В начале 80-х годов прошлого века в кинотеатрах СССР с большим успехом шёл американский фильм «Конвой». Сейчас бы он воспринимался как обычный «road movie», но тогда…
Представьте ослепительное солнце Аризоны, белоснежные пески и марево над дорогой. По дороге едут огромные грузовики. Издали они выглядят как игрушечные, но это только издали. Их ведут бесстрашные «дальнобойщики», которые объявили войну коварному шерифу.
Любовная линия обозначена пунктиром. Широкими мазками нарисованы драки и погони. И ничего бы этого не было, если бы у героев фильма отсутствовала радиосвязь.
Все постоянно были на связи: и водители, и полицейские, и трактирщики, и даже помощник губернатора штата Нью-Мексико. В Советском Союзе такого не было…
▍ Сорок лет спустя
То, что сорок лет назад воспринималось как фантастика, в наших реалиях давно стало обыденностью. CB (произносится «СиБи», Citizen Band, гражданская связь) прочно вошла в нашу жизнь. Достаточно выехать «на трассу» и настроиться на «шофёрский диапазон».
Тон задают «дальнобойщики»: практически у каждого из них есть СиБи-радиостанция, настроенная на частоту 27135 кГц. Исторически сложилось, что на этом канале все работают амплитудной модуляцией (АМ).
Работа частотной модуляцией (ЧМ, FM) более эффективна, но работу ЧМ поддерживают не все выпускаемые промышленностью радиостанции.
Езда «по трассе» с настроенной на «шофёрский диапазон» радиостанцией даёт ряд преимуществ. Дальность связи «на трассе» зависит от рельефа местности и составляет 5 – 15 км. Этого хватает, чтобы проинформировать находящихся рядом водителей об опасности, позвать на помощь или сообщить о встреченной патрульной машине. Те, кто в зоне «радиовидимости», услышат. Если информация важная, её передадут дальше.
Правила поведения на «шофёрском диапазоне» достаточно свободные. Коммерческие сообщения на СиБи запрещены, но автоинформаторы всяких придорожных заведений в эфир выходят регулярно. В эфире может проскакивать и мат, а вот до оскорблений дело не доходит: мало ли что может на трассе случиться.
«Дальнобойщики» хорошо знают дорожную обстановку: они и сидят выше, и глядят дальше. Обстановкой они делятся не только с другими суровыми профессионалами, но и с автолюбителями, которые на «шофёрском диапазоне» хоть и гости, но прослушивать эфир никому не запрещено.
▍ Авторадиоклубы
Иметь радиостанцию и не выходить в эфир – сущая пытка. Поэтому автолюбители, у которых есть радиостанции, объединяются в авторадиоклубы (АРК).
Клубная активность подразумевает общение и совместное времяпровождение. АРК объединяют людей, увлекающихся и автомобилями, и радиосвязью.
При покупке нового оборудования можно уложиться в 10 тысяч рублей, если покупать радиостанцию и антенну в салоне связи. Там же могут оказать помощь в подключении и настройке. Кроме того, есть большой рынок подержанного оборудования и помощь товарищей по клубу.
На фото ниже одна из «рабочих лошадок» российского СиБи – радиостанция MegaJet MJ-600Plus:
Участник АРК выбирает себе уникальный позывной и при работе в эфире неукоснительно соблюдает несложные этические нормы и правила:
- перед выходом в эфир убедиться, что никому не мешаешь;
- в эфире быть кратким, чётким, говорить по существу;
- периодически сообщать свой позывной;
- быть корректным и вежливым: канал может слушать кто угодно.
Обычно у каждого АРК есть своя вызывная частота, на которой участники клуба или дают общий вызов, или вызывают кого-то по его позывному. Чтобы не занимать вызывную частоту, после установления связи можно договориться о переходе на другой канал.
Подъёму движения АРК способствовала отмена разрешений на покупку и использование на территории России СиБи-радиостанций мощностью до 4 Ватт согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 №837.
Возможность купить и пользоваться СиБи-радиостанцией без лицензии не означает, что СиБи-связь находится вне правового поля.
