Привет, Хабр! Меня зовут Сергей Барановский, я руководитель проектов по аналитике в Блоке по клиентскому опыту и сервису МТС.

Сегодня поговорим о том, что такое NPS, чем упущенный импакт отличается от обычного и как он может помочь при расстановке приоритетов.

Сколько всего скрывается под аббревиатурой NPS! Геймеры подумают, что это сокращение означает New PlayStation, нервные трудоголики прочитают как Need Powerful Sedative, но на самом деле NPS расшифровывается как Net Promoter Score – индекс потребительской лояльности. Эта метрика показывает отношение потребителей к бренду. Для большинства компаний (и для нас в том числе) она стала частью жизни. До такой степени, что не нужно приводить формулу расчета, она навеки отпечаталась на коре головного мозга, словно тибетская мантра.

Тем же, кто не знаком с NPS, поведаю методику расчета.

Рисунок 1 – Наглядный расчет NPS
Рисунок 1 – Наглядный расчет NPS

Touchpoint NPS, или сокращенно tNPS, считается аналогичным способом. Разница лишь в том, что NPS отражает общий уровень взаимодействия с компанией, а tNPS – это оценка конкретного опыта использования товара, услуги или сервиса.

Для примера возьмем клиентский центр МТС (в целях конспирации все последующие бизнес-показатели будут обозначены условно). Каждый день к нам в колл-центр обращаются десятки тысяч клиентов. На выходе мы имеем вот такой набор:

  • оценка клиентом общения с оператором, из которого мы получаем tNPS;

  • причины обращения клиента, сгруппированные в темы;

  • иные показатели, которые не так важны для нашего исследования.

Для сотрудника, курирующего деятельность клиентского центра, наблюдение за динамикой tNPS – привычное дело. Условимся, что в ходе анализа сотрудник должен присвоить приоритет каждой теме, с которой обратился клиент. Высокий приоритет означает, что проработка темы в потенциале может дать наибольший прирост показателя tNPS. На одном из подходов расстановки приоритетов мы и остановимся подробнее.

В классическом виде таблица с динамикой tNPS выглядит так. Назовем такое представление данных «Динамика tNPS»:

Рисунок 2 – Динамика tNPS
Рисунок 2 – Динамика tNPS

Разберем плюсы и минусы.

Плюсы:

  • простота (не требуется дополнительных разъяснений для понимания, как работать с этими данными);

  • чистые показатели (обычный tNPS без изысков, который можно пересылать без разъяснения контекста).

Минусы:

  • отсутствие приоритета (нет понимания, какая тема имеет большую значимость, а какая – меньшую).

Так как в рамках статьи наша задача состоит в приоритизации тем, то отсутствие приоритета – это существенный минус. Разберем проблему приоритета на конкретном примере. Исходя из таблицы, в третий день наибольшим потенциалом для проработки обладает Тема 4, так как у нее самый низкий tNPS – 43%. Но так ли это? Рассмотрим общее количество оценок, участвующих в расчете tNPS, в том же разрезе по темам и дням:

Рисунок 3 – Количество оценок tNPS
Рисунок 3 – Количество оценок tNPS

Видно, что в третий день Тема 4 имеет всего 14 оценок, когда как у Темы 1 целых 70 оценок. Что лучше для общего tNPS: проработать Тему 4 с самым низким tNPS, но с небольшим количеством оценок или же проработать Тему 1 с более высоким tNPS, но с куда большим количеством оценок? Прямая логика улучшения клиентского опыта говорит, что нужно подтягивать темы с наиболее низким tNPS до приемлемого уровня. Но если целью стоит повышение общей удовлетворенности клиентов – нужно отдавать приоритет тем темам, которые внесут наибольший импакт в прирост общего tNPS.

Импакт tNPS показывает, сколько процентных пунктов tNPS вносит та или иная тема в общий tNPS. Соответственно, сумма импакта tNPS по всем темам будет равна общему tNPS. Для расчета импакта нужно умножить tNPS темы на ее долю в количестве оценок:

tNPSимп = tNPSтема * Долятема

Такое представление данных назовем «Динамика импакта tNPS»:

Рисунок 4 – Динамика импакта tNPS
Рисунок 4 – Динамика импакта tNPS

Разберем плюсы и минусы этого представления.

Плюсы:

  • состав (сразу видно, насколько та или иная тема влияет на общий tNPS).

Минусы:

  • сложность (нужно держать в голове, что показатели по темам нельзя использовать в качестве показателя tNPS, это именно импакт tNPS, который в отрыве от таблицы будет больше запутывать, чем помогать);

  • приоритет (нет понимания, какая тема имеет большую значимость, а какая – меньшую).

