Знакомо состояние перманентной усталости и низкого удовлетворения собственными результатами и отдачей от работы? У меня такое продолжалось пару лет, и я полностью выгорел и уволился из Яндекса.

Как так произошло? Я не супер вджобывал, чрезмерного внешнего давления тоже не было, в отпуска ездил регулярно. Но почему-то стресс копился и в итоге достиг критической массы.

Ошибки, приведшие к такому результату, довольно типичны. Их я и разберу в этой статье — вдруг кому-то поможет избежать таких же граблей.

Слабая самоорганизация

Что в офисе, что на удалёнке, к рабочим задачам я приступал только когда сроки уже начинали подгорать. До этого я занимался своими делами — готовился к поездкам, читал статьи и т.п. И чтобы всё-таки успеть, приходилось напрягаться изо всех сил. Почти всегда это получалось, совсем уж до крайности я не доводил, но в итоге зарабатывал перманентный стресс вместо удовлетворения от хорошо сделанной работы.

Как надо было

По этой теме люди пишут книги и проводят тренинги, так что в один абзац её не уместить. Но вот несколько пунктов, которые я внедрил с тех пор:

  1. Ритмичные отдыхи — например, по методу 60/60/30

  2. Заплати налоги и спи спокойно. Сначала делаю рабочие задачи, а потом с чистой совестью занимаюсь всем остальным.

  3. Экономлю мыслетопливо — дела держу не в голове, а в notion, отключаю уведомления в чатах, минимизирую переключения.

Недостаточная инициативность

Я делал только то, что от меня ожидали — в целом успешно решал поставленные задачи. И по внутренним ощущениям, каждая выполненная задача была "ну ок", а любые проблемы — неуспевание в срок, ошибки в коде — провалом. А для компенсации этих провалов не происходило ничего, что бы вызывало внутри "о, круто". Стресс копился.

Как надо было

  1. Попросить более амбициозную задачу, завершение которой воспринималось бы "о, круто", а не "ну, ок". Если её сразу не дадут, можно хотя бы договориться о шагах к том, как её получить. Но обычно сложных задач больше, чем желающих их решать.

  2. Делать что-то полезное по своей инициативе, может быть и вне рамок своей функции в компании. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть несколько мест, куда приложить усилия.

Делать что-то сверх ожиданий полезно, или даже необходимо, для роста в компании. Но главное, каждое действие в этом направлении, даже мелкое, ощутимо прибавляет к "я классно поработал" и снижает стресс.

Невнятная коммуникация

Я узнавал о проблемах в своей работе только по результатам перфоманс ревью (позже этот вопрос решился регулярными 1-1 встречами с руководителем). В ответ на вопрос, как мне расти в компании, получал только общие фразы типа: "проявлять инициативу, брать на себя больше ответственности".

Последние полгода моим фактическим руководителем был другой человек, от которого регулярных фидбеков у меня не было, и по своей склонности к паранойе я думал, что мной не особо довольны. Разумеется, это прибавляло к стрессу. Интересно, что при увольнении я услышал "тебе даёшь задачу и знаешь, что она будет выполнена. Это далеко не у всех так. Может, ты возьмёшь отпуск, отдохнёшь и подумаешь ещё раз?". Т.е, картинки моей работы в моей голове и в голове менеджера сильно разъехались.

Как надо было

Ответственность за проблемы в коммуникациях обычно лежит на обеих сторонах, но вот что можно сделать в подобной ситуации:

  1. Самому проявить инициативу и сразу попросить руководителя о регулярной обратной связи. Это значительно снижает неопределённость, а с ней и стресс.

  2. Если есть цель роста в компании, попросить руководителя более конкретно описать, что мне нужно сделать, чему научиться, чтобы перейти на следующий уровень в течении, например, следующего года. И что должно произойти в компании, чтобы это стало возможным (может быть, переходить просто некуда).

Мало вложений в себя

Я мало внимания уделял собственному развитию. Конечно, следил на новостями индустрии, но этого недостаточно. В итоге, мой потенциал практически не рос.

Как надо было

Как ни банально, но нужно постоянно учиться. Причём не столько даже в рамках своей профессии, а более широко — от фундаментального усиления интеллекта до самоорганизации. Это создаёт интеллектуальный и навыковый потенциал, позволяющий гораздо легче нести рабочую нагрузку, и, если есть такая цель, расти в компании.

Кроме того, очень помогает хороший коуч. Выбор коуча — отдельная тема, но на мой взгляд, он должен быть не просто выпускником каких-то курсов, а обладать собственным организационным, переговорным и прочим бизнес-опытом. На новом месте работы советы коуча несколько раз помогали мне найти возможности, которых я сам бы не увидел.

И что, помогло?

За полгода-год мне удалось внедрить всё, что описано в секциях "как надо было". И хоть нагрузка на новом месте существенно больше (естественный результат возросшей инициативности), работается легче. Авралы случаются редко, отдача выше, стресса меньше и перспектива выглядит лучше.

А мне-то что делать?

Не надо пытаться копировать написанное выше. Приведённый список возможных причин выгорания далеко не исчерпывающий. И предложенные способы их устранения не факт, что оптимальны, хоть и сработали для меня. Они даны скорее для иллюстрации.

