Привет! В этом посте мы расскажем, как команда «Спортмастера» проектировала новую корзину сайта и процесс оформления заказа для нашего мобильного приложения.
Сейчас «Спортмастер» находится на этапе омнитрансформации — трансформируется формат взаимодействия с клиентами, сайт и мобильное приложение сразу. Масштаб работ впечатляет, но вначале расскажу о том, над чем сейчас работаю. В список моих задач входит проведение интерфейсных исследований и UX-проектирование. Если говорить проще, главная задача — сделать интерфейс сайта и мобильного приложения легким для использования и интуитивно понятным.
Меня зовут Андрей Кононов, я UX-эксперт Sportmaster Lab, а под капотом — наш путь, советы и чеклист из 7 пунктов для тех, кто тоже занимается UX-тестированием.
На самом старте работ появилось несколько сложностей: большое количество согласований (что сильно замедляет скорость запуска) и комбинаторика возможных действий пользователя и системы. Осложняло ситуацию то, что последние 4 месяца уже шли какие-то согласования. Нужно было сделать паузу и составить план работ, который бы позволил структурировать информацию и согласовывать каждый пласт работ последовательно.
Этап 1. Работа с ограничениями. Хорошо бы сделать так, но…
Что вообще может быть сложного в процессе оформления заказа? Пользователь добавил товары в корзину, выбрал способ получения, указал необходимую информацию, выбрал способ оплаты и оплатил.
Звучит просто, правда? К сожалению, на каждый из этих этапов есть огромное количество «НО».
Что, если… пользователь добавил товар в корзину, зашел через несколько дней, а товара уже нет в наличии?
Что, если… товара нет в наличии. Удалить товар из корзины или оставить? Или перенести в “Избранное”?
Что, если... пользователь хочет купить 3 единицы одного товара, а сейчас доступно только 2 единицы?
Что, если… пользователь хочет оформить заказ не для себя, а для кого-то из родных или друзей?
В первую очередь необходимо было собрать все возможные ограничения, чтобы они были учтены при реализации UX-прототипа. Для сбора базовых требований и ограничений были проведены брифинги со стейкхолдерами. Самые серьезные интерфейсные ограничения и сложности лежали за пределами интерфейса.
Логистика и доставка. Все товары у «Спортмастера» делятся на несколько категорий в зависимости от доступности в конкретном магазине:
Товар есть в магазине, можно его забронировать или купить.
Товара нет в наличии, но он есть в другом магазине в пределах одного города. Возможен подвоз товара по предоплате.
Товара нет в магазине, но он есть на региональном складе, можно забронировать его или купить.
Товар отсутствует в каталоге и недоступен для покупки или бронирования.
Исходя из этих ограничений, мы получаем ряд сценариев. Наш идеальный мир — когда все товары в заказе доступны для бронирования и покупки. Самое интересное начинается, когда у пользователя в корзине товары, часть которых доступна для самовывоза, а часть — для доставки.
Что делать, если товаров с разными условиями в корзине много?
Этап 2. Колесо уже изобрели. Анализ наработок и конкурентов
Давайте немного осмотримся. Изучите свои прошлые наработки, если они есть, посмотрите, как это реализовано у коллег из схожих и смежных проектов. Важно изучить опыт как отечественных, так и зарубежных компаний. Это поможет найти все возможные решения функциональной проблемы.
После изучения и систематизации информации было описано 5 возможных вариантов действий при сложном неоднородном заказе:
1. На каждый товар оформляется свой способ получения
На первый взгляд, логичный способ, ведь если для каждого товара существуют свои условия получения, почему бы не привязать способ получения к товару?
Сложности начинаются, если товаров больше трех. Во-первых, необходимость постоянно выбирать способ получения утомляет пользователя. Во-вторых, крайне неудобно, когда один товар нужно получить 10 числа в магазине, второй товар 15 числа доставят на дом, а третий забронирован в магазине и есть 48 часов, чтобы его забрать.
2. Если для товара недоступен способ получения — удалить товар из корзины
Наверное, один из самых радикальных способов. Если пользователь выбрал самовывоз, а для этого способа доступно 4 из 5 товаров в корзине, один товар будет просто удален. Часто даже нет никакого оповещения об удалении товара. В итоге вы оформили заказ, а при получении обнаружили, что чего-то не хватает, хотя до этого радовались неожиданной скидке…
3. Корзина разбивается на несколько заказов. На каждый заказ свой способ доставки и отдельная оплата
Этот способ намного проще и понятней предыдущих. Но при этом есть повторяющиеся действия в виде оплаты заказа. Если вспомнить школьный курс математики, общий элемент выносится за скобку. Это правило применимо и для удобства интерфейса. Такой вариант допустим, если у вас есть технические ограничения, например, разные юрлица, либо разная система финансового учета.
4. Несколько заказов. Разный способ получения, единая оплата
Всё как в прошлом варианте, только единая оплата для всех заказов. Учитывая технические ограничения, из-за которых заказ разбивается на несколько, это наиболее удобный вариант для пользователя.