▍ Правовое регулирование СиБи в России
ВНИМАНИЕ! Перед покупкой радиостанции и антенны нужно убедиться, что их характеристики соответствуют действующим нормативным документам.Порядок использования СиБи-диапазона определён решением ГКРЧ от 29 мая 2006 года №06-14-03-001 «О выделении полос радиочастот в диапазоне 283,5 кГц — 30,005 МГц для радиоэлектронных средств фиксированной и подвижной служб гражданского назначения» в редакции решения ГКРЧ от 3 сентября 2013 года №13-20-08.
На территории РФ разрешена безлицензионная работа СиБи-радиостанций с выходной мощностью до 4 Ватт при работе АМ и ЧМ, и до 12 Ватт при работе однополосной модуляцией (SSB), в диапазоне от 26960 до 27410 кГц (по центральным частотам каналов) за исключением каналов с центральными частотами 26995, 27045, 27095, 27145 и 27195 кГц.
Коэффициент усиления антенно-фидерного устройства (АФУ) ограничен значением 1,73 дБи. Это достигается укорочением длины активного вибратора четвертьволновой вертикальной антенны (около 2,7 м) до значений, не превышающих 2 м.
▍ Нельзя так просто взять и разрешить СиБи в СССР
СиБи-радиосвязь в СССР была разрешена в 1988 году. Событие это оставалось малозамеченным до выхода разгромной статьи Б.Г. Степанова (UW3AX) в журнале «Радио», №1, 1991. Статья заслуживает чтения целиком: Начало статьи. Продолжение статьи.
Статья называлась «Можно + Если = Нельзя», и в ней говорилось об обычной для тех времён практике, когда каждое послабление сопровождалось невыполнимыми условиями:
- для покупки радиостанции для СиБи нужно было официальное разрешение;
- купить радиостанцию было практически невозможно;
- самостоятельное изготовление радиостанций для СиБи не разрешалось;
- выделенный в СССР для СиБи частотный план, не совпадал с частотным планом, принятым в Европе;
- ввоз и использование радиостанций иностранного производства был из-за этого весьма проблематичен.
Разрешённая в СССР выходная мощность передатчиков СиБи-диапазона составляла всего 0,5 Ватта. В интернете удалось найти фото радиостанции «Урал-Р», удовлетворяющей тогдашним требованиям:
▍ Как всё это начиналось в США
СиБи-радиосвязь как класс зародилась в США. Связь по радио за пределами городов долгое время не имела никакой альтернативы. Если для судов и самолётов наличие радиостанции было чуть ли не обязательным условием, то для водителей всё было намного печальней: помощи на длинных пустынных трассах можно было и не дождаться.
После Второй Мировой войны в США началось движение за доступность радиосвязи для гражданских лиц. Опытным путём энтузиасты пришли к выводу, что наиболее удобным диапазоном для СиБи является диапазон 11 метров (27 МГц).
Диапазон 11 метров находится на верхней границе коротких волн. Для эффективной работы на этом диапазоне достаточно вертикальной антенны с длиной вибраторов около 2,7 м, что даёт преимущества над использованием более низкочастотных диапазонов.
Радиоволны диапазона 11 метров могут отражаться от ионосферы и могут эффективно огибать препятствия с размерами менее 5 метров, что даёт преимущества над использованием более высокочастотных диапазонов.
Документально использование СиБи в США было закреплено только в 1957 году. Наибольшую популярность СиБи-радиосвязь получила у автомобилистов. Пик развития пришёлся на конец 70-х, что очень наглядно продемонстрировано в фильме «Конвой».
С развитием доступной мобильной телефонной связи СиБи стала терять популярность, но использование СиБи не прекратилось.
От автора
Увлечение радио и электроникой уже более ста лет объединяет энтузиастов. Связь на СиБи – одна из таких объединяющих людей ниточек.
Купить СиБи-радиостанцию – один из самых простых и коротких путей в эфир. Далее – по обстоятельствам. Радиолюбительство очень разнопланово, можно выбрать то, что нравится.
Нравится просто работать в эфире, можно остановиться на СиБи. Хочется спортивных достижений, сдайте несложный экзамен на позывной. Хорошо ориентируетесь на местности, займитесь «охотой на лис» (спортивным радиоориентированием). Нравится конструировать, включайте паяльник.
