенит будильник.
zloddey
А Вы не критикуйте заранее. Лучше попробуйте на деле. Мой многолетний опыт показывает, что ничто так не способствует крепкому сну, как вечернее выписывание всех идей и "заноз" из головы. Если мысль не записать, то мозг будет всю ночь пытаться её удержать, и нормального сна не будет. А когда мысль запишешь, то он успокаивается и выгружает её. Не выгрузил? Значит, не всё ещё записано, надо просто повторить процедуру.
funca
Ни в коем случае не критикую. Просто небольшая зарисовка из личного опыта. Таким способом хорошо планировать рутину. Но разное творчество: музыка, код, иногда стихи - приходят в потоке. Ты либо пользуешься моментом, либо это потом уже не появляется ни когда.
zloddey
Про творчество в форме музыки или стихов, пожалуй, соглашусь. Если момент упущен, то увы.
Насчёт кода всё же не уверен. Как правило, код не пишется "в пустоте". Есть контекст - уже написанный в проекте код - и есть задумка доработки, сформулированная в одном-двух предложениях. Очень часто этого достаточно, чтобы восстановить мысль на другой день и реализовать доработку именно в задуманной форме. Но конечно, your mileage may vary
gordeevd87 Автор
Иногда можно в приливе вдохновения что-то поделать, почему нет. Но я бы здесь сначала взвесил плюсы и минусы:
+ работать под вспышкой озарения приятно
+ можно уйти спать счастливым
- а что с текущим процессом? вы же в момент озарения что-то делали. Что будет, если просто бросить?
- какие последствия того, что будильник зазвенел, когда я только спать лёг?
Чтобы не получилось так, что лёг спать счастливым, а потом весь день еле ползал и ругал себя :)