5. Единый способ получения, но дольше ждать заказ
Это не отдельный вариант, а скорее опция, которая может быть скомбинирована с предыдущими способами. Если у пользователя 2 заказа: один на самовывоз 5 числа, другой на доставку 10 числа, — можно предусмотреть опцию, что все товары будут доставлены в пункт самовывоза 10 числа. В таком случае клиент заберет все товары сразу в одном месте, но придется подождать. Если это не срочный заказ, то клиенту удобней подождать, но забрать все товары одним заказом. Это близко к нашему идеальному миру.
Все способы оформления заказа были разбиты на категории — нежелательно, допустимо и рекомендуемо. Первый и второй способы попали в категорию нежелательно к использованию, третий способ — допустимо, а четвертый и пятый – в рекомендуемые, так как наиболее удобны для покупателя.
О выбранном способе в «Спортмастере» расскажем дальше — появятся нюансы, которые мы не видели раньше.
Этап 3. User Story Map и сценарий оформления заказа
Для проектирования сложной системы крайне важно отразить возможные действия пользователя и системы, это необходимо, чтобы не упустить важные интерфейсные элементы (например, не забыть, что клиент может оформить заказ на свое имя, а может на другого человека).
На этом этапе непонятно, какой интерфейсный вариант будет выбран при сложных условиях получения товара. Для описания функционала и возможностей составляем карту пользовательских сценариев и сценариев системы.
Для составления такой карты в первую очередь нужно описать по шагам основной сценарий, в нашем случае это оформление заказа. Далее для каждого шага описываются возможные действия пользователя и системы. Такой подход позволяет визуализировать основные шаги и увидеть картину в целом.
Постоянная работа с документом позволит не упустить функции, кнопки и фильтры на этапе проектирования, а значит, исключить сложные доработки на более поздних этапах.
Этап 4. Usability – это не только удобный интерфейс, но и вариативные сценарии
Как мы говорили ранее, даже в банальном сценарии оформления заказа очень много подводных камней. Авторизован пользователь или нет, активировал промокод или нет, а может, у него часть товаров недоступна, и прочее.
Все это невозможно удержать в голове. Кроме этого, ограничения нужно утвердить, ведь у каждого участника проекта свое видение, и нужно синхронизироваться в силу своих компетенций. Нюансы договора, особенности логистики, условия хранения на складе и подвоза товара. Отсюда появляется необходимость создать сценарную карту.
Если вспомнить возможные варианты разделения заказа, то «Спортмастер» остановился на опциях:
Возможность объединения заказов в один (если возможно), но срок получения будет увеличен.
Разделение корзины на несколько заказов, каждый оплачивается отдельно. Вариант был выбран из-за технических ограничений и временной невозможности единой оплаты.
Как только мы собираем логическую карту, становятся понятны все ограничения и сценарные разветвления.
Этап 5. UX-проектирование и pivot. Не только стартапы делают разворот
Согласовав все нюансы, карты и сценарии, переходим к проектированию корзины и процессу оформления заказа. Это крайне важный этап, который позволяет согласовать всю логику и в дальнейшем сэкономить время на этапах дизайна и разработки. Именно на этапе UX-прототипа легче всего проводить процесс согласования.
Согласование прототипа происходило в несколько этапов, с каждым последующим уровнем увеличивалось количество людей, участвующих в принятии прототипа.
На одном из последних этапов произошло самое страшное…
Появилась необходимость в корне изменить логику работы с заказами, что откинуло процесс практически к самому началу (как оказалось далее, все было не так плохо).
Ранее была следующая логика — пользователь оформляет заказы и на финальном этапе видит два заказа. Для каждого свои условия получения и способ оплаты. Но проблема была в том, что оба заказа находились на одном экране, и чтобы увидеть второй заказ, до него нужно было доскроллить (а что, если заказов не два, а три?). Возник риск, что пользователь просто не увидит это и уйдет, не оформив следующий заказ.
В лучших традициях бизнес-сообщества мы сделали pivot (изменение изначальной концепции). Хоть этот термин больше подходит для стартапов, которые меняют свою концепцию, у «Спортмастера» был интерфейсный разворот.
Оформление заказов стало последовательным: после завершения одного заказа открывался новый заказ и появлялась подсказка, что необходимо дооформить оставшиеся товары. Таким образом получилось наладить коммуникацию с пользователем.
Согласились, расслабились и готовы были переходить к дизайну. Или все-таки не стоило?
Этап 6. Как проверить UX-прототип на реальных пользователях
Прежде чем переходить к дизайну, нужно проверить нашу гипотезу. Может, у нас профессиональная деформация, поэтому удобно будет только нам? А что скажут пользователи?
Прототип — отличный инструмент, который помогает провести исследование с реальными пользователями на ранней стадии, не тратя ресурсы дизайнеров и разработчиков на дальнейшие переделки.
Для тестирования была создана отдельная версия прототипа с максимальной детализацией, где можно было смоделировать реальное оформление заказа с изменением цвета товара, размера, количества, способа получения и другими параметрами. Перед проведением usability-тестирования были составлены два сценария, по которым пользователи должны были пройти и дать обратную связь.