А главное, найдите таких же увлечённых людей, общайтесь с ними. С Днём радиолюбителя!
73! de RD9F
Комментарии (31)
PereslavlFoto
18.04.2022 13:27Купить СиБи-радиостанцию – один из самых простых и коротких путей в эфир.
Сколько стоит этот короткий и простой путь?
Спасибо.F0iL
18.04.2022 14:02+3Из статьи:
При покупке нового оборудования можно уложиться в 10 тысяч рублей, если покупать радиостанцию и антенну в салоне связи.
habrabkin
18.04.2022 14:14+2В прошлом году надо было радиофицировать пару машин Сибишками. Мониторил общеизвестный сайт обьявлений. Удалось выловить пару б\у приличных комплектов радио+антенна всего по 2000р за комплект. Ездил покупать сразу с КСВметром. Владельцы уже покатались с рацией на авто, довольны.
PereslavlFoto
18.04.2022 17:32+1Во, отлично! А то десятку платить всё-таки очень дорого, месячная зарплата.
DMGarikk
18.04.2022 13:42+10около трех лет ездил с радиостанцией в авто, снял антенну на время покраски… и обратно не поставил… года 3 назад.
в Мск и области, в этом нет смысла, полная тишина, а на дальняк я редко езжу, а здоровенная антенна мешает на подземных паркингах
за это время не слышал ни клубов ни какихто объединений… коммерции полно, особенно в питере… причём так что реально задалбывают сплошняком гнать рекламу с перерывами по 1-2 минуте максимум
Матерятся постоянно и виртуозно.
позывных не слышал ниразу нигде
==
разок слушал в Мск «настоящих' радиолюбителей иИметь радиостанцию и не выходить в эфир – сущая пытка.
было явное впечатления собрания книжного клуба тех кому за 60… с пространными рассуждениями о смысле жизни. мне тогда было 35 и слушать людей в этом возрасте… скажем мысли побеседовать с ними не возникло вообще
==
очень изредко рация помогает скрасить стояние в пробке или медленно кудато ехать, помню медленно полз в огромнной колонне российских фур по трассе Брест-Варшава, эти три часа со скоростью 45кмч скрашивали только разговоры российских и белорусских водителейPereslavlFoto
18.04.2022 17:33О чём же были разговоры водителей в колонне фур? Что их радует и что печалит?
habrabkin
18.04.2022 19:24+1А некоторых Сибишка приводит к приключениям: 24epen.ru/forum/topic/3599-poezdka-v-prielbruse-na-mashine
SergeyMax
18.04.2022 23:07+4В целом водители фур сокрушаются по поводу неумения ездить водителей маленьких машин, и расстраиваются, что все пробки собственно из-за чайников на дорогах. Но каждый раз, когда я смотрю, когда тюлени переваливаются всеми своими осями через малейшую неровность на асфальте со скоростью 2 км/ч, или примерно с той же динамикой объезжают какое-нибудь дтп на трассе, у меня возникают сомнения в адекватном восприятии мира этими гражданами)
hollycon
19.04.2022 08:33+3У груженой фуры нагрузка на каждую ось намного выше чем у легковых. Неровности дороги сильнее сказываются на подвеске, вплоть до разрушения оной.
Пустые они летают так что страшно становится.
DMGarikk
19.04.2022 10:13+1да о жизни, о работе, о дорогах, о людях, о политике, о проблемах на таможне. минут 20 например обсуждали как баню правильно строить, оффлайн-радио форум такой получился
saipr
18.04.2022 15:24+12Все постоянно были на связи: и водители, и полицейские, и трактирщики, и даже помощник губернатора штата Нью-Мексико. В Советском Союзе такого не было…
Откуда пошла тяга к радиоделу или, как сейчас сказали бы, к электронике, я не помню, но увлечение было серьёзное. Началось всё во второй половине 60-х прошлого столетия с детекторного приёмника, потом были приёмники прямого усиления, потом супергетеродинный радиоприёмник да ещё с приёмом коротких волн. Вместо корпуса мыльница. Апофеозом стал магнитофон, где самое трудное было собрать лентопротяжный механизм, и миниатюрный телевизор. Последнее осталось незаконченным, хотя была разработана схема и изготовлена печатная плата. Проблема была в отсутствии кинескопа, электронно-лучевой трубки малого размера. Но когда я дома отремонтировал телевизор, мой авторитет в глазах родителей вырос до небес.