Вот шаги, с которых я начинал:

  1. Проанализировать свою ситуацию и выделить самую большой боль. Если самостоятельно это сложно — привлечь коуча.

  2. Читать книги и ходить на тренинги по этой теме.

  3. Это всё не помогает В итоге, выработать собственное решение — скорее всего, чужое не заработает "из коробки".

  4. Повторять шаги 1—3 до бесконечности до ощущения, что в целом я живу неплохо.

Добавлю, что самоорганизация — одна из фундаментальных проблем. Трудно проявлять инициативу на работе или учиться новому, если и с текучкой разобраться не получается.

Полезные ссылки

Выбраться из кризиса мне помогли эти материалы:

  1. Книга Путь джедая — на мой взгляд, лучшая точка входа в тему самоорганизации.

  2. Тренинг Интеллект цели — ребята очень круто помогают построить стратегию на год или несколько лет.

  3. Учебник Системное мышление 2020 — даёт буст к интеллекту, способности делать проекты и к общему ощущению своего потенциала.

  4. Книга Думай медленно, решай быстро — даёт буст к интеллекту и к общему ощущению своего потенциала. Читать придётся минимум дважды :)

P.S. Команда Кошелька поздравляет всех с наступающим Новым Годом! Желаем как следует отдохнуть на праздниках, а в будущем году тоже хорошо отдыхать, эффективно работать и достичь крутых результатов без выгорания и вот этого вот всего!

Больше о том, как мы выгораем создаём классный продукт можно узнать в нашем телеграм-канале https://t.me/km_engineering

Комментарии (14)


  1. inkvizitor68sl
    30.12.2021 14:01
    +3

    Заплати налоги и спи спокойно. Сначала делаю рабочие задачи, а потом с чистой совестью занимаюсь всем остальным.

    И допустили типичную ошибку выгоральщиков. Принцип кислородной маски и вот это вот всё.


    1. gordeevd87 Автор
      30.12.2021 18:27

      Интересная мысль :)

      Подумал, и понял, что для меня принцип кислородной маски проявляется в том, что я первым делом планирую отдых на предстоящий день, а только потом любые дела. Но из дел первые — таки "налоги"


      1. inkvizitor68sl
        30.12.2021 19:06

        Про всё это Дорофеев, в общем, писал -)


  1. C15H22N6O5S
    30.12.2021 14:44
    +5

    Если вы "выгораете" то это в первую очередь сигнал что штат в вашей компании недоукомплектован. А "дяде" конечно выгоднее чтобы "гребцы" начали заниматься самобичеванием, самокопанием и выжимали из себя последние соки, а не поднимать ФОТ и "штатное расписание".


    1. sptor
      30.12.2021 14:55

      Если вы "выгораете" то это в первую очередь сигнал что штат в вашей компании недоукомплектован

      Вот мне тоже так кажется, что в большинстве случаев это результат того, что все стремяться экономить на ФОТ, и потому нанимают строго самый минимум работников, а иногда и ниже него, если работа делается худо бедно. Плюс часто добавляется те самое рекомендации


      проявлять инициативу, брать на себя больше ответственности

      но при этом речи о том, что текущие обязанности и работа сами собой не сделаются, и результат может быть таким, что либо эту работу перекинут менее инициативному сотруднику, нагрузив его еще больше, либо переработки, но речи о том что "а давайте может еще людей наймем" обычно нет. Это начинает говорится когда уже все совсем плохо и менеджмент начинает получать по шапке от более вышестоящего, а до того прикрываеются оптимизациями/цифровизациями и прочим, "давайте может сначала с наличными ресурсами попробуем, посмотрим как пойдет и если что добавим людей" — по личному опыту это обычно кончается тем, что все так и остается на уровне "наймем когда нибудь потом, вы ж вроде справляетсесь".


      Причем забавно что в одно месте автор статьи преподносит по сути одно и то же как плюс — типа надо искать себе работу проявлять инициативу, а в другом, но когда то же самое высказывается со стороны менеджмента это уже невнятная коммуникация, а хотя автор ровно также ограничился такими же общими словами


    1. gordeevd87 Автор
      30.12.2021 18:23
      +2

      Не соглашусь. Основная мысль как раз, что от самого человека в первую очередь зависит, выгорает он или нет. От того, как он организует свою работу, отдыхает и т.д — не буду повторять статью :) И можно даже своими собственными делами завалить себя так, что небо потемнеет.

      Хотя вероятно могут быть ситуации, когда действительно дело в непосильном объёме работ, которые дают человеку в компании


  1. DMGarikk
    30.12.2021 15:41

    и как, помогают коучи и тренинги?


    1. tendium
      30.12.2021 16:17
      +6

      Помогают кошельку клиента не толстеть.


  1. avyfa
    30.12.2021 18:28

    В целом согласен с большинством пунктов статьи, кроме инициативности, а точнее, пункта про выполнение задач сверх поставленного.

    Во всех компаниях всё по разному, но некоторые руководители могут воспринять перевыполнение задач как норму. И вас начнут потихоньку заваливать работой, возможно даже ваших коллег.