Сценарии звучали так:
Сценарий 1: Оформите заказ. Доставка по адресу Кутузовский 24, 12 декабря, необходима сборка товара, время доставки с 14:00-15:00. Используйте промокод для снижения цены. В качестве способа оплаты используйте банковскую карту **4152.
Сценарий 2: Оформите заказ. Самовывоз из ТЦ «Европолис» 15 декабря, используйте промокод для снижения цены. В качестве способа оплаты используйте банковскую карту **4152.
Был выбран модерируемый формат тестирования, то есть при каждом тестировании участвовал UX-исследователь, который мог задать вопросы: что понятно? Где были сложности? Иногда он мог напомнить задание. Такой формат позволил понять, удобен ли и понятен процесс оформления заказа в целом. Кроме того, это позволило найти недоработки и идеи для улучшения. Учитывая пандемию, все интервью с пользователями проходили онлайн, в формате аудио/видеозвонка и демонстрации экрана с телефона респондента.
Только после такого подробного исследования, UX-проектирования и проведения Usability-тестирования с реальными пользователями прототип и вся документация были переданы UI-дизайнерам.
Правки и доработки логики были и на этапе дизайна, но их количество было сокращено в разы. Кроме материалов у нас на руках были результаты тестирования с настоящими пользователями, что являлось железным аргументом.
Summary. В двух словах, что нужно делать
При разработке нового функционала или улучшении текущего необходимо комплексно и по-своему дотошно подойти к процессу сбора информации и чернового проектирования логики. Кроме того, вы всегда можете опрашивать пользователей на ранних стадиях, что позволит заранее проработать все сценарии, нюансы и получить новые идеи.
Итоговый чеклист: что нужно сделать перед UI-дизайном и разработкой:
Соберите всю информацию от всех стейкхолдеров. Пожелания, ограничения, идеи. Это позволит синхронизироваться в итоговом видении продукта.
Изучите, как это реализовано на похожих проектах. Часто можно найти решение лучше и интересней, чем есть у вас. Либо это может дать идею, как объединить А и В и при этом получить С.
Составьте карту сценариев. Выделите основной сценарий (при работе с проектом, а не функцией, таких сценариев может быть большое множество), разбейте его по шагам. Для каждого шага опишите возможные действия пользователя и системы.
Сделайте логическую карту интерфейса. Если пользователь не авторизован или если пользователь оплатит картой или наличными и так далее.
Нарисуйте черновой UX-прототип. Визуализируйте интерфейсную логику. Уже на этом шаге можно увидеть, что не все, что вы планировали, можно реализовать с изначальной задумкой. Здесь же вспомните и те моменты, которые ранее не были учтены.
Объедините прототипы в карту переходов. Если пользователь нажмет на кнопку «Регистрация», он перейдет на страницу… Это позволит максимально просто донести логику для всех участников команды;
Проведите тестирование по готовым прототипам с реальными пользователями. Не бойтесь критики, возможно, что-то придется переделать, но в конечном итоге это пойдет на пользу вашему продукту и бизнесу.
Самое важное, что все перечисленные шаги не требуют от вас крупных финансовых вложений. При должном желании их не будет в принципе. Пройти путь предпроектной подготовки и проверки гипотезы с реальными пользователями — значит, ускорить выход продукта и сократить затраты как временные, так и финансовые.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы следить за омнитрансформацией «Спортмастера».
Комментарии (5)
RomTec
25.05.2022 00:18+1Если есть выход на разработчиков именно сайта, передайте им пожалуйста - пусть просто и по-хорошему вернут прежний дизайн. Вроде в прошлый раз вовремя одумались, мы даже рассердится толком не успели, кто их надоумил опять "обновляться".
lightmaker
25.05.2022 09:42Формулировка сценариев для тестов - такое себе, конечно. Вы выпиливаете контекст пользователя давая им четкие инструкции, люди не думают озвученными вами категориями :/
orcy
25.05.2022 12:13+1Спасибо за статью, вроде ничего не обычного, но написано как-то чётко и по делу.
Не знаю сколько в итоге в продажах будет вклад UI, но решать в конечном итоге будет UX, а именно как часто у реальных людей будет срабатывать простой кейс - положил в корзину - заплатил - получил. Примерно так работает wildberries/ozon, когда в спортмастере видишь что надо ехать на другой конец города, самое шикарное UI не сильно компенсирует.
Yuriy_krd
Первым пунктом должно идти увольнение всех, кто причастен к нынешнему дизайну сайта и приложения. Надеюсь, в аду у для этой команды есть отдельный котел. Верните прежний легкий дизайн, где было много информации на одном экране, а не вот это все, где много цветных полос, жирный текст, а с объемом информации приходится гонять экран туда-сюда. И да, приложение удалил со смарта после постоянно задалбывающих уведомлений о разных акциях с невозможностью отключить все эти супер-пупер-акции.
TsarS
Люди привыкают к хорошему. Я вот почувствовал счастье, когда Спортмастер прекратил рассылать ежедневные СМС капслоком с криками про их бонусы.