Помимо паяния радиоприёмников, заветной мечтой было собрать карманную радиостанцию, чтобы например иметь связь с родителями на даче. К сожалению, эта мечта тогда не осуществилась, но проводную связь среди нашего кружка радиолюбителей мы всё же смогли организовать:А сегодня наши мечты стали повседневной обыденностью и это здорово.
yarodin
18.04.2022 15:35+3Я где-то лет ~5-6 назад начал интересоваться радио и CB было практически самое доступное, но как-то вообще не проникся. Хотя даже успел в СПб в эфире застать доживающие последние дни CBшные радиоклубы. В целом на CB тогда был в основном мат-перемат, зацикленная реклама и местечковые "клубные срачи". Периодически натыкался на какие-то очень пространные разговоры в переделах города и области, которые и слушать мне было не особо интересно и сказать - нечего. Дальних прохождений именно на CB я не застал. CB станцию с антенной с машины в итоге тоже снял как абсолютно лично мне ненужную.
Правда интерес к радио у меня не пропал - через какое-то время получил позывной, выучил телеграф и поставил в машину любительскую КВ радиостанцию, в эфире /M работаю правда очень редко и только со стоянок - хватает стационарной позиции :)
На CB с тех пор вообщем-то больше и не заглядывал - с головой хватает радиолюбительских 10м и остальных бендов. Хотя какое-то общение "по интересам" внутригородское там продолжается насколько я знаю по рассказам коллег.
habrabkin
18.04.2022 19:20+1Храню еще с 90-х годов раритет. Когда то вовсю болтал с неё. А так у меня на Сиби были и Аланы и Урал-фермеры, Президенты, Вис-Р, не пересчесть. В 96 году даже пакетное радио работало.
фото
Soarerru
18.04.2022 22:59Был вот такой красный "Урал" в 93м году. При мощности в полватта работал на метров сто на прямой, в лесу - метров на 20. Как раз в тот год ходил на радиокружок - так преподаватель окобурел от идеи накрутить туда усилитель. Типа, можно и присесть было.
Yuriks111
18.04.2022 23:03+3На трассе имхо сибишка очень полезна. Фуры превращаются из "тормозов " в нормальных парней готовых помочь. Ехали за колонной, торопились. Попросил по рации пропустить, первая фура сказала когда безопасно (нет встречки), а вся колонная подвинулась. Пару раз подсказывали как объехать по проселкам и лестным дорогам.
Когда так к тебе относятся, хочется отвечать взаимностью, напр подсказать по рации если со стороны видишь если что с прицепом (колесо, повортник и т.п.).
Есессно все предупреждают о "засадах". Один раз кто-то передал про машину дпс которая ехала на встречке, другой сразу ответил где эта машина любит прятаться, через пару километров уже все кто "в канале" знали как зовут инспектора, где он живет и что он "едет куда-то с женой и сегодня не дежурит".
В общем на трассах иметь в машине очень полезно, на всякий. Но язык там конечно "трехэатжный" не очень для женщин и детей))
dimka310
19.04.2022 01:36Полностью согласен с Вами! Именно поэтому у меня в машине CB'шка с динамиком на тангенте - могу сделать потише и жена не слышит суровых мужиков :) У меня CB на каждой моей машине, начиная с 2009 года. Да, в последние годы дорожный эфир стал тише, это правда. И никак не могу подключиться к эфиру в Европе, хотя само радио уже настроил...
r3pab
19.04.2022 08:21У нас пенсионеры общаются и на 27 и на двойке. Ведут круглые столы. Работает попугай. При наличии прохождения часто на даль работают. В общем энтузиасты,как и на 80ке (хулиганы) еще остались. Так что сибишки с амплифаером в машине держу.
vadimk91
19.04.2022 12:06В нашем городке даже таксисты ушли с CB, и вообще там в эфире теперь тишина. В 90-х у исторического Ростелекома были рации на служебных машинах, там правда не CB, а где на FM диапазоне. Были и ретрансляторы в округе, поэтому связь запросто брала за 50 км от города. А сейчас поехала служебная машина и через 15 минут бывает не дозвониться на сотовый, "вне зоны обслуживания".