    Вариант первой работы, когда вам ставят задачу - и всегда знают, что вы её выполните - самый идеальный. Как для компании, так и для сотрудника. Компания понимает, что можно ожидать от сотрудника, и даёт стабильныые задачи, которые стабильно будут выполняться. Сотрудник понимает, что ожидать от компании, какого формата будут задачи и сроки.

    О повышении скорее всего можно было бы договориться при увольнение. И также рассказать о других проблемах. В итоге вы потеряли стабильную работу, о которой многие могут только мечтать.


    1. gordeevd87 Автор
      30.12.2021 18:37

      На мой взгляд здесь важен комплексный подход — сама по себе инициативность действительно может привести к проблемам, какие Вы описываете. Но нужно прокачивать ещё и коммуникацию — в т.ч. умение дать понять, что если я проявляю какую-то инициативу, это не значит, что мне можно ещё сверху 3 доложить :)


      1. sptor
        31.12.2021 10:13

        Только вот по результатом проявленных инициатив, помимо того, что уже сказано про начальство и дополнительную работу, может получиться еще так, что работой, которая появилась в результате этих инициатив, начинают нагружать коллег, которые этой инициативы не проявляли — в дополнение к их текущим обязанностям, которых и так выше крыши. При этои все или большинство плюшек собирает инициатор, а все текущие проблемы разгребают другие люди, что может ему не добавлять популярности, и не улучшает климат в коллективе. Опять таки есть такие люди, можно их назвать серийно-инициативными, которым это все интересно до момента пока это все запущено — то есть они предлагают идею, эту идею продвигают например менеджменту и так далее, а когда пошел уже простой процесс рутинной работы, выясняется что им это уже не так интереснои "у них очень много работы" читай есть очередная светлая идея поэтому они не могут заниматься рутиной, и этим занимаются другие люди — причем часто эти же самые люди уже на этапе идеи задают резонные вопросы, кто будет это выполнять, указывают на дополнительные трудозатртаты и сложность их реализации в текущем сетапе, возможную необходимость его изменегния, но обычно это отметается


  1. NeverIn
    31.12.2021 12:46

    На одну закладку стало больше, на потом ))


  1. dolovar
    31.12.2021 13:23
    +4

    TLTR: Если подавлена организованность, то организовывайся. Если подавлена инициативность, то прокачивай инициативность. Если ухудшилась коммуникация, то улучшай коммуникацию. Если застопорилось развитие, то развивайся. Автору помогло.

    Знакомо состояние перманентной усталости и низкого удовлетворения собственными результатами и отдачей от работы? У меня такое продолжалось пару лет, и я полностью выгорел и уволился
    Выгорание — это не синоним накопившейся усталости. Низкая удовлетворенность — это не симптом выгорания. Именно поэтому напрашивающиеся советы «больше отдыхай» и «научись получать удовольствие от работы» не помогают тем, кто выгорел.
    почему-то стресс копился и в итоге достиг критической массы
    Стресс — это адаптационная реакция в ответ на стрессор или просто недопереведенное с английского слово «напряжение». В контексте выгорания копится не стресс.
    Выгорание — это появление и накопление внутреннего барьера, который блокирует желание делать полезные и важные дела, будь то банальная уборка в доме, перспективное зарабатывание денег или крутое улучшение мира.
    Барьер не исчезает с отдыхом и получением удовольствий. И борьба с выгоранием должна начинаться с поиска и устранения причин, которые создают и укрепляют барьер.
    Возможных причин есть не меньше десятка, нужно найти свои, актуальные, а не выбрать из интернета по популярности.
    Слабая самоорганизация
    Неорганизованность — это симптом наличия избытка отложенных и застрявших задач, некоторые из которых вовсе не нужны. Задачи толпятся в очереди, перегружая внимание и порождая недовольство. Но их избыток — симптом, у него есть причины, которые не лечатся прокачкой навыков планирования.
    Недостаточная инициативность
    Исчезновение инициатив — это симптом наличия останавливающих процессов, в числе которых могут быть неприятие, страхи, раздражение и другие неприятные чувства, у которых есть причины, которые не лечатся прокачкой навыков инициативности.
    Невнятная коммуникация
    Проблемы с коммуникацией — это набор из разных возможных симптомов наличия разных возможных причин, которые могут привести к очень разным следствиям. У плохого взаимодействия в командах и между командами есть причины, которые очень не всегда можно исправить прокачкой навыков коммуникации в одной из точек.
    Мало вложений в себя
    Здесь почему-то подразумевается только развитие. Отсутствие развития — это симптом сужения круга возможностей и следствие исчезновения желания развиваться, подавленности потребностей узнавать, повторять и создавать новое. Если какие-то потребности подавлены, то у этого всегда есть какие-то причины, которые не устраняются прикладыванием усилий к исправлению последствий.

    Резюме — не факт, что у автора было выгорание, в числе советов перечислены таблетки для устранения следствий.


  1. ScratchBoom
    31.12.2021 15:11

    Делал всё как вы пишите, но всё равно выгорел