Итак, мы взяли обычный tNPS, провели с ним манипуляции и на выходе получили таблицу, которая имеет больше минусов, чем плюсов. Почему так произошло? Рассмотрим на примере Темы 5. С третьего по пятый день импакт tNPS по ней снизился с 13 п.п. до 1 п.п. Но как изменился приоритет Темы 5 из-за такого снижения? Представим, что мы не знаем ни tNPS, ни доли оценок, и нам приходится оперировать только показателем импакта. Возникает проблема, которую иллюстрирует график ниже. На нем показаны все возможные сочетания tNPS и доли оценок, дающие импакт tNPS = 1 п.п.:

Рисунок 5 – Распределение импакта tNPS = 1 п.п.
Рисунок 5 – Распределение импакта tNPS = 1 п.п.

Нам интересно работать с темой, которая имеет большой объем и низкий tNPS. Такая тема дает больший рычаг воздействия на показатель общего tNPS. А вот темы с небольшим объемом и высоким tNPS – крайне неинтересны, с ними и так все в порядке. Таким образом, руководствоваться одной лишь метрикой импакта tNPS для определения приоритетных тем невозможно.

При расчете импакта tNPS мы смотрим на текущий вклад темы в общий tNPS. Подойдем к расчету импакта tNPS с другой стороны – посчитаем не текущий вклад темы, а упущенный. Упущенный импакт tNPS – это то, насколько бы процентных пунктов прирос общий tNPS, если бы при текущем количестве оценок тема имела бы 100% tNPS. Расчет упущенного импакта очень похож на расчет обычного импакта, только вместо tNPS мы используем (1 - tNPS), то есть недостающее до 100% значение tNPS:

tNPSуп.имп = (1 - tNPSтема) * Долятема

Назовем такое представление данных «Динамика упущенного импакта tNPS»:

Рисунок 6 – Динамика упущенного импакта tNPS
Рисунок 6 – Динамика упущенного импакта tNPS

Разберем его плюсы и минусы.

Плюсы:

  • приоритет (сразу можно выделить высокоприоритетные темы).

Минусы:

  • сложность (объяснять суть упущенного импакта tNPS еще сложнее, чем простого импакта tNPS).

Мы добились того, что при взгляде на таблицу можем сразу приоритизировать темы. Так, на пятый день Тема 2 и Тема 3 имеют 18 п.п. упущенного импакта tNPS. Посмотрим на все показатели сразу:

Рисунок 7 – Показатели по темам с упущенным импактом tNPS = 18 п.п.
Рисунок 7 – Показатели по темам с упущенным импактом tNPS = 18 п.п.

Тема 2 имела низкий tNPS = -6% и получила низкую долю оценок = 17%. У Темы 3 высокий tNPS = 59% и высокая доля оценок = 44%. И тут мы уже сами решаем, какой подход нам ближе при равном потенциале: поднимать и так достойный tNPS по популярной теме, либо взять тему с меньшим весом, но с низким tNPS. Построим еще раз график, на котором показаны все возможные сочетания tNPS и доли оценок. Но теперь вместо импакта tNPS используем упущенный импакт tNPS = 1 п.п.:

Рисунок 8 – Распределение упущенного импакта tNPS = 1 п.п.
Рисунок 8 – Распределение упущенного импакта tNPS = 1 п.п.

Как видно, при упущенном импакте tNPS = 1 п.п. нет ни одного сочетания tNPS и доли оценок, которые нам были бы интересны (в отличие от обычного импакта). Так что при приоритизации тем мы можем оперировать только упущенным импактом tNPS.

В заключение хочется рассмотреть альтернативные способы визуализации упущенного импакта tNPS. Первый вариант – это гистограмма с накоплением упущенного импакта tNPS. В таком представлении данных сразу можно видеть суммарный потенциал роста tNPS, а также динамику по интересующим темам:

Рисунок 9 – Упущенный импакт tNPS в виде гистограммы с накоплением
Рисунок 9 – Упущенный импакт tNPS в виде гистограммы с накоплением

Второй вариант интереснее. Ранее, рассматривая плюсы и минусы упущенного импакта tNPS, мы подчеркнули, что сотрудник может испытывать трудности при использовании нестандартного показателя. В качестве альтернативы можно использовать стандартный показатель tNPS, но при этом делать заливку данных по показателям упущенного импакта tNPS:

Рисунок 10 – tNPS с заливкой по упущенному импакту tNPS
Рисунок 10 – tNPS с заливкой по упущенному импакту tNPS

Так сотрудник будет видеть привычный ему показатель tNPS, а заливка будет служить подсказкой, какая тема приоритетней. В Excel вопрос совмещения одних данных с заливкой по другим данным может быть решен с помощью вставки связанного рисунка: берем таблицу с упущенным импактом tNPS, делаем заливку по показателям, скрываем значения (например, просто уменьшая шрифт до 1), копируем показатели из таблицы tNPS и делаем вставку связанного рисунка поверх заливки. В более гибких средах, скорей всего, можно обойтись без таких «костылей», а задать параметры заливки прямо в коде.