R820T2
20.04.2022 22:15Ещё на Си-би открываются далекие прохождения и можно пообщаться буквально со всей страной. Но и в Москве на 27,2 почти всегда кто-то есть, а на МКАД и на расстоянии до 5 км от него всегда можно крикнуть на 27,135 и кто-нибудь ответит. Си-Би все ещё живет. Опять же, в комментариях выше описывалась ситуация, когда нужно было попросить впереди едущую фуру пропустить - по телефону так не сделаешь.
ManFromArizona
Среди дальнобойщиков си-би медленно но верно умирает. На несильно загруженных трассах уже бывает никого недокричаться. Даже Питер-Москва - тихо, от Москвы на юг - еще болтают.
Gordon01
А почему так?
aMster1
Могу предложить что в связи с почти повсеместным покрытием сотовой связи, всякими группами и чатиками.
Ну и каждый суслик агроном - вместо общения сейчас реклама прет. Лет 10 назад поехал на машине в отпуск, взял у друга рацию. Что-то с ней было неправильно - слышал то я хорошо, а вот меня не очень, но не в том суть. Ребенок тогда был маленький, но у жены уши в трубочку сворачивались, да и я некоторые выражения слышал впервые. А возле больших городов смысла слушать вообще не было, если конечно я не собирался бы купить соляру в полцены и девок для досуга. Стационарную радиостанцию с хорошей антенной поставить проще чем автомобильную. И бить она будет дальше. Так что для простых водителей СВ себя кажется исжила.
SONce
Еще лет 5-6 назад заметил что таксисты пользуются приложением на телефоне эмулирующим рацию. Не помню название. Покрытие есть везде, возможностей в разы больше чем у рации, качество голоса выше и т.д.
Alex_Yan
zello
sergej_pipets
где есть интернет. А есть он не везде. Для города, да, пригодно.
SONce
ну по главнм транспортным артериям он практически везде, а в иных местах ни он, ни сб как правило и не нужно
sergej_pipets
А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.
— Понедельник начинается в субботу (Аркадий и Борис Стругацкие)
habrabkin
Как дальнобойщики смеются, когда кто-то не отвечает в эфире: — На рацию денег не положил :-) Чатики и зелло хорошо, но водилам нужна связь в пределах видимости чаще. Крикнуть что колесо дымит или железка на 2й полосе под правым колесом валяется, топливо купить\продать, «дафчик, без света едешь», ну или про машинки рассказать. Кому водила в зелло будет кричать? Или в чатик писать… Это разве что поколение сменится, будут новые которые радио не знают… Хотя и сама профессия возможно умрёт — беспилотники будут.
Javian
Несколько лет назад покупал простенькую рацию WLN KD-C1 (433 MHz) для экспериментов с APRS - чувствительность у неё шикарная. RTLSDR такого близко не слышит.
Иногда попадались автотуристы на легковушках и один из таких случаев был забавный - в эфире развивалась какая-то приключенческая история, которую я воспринимал как покатушки по грязям где-то недалеко. Туристы периодически упоминали колею, пару раз выталкивали автомобили вручную, друг друга где-то ждали и вдруг прозвучало слово "снег". Что вызвало у меня недоумение - "WTF?". Если в то, что где-то грунт не высох и они застряют в грязи можно поверить, то снег звучал невероятно, пока я не обратил внимание на белоснежные горные вершины на горизонте :)
dmitrko
Все ушли в 144/433. Пару лет назад в начале пандемии вытащил с антресолей свою старую сибишку, думал - долгими зимними вечерами, возле коптящей керосники вслушиваться в хрипящий эфир с последними выжившими. Фиг. На всём сиби диапазоне тишина, только пара автоматов с рекламой шинмонтажа каждых две минуты. И это при 100ватном кирпиче и антере на 15м этаже. СиБи осталось в 90-х когда в эфире было не протолкнутся.
Javian
Судя по форуму Радиосканер - в Европе и Азии вполне ловятся http://lpd.radioscanner.ru/topic27043-5.html