Вот и все. Конечно, вы можете сказать, что куда проще и эффективнее выводить таблицы с tNPS и количеством оценок, и принимать решение просто сопоставляя показатели из двух таблиц. Но ведь когда-то и показатель tNPS мог казаться излишним: вместо одной метрики мы могли анализировать распределение всех оценок. В наше время данные – это новая нефть. Но когда этой «нефти» становится слишком много – нужно уметь ее перерабатывать, чтобы при меньшем объеме сохранялся, а то и вырастал суммарный КПД.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях к статье, там же жду ваши истории о работе с tNPS!

Комментарии (7)


  1. cless75
    22.04.2022 14:26

    Интересная тема. если я правильно понял - Суть в том чтобы сразу определять зону где необходимо осуществлять корректировку ?
    Имхо путает отсутствие короткого названия для упущенного импакта tNPS


    1. asketoff Автор
      22.04.2022 17:10

      Суть в том, чтобы понимать, проработка какой темы в потенциале может дать наибольший импакт. А дальше пользователь отчета должен уже сам определять, что выгоднее для компании: поднимать низкий tNPS по отдельным темам или же поднимать общий tNPS, прорабатывая тему с наибольшим потенциалом (высоким значением упущенного импакта tNPS).


  1. slavashock
    22.04.2022 15:22

    Для обратного импакта вернее будет вычитать не из единицы, а из реальной цели по показателю. Какие-то тематики у вас выше цели, какие-то ниже, но те, которые выше будут явно не интересны с отрицательным обратным импактом, а те, которые остались честнее распределятся.

    Ещё данные можно нормализовать для каких-то конкретных тематик, какие-то будут в потолке возможного tNPS, а какие-то поднять не реально.

    Что дальше делаете с подготовленными данными?


    1. asketoff Автор
      23.04.2022 14:49

      Тут с Вами соглашусь. Если имеются цели, то лучше вычитать из них. Но, если таковых нет, то единица - единственный вариант.

      Данные передаются сотрудникам, отвечающим за развитие клиентского сервиса. В идеале, у клиента не должно быть каких-либо проблем, которые вынуждали бы его обращаться в клиентский центр. Но, если он все-таки обращается, то мы должны дать ему такой уровень сервиса, чтобы он остался максимально доволен. Поэтому сотрудники, которые работают с отчетностью, используют данные в том числе для того, чтобы выбрать направление, в котором следуют проводить мероприятия по повышению клиентской лояльности. Самый простой пример - это обучение операторов, если какая-то тема сильно проваливается из-за их недостаточной подготовленности.


  1. ermouth
    22.04.2022 17:37

    Итого: судя по статье и картинкам получается, что хронические проблемы качества клиентского сервиса не решаются и никогда при такой схеме учёта важности решены не будут. До них просто руки не дойдут. Тушить пожары, да даже просто дуть на слабые и временные локальные перегревы всегда будет важнее. Нет?


    1. asketoff Автор
      23.04.2022 14:56
      -1

      Тут с Вами не соглашусь. В компании есть множество отделов. Одни условно "тушат пожары", другие - занимаются развитием. Клиенту нужна помощь здесь и сейчас, у него нет времени ждать, пока технологии шагнут вперед, но это не значит, что движение отсутствует. Простой пример - списание денежных средств. Мы можем развивать приложение Мой МТС, чтобы движение денежных средств было более прозрачным. Но это не отменяет того факта, что клиенту нужно ответить прямо сейчас, куда делись его деньги.


      1. ermouth
        23.04.2022 15:33

        что клиенту нужно ответить прямо сейчас, куда делись его деньги

        Это забавно, что вы вынесли вековую проблему МТС как иллюстрацию. Зря вы.

        Судя по к-ву жалоб на кражу денег со счёта, найденных через гуглояндексы, МТС кратно опережает по этому показателю других операторов, даже если откорректировать результаты на разницу в к-ве абонентов.

        Ещё раз: кратно.

        Здесь мгновенно видно, что статистика с длинным окном (поисковик) сразу показывает проблему, которая для МТС является хронической, но в вашей схеме оценок эта проблема – подпороговая, и навсегда такой останется.

        Когда где-то в компании годами так относятся к клиентам, эта культура расползается по всей компании. В результате режим мелкого жульничества включается всегда, даже там, где он может привести к совсем не мелким потерям.

        Пример – в соседнем посте ваш коллега врал и выкручивался про облачные сервисы МТС ровно так, как врут ваши консультанты в салонах. Про деньги, кстати, врал, и про ответственность МТС. Ну и про сроки, скажем, не врал, а так, лукавил.

        ---

        Поэтому потенциал как основа ранжирования – идея в общем хорошая и правильная, но вы то пишете про ранжирование на основе локальных флуктуаций, а совсем не обобщённого потенциала.